Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды 20
1.1. Генезис понятия «семейные ценности» 20
1.2. Поликультурная среда как источник формирования у юношей ценностного отношения к культуре родителей в национально-смешанной семье 60
1.3. Особенности приобщения юношей к семейным ценностям в процессе образования в высшем военном учебном заведении 85
1.4. Модель формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды 100
Выводы по первой главе Мб
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у курсантов семейных ценностей в условиях поликультурной среды 119
2.1. Диагностика исходного уровня ценностного отношения юношей к семье и семейным ценностям в условиях поликультурной среды 119
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у юношей семейных ценностей, готовности к созданию собственной семьи 158
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 181
Выводы по второй главе 194
Заключение 196
Библиографический список использованной литературы 203
Приложения
- Генезис понятия «семейные ценности»
- Поликультурная среда как источник формирования у юношей ценностного отношения к культуре родителей в национально-смешанной семье
- Диагностика исходного уровня ценностного отношения юношей к семье и семейным ценностям в условиях поликультурной среды
- Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у юношей семейных ценностей, готовности к созданию собственной семьи
Введение к работе
Актуальность проблемы и темы исследования. Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании и развитии подрастающего поколения, он, проявляется в многообразии форм взаимодействия, его непрерывности и длительности, диапазоне ценностей, которые осваиваются в семье.
В работе с юношами для нас важен аспект ценностной ориентации на семью, связанный с формированием их направленности на семью, с осознанием семьи как ценности; освоение юношами позитивных семейных ценностей.
Семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия (И.Ф.Дементьева, О.Г.Дробницкий, О.В.Дыбина, Н.Н.Никитина, Н.С.Розов).
А.Б.Федулова определила семейные ценности как социокультурные предпочтения в брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения, выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества). Семейные ценности в этом понимании связаны с ценностными ориентациями членов семьи и способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям.
Ценности конкретной семьи определяют ее культуру. Культуру семьи можно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся результатом ее исторического развития. Члены семьи (и дети), действуя в рамках семейных ценностей (культуры семьи), являются одновременно и объектом культурных взаимодействий, и субъектом, творцом ценностей.
Ценностные отношения представляют собой одновременно процесс восприятия и понимания мира через призму ценностей, результат этого процесса: отношение субъекта к определенным объектам как личностным ценностям (А.М.Булынин, А.И.Титаренко). Становление системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является юношеский возраст. Современные образовательные учреждения с многонациональным составом обучающихся нуждаются в научно-методической базе, программах, учитывающих многоэтничность субъектов взаимодействия и формирование ценностного отношения к национальной культуре.
Бережное отношение к семейным ценностям и национальной культуре родителей находится в тесной взаимосвязи с представлениями о «родителъстее» и «родительской культуре». Представления о полноценной семье в отечественной культурной практике неотъемлемо связаны с установкой на рождение детей и звание родительства. Родительская культура — одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом.
Особо пристального внимания и изучения требуют современные национально-смешанные семьи, так как в них ее представители являются носителями двух и более культур. Следовательно, в смешанных семьях ребенок с самого рождения находится в условиях разнонациональной
5 среды, приобщается к разным культурам. В зависимости от того, как решается вопрос ценностного отношения к культуре родителей, можно судить о положении отца и матери в семье, их взаимоотношениях.
Сохранению многопоколенности каждой семьи способствует использование сложившихся национальных традиций как в однонациональных, так и многонациональных семьях. Отсюда следует важность формирования ценностного отношения к национальной культуре родителей в межнациональной семье. Изучение проблем национально-смешанных семей позволяет дополнить имеющиеся знания о нынешнем состоянии семейно-брачных отношений и передаче семейных традиций подрастающему поколению. Сам факт заключения межнационального, брака свидетельствует о нравственном сближении людей разных национальностей. В межнациональной семье имеются благоприятные, возможности общения родителей и детей и на языке отца, и на языке матери.
На сегодняшний день существует несколько теоретико- методологических направлений, рассматривающих проблему поликультурного образования: наиболее значимым для .нашего исследования является одно из направлений — формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире, согласии с людьми разных национальностей (В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова).
В определении А.А.Кожуровой поликультурная образовательная среда основана на единстве обучения и воспитания, развития личной инициативы; различных форм самоактуализации и личной ответственности; направлена на решение задач, в которых поликультурная среда может реализовываться в том случае, если ребенок как бы «охвачен», «окружен» со всех сторон культурными и общечеловеческими ценностями в режиме практико-ориентированного диалога культур; в основе личностно-ориентированного образования лежит ценностное отношение к ребенку, к детству, как к уникальному периоду его жизни; его основными гуманистическими ценностями являются: культура как среда, растящая и питающая личность, творчество как способ развития человека в культуре; формирование нравственных идеалов и патриотизма; сущность и цели поликультурного образования правомерно учитывают проблемы образования общепланетарного значения, выдвигающие идею мира и взаимопонимания.
Национально-смешанная семья, рассматриваемая нами как совокупность членов разнонационального семейного коллектива, находится под большим влиянием поликультурной среды. В нашем понимании, поликультурная среда — это часть педагогической и социальной среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах и т.д.
На социально-педагогическом уровне актуальность формирования семейных ценностей определена многоэтничностью российских регионов, населенных как однонациональными, так и межнациональными семьями. Близкое общение людей разных национальностей в многонациональных коллективах, увеличение интернациональных семей способствует тесному взаимодействию народов, создает условия для уважения их национальных культур. Особое значение приобретает поиск эффективных путей формирования семейных ценностей в условиях поликультурной среды.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по формированию у подрастающего поколения семейных ценностей в условиях поликультурной среды объясняется недостаточной теоретической изученностью, отсутствием научной обоснованности педагогических условий формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная методическая разработанность системы воспитания подрастающего поколения в национально-смешанных семьях, не изучены особенности приобщения к семейным ценностям, толерантности по отношению к разным народам,, хотя в последние годы проблема семьи, семейных ценностей, национальных ценностных отношений стала предметом пристального. изучения педагогов, что, в свою очередь, обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования и воспитания.
Проведенный нами анализ вышеуказанных исследований, а также наш собственный педагогический опыт в решении проблем формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды выявили противоречия: - между потребностью общества в осуществлении национального, межнационального воспитания, приобщения молодежи к культуре народов полиэтнического окружения, к семейным ценностям в национально- смешанных семьях и отсутствием необходимых педагогических условий в современной системе воспитания юношества, проходящего военно- профессиональную подготовку и обучение в специально созданных учреждениях; - между признанием приоритетности формирования у юношей семейных ценностей в поликультурной среде, ориентации на создание собственной
8 семьи, не исключая по составу национально-смешанную семью, и недостаточной представленностью современных исследований, закладывающих теоретические основы национального, толерантного, семейного воспитания, формирования у юношей семейных ценностей в национально-смешанных семьях, создания собственной семьи в условиях поликультурной среды; между необходимостью практического решения проблемы формирования у юношей семейных ценностей в национально-смешанных семьях, создания собственной семьи в условиях поликультурной среды как важного аспекта национального и межнационального воспитания детей и юношества и недостаточным методическим обеспечением данного ; процесса.
Исходя из выделенных противоречий, нами выявлена проблема . исследования: каковы теоретические основы и практические пути формирования у юношей семейных ценностей в поликультурной среде.
На основании обозначенных противоречий и важности проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды» (на примере курсантов военного вуза).
В научной терминологии существует множество определений понятия «формирование». Для нас близка трактовка, данная в Кратком словаре психологических терминов: формирование — это процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.
В исследовании введены ограничения: нами рассматривается проблема формирования семейных ценностей на примере воспитания и обучения курсантов в особых условиях закрытого военного учебного заведения; говоря о семейных ценностях в национально-смешанных семьях, мы не исключаем из поля зрения изучение особенностей воспитания детей в однонациональных семьях, их приобщение к монокультуре родителей; используя в тексте диссертации понятия: разнонациональные семьи, межнациональные, национально-смешанные, межэтнические семьи, в их содержание мы вносим примерно одинаковый смысл — нахождение всех членов семьи в особых, иногда сложных межнациональных условиях, противоречивое влияние на членов семьи нескольких культур. Отсюда следует ведущая задача исследования — научное обоснование воспитания у юношей толерантного отношения к культуре отца и матери, близких родственников, интереса к истории семьи и своей родословной; в ознакомлении курсантов с национальной культурой мы ограничились выбором тех культур, к которым принадлежат курсанты и их родители: русские, татары, чуваши, осетины, то есть исходили из естественного национального состава группы. Поликультурность близкого окружения, в основном, совпадала с национальным составом группы курсантов.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать модель формирования у юношей семейных ценностей.
Объект исследования: подготовка юношей к семейной жизни в условиях поликультурной среды.
Предмет исследования: процесс формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой семейные ценности у юношей в условиях поликультурной среды будут сформированы, если'. разработана и теоретически обоснована модель формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды, структурными компонентами которой являются: цель, задачи, средства, критерии и показатели сформированности семейных ценностей, результат реализации педагогических задач во взаимосвязи с компонентами поликультурности; обоснована и внедрена авторская программа «Психолого-педагогические основы семейной жизни: однонациональная и многонациональная семья» по ознакомлению юношей с семейными ценностями, с функциями однонациональной и межнациональной семьи, перспективами создания собственной семьи; соблюдаются следующие педагогические условия: организация культурно-исторической, поликультурной среды, включающей множественность семейных ценностей и их различий; применение комплекса педагогических средств, носящих преимущественно личностно-ориентированный характер; гуманистическая позиция педагога, способного создать необходимый климат для глубокого и целостного восприятия и осознания национальных, общечеловеческих, культурных, семейных ценностей; определены критерии, уровни и показатели сформированности семейных ценностей в условиях поликультурной среды.
В соответствии с объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 .Осуществить теоретический анализ философской, историко-педагогической, этнографической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2.Разработать модель и программу по формированию у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды, предусматривающих их ориентацию на создание собственной семьи.
3.Выявить и экспериментально проверить педагогические условия реализации представленной модели, а также эффективность предлагаемой программы по формированию у юношей семейных ценностей в условиях поли культурной среды.
4.Определить критерии, уровни и показатели сформированности семейных ценностей у молодежи в условиях поликультурной среды.
Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества; позиция ведущих ученых по отношению к ценностям как стержневому образованию личности, системному компоненту культуры (М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, В.П.Тугаринов).
В основу методологии исследования положены идеи единства и взаимосвязи национального, межнационального и общечеловеческого (С.А.Артановский, М.И.Богомолова, Ю.В.Бромлей, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, Л.Н.Гумилев); индивидуально-дифференцированный подход с позиции оптимизации процесса обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Л.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.Э.Унт); концептуальные положения классиков и современных ученых в области истории, психологии, этнологии, этнографии, культурологии, педагогики, философии и других наук, в которых рассматривается исторический процесс развития нации и семьи, ее материальной и духовной культуры, опыт взаимодействия и взаимосвязи с другими народами (Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Ж.Пиаже, Э.Эриксон); вопросы межличностного общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Н.Н.Обозов, А.Г.Харчев).
Теоретическую основу исследования составляют следующие идеи, концепции и теории: В педагогическом ракурсе:
12 идеи ценностей (В.Брожик, В.П.Бездухов, В.А.Караковский, А.В.Кирьякова, А.А.Ручка, М.А.Петухов, С.Д.Поляков, А.А.Радугин, И.В.Юстус); - идеи семейных ценностей (В.Г.Балашова, Л.В.Безрукова, О.В.Дыбина, Н.Н.Никитина, М.С.Мацковский, Н.Л.Москвичева, А.С.Спиваковская, Н.Ю.Шлейкова); духовных ценностей (С.Ф.Анисимов, В.С.Бакиров, Г.П.Выжлецов, Т.И.Власова, В.Н.Воронин, Е.В.Золотухина-Аболина, О.Н.Илюхина); концепция национальных, межнациональных и общечеловеческих ценностей (П.А.Бакланов, М.И.Богомолова, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, А.Дистервег, Л.М.Захарова, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский); - идеи военных ценностей (Т.В.Петрий, Я.В.Подоляк, А.Г.Трофимчук). Проблемы межэтнических отношений: идеи этнокультурности как фактора социокультурной динамики (А.И.Атоян, Т.В.Вергун,. R.E.Park, E.V.Stonequist, Е.Н.Стариков, В.А.Шапинский); проблемы межнациональных отношений в современных условиях (З.Т.Голенков, Л.М.Дробижева, Е.Д.Игитханян, И.В.Казаринова, Т.Г.Стефаненко, Н.О.Навджавонова); проблемы межнациональных браков (Г.П.Анашкина, Е.П.Бусыгина, А.В.Козенко, В.В.Мархинина, Л.П.Шабалина); - проблемы современных этноконфликтов (Р.К. Салтыкова, Г.Р.Столярова, А.А.Сусоколов, Т.А.Титова, Л.Н.Терентьева, Н.А.Томилов, А.В.Топилин, И.В.Удалова, Е.В.Фотеева); - концепция семьи как объекта социальной политики (Г.А.Заикина, В.П.Шеин); - проблема обследования и сопоставления однонациональных и смешанных браков (Ю.И.Першиц).
Методы исследования. Из числа теоретических методов использовался метод теоретического анализа и синтеза: анализ философской, психологической, историко-педагогической, этнографической, научно-методической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ фактов, документов, архивных материалов, теоретических взглядов педагогов.
Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение собственного педагогического опыта, педагогический эксперимент и статистико-математические методы обработки полученных данных.
Базой исследования явились: архивы ЗАГСа - более пяти тысяч актовых записей, основной базой исследования стало Ульяновское высшее военно-техническое училище (Военный институт) УВВТУ(ВИ) г.Ульяновска. Всего исследованием охвачено 262 человека: супружеские пары и курсанты УВВТУ(ВИ) г. Ульяновска — 62 человека (30 холостых курсантов) и 16 пар (32 человека) женатых курсантов с супругами.
Основные этапы исследования. Диссертация обобщает результаты исследования с 2003 по 2009 годы. Исследование проводилось в IV этапа: / этап (2003-2004 гг.) — теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; определение объекта, предмета, цели, гипотезы, методологии и методов исследования; разработка модели педагогического исследования. // этап (2004-2005 гг.) — анализ методической литературы по проблеме исследования; разработка программы экспериментального курса воспитания семейных ценностей у юношей «Психолого-педагогические основы семейной жизни: однонациональная и многонациональная семья», разработка методики проведения педагогического исследования и
14 диагностического комплекса для изучения представлений о семейных ценностях у юношей. этап (2005-2007 гг.) - анкетирование супружеских пар и курсантов УВВТУ по проблеме исследования, экспертиза и апробация основного диагностического комплекса. Проведение педагогического эксперимента по формированию у юношей семейных ценностей в поликультурной среде и диагностических процедур. этап (2007-2009 гг.) - обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, внедрение авторской программы в образовательные учреждения г. Ульяновска. Изучение опыта использования программы в неэкспериментальных условиях по результатам анкетирования, отзывам испытуемых и педагогов. Оформление текста диссертации, разработка и подготовка публикаций по проблеме исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатовдостигаются методологической обоснованностью, исходными теоретическими положениями, комплексным применением методов теоретического и экспериментального исследования, всесторонним анализом данных различных этапов опытно-экспериментальной работы, сочетанием количественного и качественного анализа в обработке результатов эксперимента.
Обоснованность выводов обеспечивается также адекватностью цели, объекта и предмета исследования, подтверждением гипотезы исследования результатами, выразившимися в позитивных изменениях во взаимоотношениях молодежи, отношении к культуре родителей в национально-смешанных семьях.
Аргументированность полученных результатов подтверждается их статистической значимостью посредством применения статистических
15 методов обработки и анализа данных (Критерий х2 и G - критерий знаков).
Научная.новизна исследования заключается в том, что в нем: определена значимость поликультурнои- среды в формировании у юношей семейных ценностей, связанных с признанием поликультурной внутренней среды (среда семьи, вуза) и поликультурной внешней среды (регион, страна, страны мира), их взаимодействия и погружение в поликультурность; уточнена классификация межнациональных семей по этнической принадлежности супругов; - дополнен состав семейных ценностей в отдельную категорию с учетом специфики национально-смешанных семей: любовь (гармония, взаимопонимание, верность, уважение, справедливость, доверие, внимание, доброта, искренность, надежность, ответственность, честность, порядочность); дети; счастье; здоровье; хозяйство, быт, экономика; преемственность поколений, родные, близкие; традиции (семейные, культурные, национальные); разработана и научно обоснована модель формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды, специфика которой заключается в том, что в ней отражены все компоненты данного процесса, в том числе определены цель, задачи, принципы, содержание, процессуально-деятельностный блок и результат сформированности семейных ценностей; разработана и научно обоснована авторская программа «Психолого-педагогические основы семейной жизни: однонациональная и многонациональная семья», состоящая из целевого, содержательного, процессуального и диагностического компонентов. Содержание программы направлено на воспитание бережного отношения к семейным ценностям, стимулирование у юношей стремления к созданию своей полноценной семьи в условиях поликультурной среды; - определены критерии, показатели и уровни сформированности у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды; - выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели и программы: организация культурно-исторической, поликультурной среды, включающей множественность семейных ценностей и их различий; применение комплекса педагогических средств, носящих преимущественно личностно-ориентированный характер; гуманистическая позиция педагога, способного создать необходимый климат для глубокого и целостного восприятия и осознания национальных, общечеловеческих, культурных, семейных ценностей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведен анализ проблемы формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды, позволивший систематизировать и обобщить существующие взгляды и внести в педагогическую теорию собственную интерпретацию данной проблемы в соответствии с предметом исследования. Обоснованная в исследовании модель формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды является вкладом в современную теорию воспитания и может служить ориентиром при разработке моделей воспитания юношей в военных и невоенных высших учебных заведениях. Выявленные в исследовании педагогические условия формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды обогащают современную педагогику в конкретизации системы воспитательных средств, используемых для формирования семейных ценностей, приобщения к культуре родителей, перспективы создания собственной семьи.
Практическая значимость исследования: - апробирована модель формирования у юношей семейных ценностей в поликультурной среде, построенная на основе совокупности эффективных средств национального воспитания: искусства, устного народного творчества, музыкального фольклора, народных игр; приобщение юношества к культуре родителей в однонациональной и многонациональной семье: обычаи, традиции, праздники, народные игры; - внедрена в практику подготовки курсантов УВВТУ(ВИ) авторская программа, направленная на формирование позитивного отношения к созданию собственной семьи, воспитание уважения, толерантности, дружелюбия по отношению к людям разных национальностей и разработан план совместной деятельности семьи, молодых супружеских пар, предусматривающий использование воспитательного потенциала культуры народов родного края в условиях семьи; -теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, могут использоваться в деятельности других военных образовательных учреждений по формированию у курсантов семейных ценностей; - теоретические положения и выводы, научно-методический материал и предложенные рекомендации способствуют обогащению лекционных, семинарских и практических занятий по этнопедагогике, семейной педагогике, педагогике, специальных курсов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись параллельно с его ходом на всех этапах опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования нашли отражение в материалах Международных и Всероссийских конференций (Нижнекамск 2006, 2007,2010 гг., Ульяновск 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 гг., Самара 2008, Набережные Челны 2007); в научных журналах «Семья в России», «Вестник Саратовского ГАУ им. Н.И.Вавилова», «Среднее профессиональное образование», «Воспитание школьников», рецензируемых ВАК РФ.
18 Разработан проект «Содружество», направленный на поддержку молодой семьи в рамках областной целевой программы «Содружество» (2005-2010 гг.) на 2006 год (Государственное учреждение социальной защиты населения «Областной центр социально-психологической помощи семье и детям»). Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета, на методологическом семинаре аспирантов в Тольяттинском государственном университете, кафедре общей педагогики УлГПУ им.И.Н.Ульянова, на тематических семинарах для классных руководителей по повышению квалификации учителей и работников образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (УИПКПРО). Основные положения, выносимые на защиту:
Формирование у юношей семейных ценностей в поликультурной среде рассматривается как процесс приобщения к разнонациональной культуре народов, познания семейных ценностей, осуществляемый посредством подготовки курсантов военно-технического училища с ориентированием на осознанный выбор супруги и создание собственной семьи.
Модель формирования семейных ценностей в условиях поликультурной среды, включающая целевой компонент (формирование семейных ценностей), организационно-педагогический компонент (принципы, педагогические условия), содержательно-деятельностный компонент (внедрение компонентов национальной культуры в программное содержание образовательно-воспитательного процесса; этнопедагогизация семейного воспитания путем специально разработанных занятий, направленных на подготовку к созданию собственной семьи) и прогнозируемый результат (сформированность у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды).
Программа «Психолого-педагогические основы семейной жизни: однонациональная и многонациональная семья», направленная на овладение системой знаний о генезисе межнациональной семьи, формирование у юношей ценностных представлений о семье и семейной жизни как особого вида труда и отношений, ориентацию на создание своей семьи в условиях поликультурной среды.
Критерии, отражающие эффективность процесса формирования у юношей семейных ценностей в поликультурной среде (ориентация на общечеловеческие ценности, лежащие в основе мировой культуры; гуманистическое отношение к своим родителям, их национальной культуре; гуманистическое отношение к другим народам; ориентация на создание своей собственной семьи в условиях поликультурной среды). Показатели (представления об общечеловеческих ценностях и позитивное отношение к ним, принятие общечеловеческих ценностей, следование ценностям, принятым в мировом сообществе, уважение к близким людям в своей семье, к людям другой национальности, понимание и принятие другой культуры), по наличию и совокупности которых определены уровни сформированности семейных ценностей.
Структура и объем исследовательской работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, содержащего 337 наименований и 12 приложений. Общий объем диссертации — 234 страницы, в том числе 15 таблиц, 1 рисунок.
Генезис понятия «семейные ценности»
Рассматриваемая проблема на сегодняшний день стоит очень остро перед современным обществом, поскольку распад и деформация института семьи влияет на социализацию ребенка. Современная семья претерпела значительную деформацию в иерархии, системе взглядов, устоев (уклада) семьи, что ведет к неизменной деформации социализации современных детей в таких семьях.
Одной из ведущих функций семьи как ячейки воспроизводства этноса является социализация подрастающего поколения. Свои первые шаги по пути вхождения в общество, в котором ему предстоит жить, человек делает в семье, ибо только семейная среда создает все необходимые условия для полноценного развития личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Этническая окраска процесса социализации зависит от уровня этничности семьи.
Национальная насыщенность быта семьи непосредственно связана с той этнической и поликультурной средой, в которой находится семья, при этом прослеживаются значительные различия среды сельской и городской. Есть определенные проблемы в приобщении детей, подростков и юношей к национальной культуре в разнонациональных семьях. «Двунациональная семья — микросреда этнических процессов - процессов взаимовлияния этносов» (Л.П.Шабалина). В таких семьях имеются благоприятные возможности общения родителей и детей как на языке отца, так и на языке матери. Но нами замечено, что в межнациональных семьях (чувашко-татарских, башкиро-татарских, украино-татарских), как правило, оба родителя общаются с детьми на русском языке, а приобщения к культуре, хотя бы одного из родителей, не происходит. В данном случае двойственная культура в последующих поколениях ведет к частичной или полной утрате этнических особенностей одного или обоих супругов, в связи, с чем утрачиваются и семейные ценности. Такое положение подтверждается исследованиями (ГЫ.Р.Ганиевой, Р.М.Хаертдиновой, Л.П.Шабалиной).
В данном параграфе мы сосредоточили свое внимание на рассмотрении таких важных понятий для раскрытия поднимаемого вопроса, как: ценностное отношение, семейные ценности, духовные ценности, этнос, культура, родительская культура, родительстео, семейные традиции, национальные традиции, национальная культура, поликультурная среда, этническая толерантность, этническая идентичность. Анализ и расположение этих понятий во взаимосвязи дает возможность глубже проникнуть в их сущность.
Особо пристального внимания и изучения требуют современные национально-смешанные семьи, так как в них её представители являются носителями двух и более культур. В смешанных семьях ребёнок с самого рождения находится в условиях разнонациональной среды и приобщается к разным культурам.
Чрезвычайно важно выяснить, какие отношения складываются между членами семьи, между детьми и взрослыми в таких семьях, какое место отводится каждой из культур в воспитании детей, формируется ли уважительное отношение к культуре отца и матери или отдаётся предпочтение одной из них, или же игнорируются обе культуры и за образец воспитания признаётся третья нейтральная культура. В зависимости от того, как решается этот вопрос в семейном воспитании, можно судить о положении отца и матери в семье, их взаимоотношениях.
Ценностные отношения представляют собой одновременно процесс восприятия и понимания мира через призму ценностей, результат этого процесса - отношение субъекта к определенным объектам как личностным ценностям (А.М.Булынин, А.И.Титаренко). Становление системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является юношеский возраст. Это доказывается в ряде диссертационных исследований (Л.В.Безрукова - формирование ценностного отношения к окружающему миру, Ю.В.Галушинская - формирование ценностного отношения к старости, Н.А.Платохина - формирование отношения к родному городу, Р.М.Хаертдинова — к национальной культуре и ДР-) А.В.Кирьякова дает следующее определение понятию «ценностное отношение» к миру вещей, людей и идей. Это — «совокупность сложившихся представлений как результат отражения и осмысления явлений внешнего мира, взаимоотношений людей, эмоционально окрашенная личным принятием или непринятием их как ценности, важности значимости для личности, которая пронизывает все сферы человеческого бытия»[125]. Аксиология - философское учение о ценностях, их месте в реальной жизни, о связи различных ценностей между собой, их обусловленности социокультурныными и собственно личностными качествами. Понятие «ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры [293].
Ценности являются предметом изучения педагогической аксиологии. Педагогическая аксиология — область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценностей самого образования [249, С.99].
Говоря о ценностях, следует отметить, что в разное время и разными людьми в это понятие вкладывались различные значения. Само понятие «ценность» было введено в 60-е годы XIX века немецким философом
Г.Лотце и отождествлялось им со значимостью, являясь одной из трёх сфер: действительности, истинности и ценности. В словаре русского языка С.И.Ожегова значение данного понятия объясняется следующим образом: ценность как цена, стоимость; важность, значение; ценный предмет, явление [189,С861].
Под ценностями понимаются специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы).
Размышления о человеке, о смысле жизни, её ценности и человеческой деятельности были ключевыми для многих философов. У истоков науки о ценностях стояли И.Кант, Г.Лотце. В работах И.Канта, были изложены основные принципы аксиологического подхода и сформулировано понимание «ценности» как особого феномена. С точки зрения Г.Лотце, мир ценностей противоположен по своей природе миру истины и действительности. Г.Лотце впервые употребил понятие ценности, выделяя три сферы мироздания: - царство всеобщих законов - необходимо значимых истин; - мир фактов, вещей и образов действительности; - мир ценностных определений, идей добра, красоты и священного.
В отечественной науке проблема ценностей начала разрабатываться сравнительно недавно. Первые работы, раскрывающие эту проблему, появились в 60-е годы XX века: В.П.Тугаринов «О ценностях жизни и культуры» (1960),В.П.Василенко «Ценность и оценка»(1964),О.Г.Дробниций «Мир оживших предметов» (1967). Различные аспекты теории ценностей стали предметом исследований А.И.Арнольда, Л.М.Архангельского, Ю.Д.Гранина, Ю.А.Ефимова, М.С.Кагана, И.С.Кона, А.В.Кирьяковой, В.А.Малахова, И.М.Поповой, А.А.Ручки, В.А.Ядова и др.
В.П.Тугаринов определяет понятие ценности следующим образом: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) членам определённого общества и класса или отдельной личности, в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [289, С.261].
Поликультурная среда как источник формирования у юношей ценностного отношения к культуре родителей в национально-смешанной семье
В современную эпоху усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализируются разные стороны человеческой жизнедеятельности, насущными становятся интеграционные процессы международного сотрудничества.
Возникла социальная потребность в организации целенаправленной работы по межнациональному воспитанию детей, молодёжи и взрослого населения. Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий незамедлительной и оптимальной реализации важнейших проблем. Ведущая роль в их решении принадлежит признанию приоритета общечеловеческих ценностей. Освоение подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщение к культуре других народов, сохранение многовековых традиций, создание необходимых условий для их дальнейшего развития являются важной частью решения многих социально-экономических проблем современного мира.
В настоящее время при изучении вопросов национального и межнационального воспитания приходится встречаться с многочисленными понятиями в современной педагогике — «национальное воспитание», «межнациональное воспитание», «межэтническая толерантность», «этика межнационального общения», «поликультурное воспитание», «планетарное воспитание» - такое обилие терминологии определяется изменяющимися социально-политическими, историческими, экономическими условиями жизни общества.
Каждое временное пространство накладывает свой отпечаток на содержание и направленность воспитания, поэтому очень важно при употреблении каждого понятийного сочетания вникнуть и осмыслить его сущность, содержание. В изложении данного параграфа мы, прежде всего, сосредотачиваем свое внимание на рассмотрении понятий «поликультурное воспитание», «поликультурная среда».
Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, формировавшему личность вне национальной культуры, что было необходимым условием единства и идеологической интеграции советского общества. В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим, при осмыслении этого процесса просматриваются две концепции.
По одной из них, которую можно назвать «компонентной» [98], школа должна иметь автономные блоки, включающие сумму этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобная школа рассматривается как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. Эта концепция подвергается критике. Так, по мнению российского учёного М.Н.Кузьмина, она может оказаться источником самоизоляции того или иного народа и вызвать рост националистических тенденций в воспитании нерусских этнических групп.
Другая концепция предполагает так организовать деятельность нерусской школы, чтобы учащийся — носитель родной культуры — продвигался в своём развитии к культуре российской и мировой.
Предлагается также воспитание на диалогической межкультурной основе, что, по мнению М.Н.Кузьмина, обеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов. Имея в виду такой подход, Министерство образования в начале 1990г. сформулировало концепцию, которая исходит из объективного несовпадения культурных потребностей отдельных этносов и общегосударственных целей воспитания и образования. Отсюда выводится необходимость существования множества национальных школ, которые, с одной стороны, будут обеспечивать единый государственный стандарт воспитания и образования, а с другой - приобщать к национальной (этнической) культурной традиции, то есть воспитывать личность, способную жить в поликультурной среде. Такие условия предполагают создание школы, начальная ступень которой погружает в стихию родной культуры и языка, а средняя ступень выводит на общероссийское и мировое культурное пространство.
Под поликультурным воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности, то есть поликультурная среда, разнонациональное окружение непосредственно оказывают влияние на формирование подрастающего поколения.
В исследовании Ю.А.Фокеевой вопросы поликультурного воспитания и образования рассматриваются с точки зрения двух подходов: интеграция представителей различных культур российского общество и учет их интересов в процессе обучения конкретной специальности (в данном случае -переводчик) в вузе и подготовка студентов вуза к профессиональному общению с представителями других культур.
Первый подход обосновывается полиэтничным характером российского общества, его многоязычием и поликультурностью полицивилизационностью и поликонфессионнальностью, а также исторической духовной общностью народов и культур России. Второй подход основывается на том, что готовящим переводчиков необходимо обращать особое внимание студентов на культурные особенности стран, изучаемых языков (образу жизни, общения), так как подобные знания будут играть одну из первостепенных ролей в будущей профессиональной деятельности студентов. Исходя из вышесказанного, Ю.А.Фокеева выделяет структурные компоненты: поликультурную - внутреннюю, поликультурную -внешнюю среды. Поликультурная внутренняя среда вуза включает обучающую, воспитывающую, развивающую среды, поскольку без них невозможен образовательный процесс. Для их реализации используются вспомогательные среды: информационная — обеспечивает получение профессионально значимой информации с помощью традиционных и информационно-коммуникационных технологий; социализирующая среда — способствует обучению субъектов образования устанавливать социальные контакты; коммуникативная среда предполагает непрерывное взаимодействие субъектов образования с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.
В исследовании А.А.Кожуровой поликультурная образовательная среда основана на единстве обучения и воспитания, развития личной ответственности, направлена на решение задач, в которых пол и культурная среда может реализовываться в том случае, если ребенок как бы «охвачен», «окружен» со всех сторон культурными и общечеловеческими ценностями в режиме практико-ориентированного диалога культур.
Высказывания А.А.Кожуровой и Ю.А.Фокеевой о пол и культурной среде явились значительными для нашего исследования — это признание внутренней и внешней среды и их взаимодействие, и погружение в поликультурность.
Диагностика исходного уровня ценностного отношения юношей к семье и семейным ценностям в условиях поликультурной среды
В целом экспериментальная работа состояла из следующих этапов: 1) подготовительный; 2) констатирующий; 3) формирующий; 4)контрольный. Целью подготовительного этапа явилась подготовка экспериментального материала, необходимого для работы на последующих этапах, и разработка критериев для выявления уровня сформированности у юношей ценностного отношения к национальной культуре родителей в условиях поликультурной среды. Подготовительный этап включал в себя изучение историко-педагогического аспекта проблемы; анализ философской, психологической, религиозной, этнографической литературы по проблеме исследования; была проведена работа по систематизации и классификации материалов, их теоретического осмысления, синтезированию и уточнению логики исследования, что позволило подготовить рабочий вариант экспериментального плана.
На этом этапе нами был изучен наиболее массовый источник о национальном составе семей - Всесоюзные переписи населения. Мы обращались к данным пяти Всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1959, 1970 и 1979 годов. К всеобщим отечественным переписям относится также перепись населения 1897 года. Как выяснилось, основными причинами интернационализации семьи в советский период явилась интернационализация некоторых сторон жизни семьи, семейных традиций, образа жизни и рост межнациональных семей. От переписи к переписи возрастает процент смешанных семей.
По данным Всесоюзных переписей представляется это следующим образом: в 1959 году на 1 тысячу семей приходилось 103 межнациональных, в 1970 году — 135, в 1979 году — 149 межнациональных семей. Таким образом, от года к году возрастал процент смешанных семей. В последние же двадцать лет доля межнациональных семей уменьшилась.
Констатирующий этап исследования был направлен на решение следующих задач: 1.Изучение архивных материалов, записей паспортных столов и органов ЗАГСа о состоянии межнациональных браков, национальности супругов в г. Ульяновске и Ульяновской области; 2. Изучение особенностей внутрисемейных отношений между родителями и детьми в национально-смешанных семьях; 3. Выявление у юношей представлений о семейных и общечеловеческих ценностях, ценностного отношения курсантов военного училища к созданию собственной семьи.
Таким образом, цель констатирующего этапа заключалась в том, чтобы определить исходное состояние разработанности выделенной нами проблемы. В рамках этого этапа уточнить сущностные характеристики ведущих понятий исследования; выявить особенности формирования у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды.
Для решения первой задачи констатирующего этапа были собраны и изучены материалы о состоянии и характере ближайшего национального окружения, особенностях и составе межнациональных семей. Среди административных районов Ульяновской области наибольшим показателем удельного веса межнациональных браков на 1990г. отмечалось свыше 30%: Мелекесский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Тереньгульский, Ульяновский. В 1950-1970-ые годы в росте межнациональных браков первенство удерживали русско-мордовские браки, в 90-ые годы XX в. наибольший удельный вес выпадал на русско-чувашские, затем уже русско-мордовские и русско-татарские браки. Подобная ситуация характерна для всего региона Поволжья [9,С5].
В последние годы несколько увеличилась доля браков русских с представителями Средней Азии, Кавказа (армянами, азербайджанцами). Поэтому особенно важно изучить семью с позиции национального состава, культуры межнационального общения и использования в воспитании позитивного опыта национальной культуры.
Анализ изученной литературы привёл нас к пониманию необходимости более детального изучения своеобразия духовной культуры в однонациональных и многонациональных семьях на современном этапе, поэтому для начала мы акцентировали своё внимание на выяснении национального состава семей городского и сельского населения.
С этой целью нами были изучены материалы в процессе работы с архивными документами (Управления ЗАГС Ульяновской области) за 10 лет в период с 1991-1995 и 2000-2004 было проанализировано более пяти тысяч карточек записи регистрации брака. Кроме того, нами был проведён сравнительный анализ образования и распада семьи городского и сельского проживания в Ульяновской области. Полученные данные анализа этих материалов позволили нам выделить некоторые тенденции стабильности и расторжения брака: - устойчивость и распад семейных пар не зависит от национальной принадлежности супругов; - от конкретных исторических и общественно-политических условий зависит стремление вступающих в брак указать свою принадлежность к конкретной национальности или же проигнорировать анкетный вопрос, либо этому вопросу придать иной раз шутливую форму; - в период с 1991-1995 гг. была замечена и такая тенденция, что однонациональные браки распадаются чаще, чем смешанные; (Приложение № 2); - разнонациональные браки в большей степени характерны для городского населения; - однонациональные браки - для проживающих в сельской местности; - из трёх возрастных групп, вступающих в брак: 1) ранние браки с 16 до 20; 2) зрелые — с 20 до 35; 3) поздние - с 40 и дальше; 4) наиболее стабильными оказываются браки, заключенные в возрасте с 25 до 35 лет; - на сохранение стабильности брака большую роль играет социальный статус супругов.
Как видим, изучение современной семьи (однонациональной и многонациональной) является актуальной и сложной проблемой, связанной с необходимостью её глубокого изучения, регулирования брачными отношениями в виде социально-педагогической подготовки молодёжи до вступления в брак, создание толерантности в отношениях между детьми и взрослыми в каждой семье, приобщения детей с ранних лет к культуре родителей.
Изучение архивных данных (г. Ульяновска и области) показало, что процент межнациональных браков возрастает и это подтверждается следующими данными: в 1950г. межнациональные браки составляли 6,6% от общего количества браков, в 1970 - 15,2%,в 1980 - 19,5%,в 1990 - 23,4%.
Как видим, процент межнациональных браков увеличился с 10,4% в 1950 г. до 27,4% в 1990г., 1991-34,25%; 1992-31,41%; 1993 -36,53%; 1994-29,79%; 1995 - 35,71% (количество межнациональных браков сельского населения); 1991 - 23,30%; 1992 - 22,77%; 1993 - 23,29%; 1994 - 29,47%; 1995 — 22,92% (количество межнациональных браков городского населения).
Выяснилось, в период с 2000 — 2004 гг. и по настоящее время трудно проследить тенденцию увеличения межнациональных браков, так как заполнение графы о национальной принадлежности стало необязательным, и вступающие в брак пары предпочитают не указывать свою национальную принадлежность.
Сохранению преемственности поколений каждой семьи способствует использование сложившихся национальных традиций, как в однонациональных, так и многонациональных семьях.
К сожалению, не в каждой семье наблюдается стремление к сохранению таких связей между поколениями, а это ведёт к ослаблению родственных отношений и в какой-то мере и разрушению браков.
Возникает вопрос о роли смешанных семей в воспитании детей, юношей в современных условиях, об особенностях их приобщения к национальной культуре родителей, о перспективах выбора себе партнёра и создания собственной семьи.
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у юношей семейных ценностей, готовности к созданию собственной семьи
Теоретические изыскания и данные констатирующего этапа позволили нам обратиться к формирующему эксперименту, направленному на осознание семейных ценностей, позитивного отношения к национальной культуре родителей и других народов в условиях поликультурной среды, прогнозирование перспективы создания собственной семьи.
Цель формирующего этапа была направлена на экспериментальную проверку эффективности реализации модели формирования у юношей ценностного отношения к национальной культуре родителей в условиях поликультурной среды, в связи с чем были определены задачи: 1. Формировать у юношей и молодых супругов систему ценностных представлений о семье и семейной жизни, о национальной культуре родителей в однонациональной и многонациональной семье. 2. Организовать обучение и воспитание курсантов ЗГі и ЭГ2 по разработанной программе «Психолого-педагогические основы семейной жизни: однонациональная и многонациональная семья», направленной на формирование толерантного отношения к национальным традициям супругов в семье посредством досуговой деятельности. 3. Разработать методические рекомендации по освоению семейных и общечеловеческих ценностей, оказанию социально-психологической поддержки юношам и молодым супругам в условиях поликультурной среды.
В связи с поставленными задачами предусматривалась работа, направленная на формирование общечеловеческих, семейных и военных ценностей. В отборе общечеловеческих ценностей мы опирались на ценностные ориентации В.А.Караковского и за основу взяли такие ценности: 1.Отечество (чувство Родины, гордость за ее историю и личное участие в ее судьбе). 2.Семья (чувство чести рода, сохранение ее традиций). З.Труд (основа существования человека, созидание и творчество). 4.3нания (познание). 5.Культура (духовность, стремление к истине, добру и красоте). 6.Мир (согласие между людьми и народами). 7.Человек (высшая ценность).
На основе изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования, по результатам анкетирования, тестирования и бесед мы выделили следующие семейные ценности: семья — очаг любви; почитание родителей и старших в семье; любовь к детям; уважение семейных и национальных традиций, культуры; верность, счастье, любовь; забота взаимопонимание; благополучие семьи. Наряду с формированием у курсантов семейных ценностей предусматривалось формирование военных ценностей, необходимых для военной службы качеств: - верность воинскому долгу; - доблесть; - высокая дисциплинированность; - войсковое товарищество; - психологическая устойчивость; - смелость, мужество, отвага [70; 187].
Три вида перечисленных ценностей рассматриваются нами как органически взаимодействующие и входят в решение поставленных задач формирующего этапа.
На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий этап в соответствии с предложенной нами моделью формирования у курсантов семейных ценностей. Качество и эффективность исследуемых процессов отслеживались на основе динамики изменений в уровне приобщения курсантов к национальной культуре родителей сформированное интереса к семейным ценностям. Организация и проведение приобщения курсантов к семейным и общечеловеческим ценностям осуществлялись нами на основе специально созданных педагогических условий: Организация культурно-исторической, поликультурной среды, включающей множественность семейных ценностей и их различий. - Применение комплекса педагогических средств, носящих преимущественно личностно-ориентированный характер. - Гуманистическая позиция педагога, способного создать необходимый климат для глубокого и целостного восприятия и осознания национальных общечеловеческих, культурных, семейных ценностей. Занятия в экспериментальных группах проводились самим экспериментатором. Это позволило в процессе формирующего этапа следить за промежуточными результатами и за ходом самого эксперимента. В обеих экспериментальных группах ЭГЬЭГ2 были созданы равные условия во внеучебное время, отведённое для самоподготовки.
В экспериментальных группах работа проводилась по программе «Психолого-педагогические основы семейной жизни: однонациональная и многонациональная семья». Программа выполнена и апробирована при финансовой поддержке Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в рамках социального проекта «Содружество» при Областном Центре социально-психологической помощи семье и детям, проект №4. Занятия и мероприятия проводились во второй половине дня, а по воскресеньям в первой половине дня, два раза в неделю в течение седьмого и восьмого учебных семестров. Программа рассчитана на 128 часов (по 2 часа в неделю).
Во время проведения эксперимента в группах использовались следующие эмпирические методы: наблюдение за деятельностью курсантов: отношение к индивидуальным и коллективным заданиям, умение и способность решать поставленные задачи на занятиях; беседы с курсантами: выявление их интереса, мотивации содружества, сотоварищество со сверстниками; источники получения курсантами знаний о своей культуре; их отношение к событиям в мире; - проведение анкетирования и тестов.
Основу разработанной экспериментальной обучающей и развивающей программы «Психолого-педагогические основы семейной жизни: однонациональная и многонациональная семья» составили шесть компонентов: цель, содержание, методы, средства, субъект учения и воспитания, организационные формы. Исходя ,из личностных интересов и потребностей, обучаемых и воспитуемых, предлагаемый программой курс носит коммуникативно-ориентированный, познавательно-творческий характер. Содержание обучения и воспитания рассматривается как процесс естественного общения. Курсант выступает как полноправный участник процесса воспитания и обучения, построенного на принципах сознательного партнёрства с преподавателем и сокурсниками, что непосредственно связано с развитием самостоятельности, творческой активности и личной ответственности за результат. Программа построена на основе материала, отражающего семейные и общечеловеческие ценности, достижения мировой культуры, в том числе родной, и в целом, отечественной культуры.
Подбор материала, форм, средств и методов обучения по разработанной программе осуществлялся с учётом общепедагогических принципов (природо-и культуросообразности, научности, художественности, наглядности).
Каждое занятие было направлено на решение учебных, воспитательных и образовательных задач. Конечная цель программы — стимулирование личности курсантов к активной познавательно-творческой деятельности по усвоению семейных и общечеловеческих ценностей; формирование готовности к созданию собственной семьи, толерантности по отношению к иной культуре и национальностям.
Практическая цель программы - формирование этнического самосознания членов семьи, так как именно в семье человек усваивает язык, который становится его родным языком, нормы поведения, общения между людьми, характерные для членов его этноса.
Образовательный и воспитательный потенциал курса, предусмотренного программой, означал усвоение семейных и общечеловеческих ценностей, расширение кругозора курсантов, повышение их общей культуры, формирование творческого отношения к деятельности, воспитание толерантности и уважительного отношения к духовным ценностям других народов. Программа состоит из двух частей. Первая часть -«Однонациональная семья», вторая часть — «Межнациональная семья». В программе представлены учебно-тематические планы, раскрывается содержание каждого занятия-мероприятия, указаны формы и методы деятельности обучающихся. Каждое занятие включало два-три мероприятия, взаимосвязанных определённой темой. Комплексный подход к занятиям выражался сочетанием различных форм, методов, средств и приёмов обучения и воспитания на основе игровой деятельности с элементами состязательности при использовании музыкально-художественного компонента.