Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи 14
1.1. Развитие принципа культуросообразности в науке (историко-педагогический аспект) 14
1.2. Сущность принципа культуросообразности воспитания в современных педагогических исследованиях 41
1.3. Условия функционирования системы образования Республики Мордовии 65
Выводы по главе 1 86
Глава II. Основные направления реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия 90
2.1. Анализ практики реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия 90
2.2. Педагогические условия реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия 132
Выводы по главе II 152
Заключение 155
Список использованной литературы 157
Приложения
- Развитие принципа культуросообразности в науке (историко-педагогический аспект)
- Сущность принципа культуросообразности воспитания в современных педагогических исследованиях
- Анализ практики реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия
- Педагогические условия реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия
Введение к работе
Актуальность исследования. Обновление отечественного образования происходит в условиях девальвации нравственно-культурных ценностей и актуализации проблемы воспитания. Поколению, выросшему без общественного идеала и соответствующего ему мировоззрения, трудно двигаться по пути социального прогресса. Исторический опыт свидетельствует, что новое общественное сознание нельзя изобрести, позаимствовать у другого народа или вернуть из прошлого. Для его формирования необходимы: критическое осмысление действительности; сохранение, восстановление традиций отечественной общественной мысли; учет положительного социокультурного опыта, накопленного в предыдущие годы применительно к культурным традициям народа и потребностям современного развития социума.
Важнейшим институтом формирования нравственно-культурных ценностей является система образования. Именно в ней происходит преобразование всех взаимодействующих в воспитательной системе методов и средств для более успешной реализации основной цели воспитания, соответствующей гуманистическим ориентирам современности. Социальный заказ, обусловленный потребностями общества и личности в контексте гуманистической воспитательной парадигмы содержания образования, должен быть личностно ориентированным и сообразным культуре и этнокультуре.
В результате проведенного анализа научной литературы и педагогического опыта реализации принципа культуросообразности выделены существующие противоречия между:
- современной тенденцией к интеграции культур в едином информационном пространстве поликультурного общества и потребностью личности в сохранении и приумножении духовно-нравственных ценностей отечественной культуры и национальной идентичности отдельных народов;
- признанием принципа культуросообразности воспитания одним из
ведущих в модернизации школьного образования и недостаточной
разработанностью методического инструментария для его реализации в
системе воспитания в целом и воспитательной системе образовательного
учреждения в частности;
- наличием полиэтнического и поликультурного воспитательного
пространства образовательного учреждения и неподготовленностью
педагогов к организации воспитательного процесса с учетом
этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся.
Существует большое количество современных научных исследований по культурологическим аспектам образования, проблемам национального образования, использованию в воспитании средств и методов народной педагогики, решению проблем культурного самоопределения личности, особенностям образования в условиях поликультурной среды, поликультурного образования, реализации принципа народности, формирования общекультурной компетентности, воспитания человека культуры (А.Г. Асмолов, Н.Х. Байчекуева, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Буланкина, П.А. Булкин, Н.Н. Карпенко, Н.Б. Крылова, Н.Ю. Конасова, Р.Л. Лыгдынова, Ю.С. Остроумова, Т.В. Щербова и др.).
Вместе с тем принцип культуросообразности, заявленный педагогической наукой как основополагающий, с теоретической позиции в исследованиях представлен незначительно, не обобщен опыт практической его реализации.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что большая часть исследовательских работ по этой проблеме посвящена принципу культуросообразности образования, реализация которого рассматривается через содержательное изменение предмета -усиление национального или поликультурного компонента. Однако современная система воспитания не может быть удовлетворена только структурными изменениями учебных планов и содержания учебных
предметов, по-прежнему реализующих преимущественно знаниевую парадигму образования. Для достижения целей воспитания необходим качественный переход к парадигме деятельностной, способствующей культурному развитию человека, его культурной и этнокультурной идентификации, обеспечивающей возможность самоутверждения и самоактуализации в культуре, социальной и творческой самореализации в ней. Достижению этих целей способствует построение процесса воспитания на принципе культуросообразности.
Таким образом, необходимость разрешения названных противоречий, актуальность, теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Реализация принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи» (на примере Республики Мордовия).
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, направленных на повышение эффективности реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи.
Объект исследования: система воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия.
Предмет исследования: пути и средства реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что реализация принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи будет эффективна:
если деятельность учителя будет соответствовать современным подходам к принципу культуросообразности воспитания, учитывающим прогрессивные идеи прошлого и настоящего;
если педагог будет учитывать влияние современных социально-педагогических условий в регионе;
- если при организации целостного педагогического процесса используются опыт народной педагогики, ее средства и методы, адекватные современной культуре.
С учетом цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
- изучить подходы исследователей к проблеме принципа
культуросообразности воспитания, учитывая прогрессивные педагогические
идеи прошлого и настоящего;
раскрыть сущность принципа культуросообразности воспитания в современном педагогическом процессе;
рассмотреть специфику региональных условий функционирования системы воспитания Республики Мордовия;
проанализировать практику реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия;
обосновать совокупность педагогических условий реализации принципа культуросообразности воспитания.
Методологической основой исследования являются:
аксиологический, культурологический, системный подход в образовании; принцип историзма в педагогической науке; принцип детерминизма; положения о единстве исторического и логического в педагогическом процессе.
Теоретической базой работы являются исследования, в которых:
- рассмотрены культурологические идеи в философии, педагогике,
психологии (А.Г. Асмолов, Э.А. Баллер, М.М. Бахтин, И.И. Бецкой, B.C.
Библер, Е.В. Бонда-ревская, Ф.И. Буслаев, Л.С. Выготский, О.С. Газман, И.Ф.
Гербарт, СИ. Гессен, Дж. Горер, А.Ф. Дистервег, Г.П. Иванова, А.В.
Иващенко, П.Ф. Каптерев, А. Кардинер, И.С. Кон, М. Мид, B.C. Мухина,
Н.И. Новикова, В.Н. Сорока - Росинский, В.А. Сита-ров, Э.Эриксон и др.);
содержатся основные положения принципа культуросообразности (П.А.Булкин, И.Е. Видт, СИ. Гессен, А.Ф. Дистервег, П.Ф. Каптерев, Н.Б.Крылова, В.Д. Семенов и др.);
представлены идеи о формировании личности в контексте национальной культуры (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, М. Коул, И.Я. Лернер, Ю.М.Лотман, А.Р. Лурия, О.Д. Мукаева, К.Д. Ушинский и др.);
раскрыта сущность психологических механизмов становления личности в культуре (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, А.И. Крупнов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.);
выявлены характеристики социальной, культурной и этнокультурной идентичности (Ю.В. Арутюнян, Б.Е. Винер, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, И.О. Орачева, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Суколов, В.Ю. Хотинец, О.Л. Филина, J.C. Turner, М. Waters и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта учебно-воспитательной работы; опытно-экспериментальная работа; анализ продуктов деятельности учащихся; наблюдение; опрос.
Экспериментальной базой исследования стали школы Мордовии: № 4, 12, 19, 23, 24 города Саранска, муниципальные образовательные учреждения г. Рузаевки, Рузаевского, Чамзинского, Дубенского, Болынеберезниковского, Лямбирского, Инсарского, Теньгушевского районов. В исследовании приняли участие 1 350 учащихся 3 - 11-х классов, 56 учителей г. Саранска, 120 студентов педагогических специальностей Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
Научная новизна заключается в том, что:
выявлены этапы становления и развития принципа культуросообразности как основополагающего в педагогической науке;
определены сущностные характеристики принципа культуросообразности воспитания, отражающие: взаимовлияние культуры и воспитания; значимость особенностей этнических и общенациональных культур в процессе воспитания; необходимость приобщения человека к различным пластам культуры и освоения общечеловеческих ценностей средствами национальной культуры; позицию ученика в воспитательном процессе, обеспечивающую его культурную и этнокультурную идентификацию;
рассмотрена специфика условий функционирования системы воспитания в Республике Мордовия, влияющая на реализацию принципа культуросообразности и отражающая социальный, демографический, организационно-методический, экономический, педагогический аспекты;
обобщен опыт работы общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, позволяющий выделить в их деятельности уровни реализации принципа культуросообразности;
обоснована совокупность педагогических условий реализации принципа культуросообразности воспитания, включающая: а) наличие культуросообразной воспитательной среды; б) готовность педагога к процессу передачи культурного и этнокультурного опыта учащимся; в) активность ученика в овладении культуросообразными знаниями и способами действий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том что проведен историко-ретроспективный анализ взглядов, концепций и теорий ученых, позволяющий рассмотреть сущность принципа культуросообразности на различных этапах развития общества; уточнена сущность принципа культуросообразности в современном воспитательном процессе; определена система детерминант, влияющих на функционирование системы воспитания
в конкретном регионе; выявлена совокупность педагогических условий реализации принципа культуросообразности воспитания, основанная на диалогическом взаимодействии субъектов и среды; показана специфика деятельности общеобразовательного учреждения в режиме развития, организованная на положениях принципа культуросообразности.
Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы исследования, полученные результаты и выводы могут быть использованы в работе общеобразовательных учреждений, при разработке учебных курсов по теории и методике воспитания, социальной педагогике, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в работе молодежных объединений.
На защиту выносятся следующие положения. 1. Этапами становления и развития принципа культуросообразности в теории зарубежной и отечественной педагогики по признаку сущностного содержания и степени его признания как основополагающего являются:
I этап (Античность) - период безусловного принятия принципа культуросообразности, выступающего образовательным идеалом;
этап (эпоха Возрождения) - спорная трактовка и неоднозначное принятие принципа культуросообразности;
этап (XIX век) - принцип культуросообразности получает научное обоснование как основополагающий принцип педагогики;
этап (XX век) - неоднозначное отношение к данному принципу: от безусловного принятия до полного игнорирования в зависимости от социально-экономической ситуации и господствующей идеологии;
V этап (конец XX - начало XXI вв.) - возрождение значимости принципа
культуросообразности в педагогике и усложнение его структуры и
содержания, обусловленные кардинальными изменениями в организации
жизненного устройства, увеличением мобильности населения, усложнением
культуры и ее составляющей - системы образования.
2. Сущность принципа культуросообразности воспитания в современном
воспитательном процессе состоит в аксиоматическом принятии следующих
положений:
современное образовательное пространство есть многообразие и разнообразие культур и элементов культур; воспитание суть культурный процесс, осуществляющийся в культурной среде;
каждая культура есть ценность; из всего многообразия культур выделяется этническая, обеспечивающая не только уникальность и самобытность, но основы жизни общества;
взаимодействие культур предполагает способность людей усваивать, ассимилировать, делать своим достоянием ценности всех народов;
воздействие культур друг на друга невозможно без цивилизованного их противодействия, поскольку есть несовместимые культурные ценности, особенно это относится к ценностям духовного порядка, механический перенос или смешение которых несет опасность разрушения самих основ жизни того или иного общества или народа;
позиция ученика в воспитательном процессе определяется его субъектностью в культуре, истории, собственной жизни;
приобщение ученика к различным пластам культуры происходит через содержание обучения и воспитание, соответствующее содержанию культуры, средствами, адекватными национальной культуре.
3. Специфика выявленных условий, влияющих на функционирование
системы воспитания учащейся молодежи в регионе, характеризуется:
а) полиэтничностью; б) поликультурностью; в) большой долей этнически
смешанных браков; г) высокой плотностью и вариативностью
воспитательных учреждений; д) удаленностью от столичных центров страны
и провинциальностью общественного уклада жизни; е) массовой
включенностью в инновационные процессы системы образования России; ж)
ведущей ролью государственных структур в инициировании и организации
культурно-массовых мероприятий республиканского, всероссийского,
международного масштаба. Она проявляется в социальном,
демографическом, организационно-методическом, экономическом,
педагогическом аспектах.
4. Анализ процесса реализации принципа культуросообразности в школах
Республики Мордовия позволил выделить в их деятельности три уровня:
высокий, средний, низкий.
5. Педагогическими условиями эффективности реализации принципа
культуросообразности воспитания являются: а) наличие культуросообразной
воспитательной среды, соответствующей требованиям современной
культуры и создающей условия для проявления национальной самобытности,
приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, родному
языку, истории и географии своей страны и региона; б) готовность педагога к
процессу передачи культурного и этнокультурного опыта учащимся,
состоящая из мотивационного, когнитивного и операционально-
деятельностного компонентов и позволяющая обогатить гностический,
проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный,
контрольно-измерительный компоненты деятельности учителя
этнокультурными знаниями и этнопедагогическими способами и методами
воздействия; в) активность ученика в овладении культуросообразными
знаниями и способами действий, состоящая из информационно-
познавательного, оценочно-эмоционального, поведенческо-деятельностного,
рефлексивного компонентов, зависящая от его возрастных и индивидуальных
особенностей, способностей, семейного воспитания, социального окружения,
предшествующего обучения и других факторов.
В качестве компонентов культуросообразной воспитательной среды выступают: а) методы (убеждение, упражнение, косвенные воздействия в зависимости от возраста и степени подготовленности: поисковые, творческие, стимулирующие активность); б) средства воспитания (общественно полезный труд; игры; школьная субкультура; спортивные и творческие коллективы, детские и юношеские организации, музеи, элементы
живой и неживой природы, само школьное здание: его интерьер и прилегающая территория и т.д.); в) формы организации деятельности (конкурсы, конференции, концерты, походы, экскурсии, проекты и др.).
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров исследования; синтезом философских и психолого-педагогических подходов в обосновании ведущих идей; применением комплекса методов исследования, адекватных цели, задачам, поставленным в диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись через опытно-экспериментальную работу, выступления на научно-практических конференциях: международной («Отечественные традиции и их роль в воспитании», г. Саранск, 2007 г.), всероссийской («Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности и перспективы развития», г. Саранск, 2006 г.), межрегиональной («Воспитание человека-патриота в структуре дошкольного, начального, общего и профессионального образования: проблемы и пути их решения», г. Саранск, 2006 г.), межвузовской («Межкультурная коммуникация: диалог культур», г. Саранск, 2004 г.); на ежегодных психолого-педагогических чтениях аспирантов и молодых ученых в Российском университете дружбы народов (г. Москва, 2005 и 2006 гг.), Огаревских чтениях в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева (г. Саранск, 2006 г.) и через публикации работ в печати.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет и осуществлялось в три этапа:
этап (2003 - 2004 гг.) - анализ философской, исторической, педагогической литературы, разработка программы исследования;
этап (2004 - 2006 гг.) - изучение практики по реализации принципа культуросообразности в общеобразовательных учреждениях республики;
III этап (2006 - 2007 гг.) - опытно-экспериментальная работа и
оформление результатов эксперимента.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (229 наименований) и приложений. Объем диссертации составил 175 страниц.
По теме диссертации опубликовано 9 работ, из которых 2 в ведущем рецензируемом научном издании, определенном ВАК.
Развитие принципа культуросообразности в науке (историко-педагогический аспект)
Анализ научной литературы позволяет выявить генезис взглядов ученых - педагогов на проблему культуросообразности образования вообще, и принципа культуросообразности воспитания, в частности. Направления и характер научных исследований в этой области определялся интересами общества по совершенствованию социальной ипостаси человека. Педагогические концепции и конструкции при этом развивались в духе тех философских, психологических, этических теорий исторической эпохи, которые разделяли ученые-педагоги. Изучение особенностей воспитательных систем конкретной исторической эпохи, степени их соответствия социально -культурному своеобразию времени, выявление сущностного содержания и степени признания как основополагающего принципа культуросообразности в теории зарубежной и отечественной педагогики позволило выделить этапы его становления и развития.
Этапом зарождения основных положений принципа культуросообразности и принятие его как основополагающего можно считать Античность. Необходимо отметить, что вся система воспитания у древнеклассических народов носила социальный характер. Например, главным направлением спартанской системы воспитания было формирование нравственности, которая базировалась на полном подчинении личности интересам социальной группы. Об этом ярко свидетельствуют труды выдающегося писателя Древней Греции Плутарха.
Философским основанием идеи культуросообразности данной эпохи можно считать идею Платона о трех иерархически упорядоченных составных частях души, составившей основу его педагогической системы. Душа бестелесна и бессмертна, она - не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания. Третья, и самая низшая часть души - влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая часть души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Трем частям души соответствует три сословия идеального государства: правители-философы, с преобладанием разумной части души, стратеги-воины, чья определяющая часть души воля и благородность, производители - земледельцы и ремесленники с преобладанием чувственности и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует система воспитания с такими элементами как гимнастика - телесное воспитание, обучение чтению, письму. Завершается процесс воспитания изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать так же философию. В системе прослеживается неразрывная взаимосвязь образования, воспитания, социума и культуры. Платон придавал большое значение воздействию на формирование человека окружающей среды и подчеркивал значимость социальных функций воспитания, призванных сделать человека совершенным гражданином, который умеет «подчиняться или начальствовать»[10, С.38]. Продолжателем педагогического наследия Платона стал его талантливейший ученик Аристотель. Он внес много нового в педагогику: возрастную периодизацию; рассмотрение воспитания как средства укрепления государства; равную доступность образования всеми (кроме рабов) гражданами. Воспитание, по его мнению, является важной социальной функцией и должно формировать у каждого жителя качества, прежде всего характеризующие его как гражданина государства и обеспечивающие стабильность общества [10, С.38]. Аристотель был человеком очень эрудированным и разносторонним, поэтому неудивительно, что в созданной им школе (ликее) речь шла прежде всего об общей культуре человека.
Таким образом педагогика Древней Греции не только заложила основы для формирования педагогической теории и практики обучения, но создала предпосылки становления новых подходов к проблеме воспитания. Система социального наследия в древнегреческих городах - государствах обнаружила тенденции к творческому воспроизводству культуры, что говорит о безусловном следовании принципу культуросообразности, выступающему образовательным идеалом.
Эпоха средневековья в Европе связывается с церковной культурой и христианской традицией, в которой акцент делается на спасение души и ее нравственное формирование. Целью и смыслом жизни представляется движение к Богу. Все известные сочинения философов и педагогов эпохи отражают эту идею, в то время как проблемы взаимосвязи человека и культуры, влияния среды на человека не находят в них отражения. Начетничество; зубрежка, схоластика, обучение не на родном, а на латинском языке - все это привело в конечном итоге к стремлению человеческой мысли освободиться от религиозных догматов. В период позднего европейского средневековья сложилась переходная культура, имевшая в своей основе гуманистическое мировоззрение и направленная на возрождение античного культурного наследия. В своих педагогических трудах П. Верджерио, Л. Альберти, Т. Кампанелла отстаивали идеи гражданского воспитания человека, действующего во благо общества. Ф.Рабле, М.Монтескье и др. рассматривали человека как высшую ценность. По нашему мнению, позднее Возрождение (XVII век), можно считать следующим этапом развития принципа, хотя культуросообразность воспитания находится в определенном противоречии с природосообразностью. В это время в сфере образования складывается система взглядов, основанная на природосообразности, что нашло отражение в трудах Яна Амоса Коменского - великого чешского мыслителя - гуманиста, выдающегося общественного деятеля, философа, лингвиста и историка. Общеизвестно, что его дидактика построена на принципах целесообразности и природосообразности. По мнению Я.А.Коменского человек является носителем божественного предназначения. Школа, по Коменскому, - дом радости. Методы учения должны возбуждать в детях радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без трудности, скуки, окриков и побоев. В качестве ведущих он предлагает методы языков, искусств, нравов, внушения благочестия, путешествий при приоритете родного языка. Он считает, что вне зависимости от сословия и богатства обучение должно вестись на родном языке, так как только так ребенок быстрее и легче усваивает названия простых вещей и технических терминов. При необходимости и желании изучать чужие языки, лучше всего его посылать туда, где этот язык в ежедневном употреблении. В истории, наряду с библейской историей должны изучаться история искусств, религиозных обрядов, история своего отечества. Идеи использования в обучении ценностей родной культуры представлены Я. А. Коменским в работе «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни »[99, С.234].
Характеризуя эпоху Просвещения, Д. Дьюи пишет: «Вся история педагогической мысли отмечена борьбой двух идей: идеи от том, что образование — это развитие, идущее изнутри, что основано на природных способностях, и идеи и о том, что образование - это формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей или замещения их приобретенными под внешним давлением навыками. »[67, С. 115].
Сущность принципа культуросообразности воспитания в современных педагогических исследованиях
Определение понятия «принцип» было дано Г. Лейбницем. Он называет принципами все фундаментальные истины, достаточные для того, чтобы в случае необходимости получить из них все заключения. В немецких словарях понятие принципа трактуется как: начало/Anfang/, первопричина /Ursprung/, основа /Grandlage/. Это определение широко употребляется и в настоящее время. В энциклопедических словарях принцип рассматривается как: основное, исходное положение теории, отражающее сущностные связи явления; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности [150, 164, 165]. Щуркова Н.Е, рассматривая педагогический процесс, дает определение принципа как общего руководящего положения, требующего постоянства реализации в любых обстоятельствах, последовательности действий. Принципы выводятся из природы явления и цели деятельности [212, С.20]. Понятие «принцип» в педагогике наиболее популярен в значении нормы, определяющей практику, он же указывает на то, что принцип может выступать в качестве основного постулата, на котором базируются педагогические положения. И.Г. Песталоцци, например, различал высшие, ведущие и подчиненные принципы педагогики. Принцип в педагогике, по мнению Л.В. Занкова [75] имеет определенное значение, которое содержит руководящие указания для практики учебно-воспитательной работы. Вместе с тем он отмечает достаточное многообразие подходов к принципам и отсутствие в педагогической литературе единого мнения как о составе, так и об иерархии принципов воспитания и образования.
Как правило принципы воспитания вбирают в себя основополагающие идеи эпохи, отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности. Тем самым они закладывают определенный угол зрения на педагогический процесс. Через призму основной идеи рассматриваются все составляющие этого процесса: цели, содержание, методы, результаты. Поэтому содержательное наполнение принципов воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания в значительной мере зависят от развития философских идей, характеризующих ту или иную эпоху и составляющих ядро ее культуры.
Наиболее важным для становления принципов воспитания являются идеи: онтологические (о мире), антропологические (о месте человека в мире), гносиологические (о способности человека к познанию), аксиологические (ценностное отношение к человеку), имеющие качественное своеобразие на каждом этапе исторического развития. Если ведущие философские идеи, отражающие представление о способе существования человека в мире получают новую интерпретацию, то, соответственно, меняются цели, содержание, принципы, методы и результаты воспитания. Принцип культуросообразности воспитания в этом смысле не является исключением. Он исторически обусловлен, его нельзя рассматривать вне связи с историческими событиями, преобладающими настроениями и направлениями философской мысли данной эпохи, культурно-образовательным идеалом общества, наполнением понятия «культура» [3, 15, 20, 22, 30, 42, 46,47, 53, 57, 73, 77, 88, 101, 104].
Само понятие «культура» очень близко таким основным понятиям педагогики как образование и воспитание. В переводе с латинского языка «культура» — это возделывание, обработка, уход, улучшение. Первоначально это слово использовалось применительно к обработке почвы и возделыванию сельскохозяйственных культур, затем для характеристики качества различных видов человеческой деятельности, общения, жизнедеятельности отдельного народа, цивилизации.
По мере развития философии науки, языка значение исходного понятия « культура» меняется и начинает употребляться для обозначения событий, происходящих в сфере духовной жизни человека.
В развитии знаний о культуре исследователи выделяют несколько этапов [54, 55, 116, 185, 194]. Первый этап, начавшийся с античной философии и продлившийся до XVIII века, - время зарождения культурологического знания, в котором культура, как специфическое явление не становилась собственно предметом умозрения. В XVIII веке и до конца XIX века культура была целостной (при .всей ее разнородности) областью человеческой деятельности и становилась предметом самостоятельного философского рассмотрения. Именно в этот период культура становится объектом философско-теоретического анализа и обретает значение самостоятельного понятия, выраженного лексической единицей. Один из основоположников культурологи И.Г. Гардер (1744 -1803) определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека», так как, действительно, изначально от рождения человек не имеет того, что он получает в процессе образования, воспитания и что в дальнейшем позволяет нам характеризовать его как человека той или иной культуры.
Культура в этот период рассматривается как духовное богатство личности. Понятие культуры обогащается аксиологической идеей ценностного отношения к человеку, который не может быть употреблен как средство, а может быть только целью. Сознательное стремление достигнуть этический идеал — вечная цель человечества, которая позволяет лишь бесконечно приближаться, но никогда полностью не осуществиться. Об этом свидетельствуют педагогические идеи Канта о «культуре воспитания» и «культуре умений», Гердера о том, что «человек формируется культурой, он же ее создает и преобразует » [45, С.431], Гегеля, с его трактовкой образования, как специфического варианта обозначения культуры [43, С.5].
Сопоставление содержания понятия культуры в XVIII-веках и нашего времени показывает линию преемственности основной аксиологической идеи - ценности человеческой личности, но характер духовных исканий, как поиск нравственного универсального закона, меняется. Ему на смену приходит понятие общечеловеческих ценностей, к которым каждая нация и каждый отдельный человек идет своим путем.
Таким образом культура рассматривается в качестве содержания и цели исторического процесса, как совокупность исторических способов деятельности, форм сознания и продуктов этой деятельности, выступает средством формирования и развития человека и человечества. В последующие периоды термин «культура» все чаще будет употребляться в значении образованности человека, его воспитанности и просвещенности.
Анализ практики реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия
Воспитание, имеющее в основе один из базовых принципов культуросообразности учитывает условия места и времени, в которых родился человек и ему предстоит жить, исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. Цель процесса такого воспитания - человек с широкими философскими воззрениями и кругозором, развитостью миропонимания; с высокой степенью владения всеми современными технологиями жизнеобеспечения; активной жизненной позицией; ценностным отношением: к жизни, Родине, своему народу, труду, семье; самоценностью личности; толерантностью к инакости; критическим восприятием влияний другой культуры. Основу содержания культуросообразного воспитательного процесса составляет субъективный опыт личности учащегося «по освоению, усвоению и присвоению» общечеловеческих и национальных (этнических) ценностей, умений и способностей, социальных навыков и способов поведения [215].
Показателями достижения цели воспитания - становление личности как человека культуры, на наш взгляд являются: система ценностей, сформированный уровень воспитанности, культурная и этнокультурная идентичность. В практике работы школ республики Мордовия ведутся систематические наблюдения за уровнем воспитанности учащихся по методикам, рекомендованным научно - методическими советами и психологическими службами органов управления образованием. Методики позволяют измерять по определенной шкале степень сформированности стержневых качеств личности: эрудицию, прилежание, трудолюбие, отношение к природе, нравственные качества и сознательную дисциплинированность, эстетические вкусы, навыки самосовершенствования. Перечень показателей изменяется в зависимости от целей исследования и основополагающей концепции.
Проблема ценностных ориентации учащихся и система их формирования так же систематически является предметом научных исследований [19, 63, 68, 80, 81, 82, 131, 139, 203, 210]. Наиболее малоизученной для системы образования республики являются проблемы культурной и этнокультурной идентификации учащихся в процессе воспитания. Вместе с тем этот процесс представляет научный интерес и практическую значимость.
В 1997 году с целью выявления культурной осведомленности и кросскультурной грамотности было проведено анкетирование в школах республики [63]. Анкета включала блоки вопросов на осведомленность: а) культурно-бытовую и этнокультурную; б) географическую; в) в области истории региона; г) экономическую. Анализ результатов показал: более 71% учащихся начальных классов (1-3 класс) затруднялись правильно ответить на поставленные вопросы (в частности, не смогли назвать народы, живущие на территории Мордовии; назвать столицу и города республики; вспомнить народные приметы, поговорки, загадки, сказочных героев), лишь около 5% учащихся начальных классов дали ответы, близкие к правильным.
Среди подростков (5-7 классы) более 53% учащихся затруднялись ответить на поставленные вопросы (в частности, не смогли назвать народы, живущие рядом с Мордовией; назвать основные районы республики; вспомнить народные игры, песни, героев народного эпоса, полезные ископаемые, добываемые на территории республики и др.). Среди старшеклассников (10-11 класс) 28% не смогли ответить на поставленные вопросы (например, не смогли назвать национальных художников, музыкантов; вспомнить народные песни, игры, сказки и т.д.). Основываясь на результаты анкеты в том же году была разработана и принята «Концепция воспитания учащейся молодежи республики Мородовия» (авторы: Иванова Г.П., Демина Т.Н., Борискина М.В., Мазур Е.Г.). Особое значение в ней уделяется принципу культуросообразности, который означает учет социально-экономических, демографических, культурных осо бенностей региона, языковой среды обитания, культурных традиций народов республики, а также состояние молодежной культуры, обычаев семьи, традиций народной педагогики, реализацию национально воспитательной политики, гармонически сочетающей задачи повышения общеобразовательного и культурного уровня детей на основе и с учетом национальных традиций и достижений общемировой культуры.
Использование этого принципа, по мнению авторов, способствует приобщению молодого поколения к культурному наследию, национальным понятиям народов своего региона; возрождению и сохранению культурно-национальных традиций региона; расширению границ творческой деятельности быстрому реагированию сферы образования на потребности региона. В концепции были разработаны методические материалы к. реализации, представлены варианты тематических курсов.
В 2007 учебном году нами было проведено повторное анкетирование с целью выявления культурной осведомленности (кросскультурной грамотности) учащихся после девятилетней практики реализации принятой и действующей концепции воспитания молодежи 1997 года. Анкета, составленная для учащихся 1-3 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса вновь включала блоки вопросов на культурно-бытовую, этно-культурную, географическую, историческую, экономическую осведомленность. Кроме того, она была расширена вопросами об особенностях интересов учащихся в области организации досуга, в том числе с использованием компьютерных технологий, музыкальных и кинематографических предпочтениях, отношении к религии, к труду, искусству. В ее содержание входили вопросы о знаниях источников обще - и этнокультурной информации; принятии национальной принадлежности; отношении к языку; следовании традициям; этнокультурных умениях; вовлеченности в этнокультурные процессы. (Приложение 1)
В анкетировании прияли участие 1 150 учащихся городских и сельских школ республики, в том числе специализированных (физико-математический лицей №4, гимназия с углубленным изучением иностранных языков № 12, национальная гимназия № 19, школа — комплекс с кадетскими классами № 23).
Педагогические условия реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия
В современных условиях меняющегося мира учитель поставлен в необходимость постоянного выбора акцентов и смыслов идеала воспитания, поиска ценностей, способных сохранить и продолжить гуманистические традиции народов России, определить их место в контексте общечеловеческой педагогической традиции воспитания и культуры. Особо важное значение в деятельности современного учителя имеет использование в воспитательной практике этнокультурного опыта народных воспитательных традиций, ценностных идеалов, перевод их из разряда потенциальных в разряд актуальных, то есть следование принципу культуросообразности.
Основными педагогическими условиями эффективной реализации принципа культуросообразности мы считаем: а) наличие культуросо-образной воспитательной среды; б) готовность педагога к процессу передачи культурного и этнокультурного опыта учащимся; в) активность ученика в овладении культуросообразными знаниями и способами действий.
Под готовностью педагога к процессу культурной и этнокультурной передаче опыта мы понимаем систему мотивов, отношений, установок, черт личности, социального опыта, которые, активизируясь, обеспечивают возможность эффективного выполнения функции воспитания. Это может быть достигнуто специальной подготовкой учителя по развитию способностей совершать общекультурную и этнокультурную деятельность, владеть культуросообразными способами педагогического действия, формированию его культурной и этнокультурной компетентности.
Психологи подразделяют состояние готовности на когнитивную, мотивационную и операционально - деятельностную составляющие. Когнитивная составляющая готовности к реализации принципа культуросообразности на наш взгляд включает в себя: а) знания о содержании национально-психологических особенностей людей; б) культурную и этнокультурную компетентность: в) знание правовых основ организации образования и реализации его основополагающего принципа — культуросообразности; г) знание педагогических концепций и теорий воспитания. Вслед за В.Г.Крысько в содержании национально-психологических особенностей людей мы выделяем: [110, С. 158] а) мотивационно - фоновые, которые обуславливают специфику функционирования и проявлений мотивации поведения и направленности деятельности представителей конкретной этнической общности (степень усердия, деловитость, осмотрительность, настойчивость, работоспособность, инициативность и т.д.); б) интеллектуально - познавательные определяют специфику интеллектуально-познавательной активности, особое сочетание таких характеристик как степень приверженности логики, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, яркость и живость воображения, глубина, целостность, активность и избирательность восприятия и т.д.; в) эмоционально-волевые, охватывающие сферу и специфику проявления эмоциональных и волевых процессов (интровертированность, экстравертированность, выдержанность, возбудимость, устойчивость и т.д.); г) коммуникативно-поведенческие, характеризующие национальное своеобразие взаимодействия, общения, взаимоотношений (взгляды, внешние формы поведения, специфические приемы и способы передачи и обмена информацией и т.д.).
Педагогическая компетентность как комплекс глубинных, осознанных и отрефлексированных личностных особенностей отражает отношение педагога к миру, воспитаннику и определяет выбор того или иного способа профессиональной деятельности, способа поведения в жизненных ситуациях. Это интегрированное качество, соединяющее высокий уровень профессиональных и личностных качеств педагога, основанные на культурном опыте народа профессиональные социальные установки, ценностные ориентации, особенности восприятия профессионально значимых объектов и поведения по отношению к ним, способность быть обладателем и транслятором культурного опыта народа. Это то общее, что характеризует профессионалов педагогического профиля, заботящихся о воспитании собственном и подрастающего поколения.
Этнокультурная компетентность включает в себя: поиск и постановку проблемы изучения этнокультурного опыта народа, творческое открытие и переработку источников- воспитательных традиций, определение степени значимости заключенного в них опыта народной педагогики; расширение собственного духовного опыта и способность анализа этнокультурного опыта педагогики прошлого; осознание необходимости и обязанности выбора творческого стиля педагогической деятельности, основанного на знании принципиальных основ этнокультурного опыта народа. В этом плане этнокультурная компетентность согласовывается с операциональным компонентом готовности учителя к реализации принципа культуросообразности. Проведение опроса среди 54 учителей школ города Саранска показало, что 36 учителей (66,7%), согласных с тем, что в основе педагогической деятельности должен лежать принцип культуросообразности, не смогли теоретически полно ответить на вопрос: «Как вы понимаете принцип культуросообразности?» Однако, отвечая на второй вопрос, «Какие средства реализации данного принципа вы используете в своей работе?» практически все учителя перечислили от пяти до десяти вариантов. Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что учителя способны к этнокультурной и культурной деятельности, но испытывают дефицит в теоретических знаниях по этому вопросу.
Для выяснения отношения к принципу культуросообразности нового поколения будущих учителей, нами был проведен письменный опрос среди студентов IV курса педагогических специальностей Мордовского государственного университета им Н.П.Огарева. В задании мы попросили их объяснить смысл принципа культуросообразности воспитания, предложить средства для реализации этого принципа. Всего в опросе приняли участие 120 человек. Ответы студентов мы разделили на четыре группы. 1 группу (49 студентов) составили мнения, которые можно объединить идеей понимания культуросообразности как культуры, а культуры как воспитанности. Самые часто встречающиеся слова и выражения в этих работах: соотношение воспитания с культурой, воспитанный человек-это культурный человек, соответствие моральным нормам данного общества и конкретного времени, культура прививается с детства через сказки, колыбельные, поговорки; ребенок должен знать как себя вести, жить в обществе по его законам; чтить обычаи и традиции; культура поведения; воспитание как духовное развитие; отношение к людям; внутренний духовный мир; любовь к природе; организация учебно-воспитательного процесса на основе внешней общественной культуры; уважение к традициям, любовь к культуре своего народа. Студентами были упомянуты качества, .которыми, по их мнению, обладает культурный человек: воспитанный, приветливый, прилежный, чистоплотный, уважающий старших, способный постоять за себя, послушный, интеллигентный, добродетельный, воспитанный на культурных ценностях, образованный, цивилизованный, соблюдающий правила этикета.
Следующая большая группа (25 человек) может быть объединена под идеей понимания принципа культуросообразности как воспитания культуры в культуре и через культуру (памятники и события). Здесь студенты писали о важности культурных памятников и о влиянии подобной исторической и культурологической информации через созерцание на развитие личности в культуре.