Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Гомонова Татьяна Александровна

Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя
<
Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гомонова Татьяна Александровна. Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2000 206 c. РГБ ОД, 61:01-13/88-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Теоретические предпосылки воспитания педагогической любви в условиях гуманной педагогики

1.1. Сущность гуманной педагогики 10

1.2. Педагогическая любовь как профессионально значимое качество будущего учителя 37

1.3. Педагогические условия эффективного воспитания педагогической любви 63

Выводы по первой главе 83

ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя

2.1. Логика и задачи педагогического исследования . 86

2.2. Реализация педагогических условий воспитания педагогической любви в условиях гуманной педагогики 115

2.3. Динамика экспериментальной работы 133

Выводы по второй главе 156

Заключение 158

Библиография 163

Приложения 183

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные образовательные учреждения решают задачу гуманистической ориентации будущего учителя, который не только осознал бы себя самого в уникальной самоценности, но и видел бы, понимал и утверждал сердечностью своего отношения ни с чем не сравнимую ценность другого человека, относился к нему гуманно. )Ц Нынешняя переломная эпоха в развитии отечественного образования, вызвала смену ценностных ориентиров. Возникли противоречия между потребностью общества в личности, уверенной в себе и осуществляющей ответственный выбор, и традиционной системой воспитания, между декларируемой идеей гуманизации воспитания и недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих формированию гуманистических начал. Еще недостаточно обращается внимание на воспитание эмоциональной сферы сознания будущих специалистов-педагогов, не выделяется как особо важная задача воспитания педагогической любви, без которой невозможны нравственная и педагогическая культура, гуманистическая ориентация педагогических ! процессов, и само понятие гуманизма остается абстрактным пожеланием.

Возрастает потребность в соответствии, адекватности эмоциональной реакции на жесткие события социально-экономической и политической жизни общества. Необходимость эффективно осуществлять воспитание Щк гуманистических нравственных чувств, прежде всего чувства любви ка основы менталитета народа и ментальносте педагога учебного заведения, вступает в противоречие с неспособностью будущего педагога результативно решать эту проблему. Любовь - это самое удивительное чувство, в котором человечеством накоплен мощный духовный потенциал, чувство, противостоящее W I бездуховности «авантюрного времени», помогающее человеку и \ ш человечеству оставаться на уровне гуманности, какие бы «сюжеты» /Jfcj жестокости и всякого рода девиантного поведения ни угрожали нам, чувство, помогающее сохранить нашему самочувствию ясную архитектонику.

Н. А. Бердяев, говоря о любви как условии самотворчества, возможности реализации полной и целостной жизни и любви как условии творческого, оригинального «открытия» мира, подчеркнул: «Любовь - есть не только источник творчества, но и сама любовь к ближнему, к человеку уже 31 творчество, есть отображение творческой энергии. Любят не за что-то, любовь есть благодатная и излучающая энергия... Большущая тайна жизни открывается в том, что удовлетворение получает лишь тот, кто отдает и жертвует, а не тот, кто требует и поглощает. Любое творчество есть любовь... Если хочешь получить - отдавай».

В педагогической науке к настоящему времени накоплен значительный t фонд данных, идей, фактов, необходимых для постановки и решения проблем гуманной педагогики и, в частности, педагогической любви. На фундаментальном философском уровне эту проблему разрабатывали Н.А.Бердяев, Р.Бернс, В.С.Библер, А.Камю, В.В.Розанов, Ж.П.Сартр, В.С.Соловьев, Э.Фромм и др. Различные подходы к созданию гуманистических концепций представлены в наследии отечественных и зарубежных педагогов: П.С.Блонского, К.Н.Вентцеля, И.П.Иванова, В.А.Сухомлинского, С.Т.Щацкого, Лео Баскалиа, Я.Корчака, Б.Спока и др.

Вопросы гуманизации современного школьного образования рассматривались Ю.П.Азаровым, Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкиным, Е.В.Бондаревской, З.И.Васильевой, В.С.Ильиным, Т.И.Мальковской и др.

Изучению взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе посвящены работы Э.И.Беленкина, Г.Н.Бросалина, В.А.Кан-Калика, А.В.Мудрика, Н.В.Седова и др.

Восхождению личности к гуманистическим ценностям на основе Ф всеобщего диалектического закона возвышения потребностей посвящено м\ w исследование А.В.Кирьяковой, влияние эмоционально-нравственных Лк параметров на становление личности подчеркивают Т.В.Гаврилова, Б.И.Додонов, Я. Л. Коломинский К. Д. Радина, А. С. Ямпольская и др. Отдельные аспекты педагогического руководства подготовкой студентов изучали В.И.Андреев, Ю.А. Конаржевский, Г. Н. Сериков, и др. вопросы формирования педагогических умений освещались Т. К. Ахаян, Н. В. Кузьминой, С. Е. Матушкиным, С. А. Расчетиной В. Г. Рындак, С. В. &\Ь Сальцевой, В. А. Сластениным и др.

Среди вопросов гуманистической подготовки будущего учителя подчеркивалось влияние любви на результаты педагогического процесса, но сам этот аспект профессиональной подготовки не изучался, что обусловило выбор темы нашего исследования: «Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя». Объект исследования - образовательный процесс института искусств и \& музыкального колледжа.

Предмет исследования - процесс воспитания у будущего учителя педагогической любви как профессионально значимого качества в условиях гуманной педагогики.

Цель исследования: определить педагогические условия воспитания педагогической любви как профессионального качества будущего учителя.

Гипотеза исследования: воспитание педагогической любви как профессионального качества будущего учителя осуществляется успешно, если:

- педагогическая любовь рассматривается как сложное качественное, интегральное, личностное образование, включающее эмоционально-чувственное и рационально-разумное начала;

- создана модель воспитания педагогической любви как профессионального качества будущего учителя;

-- педагогическая практика будущего учителя будет способствовать использованию элементов педагогической любви. В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились и решались следующие задачи:

1. Обосновать сущность гуманной педагогики.

2. Уточнить содержание понятия «педагогическая любовь».

3. Разработать модель воспитания педагогической любви как L #f? профессионально значимого качества будущего учителя.

4. Разработать программу и содержание спецкурса, способствующего успешному решению исследуемой проблемы. Методологической основой исследования являются основные положения диалектической теории познания о всеобщей связи и взаимодействии материального и духовного мира; материалистическое учение о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в ходе ее формирования; положения о творческой сущности человека и развитии его творческого потенциала и профессиональных способностей в процессе деятельности; аксиологический подход к явлениям эмоциональной сферы сознания человека.

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялись на основе комплекса методов исследования. В работе использовались теоретический анализ и обобщение педагогического опыта по данной проблеме; посещение и анализ учебных занятий; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, диагностические беседы, тестирование и др.); экспертная оценка разработанных материалов, контрольные срезы, определяющие динамику развития нравственно-гуманных ценностей; статистические методы обработки данных эксперимента, графическое представление результатов и др.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1991 - 1993гг.). Изучалась научная литература по теме исследования: философская, психолого-педагогическая, диссертационные работы по проблемам гуманной педагогики, воспитания нравственно-гуманных чувств, с акцентированием внимания на чувстве педагогической любви как профессиональном качестве педагога. В результате были выделены проблема, цель и гипотеза исследования. Проводилось наблюдение за процессом гуманизации воспитания студентов музыкального колледжа и института искусств.

Второй этап (1993 - 1998 гг.). Уточнялись материалы исследовательской работы по подготовке теоретических и практических моделей воспитания гуманистической культуры нравственных чувств в условиях Оренбургского государственного института искусств и музыкального колледжа.

Третий этап (1998 - 2000 гг.). Осуществлялась проверка результатов исследования в ходе формирующего эксперимента, проводилось осмысление проделанной подготовительной работы по внедрению результатов исследования в практический педагогический процесс в условиях института искусств и музыкального колледжа, осуществлялось оформление полученного теоретического и практического материала в диссертационную работу.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Оренбургского государственного института искусств и музыкального колледжа. В эксперименте принимало участие 184 студента.

Научная новизна исследования заключается:

- в теоретическом обосновании педагогической любви как профессионально значимого качества и ментальносте будущего педагога;

- в определении и проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное воспитание педагогической любви будущего учителя;

- в разработке модели воспитания педагогической любви будущего учителя в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Теоретическая значимость работы состоит: в выделении любви как высшей духовной ценности в структуре педагогического мастерства, но требующей постоянного внимания к диалогу нравственно-гуманной культуры прошлого и современности; в разработке принципов воспитания педагогической любви и уровней ее сформированности у будущих педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании научное обоснование процесса воспитания педагогической любви как профессионального качества будущего учителя, его научно-методическое обеспечение позволяют совершенствовать образовательный процесс музыкального колледжа и института искусств, а также в разработке спецкурса «Гуманная педагогика как основа воспитания педагогической любви».

Достоверность результатов исследования обеспечивалась четкостью методологических позиций исследования и анализом современных подходов к проблеме воспитания педагогической любви как профессионального качества; организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов; апробацией выводов в практике работы учебно- воспитательной деятельности педагогов, участвовавших в экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

- педагогическая любовь - это профессиональное качество, в котором проявляются чувства, отношения, поведение педагога, определяющие позицию личности педагога; педагогическая любовь имеет свои особенности, их сущность заключается в наличии эмоционально- чувственного и рационально-результативного начал;

- модель воспитания педагогической любви как профессионального качества будущего учителя включается в учебную и внеучебную деятельность;

- воспитание педагогической любви как професионально значимого качества будущего учителя обеспечивается комплексом педагогических условий: принятие педагогической любви как философ ско-педагогической категории; принятие субъектами образовательно-воспитательного процесса личностно ориентированных принципов воспитания; обоснование педагогической любви как этической основы педагогического профессионализма и творчества; введение в содержание педагогического образования антропологического материала; перевод педагогической любви в категорию профессионально значимых качеств будущего педагога.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения основных положений на заседаниях кафедры общей педагогики и менеджмента Оренбургского государственного педагогического университета, на заседании ученого совета, семинарах кураторов и классных руководителей Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М.Ростроповичей; на научно-практических конференциях, проводимых Оренбургским государственным университетом, Оренбургским государственным педагогическим университетом, Оренбургской государственной медицинской академией.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Сущность гуманной педагогики

Существенные изменения в системе образования, прежде всего его гуманизация, предполагают возрождение подлинной духовности, выявления закономерностей развития личности, которая видела бы и понимала ценность другого человека, относилась к нему гуманно.

В данном параграфе мы определяем сущность гуманной педагогики на основе анализа философских, психологических и педагогических аспектов проблемы гуманизации образования и, прежде всего, личности учащегося, студента. Понятие «гуманизация» вошло в научный педагогический оборот как принцип реформы образования в России, как «усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей» (200, с.31). Вместе с тем, это определение не дает возможности представить весь спектр явлений и процессов, охватываемых понятиями гуманизации образования в целом и, в частности, в высшей школе.

До сих пор гуманизация в вузе обеспечивалась освоением достижений общечеловеческой культуры через гуманитарный синтез всех учебных дисциплин, превращающих ценности мировой культуры из предмета изучения в содержание образования и жизнедеятельности человека (103, с.4).

Гуманитаризация высшей школы рассматривалась как средство реализации гуманистической сути обучения и воспитания, интеллектуальной, социокультурной, коммуникативной сущности человека как субъекта познания и деятельности, активного элемента развития общества. В этом случае акцент делался как на средстве, позволяющем реализовать гуманистическую суть обучения и воспитания в вузе. Гуманизация образования продиктована целым рядом объективных факторов: - объективными условиями развития общества и его вхождением в мировое пространство; - необходимостью преодоления технократического подхода к решению социальных проблем, к развитию духовной культуры и личности; - изменением экономической структуры общества (Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, В.Г.Бочарова, Н.М.Таланчук).

Именно эти факторы обуславливают востребованность в обществе таких человеческих качеств как образованность, духовность, компетентность, интеллигентность, диалогичность и культурность, способность к высшему проявлению нравственно-гуманных чувств.

Гуманизация в вузе может успешно осуществляться путем целенаправленной деятельности всех структур: факультетов, кафедр, администрации, управленческих и организационных подразделений, коллективов преподавателей и студентов. Составляющими частями этой системы должны стать: преподавание обязательных и элективных курсов по гуманитарным наукам, отказ от дегуманизации в воспитательной деятельности, утверждение принципов педагогического сотрудничества, воспитание педагогической любви как профессионального качества будущего учителя, развитие форм студенческого самоуправления.

Студент и педагог становятся центром процесса гуманизации, учебно-воспитательного процесса. Реализации основных направлений и принципов гуманизации в вузе способствует создание особой среды, которая выражает качественную характеристику образовательно-воспитательных, духовно-нравственных, кадровых и материальных условий выполнения основных функций высшей школы (103, с.4).

Особенности процесса гуманизации зависят от профильности вуза, его профессиональной ориентированности. Насыщение учебно-воспитательного процесса идеями гуманизма способствует формированию у студентов личной и профессиональной ответственности, а также помогает найти свое место в профессиональной деятельности и в жизни.

Гуманная педагогика позволяет изучать и диагностировать уровень развития ученика, лучше понять его внутренний мир. Педагог сам становится носителем гуманистических идей, воспитателем высшей нравственности, проявляющейся в доброжелательности, любви к людям и конкретному человеку.

В рамках гуманизации педагогического процесса Е.Н.Шиянов (222) выделяет главную тенденцию процесса гуманизации - ориентацию на развитие личности учителя. Закономерность выделенной тенденции определяется следующим образом: чем гармоничнее общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие будущего учителя, тем более свободным и творческим он становится в реализации гуманистической функции. По его мнению, развитие личности учителя должно идти в гармонии с общечеловеческой культурой, ее ценностями, которые зависят от уровня освоения сущности гуманной педагогики, а общим принципом процесса гуманизации он выделяет непрерывность общего и профессионального развития учителя.

Сущность гуманной педагогики

Любовь определяется как высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми любовь характеризуется высшей эмоционально-духовной напряженностью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека.

«Философский анализ любви есть, прежде всего, анализ формальных, «чистых» условий любви вообще как человеческой способности, как инварианта, остающегося неизменным в различных исторических эпохах. Эти формы сами становятся понятными, объяснимыми и классифицируемыми лишь после уяснения сути этого инварианта» (61,с.232).

Любовь - самое удивительное чувство, в котором человечеством накоплен мощный духовный потенциал, чувство, противостоящее бездуховности « авантюрного времени» (времени свершения социальных авантюр), помогающее человеку и человечеству оставаться на уровне гуманности, какие бы «сюжеты» жестокости и всякого рода девиантного поведения не угрожали нам, помогающее сохранить ясную архитектонику нашему самочувствию (21).

Любовь - явление историческое. Стендаль назвал его чудом цивилизации. Попытки определения любви всегда отражали особенности жизненных ориентиров и опыта, интеллекта и мировоззренческих взглядов исследователей. «Характер, темперамент, особенности биографии сказываются на оценке места любви в жизни. Мысль не только анализирует чувство, но и подчиняется ему» (195, с.6).

В христианской концепции любви Бог есть абсолютное добро, любовь -отношение низшего к высшему. В греческой концепции эроса выражено стремление низшего к высшему, как к более совершенному. В августиновской, спинозовской концепциях любви речь идет о совпадении движения снизу вверх и сверху вниз, но только не любви равного к равному.

Любовь рассматривается всеми исследователями как мера человеческого в человеке, как фактор смыслообразующий. Об этом же пишут представители разных социальных, общественных наук. Но часто при таком подходе к понятию любовь характерно появление «шведского стола» различных «видов» любви (22. с.37). Тогда она носит описательный характер. В связи с многоплановостью, многокачественностью, объективной многосложностью этого предмета многие исследования и философов, и психологов, и педагогов скорее описательны, чем сущностны.

Общество в вопросах любви движется через «биархатные повороты». (Лат. «би» - два, греч. «архе» - главенство, начало, власть). В историческом движении «биархатными поворотами» пронизываются все отношения мужчины и женщины как общественные, социально-экономические, так и семейные, сексуальные, поскольку меняется роль женщины и более значительным становится ее место в культуре и цивилизации. Углубляется самопознание человека, растет интерес к проблемам любви в искусстве, науке, публичной жизни, в жизни школы.

По Э.Фромму чувство любви обусловлено не конкретным объектом, а определенным личностным даром. Любовь есть всеобъемлющая духовная активность. Если я истинно люблю кого-нибудь, я люблю весь мир, я люблю жизнь (213, с.ЗО). Существует заблуждение, что любви не надо учиться «... любовь - это искусство ... если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться, ... скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству» (213, с. 16).

Классифицировать разные типы и формы любви делали попытки философы, психологи, писатели, представители искусства. Так, например, И.Кант различал истинную любовь, К.С.Льюис - любовь нужду, любовь дар и самую неустойчивую любовь - любовь влюбленность. Э.Фромм, написав об «искусстве любви» (212, с. 165), разделяет ее на виды сообразно объектам, на которые она направлена: братскую, материнскую, эротическую, любовь к себе и любовь к богу; Стендаль видел четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическую любовь и любовь-тщеславие.

Интересно мнение Стендаля о зарождении любви, которая проходит стадии: 1. Восхищение. 2. Какое наслаждение. 3. Надежда. 4. Любовь родилась. 5. Первая кристаллизация. 6. Появляются сомнения. 7. 2-я кристаллизация (131, с. 160).

Эти «сущности» можно продолжать множить, оставаясь на позиции типологии любви. Это напоминает поиски определения любви древними мыслителями, когда познание человека, стремясь к сущностному пониманию этого чувства, оставалось на уровне описания. Опыт философов, стремящихся обратиться от типологии к поиску сущности любви, дает возможность гносеологического подхода к педагогическим проблемам, актуальным для современной педагогики.

Логика и задачи педагогического исследования

Целью данного параграфа диссертационного исследования является раскрытие сущности эксперимента по воспитанию педагогической любви как профессионального качества у студентов вуза: описание технологии реализации основных положений предлагаемой нами модели педагогического обеспечения воспитания педагогической любви; задач, содержания этапов, методов и условий проведения экспериментальной работы по предложенной гипотезе.

Педагогический эксперимент мы рассматриваем как комплекс методор исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную, проверку правильности выдвинутой гипотезы, позволяет глубже проверить эффективность нововведений, сравнить значимость разных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать оптимальное их сочетание, выявить необходимость условия реализации определенных педагогических задач, чтобы обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые связи между явлениями, т.е. изучить закономерности, характерные для педагогического процесса, систему познавательных операций, связанных с изучением педагогических фактов и явлений, процессов в специально созданных условиях.

Опытно-экспериментальной работа была определена нами на основе выделения комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективную работу по воспитанию педагогической любви как изучение состояния и особенностей педагогической любви: установление уровня владения студентами основными компонентами педагогической любви; оценка ее сформированности на начальном этапе; выделение основных элементов системы управления процессом воспитания педагогической любви на различных ступенях обучения в институте искусств в аспекте выбранной нами проблемы исследования; апробация комплекса критериев и показателей эффективности управления воспитанием педагогической любви; воспитание педагогической любви как основы гуманной педагогики (создание комплекса педагогических условий, обеспечивающих воспитание педагогической любви как профессионального качества; определение эффективности применения предлагаемых нами путей и средств испытания исследуемых качеств, выявление степени воздействия на студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными, определение возможности спецкурса); разработка спецкурса по воспитанию педагогической любви. В теоретической части исследования был выявлен комплекс педагогических условий: принятие педагогической любви как философско-педагогической категории и обоснование любви как этической ценности культуры, основы педагогического профессионализма и творчества (когнитивный компонент); принятие субъектами образовательно-воспитательного процесса в вузе личностно ориентированных принципов образования (целевой компонент); перевод педагогической любви в категорию профессионально значимых качеств личности будущего педагога (мотивационный компонент); - введение в педагогическое образование антропологического материала, содержащего педагогическую любовь как философско-педагогическую категорию и профессионально значимое качество личности (содержательный компонент); - включение студентов в специально организованную учебно-познавательную и внеучебную деятельность (операциональный компонент).

Мы рассматриваем педагогическую любовь как органичную часть профессиональной культуры, ибо именно она обеспечивает реализацию профессиональных знаний, умению и навыков педагога и, одновременно, сама является условием его функционирования.

Взяв в качестве основополагающей идею единства общения и деятельности (А. Н. Леонтьев), предполагающую, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности, мы полагаем, что общение формирует индивидов, выполняющих совместную деятельность. При этом деятельность рассматриваем не только со стороны формы, но и со стороны ее содержания, т.е. совместная деятельность организуется и обогащается посредством общения.

Профессиональная культура учителя, в том числе и любовь, проявляется в педагогическом общении. Процесс общения педагога и обучающихся выступает как важное профессиональная категория педагогической деятельности (А.А. Леонтьев). Доказано, что органичный процесс общения в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности вызывает некоторые затруднения, связанные с незнанием педагогом структуры и законов педагогической коммуникации, общения.

Реализация педагогических условий воспитания педагогической любви в условиях гуманной педагогики

Опытная проверка комплекса педагогических условий, на наш взгляд, должна осуществляться в рамках модели. Какой должна быть модель воспитания педагогической любви как профессионального качества?

Личность человека стоит в центре современного воспитательного процесса. Так как человек - субъект социальный, то для эффективности этого процесса необходимо развивать те качества и чувства, которые нужны человеку для ориентировки в меняющемся социуме. Нельзя упускать, что между социальным и природным началами человека всегда имеются противоречия, и единственно правильным путем их разрешения является развитие способности организовать свою жизнь в форме духовного и культурного бытия. Сегодня человек востребуется как целостность, и необходима система воспитания, формирующая как профессиональные качества, так и культуру его духовности и гуманности.

Процесс воспитания педагогической любви является частью сложной динамичной системы. В ходе нашего исследования возможна следующая логика: рассмотрение общего целостного процесса воспитания и затем переход к изучению частного (процесса воспитания педагогической любви как качества).

Категория «воспитание» является центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности.

Все современные концепции образования так или иначе выходят на понятие «воспитание». От понимания сущности воспитания во многом зависит построение концепции и содержание образования в целом.

Анализ работ Н.Б.Крыловой, А.В.Мудрика, В.А.Петровского, Г.И.Прозументовой, Т.В.Фроловой и др. (105, 136, 154, 164) помог нам более полно представить картину инновационных процессов в воспитании и состояние разработок новых методологических проблем в философии образования. Мы смогли получить более или менее реальную картину движения научной мысли в направлении преобразования процесса воспитания.

Одно из оснований, по которому можно разделить концепции есть понимание воспитания в широком социокультурном и конкретном, практико-ориентированном смысле.

К первому направлению относятся работы Б.П.Битинас, Е.В.Бондаревской, В.Г.Бочаровой, З.А.Мальковой, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой. Концепции, касающиеся разработок новых подходов к воспитанию в определенных образовательных ситуациях (школы, профтехучилища, колледжи и пр.), а также разрабатывающие отдельные аспекты воспитания (эстетическое, трудовое, нравственное и т.п.) можно отнести ко второму направлению (Д.М.Зембицкий, Е.В.Квятковский, В.М.Коротов, Б.М.Неменский, И.М.Таланчук).

В качестве приоритетов в первом направлении выдвигаются: социализация личности, приобщение ее к культуре, нормам и ценностям общества. Они рассматривают воспитание в широком контексте, не касаясь специфики воспитательного учреждения, возрастных особенностей личности, как социальную функцию, влияющую на поведение и деятельность человека.

Воспитание в широком смысле есть его возвращение в контекст культуры, ориентации на общечеловеческие ценности, национальную культуру, гуманизацию образования, создание культурной среды для саморазвития личности.

Воспитание, по мнению И.М.Таланчук и Н.Б.Крыловой, не только следует за социальными условиями, ему принадлежит прогнозирующая и предвосхищающая роль.

Очевидным стало вхождение в педагогическую реальность понятия «социология воспитания», которое по мнению А.В.Мудрика, включает в себя процессы социализации человека. Социализация как социально-педагогическое явление понимается автором «как развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой и процесс усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит» (136, с.23).

Это качественно новый взгляд на социализацию, как на явление, которое характерно для человека не только в детстве, отрочестве и юности, но распространяется на зрелость и старость. Процессам социализации, происходящим в рамках целенаправленно организованной учебно-воспитательной деятельности, уделяется большое внимание, которое концентрируется на выработке реальных целей воспитания, решении проблем построения новых форм взаимодействия с детьми, подготовке педагогов-воспитателей. Средства и способы введения личности в культуру во многом зависят от понимания авторами сущности воспитания.

Похожие диссертации на Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя