Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ ДРУЖБЫ МЩУ НАРОДАМИ 7
1. Идеи дружбы между народами в идейно-политической концепции русских шестидесятников7
2. Идеи дружбы между народами в идейно-политической концепции грузинских шестидесятников II
3. Общая характеристика мировоззрения Я. Гогебашвили и место идеи дружбы народов в нем17
ГЛАВА П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ ДРУЖБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ 23
1. Цели воспитания нового человека и задачи воспитания в духе дружбы между народами... 23
2. Положение дел в области народного просвещения в Грузии во второй половине XIX в. и политика царизма 27
3. Я.Гогебашвили о системе народного просвещения... 34
ГЛАВА Ш. ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ ДРУЖБЫ МЕВДГ НАРОДАМИ В УЧЕШИКАХ Я.ГОГЕБАШШЛИ 38
1. Идеи дружбы между народами в "Деда эна"... 38
2. Идеи воспитания дружбы между народами в "Бу-небис кари". 55
3. Идеи воспитания дружбы между народами в "Русском слове" 60
ГЛАВА ІУ.
1. Вопросы воспитания дружбы между народами в художественных произведениях Я.Гогебашвили.. 67
2. Сборник рассказов для детей. - 110
3, Вопросы воспитания дружбы между народами в исторических рассказах Я.Гогебашвили 79
ГЛАВА У. Я.ГОГЕБАШНШ СЕГОДНЯ 83
1, Отражение методико-педагогического наследия Я.Гогебашвили в действующих учебниках
начальных школ. 83.
2. Отношение советского народа к наследию
Я.Гогебашвили, 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Введение к работе
Общеизвестно, что в СССР и других странах социалистического лагеря исключительное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения в духе социалистического патриотизма, пролетарского интернационализма, братства между народами» Это и понятно, классики марксизма-ленинизма в своей теоретической и практической деятельности уделяли большое внимание установлению братских отношений между народами как необходимому условию успешной борьбы пролетариата. Бессмертный лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" с особой силой звучит сегодня, когда все прогрессивное человечество, вооруженное ленинским учением о социалистическом интернационализме, под руководством Союза ССР борется за мир на земле и дружбу между народами,
В Конституции СССР особо отмечено, что укрепление дружбы между нациями и народностями многонационального Советского государства, а также сотрудничество и дружба с народами других стран, борьба за сохранение и упрочение мира есть долг каждого гражданина страны Советов.
Дружба между народами - это монолитная сила единения трудящихся, которое питают коммунистические идеалы, общие политические убеждения и основы социалистической экономики, многие выдающиеся деятели нашей страны "... сыграли видную роль в ликвидации национальной вражды, упрочении братской дружбы между народами" (К.У.Черненко). "Братство и дружба народов - непреходящая ценность, которая вдохновляет прогрессивное человечество и всех людей доброй воли" (Э.А.Шевард-надзе).
На ХХУІ съезде КПСС было подчеркнуто, что в нашей многонациональной стране неуклонно растет и крепнет братство между народами, приобретая в условиях развитого социализма новое качество и содержание.
Особое внимание съезд уделил вопросу патриотического и интернационального воспитания молодого поколения. В частности, в материалах съезда отмечалось, что необходимо воспитывать молодежь в духе преданности интернациональному долгу перед трудящимися всего мира, непримиримости к буржуазной идеологии.
"Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", одобренные на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС и первой сессии XI созыва Верховного Совета СССР (апрель, 1984), последующие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о конкретных вопросах школьной реформы являются ленинской программой реорганизации школы, в осуществлении которой значительную роль играет воспитание подрастающего поколения в духе дружбы между народами.
О воспитании молодежи в духе товарищества и дружбы, его значении и роли в формировании личности много и интересно писали известные деятели советской педагогики - Н.К.Крупская (1869-1939), М.И.Калинин (1875-1946), А.С.Макаренко (1888-1939), В.С.Сухомлинский (І9І8-І970) и др.
Различных аспектов воспитания в духе дружбы касались в своих исследованиях акад. ИЛ.Каиров, А.М.Арсеньев, А.И.Пис-кунов, Н.И.Болдырев, Б.Т.Лихачев, Н.В.Савич, Г.И.Щукина, И.С.Мариенко, В.М.Яковлев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев, А.В.Ян ковская, Н.П. Егоров.и др.
Братство и мир между народами - это благороднейший идеал, провозглашаемый прогрессивными мыслителями всех времен. Замечательные сыны Грузии - Шота Руставели, Иоанн Петрици, Сулхан-Саба Орбелиани, Давид Гурамишвили, Соломон Додашвили, Илья Чавчавадзе, Акакий Церетели, Нико Николадзе, Георгий Церетели, Кирилл Лордкипанидзе, Сергей Месхи и др; - считали мир и дружбу между народами первейшим условием прогресса. Девизом всей теоретической и практической деятельности выдающегося грузинского педагога, основоположника грузинской педагогики Якова Семеновича Гогебашвили было воспитание молодого поколения в духе гуманизма и братства между народами.
Предметом настоящего исследования является анализ педагогического учения и вместе с тем школьных учебников Я.Гогебашвили с точки зрения воспитания подрастающего поколения в духе дружбы и братства между народами и выявление того, что и как может быть использовано из наследия выдающегося педагога в советской школе. Поэтому основным источником для нашего исследования послужили теоретическое наследие Я. Гогебашвили и учебники "Деда эна" ("Родная речь"), "Бунебис кари" (Ключ к природе"), "Русское слово", книги для детей "Кона" ("Пучок"), "Акидо" ("Гроздь") и др., а также художественные произведения, созданные Я.Гогебашвили специально для т.н. семейного (внеклассного - Ж.Б.) чтения.
Целью и задачей исследования является: выявление сущности педагогического учения Я.Гогебашвили с позиций марксистско-ленинской педагогики, а также идейно-политических, общепедагогических и методических основ воспитания подрастающего поколения в духе дружбы между народами; обоснование прогрессивно-демократического направления воззрений Я.Гогебашвили, их актуальности в условиях развитого социализма и соответствия требованиям школьной реформы.
В работе предпринята также попытка выяснить, чем обусловлена долговечность учебников Я.Гогебашвили и каковы перспективы их использования в школах республики.
Научная новизна и значимость темы. Педагогическое наследие Я.Гогебашвили всегда вызывало живой интерес исследователей, но интенсивное и основательное изучение его началось лишь после победы Советской власти в Грузии. Именно в советский период была создана богатая литература, касающаяся различных сторон его деятельности (И.Джавахишвили, К.Кекелидзе, А.Шнидзе, Арн.Чикобава, Н.Кецховели, Д.Лордкипанидзе, В.То-пурия, Г.Джибладзе, Г.Тавзишвили, У.Оболадзе, В.Рамишвили, С.Пурцеладзе, Т.Саришвили, КЛачавариани, В.Каджая и др.).
За последние десять лет по отдельным вопросам, касающимся научного и литературного наследия Я.Гогебашвили, был защищен ряд кандидатских диссертаций (З.Какнадзе, С.Абуладзе, М.Талаквадзе, Н.Зоделава, А.Гобронидзе, О.Чичуа, Ш.Глонти), но проблема, поставленная в предлагаемой работе, до настоящего времени не становилась предметом специального исследования; работа призвана в определенной степени восполнить этот пробел. На наш взгляд, она может оказать также определенную помощь в деле дальнейшего совершенствования учебников начальной школы с точки зрения их воспитующего значения.
Практическое значение. Работа окажет помощь учителям средней школы, работникам народного просвещения, молодежным организациям в деле выработки и упрочения в учащейся молодежи чувства интернационализма, дружбы и братства между народами; кроме того, она окажет содействие в деле рационального использования наследия великого педагога в соответствии с современными требованиями.
Методологической основой работы являются марксистско-ленинская философия, в частности, исторический материализм и выработанная на его основе теория и практика коммунистического воспитания. Исходя из этого, работа проникнута теми идеями, которые сформулированы в постановлениях ХХУІ съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС о воспитании учащейся молодежи.
Метод исследования. Для разработки исследуемой темы мы предприняли анализ трудов Я.Гогебапшили с точки зрения интересующей нас проблемы. Вместе с тем, мы использовали сравнительный метод, особенно в той части, где мы выясняли родство идей Я.Гогебашвили с идеями русских революционных демократов и грузинских шестидесятников, а также педагогическим учением К.Ушинского,