Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА І. Методологические и теоретические аспекты изучения годрастащим поколением жизни, деятельности, произведешь В.И.Ленина 16-76
I. Вопросы методологии воспитания молодежи на идеях и заветах В.И.Ленина,на примере жизни .и деятельности выдающихся борцов за колшунизм 16-39
2. Теоретические основы системы воспитания учащихся на идеях и заветах В.И.Ленина, на
примере его жизни и деятельности 39-55
3. Воспитание старшеклассников вьетнамской школы на ленинском примере как педагогическая проблема 56-76
ГЛАВА П. Опыт изучения учащимися школы срв жизни,деятельности, произведений В.И.Ленина,хошимина 77-140
I. Использование опыта советской школы и педагогики в изучении старшеклассниками школы СРВ наследия В.И.Ленина,Хо Ши Мина в учебной работе 77-108
2. Внеклассная работа по изучению старшеклассниками школы СРВ жизни,деятельности, произведений В.И.Ленина, Хо Ши Мина 108-120
3. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина, на традициях КПВ и вьетнамского народа в деятельности комсомольской организации 120-140
Заключение I4I-I53
Приложение.
Библиография
- Вопросы методологии воспитания молодежи на идеях и заветах В.И.Ленина,на примере жизни .и деятельности выдающихся борцов за колшунизм
- Воспитание старшеклассников вьетнамской школы на ленинском примере как педагогическая проблема
- Использование опыта советской школы и педагогики в изучении старшеклассниками школы СРВ наследия В.И.Ленина,Хо Ши Мина в учебной работе
- Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина, на традициях КПВ и вьетнамского народа в деятельности комсомольской организации
Введение к работе
"Строить социализм и совершенствовать его, - отметил товарищ К.У.Черненко в речи на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 года, - значит не только возводить современные заводы и электростанции, украшать нашу землю, наши села и города. Это - непременная, но отнюдь не единственная забота коммунистов. Преобразуя условия жизни людей, необходимо в то же время делать все для их идейно-нравственного возвышения. Ясно, что без большой работы по духовному развитию людей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализма не справиться" (92).
Сказанное имеет непосредственное отношение к развитию всех стран социалистического содружества. Единый социалистический Вьетнам является аванпостом социализма в Юго-Восточной Азии. Одержав окончательную шбеду над американскими агрессорами и их ставленниками, дав отпор силам гегемонизма, СРВ вступила в новый этап строительства социализма в масштабе всей страны. Творчески развивая идеи марксизма-ленинизма, У съезд Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) определил новые задачи в области культурной революции. Важнейшая из них - "подготовить нового человека, труженика - хозяина коллектива, горячо любящего Родину и обладающего высоким чувством пролетарского интернационализма" (99). КПВ придает огромное значение формированию научного, коммунистического мировоззрения, идейно-политическому воспитанию трудящихся, добивается того, чтобы марксизм-ленинизм занял господствующее положение в политической и духовной жизни всего народа.
В Постановлении ІУ (1983 г.) Пленума ЦК КПВ "Актуальные вопросы идеологической и организационной работы, обеспечивающие успешное осуществление очередных задач социально-экономического
- 4 -развития" указаны основные направления идейно-политического воспитания масс: воспитание в духе высокой идейности и преданности социалистической Родине, идеалам коммунизма, выработка коммунистического отношения к труду, общественному долгу, непримиримости к проявлениям буржуазной идеологии и маоистского гегемонизма.
В содержание идейно-политического воспитания КПВ включает овладение молодежью марксистско-ленинской теорией и развитие у нее общественно-политической активности, воспитание на революционных, боевых и трудовых традициях КПВ, вьетнамского народа, выработку у нее единства слова и дела, умения отстаивать коммунистические убеждения и претворять в жизнь политику партии, государства.
Для решения задач социалистического воспитания подрастающего поколения на современном этапе КПВ выработала конкретную программу преобразования культуры и народного образования, которая охватывает развитие общеобразовательной школы. В Постановлении Политбюро ЦК КПВ о реформе в области народного просвещения подчеркивается, что воспитание учащихся на идеях и заветах вождей революции, на примере их жизни и деятельности, на революционных, боевых и трудовых традициях коммунистов и трудящихся Вьетнама является центральным звеном идейно-политического воспитания учащихся. (См. 98,25).
На необходимость изучения вьетнамской молодежью идейного наследия В.И.Ленина неоднократно указывал Хо Ши Мин. Вождь Вьетнамской революции огромное значение придавал воспитанию юной смены на славных традициях КПВ и вьетнамского народа. В своем политическом завещании партии и народу он подчеркнул важность и необходимость революционного воспитания подрастающего поколения, поставил перед КПВ историческую задачу: "подготовить моло-
- 5 -дежь идейно убежденными борцами, продолжателями социалистической революции" (См.: 79,11).
Преодолевая огромные трудности, социалистический Вьетнам под руководством КПВ уверенно строит новое общество. Дальнейшее развитие страны в условиях острейшей идеологической борьбы между социализмом и империализмом, с силами международной реакции и гегемонизма обусловливает необходимость усиления работы по идейно-политическому воспитанию молодежи. Являясь ключевым звеном идейно-политической работы, воспитание подрастающего поколения на идейном наследии В.И.Ленина, Хо Ши Мина, на примере их жизни и деятельности, на революционных, боевых и трудовых традициях КПВ, вьетнамского народа становится объективной потребностью вьетнамского общества.
В социалистических преобразованиях Вьетнам опирается на марксистско-ленинское учение, на революционный опыт стран социалистического содружества, в первую очередь СССР. КПВ придает исключительно важное значение изучению этого опыта, считая его абсолютно необходимым условием для решения сложных проблем революционного преобразования общества на социалистических началах. Ценность опыта заключается в том, что он содержит выводы и обобщения, проверенные практикой. В.И.Ленин подчеркивал,что "опыт прошлого нам' поможет избегать ошибок и даст нам новые силы для дальнейшей работы" (35,134).
Использование Вьетнамом опыта социально-экономического,политического и культурного строительства Советского Союза определяется и тем, что вьетнамская революция является составной частью мирового коммунистического движения. Как отмечал Хо Ши Мин, она "тысячами нитей связана с общей борьбой прогрессивного человечества за коммунизм" (49,104).
Велика роль исторического опыта советской школы в строите-
льстве социалистической школы Вьетнама, в совершенствовании идейно-политического воспитания учащихся.
В современных условиях, когда в СССР осуществляется реформа общеобразовательной и профессиональной школы, использование передового опыта советского учительства имеея исключительно важное значение для СРВ. Эта реформа является составной частью планомерного, всестороннего совершенствования развитого социалистического общества. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 г., разработана научно обоснованная концепция обучения и воспитания молодежи, ее подготовки к жизни и труду в новых условиях, получили дальнейшее развитие ленинские идеи о единой, трудовой, политехнической школе, намечена стратегическая линия партии в области народного образования в соответствии с установками ХХУІ съезда, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС. Как отмечается в постановлении апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и средней школы", "реформа призвана поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы на качественно новый уровень, устранить недостатки, имеющиеся в ее деятельности, обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитание в духе любви к нашей социалистической многонациональной Родине и готовности к ее защите, в духе пролетарского интернационализма" (86).
В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" указано на необходимость "... воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и деятельности К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, историческом опыте
- 7 -КПСС" (88).
В СССР под руководством КПСС усилиями ученых, учителей создана научно обоснованная система изучения учащимися жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина, документов КПСС, которая является центральным звеном идейно-политического воспитания учащихся, органической частью содержания учебных занятий, внеклассной работы, деятельности пионерской и комсомольской организаций, семьи, общественности. Практика советской школы показывает, что эта система играет большую роль в повышении эффективности всего учебно-воспитательного процесса, способствует формированию у школьников коммунистического мировоззрения, качеств нового человека.
Содержание и методика изучения произведений В.И.Ленина,документов КПСС и Советского государства в курсах обществоведения, истории,ряда других дисциплин раскрываются в публикациях А.Т. Кинкулькина. Под его руководством подготовлены: пособие для учителей "Изучение в школе жизни и деятельности В.И.Ленина" ("Просвещение", 1980), в котором глубоко освещены вопросы содержания и методики изучения школьниками наследия В.И.Ленина и биографического материала о нем; три книги "О Ленине" для чтения в 1-3, 4-7, 8-Ю классах; методическое пособие об использовании этих книг в учебной и внеклассной работе.
Вопросы теории и методики изучения произведений В.И.Ленина и воспитания учащихся на ленинском примере в истории советской школы (I9I7-I975) и на современном этапе освещены в исследованиях В.В.Макаева. Им же подготовлено пособие для студентов педагогических институтов к спецкурсу по педагогике "Система воспитания школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина" ("Просвещение", 1984).
В разработку рассматриваемой проблемы большой вклад внес-
- 8 -ла Р.М.Рогова. В ее работах анализируются проблемы формирования коммунистического мировоззрения в процессе изучения произведений В.И.Ленина в курсах истории, обществоведения и других учебных предметов. Значительное место в ее работах занимает раскрытие системы изучения жизни, деятельности и заветов В.И.Ленина во внеклассной работе. Показано, что изучение материала о вожде, партии должно быть связано с практическим участием школьников в выполнении ленинских заветов, с выработкой устойчивого коммунистического поведения и умения всегда руководствоваться ленинскими заветами в выполнении высокого долга, к которому партия зовет молодежь. Разработанная Р.М.Роговой "Программа внеклассных занятий с учащимися УШ-Х классов по изучению жизни и деятельности Ленина, ленинских заветов молодежи" помогает строить внеклассную работу в единстве с учебным процессом и с учетом межпредметных связей.
Некоторые вопросы изучения старшеклассниками жизни, деятельности и произведений В.И.Ленина, Хо Ши Мина в школе СРВ нашли отражение в диссертационной работе Нгуен Суан Дам "Опыт советской школы по формированию коммунистического мировоззрения старшеклассников и его творческое использование в школе социалистической республики Вьетнама" (1979 г.). Раскрывая основные пути формирования коммунистического мировоззрения старшеклассников вьетнамской школы, автор названной работы указывает на необходимость изучения в старших классах ленинского идейного наследия, документов КПСС и КПВ и анализирует некоторый опыт работы школы СРВ.
Вопросы воспитания на примере жизненного подвига В.И.Ленина также нашли отражение в работах советских педагогов В.Ф.Арбузова, Л.К.Балясной, Н.П.Березкиной, А.М.Божко, О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, Ю.И.Лазуркиной, А.Е.Сейненского, А.Ф.Соловьева,
- 9 -В.А.Сухомлинского, Д.Я.Шелухина и др. Названные авторы исследовали ряд теоретических ж методических аспектов работы школы по воспитанию учащихся на идеях В.И.Ленина, на ленинском примере, разработали основные звенья этой системы, включая изучение старшими школьниками ленинского теоретического наследия, документов КПСС и Советского государства, обобщили опыт формирования личности школьников на примере жизни и деятельности вождя.
До настоящего времени в советской и вьетнамской литературе нет работ, посвященных изучению жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина в школе СРВ.
Задачи совершенствования социалистического воспитания в СРВ, указания Хо Ши Мина и КПВ о необходимости изучения и творческого использования революционного опыта братских социалистических стран, достижений советской школы в воспитании учащихся и отсутствие в советской и вьетнамской педагогике разработок по изучению учащимися школы СРВ жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина, Хо Ши Мина обусловили выбор темы нашего исследования: "Творческое использование в школе СРВ достижений советской школы и педагогики в изучении старшими школьниками жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина."
Объектом исследования являются теория и практика изучения учащимся школ СССР и СРВ жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина.
Дредмет исследования - процесс воспитания старшеклассников школы СРВ на идеях и заветах В.И.Ленина, на примере жизни и борьбы выдающихся коммунистов в учебной и внеклассной работе, в деятельности комсомольской организащш на основе творческого использования опыта советской школы и педагогики.
Цель исследования - определить возможности и пути творческого использования советского опыта изучения старшеклассниками
- 10 -жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина в условиях школы Социалистической Республики Вьетнам.
Исходя из предмета и цели исследования, учитывая сложность и многоплановость проблемы, исследование ограничено следующими задачами:
Осветить общность методологической основы воспитания учащихся на идеях и заветах В.И.Ленина в школах СССР и СРВ.
Охарактеризовать систему изучения в советской школе жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина.
Раскрыть основное содержание, формы и методы воспитания учащихся старших классов школы СРВ на идеях ленинизма, на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина и выявить тенденции дальнейшего развития теории и практики этого воспитания в школе СРВ.
Исходя из анализа общественно-политической, педагогической и психологической литературы и опираясь на передовой опыт школы СССР, мы определили рабочую гипотезу, в основу которой легли следующие положения. Эффективное творческое использование в работе школы СРВ достижений советской педагогики и школы в изучении старшеклассниками жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина, Хо Ши Мина может быть достигнуто, если:
общность теоретико-методологических основ в изучении наследия В.И.Ленина и воспитании учащихся на ленинском примере в школах двух стран сочетается с учетом специфических особенностей школы СРВ;
если в изучении жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина, Хо Ши Мина росуществляется система, охватывающая учебный процесс, внеклассную работу, деятельность юношеских коммунистических организаций, семьи и строится в соответствии с положениями о комплексном подходе к воспитанию;
- II -
если воспитание старшеклассников СРВ на ленинском примере включает их разностороннюю познавательную, общественно-политическую и трудовую деятельность, связанную с практическим участием в строительстве социализма в стране;
если знания о В.И.Ленине, Хо Ши Мине и других выдающихся борцах за коммунизм обогащают их личный социальный опыт, вырабатывают общественно-значимые мотивы поведения и формируют активную жизненную позицию.
Методологической основой настоящего исследования явились труды основоположников марксизма-ленинизма, документы КПСС и КПВ по вопросам идеологии, культурного строительства и коммунистического воспитания. Автор руководствовался такими важнейшими марксистско-ленинскими принципами научных исследований, как объективность и достоверность фактов, рассмотрение их в конкретной социальной ситуации, диалектический подход к изучаемым явлениям, партийность. Исследуя проблему, мы также исходили из методологического положения, раскрытого Хо Ши Мином, о том, что вьетнамская революция является составной частью мирового коммунистического движения и что она тесно связана с общей борьбой трудящихся за коммунизм. Этим объясняется общность методологических позиций педагогов СССР и СРВ, единство цели и задач воспитания.
При освещении методологических и теоретических аспектов воспитания учащихся на идеях ленинизма, на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина мы опирались на положения, разработанные ІУ съездом КПВ о том, что "условия нашей страны требуют и позволяют приступить к систематическому формированию нового человека" (94,74). У съезд КПС указал на наличие объективных и субъективных факторов, позволяющих в исторически кратчайший срок обеспечить претворение в жизнь задач коммунистического воспитания. Среди таких факторов - руководство Коммунистической
- 12 -партии Вьетнама культурным строительством, социалистический общественный строй, помощь социалистических стран, всестороннее сотрудничество с ними и др.
В исследовании мы стремились не допустить абсолютизации и изоляции изучаемой проблемы от целостного учебно-воспитательного процесса в школе и показать ее решение в органическом единстве с борьбой вьетнамского народа за построение социалистического общества.
Исследуя содержание и основные направления работы школы СРВ по воспитанию учащихся на идеях ленинизма, на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина, мы руководствовались ленинским положением о тесной связи воспитания с практикой коммунистического строительства. Изучение марксизма-ленинизма молодежью должно осуществляться в единстве с ее активной трудовой и общественно-политической деятельностью с тем, чтобы юноши и девушки Вьетнама повседневно выполняли задачи общего труда, вносили посильный вклад в строительство социализма.
В процессе исследования были изучены документы КПВ, речи и статьи партийных и государственных деятелей СРВ, материалы по народному образованию, педагогическая литература, учебные программы и учебники общеобразовательной средней школы СРВ.
Большую роль в раскрытии теоретических положений проблемы воспитания на ленинском примере учащихся школы СРВ сыграли труды Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского.
В исследовании использовались труды философов, педагогов и психологов СРВ: Во Туан, Данг Тхай Май, Нгуен Хань Тоан, Тгуен Дык Минь, Фам Минь Хак, Фан Хый Ле, Ха Тхе Нгы и др.
В процессе исследования автор ознакомился с диссертациями, в которых освещен ряд аспектов воспитания советских школьников на ленинском примере, на его идеях и заветах (работы Р.Р.Банду-
- ІЗ -pa, Н.П.Березкиной, Г.А.Блиновой, А.Н.Бритвихина, Н.В.Васильевой, Т.В.Вознесенской, К.А.Мамедова, Н.А.Репы, Р.М.Роговой, Г.П.Сара-фанниковой).
В исследовании применялись следующие методы:
изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, Хо Ши Мина, документов КПСС и КПВ по вопросам политики, идеологии, воспитания;
анализ работ советских и вьетнамских философов, социологов, педагогов, психологов;
анализ опыта советской школы;
целенаправленное педагогическое наблюдение учебно-воспитательного процесса в школах Ставропольского края, где накоплен большой и ценный опыт воспитания учащихся на ленинском примере;
опытно-экспериментальная работа в школах им. Тю Ван Ан, Хоан Кием (г.Ханой) в 1982-1983 гг.
- изучение и обобщение передового опыта ряда школ СРВ (школы им. Тю Ван Ан и Хоан Киен в г.Ханое, школы им. Бой Тяу и Хунъ Тук Ханг в г.Вине, средние общеобразовательные школы в уездах Нам-Дан и Тхань Тьнонг и др.);
- анкетирование с целью выявления уровня знаний и воспитан
ности старшеклассников школ СРВ.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые во вьетнамской социалистической педагогике проведено исследование, в котором обобщен опыт советской школы и педагогики по изучению учащимися жизни, деятельности, произведений В.И.Ленина, определены возможности и пути использования этого опыта в старших классах средней общеобразовательной школы СРВ и показаны результаты этого изучения в учебной и внеклассной работе, в деятельности Союза молодых коммунистов Вьетнама. Предпринята попытка определить перечень произведений В.И.Ленина и Хо Ши Мина, докумен-
- 14 -тов КПВ для изучения в старших классах в единстве с учебными программами и задачами воспитательной работы школы СРВ.
Результаты, показывающие состояние теории и практики изучения старшими школьниками СРВ наследия В.И.Ленина и воспитания их на ленинском примере, свидетельствуют о единстве теоретико-методологических позиций педагогов СССР и (ЖВ и о взаимном обогащении педагогики обеих социалистических стран.
Достоверность исследования определяется исходными марксистско-ленинскими методологическими и теоретическими позициями автора, использованием материалов КПСС и КПВ, изучением обширной советской педагогической литературы и подтверждается совокупностью методов исследования, привлеченных источников, а также апробацией выводов в публикациях автора.
Практическая ценность работы заключается в том, что важнейшие составные звенья проанализированной советской системы воспитания учащихся на идеях В.И.Ленина, на примере его жизни и деятельности могут быть использованы в массовой школе СРВ. Составленный автором "Перечень произведений В.И.Ленина и Хо Ши Мина, рекомендуемых для изучения в старших классах школы СРВ" может служить основой для создания Сборника произведений В.И.Ленина, Хо Ши Мина для учащихся средних школ, средних профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений СРВ. Проанализированный опыт, выводы и рекомендации по изучению произведений В.И.Ленина, Хо Ши Мина, их биографий в учебной и внеклассной работе, в деятельности КСМ могут найти применение не только в средней общеобразовательной школе, но и в средних профессионально-технических училищах, в средних специальных учебных заведениях СРВ. Опыт работы комсомольской организации по воспитанию молодежи на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина, сложившийся в общеобразовательной школе, может ис-
- 15 -пользоваться в воспитательной работе среди молодежи производственных коллективов страны, в пропагандистской деятельности КСМ им. Хо Ши Мина. Содержащиеся в исследовании материалы об общности теоретико-методологических основ воспитания учащихся школ СССР и СРВ на идеях и заветах В.И.Ленина могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в педагогических вузах Вьетнама для подготовки будущих учителей к работе в школе по рассматриваемой проблеме.
Результаты исследования апробировались в период опытно-экспериментальной работы автора в школах Вьетнама, обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского пединститута иностранных языков, на научно-практических конференциях в том же институте в 1982-1984 гг., на заседании отдела формирования коммунистического мировоззрения НИИ общих проблем воспитания АПН СССР.
Основные положения диссертации, результаты исследования опубликованы в изданиях Пятигорского пединститута иностранных языков, в журнале "Советская педагогика", в "Педагогических исследованиях в СРВ" в 1982-1984 гг. и использовались в учебной и воспитательной работе со студентами Пятигорского, Ставропольского, Ташкентского пединститутов, Дагестанского Государственного университета, в научной работе института педагогики СРВ.
Вопросы методологии воспитания молодежи на идеях и заветах В.И.Ленина,на примере жизни .и деятельности выдающихся борцов за колшунизм
Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что революционное преобразование общества нельзя осуществлять без подготовки нового человека - активного и сознательного строителя коммунизма. Коммунистическая партия Советского Союза, как отмечено в документах этого Пленума, исходит из того, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства" (85,27) Марксизм-ленинизм помог вьетнамскому народу и его авангар ду - Коммунистической партии Вьетнама - понять природу их непри миримого классового врага - империализма и колониализма, а так же вооружил знаниями о содержании и методах борьбы за националь ное освобождение, за демократию и социализм. Под руководством Коммунистической партии народ Вьетнама победил в 30-летней (1945-1975 гг.) национально-освободительной войне и полностью избавился от гнета французских и американских империалистов и их марионеток. Вьетнамская революция - часть мирового революци онного процесса. Творчески применяя положения марксизма в усло виях Вьетнама, коммунисты этой страны ведут народ к победе ново го, бесклассового общества. " Составной частью строительства коммунизма во Вьетнаме является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых, сознательных строителей коммунизма. Это отражено в программных документах КПВ. "Вся работа в области воспитания, - указал тов.
-Л е Зуан в Отчетном докладе ЦК КПВ У" съезду партии, - должна быть подчинена цели подготовки новых людей, тружеников - хозяев коллектива, горячо любящих свою страну и обладающих высоким чувством пролетарского интернационализма. Нужно обеспечить молодое поколение возможностью овладеть сокровищницей культуры и знаний человечества, превратить знания в убежденность, формировать научное мировоззрение и научное мышление, на этой основе выработать способность мыслить, творить и действовать в соответствии с идеалом национальной независимости и социализма и всег- і да неуклонно стоять на позиции национальной независимости и социализма" (99).
Объективной необходимостью всех социалистических стран, в том числе Социалистической Республики Вьетнам, является вооружение подрастающего поколения марксистско-ленинским теоретическим наследием и воспитание на этой основе идейной убежденности, формирование коммунистического мировоззрения. Эта необходимость обусловлена тем, что, в отличие от всех предыдущих общественно -экономических формаций, коммунизм возникает не стихийно. Он является результатом сознательных усилий всего народа, вооруженного научной идеологией и вдохновленного высокими идеалами. Дело коммунистического воспитания, как всю свою революционно преобразующую деятельность, Коммунистическая партия Вьетнама строит на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории.
В Тезисах ЦК КПСС "К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина" отмечается: "Непреходящее значение ленинизма состоит в том, что он глубоко и точно выражает интересы рабочего класса, всех трудящихся, потребности всемирного социального прогресса, позволяет вырабатывать правильные ответы на самые жгучие, жизненные вопросы современности, учит смелому, творческому решению назревших проблем, вооружает научным пониманием перепек - 18 -тив общественного развития. Богатейшее идейное наследие В.И.Ленина, революционно-критический дух его учения, последовательность и твердость в защите коренных принципов марксизма от оппортунистических искажений, вся его жизнь служат неиссякаемым источником революционной мысли и революционного действия для современного международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения" (83,4).
Изучение жизни, деятельности В.И.Ленина, его идейного на- І следия, воспитание на революционных, боевых и трудовых традици- . ях КИВ и вьетнамского народа, борющихся за свободу, независимость и социализм под знаменем ленинизма, составляют идейную основу формирования личности гражданина СРВ. Владение основами ленинизма, знания о партии, выдающихся революционерах, как показывает опыт коммунистического строительства в СССР, придают личности идейную направленность, способствуют формированию замечательных черт социалистического человека: верности коммунистическим идеалам и революционным традициям, самоотверженности в труде и в бою, патриотизму и интернационализму, коллективизму и высокому чувству ответственности перед народом.
Методологической основой воспитания подрастающего поколения СРВ на идеях и заветах В.И.Ленина, на примере его жизни, деятельности являются труды основоположников марксизма-ленинизма, указания вождя вьетнамской революции Хо Ши Мина, решения съездов КПВ и постановления ЦК КПВ по вопросам идеологии, социалистического воспитания и культурного строительства.
К.Маркс и Ф.Энгельс открыли один из основных законов подлинно революционного движения рабочих - соединение этого движения с научным коммунизмом. Непременным условием победы рабочего класса над буржуазией они считали вооружение его революционной научной теорией, выработку передового политического сознания. -Известно знаменитое положение Ф.Энгельса о том, что все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову. Важной чертой, отличающей деятельность человека от жизнедеятельности животного и присущей только человеку, является ее сознательность.
Отражая объективный мир, сознание определяет отношение человека к этому миру и проявляется в его поведении и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Отражение человеком окружающего мира происходит не пассивно, а активно, в результате преобразующей деятельности. Сознание как идеальное явление влияет на материальное, изменяет его в процессе общественной и трудовой деятельности человека.
Воспитание старшеклассников вьетнамской школы на ленинском примере как педагогическая проблема
В своем становлении и развитии социалистическая школа Вьетнама опиралась и опирается на опыт и достижения советской школы и педагогики. Использование опыта советской школы в воспитании молодого поколения становится все более актуальным и действенным в связи с решением сложных задач,поставленных Вьетнамским социалистическим государством перед системой народного просвещения. В постановлении Политбюро ЦК КПВ о реформе в области народного просвещения от II января 1979 г. указано на необходимость дальнейшего совершенствования систеты коммунистического воспитания учащихся, повышения уровня образовательной подготовки выпускников средней школы. В этих условиях использование опыта советской школы в реализации системы воспитания учащихся на идейном наследии В.И.Ленина, на примере его жизни и деятельности выступает важнейшим фактором решения этой задачи.
В Социалистической Республике Вьетнам общеобразовательная школа является основным звеном системы народного образования, призванным создать надежный фундамент для всестороннего развития нового человека и подготовки его к труду. Общеобразовательная школа делится на две ступени: основную общеобразовательную и среднюю общеобразовательную.
Основная общеобразовательная школа охватывает всех детей от 6-ти до 15-ти лет (1-9 классы) и дает неполное среднее образование. Она вооружает учащихся основами знаний, вырабатывает у них элементарные трудовые навыки и формирует готовность к активному участию в производительном труде и к дальнейшему продолжению учебы.
Средняя общеобразовательная школа - завершающее звено -школьного обучения и воспитания. Она охватывает молодежь от 15-ти до 18-ти лет (10-12 классы). Ее задача - углублять и совершенствовать образование учащихся, закончивших основную общеобразовательную школу, и на этой основе формировать у них коммунистическое мировоззрение, готовность активно участвовать во всенародной борьбе за строительство социализма. Средняя общеобразовательная школа играет исключительно важную роль в становлении личности учащихся. Ее цель и задачи обусловливают необходимость включения в содержание всей ее работы системы воспитания школьников на идеях и заветах В.И.Ленина.
Система воспитания молодого поколения на идейном наследии В.И.Ленина и Хо Ши Мина, на примере их жизни и деятельности постепенно становится составной частью всей системы коммунистического воспитания учащихся СРВ. Это открывает новое направление в практике обучения и воспитания подрастающего поколения и в педагогической науке Вьетнама. Развитие этой системы потребует фундаментальных исследований, экспериментов, усилий многих . ученых. В рамках диссертационной работы представляется возможным рассмотреть творческое использование в работе школы СРВ опыта и достижений советской педагогики и школы лишь в воспитании на ленинском примере учащихся старших классов.
Достижения советской педагогики и школы позволяют вьетнамской социалистической педагогике и школе творчески использовать содержание и основные направления воспитания учащихся на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина, разработать методику этого воспитания, совершенствовать подготовку учителей к работе в плане исследуемой проблемы. Большое значение для разработки проблемы в условиях СРВ имеют достижения СССР в создании богатого фонда учебных пособий, хрестоматийных книг о В.И.Ленине для учителей и учащихся, в использовании в учебно - 58 -воспитательном процессе школы технических средств, кинофильмов, материалов средств массовой коммуникации.
Мы полагаем, что для эффективного творческого использования советской системы воспитания на ленинских идеях и заветах, на примере жизни и деятельности В.И.Ленина в школе СРВ необходимо учитывать :
- современную международную обстановку, в том числе обстановку, сложившуюся в Юго-Восточной Азии;
- конкретные исторические условия страны, классовый состав ее населения (основной массой является крестьянство), темпы и способы социалистических преобразований;
- то обстоятельство, что СРВ является аванпостом социализма в Юго-Восточной Азии;
- исторический факт, что на сторону рабочего класса привлечены широкие круги патриотически настроенных представителей.национальной буржуазии, буржуазно-феодальной интеллигенции. Это позволяет на наиболее трудных этапах вьетнамской революции противопоставлять внешним врагам широкий национальный союз вьетнамского народа;
- актуальность повышения уровня политического сознания народа;
- богатую национальную культуру вьетнамского народа;
- материально-техническую оснащенность школы.
В разработке и внедрении на практике советской системы воспитания учащихся на идеях и заветах В.И.Ленина следует учитывать и тот факт, что, как учит Коммунистическая партия Вьетнама, "условия нашей страны требуют и позволяют нам приступить к систематическому формированию нового человека, не дожидаясь высокого развития крупного социалистического производства" (94,74).
В постановлении Политбюро ЦК КПВ о реформе школы отмечается:
-"Предметы естественнонаучного цикла и гуманитарные дисциплины, преподаваемые в средней общеобразовательной школе, призваны дать учащимся современные научно-теоретические знания с учетом действительности Вьетнама. Эти знания о природе, обществе и человеке создают научную основу для формирования у учащихся научного мировоззрения, революционного отношения к человеку, способствуют их активному участию в трудовой и революционной деятельности,в строительстве нашей страны" (97,32).
Именно мировоззренческая направленность знаний, умений и навыков, общественно-политической деятельности учащихся берется за основу определения содержания работы школы СРВ го воспитанию учащихся на идеях и заветах, примере В.И.Ленина. Анализ современных учебных программ и учебников средней школы СРВ позволяет определить основное содержание воспитания вьетнамских учащихся на идеях и заветах В.И.Ленина, Хо Ши Мина, на примере их жизни и деятельности. На наш взгляд, важнейшими элементами этого содержания являются:
- вооружение учащихся знаниями о В.И.Ленине (раскрытие следующих сторон его облика: В.И.Ленин - выдающийся революционер, создатель и руководитель Коммунистической партии и Советского государства, вождь мирового пролетариата, международного коммунистического и рабочего движения.; В.И.Ленин - продолжатель учения Маркса-Энгельса, гениальный мыслитель, титан научной мысли; В.И. Ленин - прообраз личности коммунистического общества);
- освещение основных фактов о Советском Союзе (СССР - Родина Великой Октябрьской Социалистической революции, первое в мире социалистическое государство, могучий оплот социалистического лагеря, мира и социального прогресса);
- сведения о КПСС, о ленинской внешней политике СССР, о тесном сотрудничестве между СССР и СРВ;
- обеспечение глубокого осмысления и прочного усвоения фактического и теоретического материала учебных предметов с позиций методологии марксизма-ленинизма;
- формирование научного, диалектико-материалистического мировоззрения, основной которого является марксизм-ленинизм;
- вооружение знаниями основ политики коммунистической партии Вьетнама и правительства СРВ как марксизма-ленинизма в действии ;
Использование опыта советской школы и педагогики в изучении старшеклассниками школы СРВ наследия В.И.Ленина,Хо Ши Мина в учебной работе
Проанализируем опыт и рассмотрим возможности изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы СРВ наследия В.И. Ленина, Хо Ши Мина в учебной работе.
Наибольшее количество произведений В.И.Ленина, материалов о его жизни и деятельности старшеклассники вьетнамской школы изучают в курсе истории, где в органическом единстве освещаются историческая обстановка, в которой развертывалась теоретическая и практическая деятельность В.И.Ленина, ленинской партии, рассматриваются важнейшие факты биографии вождя мирового пролетариата, главные вехи истории Советской страны. Вместе с этим уясняются основные положения марксизма-ленинизма, их развитие и претворение в жизнь в революционно-преобразующей деятельности КПСС и КПВ.
На основе анализа содержания курса истории в средней общеобразовательной школе СРВ и с учетом опыта советской школы важно выделить следующие основные направления изучения старшеклассниками жизни и деятельности В.И.Ленина:
- вооружение фактическими знаниями главных этапов революционной деятельности В.И.Ленина с целью освещения роли В.И.Ленина как выдающегося революционера, гениального теоретика и руководителя пролетарской революции, вся жизнь которого была отдана делу рабочего класса, борьбе за коммунизм и счастье трудового народа;
- показ последовательной борьбы В.И.Ленина за чистоту марк - 78 -сизма, его вклада в развитие марксистского учения, в создание и укрепление большевистской партии - авангарда рабочего класса России; освещение революционно-преобразующей деятельности ленинской партии, ее роли-в победе Великой Октябрьской социалистической революции, в защите завоеваний Октября и в строительстве социализма и коммунизма;
- освещение роли В.И.Ленина как великого вождя мирового пролетариата и коммунистического движения, его деятельности по сплочению революционных сил в международном рабочем движении, по укреплению Ш Коммунистического Интернационала, его борьбы против правого и левого оппортунизма в рабочем движении, против национализма и авантюризма;
- изучение теоретической и практической деятельности Коммунистической партии Вьетнама, творческого применения ею ленинизма в конкретных исторических условиях Вьетнама, показ интернационального характера марксизма-ленинизма, его действенности и влияния на революционный процесс в современном мире;
- оценка выдающегося вклада В.И.Ленина в разработку исторической науки, ее методологических основ и важнейших теоретических концепций.
Реализация этих направлений имеет огромное образовательное и воспитательное значение: она способствует выработке у старшеклассников коммунистического мировоззрения. Опыт советской школы показывает, что изучение ленинских произведений дает возможность старшеклассникам углубленно рассматривать характеристики исторических лиц, событий, уяснить причинно-следственные связи, усваивать марксистско-ленинский принцип историзма в оценке общественных явлений. В трудах В.И.Ленина учащиеся находят образцы диалектико-материалистического анализа событий, глубочайшего раскрытия их сущности, партийной оценки. Изучение произведений
-В.И.Ленина в курсе истории повышает теоретический уровень преподавания этого учебного предмета и способствует овладению учащимися многими важнейшими положениями марксизма-ленинизма.
Изучение опыта советской школы, а также результаты проведенной нами в 1983 г. опытной работы в средних общеобразовательных школах Вьетнама Хоан Кием и Тю Ван Ан позволили выявить следующие педагогические условия проведения уроков истории, на которых изучаются биографический материал и произведения В.И.Ленина, Хо Ши Мина:
1. йіявление и учет тех знаний о В.И.Ленине, которые ранее усвоили учащиеся путем внеклассного чтения, слушания и просмотра передач радио и телевидения, знакомства с периодической печатью. Беседы с учащимися, анкетирование позволяют учителям получить представления об объеме и характере таких знаний старшеклассников. В итоге это дает возможность избегать повторений, формализма в раскрытии ленинского образа и положений марксизма-ленинизма.
2. Использование фондов школьной библиотеки в организации ЧТЕНИЯ литературы о В.И.Ленине, Хо Ши Мине на уроках и в самостоятельной работе учащихся.
3. Включение в изложение учебного материала учителем сведений из мемуарной литературы о В.И.Ленине, Хо Ши Мине. Эта литература оказывает огромное эмоциональное воздействие на учащихся, переносит их в гущу событий, позволяет выработать яркое представление об изучаемом.
4. Единство изучения идей ленинизма и биографий В.И.Ленина, Хо Ши Мина, что способствует формированию понятий о политике как общественном явлении, о классовой борьбе, о неразрывной связи деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина с борьбой рабочего класса за свое освобождение.
В X классе учащиеся знакомятся с революционной деятельностью К.Маркса и Ф.Энгельса на материале, показывающем бурное развитие самосознания рабочего класса и его борьбу с капиталистами. Важное значение для формирования у учащихся знаний о марксизме-ленинизме как научной революционной теории, мировоззрении рабочего класса и его могучем оружии в классовой борьбе имеет показ того, как К.Маркс и Ф.Энгельс на основе великих достижений человечества в различных областях знания и обобщения революционного опыта создали свое целостное учение. В этой связи, как и в опыте советской школы, изучение в школе СРВ "Манифеста Коммунистической партии" является необходимым. Усвоение главных положений Манифеста служит фундаментом изучения идей марксизма-ленинизма в целом. Задача изучения "Манифеста Коммунистической партии" в школе Вьетнама заключается в том, чтобы учащиеся осознали положение о всемирно-исторической роли пролетариата - могильщика капитализма и творца нового социалистического общества, в том числе в условиях вьетнамской революции.
Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина, на традициях КПВ и вьетнамского народа в деятельности комсомольской организации
В революционном воспитании молодежи СРВ активно участвует Коммунистический союз молодежи имени Хо Ши Мина, созданный 26 марта 1931 г. по решению Коммунистической партии Индокитая (ныне Коммунистическая партия Вьетнама). Глубоко символично, что
Коммунистическая молодежная организация Вьетнама носит имя человека, который создал, воспитал и направлял ее деятельность - имя президента Хо Ши Мина. В трудах вождя вьетнамской революции сформулированы основные принципы воспитательной деятельности комсомольской организации: коммунистическую идейность и целеустремленность, воспитание в труде и в общественных делах, органическая связь со школой, общественными организациями. Цель комсомольской организации Хо Ши Мин видел в том, чтобы способствовать формированию убежденных революционеров и активных строителей социалистического общества.
Первостепенная воспитательная задача комсомола СРВ заключается в формировании идейной убежденности молодежи, в выработке у нее социалистического отношения к своим общественным обязанностям, гражданскому долгу. Программой деятельности КОМ им. Хо Ши Мина по коммунистическому воспитанию молодежи служит речь В.И.Ленина на Ш съезде РКСМ "Задачи союзов молодежи", в которой он поставил перед молодыми задачу "учиться коммунизму", соединяя при этом коммунистические знания с практической работой.
Событием огромного политического значения в жизни молодежи Вьетнама явился ІУ съезд Коммунистического союза молодежи имени Хо Ши Мина (1980 г.). Определив главные направления революционной деятельности молодого поколения страны, съезд обратил большое внимание на идейно-политическое воспитание молодых людей: "Формирование коммунистического идеала, научного мировоззрения и революционной морали, - подчеркивалось в Постановлении съезда, - является первостепенной задачей деятельности Союза по идейно-политическому воспитанию молодежи" (104,200).
В документах съезда указывается, что сердцевину идейно-нравственного воспитания составляет система воспитания молодежи на великом примере жизни и деятельности В.И.Ленина и Хо Ши Мина.
-Съезд провозгласил лозунг: "Жить, бороться, трудиться и учиться по примеру великого Хо Ши Мина" (См.: 104, 201).
Решения ІУ съезда КОМ им.Хо Ши Мина по идейно-политическому воспитанию молодежи получили дальнейшее развитие в Резолюции У1 Пленума ЦК КСМ (1983 г.) "О задачах идейной работы Союза в очередной период". На основе глубокого марксистско-ленинского анализа достижений и недостатков работы КСМ по идейному воспитанию молодежи Пленум обратил особое внимание на следующие важнейшие положения этой работы:
1. Идейное воспитание молодежи является важнейшей и первостепенной задачей всей деятельности Союза. Оно неотделимо от организационной работы комсомола по вовлечению молодежи в революционную борьбу, в строительство новой жизни.
2. Эффективность идейной работы Союза зависит от его взаимодействия со школой и общественными организациями.
3. Успех в воспитании нравственных качеств юношей и девушек, в выработке у них коммунистического поведения обусловливается сочетением воспитательной работы партийных, комсомольских организаций с самовоспитанием и самообразованием молодежи.
4. Идейное воспитание требует творческого применения разнообразных форм и методов в соответствии с конкретными местными условиями и учетом особенностей каждой социальной группы молодежи (См.: 105,6).
Пленум ЦК КСМ им. Хо Ши мина подчеркнул необходимость дальнейшего повышения уровня идейно-политического воспитания молодежи, усиления работы по воспитанию на революционных,боевых и трудовых традициях партии коммунистов Вьетнама и трудящихся,по формированию у молодого поколения социалистического образа жизни.
В решении задач идейно-политического воспитания молодежи, как показывает опыт ВЛКСМ и КСМ им. Хо Ши Мина, видное место отводится системе комсомольской работы по воспитанию своих членов на идеях и заветах В.И.Ленина, Хо Ши Мина, на примере их жизни и деятельности. Привлечение школьного комсомола к работе по воспитанию старшеклассников на ленинском примере имеет целью, с одной стороны, повысить эффективность его образовательно-воспитательной деятельности, а с другой - способствовать успешному осуществлению задач школы по идейно-политическому, нравственному и трудовому воспитанию учащихся.
В старших классах средней школы СРВ все формы внеклассной работы тесно связаны с деятельностью комсомольской организации, которая призвана играть ведущую роль в жизни ученического коллектива, в решении воспитательных задач. Школьный комсомол помогает учителям воспитывать учащихся на идейном наследии В.И.Ленина, Хо Ши Мина, на примере их жизни и деятельности. Комсомол способствует воспитанию у учащихся ответственного отношения к учебе, развитию у них осознанного интереса к изучению марксизма-ленинизма и стремлению претворять в жизнь ленинские заветы, помогает партийной организации и педагогическому коллективу формировать у школьников марксистско-ленинское мировоззрение, разъяснять им глубокий смысл ленинских заветов, политику.КПВ и Вьетнамского государства.
Школьные комсомольские организации большое внимание уделяют выработке у старшеклассников умений и навыков самостоятельной работы с политической литературой путем вовлечения их в кружки и факультативы по общественным предметам, в агитационно-пропагандистскую работу в составе школьных групп лекторов и политинформаторов, советов музеев, агитбригад и др.
Успешному осуществлению задач воспитания школьников на ленинском примере способствует, как подчеркивалось в Резолюции УІ Пленума ЦК КОМ им. Хо Ши Мина от 20 августа 1983 г., творческое применение разнообразных практических методов и приемов: "Эти
-методы и приемы должны быть тесно связаны с всей революционной и воспитательной деятельностью комсомола. Они призваны способствовать превращению воспитательной деятельности КСМ в процесс революционной закалки и самовоспитания каждого его члена, всех юношей и девушек" (105,10).
Анализ опыта работы комсомола по воспитанию молодежи на ленинском примере в школе СРВ позволяет выявить следующие наиболее эффективные формы этой работы:
- политическая учеба комсомольцев;
- Ленинские уроки;
- "Марш по пути героев";
- школьные комнаты традиций;
- "молодежная арена";
- клуб интернациональной дружбы;
- работа по ликвидации пережитков старых, реакционных взглядов и привычек среди населения.
Составная часть работы КСМ им. Хо Ши Мина по воспитанию учащихся на идеях и заветах В.И.Ленина - политическая учеба старшеклассников. Опыт работы ВЛКСМ в советской школе показывает, что эта учеба включает изучение произведений В.И.Ленина, документов КПСС об участии молодежи в строительстве коммунизма. Разнообразны формы политической учебы комсомольцев: кружки, факультеты комсомольской учебы, университеты молодого ленинца и др.
В системе политической учебы комсомольцев СРВ многообразны формы изучения жизни и деятельности В.И.Ленина, Хо Ши Мина, их произведений и документов КПВ: кружки самостоятельного изучения революционной теории, кружки марксизма-ленинизма, политических занятий и другие. Внеклассные кружковые занятия имеют цель развивать у старшеклассников интерес к изучению наследия В.И.Ленина, Хо Ши Мина. Занятия в них систематизируют и углубляют зна - 125 -ния учащихся о жизненном подвиге вождей революции путем изучения их трудов, мемуарной, художественной и публицистической литературы.
Изученный нами опыт комсомольской организации школы им. Тю Ван Ан г.Ханоя показывает, что работа таких кружков начинается с изучения исторической речи В.И.Ленина на Ш съезде РКСМ "Задачи союзов молодежи". Комсомольцы-старшеклассники уясняют задачи революционной молодежи в социалистическом строительстве, заветы В.И.Ленина молодежи, его учение о коммунистической морали. В программу работы кружков включается изучение основных вопросов истории КСМ им. Хо Ши Мина, его славных революционных традиций в неразрывной связи с освещением главных этапов героической борьбы КПВ за торжество идей ленинизма. Комитеты комсомольских организаций школы составляют списки произведений Хо Ши Мина, посвященные этой проблеме, для самостоятельного изучения старшеклассниками.
В работе кружков школ им. Хунь Тук Ханг и Фан Вой Тяу (г. Винь) большое значение придается ознакомлению юношей и девушек с ленинским учением о роли молодежи в революции, в строительстве социализма. Старшеклассники готовят доклады и сообщения на основе изучения трудов В.И.Ленина "К учащимся средних школ", "Задачи союзов молодежи", "Интернационал молодежи" и др. Эти доклады об-.суждаются на кружковых занятиях под руководством коммунистов -кураторов, назначаемых партийным бюро школы.