Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Витольник Галина Адамовна

Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России
<
Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Витольник Галина Адамовна. Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 СПб., 1997 159 с. РГБ ОД, 61:97-13/699-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические и методические основы исследования проблемы профессиональной чести слушателей вузов МВД 8

1.1. Научная разработка проблемы воспитания профессиональной чести и тенденции ее развития 9

1.2. Анализ сущности содержания и особенностей профессиональной чести слушателя. 23

1.3. Критерии оценки уровней воспитания профессиональной чести слушателя 50

Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование системы воспитания профессиональной чести слушателей вузов МВД 74

2.1. Программа исследования процесса воспитания профессиональной чести слушателя 74

2.2. Динамика процесса воспитания профессиональной чести слушателя 81

2.3. Условия повышения эффективности воспитания профессиональной чести 87

Глава 3. Основные направления совершенствования процесса воспитания профессиональной чести слушателя вузов МВД 92

3.1. Управление процессом воспитания профессиональной чести слушателей 92

3.2. Воспитание духовно-нравственных мотивов и эталонов поведения слушателя 103

3.3. Совершенствование и самосовершенствование профессиональной чести

Слушателя : 119

Заключение 138

Список литературы 142

Введение к работе

Данная диссертация является одним из направлений исследования акмеологических духовно-нравственных и правовых аспектов воспитания профессиональной чести слушателей вузов МВД России.

Воспитание профессиональной чести слушателя предполагает формирование специалиста широкого профиля, способного практически ориентироваться в таких сложных явлениях, как мораль и право, где мораль является важнейшим рычагом развития законности, а прочная законность -неотъемлемой частью нравственности человека. Система воспитания профессиональной чести слушателя строится, исходя из этических основ государства и общества, тесного взаимодействия нравов, добродетели и законов. Здесь нельзя обойтись без фундаментального изучения педагогической теории.

Проблема данного диссертационного исследования заключается в том, что сотрудник правоохранительной системы объективно и необходимо должен быть обучен и воспитан в профессионально-нравственном отношении как на уровне сознания, так и на уровне поведения. В противном случае он теряет юридическое и моральное право заниматься правоохранительной деятельностью. Безусловно, любая профессия налагает на человека определенные правовые и нравственные обязанности. Однако, есть такие виды деятельности в нашем обществе, для выполнения которых недостаточно овладеть определенной системой знаний и навыков. Необходимо еще и моральное право чтобы заниматься этим видом деятельности. Именно таков труд сотрудника органов внутренних дел.

Актуальность разработки поставленной в диссертации педагогической проблемы обусловлена недостаточной разработанностью ее в системе органов внутренних дел. Нет работ, посвященных воспитанию

профессиональной чести личности сотрудника органов внутренних дел, а изданные тематические сборники и отдельные публикации носят частный характер и не претендуют на рассмотрение проблемы в диалектическом комплексе единства и противоречивости. Исходя из этого, определены цель, объект, предмет и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования избран учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России.

Предметом исследования - воспитание профессиональной чести у слушателей вузов МВД России.

Цель исследования - раскрыть и сформулировать теоретические положения, обосновать и экспериментально проверить комплексно-целевую программу воспитания профессиональной чести у слушателей вузов МВД России.

Гипотеза исследования - воспитание профессиональной чести может быть достигнуто в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза специальной педагогической программы, которая представляет собой систему объективных требований служебно-профессиональной морали и личных убеждений слушателя, эффективно влияющую на развитие его способности к саморегуляции своих действий и поступков.

Исходя из цели выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования:

1) изучить проблему и обосновать системно - деятельностный подход к изучению воспитания профессиональной чести слушателя;

2) разработать педагогическую систему (комплексно-целевую программу) воспитания профессиональной чести слушателей;

3) исследовать и экспериментально проверить основные условия и пути повышения эффективного воспитания у слушателей профессиональной чести;

4) сформулировать педагогически обоснованные практические рекомендации воспитания и самовоспитания профессиональной чести слушателей.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

1) теоретические: изучения и анализ психолого-педагогической, философской и служебной литературы по исследуемой проблеме; системный подход к исследованию педагогических явлений;

2) эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, интервью, рейтинг, экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов);

3) методы обработки данных: первичная, корреляционный и регрессионный анализ, статистика на ЭВМ.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные труды классиков отечественной и зарубежной педагогики: Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, И.А. Ильина,

В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других.

Научно-теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, В.Л. Васильева, Н.К. Гончаровой, Ф.Н. Гоноболина, Э.А. Гришина, Н.В. Кузьминой, Е.С. Кузьмина, А.Н. Леонтьева, В.И.Мясищева, Н.К. Меньшикова, К.К. Платонова, Л.С. Рувинского, Л.С. Рубинштейна, В.А. Якунина. В своих исследованиях они раскрывают источники и механизмы профессиональной деятельности, идеи ее взаимосвязи с духовно-нравственными качествами личности.

Некоторые подходы к проблеме профессиональной чести представлены в выводах специальных исследований по вопросам профессиональной деятельности и подготовки кадров для органов

внутренних дел (Т.К. Ахаян, П.Ф. Беспоясов, В.В. Богуславский, О.Д. Вьюшин, Е.П. Гаркуша, А.Т. Иваницкий, Н.И. Минко, B.C. Олейников, В.Г. Семиренко, А.В. Стремоухов, А.Н. Томашев, В.И. Хальзов,

Ю.А. Шаранов и другие), которые оказали помощь в изучении проблемы. На защиту выносятся:

1) теоретические положения, раскрывающие понятие и сущность профессиональной чести слушателя;

2) комплексно-целевая программа воспитания профессиональной чести слушателя;

3) педагогические условия и пути совершенствования процесса воспитания профессиональной чести слушателя;

4) выводы и практические рекомендации повышения эффективности воспитания профессиональной чести слушателя.

Научная новизна и личный вклад автора состоят в следующем:

1) уточнено понятие и дана характеристика сущности и содержания профессиональной чести слушателя;

2) предлагается новый подход к раскрытию структуры профессиональной чести, которая является интегрированным свойством личности, проявляющемся на профессиональном (нормативном) и духовно-нравственном (оценочном) уровнях;

3) создана и реализована комплексно-целевая программа воспитания профессиональной чести слушателя.

4) разработаны и апробированы критерии и ведущие показатели оценки уровня воспитания профессиональной чести и методика их измерения;

5) Выявлены и экспериментально обоснованы основные условия и пути повышения эффективности воспитания профессиональной чести слушателя.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты позволяют внедрить программу комплексного воспитания профессиональной чести слушателя; повысить качество профессионально-нравственной подготовки слушателей, активизировать их самовоспитание; разработать методику руководства процессом самовоспитания профессиональной чести; использовать методику оценки уровня воспитания профессиональной чести.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с его целями, задачами и условиями осуществляемого исследования; реализацией современных методов исследования и обработки материалов, репрезентативностью выборочных совокупностей, апробацией результатов исследования в 7-ми публикациях и участием в 5-ти научно-практических конференциях.

Апробация результатов исследования проводилась в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России, Высшей школе МВД, Академии МВД, на заседании кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского юридического института МВД России (1992-1996 годы). Факультативно слушателям читался спецкурс «Основы воспитания и самовоспитания профессиональной чести сотрудника» (20 часов).

Основной замысел, цель и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает: введение, три главы и заключение, список использованной литературы, приложения.

Научная разработка проблемы воспитания профессиональной чести и тенденции ее развития

Представления о чести личности начали формироваться уже на первых этапах развития человеческого общества. В те далекие времена люди не выделяли себя из племени, рода. В связи с этим оскорбление человека, принадлежащего к какому-либо роду, воспринималось как оскорбление всего рода. Обычай кровной мести возник на этой основе. Вместе с тем, в условиях первобытнообщинного строя формируются элементарно-нравственные представления о чести и достоинстве личности. В рабовладельческом обществе возникают представления о социальной ценности представителей господствующих классов. Считалось, что чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. Однако и в рабовладельческом обществе в нравственном сознании людей возникают и развиваются идеи нравственной ценности, чести и достоинства человека. Так, в древнеегипетском сборнике «Учение о жизни и обучение благу» Амен-ом-оле (XI в. до н. э.) содержится народное изречение: «Лучше быть честным человеком, чем богатым хищником» [Чегин Б.А., Шахнович М.И., Малашенко З.Н. Очерки истории этики. - М.: Политиздат, 1969. с.21].

Содержание Ветхого Завета (XI-III в. до н. э.) в основном определяется идеей зависимости человека от бога, но в некоторых его разделах выражены нравственные нормы, утверждающие чистоту и честь, охрану жизни человека. Идеи ценности человеческой личности выдвигаются и в философских учениях Древнего Китая. Например, Ян Чжу (V-IV в. до н. э.) поставил вопрос о человеке как об индивиде и, отвергая бессмертие души, утверждал тем самым мысль о человеческом достоинстве.

Идеи ценности личности и свободы впервые находят всестороннюю разработку в философских, политико-правовых доктринах Древней Греции, Рима. Здесь получают признание в общественной жизни и становятся объектом теоретического анализа различные аспекты понятий «честь» и «достоинство». Вопрос о социальной ценности личности был объектом пристального внимания античных мыслителей, причем решался он в различных философских учениях далеко не однозначно. Одной из самых высоких вершин древнегреческого гуманизма было учение Протогора, провозгласившее знаменитый тезис: «Человек - мера всех вещей». Защищая идеи человеческого равенства, он считал, что такие достоинства как мудрость, добродетель, возможность участвовать в государственной жизни доступны всем людям. Для философов Древней Эллады характерно стремление рассмотреть вопрос о сущности человека в тесной связи с государственным строем. Аристотель определил человека как существо политическое. Социальная ценность личности прежде всего проявляется в достоинстве гражданина, причем существенная особенность многих политических учений заключается в том, что государство рассматривается как нечто более высокое и значительное, чем личность [47,с.ЗЗ].

В этом отношении весьма показателен суд над Сократом и его смерть. Будучи несправедливо осужден, Сократ отказался последовать советам своих друзей убежать из тюрьмы и избегнуть смертной казни. Поступок Сократа говорит о том, что человек должен следовать влияниям государства, даже несправедливым - это его долг, обязанность. И это существенный аспект чести и достоинства гражданина.

Античные философы разрабатывают различные аспекты чести и достоинства. Демокрит выделяет внутренний аспект чести человека, его внутреннюю нравственную ценность. «Честный и бесчестный человек, -утверждал он, - познаются не только из того, что они делают, но и из того, что они желают» [92,с.157].

Платон говорит о внешней стороне чести, определяя стыд как страх перед общественным мнением [100,с. 13,45]. Аристотель рассматривает достоинство как критерий одного из способов распределения материальных благ.

Разумеется социальная ценность личности, ее свобода в античном мире носили печать классовой ограниченности. Рабы полностью исключались из сферы свободы и, согласно господствующей рабовладельческой морали, не могли быть носителями таких нравственных качеств как честь и достоинство. Древнеримское законодательство отразило сформировавшиеся в античном мире представления о свободной личности участнике правовых отношений, вместе с тем, оно рассматривает раба как говорящее орудие.

Феодализм, пришедший на смену рабовладельческому строю, стал новым этапом в развитии человеческой личности. В отличие от раба, крепостной, будучи лично зависимым, становится владельцем земельного участка, иных средств труда и это - важный шаг в утверждении достоинства человека, хотя оно (достоинство) выступает в своеобразной форме, отражающей классовые отношения средневекового общества. Религия и церковь, будучи доминирующими факторами идеологической, нравственной сферы жизни феодального общества, препятствовали развитию идей высшей социальной ценности личности. Однако, выдвинутый в ранних христианских учениях принцип равенства людей перед богом был формой утверждения человеческой личности [100,с. 13,37].

Вместе с тем, во многих аспектах формирование человеческой личности средневековья было отступлением назад. И в теории, и в практике была утрачена идея всестороннего развития человека. Сословные перегородки, связанные с феодальной иерархией, закрепляли социальное неравенство, формирующиеся представления о сословной (в частности, дворянской) чести отразили эти социальные отношения.

Однако и в рамках средневековой схоластики продолжалась борьба за утверждение человеческого достоинства. Основные направления этой борьбы сводились к защите нравственной чистоты человека, к утверждению идеи свободы волеизъявления, к попытке утвердить право на свободу человеческой мысли (Сигер, Брабантский, Т. Абеляр).

Критерии оценки уровней воспитания профессиональной чести слушателя

Решение проблемы воспитания профессиональной чести предполагает разработку критериев оценки уровня ее воспитания. Объективной основой при этом выступают практические дела и поступки людей. Субъективную основу критериев составляют побудители этих поступков. Мотивы, как правило, рассматривают общественный, социальный смысл деятельности и поступков. Мотивы можно понять, лишь проанализировав потребности человека, серию его поступков, действий, какие цели стремится достичь в жизни, используемые средства и методы их достижения.

Однако не всегда можно давать оценку сформированности личности только по результатам деятельности, т.к. в практике встречаются люди, которые достигают высоких результатов, но руководствуются при этом корыстными целями.

Поэтому при определении критериев оценки уровня развития той или иной личности следует учитывать образ жизни конкретного индивида, его социальные связи и отношения, общественное самосознание и социальную активность.

Несмотря на различные определения критериев, их можно свести к двум основным типам: оценочный и нормативный.

Нормативный критерий характеризует профессиональную сторону, развитие чести слушателя и оценивается следующими основными показателями: компетентностью, успешностью деятельности, устойчивостью труда по избранной профессии. Оценочные критерии характеризуют духовно-нравственную сторону формирования профессиональной чести и оцениваются следующими показателями: воспитанностью; исполнительностью и дисциплинированностью (см. таблицу 1). Каждый из перечисленных критериев выражает уровень развития изучаемого педагогического явления, служит образцом, при сравнении с которым реальных, проявляемых явлений можно установить степень их соответствия, приближение к идеалу. А для этого критерий должен быть развернутым, т.е. включать в себя более мелкие единицы измерения, позволяющие «замерить» реальную действительность в сравнении с идеалом. Такими качественными единицами являются показатели. Показатель как компонент критерия служит типичным, конкретным и качественным про 52 явлением одной из существенных сторон данного явления, по которому можно судить о его наличии и об уровне развития профессиональной чести. Таблица 1 Оценочно-нормативные критерии воспитания профессиональной чести, как духовно-нравственные качества Оценочный ВоспитанностьИсполнительностьДисциплинированность Нормативный КомпетентностьУстойчивостьУспешность В ходе анализа литературных источников, результатов наблюдения, бесед с преподавателями, слушателями и офицерами факультета были выявлены признаки, раскрывающие единство мнений по данным показателям. В результате из 32 предложенных показателей было оставлено 6, они использовались в нашей работе (см. таблицу 1).

Воспитанность - есть особый внутренний механизм социальной регуляции нравственного поведения слушателя, проявляющийся как в общей, так и профессиональной чести слушателя и определяемый уровнем нравственного сознания, позволяющим осознанно избирать оптимальные средства коммуникативного общения и формы социально-психологической защиты. Воспитанность слушателя - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения. О воспитанности слушателя также говорит наличие сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной личностно - деятельностнои позиции, в гражданском мужестве в сложных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Исполнительность - сознательная целенаправленная деятельность по фактическому исполнению своих служебных обязанностей, которые заключаются в следующем: правильно понимать, толковать и разумно исполнять самому, контролировать выполнение подчиненными полученных приказов, распоряжений, указаний старших начальников, быть четким в исполнительности.

Дисциплинированность - это для слушателя одна из основных функций. Строгий порядок, выполнение социальных норм и правил, установленных в обществе, поддержание общественного порядка являются необходимым условием для слушателя.

Определяя границы своего исследования, мы сосредоточили внимание на общих и специальных закономерностях процесса формирования профессиональной устойчивости у слушателей в период их вузовского обучения.

Профессиональная устойчивость является функциональным личностным свойством, проявляющимся в удовлетворенности, успешности и длительности профессиональной деятельности и может рассматриваться как цель, результат и критерий. Формирование профессиональной устойчивости является управляемым процессом и должно осуществляться комплексно как в системе учебных предметов психолого-педагогического цикла, так и средствами специальных дисциплин, во всех видах аудиторных и внеаудиторных занятий.

Динамика процесса воспитания профессиональной чести слушателя

Экспериментальная работа по воспитанию профессиональной чести слушателей проводилась в естественных условиях учебного процесса вуза, а система мероприятий, определенных экспериментом, явилась дополнительным фактором, повышающим эффективность этого процесса. Процесс осуществлялся по выработанной программе эксперимента в определенной последовательности. Психолого-педагогический анализ процесса формирования и развития профессиональной чести целесообразно осуществлять по двум основным параметрам: во-первых, должны анализироваться его статические (в первую очередь структурные) составляющие, во-вторых, его динамические особенности. Анализ научных исследований показывает, что наименее изучен второй аспект процесса воспитания профессиональной чести у слушателей.

Логика педагогического эксперимента требует проследить изменения, динамику воспитания профессиональной чести в процессе педагогического воздействия. Опытно-экспериментальная работа позволяет не ограничиваться регистрацией выявленных фактов и показателей, а через создание педагогических ситуаций раскрыть закономерности, динамику, тенденции процесса воспитания профессиональной чести, определяя возможности его оптимизации.

На динамичный, процессуальный характер развития качеств и свойств личности и коллектива указывал А.С. Макаренко. Он в частности писал: «Моя работа состоит из непрерывного ряда многочисленных операций, более или менее длительных, иногда растягивающихся на год, иногда проводимых в течении двух-трех дней, иногда имеющих, так сказать, инкубационный период, когда накопляются потенциальные силы или действия, а потом они приобретают характер открытий. Каждая такая операция представляет очень сложную картину: прежде всего она должна преследовать главную цель - воспитательное влияние на целый коллектив, во-вторых, она должна иметь в виду влияние на данную личность, а в-третьих, она должна в какое-то гармоничное положение поставить и меня, и коллектив воспитателей... Кроме этих трех главных целей в каждой операции присутствуют еще и второстепенные... Конечно, идеально проведенной операцией будет считаться только такая, при которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде» [84, с.122-123].

К сожалению, как отмечает ряд известных педагогов и психологов, современная наука оказалась не в состоянии удовлетворить в полной мере возросшие потребности практики и воспитания и предложить научные рекомендации, пригодные для их практического применения [379, 3].

Значительный вклад в решение этой проблемы внесли и вносят педагоги и психологи Санкт-Петербургского государственного университета, юридического института МВД РФ и других вузов России.

В частности, В.А. Якунин в учебной деятельности студентов глубоко и всесторонне раскрыл динамику развития профессионально важных качеств личности [157, с.380].

При этом отметим, что предлагаемый В.А. Якуниным подход, при котором обучение рассматривается с позиции теории управления, позволяет в значительной мере снять многие теоретические и практические проблемы военной педагогики и успешно его применить в педагогическом процессе по формированию и воспитанию профессиональной чести слушателей.

В основу предлагаемой нами программы исследования были положены следующие идеи: представление П.А. Флоренского о наличии главной вершины во всем жизненном цикле каждой вещи, растения, человека - от зарождения до смерти, а также о наличии вершин на каждом этапе их развития; подход Б.Г. Ананьева к изучению человека как многомерного и многоуровневого объекта исследования: как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности; профессиональная акмеология - теория Н.В. Кузьминой в области профессиональной деятельности, согласно которой человек из детства к вершинам профессиональной зрелости проходит по целостному образовательному маршруту, каждое звено которого представляет педагогическую систему; методика повышения эффективности профессиональной деятельности, разработанная В.И. Хальзовым и В.А. Якуниным. На основании вышеперечисленных положений можно проследить динамику воспитания профессиональной чести слушателей и сделать вывод о том, что модель подготовки кадров для органов внутренних дел должна быть технологичной. Технология подготовки кадров и движения к вершинам профессиональной чести сводится к следующему: с первых лет обучения слушателю необходимо соотносить полный маршрут его образования с конечными целями его обучения; ознакомить слушателя с его индивидуальными, собственно-личностными и субъективно 84 деятельностными характеристиками в сравнении с высшими уровнями профессионально-значимых для специалиста как основания для сопоставления с собственными профессионально-нравственными особенностями; на основании такого сопоставления и осознания потенциала слушатель вырабатывает собственный план восхождения на вершину профессиональной деятельности, сам прогнозирует свое развитие с учетом своих индивидуальных свойств, выбирает главную цель и цели каждого этапа, вершины жизни и профессиональной чести, собственные пути, методы, способы достижения вершин. В результате формируется творческий индивидуальный стиль мышления и поведения. Итак, главная особенность технологии воспитания профессиональной чести состоит в построении слушателем с помощью обучающего собственной лестницы, ведущей к вершине, а также и в том, чтобы научить его самостоятельно определять содержание и средства достижения промежуточных целей, причем таким образом, чтобы все промежуточные цели вели к достижению главной, конечной цели. Тогда учебно-познавательная деятельность становится творчеством самого слушателя, а весь процесс станет средством самовоспитания профессиональной чести. Ретроспективный анализ отечественной и зарубежной этико педагогической литературы, результаты многочисленных социологических исследований по проблеме педагогики, подготовки и переподготовки кадров для органов внутренних дел, многолетнее наблюдение за деятельностью преподавателей и слушателей вузов МВД позволили нам сделать вывод о том, что интегративным свойством личности, проявляющимся в компетентности, устойчивости и успешности труда по избранной профессии, а также воспитанности, исполнительности, справедливости и дисциплинированности, является профессиональная честь. Это свойство личности и должно стать целью и результатом эффективной профессиональной подготовки слушателей. Данный подход показал свою эффективность при опытно-экспериментальном исследовании процесса воспитания профессиональной чести слушателей экспериментальной группы, в частности, это нашло отражение в динамике процесса воспитания профессиональной чести. Для большей объективности результатов экспертный опрос подкреплялся письменным опросом слушателей, наблюдением за ними в различных видах деятельности, самооценкой ими своей подготовки к обучению и воспитанию.

Управление процессом воспитания профессиональной чести слушателей

Сейчас, как никогда, назрела необходимость повышения уровня оперативности управления воспитательным процессом в коллективах органов внутренних дел через морально-психологический климат, что связано со сложными изменениями в духовно - нравственном мире сотрудников, протекающими в условиях процесса реформ, обновления, демократизации. Это предполагает выработку особой культуры сотрудника ОВД - культуры морального предвидения, способности к моральной интуиции, необходимой для морального прогнозирования явлений, происходящих в группах, коллективе.

Используя достижения отечественной психологической науки, возможно заглянуть в «лабораторию предвидения», подойти к анализу этого сложного процесса. В своей книге «Ум полководца» видный советский психолог Б.М. Теплов определяет два пути, ведущие к успешному предвидению. Во-первых, расчет, «предполагающий большой запас знаний и умений найти ту главную, решающую точку, от которой этот расчет производится. Надо уметь рассчитывать и знать, что рассчитывать». Во-вторых, вчувствование в ситуацию, симпатия к человеку (коллективу), способность становиться на чужую (иную) точку зрения, рассуждать и решать за другого [131,с.275]. Разумеется, в нашем случае неправильно понимать вышеизложенное как некое «побуждение» сотрудника к потребности обсуждать, комментировать полученные им приказы или распоряжения старших начальников, но детально обдумывать качественное выполнение таких приказов - свойство, крайне необходимое для сотрудника с высокоразвитой профессиональной честью.

По роду своей деятельности сотруднику ОВД часто приходится влиять на обстановку, а иногда и управлять ею. «Управлять - значит, предвидеть», говорит старинное изречение. Предвидеть значит, сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уловить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение - это высшая ступень превращения сложного в простое, умение выделить существенное. Предвидение результата глубокого проникновения в обстановку и постижения главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий [131,с.274].

В отличии от «простого» предвидения - моральное носит характер нравственной соразмерности, нравственной заданности, определяемой уровнем общей и профессиональной воспитанности сотрудника.

Моральная интуиция - это чрезвычайно быстрое, иногда почти мгновенное понимание сложной ситуации и нахождение правильного решения. Она возможна однако не иначе, как в результате длительной, сложной, кропотливой подготовительной работы. То есть интуиция - это быстрое решение, требующее от сотрудника длительной подготовки.

«По большой части, - пишет С.Л. Рубинштейн, - истинное положение дела заключается не в том, что решение дал тот миг или момент, когда внезапно оно представилось уму, а не предшествующая ему работа мысли; этот момент дал решение после длительной предшествующей работы мысли и в результате ее. Счастливый миг, приносящий решение задачи, - это по большой части час жатвы тех плодов, которые взошли .в результате всего предшествующего труда» [114,с.2,57].

К определению интуиции сотрудника подходит и следующее определение, данное одним из отечественных психологов об интуиции при овладении некоторыми навыками:

«Интуиция - неосознанное последствие, приводящее к правильному решению совершенно новой, никогда не бывшей в опыте задачи и возникающее как результат этого опыта». Действительно, моральная интуиция есть последствие всей предшествующей морально-оценочной работы, ее неизбежных нравственно-ориентированных затрат: это последействие неосознанное в том смысле, что значительная часть процесса моральное решение не осознается, по крайней мере, в самый момент принятия решения.

Оценивая интуицию в общепринятом смысле, К. Клаузевиц писал, что она «представляет не только природный талант, но главным образом является в результате практики, знакомящей с явлениями и почти обращающей в привычку открытие истины, т.е. правильность суждения» [131.С.296].

Способность сотрудника к моральному предвидению и моральной интуиции выводит его, таким образом, на качественно иной этап моральной готовности - морального прогнозирования, что в свою очередь, позволяет ему непосредственно соизмерять имеющийся уровень профессиональной культуры с нравственным идеалом (профессиональным эталоном) личности.

Новые социальные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность сотрудника ОВД, обязывают их тщательно продумывать норму своих действий, предвидеть моральные последствия собственных поступков, предупреждать нежелательный оборот событий, оберегать авторитет государственной власти, содействовать росту престижа органов внутренних дел. Успешно справиться с возлагаемыми на них функциями могут лишь сотрудники, которые обладают высокими нравственными качествами, сами служат примером нравственной и общей воспитанности, образцом соблюдения законности. Профессиональная мораль сотрудников тесно связана с культурой поведения. Моральные качества, внешний вид и культура поведения, общения сотрудника оказывает заметное воспитательной воздействие на окружающих, способствуют эффективности служебной деятельности, ведут к предотвращению и профилактике правонарушений. Эти качества и требования, выполняемые точно, грамотно и неукоснительно, становятся формами служебного ритуала, приобретают характер эстетической потребности.

А. Шопенгауэр [150] метко заметил, что мораль легко проповедовать, но трудно обосновывать. Действительно, в отличие от многих других областей знания, нравственная философия говорит не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, о том, как должны жить люди. И в отличие от нравственной проповеди [94,с. 153-161] этика опирается на разумные основания и доказательства. Она выполняет свою задачу и переходит от излучения сущего, то есть того, что есть человек и что есть мир, к обоснованию должного (морального должного), того, что должен делать человек, каким он должен быть.

Человек как субъект мышления является и субъектом человеческой культуры. В то же время обобщающая и аналитическая способности мысли не могут противостоять друг другу. И действительно, конструирующая сила мышления, образующая свободу индивида, неизбежно сообщает избыточность его действиям, делая его одновременно и творческим началом, и возмущающим фактором деятельности. История человечества показывает, что эта избыточность индивида исходно выступала существенной помехой для оптимальной производительности деятельности людей. Способом преодоления этой помехи явилась общественная организация деятельности и формирование общественного сознания как индивидуального механизма внедрения нормативных правил, обуздывающих избыточность индивидов. Таким образом, общественная организация исторически выступила как бы надличностной и в этом смысле внешней силой, дисциплинирующей избыточных членов общества, специализирующей их собственные способности. Так, с общественным разделением труда в историю вошел новый организационный принцип - отчуждение. Общество, общественное сознание отчуждает от индивида его собственные, но избыточные творческие способности, чтобы затем возвратить их ему, только уже в формализованном виде, в виде поручаемых ему же профессиональных обязанностей.

Сотруднику органов внутренних дел как представителю государственной исполнительной власти вменена в обязанность защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств [68,с.155]. Исполнение этих обязанностей должно осуществляться в рамках законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности [68,с.152-153] и, следовательно, требует от сотрудника не только глубокого знания законов, но и выработки высоких нравственных качеств: честности, справедливости, мужественности, ответственности, доброжелательности, чуткости к чужому горю, постоянной готовности прийти на помощь человеку, находящемуся в беде или попавшему в затруднительное положение.

Сотрудник ОВД должен быть достойным представителем государственной власти, человеком просвещенным, высококультурным, гуманным, благородным, объективным, особенно в тех случаях, когда требуется принять строгие меры для наведения порядка или пресечения преступления. Быть образцом высокой нравственности и культуры поведения всегда и при всех условиях - таковы требования [132], лежащие в основе служебной деятельности, в том числе и служебной этики как одного из доминирующих звеньев профессиональной чести сотрудника органов внутренних дел.

Похожие диссертации на Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России