Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Философские и психолого-педагогические основы воспитания духовности в юношеском возрасте
1.1. Содержание и структура понятия духовность в философских и психолого-педагогических исследованиях 12
1.2. Критерии оценки и показатели духовности личности 29
1.3. Воспитание духовности в традициях отечественной школы 42
1.4. Гимназия как учебное заведение гуманитарной направленности 62
ГЛАВА 2. Содержание и организация процесса воспитания духовности старшеклассников в системе гимназического образования
2.1. Организация процесса духовного воспитания в гимназии на основе освоения отечественного историко-культурного наследия 78
2.2. Особенности духовных ориентации гимназистов старших классов 93
2.3. Содержание, формы и методы воспитания духовности старшеклассников 114
2.4. Условия эффективности и результативность воспитания духовности старшеклассников в современной гимназии 129
Заключение 145
Список литературы 149
Приложение
- Содержание и структура понятия духовность в философских и психолого-педагогических исследованиях
- Критерии оценки и показатели духовности личности
- Организация процесса духовного воспитания в гимназии на основе освоения отечественного историко-культурного наследия
- Особенности духовных ориентации гимназистов старших классов
Введение к работе
На протяжении всего XX века мировые интеллектуальные и
духовные авторитеты поднимали вопрос о духовном кризисе
человечества. В своём предсмертном "Письме к генералу N" А. де
Сент-Экзюпери констатировал: «Есть только одна проблема, одна
единственная во всём мире. Вернуть людям их духовное значение, их
духовные заботы ». В России проблема особенно обострилась в
связи с проводимыми реформами, следствиями которых, в частности,
стали понижение уровня духовности общества и размывание
общественной морали. Наступает время прозрения: ныне даже экономисты начинают признавать, что «бездуховность ведёт к распаду общественных связей, бессилию государства, к катастрофе в экономике» /25, с. 28/. Со стороны высшего государственного руководства и правительственных кругов всё чаще начинает проявляться озабоченность в отношении нынешнего состояния духовности и ценностной культуры российского социума, признаётся необходимость реализации широкомасштабных мер и действий по духовному оздоровлению общества /166, с. 4/.
В последние годы принят ряд федеральных и ведомственных нормативных документов, определяющих задачи возрождения духовности в обществе и молодёжной среде в частности. К ним относятся, прежде всего: Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, указывающая на необходимость усиления внимания к задачам воспитания, в числе которых названо «формирование духовности школьников». Совместное заседание коллегий трёх министерств (образования, культуры и печати) 25 июня 2002 года приняло решение «О проблемах формирования духовного
мира подрастающего поколения», ставящее задачу разработки и внесения в Правительство проекта федеральной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи (2003-2007)» /83, 120, 121, 134/.
Актуальность темы исследования определяется признанием приоритетности формирования у подрастающего поколения:
жизненной позиции, основанной на духовно прочном нравственно-этическом фундаменте;
ценностных мировоззренческих основ, к которым в первую очередь относятся нравственные и правовые нормы, патриотизм, гражданственность, установка на саморазвитие, экологическое сознание.
Проблема утверждения духовности и особенно воспитания её в отроческом и юношеском возрасте активно обсуждалась в работах большинства отечественных философов, религиозных деятелей и педагогов. В советский период духовные ориентации школьников развивались в процессе формирования их мировоззрения, нравственного, эстетического и умственного воспитания.
Сегодня в философской и психолого-педагогической литературе всё большее значение стало приобретать осмысление целей и методов воспитания молодежи в условиях плюрализма идеологических и мировоззренческих ориентиров и идеалов.
В 90-е годы XX века опубликовано свыше двадцати новых концепций воспитания, авторы которых, с учётом постсоветских реалий, так или иначе затрагивают проблематику и терминологию духовного, духовно-нравственного становления и развития личности, включённой в культурно-историческую среду.
Различные аспекты воспитания духовности в обществе в последние годы рассматривали В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский, И.Ф. Гончаров, В.И. Додонов, А.Е. Зимбули, В.А. Караковский, И.А.
Колесникова, Л.М. Лузина, В.А. Мосолов, Н.Д. Никандров, Л.И.
Рувинский, В.Н. Сагатовский, А.И. Субетто, В.Ю. Троицкий, В.М.
Филиппов, Г.Н. Филонов, В.Д. Шадриков, Т.Ф. Яркина и другие
исследователи.
Однако до настоящего времени не было попытки рассмотреть понятие воспитание духовности в операционально-педагогическом аспекте, в контексте системы содержания и форм воспитательной работы, в том числе и в условиях современной гимназии. Актуальность проблемы и недостаточность ее научно-методической разработки обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: изучить и экспериментально обосновать процесс воспитания духовности старшеклассников в современной гимназии.
Объект исследования: деятельность педагогического коллектива гимназии по воспитанию старшеклассников как субъектов духовных отношений.
* Предмет исследования: содержание, формы и методы воспитания
духовности старшеклассников в современной гимназии.
Гипотеза исследования:
Духовность личности является необходимой целевой составляющей образовательного процесса в гимназии и значимой характеристикой личности старшеклассника. Процесс воспитания духовности гимназистов старших классов будет более эффективным, если:
коллектив гимназии объединен общим пониманием сущности духовности и её критериев;
в гимназии организована педагогическая среда, формируемая в русле духовных ценностей и отечественных культурно-исторических традиций;
содержание, формы и методы воспитания духовности будут строиться с учбтом обратной связи при изучении и формировании ценностных ориентации гимназистов;
методические аспекты воспитания духовности будут предметом творческой научно-педагогической деятельности преподавателей и воспитателей гимназии.
Были поставлены следующие задачи исследования.
Раскрыть сущность и содержание понятия воспитание духовности личности и выявить его место в системе образовательных задач в гимназии современного типа.
Изучить ценностно-смысловые ориентации гимназистов старших классов.
Разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы воспитания духовности старшеклассников в образовательном процессе гимназии.
Выделить условия эффективности воспитания духовности старшеклассников в образовательном процессе гимназии.
Методологическую основу исследования составили идеи философов, психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, о социально-психологических факторах развития личности и субъекта деятельности, о взаимосвязи деятельности, сознания и личности в процессе развития человека.
Исследование строилось на основе следующих теорий и концепций:
о системном анализе психолого-педагогических явлений, о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Бордов екая, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин и др.);
о философских основах духовности личности (Алексий II, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, М.С.
Каган, А.А. Корольков, А.Ф.Лосев, Н.О. Лосский, З.И. Равкин, B.C. Соловьёв, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, П.Д. Юркевич и др.);
о роли родного языка и культурно-исторических традиций в становлении духовного мира школьника (СИ. Гессен, В.К. Журавлбв, П.Ф. Каптерев, С.А. Рачинский, В.В. Розанов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);
о формирующей роли русской национальной школы, развивающей традиции духовного воспитания подрастающего поколения (Т.И. Бакланова, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, С.Ф. Егоров, И.А. Ильин, В.Н. Скворцов, В.Ю. Троицкий и др.);
идеи современных концепций и систем воспитания и развития личности (Е.Н. Барышников, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.М. Лузина, А.Г. Маклаков, Л.И. Маленкова, В.Л. Ситников, Н.Е. Щуркова и др.)
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
аналитические: анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме; анализ программной документации, действующей в общеобразовательных учебных заведениях по воспитанию школьников; анализ содержания и форм воспитания ценностных ориентации и смыслов жизнедеятельности личности в условиях школьного обучения;
диагностические: анкетирование гимназистов, их родителей и педагогов гимназии, анализ тематических сочинений старшеклассников; тестирование по методикам, выявляющим ценностные ориентации личности; индивидуальные беседы с преподавателями и гимназистами;
формирующие: организация работы педагогического коллектива гимназии по воспитанию духовности личности в образовательном процессе и вне гимназии, организация условий для
самодеятельности и самоуправления гимназистов, анализ условий эффективности и результативности организационной работы.
Исследование проведено в 1998-2002 году на базе Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского. В. исследовании участвовало 312 гимназистов 5-11 классов и 46 преподавателей, воспитателей и административных работников гимназии.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап - содержал изучение литературы по проблеме, анализ
документации и педагогической практики воспитания школьников в
перестроечный и постперестроечный период; выявлялась сущность и
содержание понятия духовность личности; определялись цели,
гипотеза и задачи исследования; осуществлялся педагогический анализ
образовательного процесса в гимназии с точки зрения возможностей
воспитания и духовных ориентации старшеклассников (1998-1999 гг.).
этап - изучались особенности ценностных ориентации старшеклассников в разных классах; выявлялись позиции администрации, преподавателей и воспитателей по данной проблеме; проводилась организационная, просветительская и методическая работа, направленная на объединение педагогического коллектива задачами духовного воспитания гимназистов; была организована творческая работа методических объединений по разработке и систематизации педагогических воспитательных технологий через учебный предмет и во внеклассной работе; проводилась организационная работа по развитию самодеятельности старшеклассников в данном направлении (1999-2001 гг.).
этап - осуществлялся анализ промежуточных результатов, проводилась коррекция технологий и обмен опытом педагогов в гимназии; обобщались полученные результаты и их апробация в публикациях и на конференциях; оформлялось диссертационное исследование (2001-2002 гг.).
На защиту выносятся:
1. Понятие воспитание духовности, которое рассматривается как
деятельность субъектов воспитания, направленная на развитие ценностно-
смысловой сферы человека, предполагающей признание личностью
непрагматической, неутилитарной ценности (самоценности) бытия и
проявляющейся в его основных отношениях к себе, окружающим людям,
Родине (государству), учению, труду, мирозданию. Каждый из структурных
элементов духовности в свою очередь имеет критерии, показатели и уровни
сформированности (знаемый, ценимый, реализуемый).
Концепция воспитания духовности старшеклассников в образовательном процессе гимназии. Центральной идеей данной концепции является организация взаимодействия педагогов и учащихся, а также самодеятельности гимназистов на основе ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников, освоения отечественных культурно-исторических ценностей, в том числе традиций русской школы, гимназического образования, культуры и истории города.
Содержание, формы и методы воспитания духовности личности, нацеленные на развитие ценностно-смысловых ориентации старшеклассников. При этом процесс воспитания духовности гимназистов строится на основе сопряжённости духовных ценностей при их освоении в учебной, внеучебной и внешкольной деятельности.
4. Педагогические условия воспитания духовности гимназистов, к
которым отнесены: организация культурной и духовно насыщенной
педагогической среды; единое понимание педагогами и
старшеклассниками сущности, структуры и критериев духовности;
научно-методическое обеспечение духовного воспитания школьников;
координация и концентрация усилий всех субъектов воспитания, в том
числе родителей учащихся; научно-методический потенциал педагогического коллектива.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
обобщены и систематизированы различные трактовки
понятия духовности и предложена система критериев для её"
педагогической оценки;
дано определение понятия воспитание духовности,,
отобрано и структурировано содержание воспитания духовности старшеклассников и определены способы его реализации в образовательном процессе;
разработаны и экспериментально обоснованы содержание, формы и методы воспитания духовности старшеклассников в учебной, внеучебной и внешкольной деятельности на основе диагностики ценностно-смысловых ориентации гимназистов;
предложена методика воспитания духовности гимназистов на основе традиций русской школы, освоения культурно-исторического отечественного наследия;
определены условия эффективности воспитания духовности старшеклассников в современной гимназии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: выделенные критерии, показатели и методы изучения духовности могут применяться с целью выявления, анализа и коррекции деятельности преподавателей, а также самовоспитания гимназистов;
разработанные средства воспитания духовности старшеклассников, а также условия эффективности их применения могут служить основой для организации соответствующей работы в общеобразовательных школах России;
материалы исследования могут быть использованы при подготовке и переподготовке преподавателей общеобразовательных
11 школ и гимназий в целях повышения качества обучения и воспитания учащихся старших классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
определяется использованием современной методологии личностно-ориентированного обучения и воспитания, системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, объекта и предмета исследования; выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам диссертационного исследования; применением широкого спектра диагностических методик и охватом репрезентативной выборки; личным участием автора в проведении аналитического, диагностического и формирующего этапов исследования в качестве директора гимназии и преподавателя курса физики в 9-11 классах. Апробация результатов исследования проводилась:
в Гатчинской гимназии им. К.Д.Ушинского;
на заседаниях кафедры философии образования ЛГОУ им. А.С. Пушкина;
на всероссийских и региональных научно-практических конференциях «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского» (СПб., 1998); Царскосельские чтения (СПб., 1999; 2000; 2001; 2002); «Философско-педагогические проблемы воспитания патриотизма школьников» (СПб., 2001); «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (СПб., 2002), «Формирование ценностных ориентации личности в духовно-нравственной сфере (XIX-XX вв.)» (М.: РАО, 2003);
на выездном Совете руководителей образовательных ведомств субъектов Федерации (СПб., 2002).
Структура диссертации. Работа содержит 159 страниц, состоит из введения, двух глав (8 разделов), заключения, списка использованной литературы (187 источников) и Приложения.
Содержание и структура понятия духовность в философских и психолого-педагогических исследованиях
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утверждённая Министерством образования России, начинается со следующего положения: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства» /134, с. 4/. В этом же документе при изложении основных принципов организации воспитания утверждается: "В Соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей" / Там же, с. 9/.
Значение, которое придается воспитанию духовности детей и молодежи на современном этапе развития общества, обусловлено необходимостью преодоления резко выраженного крена в сторону формирования материально-экономических ценностей, востребованных в ходе осуществления рыночных реформ. Многочисленные исследования показывают, что существование перекоса в идеологии государства в ту или иную сторону снижает стабильность государственного развития и приводит к определённой деградации личности как выразителя общественных отношений /110; 111/.
В докладе Комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века, опубликованном в 1996 году, были определены 4 перспективные цели образования. Наряду с такими, как учиться жить вместе, учиться познавать, учиться делать, была выделена цель учиться быть. Расшифровывается последняя цель как обеспечение возможности каждому выработать независимость и собственное суждение, а также связанную с этим личную ответственность для достижения общих, целей /100/. Вместе с тем, учиться быть имеет и более широкое содержание. Распространение среди школьников в последние годы таких явлений как наркомания, пьянство, стремление к обогащению всеми способами, приводит к резкому сужению ценностного мира, деградации личности молодых людей. Не снижается количество самоубийств у молодых людей и юношества. Поиск путей решения этих проблем приобретает смысл сохранения нации. И одним из таких путей является расширение ценностного сознания школьников, формирование их духовных ориентации, воспитание духовности личности.
Понятие духовность является одним из ключевых в истории человеческой культуры и в силу этого весьма обширным по своему содержанию. В современной сети Интернет только в одной из русскоязычных поисковых программ в ноябре 2001 г. заявлено 116628 ссылок на запрос по слову духовность. Оно рассматривается в многочисленных дискуссиях, государственных законах, исследовательских и обучающих программах.
В то же время это понятие до сих пор является дискуссионным как по содержанию, так и по объему и структуре его составляющих. Тем не менее, задачи воспитания духовности, формирования духовной личности, её духовных и нравственных ориентации заявляются как важнейшие в современной теории и практике воспитания /1; 9; 13; 18; 22; 28; 34; 43; 44; 50; 53; 64; 68; 82; 107;112; 114; 117; 121; 141; 150; 153; 159; 165; 166; 170 и др. /. Поэтому основная задача данного раздела состоит в том, чтобы на основе анализа философской, психологической и педагогической литературы выявить сущностные признаки данного понятия, его содержание и структуру. Без решения этой задачи невозможно организовать ни диагностический, ни формирующий этап педагогического исследования.
Что понимается под духовностью в философских и психолого-педагогических исследованиях?
Понятия духовность нет ни в «Российской педагогической энциклопедии», ни в «Философской энциклопедии», ни в «Новом энциклопедическом словаре». Обходились без него «Полная популярная Библейская энциклопедия» и «Полный православный богословский энциклопедический словарь». В справочной литературе термин духовность начинает широко встречаться только с конца 90-х годов, однако содержание его ещё не имеет более или менее однозначного определения.
Педагогический словарь /42/ рассматривает духовность в трёх значениях: «1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения -сопряжённость человека в своих высших стремлениях с Богом. »
Определение, данное в словаре, подтверждает сделанный на основе анализа литературы вывод о существовании двух основных подходов к пониманию духовности - религиозного и светского. В исследованиях они могут быть и взаимосвязанными, даже взаимопроникающими, но они не являются тождественными. В религиозной литературе абсолютным духовным является Бог, а светское понимание духовности возвеличивает, как правило, самого человека, его разум, нравственность, интеллект, творчество и т.п. /112, с. 5/.
Сравнительный анализ подходов различных конфессий к толкованию духовности выходит далеко за рамки данного исследования, в качестве примера религиозного подхода мы ограничимся кратким изложением православного вероучения.
Созданный по подобию Божественной Троицы человек живёт в телесных, душевных и духовных проявлениях. Именно дух отличает человека от животных. Разделение душевного и духовного восходит к философии Сократа - Платона и окончательно утверждается учением апостола Павла и его толкователями. Именно апостола Павла называют первым систематизатором и пропагандистом духовности /70, с. б/.
Учение о трбхчастном строении человека в условиях русской богословской мысли нашло широкое дальнейшее развитие в классических трудах святителя Феофана Затворника, рассмотревшего духовность в педагогическом аспекте. Святитель Феофан называет воспитание самым святым из всех святых дел, духовность же он считает нормой человеческой жизни. По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять веб душевное, а тем более телесное, а за ними и внешнее, то есть общественную и семейную жизнь. Главные проявления духовной жизни - страх Божий, совесть и жажда Бога. Духовные потребности выше всех и, когда они удовлетворяются, в человеке устанавливается полная гармония всех проявлений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, отношений. Само название православного учения о духовности указывает на способы еб формирования - аскетика, самоограничение. Тому, кто решил жить настоящей человеческой жизнью, не следует «заводить в себе духовность», нужно лишь поддерживать еб и сохранять, оберегая еб от влияний и влечений душевно-плотских /164, 182/.
Словарь В.И. Даля определяет дух как «высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному» /40/, что свидетельствует об ориентации общественного сознания в России середины ХГХ века на православный подход. Этот подход разделяли многие представители русской религиозной философии /10, 32, 52, 62, 63, 97, 99, 169, 171, 175, 182, 16 185/, он широко представлен и в трудах современных исследователей /19, 68, 70,95, 105, 126, 141, 144,159, 168/.
По мнению Н.О.Лосского, душевное и духовное отличается от телесного отсутствием пространственной формы. К области душевного относится вся та непространственная сторона бытия, которая связана с себялюбием и имеет лишь относительную ценность. Непространственная сфера бытия, имеющая абсолютную ценность, относится к области духовного. Это, например, деятельности, в которых осуществляются святость, нравственное добро, искание и открытие истины, художественное творчество, созидающее красоту, а также связанные со всеми этими переживаниями возвышенные чувства. Духовные начала пронизывают весь мир и служат его основою во всех его областях. Всё душевное и телесное имеет в своей основе, хотя бы в минимальной степени, духовную сторону. Наоборот, духовное бытие в Царстве Божием существует без всякой примеси душевного и без всякой материальной телесности /99/.
Т.А.Флоренская, пытаясь раскрыть связь души и духа в образах-символах, прибегает к греческому мифу об Амуре и Психее. Душевность у неб ассоциируется с проявлениями женственности, пластичности, а духовность - активности, мужественности /168, с. 8-12/.
Критерии оценки и показатели духовности личности
В предыдущем разделе было показано, что понятие духовность по-разному трактуется и понимается исследователями, принадлежащими к разным философским и психологическим школам. Тем не менее, педагогу приходится формировать духовные устремления школьников и, значит, каким-то образом оценивать и измерять результаты данной деятельности. Задача данного раздела заключается в том, чтобы выделить критерии духовности учащихся старшего школьного возраста, определить показатели, которые могут быть оценены или измерены педагогом, а также наметить перечень психолого-педагогических методик, с помощью которых может быть произведена такая оценка.
Прежде всего, необходимо отметить, что оценка критериев воспитанности школьников рассматривалась отечественной педагогикой как сложная проблема и поэтому исследований по данному вопросу очень мало. Даже в фундаментальных работах по вопросам воспитания школьников обсуждаются в основном содержание и формы этой работы. Критерии воспитанности оставались за рамками нормативных и методических рекомендаций /106; 113; 154 и др./. Индивидуальный подход в воспитании исследовался в десятки раз реже, чем в обучении. При этом индивидуализация воспитания строилась на основе уровневых характеристик того или иного качества. Как правило, выделялся высокий, средний и низкий уровень его развития. Кроме того, успешность процесса воспитания определялась по уровню освоения тех или иных ценностей. Их освоение проходило этапы знания, убеждения, опыта, привычки.
Воспитание духовности школьников не называлось в числе приоритетных задач советской педагогики. Духовные ориентации формировались в рамках нравственного, эстетического и трудового воспитания, а также в процессе формирования мировоззрения школьников. Критерии сформированности здесь также рассматривались по уровням и степени освоенности соответствующих ценностей.
С середины 80-х годов в педагогической теории и практике всё более широкое распространение получает подход, который получил затем название личностно-ориентированное обучение и воспитание. Его смысловым ядром является ориентация образовательного процесса на запросы и индивидуальные потребности школьника. В связи с этим интенсивно стали разрабатываться методы диагностики личностного развития школьников в процессе воспитания. Восприятие личности педагогом становится более психологизированным. Критериями нравственной воспитанности чаще всего авторы называют отношение школьника к себе, окружающим, государству, к учббе (труду). Показатели каждого из этих критериев раскрывают конкретные проявления тех или иных отношений личности /11; 13; 14; 31; 53; 67/.
К тому времени (середина 90-х годов XX века), когда воспитание духовности старшеклассников стало осознаваться как актуальная педагогическая задача, теория и практика воспитания накопила значительный опыт диагностики уровня нравственной воспитанности, ценностных ориентации личности. Однако разработка критериев и показателей духовности личности находится на первоначальном уровне, прежде всего в силу сложности и многомерности самого понятия духовность. Тем не менее, отдельные исследования по данному вопросу имеются. Среди них, прежде всего, выделяются исследования психологов /17; 23; 49; 54; 92; 93; 146; 176/.
Так, Л.К. Цыздик описывает методику измерения степени актуализации экзистенциальных проблем. Вслед за И. Ялом автор выделяет четыре фундаментальные проблемы человеческого существования (экзистенциальные проблемы). Это проблемы смысла и бессмысленности жизни, свободы и ответственности, изоляции и слитности, жизни и смерти. Для исследования такого рода проблем разработана методика смысложизненных ориентации /Леонтьев А.Д./, которая позволяет изучить две из вышеназванных проблем. Автор статьи приводит собственную методику, которая содержит список из 16 показателей актуализации экзистенциальных проблем. Испытуемый должен отметить, как часто в последнее время его беспокоят те или иные вопросы. По приведённому в статье перечню можно заключить, что эту методику целесообразно использовать для диагностики в более зрелом возрасте /176, с. 376/.
В исследовании А.Б. Купрейченко представлена методика измерения отношения к соблюдению нравственных норм. На основании решения испытуемыми ряда задач, моделирующих нравственные ситуации, были выделены 5 показателей, характеризующих порядочного человека: правдивость, справедливость, ответственность, принципиальность, терпимость /87, с. 356/.
А.Л. Меньшикова приводит данные изучения ценностных ориентации современных подростков. С помощью анкетирования подростков выявлялись их предпочтения при выборе следующих ценностей: самоуважение, интересная приключенческая жизнь, безопасность России, зрелая в половом и духовном смыслах любовь, красота природы и искусства, мир на земле, материальное благополучие, счастье, спасение и вечная жизнь, безопасность семьи, внутреннее равновесие, мудрость жизни, общественное уважение, собственная безопасность, здоровье, свободное время, незагрязнённая природа.
На основе корреляционного анализа были выделены три наиболее значимых для подростка фактора: удовольствие, безопасность, свобода, а также дополнительные типы ценностных ориентации: равноправие, интересная приключенческая жизнь, самоуважение. /87, с. 209/.
Для целей нашего исследования приведённые данные представляют интерес с нескольких точек зрения. Во-первых, важно, что изучение ценностных ориентации позволяет в определённой мере характеризовать духовные ориентации подростков. Во-вторых, изучение ценностных ориентации здесь проводилось с помощью опросника, близкого по своему содержанию к методике М. Рокича, которая является весьма распространённой в психолого-педагогических исследованиях /3, с. 83; 100, с. 113/. В-третьих, приведенных данные могут служить для сравнения при изучении ценностных ориентации гимназистов.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» /100, с. 112/.
М. Рокич выделил два класса ценностей: терминальные (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Методика М. Рокича достаточно хорошо апробирована в психолого-педагогической диагностической практике, и может быть использована для выявления духовных ценностей школьников в данном исследовании.
Организация процесса духовного воспитания в гимназии на основе освоения отечественного историко-культурного наследия
Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского - образовательное учреждение, ориентированное на обучение и развитие интеллектуально-одаренных детей, учащихся с высоким уровнем познавательной активности. Гимназия занимает часть воспитательного корпуса бывшего Николаевского Сиротского Института (здание построено в 1811 году). Институт был основан вдовствующей супругой императора Павла I императрицей Марией Фёдоровной в 1803 году. Это старейшее учебное заведение России связано с именем великого русского педагога К.Д. Ушинского, который в 1854-1858 году работал здесь инспектором. В Гатчине он написал первые педагогические статьи.
Выпускниками Сиротского института были многие выдающиеся деятели России. Среди них шахматист М.И. Чигорин, создатель трехфазного тока М.О. Доливо-Добровольский, авиаконструктор В.К. Грибовский и другие.
После 1917 года Институт был закрыт, и в здании размещались различные советские учебные заведения: средние школы № 3 и 11, восьмилетняя школа № 10 и школа-интернат. Гимназия создана на базе средней общеобразовательной школы № 10, открытой в 1963 году. В 70-е годы она была преобразована в восьмилетнюю школу, и снова стала средней в 1990 году. С этого же года учебное заведение участвует во Всероссийском движении «Современная русская школа», основанном И.Ф. Гончаровым и Т.И. Гончаровой.
В 1993 году школа становится экспериментальной площадкой по отработке русской гимназии. Тема проекта «Формирование духовности школьников на основе целостного подхода к отечественному историко-культурному наследию». Тема и программа опытно-экспериментальной работы утверждена решением Экспертного совета Комитета по образованию Ленинградской области. В 1995 году школа проходит аттестацию и первой в Ленинградской области получает Свидетельство о государственной аккредитации в качестве гимназии.
В 2002-2003 учебном году в гимназии образовательный процесс реализуется в 29 классах. Учащиеся гимназии осваивают программу начальной школы за 3 года, основной школы - за 5 лет, старшей школы за 2 года. Таким образом, общий срок обучения в названных классах составляет 10 лет. В настоящее время гимназия осуществляет плавный переход на четырехлетнее начальное образование. В 26 классах образовательный процесс организован в режиме шестидневки, все классы занимаются в первую смену. Набор детей в гимназию осуществляется по микрорайону. Дети, проживающие вне микрорайона, принимаются при наличии свободных мест.
Педагогический коллектив гимназии на протяжении всего периода своего развития концентрирует усилия на утверждении отечественных традиций образования. Усилия педагогов противостоят:
перекраиванию отечественного образования по духовно чуждым образцам;
американизации российской школы, набирающей силу после поспешного, на наш взгляд, принятия Закона РФ «Об образовании» (1992 г.), лишь частично исправленного в 1996 году;
замене педагогики «живых дел» педагогикой «технологий и отслеживаний».
В основу концепции развития гимназии была положена идея сохранения и развития традиций отечественного образования, педагогических идей К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, И.А. Ильина. Учитьгоался также опыт советской школы как одной из лучших образовательных систем в истории мировой педагогики, а также поиски и находки национально-ориентированных учёных и практиков в педагогике последнего десятилетия (И.Ф. Гончаров, В.Ю. Троицкий и др.)
Наряду с высоким качеством образования важнейшую цель своей деятельности педагогический коллектив видит в воспитании духовности гимназистов на всем протяжении их обучения в данном учебном заведении. Добиться этих целей можно лишь при организации системы учебной и воспитательной работы, подчинённой единым идеям, но реализуемым в разнообразных формах работы, реализуя многообразные возможности окружающей педагогической среды.
На схеме 1 изображена функциональная модель управления муниципальным образовательным учреждением МОУ «Гатчинская гимназия имени К.Д. Ушинского»; на схеме 2 показаны социально-культурные связи гимназии. Анализ связей, представленных на данных схемах, доказывает, что образовательная система гимназии включает в себя множество направлений работы, разветвлённую сеть взаимосвязей педагогов, учащихся, родителей, городских культурно-просветительных учреждений, медицинских, трудовых и правоохранительных служб города.
Такое разнообразие связей требует четкой координации усилий всех участников воспитательного процесса, управления их взаимодействием. Организационной основой воспитания духовности гимназистов является план воспитательной работы гимназии, который включает в себя несколько разделов, соответствующих содержанию духовности как личностного качества, обоснованному в разделе 2.2. диссертации.
Особенности духовных ориентации гимназистов старших классов
Рассмотренная в предыдущем разделе организация системы духовного воспитания на основе освоения отечественно-культурного наследия представляет собой педагогическую среду и деятельность гимназистов, которая формирует определённым образом их взгляды и убеждения. Вместе с тем, целенаправленная педагогическая работа по духовному воспитанию старшеклассников невозможна без постоянной обратной связи, без выявления особенностей духовных ориентации гимназистов на каждом этапе их развития. Поэтому важнейшее значение в работе педагогического коллектива гимназии придаётся изучению ценностного мира гимназистов.
При этом сама работа по диагностике ценностных ориентации учащихся воспринимается педагогами как составная часть воспитания, способствующая росту самосознания и самопознания подростков, юношей и девушек. Именно по этой причине на диагностическом этапе исследования были использованы такие методы диагностики, которые доступны любому педагогу, преподавателю и не требуют специальной психологической подготовки.
Система диагностических методов, которые использовались на данном этапе исследования, была представлена в предыдущем разделе. Первый этап диагностики был осуществлён в октябре 2000 года. На вопросы для тематического сочинения, анкеты и опросника отвечали учащиеся одного 9-го, двух 10-х и двух 11-х классов. В общей сложности проанализированы ответы 105 учащихся, при этом по разным методикам было получено разное количество ответов. Кроме того, в анкетировании участвовали 46 преподавателей гимназии, а по одному из опросников проведено обследование в 5-10-х классах, проанализированы ответы 200 учащихся. Аналогичные опросы проводились в гимназии ежегодно, поскольку диагностика входит составной частью в систему воспитательной работы. Однако в качестве экспериментальных данных рассмотрены суждения старшеклассников только вышеназванных групп.
Рассмотрим последовательно результаты, полученные на начальном этапе экспериментальной работы с учащимися 9 и 10-х классов (именно с ними проводился в дальнейшем целенаправленная и углубленная формирующая работа).
Для выявления уровня развития представлений старшеклассников о духовности человека учащимся предлагалось написать домашнее тематическое сочинение. Для конкретизации и сравнимости результатов задавалась примерная программа, включавшая в себя шесть позиций (Приложение № 1).
Школьники излагали свои суждения по следующему кругу вопросов: что такое, по их мнению духовность; какого человека они могли бы назвать духовно развитым; почему люди стремятся к духовности; имеет ли какие-либо преимущества в жизни человек духовный по сравнению с бездуховным; можно ли говорить о духовных отношениях, духовном общении и в каких случаях; имеется ли среди знакомых человек, которого можно назвать духовным; какого литературного героя (или какого-то известного человека) можно назвать духовным и ряд других.
Были получены 104 тематических сочинения от учащихся 9-11 классов. Прежде всего, выяснилось, что около 30% отвечавших не проявили интереса к данной теме, ограничившись формальными ответами или уклонившись от размышлений. Однако подавляющее большинство старшеклассников представили развернутые, подробные ответы на программные вопросы. Встречались такие записи: «То, что вы создали эту анкету - это уже большой шаг к развитию духовности личности. Заставить учеников задуматься - уже многое» (9 класс). Некоторые ученики высказывали сокровенное без надежды быть услышанными: «Я вообще не знаю, почему я пишу, все равно до конца не поймете, просто хочется высказаться» (11 кл.).
Под духовностью старшеклассники чаще всего понимали стремление человека к высшим ценностям, самосовершенствованию, чистоту помыслов, желание жить не только для себя, но и для других, гармонию души и тела. Следует из ответов учащихся и вывод о том, что сердцевиной духовности является нравственность. Примерно в половине сочинений отмечается религиозная составляющая духовности.
Во многих сочинениях старшеклассников высказывалось мнение о том, что проводимые в России реформы ведут к понижению уровня духовности общества и размьшанию общественной морали: «Сегодня нужно выжить, остаться на плаву, и естественно, практически никто о своём внутреннем мире не думает» (10 кл.); «Современные люди стремятся к обогащению, удовлетворению своих низменных потребностей, вовсе не заботясь о душе, хотя исключения есть всегда» (11 кл.); «Человеку духовному очень сложно жить в обществе, которое топчет этих людей, оно не принимает и даже отрицает таких людей» (11 кл.). В то же время старшеклассники осознают, что стремление к духовным ценностям внутренне заложено в человеке, именно оно отличает человека от животных.
При ответе на вопрос, кого их знакомых можно назвать духовным человеком, проявились свойственные этому возрасту повышенные требования к окружающим. Всего в двух сочинениях образцом духовности названы родители и в шести - учителя, что свидетельствует о кризисных явлениях, происходящих с институтами семьи и школы, росте отчуждения между поколениями. Исторические личности называются в необычайно широком диапазоне - от великомученицы Варвары до Солженицына. Но дважды приведены лишь имена Сергея Радонежского, Александра Невского, А.С. Пушкина, И.С. Шмелева, А.Д. Сахарова, В.В. Путина; трижды только Д.С. Лихачёв.
С одной стороны результаты свидетельствуют о несомненных успехах идеологии плюрализма, с другой - об отсутствии национальной идеи и объединяющего молодых граждан России образа духовной, героической личности, как прошлых лет, так и настоящего времени. Не назван ни один из героев советской эпохи. Не упоминается и никто из заполнивших молодежные журналы и телепрограммы «кумиров», «звёзд», «символов», «культовых фигур». Можно предполагать, что старшеклассники сознают ущербность ценностей массовой культуры, их антидуховную направленность. Из литературных героев называются исключительно персонажи произведений, входящих в школьную программу, что свидетельствует о постепенном уходе чтения из круга подростковых и юношеских увлечений.
В целом сочинения старшеклассников производят противоречивые впечатления. Не вызывает сомнения живой интерес большей части учащихся к подлинно духовным ценностям, освоению культурно-исторического наследия, желание научиться распознавать добро и зло в современном мире. Очевидна и деструктивная роль средств массовой информации, которые нейтрализуют или снижают значимость созидательной информации, внедряемой через книги, семью, школу. По отзывам преподавателей и классных руководителей, анализ сочинений давал им важный материал для дискуссий, просвещения, индивидуальных и групповых бесед с учащимися. Важнейшим вопросом, который требовал не однократного обсуждения, является вопрос, который тревожит многих старшеклассников - как духовному человеку жить в обществе потребления, преобладания материальных ценностей.