Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая самореализация учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств Коданева, Кира Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коданева, Кира Николаевна. Творческая самореализация учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Коданева Кира Николаевна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2013.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/376

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе демократических преобразований в политической, экономической и культурной жизни нашей страны, особенно актуальными стали идеи формирования инициативной, творческой личности, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации. В «Концепции общенациональной системы выявления и развития талантов» сформулирована миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи, которая состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Эффективным фактором активизации творческой самореализации учащихся является их вовлечение в различные виды художественно-творческой деятельности, одним из которых является музыкально-исполнительская деятельность. Музыка занимает одно из первых мест среди способов самовыражения молодежи, что подтверждается социологическими и педагогическими исследованиями. В своих работах Э. Б. Абдуллин, М. С. Красильникова, Е. В. Николаева, В. О. Усачева, Л. В. Школяр и др. рассматривают музыкальную деятельность как фактор формирования личности ребенка. По мнению М. С. Кагана, преобразующее воздействие музыки на личность учащихся возможно благодаря творческой направленности всех видов музыкальной деятельности.

Музыка оперирует художественными образами, что роднит ее с другими видами искусства и создает основу для осуществления связей с ними. Применение интеграции искусств позволяет наиболее полно отражать особенности какого-либо художественно-эстетического образа и активно задействовать эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личности учащихся, что положительно влияет на их творческое самовыражение и творческую самореализацию.

Выявление и развитие творческого потенциала детей, создание условий для их личностного развития и творческого труда являются ведущими задачами, определяющими деятельность учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Руководствуясь «Стратегией развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», эти учреждения наряду с общеобразовательными школами должны составить в регионе разноуровневую и целостную систему, которая способствовала бы индивидуализации образовательного пути каждого ребенка в едином социокультурном и образовательном пространстве страны. Образовательный процесс в детских школах искусств призван удовлетворять не только познавательный интерес, но и потребность детей в общении, творчестве, самореализации. Однако анализ педагогической практики показывает, что педагоги зачастую ограничиваются обучением учащихся технике исполнения музыкальных произведений, не развивая в них способности к творчеству, не в полной мере применяется развивающий потенциал интеграции искусств в образовательном процессе. Проведенный нами опрос преподавателей музыкальных отделений школ искусств показал, что они испытывают потребность в программах, ориентированных на творческую самореализацию учащихся, в методических разработках, раскрывающих возможность развития творческих способностей учащихся на основе интеграции различных видов искусства как в процессе обучения, так и во вне- учебной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку проблемы саморазвития и самореализации личности внесли как отечественные, так и зарубежные ученые в области философии (И. Кант, Л. Фейербах, М. Брубер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев) и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Карен Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг).

Творческий аспект самореализации личности раскрывается в педагогических исследованиях В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, М. Г. Гинзбурга, П. Ф. Каптерева, Л. И. Рувинского, В. А. Сухомлинского, В. Н. Сорока- Росинского, С. Т. Шацкого.

Содержание, формы и методы музыкального развития учащихся разрабатывали Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Л. Г. Дмитриева, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др. В их трудах обоснован потенциал музыкальной деятельности как фактора творческого развития учащихся.

Основы применения интеграции искусств в художественно-эстетическом образовании раскрыты в исследованиях В. И. Антоновой, Ю. Б. Борева, В. П. Волошиной, А. Я. Зись, М. С. Каган, С. Л. Лупу, О.С. Нечаевой, И. О. Парий, Т. Г. Пеня, Е. Б. Спорышевой, Л. Н. Сушковой, В. В. Химчак, Т. А. Цквитарии, Р. М. Чумичевой, Б. П. Юсова.

Теоретические и методологические особенности дополнительного образования детей освещены в работах В. В. Беловой, В. А. Березиной, А. К. Бруданова, Г. П. Будановой, Л. Н. Буйловой, В. А. Горского,

Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, Н. Ю. Конасовой, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедева, Л. Г. Логиновой, Н. Н. Михайловой, Л. Е. Осиповой и др.

Анализ педагогических, психологических и философских трудов свидетельствует о достаточно глубокой изученности проблемы творческой самореализации учащейся молодежи. Однако такой ее аспект, как творческая самореализация в музыкальной деятельности учащихся учреждений дополнительного образования с учетом современных условий, использование в этих целях интеграции искусств, остается неразработанным в плане научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Таким образом, существуют следующие противоречия:

между потребностью современного общества в личности, способной к самореализации в творческой деятельности, и несоответствующим этой потребности уровнем творческой самореализации у учащихся учреждений дополнительного образования;

между стоящей перед учреждениями дополнительного образования задачей творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности и недостаточным использованием в ее решении потенциала различных видов искусства;

между развивающим потенциалом интеграции искусств и неразработанностью педагогических условий его применения в творческой самореализации в музыкальной деятельности в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.

Исходя из данных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования?

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования: процесс музыкального образования в учреждении дополнительного образования (на примере детской школы искусств).

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования: творческая самореализация учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования будет происходить эффективно, если:

определена сущностная характеристика, разработаны критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности;

выявлены возможности интеграции искусств как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся;

реализованы следующие педагогические условия:

а) осуществление познавательной деятельности учащихся на основе закономерностей восприятия музыкального искусства как части целостного художественного восприятия;

б) реализация в учебной и внеучебной деятельности комплекса подходов (личностно ориентированного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового), способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся;

в) вовлечение учащихся в создание художественно-творческих проектов;

г) применение информационных и коммуникационных технологий в процессе создания учащимися творческого продукта.

Предмет, объект, цель и гипотеза определили задачи исследования:

    1. Раскрыть сущностную характеристику, разработать критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

    2. Выявить потенциал интеграции искусств для творческой самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования.

    3. Теоретически обосновать педагогические условия творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

    4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.

    Методологическую основу исследования составили положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли деятельности в процессе развития и формирования личности; положения о творческой сущности человека, развитии его личностных качеств и способностей в процессе деятельности; философские концепции творчества и его роли в становлении личности; основные положения личностно ориентированного, системного, деятельностного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового подходов в образовании.

    Теоретическую основу исследования составили:

    психологические исследования, посвященные выявлению механизмов самореализации личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);

    труды, в которых раскрываются закономерности и особенности становления личности ребенка (А. В. Бакушинский, Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, А. В. Щербаков и др.);

    идеи развития способностей детей в процессе обучения (В. И. Андреев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Я. Пономарев, Б. М. Теплов и др.);

    исследования в области музыкальной педагогики (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Л. Г. Дмитриева, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. А. Рапацкая, Г.Г. Тенюкова, Г. М. Цыпин и др.);

    труды в области дополнительного образования (Е. Б. Евладова, А. В. Золотарева, Н. Н. Михайлова, О. Н. Иванова, О. Е. Лебедева и др.);

    концепция системно-целостного подхода к организации учебно- воспитательного процесса (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Ю. П. Сокольников и др.).

    Нормативно-правовую базу исследования составили:

    «Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.»;

    «Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей»;

    Типовое Положение (от 26.06.2012 г. № 504) об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

    Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный, системный и логический анализ полученной информации; анализ собственного и передового педагогического опыта; педагогический эксперимент; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка, анализ творческих достижений учащихся, «Оценка способности к творческому саморазвитию и самообразованию» В. И. Андреева, «Тест на определение социальной креативности личности учащихся» В. И. Петрушина, статистические методы обработки результатов экспериментальной работы.

    Экспериментальная база исследования: МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Новочебоксарска; МБОУ ДОД «Чебоксарская детская музыкальная школа № 2 им. В. П. Воробьева». Экспериментальная работа проводилась в течение четырех лет; в ней было задействовано 76 учащихся, 23 преподавателя.

    Исследование осуществлялось в три этапа.

    На первом этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, определялись цель, объект, предмет и задачи исследования, формулировались основные положения гипотезы, разрабатывались критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, выбиралась экспериментальная база исследования.

    На втором этапе (2009 - 2011 гг.) выявлялись и теоретически обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования, проводился эксперимент по апробации выявленных педагогических условий.

    На третьем этапе (2011 - 2012 гг.) систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление текста диссертации и автореферата.

    Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в

    нем:

    дана сущностная характеристика творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, что расширяет представления о феномене самореализации личности, разработанные С. Сулеймановой, Е. Ю. Трацевской, Н. Н. Шатохиной и другими исследователями;

    обоснованы критерии и показатели творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности;

    выявлен и обоснован потенциал интеграции искусств для творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности в учреждении дополнительного образования;

    научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют общую педагогику представлениями о сущности творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, о критериях, показателях и уровнях творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, о потенциале интеграции искусств для творческой самореализации учащихся. Обоснована целесообразность применения комплекса подходов к организации образовательного процесса (личностно ориентированного, ситуативного, субъ- ектно-позиционного, диалогового) для обеспечения эффективности творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности. Материалы данного исследования могут быть основой для дальнейшей разработки проблемы.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для создания научно-методического обеспечения процесса обучения и воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования, для усовершенствования образовательного процесса путем активного включения учащихся в творческую среду на основе интеграции искусств. Разработанные педагогические условия значительно обогащают содержание учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования и могут быть использованы специалистами учреждений общего образования. Реализация разработанных педагогических условий с применением интеграции искусств в процессе музыкального обучения обеспечивает повышение уровня творческой самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования.

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены полнотой изучения психолого-педагогической, научно-методической литературы и диссертационных исследований по проблеме; единством использования методологических подходов к проблеме творческой самореализации учащихся; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; комплексным применением методов теоретического и опытно-экспериментального исследования, адекватных его цели и задачам; положительной динамикой уровня творческой самореализации учащихся в процессе музыкального образования; успешным практическим использованием результатов исследования, о чем подтверждают акты их внедрения в педагогический процесс МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Новочебоксарска и МБОУ ДОД «Чебоксарская детская музыкальная школа № 2 им. В. П. Воробьева».

    Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования излагались в выступлениях на научно- практических конференциях: региональной: «Профессиональное становление студентов в вузе» (Чебоксары, 2012); всероссийских: «Новые педагогические технологии в художественном образовании» (Чебоксары, 2010); «Культура и искусство как универсальный фактор духовно-нравственного совершенствования человека и общества» (Чебоксары, 2011); «Современное художественное образование: традиции и перспективы» (Чебоксары, 2011); международных: «Актуальные вопросы современной педагогической науки» (Чебоксары, 2010); «Преподавание гитары. На пути к вершинам» (Чебоксары, 2012).

    Теоретические положения исследования нашли отражение в 10 публикациях автора, в том числе 3 из них опубликованы в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты исследования ежегодно обсуждались диссертантом на научных сессиях аспирантов, на научных и методологических семинарах на кафедре теории, истории и методики музыки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

    На защиту выносятся следующие положения:

      1. Творческая самореализация в музыкальной деятельности учащихся учреждений дополнительного образования представляет собой процесс перехода потенциальных музыкальных способностей в актуальные на основе творческой интерпретации образцов музыкального искусства и концертно- исполнительской деятельности. Творческая самореализация предполагает наличие выраженных мотивов к творческому саморазвитию, знаний в области специальных и музыкально-теоретических дисциплин, развитого ассоциативного мышления, широкого музыкального и художественного кругозора, способности к сотворчеству в музыкальной деятельности, адекватной самооценки.

      2. Основными критериями и показателями творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности выступают:

      мотивационный (мотивация к достижению успеха в концертно- исполнительской деятельности, мотивация к творческому саморазвитию);

      интеллектуально-когнитивный (развитое ассоциативное мышление, способность к самооценке творческого потенциала, уровень знаний в области специальных и музыкально-теоретических дисциплин, музыкальный и художественный кругозор);

      личностно-деятельностный (уровень развития музыкальных способностей, самостоятельность при решении творческих задач в музыкальной деятельности, результативность музыкально-исполнительской деятельности, способность к сотворчеству в музыкальной деятельности).

      1. Потенциал интеграции искусств для творческой самореализации учащихся состоит в возможности удовлетворения потребностей в выборе вида деятельности, учета интересов и склонностей учащихся, формирования у них комплекса знаний, умений, навыков в различных областях искусства, развития ассоциативного мышления, формирования целостного художественного восприятия, расширения музыкального и художественного кругозора учащихся.

      2. Педагогическими условиями творческой самореализации учащихся на музыкальных занятиях на основе интеграции искусств в учреждениях дополнительного образования являются:

      осуществление познавательной деятельности учащихся на основе закономерностей восприятия музыкального искусства как части целостного художественного восприятия;

      реализация в учебной и внеучебной деятельности комплекса подходов (личностно ориентированного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового), способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся;

      вовлечение учащихся в создание художественно-творческих проектов;

      использование информационных и коммуникационных технологий в процессе создания учащимися творческого продукта.

      Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (200 наименований) и 3 приложений, включающих материалы экспериментальной работы. Содержание работы изложено на 170 страницах, включает 25 таблиц.

      Похожие диссертации на Творческая самореализация учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств