Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы воспитания ценностного сознания младших школьников
1.1. Аксиологические основания поликультурного образования 15
1.2. Ценностное сознание в структуре личности 38
1.3. Особенности воспитания младших школьников в современных социокультурных условиях 66
Выводы по первой главе 88
Глава II. Проектирование педагогической системы начальной школы по воспитанию ценностного сознания школьника средствами поли культурного образования
2.1. Прогностическая модель воспитания ценностного сознания младших школьников в контексте поликультурности 94
2.2. Технология воспитания ценностного сознания младших школьников средствами фольклора 119
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы 148
Выводы по второй главе 168
Заключение 173
Литература 178
Приложения 200
- Аксиологические основания поликультурного образования
- Ценностное сознание в структуре личности
- Прогностическая модель воспитания ценностного сознания младших школьников в контексте поликультурности
- Технология воспитания ценностного сознания младших школьников средствами фольклора
Введение к работе
Современные социокультурные реалии, процессы глобализации и интеграции выдвигают перед образованием сложные задачи воспитания личности новой формации, мобильного, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, готового к активной жизнедеятельности в условиях многокультурного мира. Указанные тенденции определяют стратегию новой образовательной политики России и стран СНГ, где приоритетная роль отводится воспитанию, выявлению и обоснованию ценностей современного образования, ведущих направлений и инновационных технологий по совершенствованию воспитательных систем, воспитательного процесса.
Востребованность проблематики воспитания, ее актуальность вызваны тем, что исследование особенностей развития постиндустриальной цивилизации выявило существенные деформации в проектировании процесса и результатов воспитания: несформированность социальных, культурных, национальных образовательных ценностей и смыслов, отвечающих реалиям многокультурного общества; разорванность связей между поколениями, отчуждение и противостояние в семье, школе и социуме; нечеткость общественных и педагогических позиций в достижении идеала личности школьника.
Необходимость решения имеющихся проблем потребовала поиска новых подходов к воспитанию личности, что актуализирует разработку инновационных теорий и концепций воспитания.
В современных исследованиях значимы концептуальные положения по гуманизации педагогического процесса А.П. Сманцера, Л.В. Кондрашовой; педагогики свободы и педагогической поддержки процессов самоопределения личности, разработанные О.С. Газманом и реализующиеся в реальной практике В.В. Зайцевым, А.Н. Тубельским и другими исследователями; концепция управления развитием личности в организованных воспитательных системах И.А. Зимней, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, В.Я. Лыковой; теории, основанные
на культурологическом подходе к воспитанию, представленные в работах Е.В. Бондаревской, И.А. Колесниковой, Н.Б. Крыловой, Е.А. Сергеева; этические концепции воспитания А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой; проблема синергетической самоорганизации личности, выдвинутая СВ. Кульневичем, Н.Н. Таланчуком; идеи поликультурного воспитания и поликультурного образовательного пространства, положенные в основу концепций В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка.
В настоящем исследовании проблемы воспитания личности рассматриваются через восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры.
Именно культуросообразность, по мнению ученых (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, А.П. Валицкая, Г.Н. Волков, B.C. Библер и др.), предусматривает поворот всех компонентов образования и культуры к человеку как творцу и субъекту, способному к личностному саморазвитию, обретению ценностей и смыслов жизни. В этом случае мир открывается ученикам благодаря работе их сознания (СВ. Кульневич).
В философских и педагогических исследованиях ценностный аспект сознания не рассматривался самостоятельно, а приравнивался или включался в понятие нравственного сознания как ценностной формы общественного и индивидуального сознания (СФ. Анисимов, Г.И. Акуленко, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин и др.).
В то же время с позиции личностно-ориентированного подхода к ребенку правомерно рассматривать личность как психическую организацию человека, которая позволяет ему интегрировать общественные ценности применительно к его собственной жизни (Э.В. Ильенков, Б.Т. Лихачев, В.В. Столин и др.), носителю внутреннего субъективного мира, выделяющего его из ряда живых существ, благодаря деятельности сознания (А.Г. Асмолов, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, СЛ. Рубинштейн и др.).
С точки зрения педагогической аксиологии именно ценностные сознание, отношение, установки являются ориентиром нравственного поведения и действий человека (З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.). Отдельные аспекты этой проблемы, в плане формирования нравственного сознания, отражены в исследованиях проблем воспитания подростков и юношей (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, А.И. Каиров и др.).
Однако в свете культуросообразности образования вхождение индивида в культуру своего народа начинается практически с момента рождения (А.С. Баронин, М.С. Каган, В.А. Караковский, М. Херсковиц и др.), и поэтому важно определить новообразования и доминанты при переходе от одного возраста к другому, позволяющие выстроить систему педагогического сопровождения этого процесса.
Данные исследований В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, Н.М. Трофимовой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. свидетельствуют о том, ч^о субъектообразующая линия развития младшего школьника, его смысловая ориентировка в собственных действиях и ряд других особенностей дают возможность рассматривать этот возраст как достаточно важный в воспитании разнообразных форм сознания.
Проблема приобретает особую актуальность в условиях поликультурности, где социум диктует насущную потребность в утверждении культурного плюрализма средствами поликультурного образования. Понимание многообразия поликультурного мира предполагает наличие внутренней позиции человека, формирующейся в результате деятельности сознания (B.C. Мухина).
В связи с этим значимым становится поиск путей воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств поликультурного образования и непосредственно фольклора.
Несмотря на имеющиеся исследования фольклора как средства воспитания (Н.М. Бэешу, Г.Н. Волков, В.А. Николаев и др.), коррекционной работы (О.Н.
Грачева, Е.Ю. Шпанко и др.), развития речи и творческих способностей детей (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, А.Е. Шибицкая и др.), до настоящего времени воспитание ценностного сознания младших школьников в условиях поликультурного социума средствами фольклора народов, проживающих длительное время на одной территории, не было предметом теоретической рефлексии ученых.
Наблюдение функционирования поликультурной школы и анализ трудностей, которые испытывают учителя в практической деятельности, выявили противоречия между: национальным самосознанием, стремлением населения к этнической сплоченности, межэтнической интеграции и низким уровнем включенности подрастающего поколения в этническую культуру своего и других народов; формирующимся этническим самосознанием младшего школьника как глобальной ценностной ориентации и реальной жизнедеятельностью в условиях поликультурной среды; значимостью развития общечеловеческих ценностных ориентации у младших школьников и неразработанностью педагогической системы и механизмов перевода нравственных ценностей, принятых народами поликультурного общества, на внутренние, личностные ориентиры ребенка; применением методик воспитания, созданных в рамках определенного мононационально-культурного менталитета, и их малой эффективностью в полиэтнической макросреде; научным осмыслением возможностей полинационального фольклора и его включением в систему воспитания ценностного сознания младших школьников.
С учетом данных противоречий была сформулирована проблема настоящего исследования: каковы значение, возможные пути и средства воспитания ценностного сознания школьников в контексте поликультурности.
Цель исследования: разработка и научное обоснование целостной системы воспитания ценностного сознания младших школьников средствами поликультурного образования.
Объект исследования: воспитание младших школьников в поликультурном образовательном пространстве.
Предмет исследования: процесс воспитания ценностного сознания младших школьников средствами поликультурного образования.
Задачи исследования:
Осуществить анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам взаимосвязи образования и культуры в поликультурном образовательном пространстве и вычленить ценностные основания поликультурного образования; уточнить и разработать научное обоснование сущности понятий «поликультурность», «ценностное сознание», «полинациональный фольклор».
Исследовать особенности развития младших школьников, определяющие их предрасположенность к воспитанию ценностного сознания.
Выявить педагогические условия воспитания ценностного сознания младших школьников.
Разработать прогностическую модель воспитания ценностного сознания младших школьников в контексте поликультурности.
Спроектировать целостную технологию воспитания ценностного сознания младших школьников средствами полинационального фольклора.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс воспитания ценностного сознания младших школьников средствами поликультурного образования будет эффективным, если:
он будет определен как значимая и приоритетная задача школы, семьи и воспитательного пространства, и при этом профессиональная готовность и педагогическая культура учителя будут включать знание основ поликультурного образования и умение его адаптировать к воспитанию ценностного сознания младших школьников;
будут выделены ценности поликультурного образования, отражающие национальную и мировую культуру, а также субкультуру личности, жизнедеятельность которой происходит в поликультурном пространстве;
данный процесс будет осуществляться с учетом уровня развития познавательной сферы и имеющихся новообразований личности младшего школьника;
прогностическая модель и технология воспитания будут отражать цели, задачи, принципы и ценности поликультурного образования, содержание и критерии сформированности ценностного сознания младших школьников и опираться на индивидуально-личностные и субъект-субъектные ориентации воспитания.
Теоретико-методологической основой исследования являются: философские концепции о взаимосвязи нравственного сознания, чувств и процессов формирования опыта поведения под влиянием окружающей социокультурной среды и воспитания (О.С. Богданова, А.В. Запорожец, А.И. Дулов, А.Д. Кошелева, В.И. Петрова и др.); концепция взаимосвязи образования и культуры (СИ. Гессен, В.В. Краевский, В.Н. Руденко и др.); теории поликультурного образования и поликультурного образовательного пространства (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г. Д. Дмитриев, И.В. Колоколова, З.А. Малькова, Л.М. Сухорукова, Л.Л. Супрунова и др.); аксиологический (И.Б. Котова, И.Б. Левицкая, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.) и этнопедагогический (А.Н. Афанасьев, Г.Н. Волков, М.Н. Кузьмин, Н.М. Лебедева и др.) подходы к воспитанию ценностного сознания школьника; личностно-ориентированный, креативный и деятельностный подходы к образованию (Е.В. Бондаревская, И.П. Иванов, В.Я. Лыкова, Н.К. Сергеев и др.).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической и этнопедагогической литературы; наблюдение работы педагога с детьми и анализ этико-этнических аспектов его деятельности; методы моделирования и проектирования; психолого-
педагогический эксперимент; анкетирование и интервьюирование; беседы, социометрия, рисуночные тесты, а также методы статистической обработки результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования были
общеобразовательные учреждения с обучением: на русском (Тираспольские средние школы № 7, № 9, Ближнехуторская средняя школа), на украинском (Рыбницкая украинская средняя школа № 1), на молдавском (Буторская средняя школа № 2) языках. В эксперименте участвовали 300 учащихся младшего школьного возраста.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2005 гг.
На первом этапе (1998-1999 гг.) осуществлялись подготовка теоретической и эмпирической базы исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы; разработка прогностической модели построения педагогического процесса; изучение массового педагогического опыта.
На втором этапе (1999-2003 гг.) был проведен полный цикл опытно-экспериментальной работы на уровне начального образования (с 1 по 4 класс) в соответствии с разработанной моделью и спроектированной целостной технологией воспитания ценностного сознания младших школьников средствами полинационального фольклора.
На третьем этапе (2003-2005 гг.) была проведена обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, их теоретическая интерпретация, формулировались выводы, рекомендации, проводилось оформление диссертации и приложений.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Обоснована и апробирована этапность воспитания ценностного сознания младших школьников средствами полинационального фольклора, а также его роль
в интериоризации рациональных норм и правил нравственного поведения, переводе их в ценностно-смысловой личностный план учащегося.
Разработаны прогностическая модель и целостная технология воспитания
ценностного сознания младших школьников в контексте поликультурности.
Определены критерии, показатели и уровни сформированности
ценностного сознания младших школьников.
Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия воспитания ценностного сознания младших школьников средствами полинационального фольклора.
Определена сущность понятия «полинациональный фольклор», его социально-педагогические функции в поликультурном образовательном пространстве.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проблема воспитания ценностного сознания младших школьников рассматривается в условиях поликультурности и путем реализации потенциала средств поликультурного образования; уточнены понятия «поликультурность», «ценностное сознание» в контексте взаимосвязи образования и культуры, а также ценностных оснований поликультурного образования. В диссертации выделены психические новообразования развития, определяющие предрасположенность младших школьников к воспитанию ценностного сознания, теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена система воспитания ценностного сознания младших школьников средствами полинационального фольклора.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом воспитания ценностного сознания младших школьников. Разработанные модель и целостная технология позволяют использовать полинациональный фольклор как эффективное средство воспитания ценностного
сознания школьников в условиях поликультурной среды. Научно обоснованная (по содержанию и структуре) авторская программа «Я среди Вас и вместе с Вами» и разработанные методические рекомендации могут служить основой построения педагогического процесса в начальной школе по воспитанию ценностного сознания учащихся. Результаты исследования могут быть использованы при многоуровневой подготовке специалистов системы начального образования, в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей, а также при проведении работы с родителями младших школьников.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных целям, предмету и задачам исследования; разнообразием экспериментальных методик; выравниванием условий развивающей среды и корректировкой воздействия стихийных факторов; сравнительным анализом результатов констатирующего и контрольного экспериментов; целостным подходом к решению проблемы; опорой на понятийно-терминологический аппарат; использованием современных научных концепций и длительным педагогическим экспериментом с личным участием автора; включением:, в эксперимент городских и сельских организаций образования с русским, молдавским, украинским языком обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения опытно-экспериментальной работы, а также выводов и рекомендаций по результатам работы. Основные положения исследования обсуждались на кафедрах педагогики высшей школы и современных образовательных технологий, педагогики и методики начального образования, на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (2000-2005 гг.); докладывались на международных научно-практических конференциях:
- «Славянский педагогический Собор» (г. Тирасполь, 2002);
- «Белорусская начальная школа: проблемы и перспективы развития» (г. Мозырь, 2003);
«Проблемы и перспективы непрерывного образования в славянском образовательном пространстве» (г. Тирасполь, 2003);
«Проблемы и перспективы культурологической концепции личностно-ориентированного образования» (г. Кривой Рог, 2003);
- «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве» (г.
Кривой Рог, 2004);
«Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (г. Ростов-на-Дону, 2004);
«Проблема личности в современной науке: результаты и перспективы исследований» (г. Одесса, 2005) и других.
Результаты исследования использовались автором при чтении лекций по
педагогике и в спецкурсах для студентов факультета педагогики и психологии
Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, слушателей
Государственного института повышения квалификации. *
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ценности поликультурного образования определяются тенденциями развития современной цивилизации, особенностями взаимосвязи образования и культуры, нормами культуросообразного поведения, способами культурной идентификации личности и представлены как общечеловеческие абсолютные, личностные, гражданские и семейные. К ценностным основаниям поликультурного образования, относятся:
поликультурность не только как полиэтничность, диалог культур и субкультур, но и вся система ценностей, через освоение которых человек приобщается к поликультурной картине мира;
ценностное сознание в виде формы отражения объективной действительности как мира ценностей, которая осуществляется на основе единства психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия, и позволяет ему определить пространство своей жизнедеятельности путем выбора и принятия этих ценностей;
полинациональный фольклор как феномен духовной культуры народов, развивающейся в условиях территориальной историко-культурной общности и выражающейся в совокупности народных традиций, взглядов, обычаев, верований, искусств, родственной близости, типологии фольклора, общности многих сюжетов, мотивов, персонажей, нравственных ценностей.
2. Воспитание ценностного сознания младших школьников эффективно при
следующих условиях: определении структуры, критериев и показателей
ценностного сознания; специальном подборе комплекса источников и средств
народной педагогики с учетом регионального компонента территории;
обогащении сознания ученика знаниями о нравственных общечеловеческих
ценностях в процессе приобщения к культурам разных народов средствами
полинационального фольклора; учете основ ценностного взаимодействия в
системах «учитель — ученик», «ученик - ученик», «учитель — родитель»,
«родитель — ребенок», т.е. субъектно-свободном ценностном отношении к
ребенку, его поддержке и сопровождении; формировании поликультурной
фольклорной среды и классного коллектива как наиболее благоприятных условий
для развития и жизнедеятельности школьников; формировании уровня
компетентности учителя, предполагающего не только владение методиками и
технологиями воспитания ценностного сознания, но и способствующего
становлению и проявлению субъектности личности младшего школьника.
3. Прогностическая модель воспитания ценностного сознания младших
школьников в контексте поликультурности позволяет отрефлексировать
профессиональную деятельность педагога. Наряду с общепедагогическими, она
строится на принципах поликультурного образования (культуросообразности,
поликультурности, интеграции, диалогизма, аксиологизма, гуманизации и
ценностно-смысловой направленности), характеризуется
многофункциональностью (диагностика, прогноз, развитие, коррекция и интеграция), определяет содержание ценностного сознания, а также включает критериально-уровневую составляющую.
4. Целостная технология воспитания ценностного сознания младших школьников средствами полинационального фольклора представляет собой объединенные самостоятельные взаимосвязанные технологии работы с педагогами, детьми, родителями. По подходу к ребенку и преобладающему методу она личностно-ориентированная, развивающая, диалоговая и проблемно-поисковая. Технология основана на методическом и программном обеспечении работы всех участников педагогического процесса (программа «Я среди Вас и вместе с Вами»).
Структура диссертации представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением. В диссертации имеются таблицы, схемы, графики.
Аксиологические основания поликультурного образования
Образование в современном мире является необходимым условием динамичного развития государств, важнейшим фактором демократизации, гуманизации всех сторон общественной жизни. Академик В.П. Борисенков, принципиально ставя вопрос, подчеркивает, что «будущее человечества зависит от того, осуществится ли гуманистическая переориентация общества»[50].
На всех уровнях осмысления принята как бесспорная позиция, что основой духовного возрождения является культура. Образование, рассматриваемое как культурный процесс, может успешно строиться с учетом неразрывного единства и гармонии культуры и цивилизации. В этой связи актуально утверждение, что через современное образование возможна реализация важных социокультурных функций: способ вхождения человека в мир науки и культуры; социализация человека; развитие национальных традиций, культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке; трансляция культурно оформленных образцов человеческой деятельности и культурных ценностей [49].
Анализируя причины современного кризиса образования, можно согласиться с тем, что он связан с «технократической перегрузкой образования» (Н.Д. Никандров), с «трансляцией знания в отчужденной, безличной форме» (Ю.В. Сенько), с «дефицитом культуры в образовании» (В.П. Зинченко) [186; 226; 120].
В то же время трактовка образования как сферы целенаправленного формирования и развития личности позволяет рассматривать его в теснейшей связи с культурой как «специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей», - замечает Х.-Г. Гадамер [77]. Эта же точка зрения находит теоретическое обоснование в фундаментальных работах Е.В. Бондаревской, утверждающей, что образование это «... часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека» [46]. Однако, надо учесть, что образование это именно «часть культуры», которая в отличие от всех других ее составляющих з малом масштабе воспроизводит культуру в ее целостности и внутренней дифференцированности [106, 272]. Но для того, чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным.
Именно культуросообразность, по мнению ученых (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, Г.Н Волков, П.С. Гуревич, Л.В. Кондрашова, А.П. Сманцер и др.), предусматривает поворот всех компонентов образования и культуры к человеку как творцу и субъекту, способному к личностному саморазвитию, раскрывает основы взаимосвязи образования и культуры, предусматривает освоение культуры как системы ценностей в контексте развития ребенка и становления его как творческой личности - человека культурного [29; 42; 51; 69; 237; 98]. Культуросообразность обусловливает отношения между образованием и культурой как средой, питающей личность. СВ. Кульневич, уточняя функции культуросообразного образования, отмечает, что оно «помогает обрести ценности и смыслы жизни» [153, 44], опирается на субъектность познающего сознания, где «опыт постижения знаний и опыт поведения «выращивается» не по схеме привития и пересадки с одной головы в другую, а по схеме культурного порождения смыслов этого знания» [153, 54].
Достижением политических, социальных, психолого-педагогических наук является обращение образования к личности, ориентировка на ее ценность, самоактуализацию и саморазвитие, формирование ее ценностного сознания и отношения, ценностных ориентации, развитие творческих способностей и дарований с учетом возрастных и индивидуальных возможностей (О.С. Газман, И.А. Зимняя, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Розов, П.Г. Щедровицкий) [79; 119; 209; 217; 274].
Одним из предметов исследования, задачей образования является определение условий, которые могут способствовать личности принимать общезначимые ценности как внутреннюю установку, ориентир ее деятельности и поведения. С нашей точки зрения, это может быть обеспечено через ценностное сознание, отношение, поведение, если образование будет выступать не как транслятор накопленных обществом и культурой ценностей, а реализует свой потенциал в части создания новых ценностей, которые повлияют на ценностные ориентации общества и отдельной личности (Н.Д. Никандров, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин и др.) [186; 226; 235].
Опираясь на принцип исторической и социокультурной изменчивости и взаимосвязи образовательных ценностей, принцип интеграции традиционных и инновационных ценностей, В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова выделяют в иерархии ценностей образования доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствующие. Они указывают, что все группы ценностей взаимосвязаны, способствуют формированию творческой, созидающей деятельности, направленной на создание материальных и духовных ценностей общества и культуры всех субъектов педагогического процесса [235, 113-119].
В данном направлении ученые (Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, В.П. Зинченко, В.А. Ремизов, Н.С. Розов, В.Н. Руденко и др.) отмечают, что система современного образования призвана повышать культурный уровень личности, так как именно культура является универсальным механизмом формирования целостной личности человека. Весьма ценным нам представляется положение о том, что большую роль в гармоничном развитии культуросообразных отношений играет овладение национально-культурными ценностями, осознание гармоничности общечеловеческого, национального, интернационального начал, усвоение культурных достижений других народов (С.А. Арутюнов, А.С. Баронин, Д. Бэнкс и другие) [20; 27; 60].
Ценностное сознание в структуре личности
Для понимания смысла и целей жизни человека необходимо осмыслить основания бытия, способы познавательной деятельности, сущность не только явлений природы, но и общественной жизни.
Логика поступательного развития общества настолько уникальна, что требует перестройки в психологии, в мышлении людей, их сознании, без чего невозможна активизация человеческого фактора. Многое сейчас зависит от того, какие люди (с какими внутренним духовным миром, нравственным обликом) осуществляют преобразования в обществе.
В духовной культуре человечества именно философия закрепила рефлексивное (от греч. reflexio — размышляю, оцениваю) отношение человека к миру, к себе, своему мышлению.
С глубокой древности мыслители искали разгадку феномена сознания. Рассматривая человека как продукт его собственного труда и общественных отношений, в философии сознание определяется как высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности (А.Г. Спиркин).
В широком смысле сознание трактуется как проблема человеческого бытия и способ отражения проблемности общественных процессов. Это отражение не является простым «перемещением», «пересадкой» свойств, качеств, отношений окружающего мира в мозг человека. Актуален факт активного отражения мира, связанного с переработкой, преобразованием внешних впечатлений в процесс практической, преобразующей деятельности. В этом плане важна сущность сознания не просто как психического состояния, а как высшая собственно человеческая форма психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организованно, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается.
Среди философско-гноссеологических концепций сознания, с нашей точки зрения, представляют интерес концепции А.Г. Спиркина и А.В. Иванова.
По А.Г. Спиркину, сознание — это функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Именно в сознании происходит предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, разумное регулирование и самоконтролирование поведения человека [240, 132].
В реально существующем сознании, с точки зрения А.В. Иванова, условно можно выделить несколько секторов, где «поле» сознания включает: телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе знания; логико-понятийные компоненты сознания. В контексте нашего исследования, важно выделение А.В. Ивановым в «поле» сознания его эмоционального компонента, который лишен, непосредственной связи с внешним миром. Это сфера субъектно-психологических (личностных) переживаний. Сюда можно отнести инстинктивно-аффектные состояния (предчувствия, галлюцинации, стрессы); эмоции (гнев, страх, восторг); чувства, отличающиеся большей отчетливостью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, любовь, симпатия, антипатия и т. д.).
В едином «поле» сознания важен ценностно-мотивационный компонент. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности. Регулятором бытия этой сферы сознания выступают красота, правда, справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с духовными целями.
Мы разделяем позицию А.В. Иванова в том, что эмоциональный и ценностно-мотивационный компоненты сознания образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную) составляющую сознания человека. В качестве предмета познания выступает собственное «Я» и другие «Я», продукты их творческой самореализации (в виде фольклора, художественных текстов, произведений живописи и т.д.) [122; 124].
Согласно 3. Фрейду, сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Сознательное (рефлексивное) и бессознательное (арефлексивное), включающее подсознательное и сверхсознание, - это частные проявления «сознания вообще» [266].
Проектирование содержания образования на уровне личностного сознания базируется на представлениях и подходах к анализу его структуры, заложенных в работах отечественных ученых-психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко и др.).
Опираясь на исследования А.Н. Леонтьева, который выделил три основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл, В.П. Зинченко разработал двухслойную (двухуровневую) модель сознания, включив в нее также биодинамическую ткань действия. Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения, действия и чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл.
Биодинамическая ткань - обобщенное наименование для характеристик движения и предметного действия. Это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, т.е. при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.
Чувственная ткань образа — обобщенное наименование для перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. «Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное "поле" и объект его деятельности» (А.Н. Леонтьев) [159, 134].
Значение, которое входит в состав рефлексивного слоя, отражает содержание общественного сознания, тот факт, что сознание развивается внутри некоторого культурного целого, в культуре, в ее значимых содержаниях, где кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия и который индивиду надо простроить (В.П. Зинченко) [211].
Прогностическая модель воспитания ценностного сознания младших школьников в контексте поликультурности
Концептуально важными положениями нашего исследования являются выводы ученых, отмечающих, что современные образовательные системы развиваются в направлении демократии, гуманизации, индивидуализации и регионализации и в них все большая роль отводится объединяющей функции культуры (Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, Н.В. Бордовская, В.И. Слободчиков и др.). Поиск оптимальных моделей нравственного воспитания личности через призму личностно ориентированной педагогики предусматривает признание ведущей роли ценностного сознания в развитии личности.
В условиях многонациональности и полиэтничности Приднестровья необходимо учитывать особенности сознания ребенка как субъекта поликультурного образования, требующего определенной корректировки к целенаправленного воспитания.
Изучение состояния и направленности педагогического процесса в моно-и полинациональных по составу учащихся организациях образования Приднестровья показало, что в практике нет понимания и, как следствие, не решается вопрос формирования ценностного сознания как основы осмысления взаимоотношений учащихся представителей разного этноса.
Взяв за основу определение поликультурного образования как приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной и мировой культуре и формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, мы проанализировали педагогический процесс в школе в части реализации этого потенциала.
Приднестровье является многонациональным государством с наличием поликультурного социума - новой, разнообразной и сложной культурной среды развития личности.
В условиях многонациональное и полиэтничности в Приднестровье веками создавалась своеобразная, уникальная поликультурная среда, где ассимилировались разные культуры Севера и Юга, Востока и Запада.
Мозаичность культур региона представлена особенностями, отражающими его национальный состав. Так, на территории Приднестровья проживает: молдаван — 39%; русских - 29%; украинцев - 16%; болгар, гагаузов, евреев - 16%. Развивается культура всех народов. Ребенок любой национальности, находясь в поликультурной макросреде, воспринимает ее через народное творчество различной этнической направленности. Например, русской - народный хор русской песни «Родные напевы» (г. Тирасполь), оркестр русских народных инструментов (г. Рыбница), хор «Русские узоры» (г.Дубоссары), ансамбль «Сударушка» (г. Григориополь), народный русский хор «Добрыня» (г. Бендеры) и др.; молдавской - народный коллектив «Дойна Ниструлуй» (г. Григориополь), народный ансамбль народной музыки и танца «Ватра» (г. Тирасполь), ансамбль «Бусуйок молдовенеск» (г. Рыбница), ансамбль «Плугушор» (г. Рыбница), народный оркестр молдавской музыки «Стругураш» (г. Бендеры) и др.; украинской - народный коллектив «Чернобривцы» (г. Дубоссары), ансамбль «Барвинок» (г. Рыбница), народный хор украинской песни «Червона калина» (г. Бендеры), фольклорный коллектив «Рассвет» (г. Слободзея).
В окружении ребенка через разные виды культуры идет пропаганда, популяризация, сохранение и развитие народных традиций и обрядов. Активность учеников всех национальностей проявляется в фестивалях «Фольклорное многоцветье», дни славянской письменности и культуры, международный фестиваль искусств «Мэрцишор», республиканский вечер памяти Т.Г. Шевченко (на украинском языке), республиканский конкурс исполнителей молдавской, украинской, русской песни.
В системе образования обеспечивается свобода выбора языка обучения как важнейшего транслятора культуры, также созданы условия изучения одного из официальных языков как второго.
Выбор языка обучения на всех уровнях образования не всегда определяется в соответствии с национальной принадлежностью учащихся. Например, в Тирасполе национальный состав учащихся представлен: молдаване 4153 человек (20,3%), русские 8630 (42,2%), украинцы 6283 (30,7%), гагаузы 329 (1,6%), болгары 360 (1,8%), евреи 93 (0,4%), другие национальности 581 (2,8%). Обучение же на языках имеют ярко выраженный выбор в сторону русского — 20225 учащихся (99%), молдавский составляет 165 человек (0,8%), украинский соответственно 39 человек (0,2%).
Такая же ситуация наблюдается и в районных центрах и небольших городах, где другое соотношение учащихся по национальности. Типичным в этом плане является город Каменка и Каменский район, где в школах обучается 2210 человек (19,1%) русских, соответственно 3746 (32%) молдаван, 5481 (46,9%) украинцев и 239 (2%) учащихся другой национальности. В то же время обучение на языках представлено на русском языке 10297 (89%), НІ. молдавском 1038 (9%), на украинском 341 (2,9%) (Приложение № 1, с. 201).
Анализ показывает, что имеет место тенденция увеличения обучающихся на русском языке представителей всех национальностей региона. При этом в школе реально сохраняется поликультурное пространство. Ребенок вступает во взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками, неформальными образовательными общественными структурами, являющимися носителями разных культур и противоположными культуре учащегося в том числе.
Технология воспитания ценностного сознания младших школьников средствами фольклора
В контексте современных подходов к воспитанию младших школьников приобретает особое значение использование в этом процессе национально-регионального компонента. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Однако в условиях поликультурного пространства следует найти баланс сохранения культуры всех этносов и использование их общности и единства в целях формирования у учащихся ценностного сознания и отношения ко всем явлениям окружающего социума.
Разрабатывая технологию воспитания ценностного сознания младших школьников, мы учитывали многофакторность воздействия поликультурного пространства (макро, мезо, микро факторы), а также пути, с помощью которых реализуются действия этих факторов. Взяв за основу воспитание, т.е. процесс целенаправленной и социально контролируемой деятельности по созданию условий и определения форм непосредственного воздействия на развитие человека, мы представляем разработанную технологию как относительно самостоятельную. Эффективность ее может быть обеспечена только в системе поликультурного образования, которую мы рассматриваем как реальность и важнейшую составляющую часть образования региона, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию детей в духе уважения инокультурных систем. Предполагаемая технология содержательно и методически связана с культурным многообразием окружающего ребенка мира, выступает составляющей частью целостного процесса взаимодействия с учащимся, чем обеспечивает формирование культуры гуманного межнациональное общения личности.
В соответствии с классификацией технологий (Т.К. Селевко) [222], разработанная нами технология воспитания ценностного сознания младших школьников средствами полинационального фольклора имеет следующие характеристики.
По уровню применения - это общепедагогическая технология, охватывающая целостный воспитательный процесс на ступени начального образования в системе общего образования, функционирующей в поликультурном образовательном пространстве. Она включает совокупность целей, содержания, средств и методов воспитания, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса на принципах гуманизации воспитания (Л.И. Новикова), природосообразнос и, культуросообразности (А.В Мудрик), творческой самодеятельности воспитанников, самоорганизации и развития интересов, поликультурности и доступности, интеграции, диалогизма, личностно-ориентированного и организационно-деятельностного подходов.
По философской основе - гуманистическая, антропософская. Концепция гуманизма выражается в признании ребенка центром школьной педагогической системы, в природосообразности его приобщения к разнообразным полинациональным видам культур и принятым ими нравственным нормам взаимоотношений, в опоре на его личностное осмысление предлагаемых ценностей. Антропософская позиция реализуется в том, что через все подсистемы педагогического процесса строится система личностно-ориентированных человеческих знаний о взаимоотношениях людей.
По основному фактору развития — психогенная, делающая ставку на ценностное сознание как основу внутренней нравственно-волевой мотивации взаимоотношений младших школьников в условиях поликультурного и полиэтнического представительства.
По концепции усвоения — ассоциативно-рефлекторная + развивающая + деятельностная, направленная не только и не столько на запоминание и усвоение норм поведения, нр, главным образом, на их осмысление, принятие через сознание и личностный опыт как приемлемую ценность, определяющую реальное поведение и взаимоотношения человека во всех видах деятельности.
По ориентации на личностные структуры технология направлена на то, чтобы сформировать ценностное сознание младших школьников с опорой на национальную, этническую культуру, в которой проходил онтогенез ребенка, и целенаправленно через его сознание развивать нравственные ценности (качества) и способы культурной идентификации.
По характеру содержания и структуры — обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, поликультурная, диалогичная.
По типу управления социально-воспитательным процессом - классически традиционное обучение и воспитание с включением специальных программ индивидуализации и дифференциации воздействия на сознание ребенка средствами поликультурного фольклора + система «малых групп».
По организационным формам — классно-урочная + коллективные способы деятельности. Коллективные способы деятельности через коллективные творческие дела вне учебного процесса - важный компонент жизнедеятельности младших школьников, так как обеспечивает переход от учебной деятельности к внеурочной и практической деятельности в реальной жизненной ситуации.
По подходу к ребенку - личностно-ориентированная, признающая ценность личности как равноправного субъекта педагогического процесса.