Содержание к диссертации
Введение
ГЛ А В А I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА ОСНОВЕ ИДЕИ КУЛЬТУРЫ МИРА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ 14
1. Анализ состояния проблемы управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира в педагогической теории и практике 14
2. Теоретико-методологические подходы разрешения проблемы управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира 41
Выводы по главе i 70
ГЛАВА II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА ОСНОВЕ ИДЕИ КУЛЬТУРЫ МИРА 72
1. Концептуальные положения формирования системы управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира 72
2. Технология управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира 92
3. Оценка эффективности разработанной системы 118
Выводы по главе 11 139
Заключение —141
Литература 148
Список приложении 168
- Анализ состояния проблемы управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира в педагогической теории и практике
- Концептуальные положения формирования системы управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира
- Технология управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира
Введение к работе
Понятие «культура мира» впервые прозвучало в 1989 году на Международном конгрессе «Мир в сознании людей», организованном ЮНЕСКО. В выступлении на этом конгрессе Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор говорил: «Сегодня мир означает одновременно мир между людьми, мир между народами и странами, мир между мужчинами и женщинами, с одной стороны, и государством, с другой, но также мир между человеком и его природной и социокультурной средой».
Таким образом, была сформулирована идея культуры мира, что положило начало ее интенсивной разработке ЮНЕСКО и всей системой Организации Объединенных Наций.
Теперь под культурой мира понимается совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение уважение жизни, человеческой личности, ее достоинства и права; отказ от насилия и его недопущение; признание равенства права каждого на свободу слова, мнений и информации; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, толерантности, плюрализма, понимания и принятия различий между людьми в культуре, правах и обычаях, в убеждениях и верованиях, взаимопонимания как между народами, так и между этническими, религиозными и иными группами.
Пятьдесят вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН провозгласила завершающий год XX столетия Международным годом культуры мира.
Мир не может быть гарантирован на основе политических, экономических или военных соглашений. Он в значительной степени зависит от единодушной, искренней и твердой приверженности народов. Именно от нашего поведения, отношения и каждого нашего поступка в повседневной жизни зависит достижение мира. Культура мира является универсальной
4 культурой, которую должны разделять все народы и все люди для того, чтобы придать смысл своей принадлежности к человечеству в целом.
Глубоко осознавая это, Генеральная Ассамблея ООН 10 ноября 1998 года провозгласила период 2001-2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. Образование как реальное средство утверждения культуры мира, терпимости, ненасилия и диалога, может и должно стать проводником этих идей.
Вместе с тем актуальность данного исследования обусловлена и необходимостью обновления образования в момент перехода от одной общественно - экономической системы к другой, наличием социального заказа, который требует высоко коммуникативных людей, развития духовного и интеллектуального потенциала человека. Данная проблема , которая решается системой образования, стоит сегодня не только как гуманитарная проблема, а и как условие национальной и всеобщей безопасности, выживания нашей цивилизации перед лицом глобальных вызовов времени. Исследование специально рассматривает вызов культуры мира для того, чтобы определить наиболее важные направления развития современной системы образования.
Актуальность проблемы развития взаимоотношений в школьном коллективе на идее культуры мира в интересах воспитания Человека-Гражданина мира, от которого зависит духовное здоровье будущего населения государства, планеты, очевидна.
Отдельные аспекты указанной проблемы нашли отражение в современных исследованиях.
Исследованы философские основы современного образования (Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский , Б.Т. Лихачев Б.Т., Ю.И. Турчанинова и др.).
Изучена культуроформирующая функция образования (Т.И. Березина, А.В. Грошева, С.Н. Митин, К.М. Ушаков и др.).
Большое внимание уделено разработке проблемы управления качеством образования (В.Г. Быкова, М.М. Поташник, И.Б. Сенновский, Г.Е. Сенышна, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.).
Исследованы воспитательные концепции конца прошлого века Л.В. Байбородовой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, И.П. Иванова, В.А. Караковского, З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Б.А. Ручкина, Г.К. Селевко, В.П. Созонова, Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой и др. Отмечено, что методологической основой этих концепций являются гуманистические подходы, которые сформулированы в мировой и отечественной педагогике (Я.А. Коменский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ю.С. Митина, и др.), положения гуманистической психологии XX в. и теория деятельности А. Н. Леонтьева, выводы С. Л. Рубинштейна; теория отношений В. И. Мясищева.
Кроме того, рассматривая проблему формирования управленческих знаний и умений в аспекте культурологического подхода, изучались работы Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова, Т. И. Шамовой, А.В. Грошевой и др.
Многие исследователи сегодня рассматривают организационную культуру в школе в аспекте гуманитарно-культурологического подхода (Э. Д. Днепров, Ю. А. Конаржевский, М.М. Поташник, К. М. Ушаков, А.В. Грошева, Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко и другие).
В результате анализа философской и психолого-педагогической литературы выявлена тенденция изменения характера взаимоотношений в период демократизации школы: взаимоотношения участников образовательного процесса развиваются на идеях гуманизации и гуманитаризации. Наблюдается и тенденция переноса акцента на субъект-субъектные отношения и их развитие по горизонтали на основе доверия, уважения, равноправия. Однако проблема управления развитием взаимоотношений в коллективе на основе идеи культуры мира в
б педагогической теории и практике не получила достаточно полного научного изыскания.
Анализ состояния проблемы позволяет выделить ряд неразрешенных противоречий:
необходимость обновления управления развитием
взаимоотношений в коллективе на основе идеи культуры мира как вызова современности и отсутствие научно обоснованной, эффективной системы управления этим процессом;
потребность в личности учителя, обладающего высокой педагогической культурой, и фактически недостаточный ее уровень у определенной части учителей;
индивидуально-творческая деятельность учителя и типовая не-личностно-ориентированная система его подготовки и переподготовки;
необходимость целенаправленной воспитательной работы по формированию гуманных взаимоотношений между членами коллектива и отсутствие в реальной практике целенаправленной программной деятельности педагогов по формированию гуманных взаимоотношений на основе идеи культуры мира.
Исходя из названных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, цели, содержание и технология развития взаимоотношений членов школьного коллеісгива на основе идеи культуры мира.
Цель нашего исследования - разрешить данную проблем}': разработать научно обоснованную систему управления (цели, содержание, технологию) развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира.
Объект исследования: система внутришкольного управления.
Предмет исследования: процесс управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира.
7 Гипотеза исследования: если обновить процесс управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира, то можно ожидать:
развития управления на основе само- и соуправления в школьном коллективе;
знания правил и наличия устойчивых навыков доброжелательного общения среди детей и взрослых;
знания правил и устойчивых умений вступать в диалог, слышать и слушать партнера, умения задавать вопросы и адекватно отвечать на них;
ценностного отношения к демократии, правам человека, мнению и особенностям другого человека, способам компромиссных, ненасильственных разрешений конфликтов;
разрушения психологических стереотипов детской агрессии и утверждения демократических норм общежития, миротворчества и гармонического взаимодействия этнокультурных общностей;
повышения профессиональной компетентности педагогических кадров при освоении различных техник и технологий общения в образовательном процессе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы его задачи:
Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
Определить теоретико-методологические подходы разрешения проблемы.
Разработать и апробировать концептуальные положения и технологию формирования и развития взаимоотношений в коллективе на основе идеи культуры мира.
Оценить эффективность разработанной системы и подготовить научно-методические рекомендации.
Общая методология базируется на объективных законах диалектики: единстве и борьбе противоположностей; взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, диалектике общего, особенного и единичного, философских представлениях о сущности и единстве анализа и синтеза.
В поисках путей получения качественно нового результата проектируемой образовательной системы нами выделяются четыре уровня методологического анализа проблемы: философский, общенаучный, конкретно научный, уровень применения методов познания.
Общенаучный уровень представлен системным, деятельностным, личностно-ориентированным, синергетическим, рефлексивным и ситуационным подходами.
Конкретно научную методологию представляет развивающаяся культурологическая теория, теория культуры мира, теория регионализации различных сфер жизни человека.
Методы исследования базируются на таких специальных методах научного познания, как наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, анкетирование, беседа, тестирование, сравнение, и статистических методах.
На практическом уровне проблема формирования культуры межличностных отношений в диссертационном исследовании рассматривается с точки зрения разработки и реализации концепции управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира. Для построения концептуальной модели управления изучались работы:
- по актуальным проблемам образования на пороге третьего
тысячелетия (В.В. Загладин, А.А. Зворыкин, СП. Капица, К.К. Колин, Д.С.
Лихачев, А. Мень, Н.Н. Моисеев, Н.К. Рерих, И.Т. Фролов и др.);
- по управлению развитием различных педагогических систем (Т. М.
Давыденко, Э.Д Днепров, В. И. Зверева, А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевский,
9 Л. И. Луценко, Н. В. Немова, М. М. Поташник, В. С. Селиванов, П. И. Третьяков, О.Г. Хомерики, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова, К. М. Ушаков, Е. А. Ямбург и др.);
по теории культуры мира (Дэвид Адаме, Н.И. Ващенко, В. К. Григорова, О.В. Дедович, О.Л. Жук, MB. Кабатченко, В.Т. Кабуш, А.С. Капто, В.Г. Литвинович, А.Малиновский и др.);
по теории гуманизма (B.C. Соловьев, А.В. Арнольдов, Ю.А. Конаржевский и др.);
по культурологической основе управления (К.М. Ушаков, А.В. Грошева, В. Д. Козлов и др.);
по системному подходу (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, Ю.А. Конаржевский, В.Д. Козлов, А.В. Грошева, Т.М. Давыденко, П.И. Третьяков, Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина и др.);
по деятельностному подходу (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.С. Каган, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.);
по личностно-ориентированному подходу (В.Е. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, Е.Н. Степанов, П.И. Третьяков, И.С. Якиманская и др.);
по синергетическому подходу (В.И. Аршинов, Я.И. Свирский, И.Б. Сенновский, Т.Н. Давыденко и др.);
по рефлексивному подходу (Т.М. Давыденко, B.C. Дудченко, А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, П.И. Третьяков и др.).
Источники, база и организация исследования. В основу исследования положены анализ нормативных документов, обобщение массового и новаторского педагогического опыта. Опытно-экспериментальной базой исследования служили МОУ СОШ № 28 и гимназия эстетического профиля г. Смоленска.
Работа выполнялась в несколько этапов.
На первом этапе (1998-1999 г.г.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная педагопіческая, психологическая, философская
10 литература в целях разработки основ исследования. Были определены предмет, цель, задачи, сформулирована рабочая гипотеза. Проводился отбор материала, необходимого для постановки эксперимента, обобщался опыт.
На втором этапе (2000-2001 г. г.) на основе анализа литературы по проблеме исследования разрабатывались концептуальные положения управления развитием взаимоотношений в коллективе на основе идеи культуры мира, разрабатывались соответствующие модели управления, технология их реализации.
Третий этап (2002 - 2004 г. г.). Проанализированы,
систематизированы и обобщены результаты теоретико-экспериментальной работы, получены уточняющие данные и оформлены результаты.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
представлено на научно-теоретическом уровне решение проблемы управления взаимоотношениями на основе идеи культуры мира, разработаны концептуальные положения, функциональная модель управления;
разработаны содержание и технология управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира и комплексно-целевая программа ее реализации;
разработано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, построенного на основе идеи культуры мира (учебный план, факультативы для учащихся школы с 1 по 11 классы, спецкурс «Учимся и учим культуре мира» для учителей).
Теоретическое значение исследования:
обогащена теория внутришкольного управления развитием взаимоотношений в образовательном процессе за счет использования идеи культуры мира;
сформулированы принципы управления развитием взаимоотношений в коллективе на основе идеи культуры мира (гуманизация, гуманитаризация, демократизация, системность,
дифференциация, открытость, многоукладность, стандартизация),
обеспечивающие непрерывность, устойчивость развития школьного
коллектива;
- определены и обоснованы педагогические условия,
обеспечивающие эффективность становления и развития
взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры
мира: развитие управления на основе самоуправления, создающего
предпосылки для проявления активной позиции, ответственности,
осознания себя субъектом жизнедеятельности школы; осознание
своей миссии Человека - Решателя в процессе развития поисковой и
творческой деятельности учащихся; развитие гуманистических
отношений; соблюдение норм свободы выбора в образовательном
процессе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная
система внутришкольного управления может применяться в различных типах
и видах образовательных учреждений, а также в системе повышения
квалификации учителей и руководителей школ.
Достоверность полученных результатов обеспечена четкостью методологических позиций, научно построенной теоретической базой исследования, а также подтверждена опытно - экспериментальным путем и репрезентативностью статистического материала по оценке эффективности разработанной системы.
На защиту выносятся следующие положения:
Необходимость обновления управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира вызвана актуальной потребностью формирования новой личности школьника - Гражданина мира без потери своих национальных корней.
Концептуальные положения управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе, которые призваны обеспечить:
единое образовательное пространство школы, развивающее и дополняющее концепцию культуры мира, в основе которого лежат взаимоотношения, основанные на уважении и доверии;
развитие корпоративного стиля управления на основе само- и соуправления с развитием горизонтальных связей и взаимоотношений;
обновление практики социализации и воспитания в духе мира, демократии, прав человека и толерантности.
3. Технология управления развитием взаимоотношений в школьном
коллективе обеспечивается реализацией гуманитарного содержания
гуманистическими способами, формами и средствами, построенными на
основе идеи культуры мира; структурой матрично-проектного управления;
обновлением содержания управленческой деятельности по всему составу
функций с отражением корпоративных связей; обновлением содержания
образования на идее культуры мира; системой подготовки кадров;
комплексно-целевой программой и научно-методическим сопровождением
для ее реализации.
4. Результаты реализации концепции и технологии в виде качественных
характеристик развития образовательного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования доложены, обсуждены и получили одобрение на педагогических советах, общешкольных научно - практических конференциях, на всероссийских конференциях в Смоленске (1995,2001 г.г.), Москве (1998г.); на заседаниях кафедры управления развитием школы Московского педагогического государственного университета; нашли отражение в статьях, тезисах. Материалы исследования использовались при проведении практико - ориентированных семинаров для учителей, заместителей директоров, директоров школ г. Смоленска и области.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы,
13 приложений. Общий объём диссертации 228 страниц. Использовано 219 библиографических источников, в тексте 3 схемы, 9 диаграмм, 10 таблиц.
Во введении содержится постановка проблемы, обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи исследования; формулируется гипотеза; характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; определяются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Состояние проблемы управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира и методологические подходы ее разрешения» исследовано состояние проблемы, выявлены и охарактеризованы основные тенденции развития взаимоотношений на основе идеи культуры мира; определены основные методологические подходы к построению запроектированной системы.
Во второй главе «Система управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира» разработан технологический подход к управлению, состоящий из последовательных способов и операций, позволяющих обеспечить при наименьших затратах средств, сил и времени реатьные положительные результаты.
В заключении обобщены результаты исследования, сформ>глированы его основные выводы, определены пути реализации описанного опыта.
В приложениях содержится научно - методический инструментарий управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира.
Анализ состояния проблемы управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира в педагогической теории и практике
Перед человечеством сегодня лежит множество глобальных проблем, решать которые можно только на основе концепции культуры мира. К таким проблемам мы относим переход общества от неудержимого потребления и накопления к равномерному динамическому развитию. Это и перевод международной жизни к многополюсной конфигурации, борьба с бедностью. Это и решение экологических проблем. Исходя из этих проблем культура мира становится стратегическим процессом, реализация которого охватывает практически все сферы человеческой деятельности и тем самым определяет состыковку различных наук - политической, экономической, социальной, юридической, культурологической, психологической, педагогической, экологической и других. То есть концепция культуры мира требует междисциплинарных исследований, а значит, и растущую потребность сближения и сочетания естественных и гуманитарных наук.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что прежде всего в центре нашего внимания должны стать такие взаимосвязанные понятия, как «отношения», «межличностные отношения», «взаимоотношения», «общение», «психологический климат», так как познание любого явления должно предполагать овладение понятийным аппаратом.
Существует много определений категории «отношение».
Отношения человека к действительности, которые являются продуктом природного и общественно-исторического развития, требуют не только психологического, но общественно-исторического и педагогического объяснения.
Природная основа отношений объясняется физиологией, учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. В основе общественно-исторического понимания отношений человека - исторический материализм, история развития человечества, история культуры.
Б. Г. Ананьев рассматривает их как индикатор и средство выражения, объективации всех действий человека [4, С.28], относя их при этом к чертам характера. Н. Н. Обозов определяет отношения как реально действующую связь в рамках «субъект-объект» и «субъект-субъект» [130]. Оба вышеназванных автора используют аспект направленности отношений (отношения к себе, другим людям, делу), в содержании понятия «отношение» преобладает мотивационный смысл. Субъект - субъектные отношения включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отношение человека к самому себе, т.е. самоотношение. В свою очередь, субъект - объектные отношения - это все отношения личности к действительности, исключая отношения между людьми и самоотношение.
В психологическом словаре «отношения» характеризуются как «объективные и субъективные связи», существующие между людьми в социальных группах [143, С.74]. Психологи включают в данное понятие связи, существующие между людьми в социальных группах, понятие связи человека с миром, другими людьми, обществом, самим собой. Отношение как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности рассматривает В. Н. Мясищев [122].
Мы считаем, что можем рассматривать «отношения» как целостную систему индивидуальных, избирательных, осознанных, целенаправленных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающей из истории развития человека, которая, в свою очередь, отразит его личный опыт и будет определять его действия, поступки, переживания. В работах современных педагогов, психологов идет глубокое изучение отношений. «Новое качество социально-психологических отношений обусловлено тем, что они всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения. Все эти "взаимо" интегрируются в групповые эффекты сотрудничества - соперничества, дружбы - вражды, любви - ненависти, добра
- зла, лидерства - конформизма и другие», - подчеркивает Попикова Н. Ю. [141,С19].
Психологический словарь утверждает, что «межличностные отношения - это система межличностных установок, ориентации, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей» [143, С.31] Мы считаем, что возросший интерес психологов к вопросу общественных отношений объясняется пониманием необходимости перехода от научных исследований к практическому внедрению результатов в практику. Б.Ф. Ломов подчеркивает: "Понимание общественных отношений в практическом психологическом аспекте во многом облегчается тем обстоятельством, что каждый конкретный человек обладает определенными признаками: возрастными, половыми, национальными, профессиональными и т. д. Это дает возможность судить о возможных общественных отношениях, в которые включен отдельный человек. Таким образом, общественные отношения как бы индивидуализируются, приобретают непосредственный характер» [103, С.6]. На наш взгляд подобное заключение поможет каждому индивиду лучше понять свое отношение к действительности.
Существуют и различные классификации межличностных отношений. Н. Н. Обозов видит это так: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, официальные и неофициальные, деловые и личные [129, С.З].
А. В. Петровский делит отношения на формальные и неформальные, в зависимости от степени соблюдаемости принятых правил взаимоотношений [136]. Межличностные отношения в группе, а также физиологическая и психологическая совместимость ее членов создают общественно-психологическое явление, которое называют "психологический климат" [136].
В. И. Паниотто межличностные отношения трактует как "взаимоотношения", понимая под ними "систему сознательных и субъективно - определенных взаимодействий индивидов», он же называет и другие понятия, близкие к понятию "взаимоотношения": "межличностные отношения", "межличные отношения, "контакты" и т.п. [134,С.9-10]. Следует заметить, что эти понятия, согласившись с В. И. Паниотто, мы можем считать синонимичными.
Межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения. А. В. Мудрик дает определение общения через "взаимодействие людей", содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации, а результатом такого взаимодействия является установление взаимоотношений [119, С.52].
Общение, по мнению Б. Ф. Ломова - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми [103, С.6]. Общение как "... процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы по своей сущности не индивидуальные, а социальные" определяет А. А. Леонтьев [95, С.4].
Одно из самых полных определений понятия "общение" представлено в словаре "Психология". "Общение - это:
1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека;
Концептуальные положения формирования системы управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира
Факт, который не вызывает сегодня возражений, - развитие интеграционных процессов между отдельными государствами в направлении формирования единой цивилизации планеты. Появляется новое сообщество людей с национальными особенностями характера, с различными традициями, культурой, религиозными убеждениями, социально-экономическим уровнем развития, укладом жизни. При этом логака общественного развития направляет усилия людей к сотрудничеству и миру, а логика сохранения этноса, национального самосознания и самоопределения нередко сопровождается противоречиями, не исключающими проявлений конфронтации и силовой политики. Соотношение между силами войны и силами мира изменяется в пользу последних. Осмысление последствий мировых войн, мощи современных средств массового поражения делает возникновение третьей мировой невероятным. Однако прогресс науки и техники дат людям ядерное, химическое, бактериологическое оружие, которое может вызвать необратимые глобальные изменения в экологической сфере, даже при лок&іьньїх войнах. Пропаганда культуры ненасилия и мира, благодаря которой дети учатся жить вместе в гармонии и мире, что будет способствовать укреплению международного мира и сотрудничества, должна исходить от взрослых и прививаться детям.
Ушедший век принес человечеству невиданные ранее гигантские коренные социальные преобразования, масштабные и быстрые изменения в человеческой культуре, науке, технике, искусстве. И мы порой скромны в оценке глобальных достижений образования, которые оказались по своим масштабам и ошеломляющей скорости изменения наравне с веком.
История предыдущего столетия не раз давала повод утверждать, что массовое образование является одним из самых устойчивых социальных институтов, единственным, который всегда противостоит кризисам общества в силу своей естественной устремленности в будущее.
Нельзя забывать ни исторических корней, ни нынешних достижений системы образования. Но ради движения в будущее следует критически отнестись и действующему содержанию образования, и сумме педагогических технологий массовой школы рубежа XXI века.
Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и уже наступающем информационном обществе.
Эти вызовы должны найти свое отражение при определении стратегических приоритетов развития системы образования и тех новых задач, которые должна решать эта система. Такими вызовами являются следующие: технологический, демографический, экологический, информационный, динамический, мировоззренческий, нравственный, вызов культуры мира. Их глубинные корни находятся не в экономической, политической или же социальной сферах общества. Они находятся в духовной сфере и напрямую связаны с уровнем образованности, нравственности и моральными качествами людей, их миропониманием и мирозрением.
Другими словами, будущее человечества и возможность дальнейшего существования разумной лшзни на планете как никогда ранее обусловлены сегодня именно «человеческими качествами», их способностью к адекватной оценке современной ситуации в мире, их взаимоотношениями, умением идти на компромисс, прогнозировать будущее. Анализ образовательной ситуации позволяет выделить следующие противоречия современного образования:
- необходимость обновления управления развитием взаимоотношений в коллективе на основе идеи культуры мира как вызова современности и отсутствие эффектной системы управления этим процессом;
- индивидуально-творческая деятельность учителя и типовая неличностно-ориентированная система его подготовки и переподготовки;
- потребность в личности учителя, обладающего высокой педагогической культурой, и фаісгически недостаточный уровень у определенной части учителей;
- необходимость целенаправленной работы по формированию гуманных отношений между членами коллектива и реальная практика воспитания, которая часто имеет нецеленаправленный, стихийный характер. Анализ образовательной сіпуации выводит нас также на следующие проблемы, требующие комплексного решения:
- адаптация детей к постоянно изменяющимся социальным, культурным, экономическим условиям, их социализация и, в какой -то мере, реабилитация с учетом недостатков их физического и эмоционального развития для воспитания человека-Решателя;
- повышение, с одной стороны, качества результатов образовательного процесса, с другой - развитие сферы образовательных и дополнительных услуг, представляемых образовательной системой школы;
- обеспечение потенциала дальнейшего развития образовательной сферы на основе создания единого адаптивного образовательного и информационного пространства, модернизация управления, тщательное планирование и мониторинг экспериментальной и инновационной работы, координация деятельности в интересах образования; - проблема развития духовного и интеллектуального потенциала человека, которую призвана решить перспективная система образования, объективно выдвигается сегодня на первый плші уже не как гуманитарная проблема, а как необходимое условие обеспечения национальной и глобальной безопасности, выживания цивилизации перед лицом глобальных проблем. Образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости. Ему принадлежит решающая роль в деле развития личности на протяжении всей ее жизни, а также развития всего общества. Конечно, это не панацея, не ключ решения всех проблем в мире, стремящихся к достижению своих идеалов, а всего лишь одно из средств, которое, однако, более чем какое-либо другое, служит гармоничному и подлинному развитию человека, цель которого заключается в том, чтобы покончить с нищетой, отторжением, непониманием, угнетением и войнами, чтобы люди не причиняли боли и не наносили ран друг другу только потому, что один отличается от другого; чтобы они принимали друг друга такими, какие они есть, чтобы были терпимыми, не прибегали к физическому насилию, жестокости, моральному и психологическому давлению на человека.
Технология управления развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира
Поскольку культура мира является длительным процессом изменения в образе мышления, поведения, построения отношений, образование и воспитание людей играют решающую роль в ее становлении. В условиях быстро изменяющегося мира и сложности общественной ситуации в России необходим охват всех звеньев, «работающих» на культуру мира, - от семейного и дошкольного воспитания до образования взрослых, утверждение в их умах идей демократии, свободы, справедливости, взаимопонимания между народами, культурными и религиозными группами, отдельными людьми. Одним из важнейших аспектов является воспитание и образование подрастающего поколения - взрослых XXI века. Большое значение имеет непрерывность образования в духе культуры мира, последовательность и объединение усилий.
Что нужно сделать, чтобы перевести школу в статус школы культуры мира, взаимоотношения коллектива которой строятся на принципах идеи культуры мира?
Программа действий в области культуры мира, принятая 53-й сессией Генератьной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года, указывает на конкретные мероприятия в целях содействия становлению культуры мира. И в разделе мероприятий по укреплению демократического участия названа реформа правления для содействия «культуре управления»», что соответствует принципам культуры мира.
Проблема приобщения к культуре мира в школе решается прежде всего через изменение системы внутришкольного управления, в результате перехода с линейной системы управления на матрично-проектную, которая обеспечит связь всех участников процесса.
Объектом управления в школе, где отношения строятся на принципах идеи культуры мира, является инновационный процесс, который, как сказано в концепции, предполагает изменение технологий обучения и воспитания, содержания образования, цели школы, организации учебно-воспитательного процесса, введение новых методик мониторинга. И чтобы качественно обеспечить осуществление нововведений в объекте, необходимо провести изменения в управляющей системе, так как управляющая система всеми своими субъектами, структурами, деятельностью субъектов должна воссоздавать в себе объект управления.
Модель организационной структуры управляющей системы школы культуры мира отражена на схеме 1.
Следует отметить, что модернизация организационной структуры управляющей системы необходима еще на этапе подготовки программы развития школы на идее культуры мира, управляющая система должна своими субъектами, структурами, подразделениями, группами с их функциями, задачами, методами деятельности полностью отражать в себе новую развивающуюся школу (т. е. новый управляемый объект, обеспечивать его эффективное создание, освоение, функционирование в новых условиях и последующее развитие).
На первых двух уровнях структуры управления (по содержанию это уровни стратегического и тактического управления) появляются совершенно новые коллективные субъекты - секции (команды), которые будут иметь своих руководителей - председателей, а функции и права определены и утверждены в уставных документах. Следует не забывать: главное здесь -дать право выбора участия в каждой из секций, чтобы сделать каисдую из них более компетентной и профессиональной. Активное участие всех членов коллектива в работе секций будет показателем благоприятного морально-психологического климата. Другими признаками положительного морально-психологического климата будут являться высокая продуктивность коллективной работы и развитые межличностные отношения. А развитие таких качеств, как эмпатия, доброжелательность, инициативность, открытость, самопознание, будут содействовать согласованности действий и оптимизации взаимоотношений в различных видах деятельности.
На уровне тактического управления будут существенные изменения в связи с появлением здесь заместителя директора по опытно -экспериментальной, научной работе. Его главные функции - обучающая, методическая, организаторская, а только потом - контролирующая. Этот заместитель должен уметь профессионально готовить концепцию школы, комплексно - целевую программу ее внедрения, обязан уметь обучать этому учителей и т.д. Объектом его управления является процесс создания и освоения нововведений, построения нового типа отношений.
На этих уровнях управления появятся школьный психолог, социальный педагог, психоневролог, медицинские работники, которые будут оказывать различные виды поддержки учащимся, заниматься мониторингом, выявлять обучающие возможности учителей.
Уровень цикловых методических объединений - уровень оперативного управления. На этом уровне при внедрении нашей концепции могут создаваться новые организационные подструктуры: творческие группы учителей, экспертные комиссии, творческие лаборатории, проблемные семинары, школы педагогического мастерства, которые будут создаваться с целью организации работы по интеграции идеи культуры мира в учебно -воспитательный процесс, его отслеживания, коррекции и координации работы. Временные субъекты, органы и связи возникают и умирают, что и обеспечивает необходимую для развития гибкость органиграммы управляющей системы. Эти новые структурные подразделения будут создаваться под новую идею культуры мира, под новые задачи с новыми связями - отношениями, которых не было.
На этом уровне структуры управления модернизируется и такой субъект как классный руководитель. Обновление в нашем случае идет через содержание его деятельности, изменение его отношения к содержанию деятельности. Варианты деятельности классного руководителя могут быть различными: это и учитель и он же классный руководитель, освобожденный классный руководитель, классный руководитель на все или несколько классов параллели, на два или несколько классов различных параллелей. В наблюдаемых нами школах существуют сочетания различных вышеназванных видов, но налицо главная особенность этих взаимоотношений: они предполагают не только и не столько подчинение, сколько курирование, помощь, педагогическое руководство, сопровождение учащихся, создание условий для превращения ученика в субъект управления, признания факта, что талантлив каждый ученик, только талант у каждого свой, каждый ученик - личность не только с обязанностями, но и со своими правами. Следует заметить, что уровень учащихся является также уровнем оперативного управления, имеющего свою специфику , то, что часто мы называем уровнем соуправления и самоуправления.