Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историко-педагогические основы гуманистических и культурных позиций университетов 13
1 . Становление и развитие университетского образования в Европе
2. Образовательная деятельность европейских университетов по развитию гуманистической ориентации 32
Глава 2. Содержание, формы и методы образования по программе ЮНЕСКО «Культура мира» в университетах Европы 55
1.Концепция реализации программы «Культура мира» в содержании учебно-воспитательного процесса университетов Западной Европы
2. Рекомендации ЮНЕСКО по реализации программы "Культура мира" в высшем образовании 70
3. Методы и формы организации научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы в университетах по программе «Культура мира» 83
4. Роль западноевропейской интеграции в образовательной деятельности европейских университетов 100
5. Определение теоретико -технологических мер по рекомендациям всемирных конференций и докладов ООН и ЮНЕСКО 116
6. Технология реализации программы "Культура мира" в системе российского высшего образования как подходы к осуществлению Национальной Доктрины Образования в Российской Федерации 126
6.1. Роль подготовки профессорско-преподавательского состава в реализации новых образовательных программ по гуманизации образования 135
Заключение 143
Библиографический список использованной литературы 149
Приложение 160
- Становление и развитие университетского образования в Европе
- Рекомендации ЮНЕСКО по реализации программы "Культура мира" в высшем образовании
- Роль западноевропейской интеграции в образовательной деятельности европейских университетов
- Технология реализации программы "Культура мира" в системе российского высшего образования как подходы к осуществлению Национальной Доктрины Образования в Российской Федерации
Введение к работе
Актуальность исследования.
В начале XXI столетия человечество по - прежнему озабочено
непрекращающимися многочисленными военными конфликтами, случаями незаконного применения военной силы и различных форм насилия. Современные проблемы человеческих взаимоотношений могут быть решены только при условии формирования соответствующей системы ценностей, основанной на ненасилии и культуре мира у молодежи. Таким образом, именно образование обладает возможностями укоренения идей мира в сознании подрастающего поколения и обеспечения «устойчивого развития». Необходимость образовательных проектов, согласно которым молодежь будет овладевать знаниями в рамках проекта ЮНЕСКО «Культура мира», обоснована в ряде нормативных документов ЮНЕСКО, главным направлением деятельности которой со дня ее основания является образование. Осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли гуманитарной подготовки, нравственного воспитания молодежи, подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, отражено в «Концепции Национальной Безопасности Российской Федерации», в «Федеральной Программе Развития Образования» (2000-2005), в «Национальной Доктрине Образования Российской Федерации» .
На рубеже двух столетий - XX века индустриализации и XXI века информационных технологий сформировались противоречия между : -стремлением к достижению материальных благ и овладением духовными ценностями;
-новыми требованиями к образованию, изложенными в Национальной Доктрине Образования Российской Федерации и сложившимися требованиями к качеству образования;
-готовностью работников образования реализовывать новые программы и недостаточной разработанностью научно- методической основы реализации данных программ.
К одному из направлений разрешения указанных противоречий необходимо отнести реализацию программы ЮНЕСКО «Культура мира» в университетах Западной Европы, что с точки зрения практических работников высшего образования и экспертов международных организаций становится наиболее актуально для обеспечения воспитания студентов в духе уважения прав человека и культуры ненасилия. В этой связи, в проекте программы и бюджета ЮНЕСКО на 2000-2001 трансдисциплинарный проект «Воспитание в духе культуры мира» является приоритетным.
Отечественные исследователи, так же как их зарубежные коллеги (В.П. Даркевич, В.И. Руттенбург, В. Роуч, И.В. Захаров, С.С. Аверинцев, Л.Д. Соловьева, СВ. Костюкевич, X. Рашдал, X. Симоенс, В. Фрейхоф) [20, 71, 70, 27, 1, 77, 33, 163, 165, 123] , уделяют особое внимание университетам Западной Европы благодаря их традициям и опыту. В своих трудах они преимущественно обращаются к истории университетов, или к анализу отдельных областей образовательного процесса. Однако проблемы внедрения программы ЮНЕСКО «Культура мира» в университетское образование Западной Европы не нашли пока в них должного отражения. Это
подчеркивает положение о том, что программа «Культура мира» находится на этапе формирования и исследования по данной проблеме нельзя считать законченными. Таким образом, исследователям представляются широкие возможности для дальнейшей ее разработки и усовершенствования.
Сложившийся в ЮНЕСКО в течение пятидесяти лет работы и одобренный всеми государствами - членами механизм многостороннего межвузовского сотрудничества - на сегодняшний день перспективная форма
взаимодействия в сфере образования. Однако данная работа в недостаточной степени отражена и проанализирована в отечественной литературе.
Несмотря на приоритетность реализации программы ЮНЕСКО «Культура мира» возникают определенные сложности и трудности в связи с недостаточным учетом национальных особенностей стран - членов ЮНЕСКО, что особенно актуально для эффективного внедрения данной программы в образовательные системы отдельных государств, в том числе и России.
Таким образом, рассмотрение и изучение современных возможностей университетского образования Европы позволит определить тенденции его развития и разработать технологию творческого переноса позитивного опыта зарубежных ученых в систему российского профессионального образования с обязательным учетом национальной специфики. Российская Федерация принимает активное участие в распространении идей и принципов программы «Культуры мира», которые соответствуют положениям Концепции Национальной Безопасности Российской Федерации, Национальной Доктрины Образования Российской Федерации, Федеральной Программы Развития Образования.
Объект исследования - образовательная деятельность университетов Европы по программе ЮНЕСКО «Культура мира» с учетом историко -педагогических традиций данных учебных заведений.
Предмет исследования - научно-педагогические основы образования по программе «Культура мира» на примере деятельности университетов Западной Европы.
Цель исследования - выявить и проанализировать концепцию культуры мира в контексте высшего образования на примере университетов Западной Европы, разработать возможную технологию реализации подобных программ в отечественной системе профессионального образования.
Гипотеза исследования. Эффективность образования по программе ЮНЕСКО «Культура мира» может быть достигнута, если: -будет обеспечена соответствующая подготовка профессорско-преподавательского состава, способного к переносу принципов программы «Культура мира» для использования их в национальных интересах; -программа будет интегрирована в комплекс учебных дисциплин образовательных заведений;
-для его реализации создается система необходимых условий ( разработка дидактических, учебных пособий, улучшение языковой подготовки, повышение компьютерной грамотности).
В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования определены основные задачи исследования:
1)провести анализ философской, психолого-педагогической, правовой,
учебной и методической литературы по проблеме исследования;
2)провести анализ и структуризацию научно-педагогические основы
образования по программе ЮНЕСКО «Культура Мира» в условиях
усиливающейся гуманизации образования;
3)провести анализ концепции реализации программы «Культуры мира» в
учебно- образовательной деятельности университетов Западной Европы;
4)определить методы и формы учебно-воспитательной деятельности для
реализации данных программ;
5)обобщить и систематизировать европейский опыт разработки
обозначенной проблемы; 6)разработать предложения по реализации программы «Культура мира» в
системе российского профессионального образования.
Методологические основы работы.
Важнейшее значение для определения методологических подходов к изучению проблемы имели труды В.П. Гершунского, В. И. Журавлева, И.А. Зимней, B.C. Леднева, Б.Т.Лихачева, A.M. Новикова, М.Н. Скаткина, Д.В. Чернилевского, (15, 25, 28, 36, 38, 52, 75, 82) посвященные методологии педагогических исследований. При рассмотрении вопроса гуманизации, реформации образования и системного подхода были приняты во внимание работы Ш.А.Амонашвили, И. Галтунга, Е.П. Велихова, Я. Каменского, И. Песталоцци (2, 125, 7, 145, 58) . Труды отечественных ученых В.Э. Сопкина, В.Н. Шубкина (78, 84), посвященные социологии образования, способствовали ее теоретическому осмыслению. Для анализа деятельности международных организаций в реализации программы «Культура мира» были изучены работы Б.Б. Гали, М. Гуши, Ф. Майора (96, 130, 40). Для ознакомления с проблематикой исследования в области преподавания прав человека и конфликтологии имели значение работы Д. Викса, Ж. Ионхмана, А.Ф. Никитина, А. Стаплетона и других (198, 143, 50, 176).
Для решения поставленных задач в исследовании использованы следующие методы: анализ литературных источников и педагогического опыта по реализации программы ЮНЕСКО «Культура мира»; сравнительно-сопоставительный анализ учебных планов университетов Западной Европы, ретроспективный анализ, метод описания, обобщения и систематизации. В работе сравниваются различные источники: документы ООН и ЮНЕСКО, правовые документы, статистические данные, труды отечественных и зарубежных авторов, историко-педагогические данные, материалы конгресса ЮНЕСКО по профессиональному образованию ( Сеул, 1999 г.).
Определенные сложности исследования состояли в том, что значительная часть литературы по нашей теме на русском языке отсутствует, поэтому главным источником при работе над диссертацией служили труды на английском, французском, итальянском, голландском языках.
Для решения поставленных автором задач осуществлена программа исследования, которая включала следующие этапы: Первый этап (1995 -1996 гг.)
? изучение, анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, определение целей и задач работы;
? личное знакомство с опытом зарубежных коллег в университетах Голландии и Австрии в период стажировки. Выявление и анализ содержания программы «Культура мира» в деятельности университетов Западной Европы, методов и форм ее внедрения, анализ истории университетов Западной Европы, статистических данных по высшему образованию;
? сравнительно- сопоставительный анализ деятельности университетов в период работы в Московском Бюро ЮНЕСКО.
Второй этап (1997-1998 гг.)
Продолжение работ, начатых на первом этапе, в период стажировки в университетах Голландии и Австрии, участие в разработке программ, и консультативные встречи на кафедрах ЮНЕСКО с целью уточнения возможностей решения проблем исследования и их анализа.
Третий этап (1999-2000 гг.)
Определение возможной технологии использования позитивного опыта университетов Западной Европы в отечественной образовательной системе, как один из подходов к реализации положений Национальной Доктрины Образования в Российской Федерации.
Научная новизна и теоретическая значимость определяется следующим:
-определены научно-педагогические основы образования по программе «Культура мира» (последовательная интеграция базовых компонентов данной программы в комплекс учебных дисциплин, разработка технологии реализации
этой программы, для подготовки профессорско- преподавательского состава и информационно-обучающих средств);
-определены основные направления программы ЮНЕСКО «Культура мира» ( создание центров для подготовки профессорско-преподавательского состава, создание сети кафедр ЮНЕСКО при европейских университетах, разработка программ межуниверситетского сотрудничества для повышения мобильности студентов, способствующих поддержанию межкультурного диалога, адаптация учебных программ);
- проведен анализ учебных программ с выявлением их особенностей, методов и форм обучения студентов, для возможного их творческого переноса в систему российского профессионального образования (выездные семинары в международных организациях, игровые ситуации, блиц- опросы, инсценировки переговоров и конфликтных ситуаций, метод погружения, творческие письменные работы);
-разработаны и предложены возможные технологии внедрения программ по культуре мира, направленные на подготовку специалистов по новым направлениям ( деление программы на блоки и их интеграция в различные дисциплины, разработка программ в виде факультативных курсов, годичной программы на степень магистра);
-в научный оборот введены оригинальные зарубежные источники, с изложением концептуальных взглядов на исследуемую проблему, часть из которых была переведена на русский язык и недостаточно использовалась в отечественной практике - Д. Вике (D.Weeks), X.CnMoeHc(H.Symoens) (198, 166) и другие.
Практическая значимость. Обобщение и систематизация программ по культуре мира в университетах Западной Европы и их последующая адаптация в системе российского образования позволяет использовать данные программы в реализации соответствующих положений Национальной Доктрины
Образования Российской Федерации, а так же Федеральной Программы Развития Образования, а именно - обеспечение воспитания граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью. Изученный исторический опыт деятельности университетов Западной Европы может использоваться для чтения лекций по зарубежной педагогике. Фактологический материал о формах и методах деятельности университетов будет полезен для специалистов занимающихся проблемами образования за рубежом. Использование изученных и предлагаемых технологий найдет применение при составлении программ
межуниверситетского сотрудничества, учебных планов и дидактических пособий. Для обеспечения соответствующей подготовки преподавательских кадров, разработаны предложения по подготовке профессорско-преподавательского состава, ориентированного на решение поставленных задач. В рамках концепции непрерывного образования, разработана адаптированная программа «Культура мира», которая получила практическое внедрение ( в 1999-2000 гг.) в виде интеграции в ряд учебных дисциплин в учебные планы ряда ПТУ г.Москвы. Аналитические выводы могут быть использованы при совершенствовании отдельных областей системы образования в России, в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Апробация. и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение в университетах Голландии (1997-1999 гг.), Институте молодежи (1998 г.), межрегиональной конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО г. Москва (1998 г.) Штаб квартире ЮНЕСКО (1999 г.) в Париже, Институте мира в Вене (1999 г.), университетском центре по проблемам миротворчества в Австрии (1999 г.), Бюро ЮНЕСКО в Москве (1996-1999 гг.), Ассоциации Российских фондов мира (1999 г.), в редакции журнала «Философские исследования»
института философии РАН (1999 г.), Российской Академии Госслужбы при президенте РФ (1999 г.), на Всероссийской научно- практической конференции «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся» г. Москва( 1999 г.), , На научно- практических конференциях в МГТА (1999 г.), на конференции «Роль и место обучения культуры мира, правам человека в системе образования молодежи» г. Москва (2000 г.), в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ (2000 г.). Работа по внедрению курсов по культуре мира осуществлялась автором на учебном семинаре «Культура мира: новые образовательные технологии» г. Москва (2000 г.). Экспериментальная работа по интеграции курсов по программе «Культура мира» в учебный процесс велась в ПТУ № 42 г. Москвы (1999-2000 гг.).
Достоверность научного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применения общеизвестных методов исследования, соответствующих цели и задачам работы, широким использованием первоисточников на иностранных языках.
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, таблиц, заключения, библиографического списка, приложений. На защиту выносятся следующие положения: научно-педагогические основы образования по программе ЮНЕСКО
«Культура мира», определяющие подготовку преподавательских кадров,
разработку учебных материалов, технологию реализации адаптированных
программ;
- содержание, формы и методы образования по программе ЮНЕСКО
«Культура мира»; - обоснование условий творческого переноса позитивного опыта внедрения программы «Культура мира» в отечественную систему профессионального образования с учетом национальных особенностей (адаптация программы в
российскую образовательную систему, обеспечение повышения ЯЗЫКОВОЙ подготовки и компьютерной грамотности для участия в межкультурном
диалоге, привлечение российских кафедр ЮНЕСКО, создание центров для
і
подготовки преподавательских кадров).
Становление и развитие университетского образования в Европе
Анализ философской, исторической и социологической литературы, посвященной проблеме исследования, позволяет констатировать, что университетское образование со времен возникновения первых университетов всегда находилось на вершине образовательной пирамиды. С самого своего возникновения основное t предназначение университетов состояло в распространении высокого знания и культуры, в воспитании интеллектуальной элиты общества, в развитии культуры мышления и деятельности, распространении гуманистических и культурных ценностей. Так как в человеке при рождении не заложена система ценностей, основанная на культуре мира и ненасилия, необходимо ее формировать в процессе развития. Эта одна из образовательных проблем с которыми университеты сталкивались в разные периоды истории.
Для обоснования теоретического и исторического аспекта гуманистических позиций университетов Европы, исследуем проблему их эволюции с учетом национальных особенностей, а так же проблему формирования понятия и культуры мира.
В таких изданиях как Большая советская энциклопедия, Философский словарь (5, 81), термин культура определяется как сумма разнообразных видов человеческой деятельности, знание и опыт, либо как результат творческой активности и наивысшие достижения интеллектуальной деятельности. Понятие мира так же имеет ряд значений: отношения между государствами, для описания условий, существующих внутри страны, общества, отношений между людьми. В международной политике существуют два понятия мира: мир как отсутствие войны, и мир без войны при наличии гарантий и факторов, которые делают этот мир конструктивным и справедливым. В своем втором значении, мир воспринимается в динамике как цель международных и национальных сообществ.
Поскольку речь идет о культуре мира, то это понятие нуждается в разъяснении. Определения термина культура мира не приводятся в справочных изданиях, но закреплены в ряде документов ЮНЕСКО, которые приводятся в данном исследовании.
2000 год был объявлен ООН годом культуры мира однако, впервые понятие культуры мира как системы этических норм, основанных на ненасилии и толерантности впервые вводится в документах ЮНЕСКО еще в 1989 году на конференции «Мир в умах людей» в Ямускуро. Участники конференции заявили, что ЮНЕСКО должна способствовать развитию культуры мира на основе универсальных ценностей уважения к человеческой жизни.
Для Федерико Майора, Генерального директора ЮНЕСКО (1992-1999) культура мира представляется как антитеза культуре войны и рассматривается как первостепенная задача данной организации. (40 )
Д. Адаме, директор программы культура мира в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже определяет культуру мира как целый комплекс ценностей , поведения личности и масс, основанном на ненасилии. ( 86)
В публикациях Я. Симонидеса, директора отдела прав человека, мира и демократии ЮНЕСКО культура мира рассматривается как новая культура, основанная на ненасилии, терпимости, взаимопонимания и солидарности.( 179).
Немецкий исследователь проблем мира И. Галтунг (126) в своих трудах подчеркивал, что культуру мира следует понимать как не только знание определенных ценностей, но и приверженность им, и готовность защищать их и следовать им в повседневной жизни. Таким образом, культуру мира следует понимать как создание образцов и навыков мирного и ненасильственного поведения, в процессе которого усиливаются мирные гены и укрощаются гены агрессии.
Однако в данных определениях не указан ряд аспектов, например актуальность учета национальных особенностей государств, в том числе их образовательных систем, что подтверждает положение о том, что понятие культуры мира находится на этапе формирования.
Зарубежные исследователи рассматривают образование как основу стратегии создания культуры мира, так в процессе образования формируется мировоззрение нового поколения. Следовательно, образование, в частности высшее, можно рассматривать как средство достижения культуры мира, основа стратегии ее создания. В проекте «На пути к культуре мира», принятом на 28 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году вопрос об образовании на службе мира, прав человека, демократии, международного согласия и терпимости, стоит на первом месте. С 1994 года развитие культуры мира в области образования стало одним из важнейших разделов деятельности ЮНЕСКО, что нашло свое отражение в материалах 2- ого Международного Конгресса по профессиональному образованию ( Сеул 2000), Всемирной Конференции по высшему обоазованию(Париж 1998). Основные проекты по распространению культуры мира направлены на университеты Западной Европы, как важные учебно-воспитательные и культурные центры, известные благодаря своему богатому опыту , историческим традициям и межкультурной направленности. Как показывает анализ, именно благодаря данным качествам, приобретенным за долгое время существования университеты Европы являются оптимальным местом для внедрения программ по культуре мира.
Философско-мировоззренческий вопрос о том, дает ли образование гуманистическую ориентацию общества и человека, имеет глубокие исторические корни. В периоды средневековья, возрождения и просвещения в европейских университетах деятели науки и культуры постоянно обращались к анализу образования, его гуманистического содержания. Что бы определить характер изменений и проследить гуманистическую направленность университетов Западной Европы, рассмотрим историю их возникновения и их последующее развитие, исторические типы университетов.
Первые университеты возникли в Европе в ХП веке, как институт европейской культуры, продукт христианского Запада, уникальное явление средневековья, существенно отличающееся от других учебных заведений. По свидетельствам исследователей, благодаря профессорско- преподавательскому составу и соответствующей организации учебно- воспитательного процесса,университеты давали не только узкопрофильные знания как церковные школы, но и дополнительные знания благодаря наличию различных факультетов. Таким образом, университет соединил в себе все, что ранее существовало раздельно, послужил созданию новой светской культуры, основанной на принципах гуманизма.
В отечественной справочной литературе ( 6, 57, 69,81) понятие «университет» ( лат universitas - совокупность) характеризуется как высшее учебное заведение, подготавливающее высококвалифицированные кадры по широкому спектру направлений подготовки, выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. X. Симоенс в своих трудах приводит следующее объяснение понятия университет -высшее учебное заведение осуществляющее практическо-профессиональную и исследовательскую деятельность.
Рекомендации ЮНЕСКО по реализации программы "Культура мира" в высшем образовании
Из всемирного доклада ЮНЕСКО по образованию (1998) (9) следует, что подстрекательство к насилию является главной философской, социологической и педагогической проблемой нашего столетия, которая требует незамедлительного разрешения. Перспектива предотвращения глобальных катастроф требует усиления образовательно-воспитательного процесса. Для достижения состояния подлинного мира, необходимы поколения воспитанные в духе культуры ненасилия, обеспечены такими человеческими качествами, чтобы установить общество проживания сформированное на сотрудничестве, понимании, уважении прав человека. Именно на всех образовательных установочных параметрах: семья, школа, ВУЗ, и т.д могут формироваться такие кадры, основой воспитания которых , станет воспитание в духе прав человека.
Анализ литературы по проблеме позволяет констатировать, что сложившийся в ЮНЕСКО в течение пятидесяти лет работы и одобренный всеми государствами - членами механизм многостороннего межвузовского сотрудничества -на сегодняшний день высшая и перспективная форма сотрудничества в сфере высшего образования. Поэтому именно в ЮНЕСКО разработаны рекомендации по внедрению программы культуры мира в университетах Европы.
В результате сложной политической обстановки без видимых тенденций к улучшению, стремления к миру и жизни без насилия становятся более значимыми для личностей, педагогов, ученых. Во всем мире можно наблюдать как различные группы организаций СЕПЕС, ЮНИСЕФ, ЮНСР, ОСЕД Амнести Интернейшенал (Amnesty Intranational), затрагивают вопрос о мире. Таким образом, по мнению специалистов, призывы к миру, как фундаментальному человеческому праву, становятся все боле и более реальными.
По мнению Я. Симонидеса, (179) директора отдела прав человека, мира и демократии ЮНЕСКО, образование, в особенности высшее, является основой стратегии формирования культуры мира. Поэтому в ЮНЕСКО был разработан ряд концептуальных подходов к реализации программы «Культура мира», состоящих из нескольких содержательных компонентов для создания нового общества, основанного на значительно расширенной концепции человеческого Потенциала.
Новизна данных рекомендаций и перспективы развития программы культура мира в университетах Европы заключается в уделении особого внимания необходимости междисциплинароного подхода.
В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, университеты не только стремятся приобщить студентов к концепции мира, но также и относительно того, как мир - как естественный порядок - может быть достигнут через различные пути с помощью образовательных институтов помогающих создать общество основанное на культуре ненасилия. Таким образом, из анализа документов ЮНЕСКО ( 184, 182), следует, что ее миссия заключается в насаждении мира между нациями через образование, науку и культуру, способствуя учреждению новых отношений, основанных на принципах знания, правосудия и взаимного понимания.
В декларации по воспитанию человека в духе культуры мира (ЮНЕСКО, 1995) сказано, что образования по программе «Культура мира» не может основываться на неопределенных, спонтанных утверждениях. Поэтому необходима четкая система рекомендаций с учетом творческого подхода и национальных особенностей университетов для создания метафизической, педагогической основы миротворца, его действий, базирующихся на понятиях культуры мира, толерантности и уважения прав человека. Интересно, что в различной литературе, чем чаще упоминаются диктаторы и люди насилия, тем больше мы знаем о деятельности человека. По мнению ученых это происходило потому что наша существующая культура всегда настаивала на преобладании некоторых разрушительных элементов. Следовательно, при проживании в обществе, которое подчеркивает, структурное и установленное насилие, выполнение задачи о продвижении культуры мира заметно затрудняется.
Таким образом, причина, исторических и идеологических кризисов, находится в постоянном неприятии мирного устройства общества. На данный момент одной из основных рекомендаций ЮНЕСКО является развитие образования, направленного на мир, что станет решающим фактором в моральной и гражданской реконструкции общества.
По мнению И. Галтунга (127), требуется система образования, которая позволяет воспитать человека с определенной системой ценностей, в которую входят культура мира и ненасилия. Таким образом, такая система образования послужит средством достижения высоких целей максимально полного развития научного и общекультурного потенциала личности.
Когерентная и мощная система образования может преобразовать будущее, возможно даже непосредственное будущее, но мы не должны ожидать, или позволять другим ожидать, что это может резко изменить природу уже существующего поколения. Становление культуры мира длительный процесс. Однако реализация программы «Культура мира» в университетах Европы непосредственно способствует укоренению принципов ненасилия и уважения прав человека. Из исследований Д. Смит, К.Сутер, следует, что благодаря введению новых курсов по проблемам культуры мира, и прав человека образование обеспечит студентов новой жизненной философией. Разработка основных напрвлений реализации программы»Культура мира» в университетах западной Европы включает в себя разработку курсов по гуманизации образования . Главная их цель - образование на благо мира. На данный момент рекомендуются курсы по двум направлениям: теоретические курсы по проблемам мира и устойчивого развития; практические курсы по технологии регулирования и разрешения конфликтов.
Роль западноевропейской интеграции в образовательной деятельности европейских университетов
По мнению ведущих исследователей ООН, ЮНЕСКО, СЕПЕСа. ОСЕД индустриальное производство и организационные формы общественного развития современных государств, в частности европейских, их экономические структуры, их интеграция были бы немыслимы без соответствующей системы образования и фундаментальных исследований в соответсті.ующих областях знаний.
Развитие университетов в станах Европы связано тесными узами с развитием самого европейского общества, европейской культуры. Университеты Европы- неразрывная часть европейского общества, один из определяющих его элементов. Изменения, происходящие в Европе, отражены в жизни университетов.
Высшая школа, а следовательно и университеты, становится одним из важнейших секторов жизни общества. По результатам статистического исследования Совета Европы, к началу XXI столетия, 50% населения в мире будет в возрасте до 30лет, именно в этот период закладываются основные профессионально-этические нормы. Именно университетское образование призвано удовлетворить возрастающий массовый спрос на академическое образование, переживающее в данный момент период демократизации.
Таким образом, высшее образование становится одним из ведущих условий, определяющих будущую основу материального и интеллектуального существования общества.
Во-первых, потому, что именно университеты всесторонне готовят людей к будущей профессиональной деятельности в сферах экономики, политики, социальных услуг, к научной работе в самом университете и вне его.
Во вторых, как и раньше только в университетах проводится фундаментальные исследования по широкому спектру дисциплин. А именно это и является важнейшим условием прикладных исследований, и , в конечном счете, создания новой продукции или возникновения, построения организационных структур современного общества, которые могут внедряться в промышленную практику, администрирование, экономику или менеджмент с помощью средств государственного бюджета, других источников финансирования.
Исходя из анализа деятельности университетов Европы , следует, что европейская интеграции и новым программы Совета Европы способствуют гуманизации образования а так же межкульурному диалогу.
Таким образом, интеграция, это сложный процесс охватывающий не только экономический и политический процесс, но и науку, образование, общественную жизнь, СМИ, находящийся под влиянием определенной экономической, политической и духовной культуры. Все это способствует диалогу культур и распространению культуры мира. Мировое сообщество идет к кооперации и интеграции, формируются региональные, экономические и политические структуры.
Из анализа статистических исследований Всемирного Банка, на данный момент, Западная Европа дальше всех продвинулась по пути интеграции, углубляя и расширяя свои общественные и политические связи. В пятидесятые годы создается Общий рынок, в шестидесятые начинает координироваться экономическая политика стран, входящих в рынок, в семидесятые создается европейская валютная система, в восьмидесятые единое техническое пространство, наконец в девяностые создается Европейский союз со стратегической целью унификации валютно-экокномической системы и внешней политики. Цдиная европейская валюта становится реальностью. Европейский союз стал центром притяжения европейских стран. Выйдя на мировую арену, как "шестерка", сейчас в нем уже 15 стран, стоят в очереди еще 10 государств Центральной и Восточной Европы.
Ж.Делор (112) в своих исследованиях пишет о том, что в понятие культурной интеграции Европы входит широкий комплекс проблем, среди которых важное место занимает культура мира, выработка принципов и норм общения между государствами, народами, людьми. Интеграция расширила не только объем культурной продукции масштабы территорий. Открытое общество Европейского союза консолидирует основы политической культуры гражданского общества и правового государства. Демократия становится все более неотделимой от культуры, что ведет к ослаблению конфронтационно-идеологического противостояния.
Исходя из анализа исторической литературы, рубеж XX-XXI веков показал взрывоопасный характер нашей эпохи. Европа переживает социальное обновление, раскрепощение социальной культурной энергии, религиозный ренессанс. Но, в то же время, нашей эпохе свойственен и общецивилизационный кризис, охвативший также и западноевропейское общество, его экономику, среду обитания,культуру, мораль, веру, и для которого характерны, как синдром созидания так и синдром распада.
Однако при внедрении программы культура мира противоречия современной нам эпохи и настроение безысходности отойдут на второй план. Как отмечал еще в 30 -тые годы академик Вернадский, для нашей эпохи характерна тенденция вступления в Ноосферу, Царство разума. О зарождении нового гуманистического мышления, росте творческой культурной энергии писали и Бернар Рассел и Альберт Эйнштейн, и наш великий ученый, наш современник академик Андрей Сахаров. Современный французский социолог Тьери Голден в своей работе "Метаморфозы будущего" писал еще в 1983 году о вхождении человечества в "антропологическую революцию", в которой горизонтом человечества становится он сам, Человек, ценность его бытия, качества жизни, культура. Т. Goldin. Les methamarfoses du future. Paris 1983.
Анализ литературы по проблеме, свидетельствует о формировании Единой Европы, идея которой находит себе признание, это интеллектуальная и культурная, общеевропейская интеграция, в которой благодаря деятельности университетов важное место должно принадлежать культуре мира. Таким образом, отказ от войны, от конфликтного мышления, от ориентации на силу в ней будет заменен приверженностью идеям мира и толерантности, нравственного совершенствования и преобладания гуманистических принципов, норм и этики мира и ненасилия.
Технология реализации программы "Культура мира" в системе российского высшего образования как подходы к осуществлению Национальной Доктрины Образования в Российской Федерации
Широкое внедрение программы "Культура мира" в образовательной системе требует знания ведущих тенденций и ориентиров зарубежной педагогики для использования международного опыта в процессе реформирования российского образования. Однако в России имеется система образовательных стандартов, подготовки преподавательского состава, которая не всегда повторяет международный стандарт, поэтому применение западного опыта, на наш взгляд, должно стать избирательным и творческим.
Анализ внедрения программ по культуре мира свидетельствует об эффективности подготовки специалистов , воспитанных в духе культуры мира и уважения прав человека. Это дает нам основание высказать пожелания о возможностях творческого использования принятой в Европе и уже оправдавшей себя на практике концепции внедрения программ по культуре мира в университетах. И хотя эта система развивается и совершенствуется до сих пор, задачи формирования культуры мира приобрели статус цели и это находит свое отражение в деятельности: исполнительных советов ЮНЕСКО, С-5 1996-2001 (65), ученых, взгляды которых отразились в ряде печатных педагогических и социологических исследований, статей и монографий, охватывающих проблемы культуры мира; создание ассоциаций преподавателей и участников данных курсов, государственных чиновников, составляющих учебные планы, программы, учебные пособия, авторов, составляющих проекты подготовки будущих преподавателей. При этом, зарубежные исследователи обращают внимание на то факт, что эффективность внедрения программы культура мира зависит от участия в этом процессе всех его компонентов.
Из анализа нормативных документов университетов Австрии и Италии следует, что внедрение программы "Культура мира" соответствует положениям Национальных Доктрин Образования данных стран .
Национальная Доктрина Образования в Российской Федерации является основополагающим российским документом, устанавливающим стратегию и основные направления его развития.
Таким образом, подходы к реализации программы "Культура мира" отражает соответствующие положения данной доктрины. Так в основных целях и задачах доктрины указывается , что система образования должна обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права личности и обладающих высокой нравственностью.
Положения Концепции Национальной Безопасности Российской Федерации из части 2 и 4 (о приоритетном значении формирования системы законопослушных граждан соблюдающих свои права и обязанности) (32) так же находят свое отражение в технологии реализации программы культуры мира.
Осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли гуманитарной подготовки, нравственного воспитания молодежи, подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, отражено в «Федеральной Программе Развития Образования» (2000-2005).
В разрабатываемых подходах к реализации программы "Культура мира" в системе российского высшего профессионального образования предполагаются такие примерные традиционные технологии обучения как лекции по основным компонентам программы "Культура мира", практикумы, а так же технологии активного обучения как ролевые игры, моделирование конфликтных ситуаций, выездные семинары, круглые столы, открытые дискуссии, совместные лекции.
Технология обучения представляется как система способов и средств , применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности и направляется творческими поисками преподавателей. Одним из подходов к реализации программы культуры мира является подготовка профессорско-преподавательского состава, что отражено в параграфе 6.1
Анализируя процесс внедрения культуры мира в университетах Западной Европы, выстроим логическую пирамиду, которую можно использовать в отечественной практике:
-дидактические подходы к организации обучения;
-введение курсов по правам человека в высших и средних учебных заведениях (содержание и методика преподавания);
-методическое оснащение учебных программ по культуре мира;
-определение блока дисциплин, включающих проблему культуры мира;
-определение главных направлений в подготовке студентов по программе культура мира;
-изучение психолого-педагогичекой литературы и информации по теме обучения и воспитания, определение методических навыков, которыми должны обладать преподаватели предметов по культуре мира.
-определение способов оценки эффективности знаний и навыков, способствующих формированию культуры мира (знание и уважение прав человека, системы этических ценностей, мирное урегулирование конфликтов)
Распространенными принципами построения занятий послужит тесное содружество теории и практики. Наиболее эффективным методом представляется соединение теоретических лекций и их непосредственное отражение в ролевой игре которая является одним из методов обучения.
Таким образом, для достижения эффективности курсов по программе культура мира необходимо использовать все компоненты методов и форм обучения: лекции, практикумы, экспериментальные работы, самостоятельную работу студентов и арктические занятия по теме, ролевые игры, выездные семинары , реитингговую систему оценки знаний.
Творческий перенос позитивного опыта университетов Западной Европы по реализации программы культура мира в систему российского профессионального образования возможен приналичии необходимых условий. Главное - из них адаптация программы для отечественной школы. Разработана технология реализации данной программы как осуществление Национальной Доктрины Образования РФ. Такой подход определяется внутренними и внешними потребностями страны, постоянно возрастающим числом конфликтов в мире в целом, расовых, религиозных проблем в обществе, необходимостью утверждения новой системы нравственных и этических ценностей, изменениями происходящими в международной обстановке как положительными, так и отрицательными, расширением связей на всех уровнях между странами. Исследование показало, что основные задачи , которые необходимо решить при этом следующие:
детальная разработка учебных программ, создание соответствующих документов по обоснованию развития и функционирования проекта «Культура мира» в системе российского высшего образования;
разработка терминологической основы для составления дидактических материалов;
определение и конкретизация основных направлений обучения студентов и подготовки профессорско- преподавательского состава;
подготовка учебных пособий и методических рекомендаций;
разработка системы языковой подготовки и повышения компьютерной грамотности;