Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе Амубуттаева, Патимат Мирзаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амубуттаева, Патимат Мирзаевна. Условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Амубуттаева Патимат Мирзаевна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2014.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/727

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты использования воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе 12

1.1. Теоретические аспекты изучения воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе 12

1.2. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе приобщения к памятникам архитектуры 27

1.3. Характеристика национального своеобразия архитектурных памятников и их использование в воспитании дагестанских школьников 42

Выводы по первой главе 83

Глава 2. Реализация воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе 85

2.1. Основные направления и этапы использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебном процессе 85

2.2. Пути повышения эффективности использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебной деятельности 101

2.3. Анализ реализации воспитательного потенциала средствами памятников архитектуры в учебном процессе 127

Выводы по второй главе 142

Заключение 144

Список использованной литературы 147

Приложение 158

Введение к работе

Актуальность исследования. Воспитание духовно развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, а также современной педагогики. Принципы воспитания как основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия воспитателя и ученика. При этом принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству типа личности.

Сегодня особенно остро ощущается необходимость в существенном обновлении и совершенствовании процесса воспитания и нравственно-эстетической ориентации подростков, приведения их в соответствие с традициями и культурой народа.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Национальная идея может строиться только на основе культурных ценностей, сформированных на протяжении веков. Освоение этих ценностей в процессе деятельностного подхода – гарантия воспитания высокодуховной, нравственной Личности.

В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяются стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

В приобщении школьников к культуре, искусству изучение памятников архитектуры в процессе учебы необходимо рассматривать как метод воспитания и развития внутреннего творческого потенциала учащихся через понимание языка изобразительного искусства, отражающего общечеловеческие ценности: доброту, любовь к красоте, гармонии.

Воспитательный потенциал художественно-эстетического наследия национальной культуры, воплощенного в памятники архитектуры, трудно переоценить. Благодаря своим специфическим возможностям памятники искусства и культуры, в частности архитектуры, создают особенные условия для приобщения школьников к культурному наследию народа и могут выступать в качестве ценностного ориентира при реализации воспитательного потенциала в учебном процессе.

На современном этапе становления и развития педагогического образования идея воспитания человека в контексте культуры определяется в качестве важного фактора, что глубоко и содержательно рассматривается в исследованиях Э.В. Ильенкова, Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, Е.Н. Ильина, В.Я. Нечаева, Н.И. Киященко, И.Б. Котовой, В.И. Разумного, Т.П. Мальковой и др.

Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, П.Ф. Флоренский и др. рассматривают культуру как антропологический феномен, когда личность выступает в качестве эпицентра культуры. На их концепции основывается идея культуросообразного образования.

Существенное значение в рассматриваемом вопросе имеет изучение научной литературы по проблемам развития и воспитания детского творчества, в частности работ Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.Б. Эльконина и др. Использование результатов, полученных этими авторами, позволило всесторонне проанализировать важность и уникальность воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Проблема формирования мировоззрения, воспитание нравственно- патриотических, эстетических чувств: гуманизма, бережного отношения к наследию прошлого своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию рассматривались В.В. Алексеевой, Х.Х-М. Батчаевой, Н.К. Гаврюшиным, А.Ф. Гольдштейном, А.В. Иконниковым, Е.В. Квятковским, Б.Т. Лихачевым, Б.М. Неменским, В.И. Плужниковым.

Этому же способствовало широкое использование в нашем исследовании данных, полученных специалистами эстетического воспитания школьников в процессе их обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: А. Д. Алехиным, Г.В. Бедой, В.С. Кузиным, М.М. Байрамбековым, Т.С. Комаровой, А.М. Магомедовым, Б.М. Неменским, С.П.Ломовым, Е.Е. Рожковой, Н.Н. Ростовцевым, И.М.Раджабовым, Е.В. Шороховым, Т.Я. Шпикаловой.

В своем исследовании мы опирались также на труды ученых, которые рассматривают: своеобразие функционирования предметно - архитектурной среды, особенности ее восприятия учащимися школ - И.А. Бартенев, С.Ю. Бологова, З. Гидион, В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов, Г.В. Есаулов, А.В. Иконников и др.; роль архитектурной среды в воспитании и развитии творческого воображения, художественных способностей учащихся школ С.Ю. Бологова, И.Б. Ветрова, Д.Н. Садыгалиев, В.А. Шпильченко.

Для раскрытия теоретических основ изучения архитектурных памятников в общеобразовательных учреждениях нам важно было рассмотреть сущность и значение реализации воспитательного потенциала в учебном процессе.

Анализ работ в области философии, психолого-педагогической литературы позволил вскрыть противоречия между:

потребностью школ республики в кадровом пополнении учителями, способными эффективно осуществлять реализацию воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе, и стереотипностью художественной подготовки учащихся школ в процессе приобщения ребенка к ценностям архитектуры;

возможностями использования потенциала памятников архитектуры в воспитательном процессе и отсутствием необходимых условий и системы занятий по организации учебной деятельности в школах республики;

необходимостью создания адаптивной воспитательной среды, учитывающей индивидуальные художественные способности учащихся и отсутствием информационно-методического обеспечения, способного осуществить реализацию воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Существование данных противоречий позволило выделить проблему исследования, суть которой в обосновании условий реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Анализ деятельности школ свидетельствует, что реализация воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе до сих пор не нашла достойного места в учебных программах. Преподаватели дисциплин эстетического цикла не в полной мере используют педагогический и воспитательный потенциал памятников архитектуры в учебном процессе.

Реализация в учебном процессе воспитательного потенциала памятников архитектуры имеет важное социально-педагогическое значение и сегодня приобретает теоретическую значимость и практическую актуальность. Эти положения послужили определяющим фактором при выборе темы исследования: «Условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе»

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и средства, обеспечивающие эффективность реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Объект исследования – процесс воспитательной деятельности в общеобразовательных школах.

Предмет исследования – условия, средства, формы и методы реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Гипотеза исследования. Реализация воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе станет эффективной, если:

рассматривать памятники архитектуры как важный фактор в воспитательной деятельности в учебном процессе;

выявить содержание и педагогическое значение архитектурных памятников в реализации воспитательного потенциала в учебном процессе;

выявить и обосновать педагогические условия, способствующие реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

развить интерес школьников в процессе учебно-творческой работы к усвоению эстетических и нравственных понятий путем анализа образцов архитектурных памятников.

Задачи исследования:

  1. Выявить методологические, психолого-педагогические проблемы изучения воспитательного потенциала памятников архитектуры;

  2. Сформировать у школьников нравственно-эстетические, этнические представления об образцах архитектурных памятников;

  3. Охарактеризовать национальное своеобразие архитектурных памятников Дагестана для использования его в воспитании школьников в учебном процессе;

  4. Создать оптимальные условия, пути и средства для использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебном процессе в школе;

  5. Разработать и экспериментально проверить условия, формы и методы, способствующие реализации воспитательного потенциала средствами памятников архитектуры.

Методологической основой исследования являются философские категории (В.К. Скатерщиков, М.С. Каган, Ю.Б. Бореев, В.И. Разумный) в общей связи и взаимной обусловленности явлений, творческой сущности личности (Б.Т. Лихачев, В.В. Ванслов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.М.Неменский, В.С.Кузин), выступающей субъектом духовной и материальной культуры в художественном и образном отражении реальности, ведущие разработки педагогов эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (В.С. Кузин, Т.С. Комаров, Б.Т. Лихачев, Д.М. Маллаев, А.М. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, И.М. Раджабов, Т.Я. Шпикалова, А.Некрасова и др.)

Теоретическую основу исследования составляют концепции и идеи, раскрывающие сущность педагогического процесса (К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, В.С. Ильин, Н.Д. Никандров, А.И. Мищенко, И.П. Подласый, В.А. Сластенин,), культурно-историческая теория развития личности (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), учение о единстве национального и общечеловеческого (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, С. И. Миропольский, Н.А. Бердяев и др.).

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической, исторической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования памятников архитектуры в воспитании и развитии личности школьников в учебном процессе;

опытно-экспериментальная работа (анкетирование, беседа, опрос, видеозапись, фотографирование), статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников.

Научная новизна исследования заключается в:

определении места и роли, выявлении сущности воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

разработке условий приобщения школьников к системе уроков по изучению памятников архитектуры в учебном процессе;

разработке серии наглядных пособий с учетом особенностей архитектурных памятников Дагестана, способствующих реализации воспитательного потенциала в учебном процессе;

экспериментальной проверке и доказательстве эффективности системы уроков ИЗО по реализации воспитательного потенциала изучения образцов архитектурных памятников;

обосновании параметров, уровней и критериев, позволяющих выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса школьников к памятникам архитектуры в учебном процессе.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

определении педагогических условий реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

разработке форм и методов учебно-методического комплекса по изучению архитектурных памятников;

выявлении и научном обосновании идеи эстетического воспитания на примерах памятников архитектуры.

Практическая значимость исследования заключается в:

разработке и внедрении условий и средств, методических пособий, способствующих реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры, а также в разработке системы занятий, поурочных методических разработок, творческих заданий;

возможности применения материалов настоящего исследования в художественно-эстетическом воспитании учащихся других регионов Российской Федерации.

Экспериментальная база исследования – общеобразовательные учебные заведения: СШ № 36 и № 1 г. Махачкалы, СШ № 5 г. Дербента, СШ № 6 г. Каспийска Республики Дагестан. Исследованием были охвачены учителя изобразительного искусства, 300 учащихся 5-6 классов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2014год в три этапа:

на первом этапе (2006-2008гг.) в ходе теоретического анализа психолого-педагогической, философской и методической литературы определены проблема, предмет, гипотеза и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлены предполагаемые условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

на втором этапе (2008-2010гг.) наряду с подготовкой научно- методической и экспериментальной базы исследования, проводились основные серии эксперимента, в результате чего выявлялись наиболее важные педагогические условия и средства реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

на третьем этапе (2010-2014гг.) определялись и научно обосновывались педагогические условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе, обобщались результаты экспериментальной части исследования, были сформулированы выводы и рекомендации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием в образовательно-воспитательной деятельности школы комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация работы осуществлялась представлением и обсуждением основных результатов исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, участием в работе научно-практических конференций Дагестанского государственного педагогического университета в 2009-2014 гг. по проблемам развития художественно-педагогического образования Республики Дагестан. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах № 36 г. Махачкалы, № 5 г. Дербента.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Воспитательный потенциал архитектурных памятников, выраженный в национальном колорите народов Дагестана: художественно- изобразительных стилях, специфических деталях, строительных материалах, несущих в себе ценностно-содержательную, познавательную и эстетико- воспитательную информацию.

  2. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебно-воспитательном процессе региональных общеобразовательных школ (организация педагогического процесса по овладению культурным, художественно – эстетическим опытом народа, его духовным, познавательным и бытийно-практическими компонентами через ознакомление детей с памятниками архитектуры; овладение стилевыми особенностями памятников архитектуры, его региональной спецификой; сотворчество детей и взрослых по распознанию архитектурных памятников, его социальной, педагогической, эстетической значимости)

  3. Средства, формы и методы использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебно-познавательной и воспитательной работе с учащимися: цикл эстетических дисциплин; система занятий; комплекс учебно-методических пособий и т.д.

  4. Критерии и уровни, оптимально обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к произведениям архитектуры: наличие интереса к искусству архитектуры; способность к восприятию ценностных ориентаций архитектурных памятников; понимание и осмысление национальных особенностей, присущих памятникам архитектуры Дагестана.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Теоретические аспекты изучения воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе

В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативных документов.

Принципы воспитания, как основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, определяют цели, стратегию, содержание и методы воспитания, общие направления его осуществления, стиль взаимодействия воспитателя и воспитанника. При этом принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности.

В целом воспитание, как социальный институт, обладая универсальными характеристиками, имеет более или менее существенные содержательные различия, связанные с этноконфессиональным составом, историей развития, социально-экономическим уровнем, .типом политической организации и культуры того или иного общества.

Воспитание, как социальный институт, является объектом изучения ряда областей знания.

Философия рассматривает онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о его высших целях и ценностях.

В настоящее время формируется новое педагогическое мышление, адекватное зарождающемуся новому цивилизованному (глобальному) мышле 13 нию. Новая методология и философия воспитания связаны с усилением гуманистического и гуманитарного аспектов в образовании, его воспитывающей функции, переходом к интегративному подходу к ребенку, учету его индивидуальных особенностей и интересов, переходом от экстенсивных технологий, ориентированных на репродуктивное воспроизводство знаний, к интенсивным технологиям обучения. Эти идеи полно и глубоко реализуются сегодня в авторских школах Ш.А. Амонашвили, B.C. Библера, В.А. Кара-ковского, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга, в моделях развивающего и личностно-ориентированного образования Е.В. Бондарев-ской, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, В.В. Серикова, И.С. Якиманской. В них осуществляется поиск новых концептуальных подходов к воспитанию, его нового содержания, технологий и методов развития его гуманистического потенциала. В разрабатываемых моделях воспитания подчеркивается неразрывная взаимосвязь между чисто когнитивными и эмоционально-ценностными процессами, определяющими целостное видение мира и одновременно гуманистическое отношение к нему, утверждается идея ценности и уникальности человеческой личности.

Сегодня обсуждаются различные модели построения духовно-нравственного воспитания на всех уровнях и во всех аспектах их реализации; достаточно четко определились несколько подходов к воспитанию, однако, все обсуждаемые модели едины в цели: усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Осуществляемое в системе образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание обучающимся помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития будущих специалистов.

Согласно программно-нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «О культуре в РФ», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») российское образование должно решать колоссальные задачи, среди которых обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. В значительной мере эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательным и образовательным процессами в нашей стране. Вместе с тем, контент-анализ государственной нормативно-правовой базы воспитания показывает, что разработчики документов исходят из различных теоретических представлений о воспитании и образовании, определяют меры по развитию воспитания на основе отличающихся друг от друга концептуальных подходов, трансформируют в социально-педагогическую практику принципы воспитания.

Наметившаяся тенденция возврата интереса общества к общекультурным ценностям памятников архитектуры и зодчества несет в себе богатейшие возможности воспитательного потенциала гуманистической личности человека с конкретными взглядами, ценностным ориентиром, моралью к его национальным культурно-художественным традициям.

Зодчество, а также связанные с ним искусства, является одной из граней художественной культуры. В аспекте психолого-педагогической проблемы воспитательного потенциала образцов архитектуры, зодчество не только приобретает важное значение, оно еще играет значимую роль в контексте становления ценностного и мировоззренческого ориентиров общества и конкретной личности. Акцентируя внимание на эстетическо-художественные свойства памятников зодчества, всемирная история культуры свидетельствует о том, что архитектуре принадлежит одно из важных мест в процессе формирования патриотических чувств к национальной культуре.

Памятники истории и культуры вобрали в себя духовную и нравственную мудрость народа, традиционные художественные принципы, утвердив в изысканной красоте форм собственную этическую систему и реальную сущность предметов окружающей среды.

Необходимо отметить, что в настоящее время распространено мнение, утверждающее, что архитектура на современном этапе утратила доминирующую роль, переложив смыслообразующие начала на виды пластических искусств: скульптуру, живопись, графику, в которых с большей наглядностью проявляется сюжетно-содержательное начало художественного познания.

Архитектура (лат. architectwa от др. греч. - старший, главный и др.-греч. - строитель, плотник) - искусство проектирования и строения зданий и сооружений, комплексов. В соответствии с современными эстетическими воззрениями общества и техническими возможностями, архитектура создает материально организованную среду, которая необходима людям для их жизнедеятельности.

Архитектура, будучи видом искусства, состоит в сфере духовной культуры, выражая общественные идеи в художественных образах, эстетическим образом формирует окружение индивида. Историческое развитие общества определяет типы и функции сооружений (здания, формирующие открытые пространства, сооружения с внутренним организованным пространством, ансамбли сооружений), художественный строй архитектурных сооружений, конструктивные технические системы. Архитектурная организация пространства различных населенных пунктов, создание поселков и городов, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны технические, функциональные, эстетические начала (польза, прочность, красота). Если функции и назначение архитектурного сооружения определяют его объемно-пространственную структуру и план, то строительная техника - экономическую целесообразность, возможность и конкретные средства его создания. Образное и эстетическое начало архитектуры органично связывается с ее социальной функцией, проявляясь в формировании конструктивной и объемно-пространственной структуры сооружения. Выразительными средствами архитектуры являются тектоника, ритм, композиция, синтез искусств, пропорции, масштаб, пластика объемов, фактура и цвет материалов и др.

Характеристика национального своеобразия архитектурных памятников и их использование в воспитании дагестанских школьников

Памятники истории и культуры, которых в Дагестане очень много, и сегодня являются объектами внимания со стороны исследователей и ученых многих стран мира. Памятники культовой архитектуры на территории Дагестана являются одной из составных частей культурного достояния Страны гор. Например, сегодня 979 объектов культовой архитектуры: церкви, мечети, часовни, зияраты, молельные дома и др. состоят на учете в Республиканском центре охраны памятников истории, культуры и архитектуры Министерства культуры РД.

Часть этих объектов были в разные времена зафиксированы, изучены и описаны российскими учеными, такими как Н.И. Воронов, Козубский, Б.А. Дорн, Д.Н. Анучин, Е.И. Л.И. Лавров, А.С. Башкиров, Г.Я. Мовчан, так и дагестанскими специалистами: A.M. Алиханов-Аварский, P.M. Магомедов, А.Ф. Гольдштейн, СО. Хан-Магомедов, П.М. Дибиров, А.Р. Шихсаидов, и др.

Помимо того, что памятники архитектуры Дагестана имеют важное историческое значение, они еще обладают и мощным воспитательным потенциалом, и в первую очередь, для школьников в учебном процессе. Для доказательства данного положения необходимо, прежде всего, дать характеристику национального своеобразия архитектурных памятников Дагестана.

До прихода ислама в Дагестан (VII в.) здесь были распространены такие конфессиональные учения как зороастризм, христианство и иудаизм.

К ранним христианским памятникам относится христианский храм на территории Дербентской крепости, его сооружение отмечают IV веком.н.э., позже, дербентским правителем он был превращен в подземное водохранилище.

По заключению специалистов на территории Дагестана существовало немало церквей, на сегодняшний день почти не сохранившихся. Одним из «здравствующих» культовых памятников периода христианства является церковь «Датуна», находящаяся недалеко от селения Датуна Шамильского района Республики Дагестан. Церковь, возведенная с применением известкового раствора, прочно связывающего камни кладки, неплохо сохранилась. «Храм Датуна по планировке, строительной технике и архитектурным формам подобен грузинским провинциальным церквям периода конца X - начала XII вв. Вполне вероятно, что он был построен грузинскими мастерами в этот период в связи с распространением в Дагестане христианства»[80, С. 45]. Такие сооружения, как Знаменская церковь 1903 г. в г. Хасавюрт, которую возвели в честь 300-летия дома Романовых, и церковь в г. Махачкала имеют важное историческое и культурное значение как памятники культовой архитектуры христианства начала XX столетия.

Принятие дагестанскими народами ислама оказало огромное влияние на их исторические судьбы и на все сферы духовной культуры. Процесс исламиза-ции горного края охватывал весьма длительный период с VII по XV века, который завершился утверждением здесь мусульманской веры суннитского толка как официальной религии и идеологии. «Вместе с мусульманством, — отмечает А. Р. Шихсаидов, - в Дагестан проникла высокая и передовая в условиях средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока»[147, С. 13].

Одновременно с этим в Дагестане распространяются специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока. Жесткие рамки религиозных канонов и правил, запреты ислама изображать живые существа направили творчество дагестанских мастеров на разработку орнамента, который еще в эпоху средневековья становится необычайно богатым по своим видам и многообразным по композиционным решениям. «Развертывается строительство зданий мусульманской культовой архитектуры - мечетей и минаретов, а также медресе, которые возводились лучшими профессиональными мастерами - народными зодчими»[144, С. 99]. Детали этих сооружений - порталы, двери, окна, карнизы, михрабы и мимба-ры - украшали великолепной художественной резьбой и декоративно оформленными надписями знаменитые резчики по камню, дереву, специалисты резьбы по ганчу (алебастру) и другие мастера. В средневековом Дагестане в художественном убранстве различных архитектурных сооружений и надмогильных памятников, а также изделий прикладного искусства важное значение придавалось арабским декоративным надписям, которые составляли эпиграфический орнамент. «Почерком надписей, - пишет Д.М. Магомедов, - большей частью служил поздний «куфи», являвшийся основным видом декоративного почерка. С конца XV века и в последующее время широко использовался почерк «насх», особенно хорошо сочетающийся по характеру написания букв с растительным орнаментом» , С. 31].

Мастера-художники прикладного искусства направляли свои творческие усилия на совершенствование, широко распространенных, порою канонизированных узорно-эпиграфических композиций, на поиски новой оригинальной их интерпретации, значительно обогащали декор памятников, вносили в его трактовку немало нового, делали его намного богаче по форме и многообразнее по композиционному решению.

Нередко в декор надмогильных памятников включались и доисламские, бытовавшие очень долго в художественном народном творчестве вихревые розетки, солярные знаки, крестообразные фигуры, изобразительные сюжеты -изображения всадника, коня, тульпара (крылатого коня) и птиц, то есть языческие символы. На мужских надгробиях еще вырубались изображения огнестрельного и холодного оружия, газырей, обуви, кувшина для омовения, а на женских - ножниц, расчесок, украшений и т.д.

Таким образом, эпиграфический орнамент, являющийся художественным убранством различных архитектурных сооружений, не только высоко ценится как орнаментальное и декоративное искусство, но и содержит в себе высокий воспитательный потенциал, который можно с успехом задействовать в учебном процессе.

В контексте рассматриваемой проблемы заслуживают внимания памятники архитектуры Дербента. В части города, прилегающей к горам, была сооружена сохранившаяся по сей день огромная цитадель (ее стены отгораживают центральную часть Дербента). У восточной стены - строения албанского (античного), сасанидского и арабского времен (сасанидский дворец VI-VII вв.); внизу северо-западной стены - домонгольских времен; вверху - XIV-XVII вв. Также среди достопримечательностей города: руины дворцовых сооружений дербентского хана, «каменный мешок» для ханских узников, бани (XVII в.), гауптвахта (1828), крепостные стены Дербента с башнями и воротами (ворота Кырхляр-Капы в северной стене (VI -XIII вв.) и Орта-Капы в нижней стене (возведены в 6 в., неоднократно перестраивались).

В старой части Дербента расположен комплекс Джума-мечети, состоящий из мечети (VIII в.), медресе (XV-XIX вв.) и трех арочных ворот (XVII-XIX вв.), а также Кырхляр-мечеть (XVII в.), Минарет-мечеть (XVHl в., частично перестроена в XIX в.) с единственным в Дербенте полуразрушенным минаретом (XIX в.) и Чертебе-мечеть (XVIII-XIX вв.). Близ кладбища Кырх-ляр в северной части города находится бывший ханский мавзолей (1787-88), бани (XVII-XVIII вв.), подземные цистерны (XVII-начало XIX вв.) и остатки караван-сарая (XVII-XVIII вв.).

Основные направления и этапы использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебном процессе

Формирование активной гражданской позиции осуществляется с помощью создания подростком модели родного города, села. Создавая, моделируя среду, в которой постоянно находится ребенок, общество тем самым: ваяет обстоятельства его личного бытия, посредством их оно воздействует на сознание личности, усвоение им всей системы жизненно необходимых ценностей индивида. Провинция имеет в этом плане некоторые преимущества, ее большая консервативность, неторопливость в «осовременивании» своего облика, меньшая развращенность достижениями цивилизации, труженическая атмосфера, во многом общинный характер бытия, приближенность к реалиям земной жизни, к решению самых насущных человеческих проблем делают воспитание личности более естественным, близким к природе, к естеству человека.

Поскольку архитектура считается пространственным искусством, то одним из основных в восприятии данного искусства является ощущение пространства. Только восприятие в натуре, в реальных условиях, когда школьник самостоятельно может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь со средой его обитания, внешним окружением, интерьером, может дать полноценное представление о сооружении. Образ иного характера может создать впечатление, полученное от снимка.

В ознакомлении детей с памятниками архитектуры огромную роль играет учитель. «Для ребят в школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...»[72,С.34]. Учитель выступает посредником между школьником и миром искусства архитектуры, и его педагогическая задача состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ученика, соответствующему данной ступени его развития.

Учитель систематизирует разрозненные знания школьника об искусстве архитектуры, организовывает работу, заключающуюся в усвоении детьми новых знаний, получению эстетических переживаний, чувственного опыта. Такая работа должна быть последовательной, системной, поэтому в данном случае необходимо педагогическое планирование. «Планирование - это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятелыюстью»[102, С.48].

При планировании процесса реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе учителю надо учитывать следующее:

необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей нравственно-эстетического воспитания: воспитать гуманную, всесторонне развитую личность;

общая цель должна быть реализована в частных целях;

формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда;

определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность.

Ответственным шагом планирования является расчет работы во времени и пространстве. Ведь одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем другое - в музее или на улице.

В процессе планирования важно не только создать целостную систему из разрозненных частей (задач), но нужно еще и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, взвесить возможности и силы учащихся, учесть все возможные факты, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое. При этом не стоит забывать о системе контроля и учета, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.

Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, а также их потенциал. Например, школьники средних классов легче усваивают материал, если следовать от практики к теории и в то же время не стоит полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе дискуссий и познавательных бесед дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах искусства, которые изучаются ими. Поэтому теория и практика должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.

Помимо четкого планирования педагог должен постоянно помнить о педагогическом творчестве, так как это процесс взаимосвязанных качественных и количественных преобразований, изменений и, на этой основе, самоопределения, самоутверждения и самовыражения личности учителя.

Таким образом, весь процесс нравственно-эстетического воспитания для учителя должен быть четко запланированным. При ознакомлении школьников с образцами архитектуры мастерство учителя заключается в том, что весь ход восприятия искусства архитектуры надо сделать непосредственным, то есть таким, чтобы дети самостоятельно вошли в храм искусства. В подобном случае посредничество педагога требует некоторой тонкости и деликатности - несмотря на то, что учитель ставит и решает определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее решены, чем незаметнее они для детей. «Сохранение естественности постижения искусства -необходимое условие художественного воспитания. И не только художественного, но и всякого воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового»[115, С.28].

Заинтересовав ученика, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к ра 88 боте, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения.

Роль учителя заключается в организации реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры. «Правильное воспитание вовсе не означает искусственного привития детям извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону». Если же учитель игнорирует возрастные возможности ребенка, уговаривая его к активности, или использует такие методы, которые «принуждают» ребенка получать удовольствие от искусства, то неизбежным результатом этого окажется сворачивание активности ребенка, торможение его творческого процесса восприятия искусства.

Выбирая определённые темы занятий по изучению памятников архитектуры на уроках изобразительного искусства, учителю необходимо, на наш взгляд, ставить следующие задачи:

- помочь детям осознать, что через познание своих национальных памятников архитектуры можно направляться к восприятию духовно- нравственных ценностей других народов;

- донести до школьников информацию о памятниках архитектуры и окружающих предметах быта, знания, понятие и представление о них;

- привить учащимся интерес к памятникам архитектуры и через это формировать интерес к истории края, традициям, обычаям, культурным ценностям народа;

- формировать осознанные представления школьников о памятниках архитектуры, являющихся свидетелями прошлой эпохи;

- показать разнообразие, связь межконфессиональных культур на приме-; ре памятников архитектуры Дагестана;

Исходя из вышесказанного, у школьников вследствие приобщения к памятникам архитектуры формируется интерес и уважение к художественному наследию предков. Для эффективного и полезного восприятия школьниками материала, учитель должен ограничиться не только занятиями в классе, но и использовать посещение и показ памятников архитектуры, проводить уроки - беседы, уроки творчества, посвященные рассматриваемой проблеме, развивать практические навыки школьников (наброски с натуры, зарисовки).

Многочисленные памятники архитектуры Дагестана содержат в себе достаточно мощный культурный и воспитательный потенциал, который, однако, как нам представляется, востребован слабо. Изучив деятельность дагестанских общеобразовательных школ по рассматриваемой проблеме, мТы разработали три направления, способствующие реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Анализ реализации воспитательного потенциала средствами памятников архитектуры в учебном процессе

Определив тему и приступая к исследованию, мы внимательно проанализировали состояние изучения поставленной проблемы в программе по дисциплине «Изобразительное искусство». Кроме того, мы ознакомились с научными трудами отечественных авторов, в которых рассматриваются вопросы ознакомления школьников с архитектурными памятниками и их воспитательный потенциал, опираясь на специфику и возможности этого вида искусства; с теоретическими работами по психологии, педагогике, искусствоведению; с научно - методической литературой.

Исходя из специфики традиционной народной художественной культуры и, в частности, памятников архитектуры, а так же опираясь на результаты анализа недостатков в системе художественного образования и воспитания школьников, мы разработали условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры:

организация педагогического процесса по овладению культурным, художественно - эстетическим опытом народа, его духовным, познавательным и бытийно-практическими компонентами через ознакомление детей с памятниками архитектуры;

овладение стилевыми особенностями памятников архитектуры, его региональной спецификой;

сотворчество детей и взрослых по распознанию архитектурных памятников, его социальной, педагогической, эстетической значимости.

Основная цель предлагаемых условий - формирование у школьников культурно-исторического сознания, привитие интереса к памятникам архитектуры. Созданные дидактические условия предполагают не только приобщение учащихся к национально-художественной культуре, но и определение специфических возможностей памятников архитектуры в воспитании школьников, имеющих историко-культурную, художественно-творческую ценность.

Опираясь на результаты проведенного нами анализа с учетом рассматриваемой проблемы, мы разработали экспериментальную методику проверки условий реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе. Основной целью предлагаемого экспериментального исследования является введение школьников в мир искусства архитектуры, расширение их интереса к памятникам архитектуры родного села, города, повышение уровня знаний учащихся об искусстве архитектурных творений, которые могут содействовать в качестве ценностного ориентира приобщению учащихся к национально-художественной культуре.

В разработке экспериментальной части исследования мы применяли действующие принципы и подходы, предусмотренные программами по изобразительному искусству таких авторов как B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, И.М. Раджабов, М.М. Байрамбеков, а также передовой педагогический опыт работы преподавателей изобразительного искусства.

Педагогический эксперимент проводился в 5-6 классах общеобразовательных школ г. Махачкалы (СШ№ 36, СШ №16), г. Дербента (СШ №5) и г. Каспийска (СШ № 6). Исследованием были охвачены учителя изобразительного искусства, 300 учащихся 5-6 классов.

Значительное время было уделено наблюдению за детьми, проведено анкетирование, беседы с учащимися.

Основными задачами эксперимента являлись:

проверка эффективности методов реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе с изменениями и совершенствованиями структуры и содержания существующих программ; ,

выявление, разработка и экспериментальная проверка дидактических условий реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

акцентирование внимания школьников на памятниках архитектуры Дагестана, расширение закономерностей, путей развития художественно-педагогического образования;

рассмотрение памятников архитектуры как вида искусства, несущего в себе воспитательный потенциал в учебном процессе.

Последовательность приобщения школьников к памятникам архитектуры на уроках изобразительного искусства предусматривает методику поэтапного изучения содержания определенной темы, подробный учет познавательных, возрастных и практических возможностей школьников

Экспериментальная работа выполнялась в несколько этапов. Первый этап был подготовительным.

В процессе этого этапа экспериментальной работы были проанализированы планы работы преподавателей искусствоведческих дисциплин; проведено наблюдение за детьми в естественных условиях; выбран наглядный материал и составлен подробный конспект урока изобразительного искусства по теме: «Наследие предков - памятники архитектуры»; изучены и подготовлены вопросы для анкеты по данной теме.

Данная подготовительная работа дала следующие результаты: в школе №5 г. Дербента дети изучают историю архитектуры на занятиях изобразительного искусства. С детьми проводятся экскурсии по городу, они посещали один из наиболее значительных архитектурных ансамблей Дербента комплекс Джума-мечети, комплекс ханского дворца, изучали Дербентскую крепостную стену и т.д. Ребят интересовала тема памятников архитектуры родного города, они проявили желание изучить ее глубже. У школьников хорошая теоретическая и практическая база.

В школе №36 г. Махачкалы дети, к сожалению, лишены возможности целенаправленного и систематического изучения истории архитектуры, города. Не проводятся экскурсии, тематические беседы. Констатирующий эксперимент.

После завершения подготовительной части работы, мы провели . экспериментальную часть нашего исследования. В задачи констатирующего этапа исследования входило следующее:

выявить уровень знаний учащихся по исследуемой теме;

определить особенности восприятия детьми памятников архитектуры.

Школьникам было предложено заполнить анкету (Приложение 1). Проведен урок изобразительного искусства по теме: «Искусство архитектуры».

Рассмотрим общую картину ответов школьников города Дербента на представленные вопросы.

В целом большинство детей сумело ответить на вопрос: Что такое архитектура?

Одна треть школьников сумела выразить свое отношение к культурно-историческому и эмоционально-эстетическому воздействию памятников архитектуры.

Среди знаменитых на весь мир памятников архитектуры более всего упоминались московский Кремль, египетские пирамиды, Зимний дворец, Эйфелева башня.

Отличие мечети от церкви объяснялось разными конфессиями, а также архитектурными особенностями, например, наличие у мечети минарета, у церкви - колокольни, креста, общими деталями были названы купол, указывалось и на оформление этих культовых сооружений.

Больше половины учеников смогли написать о том, чем украшены храмы, но ответы были неполные и не совсем точные.

Мечети родного города дети визуально знают, но с более подробной характеристикой не знакомы.

То же самое можно сказать и о знании ими христианских церквей.

Самым красивым архитектурным памятником в городе была названа Дербентская стена, ввиду ее древности, величавости, размеров.

Среди трех самых известных архитектурных памятников города в основном были названы Дербентская крепость, Джума-мечеть, древнее кладбище Кырхляр.

Школьники практически ничего не смогли рассказать о мастерах архитекторах и архитектурных стилях памятников на территории Дагестана.

Похожие диссертации на Условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе