Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи 12
1.1 Сущность духовности и специфика духовного воспитания 12
1.2 Исторический экскурс проблемы воспитания духовности 27
1.3 Критерии духовности 52
1.4 Древнерусская иконопись как средство духовного воспитания старшеклассников 75
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи »..98
2.1 Изучение уровней воспитания духовности старшеклассников 98
2.2 Педагогические условия воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи 121
2.3 Динамика воспитания духовности старшеклассников 137
Заключение 148
Список литературы 152
Приложение 1 173
- Сущность духовности и специфика духовного воспитания
- Исторический экскурс проблемы воспитания духовности
- Изучение уровней воспитания духовности старшеклассников
- Педагогические условия воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена потребностями современного общества, прежде всего его стремлением к духовности, к восстановлению традиций в формировании национального мировоззрения. Современные исследователи - Т.И. Власова, В.В. Игнатова, B.C. Леднев, Т.И. Монастырская, Н.Д. Никандров, А.В. Панкратов, Л.Б. Соколова, М.Г. Тайчинов и др.-обращают внимание на негативные моменты, присутствующие в настоящее время в системе образования, и указывают на возникающие в связи с этим проблемы, связанные с приобщением подрастающего поколения к социально и эстетически значимым ценностям, а также с девальвацией духовно-нравственных ценностей в молодежной среде.
В то же время ведется поиск средств формирования духовно-нравственных ценностей, исследуются возможности предметов художественного цикла для успешной реализации данного процесса (Т.В. Берченко, А.К. Бесова, С.Г. Макеева, А.В. Панкратов, В.Д. Шадриков, Е.Шестунов, Б.П. Юсов и др.).
Опрос, проведенный среди 148 учителей-предметников г. Мурманска, выявил трудности, с которыми сталкиваются учителя старших классов при воспитании духовности. К ним относятся: сложность в выборе путей, средств и приемов её формирования, что связано с недостаточной разработанностью проблемы духовно-нравственного воспитания в научной и методической литературе; определение оснований для отбора духовно-нравственных ценностей в содержание образования; наличие у старшеклассников достаточно сформированной системы ценностей, в структуре которой духовные ценности не являются доминантными.
Анализ методической литературы, образовательных программ, учебных пособий для старшего звена средней школы убедил в том, что образование в большей степени ориентировано на рациональный подход, где основными компонентами выступают знания, умения и навыки. Очень часто формирование духовно-нравственных ценностей подменяется беседой о значимости ценностей в жизни человека.
В настоящее время в педагогической науке и практике решение проблемы духовности в педагогическом процессе занимает одно из важнейших мест, ибо школа осуществляет непрерывное духовное воспроизводство, которое в каждый момент своего функционирования должно в наибольшей степени соответствовать духу времени.
Специфика духовно-нравственного воспитания рассматривается в философских учениях и работах Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, B.C. Леднева, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.А. Флоренского, Е. Шестунова и др.
В последние годы к исследованию духовности обращались Т.И. Власова, Б.С. Гершунский, В.И. Додонов, А.А. Какурин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Н.М. Ничвиенко, Т.Н. Петракова, Л.Б. Соколова, Л.А. Степашко, М.Г. Тайчинов, Е.Б. Толстогузова, С.А. Хамматова и др.
Решены некоторые задачи, связанные с формированием духовно-нравственных ценностей. В исследованиях М.В. Богуславского, Л.И. Маленковой, СИ. Маслова, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, Н.Е. Щурковои и др. доказывается необходимость учета национальной и региональной специфики при выборе ценностных ориентиров образования. Теоретически обоснован аксиологический подход к рассмотрению педагогических явлений (Н.А. Асташова, И.О. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и ДР-) В работах Т.И. Власовой, А.С Романовой, Н. Татаркиной и др. сделана попытка определить основные условия, обеспечивающие эффективность процесса духовно-нравственного воспитания. Концепции духовно-нравственного развития школьников представлены в работах Е.А. Бушмеловой, Н.М. Ничвиенко, Н. Татаркиной, Е.Б. Толстогузовой, Л.И. Чуриной и др. Особенности духовного развития студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки освещаются в трудах Т.А. Ахрямкиной, Л.В. Веденеевой, И.М. Ильичевой, P.M. Салимовой и др.
В современном школьном обучении большая роль в деле духовно-нравственного воспитания отводится предметам эстетического цикла: русскому языку и литературе (Т.В. Берченко, А.К. Бесова, С.Г. Макеева и др.), мировой художественной культуре (А. Вачьянц, В.Г. Маранцман, Б.П. Юсов и др.), изобразительному искусству (Е.Ю. Анохина, И.В. Бурцева, Б.М. Неменский и др.), музыке (И.В. Кошмина, Н. Киселева, Е.А. Воронина и др.).
Д.Г. Левчук и О.М. Потаповская в качестве теоретической основы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи выделяют традиции православной культуры и педагогики. Традиции духовно-нравственного воспитания на основе народной культуры и педагогики раскрываются в исследованиях А.В. Нестеренко, Н.А. Пархоменко, СИ. Тарасовой, СМ. Яковлюк и др.
Изучение научной литературы и педагогической практики показало, что воспитание духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи комплексно не рассматривалось.
Таким образом, можно зафиксировать ряд противоречий:
- между наличием опыта духовно-нравственного воспитания школьников в российской системе образования и отсутствием научного подхода к выявлению условий воспитания духовности;
- между разработанностью отдельных аспектов воспитания духовности на уроках эстетического цикла и недостаточным вниманием к использованию педагогического потенциала древнерусской иконописи;
- между включением темы древнерусской иконописи в программы по мировой художественной культуре и неумением учителей использовать её воспитательный потенциал при комплексном применении средств визуального и аудио- ряда в процессе воспитания духовности.
Данные противоречия нашли отражение в проблеме исследования, которая сформулирована так: каковы условия и методы наиболее эффективного использования иконописи при воспитании духовности старшеклассников?
Данная проблема обусловила выбор темы исследования - «Воспитание духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи».
Цель исследования: выявить эффективность педагогических условий воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи.
Объект исследования - процесс воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи.
Предмет исследования - педагогические условия использования древнерусской иконописи как средства воспитания духовности старшеклассников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза. Воспитание духовности у старшеклассников в процессе обучения будет более эффективным, если:
- в содержание учебного процесса включены шедевры древнерусской иконописи и разработана программа воспитания духовности средствами древнерусской иконописи с учетом психологических особенностей старшеклассников;
- применяется комплекс методов этико-аксиологической направленности;
- обеспечивается положительное воздействие духовности педагога на освоение учащимися духовно-нравственных ценностей в личностно ориентированном взаимодействии учителя и ученика.
Цель и гипотеза исследования определяют ход и последовательность решения следующих задач:
1. Уточнить сущность, критерии и уровни духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
2. Раскрыть педагогические возможности иконописи в воспитании духовности учащихся.
3. Выявить педагогические условия использования иконописи, обеспечивающие эффективность процесса духовно-нравственного воспитания.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности условий использования иконописи в процессе духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход: философские теории ценностей и ценностных ориентации личности (М.М. Бахтин, А.Г. Здравомыслов, Н.Д. Никандров, В.П. Тугаринов и др.). Согласно идеям М.М. Бахтина, предметом гуманитарного познания выступает ценностно-значимый мир человека, основой которого является социально-педагогическая концепция формирования ценностных ориентации молодежи.
Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов, касающиеся национальной русской культуры, её развития и сохранения (С.С. Аверинцев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, М.К. Мамардашвили, В.И. Несмелов, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.).
Особый интерес представляют идеи, способствующие осмыслению педагогических возможностей древнерусской иконописи, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, А.А.Какурин, В.А.Караковский, Д.Г. Левчук, В.С.Леднев, А.Леонтьева, Н.Д.Никандров, А.В.Панкратов, О.М. Потаповская, А.Г.Сайбединов, В.И.Слободчиков, Л.Б.Соколова, В.А.Сухомлинский, А.Сысоев, В.Д.Шадриков и др.).
На разработку теоретических положений работы оказали влияние педагогические теории: эмоционально-ценностного компонента содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Л. Лернер, СИ. Маслов и др.); эстетического образования (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, А.Сайбединов, Б.П. Юсов и др.); концепции искусствоведения (СВ. Алексеев, М.В. Алпатов, Н.Д. Барская, Ю.Г. Бобров, В.В. Бычков, И.Э. Грабарь, Н.А. Замятина, А.А. Киселёв, Н.П. Кондаков, И.В. Кошмина, В.Н. Лазарев, Б.М.Неменский, Ю.С. Рябцев, Е.Н. Трубецкой и др.).
Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: методы теоретического исследования (причинно-следственный анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ государственных и альтернативных программ по мировой художественной культуре); методы эмпирического исследования (наблюдение, изучение продуктов деятельности школьников, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов); методы педагогической диагностики (анкетирование, ранжирование («Ценностные ориентации» М. Рокича), методика диагностики эмпатических способностей (В. В. Бойко; А. Мехрабиена и Н. Эпштейна), методики диагностики эмоциональных состояний.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились 9-11 классы общеобразовательных школ № №17, 34 г. Мурманска.
Этапы исследования:
Первый этап (2001-2003 гг.) - поисковый, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ литературы; определялись концептуальные подходы к разработке проблемы исследования; планировалась дальнейшая исследовательская работа.
Второй этап (2003-2004 гг.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого было проведено констатирующее исследование; выявлены условия воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи; разработана и апробирована программа «Духовность иконописи».
Третий этап (2004-2005 гг.) - завершающий: проведен контрольный эксперимент и обобщены полученные результаты; уточнены теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированы основные выводы, результаты исследования оформлены в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что: - уточнены сущность и структура понятия «духовность»;
- педагогически обоснованы критерии духовно-нравственного воспитания старшеклассников;
- теоретически и экспериментально изучены педагогические условия, способствующие воспитанию духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в расширении теоретических знаний о духовности и духовно-нравственном воспитании (рассмотрены система взглядов на проблему духовности и ее воспитания, генезис проблемы духовно-нравственного воспитания; предложены критерии духовной воспитанности; раскрыты возможности древнерусской иконописи в процессе воспитания духовности; выявлены педагогические условия наиболее эффективного использования иконописи в процессе воспитания духовности старшеклассников);
- в систематизации методов диагностики духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Практическая значимость полученных результатов исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы содействуют эффективному процессу воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи. Предложенная диагностика уровней развития духовно-нравственного воспитания может найти применение при организации внеклассной воспитательной работы в системе общего образования. Программа «Духовность иконописи», разработанная по материалам исследования, в настоящий момент апробируется в общеобразовательных школах №№ 17, 34 г. Мурманска; стала основой для проведения курса по выбору «Педагогические возможности древнерусской иконописи» в Мурманском государственном педагогическом университете на факультете культуры и искусств. Разработанная программа «Духовность иконописи» способствует совершенствованию теории и методики эстетического образования.
Представленная в исследовании методика воспитания духовности может стать частью программы по мировой художественной культуре и использоваться при разработке содержания факультативов; применяться в практике подготовки учителей истории, изобразительного искусства, культурологии.
Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования, комплексным анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности методов исследования, адекватных цели и задачам работы, репрезентативностью выборки исследования, личным участием автора диссертации в проведении педагогического эксперимента как учителя мировой художественной культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Под духовностью понимается интегральная характеристика ценностно-смысловой сферы личности, отмеченная нравственной доминантой и отражающаяся в жизненном смысле, в стремлении к самосовершенствованию, реализующаяся в моральных принципах, нормах поведения и опыте творческой деятельности.
2. Критериями и показателями эффективного воспитания духовности у старшеклассников являются: когнитивный (информированность о духовно-нравственной сфере личности, осмысленность ценностных категорий и адекватность их оценок, ценностные установки личности), эмотивный (эмоциональная отзывчивость, способность к эмпатии), конативный (способность к рефлексии, волевые установки личности).
3. Эффективность процесса воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи будет повышаться при соблюдении следующих педагогических условий: наличии развитой духовности учителя; создания духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе, способствующей повышению уровней духовности; учете специфики художественной культуры региона; информационной насыщенности, эмоционально-творческого воздействия и коммуникативной направленности учебно-воспитательного процесса; установлении между предметами гуманитарного цикла междисциплинарных связей, основанных на общности нравственных и эстетических категорий; использовании методов этико-аксиологической направленности.
Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах работы. Основные положения, выводы диссертации были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогического проектирования и образовательных технологий Мурманского государственного педагогического университета; нашли отражение в шести публикациях. Материалы исследования обсуждались на межрегиональных и региональных научно-практических конференциях: «Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы» (Мурманск: МГЛУ, 2003г.), «Художественная культура: личность, творчество, досуг» (Мурманск: МГПУ, 2004 г.), «Ушаковские чтения (к 60-летию Великой Победы)» (Мурманск: МГПУ, 2005 г.); межвузовских научно-практических конференциях: «Перспективы развития начального образования России» (Мурманск: МГПУ, 2004 г.), «Тенденции и перспективы развития музыкального и художественного образования в XXI веке» (Мурманск: МГПУ, 2005 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены 17 таблиц и 7 диаграмм.
Сущность духовности и специфика духовного воспитания
Современная ситуация в России диктует не только необходимость переоценки человеческой жизни и системы ценностей, но также и поиска новых культурологических оснований воспитания личности. В связи с этим в современной литературе появились реальные научно-теоретические предпосылки для развития педагогики духовности.
Проблема духовности нашла широкое отражение в различных аспектах научного знания: философском, педагогическом, психологическом, социологическом, философско-теологическом и др. Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность», в научной литературе до сих пор нет его однозначной трактовки.
Исторически сложились два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Изначальный смысл религиозного понимания духовности проявляется в переживании человеком непосредственной связи с божественным началом, стремление к которому предполагается потенциально заложенным у каждого человека. В контексте секулярного мировоззрения категория духовности используется в предельно широком диапазоне значений. «Религиозное сознание пыталось его (понятие духовности- Е.В.) узурпировать (показательно превращение в русском языке, как и в некоторых других, самих слов «дух», «духовный», «духовенство» в синонимы понятий «божественное», «священное», «религиозное», однако истинный смысл духовного гораздо более широк — его религиозное проявление есть лишь конкретная историческая форма духовной жизни человечества)»1. Но исследования известного физиолога, академика П.В. Симонова и его коллег П.М. Ершова и Ю.П. Вяземского (работа «Происхождение духовности» (М., 1989), показали, что религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня - страсти к добру как желанию блага для других1.
С теологических позиций определение понятия дано в словаре В.Даля: «...состояние духовного; духовная часть, ведомство».2 В свете секулярного понимания духовность определяется в Большом толковом словаре русского языка: «духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности)»3 и энциклопедическом словаре «Этика»: «Духовность — понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него. В этическом аспекте она обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу»4.
Н. В. Гавриленко, рассматривая сущность духовности, определяет следующие подходы к пониманию духовности: 1) космологический, 2) теологический, 3) аксиологический, 4) когнитивный. «Первые два подхода в своем понимании духовности в значительной степени перекликаются, трактуя ее как универсальное одухотворенное начало мира (Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, Ф. М. Достоевский, Е. и Н. Рерихи). При этом сущность человека, потенциальные возможности его духа рассматриваются как мера приобщения к этому началу. Представители аксиологического направления в качестве гармонизирующих начал человека с Универсальным Абсолютом, Логосом, высшим Порядком мира, Богом видят, прежде всего, внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности (А. Ф. Лосев, Н.О. Лосский, К. Маркс, Ф. Энгельс). Сторонники когнитивного подхода, в большей степени характерного для западной философии, стремятся выявить рациональную сторону духовного бытия (Д. Белл, К. Поппер, Р. В. Селларс, О. Конт, Г. Спенсер; В. Франки, Н. В. Виденеев; П. Я. Гальперин, М, С. Каган, С. Б. Крымский, М. К. Мамардашвили). Ряд современных авторов обращается к социологическим аспектам исследования духовности и рассматривает ее как характеристику внутреннего мира человека, связанную с гносеологическими и социальными потребностями (Ю.Н. Козырев, М. М. Бахтин, Ю.П. Вяземский, П.М. Ершов, П.В. Симонов)»1.
Кроме того, многообразные трактовки духовности вызывают необходимость признать существование ее различных форм и направлений, что подчеркивает высказывание Н.А. Бердяева: «Существуют различные типы духовности. Есть не только христианская и внехристианская духовность, но и в самом христианстве есть разные типы духовности, например духовность православная и духовность католическая»2. Для нашего исследования принципиально важным является высказывание М.С. Кагана: «Духовность может быть и внерелигиозной, светской, она проявляется во всех формах ценностного сознания. ... Духовность направляет наше поведение и воплощается в плодах нашей деятельности»3.
Интересным представляется подход к определению типов духовности, высказанный Н. Татаркиной4. По её мнению, типы духовности варьируются в зависимости от личностных особенностей и индивидуальной траектории развития. В результате чего ею выделяются следующие типы: религиозный (вера), ратный (честь), экономический (польза), эстетический (красота), теоретический (истина), политический (справедливость), социальный (любовь). Вариативные типы духовности существуют наряду с общими. Нельзя согласиться с подобным мнением, поскольку названные типы более соответствуют типам сознания, нежели типам духовности.
Проблема изучения духовности, духовно-нравственной сферы личности характеризуется разноплановыми исследованиями в области философии, психологии, педагогики, акмеологии и других наук.
Так, в понимании русских мыслителей XIX-XX вв., духовность соотносится с понятием ценность (Н.А. Бердяев, М.А. Булгаков, В.В. Зеньковский, И. А. Ильин, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, С.Л. Франк.). Иными словами, духовность - уровень приобщения личности к высшим ценностям, основам православной культуры. В педагогических исследованиях В.А. Беляевой, Т.И. Власовой, Л.М. Федоровой1 и др. духовность рассматривается как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, стремление к духовному идеалу.
Исторический экскурс проблемы воспитания духовности
При рассмотрении понятия «духовность» мы определили, что данное понятие синтезирует в себе такие ключевые моменты как самосознание, ценность, потребность, нравственность, мораль, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, творческую деятельность. Вследствие этого возникает необходимость рассмотрения понятия «воспитание духовности» как синтезирующего в себе данные различных определений.
Прежде всего, обратимся к понятию «воспитание». Это «процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе», «целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности»1.
Как писал Ж.-Ж. Руссо, воспитать - это «научить ребенка жить. А жить -это не значит дышать, это значит действовать, это значит пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа, дающего нам сознание нашего бытия» . В более узком, конкретном значении можно говорить об отдельных видах воспитания как частях целостного воспитательного процесса. В соответствии с рассматриваемой проблемой необходимо остановиться на понятиях «духовное воспитание» и «нравственное воспитание».
«Духовное воспитание - формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Духовное воспитание — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека» . Таким образом «духовное воспитание» является одной из составных частей воспитания духовности, так как основывается на присвоении общечеловеческих ценностей и развитии качеств личности.
«Нравственное воспитание — формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения»2. Вследствие этого нравственное воспитание также одна из частей воспитания духовности, так как основывается на формировании нравственных ценностей, на способности нравственного самовоспитания и самосовершенствования личности.
Исходя из предложенных определений, можно заключить, что нравственное и духовное воспитание в сочетании образуют духовно-нравственное воспитание. Такое сочетание нравственности и духовности составляет основу личности, где духовность проявляется как вектор движения личности (самовоспитание, самообразование, саморазвитие) на основе нравственности.
Как было рассмотрено выше, в духовности интегрируются эмоциональные и интеллектуальные потенции личности, выражаясь в творческой деятельности, ценностных ориентациях и моральных установках. Таким образом, можно сделать вывод, что указанные виды воспитания включаются в понятие воспитания духовности как составные части данного воспитательного процесса. Следовательно, при разработке концептуальных основ духовно-нравственного воспитания и развития необходимо иметь в виду, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и её развитии, о духовных ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры, оформление понятийного аппарата. Рассмотрим генезис проблемы. Научно-теоретические предпосылки, истоки знаний о духовно-нравственном воспитании мы находим еще в древности.
Огромное значение в формировании духовности русского человека имели нравственные поучения и наставления, получившие распространение с древних времен. С появлением единого письменного языка и принятием христианства основы образованности и нравственного воспитания на Руси можно было получать не только на основе устной традиции, но и из письменных источников.
Самый древний сборник статей-поучений, дошедший до нас, называется Измарагдом. Под этим словом тогда понимали греческое название изумруда, осколок которого мог служить «увеличительным стеклом» для глаз читателя, чтобы подробно рассмотреть те пороки и добродетели, о которых сообщается в книге. К главным нравственным" понятиям в сборнике относятся: понятие чистоты, добра (зла), правды (неправды), справедливости, совести. С малых лет у детей воспитывалась несокрушимая вера в добро, утверждалась неизбежная победа добра в борьбе со злом; всеми христианами признавался приоритет добра в жизни1.
Другим древнерусским письменным нравственным наставлением, дошедшим до наших дней, является «Поучение» Владимира Мономаха (1053 -1125 гг.). В своем обращении киевский князь указывал молодым людям путь, по которому можно добиться «всего в жизни». Этот путь - совершенствование себя, настойчивая, постоянная учеба2.
Средневековое понимание того, как и чему нужно учить молодого и взрослого человека, было изложено в Домострое . Здесь и религиозные наставления, как основа духовности русского человека, и советы по устройству быта, семейных отношений, правил житейского поведения, и, наконец, хозяйственные рекомендации, как честно и лучше вести свое дело, чтобы оно было более доходным.
Петром І в 1717г. была предпринята попытка государственной заботы о нравах подрастающего поколения - переведена и напечатана в Санкт-Петербурге книжка «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Дело нравственного воспитания российского общества, начатое Петром Великим, продолжила Екатерина II, придавая ему строгое государственное регулирование. Если «Юности честное зерцало...» не имело никакой юридической силы и носило только рекомендательный характер, то Екатерина Великая пошла по иному пути. Спустя 65 лет после петровского «Зерцала» 8 апреля 1782 года своим указом сенату она утвердила «Устав Благочиния, или Полицейский». Он был обязательным для исполнения всеми жителями российских городов. Термин «благочиние» на современный русский язык можно перевести как «приличие» или «благопристойность», требование благочинного поведения означало требование держать себя в рамках приличия и порядочности.
Значительную роль в формировании духовности русского человека имело изучение в начальных и средних учебных заведениях России Закона Божьего как обязательного предмета. В XIX веке окончательно канонизировалась структура Закона Божьего. Философско-нравственное направление уступило место религиозно-нравственному. Появились новые учебники и учебные пособия, содержавшие христианские нравоучения. К ним можно отнести, например, учебник В.В. Бажанова «Об обязанностях христианина» (1800-1883 гг.) и др. В школах стали больше внимания уделять изучению православной этики, главной идеей которой было признание богоустановленности морали, универсальности и абсолютности моральных предписаний Священного писания.
Изучение уровней воспитания духовности старшеклассников
В процессе констатирующего эксперимента определялись уровни воспитанности духовности старшеклассников. Эксперимент проводился в естественных условиях: на уроках мировой художественной культуры и факультативных занятиях по литературе.
Базой для проведения нашего исследования послужили две мурманские школы (средняя школа №17 и средняя школа №34). В исследовании приняли участие 100 человек:
1) экспериментальная группа - ученики 10-11 классов средней школы №34 и ученики 9-го класса средней школы №17;
2) контрольная группа - ученики 10-11 классов средней школы №17 и ученики 9-го класса средней школы №34.
Процедура констатирующего эксперимента осуществлялась различными психолого-педагогическими диагностиками: анкетированием, ранжированием («Ценностные ориентации» М. Рокича), методикой диагностики эмпатических способностей (В. В. Бойко; А. Мехрабиена и Н. Эпштейна), методиками диагностики эмоциональных состояний, непосредственным наблюдением за учащимися. Было разработано 8 экспериментальных заданий.
Задание 2. В данном задании оценивалась способность к рефлексии. Задание содержало следующие вопросы: «Стоит ли искать прекрасное в людях? Что это дает человеку? Стоит ли искать прекрасное в самом себе? Что в вас самое прекрасное? Если человек не умеет искать прекрасное в себе, сможет ли он искать прекрасное в людях?»
Приведем характеристику уровней способности к рефлексии: 1) достаточный уровень развития рефлексии - опрошенные считают, что прекрасное нужно искать и в себе и в других людях, при этом называют причину, по которой это следует делать, а также то, что они считают прекрасным в себе; 2) допустимый уровень развития рефлексии - испытуемые считают, что прекрасное нужно искать и в себе и в других людях или только в себе, при этом не могут называть причину, по которой это следует делать, а также не называют то, что они считают прекрасным в себе либо отвечают, что это должны искать в них другие; 3) нейтральный уровень развития рефлексии -опрошенные считают ненужным искать прекрасное в себе и в других людях или не ответили на вопросы.
На вопрос «Что прекрасного в вас?» были получены следующие ответы: ценю и уважаю других; справедливость; умение слушать и находить общий язык; понимание, готовность помочь; добродушие; честность; доброта; отзывчивость; не лгу себе; хорошо адаптируюсь в коллективе; чувство юмора; умение дорожить дружбой; общительность; умение прощать; усердие; гуманность; справедливость; красота; внимательность; ум. Как видно из приведенных данных, под понятием «прекрасное в вас» школьники понимают различные качества: интеллектуальные, нравственные, волевые, эстетические. Тем не менее, большое количество опрошенных не дали ответа на вопрос, сославшись на то, что прекрасное в них должны находить другие (друзья, родители, родственники). Многие респонденты не могут, не умеют анализировать свои высказывания и поступки, часто считают, что это должны делать за них другие.
Задание 3. Данное задание позволило нам выявить уровень эмоциональной отзывчивости. В опытной работе использовался рассказ О.Уайльда «Соловей и роза», после чтения которого респондентам предлагалось написать свои размышления о прочитанном, опираясь на приведенные в конце текста вопросы. При анализе ответов были использованы следующие критерии оценки:
Нейтральный уровень эмоциональной отзывчивости - ученик не осмыслил идейно-художественное содержание рассказа, имело место поверхностное восприятие текста; присутствуют ответы, типа да/нет либо при ответе используются готовые фразы из текста. К этой категории мы отнесли процент не ответивших респондентов.
Допустимый уровень эмоциональной отзывчивости - ученик в целом воспринял идею и художественные достоинства рассказа; присутствуют рассуждения по содержанию прочитанного, но оценка содержания дана без сопоставления оцениваемых событий с событиями реальной жизни, без приведения примеров.
Педагогические условия воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи
Педагогические условия воспитания духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи выявлялись и апробировались в процессе формирующего эксперимента, во время которого разрабатывалась и внедрялась программа «Духовность иконописи». Разработанная программа направлена на развитие выявленных критериев духовности.
Принципы построения программы: 1. Учет психологических особенностей учащихся старшего школьного возраста. 2. Тематизм программы. 3. Опора на региональную художественную культуру. 4. Интеграция различных видов искусства. 5. Диалогичность занятий. Рассмотрим данные принципы.
В программе были учтены психологические особенности учеников старшего школьного возраста, что проявилось в тематическом построении программы, где за основу каждой темы была взята глобальная проблема, представляющая интерес для данного возраста. Темы программы располагались в порядке от общезначимых к личностно значимым.
Принцип опоры на региональную художественную культуру обусловил введение в программу икон, почитаемых на Кольском Севере, например, «Николай чудотворец», «Зосима и Савватий», произведений мурманских художников и поэтов, фрагментов истории малой родины, напевов северных монастырей и т.д. Это позволило не только раскрыть духовное содержание иконописи, но и углубить знания о родном крае.
Принцип интеграции различных видов искусства предполагал комплексное сочетание живописного (изобразительного), литературного и музыкального рядов, способствующих полному погружению учащихся в сюжет конкретной темы. Интегрированный подход способствовал более активному и прочному усвоению программы, так как «интеграционные процессы мыследеятельности требуют от учебного процесса включения всех рецепторов подачи, кодирования информации в виде мыслеобразов, мыслеформ. Кроме того, использовалась опора на личный опыт учащихся, применялись игры, дискуссии, воспитывающие ситуации»1.
Занятия строились по принципу диалогичности, который, обладая мощными воспитательными средствами, позволяет осуществлять личностный подход в воспитании, повышая его эффективность, обеспечивая принятие учениками духовно-нравственных ценностей. Диалогичность, как непременное педагогическое условие воспитания духовности школьников, предполагает «равноправие чувств, смыслов, нравственных выборов, творчества и действий субъектов воспитательного процесса»2.
На уроках мировой художественной культуры рассматривались следующие темы программы «Духовность иконописи»: 1) Духовно-нравственные качества человека; 2) Смысл жизни человека; 3) Родина как ценностная категория; 4) Любовь - духовная красота человека; 5) Межличностные отношения людей; 6) Роль знаний в современном мире.
Режим занятий - один раз в неделю. После проведения урока или внеклассного занятия школьникам предлагалось поразмышлять над рассмотренной проблемой, поделиться мнениями с друзьями и родителями.
На изучение каждой темы отводилось 2-3 занятия. Для усвоения и закрепления материала ученики во время занятий делали записи и вели лексические словари.
На занятиях использовались различные методы воспитания, те есть совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования (И.Ф.Харламов). В частности, использовались такие методы воспитания как: методы формирования сознания (рассказ, проблемное изложение материала, эвристическая беседа, дискуссия, диспут, метод примера, анализ произведений искусства и жизненных фактов); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (вовлечение в деятельность (упражнение), убеждение, приучение, поручение, создание воспитывающей ситуации, анализ нравственных конфликтных ситуаций); методы стимулирования поведения (игры, этические дилеммы, обсуждение и разыгрывание ситуаций); методы контроля и самоконтроля (наблюдение, самоанализ, опросные методы). Во время занятий учащиеся включались в различные виды деятельности (комментирование, дискуссия, мозговая атака, коллективное генерирование идей и др.) и выступали в качестве зрителей, слушателей, читателей, исследователей, философов, актеров (при разыгрывании ситуаций) и т.д. Первая тема программы была посвящена духовно-нравственным качествам человека. Так как многие школьники впервые соприкасались с иконой, в начале занятия был проведен сравнительный анализ иконы и картины. В результате учащиеся не только узнали о специфике иконописного изображения, но и, в большинстве случаев, изменили свое отношение к иконе. Если в начале занятия на вопрос «Что для вас означает икона?» ребята чаще всего отвечали: «примитив», «мазня; я тоже так могу», «портрет Богоматери», «рисунок на доске»; то после обсуждения отличительных особенностей иконы от картины они говорили следующее: «икона- это образ», «символ горнего мира», «в иконе нет ни одной лишней детали, все символично». Далее, ученикам был предложен проблемный вопрос «Кто такие святые?», вызывавший затруднение. Поэтому в ходе беседы школьники записали в тетрадях ряд определений: Святой — «духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный» (В. И. Даль). Святой - «проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный» (С. И. Ожегов). Святые сочетали в себе душевную мудрость, смирение и кротость. Праведник - это человек правдивый на деле, жизнь которого— свидетельство долгого и трудного пути духовных исканий, направленных на служение людям. Определения подкреплялись обращением к иконам «Николай чудотворец» и «Зосима и Савватий». Учитель подводил учеников к пониманию сущности икон, их нравственно-духовной силе: