Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Коенов Олег Борисович

Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили
<
Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коенов Олег Борисович. Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 2004 161 c. РГБ ОД, 61:04-13/1385

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования духовности личности

Выводы по I главе С.37

Глава II. Процесс формирования духовности личности в концепции Ш.А.Амонашвили

2.1. Основные составляющие духовности личности школьников

2.2. Средства и формы воспитания духовности у учащихся

2.3. Технологические приемы воспитания духовности у школьников

Выводы по II главе С. 111

Глава III. Духовная культура учителя как фактор формирования духовности личности учащихся

Выводы по III главе С. 140

Заключение с.142

Библиографический список использованной с. 152

Литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Приоритетным направлением педагогической деятельности на современном этапе является формирование духовно-нравственных основ личности и общества через духовные и культурные ценности и традиции. В современных условиях оно приобрело исключительное значение. В 90-е годы XX столетия произошли изменения во всех областях жизнедеятельности общества. Социально-экономические и политические процессы обусловили изменения в воспитании подрастающего поколения. Исследователи отмечают, что в последние годы получили широкое распространение процессы глобализации и технологизации. Эти процессы формируют восприятие человеком окружающего мира вне нравственного критерия или подменяют традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.

Духовность общества, личности - это величайшая общечеловеческая ценность. Она может и должна играть решающую роль во всей жизни человеческого общества. И как современно звучат слова Н.А.Бердяева, написанные несколько десятилетий назад: «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизации самого человека. Самое существование человека находится под опасностью со стороны всех процессов, происходящих в мире. Противиться этой опасности может только духовное укрепление человека».

Авторы словаря-справочника «Детство» (М., 1996) определяют духовное воспитание как пробуждение подлинной сущности человека, осознания предназначения его жизни на земле и развитие способностей к реализации его высшей природы. В настоящее время все более осознается решающая роль духовного воспитания среди всего многообразия направлений воспитания детей и подростков.

Проблемы духовности воспитания и обучения - важнейшие проблемы формирования личности. Большая ответственность ложится на школу, учителя, семью. Идеи духовности помогают найти адекватное содержание, эф- фективные формы и средства, методы работы в учебных заведениях. Духовность и нравственность как общечеловеческие качества личности не являются статичными. Они суть ее непрерывного движения и развития. Их содержание и функции в конечном счете определяются теми многообразными, постоянно изменяющимися элементами общества, в которых проходит жизнедеятельность самой личности.

Отечественные исследователи конца XX - начала XXI века, размышляя над проблемами воспитания, справедливо отмечают, что в России неудовлетворительно осуществляется формирование духовной культуры личности, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Нарушено взаимодействие человека с природой, что также пагубно влияет на утверждение таких величайших ценностей человечества, как Истина, Добро, Красота. На необходимость формирования нравственно-духовной культуры учащихся указывают «Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования в России на 2002 - 2003 годы», утвержденный Приказом Минобразования России от 25 января 2002 г. №193. Однако в этом и других нормативных документах Российского государства не раскрываются ни содержание, ни основные направления воспитания духовности у школьников.

Духовное воспитание помогает найти человеку смысл его жизни, целью которой является самоусовершенствование и самореализация личности. Духовность предполагает осознание человеком единства, которое лежит в основе многообразия окружающего его мира, Вселенной. Оно включает в себя приобщение человека к мировой культуре как отражению всеобъемлющей духовности, общности всех культур, народов, религий. Человек, вставший на путь духовного развития, обращается к поиску Духа, познанию своего высшего Я.

Значительный вклад в решение проблемы формирования духовности личности школьников вносит гуманно-личностная концепция образования и воспитания, разработанная видным отечественным ученым Шалвой Алек- сандровичем Амонашвили. Эта концепция до настоящего времени не исследована. В ней разработаны такие аспекты формирования духовности учащихся, как методология и содержание образования в общеобразовательных учебных предметах; воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников; средства, методы и технология воспитания духовности у учащихся, развития сознания и нравственного поведения, самостоятельности, активности, творчества; преемственность и взаимосвязь образовательной деятельности школы, семьи, социальной среды в решении рассматриваемой проблемы; влияние духовности личности учителя на формирование духовности учащихся. Концепция Ш.А.Амонашвили открывает возможности облагораживания души и сердца ребенка, нацеливает на воспитание учащихся самой жизнью. Она рекомендована в 1992 году Министерством образования России для внедрения в практику (См.: Вестник образования. - М., 1992, №3).

Проведенный нами анализ литературы дает основание заключить, что в отечественной педагогической науке рассматриваемая проблема не нашла должного освещения. В то же время педагоги-практики испытывают острую потребность в научно обоснованных разработках, способствующих развитию у учащихся духовной культуры, восхождению к истокам духовности, облагораживанию личности, ее сердца и души всем лучшим, возвышенным, душевным, подлинно человеческим.

Противоречия социального, психологического и педагогического характера, недостаточное освещение в литературе идей, концепций, теорий формирования духовности личности учащихся, ее теоретическая и практическая значимость свидетельствуют об актуальности нашей диссертационной работы на тему: «Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили».

Проблема исследования состоит в выявлении и характеристике основных аспектов формирования духовности у школьников, разработанных Ш.А.Амонашвили в 90-е годы XX - начале XXI столетия.

Целью исследования является научный анализ содержания воспитания духовности как личностного качества, содержащегося в авторской концепции Ш.А.Амонашвили.

Объект исследования: теория и практика педагогического процесса в России в 90-е годы XX - начале XXI вв.

Предмет исследования: гуманно-личностная концепция формирования духовности, разработанная Ш.А.Амонашвили в 90-е годы XX - начале XXI столетия.

В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи диссертационной работы;

Проанализировать и охарактеризовать теоретико-методологические основы созданной Ш.А.Амонашвили концепции формирования духовности личности.

Раскрыть процесс формирования духовности школьников в концепции Ш.А.Амонашвили (содержание, формы, средства, методы, технологию воспитания).

Выявить ведущие черты духовной культуры учителя как фактора воспитания духовности личности учащихся.

Показать с позиций историзма актуальность и прогностическую направленность исследуемой концепции.

Методологической основой исследования явилась совокупность следующих принципиальных положений: допустимость использования многообразия философских, гносеологических концепций, теорий в оценке научных, культурных, материальных и духовных ценностей, в том числе единства материального и духовного, научного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического; объективность в подборе и оценке фактов, явлений; взаимосвязь, взаимодействие гносеологии и фактологии, проблемно-сти и описательности, преобладание проблемы над фактами; гуманистический подход к воспитанию, признающий человека выс- шей ценностью в мире, а его образование и воспитание - общечеловеческой ценностью; изучение педагогических фактов, явлений, идей в их взаимосвязи; связь исторического и логического, объективного и субъективного; трансформирование педагогических ценностей изменениями социально-экономических условий жизни, развитием потребностей общества; недопустимость однозначного и тенденциозного оценивания, подчинения оценок прошлого современным политическим приоритетам.

Использовались культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, идей.

Теоретической основой исследования явились идеи и концепции, раскрывающие: - сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, А.В.Беляев, А.Ю.Бслогуров, Л.Ю.Гордин, Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, Т.А.Ильина, П.Ф.Каптерев, В.М.Коротов, Я.Корчак, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В.А.Сластении, В.И.Смирнов, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов, Е.А.Ямбург и др.); - проблемы дидактики (Н.В.Барышников, С.Я.Батышев, В.П.Беспалько, З.И.Васильева, М.А.Данилов, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, Г.К.Селевко, Т.И.Шамова и др.); - проблемы теории воспитания (Б.Л.Вульфсон, Б.С.Гершунский, А.Г.Григорьева, Р.Г.Гурова, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Т.И.Конникова, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, К.Б.Семенов, В.Н.Сорока-Росинский, Г.Н.Филонов, А.А.Фролов, М.И.Царев, И.А.Шоров, Н.Е.Щуркова, Г.И.Щукина и др.); историко-педагогический процесс (М.В.Богуславский,

В.П.Борисенков, К.И.Бузаров, А.Ю.Гранкин, В.И.Додонов, А.И.Джуринский, Г.Б.Корнетов, М.Р.Кудаев, В.В.Кумарии, В.В.Макаев, З.А.Малькова, М.Г.Плохова, ВХ.Пряникова, З.И.Равкин, С.Б.Узденова, Ф.А.Фрадкин); - психологические основы обучения и воспитания (Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Лидак, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Д.И.Фельдштейн, П.М.Якобсон).

Методы исследования: теоретический анализ состояния проблемы; изучение первоисточников и документов; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источники исследования: труды Ш.А.Амонашвили; государственные документы СССР и Российской Федерации; произведения отечественных и зарубежных педагогов; материалы периодической печати; словарно-справочная литература.

Этапы исследования: первый этап (1998-2002) - сбор фактического материала, его анализ и систематизация на основе указанных выше теоретико-методологических подходов. На втором этапе (2002-2004) обобщался систематизированный материал, устанавливались наиболее значительные связи исследуемых фактов, явлений, идей, формулировались результаты проведенного исследования, делались теоретические обобщения и выводы. В конце второго этапа завершалось оформление диссертационной работы, осуществлялось внедрение полученных результатов в практику.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной науке проанализированы и охарактеризованы теоретико-методологические основы формирования духовности, раскрытые в гуманно-личностной концепции воспитания Ш.А.Амонашвили. Выявлено, что духовность в его концепции - это объективно существующая реальность, представляющая собой нематериальную сущность. Это фундаментальное свойство человека, высшая ценность, включающая общечеловеческое и национальное, в том числе принадлежащее религиозной культуре. Педагогом раскрыты основные оставляющие духовности личности. Процесс формирования духовности школьников в его концепции - это питание души и сердца ребенка всеми наиболее значимыми, возвышенными плодами человеческой культуры, это облагораживание сердца, осуществляемое во всей жизнедея- телыюсти воспитанника. Действенными источниками и средствами формирования духовности у учащихся выступают изучение духовно-ориентированных учебных курсов, непрерывное обновление жизни детей в окружающей среде, их созидательно-творческая деятельность, самообразование и самовоспитание. Этот процесс включает образовательные технологии: обучение на содержательно-оценочной основе, создание эмоционального настроя, организацию впечатлений, опору на жизненный опыт учащихся, медитацию, похвалу и др. Необходимым условием формирования духовности у школьников рассматривается духовная культура учителя, включающая, в частности, его стремление к Добру, Истине, Красоте, осознание своей Миссии: способствовать духовному восхождению человечества.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявлены особенности формирования духовности у учащихся в концепции Ш.А.Амонашвили: привнесение в сознание, наряду с общечеловеческими и национальными ценностями, образованием и культурой, ценностей, не являющихся материальными по своей природе, в том числе принадлежащих религиозной культуре; организация восприятия духовного содержания традиционной культуры; направленность образовательного процесса на постижение детьми окружающего мира не только разумом, но и сердцем; - организация разносторонней жизнедеятельности учащихся, позво ляющей им позитивно относиться к жизни, творить добро, активно бороться со злом, проявлять духовность, добрую волю.

Выявленные особенности характеризуют вклад Ш.А.Амонашвили в науку и способствуют более полному и глубокому осмыслению сущности образовательного процесса в современной школе РФ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в современной школе в целях модернизации образования. Фактический материал и выводы могут быть включены в учебники и учебные пособия по педагогике для студентов педагогических учебных заведений, использоваться для повышения квалификации учителей, работников сферы образования, а также для родителей.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием первоисточников, соответствием методов исследования цели и задачам диссертационной работы, апробацией результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты анализа и обобщения теоретико-методологических основ формирования духовности личности в концепции Ш.А.Амонашвили: духовность - совокупность общечеловеческих ценностей, идеалов, убеждений, в том числе не связанных с материальным миром, принадлежащих к религиозной культуре; духовность личности - внутренняя природа человека, характеризующая его интеллектуальность и нравственность; она проявляется в его гуманности, душевности, в религиозной Вере, в устремлении к возвышенному, вечному.

2. Выявленные и систематизированные нами основные составляющие духовности личности школьников в концепции Ш.А.Амонашвили: устремленность к будущему, к новой жизни, прогрессу, позитивное отношение к жизни;

Вера как путь к Высшему, как опора души ребенка, его нравственности («Вера есть человек и это есть Бог»); сила воли, благородство чувств, добрые человеческие отношения.

3. Обобщение опыта педагога в использовании раскрытых им средств и форм воспитания духовности: - обеспечение полноценной жизнедеятельности детей в соответствии с их возрастом; - изучение школьниками духовно-ориентирующих образовательных курсов; непрерывное обновление жизни детей в окружающей среде; проведение уроков, облагораживающих душу и сердце учеников.

Обобщение опыта применения ученым образовательных технологий в целях формирования духовности учащихся: эмоциональность преподавания; создание ситуации радостного ожидания; направленность оценки учителя на облагораживание Души и Сердца учеников; вселение уверенности в успехе; опора на жизненный опыт ученика; развитие умения удивляться как стремления к познанию Божьей Мудрости и выработке Веры; организация впечатления, создание ситуации успеха; медитация; поощрение, недопустимость принуждения.

Анализ и характеристика выводов Ш.А.Амонашвили о духовной культуре учителя как источнике и необходимом условии формирования духовности учащихся (личные духовные качества учителя; глубокое осознание миссии учителя - способствовать духовному восхождению человечества; духовность - основа профессионализма учителя; педагогическое творчество).

Апробация и внедрение в практику. Результаты исследования обсуждались в 2002-2004 гг. на заседаниях кафедры педагогики ГТГЛУ, на ежегодных заседаниях научно-педагогической секции Пятигорского городского клуба молодых ученых в 2001-2003 гг.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо-Осетинского государственного университета (1999-2003), кафедры социальной психологии Ставропольского открытого социального института (1999-2002), кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (2000-2002), межвузовской проблемной научно-исследовательской лаборатории «Профадаптации» Армавирского государственного педагогического института (2002-2003), на ежегодных заседаниях коллегии управления образования г. Пятигорска (1998-2003).

Основные составляющие духовности личности школьников

В педагогической концепции Ш.А.Амонашвили душа человека рассматривается как реальная субстанция. Человек не может существовать без духовной жизни. Душа человека устремлена к вечному восхождению и совершенствованию. Жизнь на Земле есть отрезок пути восхождения человека в Вечный Мир. Каждый человек в то же время есть путь в жизни для другого. «Духовная жизнь, - утверждает педагог, - есть высший план бытия, она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни определяет его расцвет и прогресс. Источник духовной жизни человек несет в себе от рождения, как главное качество духа» (Амо-нашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. -С.42).

Ш.А.Амонашвили определяет дух как бессмертную сущность человека. Раскрывая это понятие, он утверждает: «Душа в материальном мире приобретает удивительный инструмент - тело для деятельности, утверждений и свершений. Тело, которое создавалось природою в течение многих миллионов лет, есть совершенный инструмент для деятельности Духа в условиях нашей материальной планеты... Люди рождаются вовсе неслучайно, а друг для друга. Мы - путь друг для друга, ибо плоды моей миссии предназначены вам, а моя миссия для своего утверждения надеется на плоды ваших миссий» (Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2003. - С.32-33).

Духовность в педагогической концепции Ш.А.Амонашвили мыслится как фундаментальное свойство человека, как высшая человеческая ценность. В то же время ученый рассматривает духовность в связи с культурой. Он не сводит духовность ни к морали, хотя она является источником нравственности, ни к изощренной интеллектуальности, хотя она открывает иные пути познания, ни к религиозности, поскольку духовность указывает путь познания в себе Творца, а религиозность лишь сокращает этот путь. Духовность ученый раскрывает как основу всякого бытия, как сущность вечного и бессмертного, как любовь ко всему прекрасному, как наивысший интеллект. Он утверждает: «Духовность есть наша целенаправленная устремленность к совершенствованию нашего Духа, нашей Сущности... Путь к совершенствованию Духа лежит на Земле - это есть образ жизни каждого из нас среди людей. Главными составными образа жизни являются: чистота наших помыслов, утверждение общего блага, щедрость даров нашего Духа. Сознание расширяется - оно синтезирует в себе Мир Земной и Мир Высший, смысл жизни на Земле и смысл Жизни в Высшем Мире. Такое расширение сознания даст нам понимание эволюции человечества на Земле и во Вселенной, наполнит нас чувством суровости долга за свою жизнь, ибо мы рождены друг для друга» (Амонашвили Ш.А. Почему нам не прожить героями духа. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2003. - С.22-23).

В гуманно-личностной педагогике Ш.А.Амонашвили духовность раскрывается в гносеологическом аспекте: ее ученый рассматривает как четвертое измерение. Он пишет: «Четвертое измерение, мерность духовная, самая Чудная, Прекрасная, Высшая Мерность есть путь расширения сознания, пусть познания сути Божественной Истины... Может быть, отвадиться нам и принять четвертую мерность? Она поможет нам расширить наше сознание, даст чудную искру обновления нашему педагогическому мышлению. Признание четвертой мерности будет достойным поступком учителя - героя Духа. Искра эта внесет в наше сознание принцип, который гласит о том, что Дух есть бессмертная сущность ... Четвертая мерность снимет наши земные трехмерные ограничения вроде: материя, время, пространство, или же - длина, ширина, высота; а в педагогическом мышлении - наследственность, среда, воспитание, или же - школа, семья, ребенок; учитель, родители, ученики и т. п. Четвертая мерность может выражаться по-разному рядом с этими измерениями: материя, время, пространство, Высший Мир (Тонкий Мир, Царство Небесное, Духовный Мирі; длина, ширина, высота, Беспредельность; наследственность, среда воспитания, Миссия (Предназначение, Смысл Жизни. Призвание1); школа, семья, ребенок, Душа; родители, учитель, ученик, Путник Вечности (Вселенной). Четвертая Высшая Мерность есть источник новых познаний» (Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2003. - С.21-22).

Раскрывая духовные и природные субстанции ребенка, Ш.А.Амонашвили подчеркивает единство заключенных в нем духовных и природных сил как проявление союза Неба и Земли, Души и тела, как проявление Космоса в Микрокосмосе. Ученый утверждает, что ребенок в то же время есть неповторимая частица Целого, уникум среди уникумов. Поэтому духовно-нравственная сущность Ребенка устремлена к восхождению, а его природные силы имеют внутренний импульс к проявлению и созреванию. Ребенок устремлен в будущее. Зов Будущего есть суть познания, труда и творчества, сила утверждения Миссии, смысл Жизни. Учитель направляет ребенка на полное развитие его сил и способностей, нацеливает на утверждение его личности (См.: Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - С.20).

Исходные положения воспитания духовности в концепции Ш.А.Амонашвили базируются на следующих допущениях: - Дух есть бессмертная сущность; - Высший Духовный Мир есть реальность; - Духовность есть целеустремленность к совершенствованию нашего Духа, нашей сущности; - Душа каждого человека бессмертна и устремлена к совершенствованию до Богочеловеческого состояния; - земная жизнь есть отрезок пути совершенствования; - главными составными образа жизни являются чистота помыслов, утверждение общего блага; - сознание расширяется - оно синтезирует в себе Мир Земной и Мир Высший, смысл жизни на Земле и в Высшем Мире; - ребенок несет в себе величайшую энергию Духа, которая не поддается измерению. Эта неограниченная энергия Духа питает все его устремления; - Энергия Духа проявляется и утверждается в виде Божественных да « рований (мысль, речь, чувства, воля, устремления, желания, страдания, слу жения, долг, счастье и др.); - Божественная энергия проявляется и через Мудрость Природы, она щедро одаривает человека своими богатствами, дает импульс к развитию, взрослению и свободе (См.: Лмонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. - М,: Изд. Дом Шалвы Лмонашвили, 2003. - С.С.22, 31, 35, 36).

Средства и формы воспитания духовности у учащихся

Воспитание у школьников духовности в концепции Ш.А.Амонашвили -это органическая часть целостного образовательного процесса. Процесс формирования духовности он раскрывает как «питание души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими плодами человеческой культуры и цивилизации». Такими плодами он называет: образы любви, красоты, доброты, созидания, творчества, благоразумия, нравственности; знания, озаренные сердцем и духом; стремления к благу с помощью знаний; знания в виде высших законов природы, Вселенной; высшие творения искусств; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы целенаправленной деятельности; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой (См.: Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - С.22).

Названные и другие плоды цивилизации выступают источниками и средствами целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю ребенка. Однако ребенок принимает, присваивает их через уже облагороженное сердце - этот «дом духа», поскольку он приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человек, но нельзя изменить ее. Вот почему педагог утверждает: «Ум, постигая знания через сердце и духовность, достигает того уровня просветления, к которому он и был готов. Ум, принявший знания непосредственно, минуя пути сердца и духовности и тем более имея под собою огрубленное, ожесточенное, озлобленное сердце и душу, способен направить человека на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против пошлого, настоящего и будущего, против самого себя... Знания действительно есть сила, но добрая или злая - это будет зависеть от качества сердца и духовности человека» (Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.-С.22).

Формирование духовности как органическая часть образовательного процесса, по Ш.А.Амонашвили, охватывает ребенка полностью, со всей его природой, включает внутреннюю преемственность его созидательно-духовных сил и творящую мощь человека-учителя. Целостность ребенка проявляется и утверждается в жизни и самой жизнью. Ребенок видит жизненный смысл школы, ученья только в том образовательном процессе, который предоставляет ему стремительную жизнь. Исходя из сказанного, педагог утверждает необходимость организации процесса образования личности и формирования его духовности как организацию разносторонней жизнедея тельности учащихся.

Считаем важным подчеркнуть, что ведущим целевым ориентиром формирования духовности личности учащихся в гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили является мысль о том, что школа не только место подготовки подрастающего поколения к жизни, но и сама реальная жизнь. Школа призвана обеспечивать полноценное проживание ребенком каждого из возрастных этапов его развития, наполнять эту жизнь разносторонней содержательной деятельностью в соответствии с его возможностями и интересами. Чем интереснее и содержательнее жизнедеятельность школьников, тем успешнее они развиваются и готовятся к жизни. Эта мысль находила отражение в трудах таких классиков педагогики, как Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Дж.Дьюи и др.

В начале 60-х годов Ш.А.Амонашвили вместе с коллегами предпринял успешные экспериментальные поиски путей обновления школы. Исходным положением этих поисков было построение образовательного процесса на идеях общего развития, раскрытие в обучении и воспитании самобытной детской природы, облагораживание души и сердца ребенка. Основным средством перестройки образовательного процесса использовалась разносторонняя деятельность и общение учащихся и воспитание их с позиции соучастников этого процесса. Присвоение знаний, облагораживание личности, формирование ее духовности осуществлялось через сердце и душу. Образование рассматривалось как процесс питания души и сердца всем лучшим, возвышающим человека, одухотворяющим его плодами общечеловеческой культуры. Педагог пришел к выводу: «Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьезностью думать о своем будущем» (Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - Киев: Освита, 1991. - С. 101). Развивая данную мысль, Ш.А.Амоиашвили показывает, что полноценная жизнедеятельность школьников становится необходимым условием развития, воспитания, социализации личности, формирования ее духовности. Он пишет: «Гуманно-личностная педагогика принимает классическую формулу, гласящую, что ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет... Надо открыть ребенку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для ее улучшения, выбрать в ней самый верный путь... Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ребенок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность. Понятие Школа Жизни, выносимое в качестве названия школы гуманно-личностной направленности, вбирает в себя именно это содержание» (См.: Амонашви-ли Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - С. 12).

Учебно-воспитательное заведение, построенное на принципах гуманно-личностной педагогики, Ш.А.Амоиашвили не случайно называет «Школой Жизни»: в этой школе образовательный процесс мыслится как развитие и воспитание в ребенке жизни с помощью самой жизни, т. е. путем организации содержательной, духовно богатой разносторонней деятельности учащихся в соответствии с их возрастом, интересами, потребностями при их активном сотрудничестве со взрослыми.

Технологические приемы воспитания духовности у школьников

В трудах Ш.А.Амонашвили исследуется технология формирования духовности личности школьников. Ее ученый раскрывает как совокупность психолого-педагогических установок, последовательно выполняемых приемов, действий, взаимодействия учителя и учащихся, которые обеспечивают наиболее эффективный результат в воспитании духовности. Педагогическую технологию он строит на идее управляемости образовательным процессом.

Большое внимание педагог уделяет такому технологическому приему воспитания у учащихся духовности, как создание в образовательном процессе и всей жизнедеятельности эмоционального настроя. Он показывает, что чувства отражают качественные особенности внутреннего, духовного мира человека, его эмоциональные отношения к окружающей действительности, связанные с потребностями и мотивами. Эмоциональность образовательного процесса выступает действенным средством активизации познавательной и духовно-нравственной деятельности. Педагог с полным основанием утверждает, что «духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву» (Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М.: Просвещение, 1986. - С.113). Само учение для ребенка должно быть приятным и радостным. Он должен испытывать глубокое удовлетворение от каждого урока, от пребывания в школе, потому что в школе, особенно на уроке, продолжается жизнь ребенка. Учителю важно помнить, что «ребенок не может оставить свою жизнь, свои впечатления, свои переживания где-то далеко за порогом школы и приходить с чистым, стерилизованным стремлением учиться» (Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. -С136).

Отвечая на вопросы учителей: «Сколько часов подряд можно провести на эмоциональном подъеме?», «А если учитель устал?», Шалва Александрович разъясняет: «Каждый урок не может быть на подъеме, учитель должен беречь силы. Если меньше эмоций, это не значит, что урок стал хуже» (Амонашвили Ш.А. Психологические основы сотрудничества. - Киев: Освита, 1991.-С.39).

Создавать эмоциональный настрой школьников в целях приобщения их к духовной культуре, к возвышенному и благородному педагог рекомендует путем включения в образовательный процесс элементов игры. Это позволяет отвлекать детей от напряжения, трудностей, неуспехов и мобилизовывать их внимание на достижение поставленных задач, вселять уверенность в их силы. В процессе игры ребенку проще быть откровенным с учителем, делиться своими переживаниями.

Одним из источников эмоциональности образовательного процесса Ш.А.Амонашвили рассматривает любовь учителя к детям. Обосновывая эту мысль, он пишет: «Доброта и любовь к детям не позволяет нам грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, кричать на них, не замечать огорчение и не радоваться успехами каждого из них, не приходить к ним на помощь без замедления, проявлять недоверие. Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребенка, чаще улыбается, реже хмурится, он живет настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает профессиональное чутье» (Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет // Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1987. - С.9).

В развитии духовности школьников необходимы эмоциональные стимулы. Шалва Александрович к ним относит проникнутые ведущей идеей потребности в поведении, соответствующие общественным интересам. Такие потребности становятся своего рода эмоциональным зарядом. Опираясь на эмоциональные стимулы, учитель вызывает у учащихся повышенную реакцию переживаний, тем самым возбуждает у них стремление вдохновиться и активизировать свою деятельность. В этой связи педагог пишет: если хочешь вызвать у ученика подъем внутренних, душевных сил, активизировать его жизнедеятельность, упорядочить мысли, вселить радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы «искорки их мыслей образовывали царство мысли, давали им возможность почувствовать себя в нем властелином» (Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М: Просвещение, 1986. - С.31).

Эмоциональный настрой учащихся на уроке, по Ш.А.Амонашвили, может осуществляться путем создания ситуации радостного ожидания, проявления учителем чуткости и отзывчивости, доброты, гуманного разрешения конфликтных ситуаций, применения образной речи, элементов юмора, чарующей улыбки. Педагог особое внимание обращает на то, что доброта к детям должна быть не только внутренне переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом педагогической деятельности. Он исходит из того, что радость есть высшее проявление эмоции удовольствия. Радость вдохновляет на труд и творчество, рождает добро, красоту, любовь. Педагог писал: «Красоту рождает сердце, полное любви... Именно сердце делает руки золотыми, чтобы через них смогло оно вынести наружу свои сокровища и дарить их людям... Радость всегда есть мудрость сердца» (Амонашвили Ш.А. Амон-Ра. Легенда о Камне. - М.: Беловодье, 2001. - С.238). В качестве технологического приема создания эмоционального фона в образовательном процессе Шалва Александрович предлагает предоставление возможности детям высказываться об уроке, вносить свои предложения по совершенствованию учебной работы. В «Советах учителю Школы Жизни» он предлагает: - проявляйте живой интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему сорадость, сочувствие; - любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними; - знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания по содержанию урока; - приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, приема; - провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше убеждение, и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не позволили вам углубиться в своем заблуждении; - предлагайте детям содержание целых историй с вопросами, как бы поступили они на месте героев; - замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха; - проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям; - проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача; - огнем сердца старайтесь вызвать к жизни лучшие чувства ребенка (См.: Амонашвили Ш.А. Школа Жизни.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.-С.60-66).

Духовная культура учителя как фактор формирования духовности личности учащихся

В гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили учитель есть Дух, творящий, излучающий и дарящий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания, а ученик есть Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания (См.: Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам героями духа. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2003, - С.50-51).

Раскрывая это определение, педагог акцентирует внимание на том, что учитель призван помочь ребенку в проявлении своей сути через питание его духовной оси образами, поскольку не исключена возможность, что образ, существующий в ребенке, может проявиться не иначе, как через заселение его духовного мира добрыми, прекрасными, возвышенными образами: образами добра, любви, радости и страдания, героизма, познания и др. Образованным становится тот, кто наиболее полно проявляет свой образ или стремится к его проявлению, независимо от того, владеет он нормативными знаниями. Педагог полагает, что формальная «образованность» человека не есть показатель его образованности по существу. Образованность, по Ш.А.Амонашвили, есть непрерывное, вечное наполнение ученика Светом, растворение земных знаний в Душе и Сердце, постижение в себе своей бессмертной сущности и смысла Жизни. Образованность в то же время - источник Благородства - мечты человечества и мечты каждого из родителей. Благородство ученый характеризует как состояние Духа, которое пребывает в веках, а Благородным человеком называет того, кто утверждает в роду своем Благо. Благородство воспитывается благородством. На наш взгляд, истинная мудрость заключена в следующих словах Шалвы Александровича: «...Вообразите: город, село, где среди жителей (пусть пока не каждый второй, не каждый третий) каждый десятый есть Благородный Человек. Как жилось бы людям в этом городе, в этом селении?» (Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам героями духа. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2003. C.59).

Шалва Александрович убедительно показывает, что общественную значимость, общечеловеческую ценность имеют только те знания, которые «укрощены Духом и Культурой», т.е. направлены в будущее. Только такие знания делают цивилизацию духовной и культурной. Ученики находят духовную близость только с такими учителями, которые одухотворяют знания. Педагог пишет: «Мы обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада. Новым человеком нас сделают убежденность, высокая гражданственность, преданность общему делу, глубокое осознание нашего исключительного долга перед народом, государством, перед детьми, перед будущим человечества. Каждый из нас - творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куется счастье наших воспитанников» (Амонашвили Ш.А. Нам должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке // Учительская газета, 1987, I января).

Одним из основных источников и необходимым условием формирования духовности учащихся в концепции Ш.А.Амонашвили рассматривается духовная культура учителя. Она раскрывается им как система ценностных социально-педагогических ориентации, позволяющих учителю формировать личность своих питомцев в соответствии с их духовно-нравственными потребностями и интересами и социальным заказом общества, государства, с учетом того, что духовность есть проявление возвышенного, вечного, передающего из поколения в поколение представление о назначении человека, его веры в абсолютное добро, «Веры в Божественную Сущность и бессмертие души человека, в ее устремленность к вечному совершенствованию, веры в то, что земная жизнь человека есть отрезок пути испытаний и восхождения. Отсюда понимание и принятие ребенка как явления в нашей земной жизни, как носителя своей жизненной Миссии, носителя величайшей энергии Духа» (Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.-С.20).

Духовная культура учителя, по Ш.А.Амонашвили, включает прежде всего понимание им педагогического идеала как ведущего компонента профессиональной компетенции. Это, в свою очередь, требует от учителя общекультурной, научно-философской и социальной компетентности, глобальной способности рационально мыслить, разумно действовать, владеть современными педагогическими технологиями.

Особенностью духовности учителя Ш.А.Амонашвили считает душевность как психическое состояние, характеризующееся добротой, отзывчивостью, искренностью, сердечностью. Он неоднократно подчеркивает, что учитель должен быть человеком доброй души и любить детей такими, какие они есть: «Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. И еще надо, чтобы нашу доброту души мы делили поровну между своими воспитанниками, однако, в тех формах, которые будут необходимы в каждом конкретном случае. Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренне переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом нашей педагогической деятельности, общения с ребенком или со всем классом. Доброта и любовь к детям не позволяют нам грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, кричать и пугать их, проявлять недоверие, обязывает замечать огорчения и радоваться успехам каждого из них, приходить на помощь без промедления. Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребенка, чаще улыбается, реже хмурится, он живет настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает свое профессиональное мастерство» (Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - Киев: Освита, 1991. - C.I01).

Формирование духовности личности несовместимо с принуждением, насилием. По глубокому убеждению педагога, «духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву» (Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. C.134).

Вместе с тем воспитатель должен верить в возможности каждого ребенка. Отклонения в его духовном развитии следует рассматривать как результат непедагогического подхода к нему. «Воспринимать неуспехи школьника как его неспособность и реагировать на них раздраженно или пусть даже сдержанно, но без ориентировки на перспективу развития ребенка, - писал Ш.А.Амонашвили, - недопустимо. Вера педагога в потенциальные возможности и способности каждого своего питомца приобретает настоящий смысл только тогда, когда он убежден в преобразующей силе воспитания и обучения, своего педагогического труда» (Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? -М.: Просвещение, 1986. - С.113).

Похожие диссертации на Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили