Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Приобщение младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания как педагогическая проблема 14
1. Состояние проблемы приобщения школьников к духовным ценностям в педагогической теории и практике 14
2. Механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания 41
3. Педагогические условия эффективного функционирования механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания 58
Выводы по первой главе 80
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания 83
1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 83
2. Реализация педагогических условий эффективного функционирования механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания 105
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания 128
Выводы по второй главе 151
Заключение 153
Библиография 157
- Состояние проблемы приобщения школьников к духовным ценностям в педагогической теории и практике
- Механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания
- Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
- Реализация педагогических условий эффективного функционирования механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания
Введение к работе
В современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, среди значительной части учащихся общеобразовательных и профессиональных школ обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных чувств, в особенности таких, как долг, ответственность, сострадание и др.
Особенности радикальных изменений, происходящих в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, выражающийся в усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе и детской. Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии учащихся. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства школьников на материальные блага, а не на духовные ценности. Так, в 1999 году 51% респондентов в качестве доминантных назвали материальный достаток (133).
Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом формировании ценностных ориентации в образовательном процессе.
Современные ученые (Е.А. Гришина, Н. Рыбаков, С. Мягчинков и др.) отмечают, что частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, является кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностно-смысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном. На протяжении последних лет воспитание выделяли из общего потока педагогических процессов, ограничивали его функциональную роль как дополнительную по отношению к обучению. Основное внимание было направлено на освоение альтернативных систем, методик обучения новых предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся оставались на втором плане. Тем временем обилие социальных преобразований в стране выявило проблемы, связанные с духовной жизнью общества.
Происходящие во всех сферах общественной жизни Росси перемены, связанные с возрастанием личностного фактора, обусловливают необходимость создания таких условий жизнедеятельности каждого ребенка, в которых он мог бы свободно расти, развиваться.
Решение данного вопроса возможно лишь на пути внутреннего изменения человеческой личности, переориентации людей на духовные ценности. «Однако нынешнее общество в целом и школа не может четко сформулировать те ценности, идеалы и критерии, на формировании которых можно было бы строить воспитательную работу» (78, 4). Это связано с тем, что система ценностей не статична. Она находится в постоянном развитии, так как в каждом временном периоде обусловлена уровнем развития общества в области культуры и духовного богатства личности.
Основной задачей образования в современном обществе является «воспитание патриотов, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважшельное отношение к языкам, традициям и культуре других народов...» (124) при сохранении светского характера образования, о чем свидетельствует Национальная доктрина образования Российской Федерации.
В связи с этим в настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что отражено в нормативных документах нашего государства. Так, в Программе развития воспитания подчеркивается, что в современных концепциях и программах воспитания должны быть «выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими» (122, 19).
Однако в большинстве школ нашего государства воспитательная работа организована не на должном уровне. Часто отсутствует система в организации и управлении воспитательной деятельностью, воспитательные цели и задачи не учитывают интересов школьников, а основой их поведения не всегда являются духовные ценности. Опыт воспитания детей, основанный на идеях приобщения к духовным ценностям, представлен в отечественной педагогической практике. К сожалению, он не получил должной оценки и распространения.
Проблема ценностей и воспитания на их основе всегда занимала значительное место в научных исследованиях. Еще В.П. Вахтеров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский отмечали, что такие ценности, как патриотизм, человечность, любовь к труду, воля, честность, правдивость, являются основой нравственного воспитания личности.
Философская религиозная литература (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, Н. Лосский, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, С. Франк и др.) разработала духовное направление, опираясь на истоки человеческого бытия, духовности, духовных ценностей жизни и культуры. Исследования в области философии таких ученых, как В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова, О.Г. Дробницкого, Л.Н. Столовича и др. посвящены природе общечеловеческих и духовных ценностей, вопросам формирования новых ценностей в кризисном обществе.
Психологи и социологи (Л.С. Выготский, Л.Кольберг, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.) обращаются к сущности духовной деятельности человека. А.И. Зимина, В.Я Нечаев, Л.Я. Рубин, М.Н. Руткевич, В.Н. Турченко и др. занимаются изучением специфики ценностей различных социальных и профессиональных групп.
Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.Н. Василюк, Л.С. Выготский, Г.Е. Залесский, Н.И. Непомнящая, К.К. Платонов и др. посвятили свои исследования изучению места ценностей в структуре личности. возникновению и формированию ценностных ориентации в процессе онтогенеза.
Разработали условия становления ценностного отношения личности к миру, определили механизмы данного процесса такие ученые, как А. Брожик, А.В. Кирьякова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Г.И. Щукина и др.
Представителями педагогической науки особенно детально разрабатываются вопросы структуры ценностей - классификации видов, типов, уровней, форм существования (И.Г. Борисовский, А.И. Донцов и др.).
Однако в педагогических исследованиях недостаточно освещены такие вопросы, как проблема выбора педагогом системы ценностей для построения воспитательного процесса в начальной школе; разработка критериев сориентированности младших школьников на духовные ценности; сотрудничества школы, учреждений дополнительного образования детей и семьи в приобщении младших школьников к духовным ценностям и др.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
1) нравственным кризисом в современном обществе, связанным с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности;
2) ориентацией современных концепций и программ воспитания на создание условий для развития духовности подрастающего поколения на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;
3) недостатком внимания педагогов-исследователей к проблеме приобщения младших школьников к духовным ценностям в современных условиях.
На основании изучения опыта работы начальной школы, анализа научной психолого-педагогической литературы мы выявили и сформулировали проблему исследования. Проблема исследования определяется наличием противоречия между возрастающей потребностью общества в ориентации нравственного воспитания на духовные ценности, с одной стороны, и в .недостаточной теоретической, практической и методической разработанности вопросов приобщения школьников к духовным ценностям, с другой стороны.
Возникшее противоречие обусловлено:
1) целями и задачами воспитания школьников, отраженными в современных нормативных документах;
2) отсутствием единой системы ценностей, связанной с их переоценкой;
3) трудностями, которые возникают у педагогов в условиях существования разнообразных систем ценностей;
4) рассогласованием воспитательных влияний школы, семьи и учреждений дополнительного образования детей;
5) увеличением негативного воздействия средств массовой информации, уменьшением положительных примеров для подражания, возникшими у младших школьников трудностями нравственного выбора.
В соответствии с вышесказанным проблемой нашего исследования является повышение эффективности процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям в современных условиях.
Актуальность данной проблемы и ее недостаточная разработанность для начального образования послужила основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания».
Цель исследования состоит в разработке механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям и выявлении педагогических условий его эффективного функционирования.
Объектом исследования выступает процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предметом исследования является механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания повысится, если:
• основу для данного процесса составят аксиологический и личностно деятельностный подходы;
• будет разработан механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям, оказывающий влияние на познавательную, эмоциональную и деятельностную сферу личности;
• данный механизм будет эффективно функционировать при создании следующих педагогических условий: а) координация усилий начальной школы и детских творческих объединений в приобщении младших школьников к духовным ценностям; б) использование комплекса методов, который обеспечит позицию младшего школьника как субъекта воспитательного процесса; в) осуществление диагностики сориентированности младших школьников на духовные ценности.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Выявить в педагогической науке и практике основные тенденции в решении проблемы приобщения младших школьников к духовным ценностям.
2. Уточнить понятие «духовные ценности» в аспекте исследуемой проблемы.
3. На основе аксиологического и личностно-деятельностного подходов разработать механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям.
4. Выявить педагогические условия эффективного функционирования механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям. Осуществить экспериментальную проверку выявленных педагогических условий в педагогической практике.
5. Определить критерии сориентированности младших школьников на духовные ценности.
6. Разработать рекомендации для учителей по повышению эффективности приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания.
Методы исследования:
- анализ педагогической, психологической, философской литературы и научных исследований по данной проблеме;
- обобщение педагогического опыта по приобщению младших школьников к духовным ценностям;
- письменный опрос;
- беседа;
- проективные методики;
- педагогический констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, естественный эксперимент;
- количественное и качественное описание результатов опытно-экспериментальной работы с применением методик математической статистики.
Методологической базой исследования являются:
- философская концепция взаимосвязи культуры и нравственного мира личности (Л.П. Бусва, И.В. Ильенков, Г.С. Смирнов, А.К. Уледов и др.);
- аксиологический подход (А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова, В.Б. Ольшанский, Е.Н. Шиянова, В.А. Ядов и др.);
- личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др.).
- теория нравственного воспитания (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский и др.);
- теория развития личности в различных видах деятельности (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, Н.А. Томин, А.В. Усова, Н.М. Яковлева и др.);
- теория оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, В.А. Черкасов и др.).
Важным для нашего исследования явились нормативные документы в области образования (Закон РФ «Об образовании»; Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 гг.. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации
Российского образования на период до 2010 года, Программа развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска на период 2001 - 2005 гг.).
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1998-1999 гг.) - диагностико-прогностическом - проводилось исследование состояния процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания, изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по проблеме нравственного воспитания и ценностных ориентации младших школьников, анализировались существующие концептуальные подходы к данной проблеме. С целью определения состояния проблемы на практике было проведено исследование ценностных ориентации учителей начальных классов, студентов факультета подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета, будущих педагогов дополнительного образования детей, учащихся начальных классов. Изучен и проанализирован опыт школ Челябинской области. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Ведущими выступали методы исследования: опрос и анкетирование, анализ литературы, анализ программ нравственного воспитания младших школьников, обобщение педагогического опыта по приобщению младших школьников к духовным ценностям.
На втором этапе (1999 - 2001 гг.) - поисково-практическом -осуществлялся поиск новых концептуальных подходов к исследованию процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания. Был разработан механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям и определены педагогические условия его эффективного функционирования. Формирующий эксперимент проводился с целью проверки эффективности выявленных педагогических условий на практике. На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны критерии сориентированное™ младших школьников на духовные ценности, выявлен исходный уровень сориентированности младших школьников на духовные ценности экспериментальных и контрольной групп. На данном этапе ведущими методами были: системный анализ, методы опроса, проективный метод, анализ продуктов деятельности учащихся, методы математической статистики.
На третьем этапе (2001 - 2002гг.) - обобщающем - были проведены контрольные срезы, обобщены, систематизированы и описаны результаты опытно-экспериментальной работы. Данный этап был посвящен корректировке положений и выводов по теме исследования, определению практической значимости, оформлению диссертационного исследования. Математические и статистические методы позволили оценить результаты констатирующего и формирующего экспериментов на различных этапах исследования.
База экспериментального исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципальных образовательных учреждений №№ 45, 137, 54 г. Челябинска, Дома культуры Челябинского электроремонтного завода (ДК ЧЭРЗ), факультета подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), факультета культурологии Челябинской государственной академии культуры и искусства (ЧГАКИ). Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах эксперимента было охвачено 348 младших школьников, 296 студентов и 148 учителей начальных классов. Для проведения формирующего этапа эксперимента были отобраны: экспериментальная группа - 1 (22чел.), экспериментальная группа - 2 (23чел.), экспериментальная группа - 3 (23 чел.) и контрольная группа (22чел.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основу приобщения младших школьников к духовным ценностям составляет механизм, компонентами которого являются: когнитивный, эмоционально-чувственный и деятельностный.
2. Данный механизм эффективно функционирует при следующих педагогических условиях:
- координация усилий начальной школы и детских творческих объединений в приобщении младших школьников к духовным ценностям;
- использование комплекса методов, который обеспечит позицию младшего школьника как субъекта воспитательного процесса;
- осуществление диагностики сориентированности младших школьников на духовные ценности.
Научная новизна выполненного нами исследования заключается в: 1) разработке механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям; 2) определении педагогических условий его эффективного функционирования, создание и реализация которых в рамках образовательного процесса обеспечат повышение эффективности процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям:
• координация усилий начальной школы и детских творческих объединений в приобщении младших школьников к духовным ценностям;
• использование комплекса методов, который обеспечит позицию младшего школьника как субъекта воспитательного процесса;
• осуществление диагностики сориентированности младших школьников на духовные ценности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- проанализирована роль приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания;
- уточнено понятие «духовные ценности» в соответствии с проблемой исследования.
Практическая значимость исследования заключается в:
- разработке методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности приобщения младших школьников к духовным ценностям;
- использовании результатов исследования в организации работы детских творческих объединений на базе учреждений дополнительного образования детей;
- определении критериев и уровней сориентированности младших школьников на духовные ценности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологическую основу, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, воспроизводимостью его результатов и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, проверкой результатов исследования на различных этапах эксперимента, количественным и качественным их анализом, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатами, применением методов математической статистики.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ЧГПУ (1998 - 2002 гг.);
- выступлений на конференциях: Республиканской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (май 2000г.), Межвузовской научно-практической конференции «Экономика
и социум на рубеже веков » (февраль 2001г.), Межв узовской областной научно-практической конференции «Развитие профессионального образования на пороге III тысячелетия» (апрель 2000г.), Региональной научно-практической конференции «Проблемы сущности человека и типа личности» (декабрь 2000г.), «Актуальные проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи» (март 2001г.); - публикации результатов исследования; - выступлений и отчетов на заседаниях кафедры педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав-, заключения, библиографии
Состояние проблемы приобщения школьников к духовным ценностям в педагогической теории и практике
Современная ситуация в сфере образования обусловлена изменением социально-экономических ориентиров, преобразованием общественной жизни, становлением гражданского общества, а также изменением самих образовательных парадигм, нашедших отражение в Законе РФ «Об образовании» (1996).
Социально-экономические и политические реформы оказали негативное воздействие на российскую семью, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Резкая дифференциация доходов семей, распад сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, усиление конфликтности отношений между родителями и детьми вследствие их правовой, моральной, экономической незащищенности обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что на протяжении десяти лет центральной остается проблема материального достатка. Так, в 1989 году данную проблему назвали доминантной 51% опрошенных, а 1999 году - 67%. Значительно снизился рейтинг такой ценности, как «трудолюбие» (спад за десятилетие с 35% в 1989г.до 9% в 1999г.).
В 1999г. по сравнению с 1989г. заметно выросли установки быть хитрым, иметь хватку, уметь возвыситься над другими, достигнуть чего-либо за счет другого. Так, «не упускать своего» желают детям в 1989г.- 6% опрошенных, в 1999г. - 15%; «быть хитрым и не давать себя провести» желают 4% в 1989г. и 11% в 1999г. Реже упоминаются честность, порядочность, доброта и т.д. (133, 2 - 4).
Значительно осложняет воспитание криминализация российского общества. Угрожающие масштабы приобрели беспризорность и безнадзорность. Среди несовершеннолетних нарушителей увеличивается доля младших возрастных групп. Особую тревогу вызывает проблема наркомании: чаще отмечаются положительные установки на отношение к наркотикам, возрастает детская смертность от их передозировки (122).
Процессы урбанизации и экологический кризис также породили серьезные проблемы в воспитании. Дети отдаляются от природы как важного условия накопления жизненного опыта, гуманного воспитания
Современный школьник находится в постоянно меняющейся социально-культурной среде, где отношения человека с человеком все чаще заменяются отношением человека с вещью. Избыточное материальное потребление гипертрофирует детский эгоизм. Современное общество создает преграды для проявления детьми чувства сострадания и доброты, которые присущи человеку с рождения. Обилие вещей порождает новые проблемы в воспитании. Дети редко участвуют в конкретной трудовой деятельности, для многих из них труд является плохо воспринимаемой абстракцией.
Меняется повседневная жизнь школьников. Она регламентирована школьными занятиями, которые становятся все более напряженными и насыщенными. На фоне этого распадаются детские коллективы, усиливается одиночество ребенка. Дети несут в себе груз внутренней неустойчивости, замкнуты в себе.
Российская общественность крайне встревожена ростом бездуховности школьников, отсутствием жизненных идеалов и сложившейся системы ценностей. Выход из такой ситуации возможен при условии ориентации подрастающего поколения на духовные ценности. В связи с этим требуется переосмысление задач воспитания как приоритетных в образовании.
Согласно решению Государственного совета РФ (август 2001 г.) «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности» (78, 99).
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Гуманистическая педагогика рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития. Соответствующими ей методологическими подходами являются личностно-деятельностный и аксиологический.
Личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) связан с тем, что: процесс воспитания рассматривается с учетом его личностной обусловленности, с учетом личностных позиций его участников;
- воспитание происходит в активной и целенаправленной деятельности всех участников данного процесса;
- результат воспитания (воспитанность) достигается посредством включения участников этого процесса в соответствующую деятельность.
Механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания
В настоящее время проблема ценностных ориентации рассматривается отечественными и зарубежными учеными-педагогами как одна из центральных в системе образования. Особую остроту эта тема приобретает в наши дни, когда на смену моноидеологии партийного подхода к проблемам образования и воспитания пришло признание гуманистической природы воспитательно-образовательной деятельности, ориентированной на общечеловеческие ценности и идеалы. Образование не может быть свободным от нравственности, от добра и зла, совести и милосердия.
В соответствии с этими приоритетами разработаны современные концепции воспитания. Среди них концепция воспитания учащейся молодежи (А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский), в которой подчеркивается, что кризисная ситуация в стране, социальная и эмоциональная напряженность, коррупция в государстве, распад духовных и нравственных ценностей вызывают глубинные сдвиги в мировоззрении, ценностных ориентациях молодых людей. Многочисленные социологические и педагогические исследования свидетельствуют о растерянности, утрате идеалов, спаде интересов к высокому искусству, глубокой духовной и нравственной деформации молодого поколения. Спасение молодежи ученые-педагоги видят в радикальной перестройке сложившейся системы воспитания, его теории и практике.
Смысл изменения воспитания, согласно данной концепции, в гуманизации, «когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда развитие личности не загнано в прокрустово ложе «социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не «ведомым», «управляемым», а творцом самого себя, своих обстоятельств» (76, 65). В основе гуманистической системы воспитания лежат такие идеи: признание права на жизнь - абсолютной общечеловеческой ценностью; развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства, самоуважения, приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества, воспитания положительного отношения к труду как-высшей ценности в жизни, развитие потребности в здоровом образе жизни.
Реализация идей гуманистической концепции требует специальной подготовки, определенной последовательности и логики. Процесс приобщения младших школьников к духовным ценностям может стать основой воплощения этих идей в практику воспитания. Поэтому он должен быть тщательно продуман и обоснован.
В ходе исторического развития сформировался ряд механизмов, с помощью которых осуществляется воспитание подрастающего поколения в целом и передача духовных ценностей от поколения к поколению в частности. Их рассмотрение имеет важное теоретическое значение для нашего исследования.
В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. считают, что процесс воспитания заключается в: - образовании некоторых базовых представлений, усваиваемых ребенком на начальных фазах социализации (честность, справедливость, сострадание, человеческое достоинство и др.); наличии общественно-ценного образца, представленного в виде героев художественных произведений, современных героев, людей, которые окружают ребенка; конкретизации целей воспитания на примере нравственных норм и ценностей; согласовании и преобразовании нравственных норм и ценностей в конкретные правила с целью регулирования поведения детей; - вынужденном принятии требований взрослых и общества; в процессе интериоризации: а) включение школьника в специально организуемую разнообразную деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляются формы общественного поведения, формируется потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов; б) создание правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих», а вместе с тем умение вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу мотивов; - процессе подражания; - целенаправленном введении правил, норм поведения и контроле за их выполнением в процессе организации разнообразной деятельности детского коллектива (32, 118).
В исследовании А.В. Кирьяковой (73) установлены фрагменты обобщенного ценностного механизма ориентации на ценности (поиск, оценка, выбор, проекция). Автор отмечает, что такие ученые, как А.Брожик, М.Г. Казакина, Р.И. Тидинис и др., моментом рождения субъективной ценности считают оценку. Во многих работах, особенно тех, которые посвящены формированию ценностного отношения к познанию (А.П. Аристова, Т.В. Кудрявцева, В.Б. Качало, Г.И. Щукина и др.), раскрывается значение поиска, исследуемой деятельности, исследуемых методов для освоения знаний, формирования личностного отношения к ним. Во всех исследованиях, обращенных к формированию ценностных ориентации как регуляторов поведения личности центральным моментом определен выбор (Л.В. Андриянова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайша и др.).
В русле исследований, которые непосредственно связаны с ориентациями, планами на будущее, целеполаганием, цель, проекция определены как интеграторы, способные перевести малозначимое в первостепенное и придать мобилизирующее побудительное свойство ценностным отношениям личности (С.Н. Тибор, Л.А. Регуш, Е.И. Головаха и др.).
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Согласно выдвинутой нами цели исследования, гипотезе и задачам в данной главе необходимо дать описательную характеристику педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутых нами положений, учитывая при этом такие критерии организации педагогического эксперимента, как доказательность и обоснованность. Для реализации данной задачи обратимся к программе нашего педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент проходил в четыре этапа. Протяженность данного эксперимента составила два учебных года. В констатирующем этапе эксперимента приняли участие 348 учащихся начальных школ г. Челябинска и Челябинской области, 148 учителей начальных классов г. Челябинска, 198 студентов факультета подготовки УНК ЧГПУ и 100 студентов факультета культурологии ЧГАКИ. В формирующем этапе эксперимента участвовало 90 учащихся начальных классов СОШ №№ 45,54, 137 г. Челябинска.
Первый этап эксперимента был посвящен формулировке задач эксперимента, определению объема выборки исследования, проведению констатирующего этапа эксперимента с целью установления фактического исходного состояния объекта исследования перед формирующим этапом эксперимента. На данном этапе педагогического эксперимента наиболее адекватными методами исследования были следующие: опрос, анкетирование, анализ существующих критериев воспитанности, методы математической статистики.
К задачам второго этапа педагогического эксперимента мы отнесли следующие: разработка методики педагогического эксперимента, определение экспериментальных и контрольной групп для участия в формирующем эксперимента с целью проверки выдвинутых педагогических условий, проведение констатирующего и нулевого среза. Данному этапу соответствуют такие методы исследования, как анализ передового педагогического опыта, проективные методы, письменный опрос, беседа, наблюдение, методы математической статистики.
Третий этап педагогического эксперимента был посвящен собственно формирующему эксперименту, задачей которого являлось внедрение механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям и проверка выдвинутых педагогических условий. Для этого было сформировано три экспериментальных группы и одна контрольная. Опытно-экспериментальная работа в экспериментальных группах строилась на основе предложенного нами механизма и педагогических условий. В контрольной группе процесс приобщения младших школьников к духовным ценностям протекал в обычных условиях образовательного процесса начальной школы. Также на данном этапе в экспериментальных группах происходила апробация методов и форм работы по приобщению младших школьников к духовным ценностям.
На четвертом этапе был проведен контрольный срез, сопоставление результатов с положениями гипотезы, обобщение материалов исследования и внедрение разработок в практику, формулирование выводов исследования о состоятельности выдвинутых научных положений. Методы исследования: индуктивные и дедуктивные методы, письменный опрос, беседа, анкетирование, проективные методы, методы математической статистики.
Согласно программе педагогического эксперимента в первую очередь нам необходимо было определить задачи экспериментальной работы. Учитывая основные положения программы всего исследования в целом, мы сформулировали следующие задачи:
- создать условия, в которых возможно проведение педагогического эксперимента, подобрать объекты для экспериментального воздействия;
- проверить эффективность разработанного механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям;
-подтвердить факт наличия зависимости между соблюдением выдвинутых нами педагогических условий повышения эффективности процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям и уровнем сориентированности их на духовные ценности; - разработать методические рекомендации по повышению эффективности процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям.
На первом этапе исследования в соответствии с целями проводился констатирующий эксперимент. Целью констатирующего эксперимента мы ставили выявление уровня сориентированности младших школьников на духовные ценности. Важность этого этапа состоит в том, что достоверность получаемых в эксперименте результатов в большей мере зависит от исходных данных. Таким образом, целью констатирующего этапа было определение исходного уровня соориентированности младших школьников на духовные ценности и изучение наличия в учебно-воспитательном процессе начальной школы условий осуществления процесса приобщения к духовным ценностям. На данном этапе нами были использованы такие методы исследования, как наблюдение, анкетирование, письменный опрос, проективный метод.
Для характеристики состояния работы по осуществлению процесса приобщения учащихся к духовным ценностям в начальной школе было проведено исследование среди учителей начальных классов. В результате были получены следующие данные:
с помощью ранжирования были определены десять наиболее приоритетных духовных ценностей для учителей начальных классов: порядочность, трудолюбие, доброта, ответственность за свои поступки, честность, человеческое достоинство, милосердие, надежность, самостоятельность, патриотизм (ценности расположены в ранговом порядке);
Реализация педагогических условий эффективного функционирования механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания
Целью формирующего этапа эксперимента является проверка основных положений исследования. На данном этапе нами была проделана работа по внедрению в практику образовательного процесса механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям и педагогических условий его эффективного функционирования. В формирующем этапе эксперимента принимали участие 90 учащихся начальной школы, которые были разделены на три группы.
В ЭГ-1 процесс приобщения к духовным ценностям осуществлялся на основе предложенного нами механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям и комплекса педагогических условий (координация усилий начальной школы и детских творческих объединений в приобщении младших школьников к духовным ценностям; наличие комплекса методов, который обеспечит позицию воспитанника как субъекта процесса приобщения к духовным ценностям; осуществление диагностики сориентированности младших школьников на духовные ценности. В ЭГ-3 механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям функционировал на основе первого и третьего педагогических условий. В связи с этим ЭГ-1 и ЭГ-3 состояли из учащихся начальной школы СОШ №№ 54, 137 г. Челябинска, которые являлись участниками студии эстрадного танца при ДК ЧЭРЗ.
Для проведения экспериментальной работы мы выбрали детское творческое объединение эстетической направленности. Это объясняется тем, что «самыми массовыми и популярными у детей и подростков являются виды деятельности художественно-эстетического направления (40,8% занимающихся детей), спортивного (35,1%), все остальные не превышают 10%» (111, 9).
В ЭГ-2 был внедрен предложенный нами механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям и второе и третье педагогические условия. В КГ специальных условий мы не создавали, процесс приобщения младших школьников к духовным ценностям был основан на пропаганде нравственных норм и правил. ЭГ-2 и КГ находились на базе СОШ № 45 г. Челябинска.
Разрабатывая программу формирующего этапа эксперимента, мы проанализировали существующие программы по нравственному воспитанию и приобщению младших школьников к духовным ценностям: «Программа воспитания школьников» (Н.Е. Щуркова); «Уроки духовной жизни (Ш.А. Амонашвили); модель гуманистической воспитательной системы (В.А. Караковский); «Основы этической культуры» (А.И. Шемшурина); «Основы духовности и нравственного поведения» (И.Г. Баринова); авторская модель социокультурной адаптации детей («САД»); «Культура движения» (СВ. Сухова); программа духовно-нравственного воспитания младших школьников (А.В. Славина); программа духовно-нравственного воспитания (Т.Г. Феоктистова, Н.П. Шитякова) и др.
Проведенный анализ позволил констатировать наличие широкого круга программ по нравственному воспитанию, в том числе и для младших школьников, возможность выбора именно той программы, которая наиболее соответствует особенностям детей, с которыми работает тот или иной учитель. В каждую из программ включен определенный перечень ценностей. Следовательно, учитель заранее может предвидеть результат - какими качествами будут обладать его воспитанники. Поэтому, на наш взгляд, нет необходимости в разработке содержания еще одной программы по приобщению младших школьников к духовным ценностям. Однако практически во всех программах недостаточно представлен механизм приобщения детей к тем или иным ценностям. В связи с этим приоритетной для нас задачей стало обеспечение эффективной работы механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям. Основными компонентами данного механизма являются: организация познания младшими школьниками ценностей; воздействие на эмоции, чувства детей; организация нравственной деятельности на основе усвоенных ценностей.
Согласно основным идеям аксиологического подхода содержание когнитивного компонента механизма составляют духовные ценности. В связи с этим одной из наших задач явился выбор тех ценностей, с которыми младших школьников необходимо познакомить в первую очередь. В вышеуказанных программах представлены различные системы ценностей. Поэтому мы выявили приоритетные для воспитания, по мнению учителей начальных классов, будущих учителей начальных классов и будущих педагогов дополнительного образования, ценности. Это: ответственность за свои поступки, доброта, трудолюбие, целеустремленность, порядочность, честность, человеческое достоинство, справедливость, самостоятельность, надежность, милосердие, способность к творчеству (см. 1.З.).
Для оптимизации опытно-экспериментальной деятельности по составлению плана воспитательной работы, определения содержания каждой из вышеперечисленных ценностей мы объединили их в две группы.
Ни одна ценность не существует сама по себе. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одни ценности подразумевают знания о других ценностях, невозможно знакомить детей последовательно сначала с одной ценностью, заем с другой и т.д. Так, например, знание о добре подразумевает знание и о милосердии, и о справедливости, и о способности прощать (взаимосвязь духовных ценностей представлена на схеме 1). Поэтому в экспериментальных группах мы изучали определенный аспект одной ценности, а затем переходили к другой (м.б., более сложной для понимания), затем к третьей и т.д.