Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении 15-109
1.1. Философские и психологические аспекты воспитания на принципах культуры мира: исторический аспект 15-46
1.2. Педагогические основы воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении 47-86
1.3. Анализ опыта воспитания подростков на принципах культуры мира в детском движении г. Хабаровска 87-109
Глава 2. Педагогические условия активизации воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении 110-162
2.1. Создание миротворческого культурно-воспитательного пространства, способствующего воспитанию подростков на принципах культуры мира 110-127
2.2. Сотрудничество как содружество и сотворчество подростков и педагогов в процессе воспитания на принципах культуры мира 128-144
2.3. Использование целевой образовательной программы детского общественного объединения в воспитании подростков на принципах культуры мира 145-162
Заключение 163-169
Библиография 170-196
Приложения 197-322
- Философские и психологические аспекты воспитания на принципах культуры мира: исторический аспект
- Анализ опыта воспитания подростков на принципах культуры мира в детском движении г. Хабаровска
- Создание миротворческого культурно-воспитательного пространства, способствующего воспитанию подростков на принципах культуры мира
- Использование целевой образовательной программы детского общественного объединения в воспитании подростков на принципах культуры мира
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена переосмыслением ценностных оснований воспитания, ведущие направления которого определены общественно-экономическими изменениями и современной социокультурной ситуацией в стране, международными нормами и стандартами, Национальной доктриной и Концепцией модернизации российского образования. Гуманистически ориентированный характер воспитания означает рассмотрение его не только как деятельности с фиксированным результатом, но и как включение личности в гражданский, межнациональный мир, приоритет в котором имеют универсальные общечеловеческие ценности: мир, жизнь, свобода, гражданская ответственность, толерантность, инициативность, социальная активность. Особое место среди них занимает культура мира как условие и предпосылка духовного развития личности, как способность строить отношения сотрудничества на основе взаимного уважения и ненасилия, как новая ступень осмысления принципов мира и ненасилия, миротворчества и миролюбия, толерантности и терпимости, диалога и компромисса. Вот почему культура мира призвана сегодня стать важным нравственным ориентиром, а воспитание личности на ее ведущих принципах - одной из задач педагогической науки и практики.
Культура мира, выступающая альтернативой жестокости и террору, - это культура развития нового отношения к жизни, предполагающего становление моральных основ жизни общества XXI века. А начало его ознаменовано появлением новых проблем в осмыслении сущности и признаков гражданского общества и его неотъемлемой составляющей - детского общественного движения. Опыт, обретаемый ребенком в детском сообществе, действующем на основе истинно демократических норм, проецируется на взрослую жизнь. Организация общественной жизни подростков выступает источником построения гражданского общества и воспитания детей в духе культуры мира.
Для изучения возможных путей организации такого воспитания мы обратились к педагогическим потенциалам детского общественного объединения, создающего специфическую среду для развития творческой активности и самореализации ребенка в социальной сфере. Возникновение таких объединений сегодня - явление многоликое, сложное, но на современном этапе не достаточно изученное. Среди подобных объединений особое место занимают детские сообщества миротворческой направленности, целью которых является воспитание личности, относящейся с доверием к окружающему миру, уверенной в себе, способной защитить собственные права и права окружающих, личности с чувством высокой ответственности не только за свою судьбу, но и за судьбы других людей, за судьбу мира. А это и есть воспитание гражданина мира, наделенного новым мышлением, независимого, социально активного, обладающего чувством солидарности и общей ответственности для достижения цели.
Эта социально значимая задача определена в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского образования до 2010 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2000-2005гг.)», документах ЮНЕСКО.
Сегодня, когда мир рассматривается как основная гарантия будущего человечества, как стратегия объединения пока еще во многом разрозненного мирового сообщества, необходимость осмысления воспитания на принципах культуры мира исходит из естественного стремления, потребности индивида жить в мире. Человек, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов на основании национальности и культуры, подготовленный к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их таковыми, каковы они есть, будет больше участвовать в миротворческих созидательных процессах, сотрудничать во имя мира и прогресса,
5 сопричастно относиться к проблемам других людей. Принципы ненасилия и миротворчества, миролюбия и толерантности, диалога и компромисса становятся основными в воспитании подростков в детском общественном объединении и являются важным условием формирования их индивидуальной культуры мира.
Научными предпосылками изучения избранной проблемы стало обращение к философской и психолого-педагогической литературе и выявление идей, подходов, взглядов, способных помочь выстроить целостную концепцию проводимого исследования.
Теоретический фундамент культуры мира составляет исторические традиции, связанные с проектами «вечного и справедливого мира».
Теоретическими источниками для исследования стали труды мыслителей прошлого: Аристотеля, Конфуция, Платона, Сократа, заложивших гуманистическую традицию мировой философской и общественной жизни. Философские идеи о гуманизме И.Г. Гердера, И. Канта, Я.А. Коменского, В. Пена, Э. Роттердамского и Ж.-Ж. Руссо послужили предпосылкой для разработки исторического аспекта исследуемой проблемы. Идеями мира без насилия, мирного сотрудничества народов пронизаны работы социалистов - утопистов Т. Кампанеллы, Ж. Мелье, P.O. Оуэна, К.А. Сен-Симона, Ф.М.Ш. Фурье. Идеи пацифизма, проникшие в теорию и практику воспитания (М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. Феррьер и др.), позволяют осмыслить роль общественных организаций в воспитании личности, активно отстаивающей мир и справедливость.
Понимание гуманистического подхода к воспитанию на принципах культуры мира выстраивается на основе идей М. Ганди, М. Кинга, Л.Н. Толстого о ненасилии; идей педагогики свободы, обоснованных К.Н. Вентцелем, П.Ф. Каптеревым, Ю.М. Орловым; учения В.И. Вернадского о ноосфере как сфере разума на земле; антимилитаристских идей Н. Рериха; «нового мировоззрения» А. Швейцера; «живой этики» Е. Блаватской; взглядов мыслителей П. А. Сорокина, А. А Чижевского и др.
Базовыми для исследования стали философские идеи об экзистенциальной сущности человека, уникальности его внутреннего мира, о свободе выбора и ценностных основах его жизни, отраженные в работах Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, М. Бубера, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьева. Методологические подходы опираются на синергетические представления о человеке как сложноорганизованной системе (М.С. Каган, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И. Пригожий, И. Стенгерс).
В осмыслении психологических особенностей подросткового возраста как критического периода онтогенеза, связанного с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений, способствовали работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Зеньковского, И.С. Кона, А.Е. Личко, В.Н. Мясищева, А.Б. Орлова, Ю.М. Орлова, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, а анализ личностного развития подростка был проведен на основе трудов А. Адлера, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона.
Исследование опирается на Конвенцию ООН о правах ребенка и программу миротворческого воспитания, цель которых - «созидательное саморазвитие и самореализация личности в процессе её разносторонней жизнедеятельности». В работе использовались ведущие идеи педагогики мира, раскрывающие сущность и основные направления воспитания на принципах культуры мира (М.В. Кабатченко, В.Т. Кабулі, В.Г. Литвинович, Э.С. Соколова, Т.В. Трухачева, З.К. Шнекендорф, Л.В. Яссман и др.).
Педагогические взгляды Д. Адамса, С. Н. Глазачева, И. Галтунга, Ф. Майора, А.В. Малиновского, В.А. Маралова, В. А. Ситарова, К. Сутера, Г.В. Степановой, М. Ти, Т.Г. Тимофеева определяют задачи воспитания на принципах культуры мира как формирование умений детей, подростков и молодежи решать проблемы ненасильственными способами, путем диалога и мирных инициатив.
Основой воспитания на принципах культуры мира явились педагогические идеи, отражающие определение педагогических условий развития и саморазвития личности, опирающиеся на теории коллективного воспитания (И.П. Иванов, П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий), на принципы педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов) и педагогики естественного свободного воспитания (К.Н. Вентцель, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой).
Ведущими в исследовании стали работы современных педагогов и психологов М.В. Богуславского, О.С. Газмана, И.И. Зарецкой, Л.А. Ивановой, В.А. Караковского, Н.Б. Крыловой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, К.Д. Радиной, А.Н. Тубельского, а также учёных дальневосточной школы Л.В. Блинова, Т.А. Верёвкиной, Н.Г. Григорьевой, И.С. Дашкевича, Е.И. Ефимовой, В.П. Каргаполова, Д.Ф. Каревой, А.Г. Кузнецовой, Л.Н. Куликовой, Л.П. Лазаревой, Р.Л. Лившица, Т.Е. Наливайко, В.Н. Никитенко, А.М. Печенюка, Н.Е. Седовой, Л.А. Степашко, Н.В. Тимофеевой, Т.А. Файн, А.А. Шумейко, Л.В. Яссман, раскрывающих идеи педагогики поддержки, успеха, саморазвития, самовоспитания, гуманизации отношений.
Детские общественные объединения, изначально ориентированные на свободу выбора видов и сфер деятельности подростками, реализацию личных интересов и способностей, на практико-деятельностную основу общения (Л.В. Алиева, Н.Ф. Басов, А.В. Волохов, А.Г. Кирпичник, М.Е. Кульпединова, Р.А. Литвак, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, С.А. Шмаков, Е.Б. Штейнберг), на создание миротворческого культурно-воспитательного пространства, на сотрудничество подростков и педагогов, на разработку и использование образовательных программ в деятельности детского общественного объединения, создают условия для воспитания детей на принципах культуры мира (И.Д. Аванесян, В.К. Григорова, А.Г. Лазарева,
A.B. Малиновский, К.Д. Радина, И.В. Руденко, Е.Н. Сорочинская, Е.С. Туренская, Л.И. Швецова).
Вместе с тем, анализ философской и психолого-педагогической
литературы позволяет отметить противоречие, заключающееся в
следующем: с одной стороны, проблема воспитания подростков на
принципах культуры мира в детском общественном объединении является на
сегодняшний день недостаточно разработанной с позиции гуманистической
м педагогики и психологии, мало проведено исследований, посвященных
миротворческой направленности детских сообществ, их влияния на личностное развитие, нравственное становление школьников, а с другой, -востребованность подходов, методов, форм и средств решения этой проблемы в практике детских общественных объединения возрастает, что определяется общими тенденциями гуманизации образования.
Проблема состоит в разрешении противоречия между потребностью
ft детского движения в осуществлении воспитания детей на принципах
культуры мира и недостаточным научным и практическим обоснованием педагогических условий реализации этого процесса.
Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении».
В качестве объекта исследования выступает процесс воспитания подростков в детском общественном объединении.
Предметом исследования является совокупность педагогических условий, способствующих воспитанию подростков на принципах культуры мира.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике совокупности педагогических условий, способствующих воспитанию подростков на принципах культуры мира.
Гипотеза исследования: Воспитание на принципах культуры мира в детском общественном объединении есть процесс социальной активности и
миротворческой самореализации личности, в ходе которого осуществляется воспитание важных гуманистических качеств подростка: гражданской ответственности, толерантности, социальной активности, милосердия, справедливости, самостоятельности, отзывчивости, доброжелательности.
Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении осуществляется наиболее успешно, если:
- в детском общественном объединении создано миротворческое
культурно-воспитательное пространство;
сотрудничество подростков и взрослых организовано как содружество и сотворчество;
используется образовательная программа детского объединения по педагогическому обеспечению процесса воспитания на принципах культуры мира.
Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:
1. Выявить имеющиеся в философии, педагогике и психологии подходы к пониманию феноменов «культура мира», «воспитание на принципах культуры мира», «педагогика мира», «детское общественное объединение», «миротворческое культурно-воспитательное пространство».
2.Теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем совокупность педагогических условий, определяющих активизацию процесса воспитания подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении.
3. Разработать образовательную программу организации деятельности детского общественного объединения на принципах культуры мира.
Методологическую основу исследования составляют: совокупность философских, психологических и педагогических положений, определяющих сущность категорий: культура мира, педагогика мира, детское общественное объединение, педагогика творчества; социокинетика как новая область знаний о детском общественном движении; психолого-педагогические концепции становления и развития личности современного подростка.
Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: обзор литературы по проблеме; анализ педагогической деятельности и результатов детского творчества; эксперимент; математическая статистика. Частными методами исследования стали: методы «мозгового штурма», проекта, незаконченных предложений, самооценки; анкетирование, интервьюирование, диалог, ролевая игра, беседа.
Научная новизна исследования заключается в представлении педагогической концепции как совокупности факторов, способствующих активизации личностного развития подростка в освоении культуры мира (использование педагогических возможностей детского объединения; сотворчество взрослых и детей в совместной деятельности; творческая активность подростков в миротворческой и социально значимой деятельности); условий, обеспечивающих действие этих факторов (создание миротворческого культурно-воспитательного пространства детского объединения; сотрудничество педагогов и детей как содружество и сотворчество; использование целевой образовательной программы); предпосылок, от которых зависит успешность данного процесса (культурно-социальная деятельность; разнообразие содержания, форм и методов работы; интерес подростков к освоению культуры мира); критериев, свидетельствующих об эффективности работы по воспитанию на принципах культуры мира (суждения подростков о системе своих ценностей в духе культуры мира (показатели: самостоятельность и аргументированность в выступлениях, анализ и оценка высказываемых мнений); изменение личностных показателей (повышение самооценки, развитие эмпатийности, снижение уровня тревожности); понимание личностной и общественной значимости развития культуры мира (показатели: устойчивый характер увлеченности миротворчеством, социальная активность в освоении культуры мира); закономерностей, которыми обусловлена эта работа (чем демократичнее и равноправнее взаимодействие подростка и взрослого в детском объединении, тем более склонен подросток решать проблемы
11 общения ненасильственными способами; чем в большей степени культурно-образовательное пространство детского объединения проникнуто идеей мира и миротворчества, тем успешнее происходит усвоение подростком ценностей культуры мира; чем в большей степени подростку предоставляется возможность социально значимой деятельности, тем более личностно значимыми для него становятся принципы культуры мира; принципов руководства работой (мира и ненасилия; миротворчества и миролюбия; толерантности и терпимости; диалога и компромисса). Теоретическая значимость исследования состоит:
- в раскрытии и уточнении понятий «культура мира», «педагогика мира»,
«детское общественное объединение», «воспитание на принципах культуры
мира», «миротворческое воспитательное пространство»;
- в обосновании необходимости использования в процессе воспитания
подростков в детском объединении на принципах культуры мира
специальных педагогических условий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
предложен и апробирован вариант развития детского движения в г. Хабаровске на основе идей культуры мира;
разработана авторская образовательная программа дополнительного образования «Я и культура мира», для организаторов детского движения Хабаровского края, подготовлено её" методическое обеспечение;
- создан банк детских проектов, которые с соответствующей их
модификацией могут быть перенесены в широкую практику педагогической
поддержки деятельности объединений на принципах культуры мира.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, проведенному эксперименту и личному опыту автора, в течение тридцати лет работающего в системе дополнительного образования, постоянному общению с участниками и выпускниками интеробъединения «Восток» и
центра лидеров «Мир» Дворца детского творчества «Маленький принц» г. Хабаровска для проверки модели воспитания подростков на принципах культуры мира.
Положения, выносимые на защиту:
Воспитание на принципах культуры мира в детском общественном объединении - это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности, создание миротворческого культурно и социально значимого взаимодействия субъектов воспитательного процесса.
Воспитание подростков на принципах культуры мира осуществляется в детском общественном объединении более успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
создание культурно-воспитательного пространства детского объединения и наполнение его событийностью и содержанием миротворческой направленности;
- установление сотрудничества как содружества и сотворчества детей и взрослых (педагогов, родителей);
- использование целевой образовательной программы воспитания подростков на принципах культуры мира.
Организация и этапы исследования. Опытной работой было охвачено 800 подростков и 50 педагогов. Исследование проводилось на протяжении пятнадцати лет (1990-2005 гг.) и включало следующие этапы:
На первом, поисковом, этапе (1990-1998 гг.) основное внимание было сосредоточено на изучении становления детского движения г. Хабаровска, на поиске основополагающей идеи объединения городских детских сообществ различной направленности, на разработке программного подхода к планированию деятельности детского общественного объединения, на апробировании нетрадиционных форм работы с подростками.
На втором, теоретическом, этапе (1998-2000 гг.) проводился анализ
философской и психолого-педагогической литературы, был определен научный аппарат исследования, выдвинута рабочая гипотеза, намечена программа опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент.
На третьем, теоретико-экспериментальном, этапе (2000-2003 гг.) обосновывались теоретические положения, разрабатывалась педагогическая концепция воспитания подростков на принципах культуры мира, осуществлялся развивающий этап опытно-экспериментальной работы в центре лидеров «Мир» Дворца детского творчества (экспериментальная группа - 25 чел. 13-16 лет) и клуба международной дружбы средней школы № 12 (контрольная группа - 25 чел. 13-16 лет) г. Хабаровска, апробировалась образовательная программа «Я и культура мира», оценивалась эффективность вводимых педагогических условий.
На четвертом, завершающем, этапе (2003-2005 гг.) обобщены результаты теоретической и практической работы, сделан анализ педагогического опыта, уточнены выводы, проведена экспертиза и утверждена образовательная программа детского общественного объединения «Я и культура мира», победившая в краевом туре YI Всероссийского конкурса авторских программ по дополнительному образованию.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения занятий во Дворце детского творчества г. Хабаровска (1999-2005 гг.); лекций и практикумов для студентов факультета дополнительных педагогических профессий Хабаровского государственного педагогического университета (отделения: «Руководитель детского общественного объединения», «Методист дополнительного образования» (1996-2000 гг.); на научно-практических конференциях Хабаровского государственного педагогического университета, Биробиджанского государственного педагогического института и Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (1994-
2005 гг.); на семинарах научно-методического информационного центра, конференциях Ассоциации клубов международной дружбы учащейся молодежи г.Коврова (1991-1994 гг.); в процессе включения материалов исследования в программу «Побратимы» для руководителей детских объединений (г. Хабаровск, 1996 г.), в образовательную программу по дополнительному образованию «Я и культура мира» (г. Хабаровск, 1999-2005 гг.), апробированную на международной смене летней школы обучения лидеров детских объединений г. Хабаровска и г. Портленда (США), на городской смене летнего учебного семинара лидеров детских объединений в санатории-профилактории «Автомобилист» и в городском центре лидеров «Мир» Дворца детского творчества «Маленький принц» г. Хабаровска. База исследования:
- клуб интернациональной дружбы «Восток» городского Дворца пионеров и
школьников г. Хабаровска (1990-1991 гг.);
- детское общественное интеробъединение «Восток» Дворца детского и
юношеского творчества г. Хабаровска (1992-1997 гг.);
центр лидеров «Мир» Дворца детского творчества г. Хабаровска (1997-2005 гг.);
клубы интернациональной дружбы средних школ №№ 12, 30, 24, 36, 74, 68, 70, 50, гимназий №№ 3,4, 5, 6 г. Хабаровска (1997-2000 гг.);
встречи лидеров детских общественных объединений : рейс мира (теплоход «Владимир Арсеньев», г.Хабаровск, 1991 год); Всероссийская «Встреча друзей» (загородный оздоровительный лагерь имени В. Дубинина, г. Хабаровск, 1993 год); смена «Хабар», посвященная азбуке рыночных отношений (загородный оздоровительный лагерь имени В.К. Арсеньева, г.Хабаровск, 1998 год); Международная смена «Я и культура мира» (теплоход «Василий Поярков», г.Хабаровск, 2001 год; санаторий-профилакторий «Автомобилист», г. Хабаровск, 2003 год).
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиография и 14 приложений.
Философские и психологические аспекты воспитания на принципах культуры мира: исторический аспект
Сущность и особенности воспитания подростков в детском общественном объединении на принципах культуры мира могут быть понятны на основе рассмотрения идей, смыслов и психологических механизмов, т.е. на основе разработки методологических основ проблемы.
Гуманистические идеалы большинства людей, особенно молодежи, сочетаются с осознанием катастрофических последствий, к которым могут привести военные конфликты, бездумное использование природных ресурсов, насилие, нетерпимость во взаимоотношениях. Все чаще в повестку дня международных форумов включаются вопросы о формировании культуры мира как всеобщей системы ценностей, взглядов и видов поведения, отражающей социальные отношения, построенные на принципах свободы, справедливости и демократии, терпимости и солидарности, отказа от насилия и предотвращения конфликтов путем устранения их причин.
Именно поэтому сегодня важен переход к активным действиям от логики силы и страха к силе разума и доброжелательности путем образования и воспитания, обмена и распространения информации. При этом приоритетными являются идеалы разума, гуманизма и нравственности. Осуществление ноосферного варианта развития цивилизации (идея новой стратегии устойчивого развития мирового сообщества, принятая лидерами 180 стран мира в 1992 году) предстоит выполнять сегодняшним детям и подросткам, призванным решать личные, социальные, производственные проблемы начала XXI века. Многое будет зависеть от формирования мировоззренческой структуры наших детей и подростков. Насколько будут они воспитаны в духе миролюбия и ненасилия, в стремлении к совершенствованию себя и улучшению условий жизни, насколько они усвоят идеи культуры мира, настолько можно будет рассчитывать на реальные шаги в осуществлении этой принципиально новой в человеческой истории цели. Для изучения возможных путей решения этой задачи в рамках нашего исследования мы, прежде всего, рассмотрели понятия «культура мира», «воспитание на принципах культуры мира», «личностное развитие», Л «педагогика мира». Идея культуры мира была выдвинута ЮНЕСКО - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - и впервые получила международное признание в 1989 году на конференции в Ямусукро (Япония). «Приходясь на конец периода «холодной войны», начальная стадия культуры мира явилась подтверждением основной цели ООН: утверждение мира в сознании мужчин и женщин. Изначально она Щ ассоциировалась с миротворческими усилиями ООН, и упор делался на постконфликтное поддержание мира в соединении с миротворческими операциями» [2. С. 30]. Но впоследствии замысел культуры мира значительно расширился, он соединил все аспекты деятельности ЮНЕСКО в едином синергетическом процессе. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию о культуре мира и Программу действий в области культуры мира и провозглашает период 2001 - 2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. В результате культура мира стала всемирным движением, в котором принимают участие различные международные, а также правительственные и неправительственные организации стран мира.
Понятие культуры мира отражает два аспекта: политический, связанный с конкретной политикой, с анализом существующих конфликтов и поиском путей их прекращения, и философско-педагогический, связанный с возникновением и развитием «мирной» традиции в истории, с идеей вечного мира как общечеловеческого идеала, с диалогом культур и цивилизаций, с переустройством мира на демократических началах, с решением задач социальной справедливости, равенства и свободы.
Термин «культура мира» пока еще не получил общепринятого, закрепившегося научного определения. Определяя его применительно к профессиональной деятельности педагога, учителя, руководителя детского объединения, мы идем от общего к частному, от анализа концепций «вечного и справедливого мира» к морально-этической стороне культуры мира: воспитание подростков в духе ненасилия, приобщения к духовным ценностям, культуре, здоровому образу жизни, отказа от силового мышления.
Концепция культуры мира имеет глубокие исторические корни. Миролюбивые идеи рождались в древнейших цивилизациях и мировоззренческих системах. В ходе исторического развития сложилась устойчивая и прочная традиция мира. Столь же древними, как сам идеал мира, являются поиски, направленные на то, чтобы сделать воспитание средством предотвращения войн. Проекты создания человеческого общества, основанного на принципах мира, в представлениях мыслителей прошлого нередко сопровождались надеждами на совершенствование человека, изменение его сознания, морали, на использование в этих целях воспитания.
Теоретический фундамент культуры мира строится на тех исторических традициях, которые связаны с концепцией и проектами «вечного и справедливого мира». Еще в Библии нашли отражение представления о мире. Мир не приравнивается в ней к отсутствию войны, а предполагает общее благо и общую пользу, человеческое счастье, милосердное отношение людей друг к другу. Из такого представления следует вывод: достижение мира не связано только с отказом от войны, надо облагораживать душу человека, отношения между людьми.
Идея всеобщего мира находилась в центре внимания античных мыслителей, но в своеобразном плане: мир понимался как проблема отношений между греческими государствами и устранение междоусобных войн. «То, что большинство людей называет миром, есть только имя, на деле же, от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами...» [200. С.86]. В то же время оправдывались войны, которые велись с внешними врагами с целью захвата рабов. Военное искусство понималось как часть политического.
Основы знаний о мире, о тесной связи мира и воспитания нашли свое развитие во взглядах мыслителей эпохи Возрождения, века Просвещения и Великой Французской революции: И. Канта, Я.А. Коменского, Д. Локка, В. Пенна, Э. Роттердамского, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Сен-Пьера. Опираясь на ценности христианства, на теории эпохи Возрождения, они начали выдвигать гуманистические проекты, закладывая тем самым гуманистическую традицию воспитания в духе мира.
Анализ опыта воспитания подростков на принципах культуры мира в детском движении г. Хабаровска
Современные тенденции развития образования, модернизация которого намечена на первое десятилетие XXI века, обусловливают поиск новых подходов к организации воспитания школьников.
Концепция модернизации определяет его задачу как формирование у детей гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, толерантности, социальной активности.
Поводом для осмысления качества воспитательной работы в подростковой среде является анализ мотивов и причин, приводящих подростков к уходу от реальности, поиску душевного комфорта при помощи алкоголя, наркотиков, приобщения к политическим и религиозным объединениям, гарантирующим «простые» и «быстрые» средства преобразования как общества, так и самого себя. Антиценности и рост их привлекательности для подростков настораживают педагогов, которые ищут пути противостояния негативным установкам [147. С.4].
Помимо социальных причин такого положения дел, имеют место и причины внутреннего характера. К ним следует отнести отказ многих образовательных учреждений от воспитательной работы или часто формальный подход к ней, который сводится, по сути, к проведению отдельных мероприятий. К третьей группе причин относится отсутствие научно-методической литературы, которая бы четко ориентировала педагогов на укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, на сближение процессов воспитания, обучения и развития основного и дополнительного образования, на использование национально-культурологических ценностей как «значимого элемента культурно-исторического наследия и важнейшего фактора социального влияния в современной ситуации» [267. С.173-188]. На значимость национального идеала в воспитании обращал внимание ГТ.Ф. Каптерев, который справедливо указывал, что лишь национальный идеал является выражением стремлений народного духа, но подчеркивал, что «общей системы воспитания для всех народов не существует: частности воспитания могут быть международными, частности воспитания можно заимствовать одному народу у другого, основы же, цель, главное направление различны у каждого народа, самобытны» [123. С. 163-231].
Изучение практической деятельности детских общественных объединений и их возможности по созданию условий воспитания подростков на принципах культуры мира было организовано в г. Хабаровске в рамках изучения и анализа педагогического опыта. В определении «педагогический опыт» мы придерживаемся позиции Т.А. Файн, которая рассматривает его как «реальный педагогический процесс, реальную педагогическую практику, в том числе и её результаты, которые отражаются в качествах учащихся и воспитанников» [268.С. 41-48].
Педагогический опыт развития детского движения г. Хабаровска позволил выделить основные тенденции развития детских формирований, обозначить специфику и трудности в реализации принципов культуры мира через миротворческую деятельность подростков и педагогов. При изучении возможностей влияния детского общественного объединения на воспитание подростков на принципах культуры мира мы воспользовались «точкой педагогического роста» как конкретной деятельностью детских общественных объединениий г. Хабаровска под общим названием «Интеробъединение «Восток» в течение двадцати лет (1985 - 2005 годы). Мы руководствовались при этом концепцией модернизации образования, где предложено опираться на опыт прошлого, осмысливать его и, сохраняя традиции, переносить в настоящее.
При анализе констатирующего этапа педагогического исследования нас интересовал характер состояния детского движения г. Хабаровска в целом, самоопределение детских общественных объединений в своих целях, самоутверждение в своих действиях, поиск реальных путей взаимодействия, а главной задачей этой части исследования было изучение состояния отношений внутри детского сообщества и вне его, то есть отношение подростков к происходящему в регионе, в государстве, в мире.
Изучение состояния детского движения г. Хабаровска осуществляется в рамках рекомендаций Международной Ассоциации исследователей детского движения. Традиционно на ежегодных научно-практических конференциях города, в работе секции «Педагогика детского движения» принимают участие руководители детских общественных объединений, учителя, педагоги дополнительного образования, методисты, вожатые, участники детских объединений.
Юридическую значимость для детских объединений города Хабаровска имеет Постановление Мэра города «О мерах по поддержке деятельности молодежных и детских общественных организаций и объединений г. Хабаровска» № 1068 от 30.08.99 г.
Создание миротворческого культурно-воспитательного пространства, способствующего воспитанию подростков на принципах культуры мира
За основу организации культурно-воспитательного пространства, экспериментальная проверка педагогических возможностей которого явилась одной из задач развивающего этапа опытной работы, мы взяли многообразную миротворческую деятельность, доступную детям и, соответственно, наполненную созидательными смыслами, игрой, делами общей заботы. В организации такой деятельности нам помогла методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова [103. С Л10].
Демократичность и гуманизм принципов этой методики позволяет подростку через коллективное планирование, коллективную подготовку и проведение дел, коллективное подведение итогов их принять участие в управлении деятельностью своего объединения. Обогащая коллектив и личность, она дает возможность каждому проявлять и совершенствовать лучшие свои задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Одним из главных принципов коммунарской методики является опора на микроколлективы, организуемые по интересам и дружбе, что создает оптимальные условия раскрытия творческих способностей, дает возможность проявить себя, не опасаясь насмешек или двусмысленного положения. Принцип чередования творческих поручений позволяет подросткам приобрести опыт работы по определенным направлениям, сформировать навыки управленческой деятельности. При организации коллективной творческой деятельности срабатывает «закончетырёх «сами»: «сами находим дело», «сами планируем», «сами готовим и проводим его», «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.
Коллективная творческая деятельность составляла важную часть в реализации нашей трехлетней программы «Я и культура мира», рассмотренной более подробно в третьем параграфе данной главы в качестве педагогического условия. Для выявления динамики личностного роста подростков и определения эффективности организации процесса воспитания в детском объединении на принципах культуры мира в соответствии с выделенными нами критериями была разработана карта личностного роста. Чтобы отследить педагогические возможности непосредственно коллективных творческих дел в личностном развитии подростков на принципах культуры мира, мы создали экспериментальную группу, состоящую из 25 человек, входящих в детское общественное объединение «Мир» Дворца детского и юношеского творчества г. Хабаровска. Списочный состав участников экспериментальной группы представлен в таблице 6
Одинаковый возраст участников эксперимента (в среднем 13-16 лет в обеих группах), а также одинаковый уровень ряда личностных показателей, что мы проиллюстрируем в дальнейшем, свидетельствует о правомерности выбора указанных групп, участвующих в эксперименте.
Детское общественное объединение «Мир», в деятельность которого привлекаются свыше 30 других детских общественных объединений г. Хабаровска, своей основной задачей считает организацию взаимодействия детских объединений города, их сплочение через разнообразие форм и видов коллективных творческих дел миротворческой направленности. Оно объединяет подростков 13-16 лет из разных школ города и педагогов -руководителей детских общественных объединений Ребята разные в интеллектуальном, психолого-педагогическом и морально-нравственном отношениях. Коллектив интернациональный: есть русские, евреи, корейцы, украинцы и др. У многих - ярко выраженные организаторские способности, желание проявить себя вне школьной жизни, общаться со своими сверстниками из других школ, сравнить себя с другими. Все это послужило стимулом установления доброго и активного взаимодействия сообщества подростков и взрослых.
Контрольную группу (25 чел.) составил актив клуба международной дружбы средней школы № 12. Клуб существует в школе свыше 25 лет, поддерживает постоянные связи со школой Хакусан города-побратима Ниигата (Япония). Клуб проводит разнообразную работу по пропаганде культуры народов Приамурья, а также культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Франции.
Основным содержанием педагогической работы по созданию социокультурной воспитательной среды в экспериментальной группе выступала организация коллективных творческих дел, ведущей направленностью которых была миротворческая деятельность. По нашему предположению, именно добровольная инициатива детей, опирающаяся на стремление удовлетворить собственные творческие интересы и потребности в совместной деятельности, способна породить в душе ребенка личностно прожитый, сознательно принятый и эмоционально насыщенный отклик на миротворческие дела. По мнению В.А. Сухомлинского, «детство -каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества» [248. С. 113-243].
С целью отследить возможные изменения в ценностной ориентации подростков за период опытной работы нами было организовано индивидуальное ранжирование участников обеих групп на основе методики Рокича [35. С. 29-31]. Содержание теста было модифицировано, согласно цели исследования. Сутью данного ранжирования явился выбор каждым участником из одиннадцати предложенных трех наиболее значимых для него ценностей тех, которые необходимо было расположить в иерархическом порядке по принципу предпочтения: на первое место поставить наиболее значимую для ребенка ценность, на второе - вторую по значимости, аналогично третья по значимости ценность должна была занять третье место в списке выбранных. Затем количество выборов каждой ценности подсчитывался, и делался вывод об изменениях предпочтений в выбираемых подростками ценностях, а значит, об изменениях в ценностной основе личности детей (Таблица #, срез № 1).
Далее участие подростка в совместных творческих делах должно было позволить ему сублимировать часть агрессии, «переплавить» ее в созидательную активность. Кроме того, разделенность творчества с другими людьми позволила участникам эксперимента накопить собственный опыт мирного сосуществования, что и стало в дальнейшем внутренней основой его личной культуры мира. Чтобы узнать возможности коллективных творческих дел как средства, помогающего снять детскую агрессию, мы организовали замеры ее уровня у участников контрольной и экспериментальной групп по методике А. Басе и А. Дарки (Приложение № 12). Данные первого замера показали, что уровень общей агрессии в обеих группах приблизительно одинаков. Так, в экспериментальной группе он оказался равным 19,17 баллам, а в контрольной - 18,9 баллам.
Чтобы проверить, насколько творческое сосуществование в коллективе, основой деятельности которого является миротворчество, способствует развитию эмпатии детей, стремлению сочувствовать, сопереживать, мы провели тестирование по методике Т.А. Розановой и Н.Ф. Шляхты [127. С. 152-200]. Вводное тестирование обнаружило практически одинаковый уровень развития эмпатии по показателю эмпатийных тенденций у детей обеих групп. Так, в экспериментальной группе этот показатель оказался равным 4,4 баллам, в то время как в контрольной группе этот же показатель был равен 3,8 баллам.
Использование целевой образовательной программы детского общественного объединения в воспитании подростков на принципах культуры мира
Следующий этап исследования заключался в экспериментальной проверке третьего условия гипотезы диссертационного исследования. Мы предположили, что успешность воспитания подростков на принципах культуры мира будет зависеть от систематичности и целенаправленности педагогического взаимодействия с подростками в вопросах нравственных знаний, воспитания чувств и накопления нравственного опыта. Такой систематический и целенаправленный подход к организации воспитания на принципах культуры мира, сочетающий методы и формы коллективного и индивидуального взаимодействия педагогов с подростками, можно осуществить на основе использования в работе с детскими общественными объединениями целевой образовательной программы.
Мы определяем качество развития культуры мира не только по тем ценностям, которые преимущественно осваивает и присваивает подросток, судя по опросам, анкетам, беседам и т.д. Важной качественной характеристикой культуры мира, по которой можно судить об уровне развития этой культуры, является ее деятельностный, активный компонент, поскольку, только опираясь на индивидуальную активность личности, культура получает возможность развития.
Соответственно, показателями успешности воспитания и развития индивидуальной культуры мира подростка мы считаем, во-первых, уровень активности саморазвития в сфере культуры мира, а во-вторых, уровень активности личности в деятельности по преобразованию внешнего мира соответственно требованиям миротворчества.
Чтобы проанализировать активность и заинтересованность подростков в личностном развитии сообразно идеалам миротворчества, участникам экспериментальной и контрольной групп было предложено ответить на следующие вопросы, объединенные анкетой «Я Человек мира»:
1. Должно ли человечество стремиться к идеалам культуры мира, к мирному сосуществованию?
2. Какими качествами, по-Вашему, должен обладать «человек мира»?
3. Насколько Вы оцениваете уровень развития этих качеств у себя?
4. Насколько Вы заинтересованы в активном развитии у себя этих качеств?
5. Оцените свой интерес к социально значимой деятельности миротворческой направленности.
Кроме того, мы попросили подростков кратко обосновать свою точку зрения, выраженную в ответах на вопросы анкеты.
В обеих группах подростки обнаружили понимание значимости культуры мира для человечества сегодня, необходимость научиться бесконфликтным способам решения различных проблемных ситуаций. Практически все подростки (18 человек в экспериментальной и 19 человек в контрольной группе) в комментариях к анкете осудили вооруженные способы решения конфликтов.
Подобное единодушие наблюдалось и при анализе ответов подростков на второй вопрос анкеты. Большинство образов «человека мира» содержали в себе такие качественные характеристики, соответствующие, по мнению детей, личности миротворца, как миролюбие, терпимость, сдержанность, благородство, ответственность, милосердие, искренность, любовь, нравственность, духовность.
В отношении самооценки собственных качеств, качеств образа «человека мира», а также интереса к саморазвитию соответственно этому образу, мнения подростков экспериментальной и контрольной групп также ненамного отличались друг от друга. Процентное выражение результатов третьего и четвертого вопросов анкеты представлено в таблице 16. Уровень отношения подростков к образу «человека мира» и общественной деятельности миротворческой направленности Отношение к образу «человека мира» Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Соответствие 12% (3 чел.) 48% (12 чел.) 40% (10 чел.) 8% (2 чел.) 48% (12 чел.) 44% (Пчел.) Интерес к саморазвитию 12% (3 чел.) 40% (10 чел.) 48% (12 чел.) 16% (4 чел.) 48% (12 чел.) 36% (9 чел.) Интерес кобщественнойдеятельности 4% (1 чел.) 48% (12 чел.) 48% (12 чел.) 8% (2 чел.) 44% (Пчел.) 48% (12 чел.) Определить причины столь низкого уровня заинтересованности подростков в воспитании у себя качеств личности «человека мира» мы смогли, анализируя комментарии детей к своим анкетам. Оказалось, что нежелание учеников соответствовать образу миротворца объясняется ими, в основном, сомнением в практической жизнеспособности человека, думающего, в первую очередь, о других людях, а затем уже о самом себе. По мнению участников и экспериментальной, и контрольной групп, жизнь в России сегодня вынуждает человека быть жестким, хватким, сильным, конкурентноспособным. Как ни парадоксально, но при понимании важности развития культуры мира в мировом сообществе, дети - участники эксперимента на момент первого среза не обнаружили заинтересованности в саморазвитии сообразно ее идеалам. Анализ ответов подростков на пятый вопрос анкеты, касающийся их заитересованности в социально значимой деятельности миротворческой направленности, показал, что школьники, в основном, были бы не против проявить в этом свою активность, однако их интересует, прежде всего, досутово-развлекательный аспект любых миротворческих дел. Подтверждение этому - следующие высказывания детей: «Я не против, если это будет интересно и нескучно» (Ирина К., 14 лет, экспериментальная группа). «Могу попробовать: ведь это весьма увлекательное общение и возможность приобрести новых друзей» (Алексей Ч., 14 лет, экспериментальная группа). «У меня много свободного времени, которое некуда деть, поэтому я хотел бы заняться чем-нибудь интересным. Почему бы и не миротворчеством?» (Светлана П., 14 лет, контрольная группа). Анализ ответов подростков подтолкнул к переходу на программное обеспечение деятельности детского объединения.
Началом разработки целевой образовательной программы стало участие в творческой смене детских общественных объединений г. Хабаровска. Смена проходила на теплоходе «Василий Поярков». Кроме непосредственных участников - делегатов детских общественных объединений г.Хабаровска (в частности, 25 подростков из детского общественного объединения «Мир», представляющих экспериментальную группу), в смене участвовали ветераны Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне, представители делегации США, методисты, учителя, студенты, представители Краевого благотворительного фонда мира, представитель СМИ, в частности, телеканала «День», переводчик. Смена объединила 130 детей и 22 человека взрослых. Итогом смены стало желание ее участников, как детей, так и взрослых, совместно создать и реализовать программу «Я и культура мира», в основу которой был заложен замысел интеграции идеи культуры мира в образовательный, культурно-творческий аспект деятельности и систему развития детских общественных объединений г. Хабаровска в целом.