Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Предпосылки исследования педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании. 13
§1.1. Педагогические возможности этнокультуры
в контексте современного мультикультурного воспитания
как педагогическая проблема 13
§1.2. Моделирование процесса реализации педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании 53
Выводы по первой главе 79
ГЛАВА П. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических возможностей
этнокультуры в мультикультурном воспитании 85
§2.1. Условия эффективности реализации педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании 85
§2.2. Мониторинг результативности педагогических возможностей
этнической культуры в мультикультурном воспитании 105
Выводы по второй главе 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 184
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 164
Введение к работе
Актуальность исследования. В последние десятилетия этническая проблематика стала одной из самых актуальных в мире, поскольку всплеск общественного интереса к этническим проблемам напрямую связан с мульти-культурностью мирового сообщества. Идеи мультикультурного воспитания, которые являются ключевыми в решении этнических проблем, звучат в настоящий момент актуально на разных языках мира. Современные исследования закономерностей развития этносов, возрождения их культуры становятся актуальными социально-историческими проблемами, важными в понимании условий формирования личности современного человека. Поэтому актуальной проблемой является мультикультурное воспитание подрастающего поколения в нашей стране, в основе которой лежит этническая культура с её педагогическими возможностями.
В науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения рассматриваемой проблемы.
Проблема культурной идентичности и прав меньшинств разрабатывается на теоретическом уровне, в частности, в работах Ч. Тейлора и В. Кимлика. Следует отметить, что ученые различных стран активно занимаются проблемами мультикультурности в педагогике: кросскультурное образование (австралийские ученые, Н. Лебедева), мультиэтническое образование (Дж. Бэнкс), мультикультурное образование (Я. Пей, Р. Люсиер, Палаткина Г.В. и др.), школа диалога культур (B.C. Библер), поликультурное образование (В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, Ш.А. Мирзоев), поликультурное воспитание (А.Н. Джуринский), образовательный мультикультурализм (М. Уолцер), поликуль-турализм в образовании (F.M. Коджаспирова), поликультурное воспитание (А.А. Реан), многокультурное образование (Г.Д: Дмитриев), сложнокультур-ный подход в образовании (В.А. Тишков), воспитание конвертируемого человека (В.Д. Семенов) и др..
Исследования этнических особенностей педагогических традиций заметно интенсифицировались с начала 1990-х гг. К этому моменту выполнен ряд исследований, связанных с:
•особенностями национальных педагогических культур: Т.Н. Петрова (этнопедагогика чувашей), О.Д. Мукаева (этнопедагогика калмыков), А.Ф. Хинтбидзе (этнопедагогика грузин), Ш.М.-Х. Арсалиев (этнопедагогика чеченцев), Ж.Т. Тумунов (этнопедагогика Агинских бурят), Н.В. Силистрару (этнопедагогика молдаван), Н.Г. Баженова (этнопедагогические ценности Амурского казачества), Н.Ф. Сагаякова (этнокультурные традиции хасаков), В.И. Баймурзина (традиции нравственного и трудового воспитания башкир), СП. Беловолов (алтайская этнопедагогика);
•анализом функционирования средств народной педагогики: З.Б. Цаллагова (этнопедагогическая афористика), Э.И. Сокольникова (этнопедагогика семьи), А.С. Шаалы (традиции народного этикета), Г.А. Романов (празднично-обрядовые формы народной культуры), Г.В. Палаткина (функционирование этнопедагогических факторов, потенциал этнопедагогической среды).
Теоретико-методологические аспекты этнической педагогики исследованы Г.Н. Волковым, С.К. Бондыревой, Ю.А. Рудь, Г.А. Стачинским, Е.Л. Христовой и др.
Эта проблематика представлена в этнопсихологических исследованиях С.К. Бондаревой (проблема толерантного сознания и формирования толерантных отношений); А.А. Ивановой (этническое самосознание молодежи коренных этносов Кавказа), B.C. Мухиной и А.С. Обухова (этнопсихологические особенности народов русского Севера); О.Н. Хухлаева (адаптация детей беженцев-афганцев); М.С. Меримановой (проблемы развития толерантных установок у подростков) и др.
Ряд исследователей активно разрабатывают проблематику этнопедагогической подготовки учительских кадров (О.И. Пономарева, В.А. Николаев, Г.Ю. Нагорная, М.С. Нурмакова, М.Г. Харитонов).
Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки решения проблемы реализации педагогических возможностей этно-культуры в мультикультурном воспитании. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом пространстве названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В концепции модернизации российского образования отмечается необходимость значительного расширения масштабов мультикультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы межкулыурной коммуникабельности и толерантности, а одной из важнейших задач мультикультурного воспитания становится направленность на общечеловеческие ценности, воспитание достойного гражданина Российской Федерации и в равной мере - гражданина мира.
В Астраханской области действует «Центр мультикультурных детских инициатив» при Областном центре детского и юношеского творчества, в задачи которого входит создание этнопедагогической среды, «как часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т.д.» (Г.В. Палаткина).
Несмотря на то, что в различных регионах ведется активная работа, накоплен теоретический и эмпирический материал, проблема теоретического анализа педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании требует научного осмысления и прикладных разработок.
Таким образом, можно утверждать, что в современном образовательном социуме сложилась ситуация, для которой характерны противоречия, заключающиеся в том, что:
•с одной стороны, система воспитания в России, включая этнический компонент, должна быть национальной по содержанию, сохраняя родную культуру, воспроизводя определённый тип личности - носителя этнической ментальносте, с другой - мультикультурной, задачами которой являются формирование толерантной личности, приемлющей нормы и ценности других культур, при этом способствующей целостности РФ,
• с одной стороны, растущий человек должен воспитываться на основе родной этнической культуры и уметь легко адаптироваться в современное мультикультурное общество, с другой - отсутствие таких педагогических технологий и методик, которые способствовали бы этому;
•с одной стороны осознание необходимости технологического и методического сопровождения актуализации педагогических возможностей этно-культуры в мультикультурном воспитании, с другой - отсутствие соответствующего научно-методического обеспечения в педагогической теории.
Совокупность противоречий позволила определить проблему исследования: каковы условия реализации педагогических возможностей этнокуль-туры в мультикультурном воспитании?
С учетом вышеизложенного нами была сформулирована тема диссертационного исследования: «Реализация педагогических возможностей этно-культуры в мультикультурном воспитании учащейся молодёжи».
Цель исследования: выявить условия реализации педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании учащейся молодёжи.
Объект исследования: мультикультурное воспитание учащейся молодёжи.
Предмет исследования: педагогические возможности этнокультуры в мультикультурном воспитании учащейся молодёжи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия «педагогические возможности этно-культуры» в контексте современного мультикультурного воспитания.
2. Разработать модель реализации педагогических возможностей культуры в мультикультурном воспитании учащейся молодёжи.
3. Выявить условия реализации педагогических возможностей этнической культуры в мультикультурном воспитании учащейся молодёжи.
4. Экспериментально проверить модель реализации педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании учащейся молодёжи.
Гипотеза исследования: в условиях мультикультурного общества этническая культура является одним из главных источников духовно-нравственного развития личности. Педагогические возможности этнической культуры могут стать средством мультикультурного воспитания, если:
•педагогические возможности этнокультуры выявлять через воспитательные средства и условия их реализации, а эффективность мультикультурного воспитания обеспечивать через интеграцию и диалог педагогических возможностей различных этнокультур;
•разработана модель реализации педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании учащейся молодёжи;
•при реализации мультикультурное воспитание базируется на актуализации этнопедагогических средств и этнопедагогической среды, а этническая культура рассматривается в диалоге с другими культурами в их взаимосвязи и взаимообогащении;
•реализация педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании будет включать мотивационно-диагностирующий, содержательно-процессуальный и обобщающий этапы.
Методологическая база исследования. Базовой философией нашего исследования является релятивистский подход в изучении этнических культур (М. Херсовиц). Основной концепцией нашего исследования является ин-тегративный подход, обеспечивающий исследование феномена этнокультур
ного и мультикультурного развития личности как целостности, отражающей внутреннее единство этих явлений (системность, структурность, устойчивость и др.).
Специальную методологию составляют: онтологический подход (В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, К.Н. Вентцель и др.); средовый подход (Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, А.В.Мудрик и др.); аксиологический подход (Я.С. Туровской, З.И. Равкин, Н.М. Борытко и др.); целостный подход изучения педагогического процесса (B.C. Ильин, В.В. Краевский и др.); культурологический подход (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова и др.); этнопедагогический подход (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, Г.В. Палаткина и др.). Исследование базируется на фундаментальных идеях: концепции мира и человека в мире (М.М. Бахтин), концепции диалога культур (B.C. Библер), теории полисубъектности в образовании (А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский и др.).
В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования: теоретические (изучение философской, психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; теоретический анализ и синтез научных концепций, позволивших сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему и выявить положения, ставшие базовыми в нашем исследовании); эмпирические (изучение и обобщение педагогической практики; опытно-экспериментальная работа, включавшая в себя анкетирование, наблюдение, собеседование, опрос студентов, тестирование, качественное и количественное сравнение показателей, изучение и анализ продуктов деятельности, обработка результатов исследования).
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнено содержание понятия «педагогические возможности этнокультуры», разработана модель реализации педагогических возможностей этнокультуры и выявлены условия эффективности ее функционирования.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в развитие целостной теории мультикультурного образования, которая состоит в
разработке построения процесса реализации воспитательных средств и условий этнокультуры в мультикультурном воспитании. Эти выводы могут служить основанием для поиска путей решения проблемы формирования подрастающего поколения, способного ориентироваться в мультикультурном обществе, умеющего не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира.
Практическая значимость результатов исследования способствует повышению эффективности воспитательного процесса в полиэтнических учебных группах, формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к культуре различных этносов, развитию толерантности, сохранению и развитию своей национальной культуры. Результаты могут найти применение в подготовке педагогических кадров, разработке соответствующих разделов в рамках общей педагогики и педагогики межнационального общения, проектировании воспитательных программ современных образовательных учреждений разного уровня.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены подростки 10-11 классов МОУ СШ№ 71 г. Астрахани и первокурсники Астраханского государственного политехнического колледжа в количестве 143 учащихся (экспериментальная группа) и 180 учащихся (контрольная группа). Все группы включали представителей различных национальностей, т.е. мы работали с мультикультурными группами.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2001-2002 гг.) - осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы; проведение констатирующего эксперимента, разработка методического обеспечения формирующего эксперимента.
На втором этапе (2003-2004 гг.) - осуществление опытно-экспериментальной работы на базе образовательных учреждений с целью проверки выдвинутой гипотезы.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) - систематизация содержания и результатов исследования; оформление диссертации и подготовка к защите.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров работы, связанных с онтологическим, культурологическим, интегративным и этнопедагоги-ческим подходами, адекватностью предмета, логики и задач исследования, непротиворечивостью выводов и их соотносимостью с массовой практикой.
Внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования используются в педагогическом процессе Астраханского государственного политехнического колледжа (АГПК), ГОУ ДОД Областного центра развития творчества детей и юношества; СШ с. Солёное Займище, СШ №4 г. Астрахани; в проведении курсов переподготовки учителей на базе ФДПО Астраханского государственного университета; при подготовке методических рекомендаций педагогам-организаторам по воспитательной работе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях (2004, 2005) в Астраханском государственном университете; Всероссийских научно-практических конференциях (2004, 2005) в Волгограде, Краснодаре, Воронеже; международных научно-практических конференциях в г. Актобе (Казахстан); в Москве и Казани. Результаты исследования отражены в девяти публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Педагогические возможности этнокультуры - это одна из составляющих педагогического потенциала этнокультуры, совокупность воспитательных средств педагогических феноменов и процессов, которые начинают функционировать при определенных условиях. Воспитательные средства этнокультуры и условия их реализации определяют ее педагогические возможности, а интеграция и диалог педагогических возможностей различных этно-культур обеспечивают эффективность мультикультурного воспитания. К средствам этнокультуры относятся ее универсалии: концепты (родное слово, фольклор, искусство, религия, пример-идеал и т.д.), отношения (взаимодей ствие с представителями своего и иного этноса, национальное самосознание, культурная идентификация) и ценности (вечные, общечеловеческие; этнические, преходящие и ментальные; заимствованные).
2. Модель реализации педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании учащейся молодёжи включает: три этапа (мотивационно-диагностирующии, содержательно-процессуальный, обобщающий); цел и (выработка положительной направленности на позитивное взаимодействие с людьми различных национальностей, расширение представлений о различных этнокультурах, выработка знаний и умений межэтнического взаимодействия, совершенствование деятельности на основе полученных знаний), принципы (синкретивности, диалога культур, самовоспитания, толерантности), педагогические возможности (концепты, отношения, ценности), условия.
3.Основными условиями эффективности реализации педагогических возможностей этнической культуры в мультикультурном воспитании являются:
• нейтрализация негативных компонентов и актуализация этнопедагоги-ческих средств и этнопедагогической среды;
• приобщение к этнокультурам обеспечивается через художественное творчество и их этнопедагогический диалог; включение в воспитательный процесс педагогического потенциала семьи;
• формирование этнотолерантных установок и культуры межэтнического взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
• достижение максимальной открытости воспитательного этнокультурного пространства, которое строится как часть мирового, на взаимодействии и взаимообогащении этнокультур;
• функционирование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров.
4. Реализация педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании происходит в три этапа. Мотивационно-диагностирующии
этап направлен на ликвидацию негативных чувств учащихся по отношению к людям иных национальностей. С этой целью целесообразно использовать сочинения, тренинги, народные игры, слово как средство предварительного настроя учащихся на восприятие необходимой информации. На содержательно-процессуальном этапе осуществляется ориентация учащихся в национальной идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Решение этих задач происходит посредством информирования обучающихся о культуре и быте народов, населяющих Россию, патриотического воспитания. Ведущим средством на данном этапе является самостоятельное изучение дополнительного материала, беседа, творческие задания, национальные праздники. На обобщающем этапе необходимо научить учащихся преодолевать конфликтные межнациональные ситуации, совершенствовать оценочные суждения о деятельности людей своей и других национальностей, мотивах поведения. В качестве основных средств выступают анализ конкретных ситуаций, событий и явлений, ориентированных на совершенствование умения анализировать и принимать адекватные решения. Дополнительными средствами является слово, различные фольклорные мероприятия с привлечением родителей и общественности, в том числе представителей национальных диаспор и религиозных конфессий.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.