Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Кузнецова Анна Дмитриевна

Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России
<
Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кузнецова Анна Дмитриевна. Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1999 205 c. РГБ ОД, 61:00-13/340-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы исследования проблемы нравственного воспитания 14-90

1-1. Научная разработанность проблемы нравственного воспитания в педагогической и этической литературе 14-37

1.2 Сущность и содержание нравственного воспитания слушателей 38-67

1.3. Личность, ее нравственная Свобода и ответственность перед обществом 68-90

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование системы нравственного воспитания слушателей . 91-134

2.1.. Критерии нравственной воспитанности слушателей 91-96

2,2. Программа исследования процесса нравственного воспитания 97-106

2-3. Динамика процесса нравственного воспитания 107-134

Глава III. Основные направления повышения эффективности нравственного воспитания слушателей 135-182

3.1. Факторы и условия, влияющие на повышение эффективности нравственного воспитания 135-142

3.2. Педагогическая система формирования нравственных качеств 143-158

3.3 Нравственное совершенствование и самосовершенствование личности слушателя 159-178

3.4. Роль командира в нравственном воспитании слушателей 179-182

Заключение и практические рекомендации 183-190

Литература 191-201

Приложения 202-205

Введение к работе

Актуальность проблемы нравственного воспитания слушателей вузов МВД России диктуется теми социально-экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе в связи с вступлением в рыночные отношения. Новые жизненные экономические нестабильности вызывают у людей страх перед будущим, усиливают процессы отчуждения. Возникает реальная опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, дегуманизации личности и общества, разобщения поколений. В этих условиях молодые люди нуждаются в социальной защите и педагогической помощи. Нельзя не заметить в нашем обществе противоречия между потребностью личности в свободном жизненном самоопределении и нормативно-охранительной воспитательной системой, которая еще не могла освободиться от командно- административного стиля. Проблемы современной системы воспитания молодого поколения совпадают с проблемами нравственного воспитания слушателей вузов МВД РФ. По своему профессиональному назначению выпускники вузов МВД РФ призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы государства и общества от преступных и других противоправных посягательств. При этом слушатели, будущие сотрудники ОВД, наделены правом применения вынужденных мер принуждения. Чтобы грамотно, юридически и нравственно, пользоваться этими мерами принуждения, слушатели должны пройти школу нравственного воспитания. Недостаток такого рода воспитания может сказаться не только на профессиональных качествах слушателей вузов, но и привести к духовно-нравственной де

формации личности. Практические задачи, стоящие перед органами внутренних дел, и задачи дальнейшего развития педагогической науки связаны с социальным заказом, адресованным и к педагогике органов внутренних дел как общей концепции, которая позволила бы в единой системе понятий охватить и представить множество факторов, накопленных в практике обучения и воспитания слушателей вузов МВД РФ. Для того, чтобы человек был способен к самостоятельному, ответственному выбору поступка, свободному высказыванию собственных взглядов, нужна новая практика воспитания. Воспитание, понимаемое как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально -обусловленным процессом, который выполняет в обществе определенные функции:

- сохранения, воспроизводства и развития культуры;

- обслуживания исторического процесса смены поколений;

- создания условий для свободного развития личности как

субъекта культуры.

Реализация перечисленных функций зависит от состояния

общества, его стабильности, цивилизованности, внимания, которое общество проявляет к молодежи и деятельности вуза.

Преодолению кризисного характера воспитательного процесса в сложившейся социально-экономической ситуации нашего общества будет способствовать:

- возрождение в воспитании ценностей общечеловеческой и

национальной культуры;

-социально-педагогическая поддержка и удовлетворение

интересов и потребностей молодежи;

- повышение стабильности роли семьи, школы, других воспитательных институтов как гарантов гражданского мира, на

ционального согласия и полноценного развития индивида как гражданина, человека культуры и нравственности.

На наш взгляд, можно согласиться с новой концептуальной основой современного воспитания, которая включает в себя:

- анализ современной социально-педагогической ситуации, выделение ее основных проблем и противоречий;

- критическое переосмысление идеологии современного воспитания, его целей, функций и задач;

- определение базового компонента содержания воспитания, обоснование концептуального подхода к методам и технологиям воспитательного процесса;

- выявление критериев, реализация которых обеспечивает личностный смысл и эффект воспитания в современных условиях.

Если анализировать современную социально педагогическую ситуацию, то станет видно, что причины негативных явлений в молодежной среде коренятся как в экономической нестабильности и духовном разладе в обществе, так и в особенностях деятельности воспитательных институтов, которые полностью не смогли повернуться лицом к жизненным проблемам личности. Среди наших слушателей наблюдается зачастую мировоззренческая индифферентность, пассивность, отсутствуют стимулы социальной активности, наблюдается резкий спад интереса к учебе, труду, откровенные проявления эгоизма, агрессивности, жестокости. Негативные явления усиливаются в связи с неподготовленностью молодых людей к вступлению в рыночные отношения. Вместе с тем на повестку дня с особой остротой ставятся общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, человеческое до

стоинство, духовность и другие. Новая социально-педагогическая ситуация породила совершенно новые проблемы гражданского и нравственного воспитания молодых людей- Среди них: экономическое воспитание, воспитание делового человека, экологическое воспитание, воспитание исторической памяти, нового отношения к религии и другие. Трудности решения этих проблем коренятся как в обществе, так и в семье. Причем,семейное воспитание является главным воспитательным фактором.

Новыми методологическими ориентирами в современном подходе к процессу воспитания могут быть:

- восстановление образования, как человекообразующего процесса. Известно, что решающее значение в становлении личности, в ее социализации и развитии имеет тип образования. Но понимание образования только как овладение знаниями должно быть переосмыслено. Образование должно быть процессом становления личности, обретение ею духовности и творческого потенциала, а гуманитарная функция образования должна смягчать социальную напряженность человека, восстанавливать его душевное равновесие и смысл жизни;

- вернуть образование и воспитание в контекст культуры, так как долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры;

- личностно - деятельностный подход к воспитанию. В процессе познавательно-творческой деятельности человек познает мир и формирует свои знания, умения, способности, механизмы саморегуляции поведения. Вот личностно-деятельностный подход и предполагает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте. Важным

условием такого подхода является обращенность воспитания к патриотическим чувствам и национальному самосознанию;

- регионализация воспитания предполагает учет социально-экономических, демографических и культурных особенностей региона;

- принцип саморазвития предусматривает способность системы воспитания к преодолению противоречий своего развития, причем усилиями самих участников педагогического процесса.

Нужно подчеркнуть, что педагогический аспект проблемы становления человека как субъекта культуры и нравственности состоит в гуманизации воспитания, в очеловечивании воспитательных отношений. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успеха в воспитании, а саморазвитие личности, формирование субъективных свойств - высший показатель эффективности воспитания.

Современная система воспитания ставит и новые цели воспитательного процесса:

- понимание человека в качестве главного предмета воспитания;

- ориентация на универсальные общечеловеческие ценности, которые человек должен сохранять и воспроизводить;

- актуальность воспитания целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции;

- необходимость воспитания таких качеств, которые понадобятся молодому человеку для будущей жизнедеятельности.

Но глобальной целью современного воспитания является воспитание человека культуры. Ядром такой личности выступают субъективные свойства, определяющие меру ее свободы,

гуманности, духовности, жизнетворчества. Воспитание свободной личности требует исключения из воспитания любых методов и форм давления на личность. Гуманность человека культуры проявляется в любви к людям, в готовности оказать помощь близким, в понимании ценности и неповторимости каждого человека, а духовность человека культуры предполагает развитие духовных потребностей, в том числе в познании, самопознании, поиске смысла жизни, счастья, идеала. Известно, что образование является основой духовности, поэтому оно должно ориентироваться на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру. Человек культуры является и практической личностью, которая владеет знанием основ экономики, знанием языков, знанием религиозных обычаев, знанием компьютерной техники, и др.

В настоящее время в системе органов внутренних дел России на место командно-административных методов управления приходит ориентация личности на социальную потребность, а нравственное убеждение становится одним из основных источников побуждения личности к деятельности. В этих условиях нравственное воспитание слушателей вуза МВД РФ, будущих сотрудников органов внутренних дел, занимает приоритетное направление в формировании нравственной культуры, которая представляет собой не только культуру повседневного труда, поведения, отношения, но и культуру нравственного самосознания, то есть опосредованный результат самосуществования, объективно-субъективной деятельности. Несмотря на высокий интерес исследователей сегодня к данной проблеме, она по прежнему остается актуальной, поскольку разнообразие объективных и субъективных условий нравственного воспитания слу

шателей в процессе профессиональной подготовки, различия в функциональных обязанностях в будущей деятельности выпускников вузов МВД требуют научной методической разработки проблемы с разных сторон. Исходя из этого, определены цель, объект, предмет и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования избран учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки слушателей вузов МВД РФ.

Предметом исследования является процесс нравственного воспитания слушателей вузов МВД РФ.

Цель исследования - раскрыть и сформулировать теоретические положения, обосновать и экспериментально проверить комплексно-целевую программу нравственного воспитания слушателей вузов МВД РФ.

Гипотеза исследования - эффективность процесса нравсвтенного воспитания может быть достигнута в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза специальной педагогической программы, которая представляет собой систему объективных требований служебно-профессиональной морали и личных убеждений слушателя, целенаправленно влияющую на развитие его способности к саморегуляции своих действий и поступков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание нравственного воспитания слушателей;

2. Изучить проблему и обосновать личностно- деятельностный подход в исследовании нравственного воспитания; 3. Разработать программу нравственного воспитания слушателей вузов МВД РФ;

4. Раскрыть динамику и особенности нравственного воспитания слушателей.

5. Исследовать и экспериментально проверить основные условия и пути повышения эффективности нравственного воспитания;

6. Сформулировать педагогически обоснованные практические рекомендации организации нравственного воспитания и самовоспитания слушателей вузов МВД РФ.

Методы исследования:

1.Теоретические: изучение и анализ психолого педагогической и этической научной литературы по исследуемой проблеме;

2, Эмпирические: диагностические ( анализ документов, характеристик, беседы, наблюдения), экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего эксперимента).

3. Методы обработки данных: первичная обработка, статистика.

Методологическую основу исследования составили труды классиков отечественной и зарубежной педагогики Я.А. Комен-ского, К.Д.Ушинского, Д.Локка, ИТ.Песталоцци, А.С.Макаренко, И.А.Ильина, В.А.Сухомлинского и др.

Научно-теоретической основой исследования послужили

работы авторов: Б.Г.Ананьева, В.И.Бакштановеко го,

А. В. Барабан щи ков а, Ю. Б. Бо рев а, А. А. Гусей нов а, О. Г. Дроби и цко-гоЖС.Когана.И.А.Крывелева .В.Кузьминой.А.Б.Лебедева .Н.

и

Леонтьева,В.Я.Слепова,А.Г.Спиркина,Ю.В.Согомонова,А.И.Ти-таренко, А.Г.Харчева, В.Я.Якунина.

Специальное исследование по вопросам профессиональной деятельности и подготовки кадров для органов внутренних дел представлены в трудах В.П.Сальникова, В.С.Олейникова, В.И.Хальзова, О.М.Латышева, В.Я.Ки котя, А.Т.Иваницкого, Н.И.Минко, А.В.Стремоухова, Я.Я.Юрченко, Ю.А.Шара нова, А.В.Пономаренко, А.В.Щеглова и др.

На зашиту выносятся:

1 .Теоретические положения, раскрывающие понятие и сущность нравственного воспитания слушателей. Нравственное воспитание по своей природе является интегральным, выступая как результат взаимодействия людей, как совокупность воздействия макросреды, микросреды и самовоспитания.

2. Критерии и комплексно-целевая программа нравственного воспитания слушателей. Основной мыслью комплексно-целевой программы является координация методов и средств педагогического воздействия на слушателей при организации учебно-воспитательного процесса в целях его оптимизации и совершенствования.

3. Педагогические условия и пути совершенствования нравственного воспитания слушателей.

4. Практические рекомендации повышения эффективности нравственного воспитания слушателей.

Научная новизна и личный вклад автора состоят в следующем:

1. Уточнено понятие и дана характеристика сущности и содержания процесса нравственного воспитания слушателей.

Нравственное воспитание рассматривается не только как процесс воздействия на личность, но и как результат взаимодействия людей.

2. Определены критерии нравственного воспитания слушателей. Все этические категории носят оценочно-нормативный характер. Но оценочность или нормативность у них выражена по-разному. Это объясняется различными индивидуальными особенностями личности.

3. Создана и реализована комплексно-целевая программа нравственного воспитания слушателей. Все пункты программы ориентированы на оценку и самооценку личности.

4. Выявлены и экспериментально обоснованы основные условия и пути повышения эффективности нравственного воспитания слушателей. Одним из путей повышения эффективности нравственного воспитания является сочетание искусности и гибкости форм и методов не только педагогического воздействия на слушателя, но и взаимодействия с ним.

Практическая значимость диссертации:

1.Предложенная система нравственного воспитания призвана качественно улучшать профессиональную подготовку слушателей вуза, активизировать их самовоспитание.

2.Выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть учтены при разработке новых учебных программ и учебных планов для вузов МВД РФ, при организации учебно-воспитательного процесса и служебной подготовки в целях их оптимизации и совершенствования.

Апробация результатов исследования проводилась в Санкт-Петербургском университете МВД России (1997-1999 гг.). Предварительные итоги исследования докладывались и об

суждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры философии, кафедры культурологии Санкт-Петербургского университета МВД России.( 1998-1999гг.) Основные аспекты диссертационного исследования отражены в научных публикациях автора и докладывались на теоретических и научно-практических конференциях.(1 998-1999 гг.)

Основной замысел, цели и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Научная разработанность проблемы нравственного воспитания в педагогической и этической литературе

Воспитание возникло вместе с человеческим обществом и всегда составляло важную сферу человеческой деятельности, постепенно усложняясь с развитием реального процесса жизни людей. Вместе с разделением общества на социальные группы и классы, разделялось и воспитание на определенные уровни, виды и формы. В трудах Платона и Аристотеля впервые развита идея общественного воспитания (91). У Аристотеля этика и политика посвящены одному вопросу - воспитанию добродетели и формированию привычки жить добродетельно для достижения счастья, Аристотель считал, что воспитание должно соответствовать каждому государственному строю. Создавая свою систему общественного воспитания, ведя полемику с Сократом и Платоном, Аристотель утверждал, что должны существовать законы, касающиеся воспитания. Характерно, что и во время Сократа, и во времена Платона и Аристотеля не было единства взглядов на то, что вообще представляет собой воспитание и как оно должно осуществляться.

В эпоху Реформации (XVI - XVII в.в.) выдающиеся мыслители чешский педагог Я.А.Коменский, английский философ и педагог Д.Локк, французские просветители создали свои системы воспитания. Так Я.А.Коменский рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми(55). Д.Локк, выдвигая в качестве руководящего принципа принцип полезности, полагал, что воспитание должно подготовить человека к жизни (69).

Ж.Ж. Руссо высказал прогрессивные идеи в своей теории естественного свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития. Он полагал, что главнейшей и первоочередной педагогической задачей является нравственное воспитание человека. О всемогуществе воспитания писал и К.А. Гельвеций (28). Он подчеркивал роль социальной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Д.Дидро, в свою очередь, критиковал К.А.Гельвеция за преувеличение роли воспитания, у которого ум, гений и добродетель выступали как продукты воспитания.

В XIX веке под влиянием педагогических идей французских просветителей педагоги-демократы И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, И.Ф. Гербарт развивают учение о воспитании, сосредоточивая внимание на дидактических правилах школы. В основу разработанной И.Г.Песталоцци теории элементарного образования были положены идеи развивающихся целей и задач воспитания. И.Г.Песталоцци разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений с целью приведения в движение присущего природным силам человека стремления к деятельности. Нравственное воспитание, считал он, должно начинаться в семье и совершенствоваться в школе.

Идеи гражданского воспитания прослеживаются в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и др. Эти идеи разил великий педагог К.Д.Ушинский, который подчеркивал, что "влияние личности воспитателя, это та воспитательная сила, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний или поощрений"(125,1,1 50).

В марксистско-ленинской теории идея гражданского воспитания впервые становится объектом практической политики. Гражданское воспитание выступало как идеологическое средство осуществления кардинальных преобразований жизни общества. Марксизм исходит из того, что условия человеческого развития делают необходимым воспитание. Для того, чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование и воспитание. В соответствии с марксизмом, наибольшее влияние на становление личности оказывает система общественных отношений, в которые она включена. Вместе с тем, развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.

Большой вклад в разработку проблемы воспитания личности внесли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский, В.Ф.Шаталов и другие новаторы, которые в своих трудах с реалистических позиций раскрывали сущность многих педагогических сторон деятельности воспитателя, обосновывая конкретные требования к его деятельности и личности.

Анализ работ военных педагогов показывает, что нет таких исследований, где бы ни затрагивались вопросы учебно-воспитательной деятельности. Например, вопросы педагогического мастерства рассматри ваются в трудах А.В.Барабанщикова, Н.С.Кравчука, В.К.Луценко, вопросы нравственно-психологической подготовки рассматриваются в исследованиях М.И.Дьяченко, М.П.Корабейникова, В.Я.Слепова, В.Т.Юсова, принципы и ме тоды воспитания - у П.Н.Городова, В.П.Давыдова, Д.П.Познанского.

Сущность и содержание нравственного воспитания слушателей

"Воспитать настоящий характер, - писал А.С.Макаренко, значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем"(72,57). Формирование нравственно совершенной личности является одним из центральных направлений воспитания граждан нашего общества. Вместе с тем в обществе есть такие профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий относятся и выпускники вузов МВД России, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства - профессионально значимы. Планомерное, на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик слушателей, но и создает ту необходимую морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение.

Что же такое нравственное воспитание? Нравственное воспитание есть процесс сознательного, целенаправленного, систематического воздействия на чувства, взгляды и убеждения личности с целью выработки у нее устойчивых механизмов формирования морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения, нравственной культуры. Стержнем нравственного воспитания является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека. Специфика же нравственного воспитания заключается в том, что оно осуществляется без назиданий, так как излишние нравоучения чаще всего не способствуют нравственному развитию, а вызывает обратную реакцию воспитуемых. Нравственное воспитание слушателей основывается на положениях общечеловеческой морали, конкретизируя их применение к будущей профессиональной деятельности, во время которой выпускники вуза будут непосредственными исполнителями государственной власти и от имени государства применять принудительные санкции к нарушителям общественного порядка, выполняя требования закона (56,152).

Возникает вопрос, каким образом систематически воздействовать на человека ( его чувства, взгляды, убеждения), чтобы сформировать нравственно совершенную личность В диссертационном исследовании этой проблемы мы использовали лич-ностно-деятельностный подход как комплексный метод, обладающий диалектической природой. Личностно-деятельностный подход предполагает; а) изучение объекта нравственного воспитания, не допуская сведения свойств целого к свойствам какого-либо из его элементов; б) осуществлять личностно-деятельностный подход не только при анализе строения изучаемого объекта, но и при анализе его происхождения и его функционирования, так как совокупность качеств, присущих данному объекту, взаимосвязана с совокупностью сил, вызвавших его к жизни, и с совокупностью функций, исполняемых им; в) анализируя объект воспитания, выделить те его составляющие, которые, с одной стороны, являются необходимыми, а с другой стороны, являются достаточными для того, чтобы качественное своеобразие целого возникло и приобрело определенную степень устойчивости; г) при личностно-деятельностном подходе сложный системный объект оказывается подсистемой некой более общей системы (педагогики).

Целенаправленная деятельность педагога в нравственном становлении личности имеет положительный эффект только тогда, когда личность обучаемого, воспитуемого является самоактивной в учебно-воспитательном процессе. Только через механизм собственной деятельности и собственных творческих усилий человек овладевает общественным опытом в целом или его структурными компонентами.

Программа, предложенная в диссертационном исследовании, позволит представить нравственное воспитание слушателей как специально организованный процесс сознательного и целенаправленного формирования нравственно совершенной личности, ведущий к возникновению устойчивых критериев и механизмов регуляции отношений и деятельности. Через обучение и воспитание устанавливается реальное взаимодействие воспитания, педагога и слушателей и тех условий, в которых протекает педагогический процесс и повседневная жизнь слушателей.

Предметом нашего исследования является именно воспитание как специально программированная и организованная социальная деятельность. Программа организованного воспитания имеет соответствующую цель, которая на основе объективных потребностей и реальных тенденций воспитательного процесса определяет его направленность. Основная цель воспитания -подготовка слушателя к исполнению определенных общественных функций, к активной роли в общественной жизни. Совпадение результата с намеченной целью является смыслом оптимального воспитательного воздействия.

Критерии нравственной воспитанности слушателей

Критерий нравственной воспитанности можно определить как требование к нравственной сущности индивида, позволяющее выявить и оценить моральные качества и свойства личности в ее культурологическом развитии относительно объективного идеала и субъективных возможностей. При определении критериев нравственной воспитанности слушателей были использованы ме тодики по анализу и оценке педагогической деятельности, раз работанные на кафедре педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета (Н.В.Кузьмина, В.Я.Якунин), а также методики повышения эффективности нравственного воспитания слушателей, применяемые учеными кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России (В.И.Хальзов, Я.Я.Юрченко),

Критерии нравственной воспитанности слушателей можно определить как : 1. Внешние и внутренние.

К группе внешних критериев принадлежит безупречное выполнение социальных и профессиональных требований (соблюдение конституции РФ, присяги, выполнение приказов, отношение к правам и обязанностям и т.д.). Через внешние критерии выражается отношение слушателя, как объекта воспитательного процесса, к социализированным формам деятельности.

К группе внутренних критериев относятся совесть, чувство долга, персональная ответственность за безупречное исполнение долга (состояние нравственного удовлетворения за исполненный долг или угрызения совести за не исполненный долг). Эти критерии называются внутренние, так как они отражают явления, присущие самой человеческой личности слушателя.

2. Критерий объективности (субъективности).

Этот критерий в известной мере универсален, так как применим к оценке нравственной личности на любом этапе ее развития. Критерий объективности выражает степень овладения слушателем господствующей в обществе моралью, которая затем переходит в нравственное отношение к себе и другим людям.

3. Оценочно-нормативные критерии.

Все этические категории носят оценочно-нормативный характер. Но оценочность или нормативность у них выражена по-разному. Это объясняется различными индивидуальными особенностями личности и различными уровнями сформированности морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения и нравственной культуры.

Нормативный уровень критериев позволяет характеризовать профессиональную сторону развития процесса нравственного воспитания и оценивается следующими основными показателями: компетентностью, неподкупностью, честностью, успешностью деятельности, устойчивостью труда по избранной профессии. А оценочный уровень характеризует духовно-нравственную сторону становления личности слушателя и оценивается показателями: воспитанностью, доброжелательностью, исполнительностью и дисциплинированностью.

4. Критерий морально-психологической надежности. Данный критерий выявляет характеристику действия индиви да в экстремальных условиях, повышенного стресса, а также при столкновении с девиантным поведением со стороны каких-либо лиц. Соответствие требованиям критерия морально психологической надежности зависит непосредственно от состояния свойств нервной системы слушателя.

5. Критерий нравственной устойчивости личности.

Одной из главных черт нравственно воспитанной личности является способность осознанно противостоять злу. Критерий нравственной устойчивости личности предполагает выработку у слушателя особого механизма социально-психологической защиты. Если критерий морально-психологической надежности отра жает состояние первичных свойств нервной системы индивида, то критерий нравственной устойчивости вызван к применению вторичным свойством нервной системы уравновешенностью нервных процессов по отношению к действию возбуждения и по отношению к действию торможения. Применение в единстве критериев объективности (субъективности), оценочно-нормативных, морально психологической надежности и нравственной устойчивости позволяет отличить нравственно воспитанную личность с потребностью совершенствования от общеразвитой личности, довольствующейся достигнутым.

Помимо установленных критериев в процессе нравственного воспитания представляет интерес проследить влияние на моральное сознание, нравственные отношения, нравственное поведение слушателя различных социальных функций морали (36,242).

Познавательная функция морали проявляется в том, что в период нравственного формирования личности молодого человека - физические знания, нормы, кодексы становятся источником информации об общественных нравственных ценностях, помогают ему сформулировать модель нравственного поведения.

Оценочная функция выражает своеобразное нравственное видение слушателем окружающей жизни, познание ее под углом зрения: морально или аморально. Предметом моральной оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные качества.

Факторы и условия, влияющие на повышение эффективности нравственного воспитания

Динамика процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы педагогическими средствами обеспечить у слушателей формирование сознательного, нравственно мотивированного поведения, регулируемого целостной системой собственных взглядов и убеждений, соответствующих принципам общечеловеческой морали (106,12). Организация исследования процесса нравственного воспитания предполагает выработку на основе социологических данных практические рекомендации для педагогов, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин.

Экспериментальное исследование процесса нравственного воспитания слушателей было проведено в Санкт-Петербургском университете МВД России (1997-1999г.). В исследовании приняли участие слушатели I-IV курсов, обучавшихся по традиционной и экспериментальной программе.

Организационным методом исследования, определяющим общую стратегию и направление исследования, выбран сравнительный метод. Одна из его форм - метод поперечных срезов позволил проследить характер изменений в процессе нравственного воспитания слушателей экспериментальной и традиционной систем подготовки на разных этапах обучения в вузе.

Среди эмпирических методов, применявшихся в исследовании - обсервационные (наблюдение и самонаблюдение) и диагностические (вопросники, анкетирование).

На подготовительном этапе происходило формирование и уточнение гипотезы опытно-экспериментальной работы, разрабатывался инструментарий, определялись оценки нравственного становления личности слушателя, осуществлялся отбор и изучение состава контрольной и экспериментальной группы, а также проверялось реальное состояние процесса формирования у слушателей готовности к профессиональной деятельности.

На этом этапе анализировались противоречия и факторы, снижающие эффективность воспитательного процесса, изучалось мнение преподавателей, командиров и слушателей о состоянии этой работы. При этом использовались такие методы исследования как беседа, наблюдение, изучение результатов педагогической деятельности, устный и письменный спрос, метод экспертных оценок.

Учитывая, что процесс нравственного воспитания происходит у слушателей в университете МВД РФ, то и объектом исследования являются слушатели университета. Определение количества слушателей - участников эксперимента проводилось в соответствии с положением о том, что чем больше статистически однородна генеральная совокупность, тем объем выборки может быть меньше. Процесс выборки был основан : а) на взаимосвязи характеристик и признаков исследуемых объектов; б) на правомерности выводов о целом на основании исследований его части, если часть по своей структуре представляет микромодель целого. При этом учитывалось, что величина выборочной совокупности должна быть достаточно большой, чтобы получить достоверную информацию, а с другой стороны, не быть громоздкой, чтобы оперативно обрабатывать полученную информацию.

Объем выборки (количество слушателей контрольной и экспериментальной групп), обеспечивающий репрезентативность данных был определен в 56 человек ( 28 слушателей в экспериментальной группе и 28 в контрольной).

Во время основного этапа проводилась работа по изучению уровней процесса нравственного становления личности у слушателей экспериментальной и контрольной групп; разрабатывался и обосновывался комплекс мероприятий, предназначенных для проведения со слушателями с целью повышения их нравственной культуры;

Для определения исходного уровня готовности слушателей экспериментальной и контрольной групп был проведен констатирующий эксперимент Его целью был анализ работы профессорско-преподавательского состава. В процессе эксперимента использовались методы самооценки, письменного опроса, наблюдения и исследовательские беседы.

Сопоставление результатов эксперимента у слушателей экспериментальной и контрольной групп позволило сделать вывод о том, что на этапе констатирующего эксперимента уровни готовности слушателей к профессиональной деятельности относительно близки. Это говорило о достаточно точном подборе экспериментальной и контрольной групп и одинаковых их стартовых возможностях.(см.табл, 1)

Похожие диссертации на Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России