Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Воспитание нравственности следователя органов внутренних дел как педагогическая проблема 10
1.1 Состояние разработки проблемы 10
1.2 Сущность, содержание и особенности воспитания нравственности следователя 27
1.3 Структура, закономерности и принципы воспитания нравственности следователя 49
1.4 Модель следователя органов внутренних дел 57
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование воспитания нравственности следователя органов внутренних дел 64
2.1 Организация исследования воспитания нравственности следователя 64
2.2 Комнлексно-целевая программа воспитания нравственности следователя.. 71
2.3 Обоснование критериев активизации воспитания нравственности следователя 93
2.4 Динамика процесса воспитания нравственности следователя 98
Глава 3. Педагогические условия и пути повышения эффективности воспитания нравственности следователя органов внутренних дел 116
3.1 Воспитательные технологии и условия их эффективного использования в органах предварительного следствия 117
3.2 Нравственное совершенствование н самосовершенствование следователя. 128
3.3 Управление процессом воспитания нравственности следователя. 142
Заключение 160
- Состояние разработки проблемы
- Сущность, содержание и особенности воспитания нравственности следователя
- Организация исследования воспитания нравственности следователя
- Воспитательные технологии и условия их эффективного использования в органах предварительного следствия
Введение к работе
Актуальность. Актуальность проблемы воспитания нравственности следователя органов внутренних дел продиктована масштабами современных криминальных проявлений, усилением агрессивности преступного мира, что
создает угрозу для государства и общества. Неуважение к законам и утрата нравственных ценностей в обществе отрицательно сказывается на раскрываемости преступлений, на авторитете органов охраны правопорядка и влечет за собой безнаказанность правонарушителей.
Авторитет закона в значительной степени зависит и от авторитета людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт, уважительного отношения к гражданам, к их чести и достоинству.
Выполнение личным составом органов предварительного следствия задач в условиях крайне сложной социально-политической и криминогенной обстановки в стране, предъявляет особые требования к воспитанию нравственности следователей органов внутренних дел.
Выбор темы настоящего исследования обусловлен недостаточным вниманием к нравственному фактору следователей и необходимостью сосредоточения главного внимания на следующих основных направлениях учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки в органах предварительного следствия МВД России. Во-первых, на организацию учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки следователей в духе преданности служебному долгу, верности Присяге, неподкупности и надежности в борьбе с преступностью. Во-вторых, на перенесение акцента воспитания нравственности непосредственно в следственные отделы, увязывая его с вопросами рациональной организации труда, обеспечением правовой и социальной защиты, стимулированием профессионального роста и продвижения по службе. В-третьих, на принятие эффективных мер по повышению законности и дисциплины среди личного
4 состава органов предварительного следствия. В-четвертых, на повышение
роли научных и педагогических кадров в разработке современных
соответствующих рекомендаций к внедрению положительного опыта
органов предварительного следствия, а также методик для деятельности
воспитательных аппаратов с учетом расследования отдельных видов
преступлений и практического опыта на местах.
Исходя из этого, определены цель, объект, предмет и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования - учебно-воспитательной процесс профессиональной подготовки следователя органов внутренних дел.
Предмет исследования - воспитание нравственности следователя органов внутренних дел.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить комплексно-целевую программу, условия и пути эффективного воспитания нравственности следователя органов внутренних дел.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность и содержание воспитания нравственности следователя органов внутренних дел.
Выявить структуру, закономерности и принципы воспитания нравственности следователя органов внутренних дел.
Исследовать и экспериментально проверить комплексно-целевую программу воспитания нравственности следователя органов внутренних дел.
На основании критериев нравственной воспитанности следователя органов внутренних дел раскрыть динамику процесса воспитания нравственности.
Выработать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности воспитания нравственности следователя органов внутренних дел.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность воспитания нравственности следователя органов внутренних
дел может быть достигнута в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки органов предварительного следствия комплексно-целевой программы, этапы которой связаны с повышением уровня нравственной воспитанности следователя через целенаправленное, систематическое совершенствование системы знаний, убеждений,
нравственных отношений и умений связывать высокие нравственные стремления с реальным поведением в различных видах деятельности.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, этической, военной, научной литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме; системный подход к исследованию педагогических явлений.
Эмпирические: объективное наблюдение и самонаблюдение в форме самооценки; педагогический эксперимент в его констатирующем и формирующем вариантах; применение диагностических средств (интервьюирование, анкетирование, тестирование, беседы, рейтинг).
Методы обработки данных: первичная обработка, таксономический, корреляционный и факторный анализы.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения философии, психологии и педагогики в области теории познания и развития личности; о единстве деятельности и личности; взаимосвязи обучения и воспитания; о нравственности как важнейшем показателе формирования целостной личности; взаимосвязи личности и коллектива; о ведущей роли социальной среды в развитии и самосовершенствовании личности, многообразных формах проявления ее в них; роли социальной
практики.
Научно-теоретической основой исследования стали следующие психолого-педагогические идеи и концепции отечественных ученых:
по проблемам методологии и методики научных педагогических исследований - Б.Г.Ананьев, С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский,
Н.И.Болдырев, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.Я.Кикоть,
Л.И.Коновалова, Н.В.Кузьмина, В.П.Сальников, В.А.Скоробогатов, Г.В.Суходольский, В.А.Ядов, В.А.Якунин и др.;
по проблемам подготовки профессиональных воспитателей -В.И.Вдовюк, И.П.Киселев, С.Н.Мостовой, М.Ф.Ненашев, ДЛ.Познанский, В.Ф.Сахаров, В.Я.Слепов, А.В.Стремоухов, В.И.Хальзов, А.Г.Шестаков,
Я.Я.Юрченко и др.;
по проблемам педагогической деятельности и профессионального мастерства - Ю.П.Азаров, В.Л.Васильев, Н.Ф.Гейжан, Ф.Н.Гоноболин, З.Ф.Есарева, Ю.Н.Кулюткин, Н.В.Кузьмина, А.С.Макаренко, А.КПапкин, К.К.Платонов, А.А.Реан, В.Я.Слепов, Г.С.Сухобская, Н.Ф.Талызина, А.ИЩербаков и др.;
по проблемам нравственного воспитания и самосовершенствования
личности - В.И.Андреев, А.Я.Арет, А.А.Бодалев, С.Б.Елканов, А.Г.Ковалев,
И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, В.С.Олейников, А.В.Петровский,
А.В.Пономаренко, Л.И.Рувимский, В.Я.Слепов, В.А.Сухомлинский, П.М.Якобсон и др.
Положения, выносимые на защиту:
Теоретические положения, раскрывающие понятие и сущность воспитания нравственности следователя органов внутренних дел. Воспитание нравственности предполагает формирование у человека необходимых этических знаний, нравственных убеждений, нравственных качеств и чувств, нравственных привычек, глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.
Комплексно-целевая программа воспитания нравственности следователя органов внутренних дел, которая состоит из пяти этапов педагогического воздействия на сознание, отношения и поведение следователя. Первый этап определяет исходный уровень нравственной воспитанности следователя. Второй этап формирует осознание
7 нравственности во всех сферах жизнедеятельности следователя. Третий этап
выявляет проявление нравственности в отношениях следователя. Четвертый
этап развивает умения следователя заниматься самовоспитанием. Пятый этап
осуществляет анализ проявления нравственного поведения в самостоятельной практической деятельности следователя органов
внутренних дел.
Результаты, раскрывающие динамику процесса воспитания нравственности следователя органов внутренних дел. Уровень нравственной воспитанности следователя зависит от отношения личносги к общественно значимым нормам, которые регулируют способы нравственного поведения в различных видах деятельности.
Педагогические условия и пути повышения эффективности воспитания нравственности следователя органов внутренних дел.
Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
Уточнено понятие и дана характеристика сущности воспитания нравственности. Воспитание нравственности представляет собой явление, состоящее из двух компонентов: во-первых, - это целенаправленный, сознательный, систематический процесс воздействия на личность с целью выработки у нее устойчивых механизмов сознания, отношений и поведения; во-вторых, воспитание выражает собой результат целенаправленного, сознательного, систематического процесса воздействия на личность, находящий свое выражение в нравственных качествах личности, которые проявляются на практике и характеризуют нравственную воспитанность личности.
Создана комплексно-целевая программа воспитания нравственности следователя органов внутренних дел. Достоинством предлагаемой комплексно-целевой программы является то, что она включает в себя ранее не использовавшие в учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки органов предварительного следствия формы и методы воспитания нравственности; она органически соединяет в себе
8 учебную, служебную деятельность, общение и отдых следователей; она легко
управляема, так как все субъекты воспитания нравственности имеют полные данные о возможностях каждого элемента комплексно-целевой программы, исходя из индивидуальных особенностей (способностей, возможностей и интересов) следователей, последовательно их включать в такие виды деятельности, в которых необходимые умения формируются постепенно, в направлении от более низкого уровня к более высокому, а сформированные -закрепляются и совершенствуются.
На основании критериев и показателей нравственной воспитанности личности разработана методика оценки и изменения уровней нравственной воспитанности следователя органов внутренних дел. Для исследования уровней нравственной воспитанности следователей был использован системно-структурный подход, применение которого исключает влияние мнений компетентных судей и экспериментатора, позволяет ранжировать и дифференцировать следователей по проявлению ими нравственности, обеспечивает надежность результатов исследования.
Определены и экспериментально обоснованы основные условия и пути повышения эффективности воспитания нравственности следователя органов внутренних дел. Одним из путей повышения эффективности воспитания нравственности является не только сочетание искусности и гибкости форм и методов педагогического воздействия на следователя и взаимодействия с ним, но и повышение ответственности руководителей, непосредственно осуществляющих организацию и обеспечение нормального труда и отдыха каждого следователя органов предварительного следствия.
Практическая значимость исследования:
1. Предложенная комплексно-целевая программа и методика воспитания нравственности призвана качественно улучшить учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки следователя органов внутренних дел.
9 2. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании,
могут быть учтены при совершенствовании учебных программ по курсу
«педагогика» и «культурология» для вузов МВД России, при организации
учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки, в целях
оптимизации и совершенствования.
Апробация результатов исследования осуществлялось в Санкт-Петербургской следственно-оперативной группе при Следственном Комитете МВД России (1998-2000 гг.) Предварительные итоги исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры психологии, кафедры культурологии Санкт-Петербургского университета МВД России (1999-2000 гг.). Основные положения диссертационного исследования отражены в научных публикациях автора и докладывались на и научно-практических конференциях (1998-2000 гг.).
Основной замысел, цели и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Содержание работы изложено на 235 станицах машинописного текста в компьютерном наборе и сопровождено 3 рисунками, 4 таблицами, 6 графиками.
Состояние разработки проблемы
Проблемой воспитания нравственности занимались многие видные ученые, философы, социологи, педагоги и психологи.(1, 12, 14, 15, 23, 27, 46, 49, 66, 71, 103, 107, ПО, 128, 135, 139, 144).
Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов (168, 5).
Существенно и то, исторически исходным языком обсуждения проблем нравственности был язык кратких изречений и «мудрых мыслей». Об этом свидетельствуют и изречения народной мудрости, широко представленные в пословицах и поговорках народов мира, и дидактическая афористика Древнего Египта, и библейские моральные заповеди, и древнеиндийские, короткие сентенции, на языке которых излагается, например, такой свод «нравственной мудрости», как Джаммапада, и моральные парадоксы древнекитайских мудрецов Лао-цзы и Конфуция, так же как и афористическая символика «Инзина» (китайской «Книги перемен»).
Корни нравственности - в этой житейской, народной и, позднее, «книжной» мудрости, предельно емкой и лаконичной, явившейся как бы непосредственным отпечатком нравственной жизни (во всей ее сложности и противоречивости) являются своеобразной формулой поступков в различных, жизненных ситуациях.
Но познание и признание нравственности не удовлетворяется одним рационалистическим характером выражения, а постоянно стремиться дополнить и обрести себя в науке, культуре, публицистике, художественной литературе, искусстве, в образовании и воспитании.
И не случайно вокруг идеи обретения единства и целостности частного и общего, мысли и поступка, сознания и поведения, воли и действия, слова и дела, вращается общечеловеческая, нравственная мысль, принимая в каждую эпоху свои особенности в понимании и разрешении этой проблемы.
Широко известен афоризм Г.Гейне о том, что «нравственность - это разум сердца» (135, 9). Этот образ нравственности восходит еще к легендарному мудрецу, царю Соломону, пожелавшему превыше других благ жизни иметь разумное сердце, чтобы различать, что добро и что зло.
Первые попытки осмысления практики воспитания с учетом потребностей общества относятся к эпохе расцвета в рабовладельческих средиземноморских странах. Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания занимали видное место в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем и проектов организации общества.
Демокрит высказал мысль, что подлинное воспитание по глубине своего воздействия на человека подобно природе; оно перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу. Он писал: «Нравственность - это такая сфера культуры, где слово - не просто «изреченная мысль», самоценная в своем языковом бытии, а как бы «тень дела» человеческого поведения, поступка» (135, 7). Эта мысль становится как бы гуманистическим символом неограниченных возможностей совершенствования человека на пути от естественного, животного состояния к идеалу всесторонне развитой личности.
Аристотель и Платон соглашались с тем, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью - по этому вопросу их мнения расходились. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности, умеренности и справедливости, высокой моральной чистоты: «Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным» (15, 317).
Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств, которое начинается с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни: «Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать» (130, 87).
Для последующего развития педагогической мысли большое значение имели идеи древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания.
В Древнем Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в риторских школах. Книга Квинтилиана «О воспитании оратора» явилась специальным трудом, где был обобщен опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на необходимость учета индивидуальных особенностей детей.
Педагогические воззрения европейских народов в эпоху средневековья испытали сильное влияние христианства, все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках христианского богословия.
В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Мойгеяь) выдвигались идеи всестороннего и гармонического развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений научных знаний.
Состояние разработки проблемы
В исследовании проблемы воспитания нравственности встречаются различные определения этого педагогического процесса (11, 15, 16, 45, 82, 91,110,122,126,127).
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, автор рассматривает воспитание нравственности как процесс целенаправленного, сознательного, систематического воздействия на личность с целью выработки у нее устойчивых механизмов отношений, поведения и деятельности.
Воспитание нравственности - это процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех субъектов воспитания, где влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности служит формированию у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Поэтому обращение к нравственности поможет следователю органов внутренних дел в следственной деятельности более точно ориентироваться в морально-психологической обстановке, правильно квалифицировать как свое поведение, так и действия других людей, проникать в систему их мотивации, подвергать критическому пересмотру устаревшие взгляды. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения факт все возрастающего значения воспитания нравственности и его роли в регулировании различных видов профессионального труда (142).
Нравственность является одним из способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особой формой общественного сознания и вида общественных отношений и выражает определенные «рамки» достойного поведения, система норм, правил, которые служат критерием достоинства и порока, добра и зла.
Поэтому нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести (135, 262).
Таким образом, нравственность конкретизирует требования нравственных норм к кадрам органов внутренних дел. Понять специфику функционирования профессионально-нравственных норм, характерных для следственной деятельности, можно лишь определив основные функции нравственности.
Говоря о нравственном сознании следователя органов внутренних дел, мы обычно имеем в виду тот факт, что он «имеет в себе» определенный профессионально-нравственный кодекс, которым руководствуется в различных ситуациях.
Какую же «работу» осуществляет эта выраженная в кодексе чести нравственность, как и каким путем, она влияет на поведение и деятельность следователей органов внутренних дел? Другими словами, каковы ее социальные функции?
Познавательная функция нравственности проявляется в том, что в период нравственного формирования личности следователя этические знания, нормы, становятся источником информации об нравственных ценностях, исходных пунктах нравственного выбора в сложной обстановке, в конкретных ситуациях, помогает ему сформировать модель нравственного поведения.
Оценочная функция выражает нравственное видение следователем окружающей жизни, действительности. Формирование личности в ее взаимодействии с социальным миром, когда она общается с другими людьми, выражает свое мнение по поводу социальных событий, созидает материальные и нравственные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объектов для человеческой жизни. Только в социальной среде существует личность и в этой среде утверждает свое «Я» (110). Ориентирующая функция нравственности предопределяет предпочтение одних нравственных ценностей другим, более отвечающим потребностям жизни, следственной практики. Ценности, определяющие деятельность следователя выступают в трех видах: ценности-нормы, ценности-цели и ценности-качества. Ценности-нормы - это определенные, сложившиеся в обществе правила, нормы поведения. В них закрепляется достигнутый уровень нравственного развития, при помощи их регулируются отношения между людьми. В основе ценностей-норм лежит объективная необходимость сочетания личных и общественных интересов. Ценности-цели выражают нравственную ориентацию, мечты и устремления человека. Ценности-качества - устойчивые элементы нравственного сознания и повседневного поведения личности, идеалов и норм. Нравственные ценности следователя органов внутренних дел - это широкий спектр его лучших профессионально-нравственных качеств. Нравственность в этом аспекте ее значения служит «компасом», помогает выявить некие приоритетные оценки и линии поведения.
Организация исследования воспитания нравственности следователя
После выявления теоретических основ воспитания нравственности, следует перейти к их практической проверке.
Целью исследования является выработка практических рекомендаций для педагогов, воспитателей и руководителей подразделений предварительного следствия органов внутренних дел.
Объектом исследования выступили следователи органов внутренних дел как источники информации о характере, степени удовлетворенности и мотивационной значимости воспитания нравственности.
В качестве экспертов выступили преподаватели-методисты Санкт-Петербургского университета МВД России управления учебно-методической работы, воспитатели и руководители Санкт-Петербургской следственно-оперативной группы Следственного комитета МВД России.
Предметом исследования является зависимость воспитания нравственности следователей органов внутренних дел от организационных условий в учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанная в диссертации комплексно-целевая программа воспитания нравственности, эффективно способствующая формированию уровня нравственной воспитанности следователей органов внутренних дел.
Задачей исследования явилось раскрытие динамики воспитания нравственности следователей, которая предусматривает рассмотрение в совместной деятельности уровня нравственной воспитанности следователей в служебной, общественной, учебной деятельности, общении и быту; определение места профессионально-нравственных качеств следователя в различных видах деятельности.
Экспериментальное исследование воспитания нравственности следователя органов внутренних дел было проведено в 1998-2000 гг. в Санкт-Петербургской следственно-оперативной группе Следственного Комкгега МВД России. В исследовании приняли участие следователи органов внутренних дел, обучавшихся по традиционной и экспериментальной программам.
Организационным методом исследования, определяющим его общую стратегию и направление, стал сравнительный метод, который позволил проследить характер изменений в воспитании нравственности следователя органов внутренних дел экспериментальной и традиционной систем обучения на разных этапах обучения и воспитания в подразделении.
Среди эмпирических методов, применявшихся в исследовании обсервационные (наблюдение), диагностические (вопросники, анкетирование). Экспериментальная работа заняла временной интервал в 2 года. Условно здесь можно выделить несколько этапов. I - подготовительный этап. На этом этапе происходило формирование и уточнение гипотезы опытно-экспериментальной работы на основе анализа практической деятельности Санкт-Петербургской следственно-оперативной группы Следственного Комитета МВД России, разрабатывался инструментарий, определялись оценки нравственного развития, осуществлялся отбор и изучение состава контрольной и экспериментальной групп.
На подготовительном этапе работы проверялось реальное состояние процесса формирования у следователя органов внутренних дел готовности к профессиональной деятельности, анализировались противоречия и факторы, снижающие его эффективность. Изучалось мнение руководителей, следователей органов внутренних дел о состоянии этой работы.
Рассматривались и обобщались предложения и практические рекомендации в отзывах на выпускников Санкт-Петербургского университета МВД России. При этом использовались такие методы исследования как беседа, наблюдение, изучение результатов педагогической деятельности, обобщение независимых характеристик, устного и письменного опросов, методов экспертных оценок.
Определение контрольной и экспериментальной групп и обоснование их состава.
1. Учитывая, что воспитание нравственности происходит у следователя органов внутренних дел непосредственно в следственно-оперативной группе органов предварительного следствия, то и объектом исследования являются следователи следственно-оперативной группы и следователи ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Так как опытно - экспериментальная работа не связана с изменениями в программе, формах, методах обучения и воспитания, и привлекать всех следователей к ее проведению не представляется возможным. Это вызвало необходимость выборочного метода. 2. Процесс выборки был основан: а) на взаимосвязи характеристик и признаков исследуемых объектов; б) на правомерности выводов о целом на основании исследований его части, если часть по своей структуре представляет микромодель целого. 3. Определение количества следователей в группы участников эксперимента проводилось в соответствии с положением о том, что чем больше статистики, тем однородна генеральная совокупность и объем выборки может быть меньше. При этом учитывалось, что величина выборочной совокупности должна быть, с одной стороны «статистически значимой», т.е. достаточно большой, чтобы получить достоверную информацию, с другой позволяющей оперативно обрабатывать полученную информацию, т.е. не быть громоздкой. 4. Выбор групп следователей дел обуславливался при проведении
Воспитательные технологии и условия их эффективного использования в органах предварительного следствия
Воспитательные технологии - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок применения воспитательного инструментария.
Технологии воспитания нравственности реализуются в процессе воспитания, которые состоят из совокупности последовательно выполняемых мер и мероприятий. Достижение заданных целей осуществляется наиболее эффективными способами - методами воспитания нравственности.
Но на выбор конкретных педагогических методов влияют многие факторы. С одной стороны, это ситуационные факторы: состояние подчиненного и коллектива, психологические особенности руководителя, внешние обстоятельства и многое другое. В данном случае применение тех или иных методов является реакцией на возникшую ситуацию и лишь частично может быть спланировано заранее. С другой стороны, действие факторов устойчивого характера обуславливает осознанный и спланированный выбор методов воспитания нравственности. Это такие факторы как уровень сознательности следователя органов внутренних дел и зрелости коллектива, степень духовно-нравственного развития следователей, освоенный стиль воспитания нравственности, потребность в использовании новых методов взаимоотношений воспитателей и следователей органов внутренних дел (4; 5; 11),
Поэтому для классификации методов воспитания нравственности должны быть учтены совокупные стороны данного целостного процесса. В соответствии с данными ориентирами, выделяют наиболее действенные методы воспитания нравственности.
Первую группу составляют традиционные нормативно принятые методы, которые определяются организационно-методическими указаниями по воспитательной работе, приказами, директивами и другими нормативными требованиями - это убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример и другие.
Следовательно, по результатам проведенного исследования методы воздействия на следователя можно разделить на два класса: 1) создающие нравстэенные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи. 2) создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания нравственности на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую и содержательную стороны методов воспитания: 1) Методы формирования морального сознания. 2) Методы организации деятельности и формирования опыта нравственного поведения.
В соответствии с ранее сказанным, первый этап правильно организованного воспитания нравственности - это, прежде всего, знание и понимание следователем органов внутренних дел тех норм и правил поведения, которые должны быть сформулированы в процессе воспитания нравственности. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
Убедить следователя органов внутренних дел - значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, требованиям присяги и уставов, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков. При применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом. «Я убежден, писал А.С.Макаренко, - что хорошо сказанное ... деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно сказать так, чтобы они в Вашем слове почувствовали Вашу волю, Вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться» (36, 65).
Условиями успешного применения метода убеждения выступают справедливость, честность и искренность воспитателя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Успех убеждения достигается также умением воспитателя ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса и жестов.
Необходимо включать в арсенал таких методов забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, усматривая в них средства возрождения духовных начал воспитания нравственности. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, внушения, инструктажи, диспуты и доклады. Сильнодействующее подкрепление метода убеждения - применение его в комплексе с методом примера (17; 20; 73).