Введение к работе
Актуальность исследования. Состояние современного преподавания литературы в школе настоятельно требует осмысления тенденций, определяющих направления развития методической науки, разработки единой концепции, которая будет способствовать реализации стандарта литературного образования и определит перспективные направления его модернизации.
Школьное преподавание предмета, освобожденное от необходимости следования однозначным вульгарно-социологическим трактовкам литературных произведений, существенно обновлённое новыми учебными программами и учебниками Г. И. Беленького, В. Я. Коровиной,
A. И. Княжицкого, Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина,
B. Г. Маранцмана, Г. С. Меркинаидр., а также формами классных занятий и
внешкольной работы, сегодня ориентировано на «воспитание духовно разви
той личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способ
ной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гу
манистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в
ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного
текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обу
словленности литературного процесса; образного и аналитического мышле
ния, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских инте
ресов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освое
ние текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных понятий; формирование общего представ
ления об историко-литературном процессе; совершенствование умения ана
лиза и интерпретации литературного произведения как художественного це
лого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоре
тико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации...»1
Однако произошедший в 90-х годах общесистемный кризис до сих пор существенно тормозит позитивные процессы. Необходимо признать факт существования острых проблем, требующих эффективного решения, полной мобилизации потенциальных ресурсов, источником которых могут стать как изыскания в области истории методики, так и исследования передового педагогического опыта.
Актуальными темами выступлений в периодической печати, дискуссий на педагогических советах и заседаниях методических объединений учителей-словесников стала чрезмерная перегруженность программ, объясняющаяся включением в них произведений, не всегда отвечающих требованиям художественности и доступности для учащихся определённого возраста; сокращение времени на изучение предмета в школе.
1 Стандарт основного (общего) образования по литературе, ^"""'пт гргЛ"" ("»«") образования по литературе // Литература. Еженедельная газета читательск мфОфаКШфМ&Ы^ыНнбря».
snsmVi
-2004.-№7.-С. 13.
По мнению Г. И. Беленького, «при ограниченном количестве часов курс литературы, претендующий на всеохватность, превращается в своеобразную «информбомбёжку»... Безразмерные школьные программы не позволяют по-настоящему приобщить школьников к художественным ценностям. Даже если увеличить число учебных часов вдвое и втрое, положение не улучшится: школьники не смогут прочитать всю громаду свалившихся на них текстов...»
Изменения в области образовательной политики государства, продиктованные необходимостью учёта общих тенденций мирового развития, привели к пересмотру системы итоговой аттестации, замене сочинения как школьного выпускного экзамена на задание группы С, введению тестирования по литературе в системе ЕГЭ, что, с точки зрения многих педагогов и методистов, может негативно сказаться на уровне развития творческого мышления и речи учащихся.
Авторы большинства публикаций (А. С. Айзерман, П. Бабинский, С. Волков, Е. Зинина, Е. Романичева, М. Соколова, А. Шуралёв и др.), принявшие участие в дискуссии по проблеме тестирования на страницах газеты «Литература», указывают на несовершенство механизмов новой формы государственной аттестации, выражают сомнение в целесообразности отказа от более чем двухсотлетней традиции проведения сочинения как экзамена по литературе, намечают пути решения проблемы.
Критическая ситуация в школьном преподавании литературы, по мнению В. Г. Маранцмана, сложилась потому, что «законы, открытые методической наукой, не используются»3.
По мнению О. Ю. Богдановой, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова, «специальной задачей современной методики является возвращение забытых имён и традиций отечественной школы»4.
В этой связи весьма своевременно обращение к опыту отечественной науки о преподавании литературы, позволяющему сопоставить методические концепции прошлого и настоящего, сделать выводы о продуктивности тех или иных установок, наметить пути совершенствования приёмов и методов современного преподавания литературы в школе.
Владимир Петрович Скопин - представитель отечественной методики преподавания словесности 60 - 80-х гг. XIX века, разработавший в своих научных статьях основные положения практического метода преподавания литературы, основанного на детальном изучении текста художественного произведения, и доказавший эффективность его применения на практике.
Изучение его педагогического наследия открывает широкие возможности для осмысления идей, являвшихся основополагающими в методических системах В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, Е. В. Судовщикова, В. П. Остро-
2 Беленький Г. И «Информбомбежка» или изучение // Литература в школе. -2003.» № 9. - С. 26 'Маранцман В Г. Цели и структура курса литературы в школе//Литература в школе. - 2003. -Хэ4. -С. 21. 4 Методика преподавания литературы Учебник для студ пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В Ф. Чертов; Под ред. О. Ю. Богдановой -М: Издательский центр «Академия», 1999. -С. 73.
горского, В. П. Шереметевского, И. Ф. Анненского и др.
Считая целью преподавания словесности в гимназии формирование потребности в самостоятельном интеллектуальном труде, навыка свободного владения литературной речью в процессе знакомства с русской литературой, В. П. Скопин выступал за всестороннее изучение произведений, предполагающее историко-культурные, историко-бытовые, эстетические комментарии наряду с лингвистическими. В настоящее время эта мысль положена в основу школьного курса на историко-литературной основе, предусматривающего обобщения литературоведческого характера в ходе чтения и анализа конкретных произведений. Она является наиболее актуальной в контексте споров о том, каким должен бьпь курс литературы в средней школе: «историко-литературным, дающим системное представление об этапах развития литературы, сопоставляя произведения русских и зарубежных авторов и выделяя лейтмотивы искусства определённого времени, следя за национальными и индивидуальными вариациями проблем в творчестве писателей»5, или курсом на историко-литературной основе, ориентированным на формирование у учащихся «необходимых знаний и умений, помогающих вникнуть в творения писателя, понять литературу как процесс, как живое, развивающееся явление, носительницу духовных, эстетических ценностей, национальное достояние народа»6.
Развитие творческого потенциала и литературных умений учащихся В. П. Скопин считал очень важной методической проблемой. Творческую деятельность педагог рассматривал как средство достижения высокого уровня гуманитарной подготовки, формирования эстетического вкуса. Система письменных работ В. П. Скопила, ориентированная на выявление идеи литературного произведения, и метод анализа художественных текстов в их жан-рово-родовой специфике, базирующийся на творческой деятельности учащихся, открывают широкие возможности формирования и развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. Исследование их особенностей в настоящее время представляет научный и практический интерес, так как позволяет наметить пути решения проблем, связанных с разработкой новых форм итоговой аттестации по литературе учащихся средней школы.
Методические рекомендации по составлению программы хрестоматии по истории литературы, в основе которых мысль о необходимости формирования гуманистического мировоззрения, представлений об общечеловеческих ценностях и национальном идеале, позволяют выявить глубинную связь произведений русской литературы на идейно-тематическом, художественно-эстетическом и нравственном уровнях. Считая, что учебные пособия по литературе должны бьпь составлены с учётом принципов научной объективности, доступности, воспитательной направленности, В. П. Скопин предлагал при отборе материала следовать концепции, согласно которой историю ли-
Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе //Литература в школе. - 2003. - № 4. - С.24. 6 Беленвкий Г. И. «Информбомбёжка» или изучение //Литература в школе. -2003. - № 9. - С. 27.
тературы необходимо рассматривать как процесс формирования нравственного идеала русского общества. Эта идея может быть востребована при составлении программ и хрестоматий по литературе в современной школе, так как критерий нравственности является основополагающим при отборе произведений, имеющих гуманистическую направленность, оказывающих позитивное влияние на личность ученика.
Методические принципы В. П. Скопина рассматривались в трудах В. Я. Стоюнина, А Г. Филонова, В. П. Острогорского, М. А Рыбниковой, П. П. Зеленецкого, А И. Незелёнова, А П. Скафтымова, Я. А. Ротковича, В. Ф. Чертова. Однако целостного исследования методического наследия не осуществлялось.
Изучение критических статей и исследований, содержащих анализ программы и особенностей метода преподавания В. П. Скопина, позволили выявить ряд противоречий между:
значением педагогического наследия одного из выдающихся педагогов ХК века В. П. Скопина, разработавшего и апробировавшего оригинальный метод практического изучения литературных произведений, и не всегда объективной оценкой основных положений его теории в критических статьях современников и учёных XX века;
существенным опытом и традициями, накопленными в истории методической мысли в России, и неполным использованием этого опыта в практике преподавания литературы в современной школе.
Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: каковы место и роль в современной системе литературного образования педагогических идей В. П. Скопина, разработанных в его трудах и реализованных в педагогической практике.
Актуальность методических взглядов В. П. Скопина, недостаточная изученность его наследия обусловили выбор темы исследования «Теория обучения словесности В. П. Скопина в системе литературного образования 60 -80-х гг. ХГХ века».
Объект исследования - методическое наследие В. П. Скопина. Предмет исследования - практический метод преподавания словесности, вопросы литературного образования в методическом наследии В. П. Скопина.
Цель исследования — определить место и роль научно-педагогической деятельности В. П. Скопина в истории методической мысли в России второй половины XIX века, выявить своеобразие его взглядов на содержание и значение литературного образования в средних учебных заведениях России 60 -80-х гг. ХГХ века, показать значение основных методических установок В. П. Скопина для современной методики преподавания литературы. Задачи исследования: l.Ha основе теоретического изучения трудов передовых педагогов ХГХ века и исследований в области истории методики преподавания литературы выявить основополагающие идеи литературного образования в
России 40 - 80-х гг. ХГХ века.
-
Раскрыть сущность концептуальных положений методической системы В. П. Скопина на основе изучения его педагогического наследия.
-
Определить актуальные идеи и положения научного наследия В. П. Скопина, которые могут быть использованы в теории и практике современного преподавания литературы в школе.
-
Ввести в научный оборот результаты исследования архивных документов, позволяющие составить научную биографию В. П. Скопина, воссоздать черты его мировоззрения, формировавшегося в русле передовых педагогических идей второй половины XIX века.
Мы исходили из предположения о том, что анализ основных положений, разработанных В. П. Скопиным, их соотнесение с современными тенденциями развития современной методики, будут способствовать развитию науки о преподавании литературы в школе, формированию мировоззрения будущих учителей-словесников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
этико-философские и психологические положения о связи обучения и воспитания, истории методики преподавания литературы и современного состояния педагогической науки, взаимообусловленности процессов, протекающих в общественной жизни и народном образовании, о нравственном, эстетическом, философском потенциале литературы как предмета преподавания; идеи гуманистической педагогики, ориентированной на индивидуально-личностный подход;
работы в области истории педагогики и методики преподавания литературы (В. С. Аранский, И. А. Алешинцев, В. С. Баевский, В. А. Вейкшан, Ш. И. Ганелин, В. В. Голубков, Л. Г. Данникян, Т. М. Зыбина, Г. П. Изме-стьева, И. П. Казимирская, Т. А Калганова, С. Н. Колосов, М. А. Кондратьева, А. М. Лебедев, В. В. Лузгин, О. А. Моденская, Д. К. Мотольская, Г. С. Меркин, Петрунина Т. А, Л. Ю. Пичкуренко, Н. А. Потапова, Н. М. Прокофьева, Я. А. Роткович, Г. Г. Савенок, А. П. Скафтымов, В. Л. Соколов, М. Е. Стеклов, А. В. Текучёв, Л. В. Чернова, В. Ф. Чертов, Ю. А. Филонова и др.);
классические труды в области теории и содержания литературного образования (И. Ф. Анненский, В. Г. Белинский, Ф.И. Буслаев, В. И. Водовозов, Г. А. Гуковский, А. И. Незелёнов, В. П. Острогорский, Л. И. Поливанов, А. Н. Пыпин, М. А Рыбникова, В. Я. Стоюнин, Л. Н. Толстой, А Г. Филонов, В. П. Шереметевскийидр.);
исследования, связанные с проблемами преподавания литературы в современной школе (Л. С. Айзерман, Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, А В. Дановский, В. Н. Дробот, И. С. Збарский, Е. Н. Ильин, Г. А. Ионин, Т. А Калганова, М. Г. Качурин, Е. Н. Колокольцев, В. Я. Коровина, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, С. А. Леонов, В. Г. Ма-ранцман, Г. С. Меркин, В. Н. Мещеряков, Н. Я. Мещерякова, Г. А. Оберни-хина, 3. Я. Рез, Е. С. Роговер идр.).
Источниковедческая база исследования:
опубликованные педагогические сочинения В. П. Скопина;
архивные материалы, хранящиеся в фондах ЦГИА СПб и ГАТО;
критические статьи современников В. П. Скопина;
историко-педагогическая и методическая литература по исследуемой
проблеме.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и систематизация историко-педагогическои литературы, периодики, архивных материалов исторических и учебно-методических документов; систематизация и обобщение полученных результатов и выводов; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез; сравнительно-исторический анализ.
Этапы исследования:
Первый этап (2001 - 2002 гг.) - изучение научной литературы по проблеме исследования, архивных материалов, определение исходных теоретических позиций, цели исследования.
Второй этап (2002 - 2003 гг.) - анализ педагогического наследия В. П. Скопина в соотношении с современными тенденциями развития методики преподавания литературы.
Третий этап (2003-2004 гг.) - обобщение материалов исследования, формулирование выводов, оформлении диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
впервые методическое наследие В. П. Скопина рассмотрено как целостная система, внутри которой выделена ключевая идея о целесообразности изучения произведений русской литературы на основе творческой деятельности учащихся;
наследие В. П. Скопина введено в историко-педагогический контекст;
архивные материалы, содержащие сведения о биографии педагога, впервые введены в научный оборот;
проанализирован обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал концептуальных положений метода В. П. Скопина;
научно обоснована необходимость использования педагогического наследия В. П. Скопина в профессиональной деятельности педагогов-словесников.
Практическая значимость исследования:
составлены конкретные научно-методические рекомендации по изучению педагогического наследия В. П. Скопина;
выводы и результаты исследования используются при проведении спецкурсов и спецсеминаров по истории методики преподавания литературы в Смоленском государственном педагогическом университете;
фактологический материал и обобщённые в диссертации положения могут войти в содержание учебников и учебных пособий для педагогических учебных заведений.
Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, привлечением широкого круга документальных и архивных источников, апробацией в печати, преподавательским опьпом автора.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Методическое наследие В. П. Скопина содержит в себе теоретические и практические аспекты опыта преподавания словесности отечественной и зарубежной методики.
-
Методическое наследие В. П. Скопина отражает многогранную деятельность педагога-методиста, включающую следующие направления: работа педагога-практика, научно-методическая деятельность, критическая деятельность.
-
Педагогическое наследие В. П. Скопина представляет собой целостную систему, в основе которой идея гуманитарного образования на гуманистической основе.
-
Концептуальные положения педагогической системы В. П. Скопина представляют научно-практический интерес для современной российской методики преподавания литературы в школе.
5. Внедрение в курс истории методики преподавания литературы резуль
татов исследований системы анализа литературных произведений В. П.
Скопина открывает возможности широкого использования невостребо
ванных современной школой форм и методов работы при изучении про
изведений устного народного творчества, древнерусской литературы,
проведении письменных работ, составлении хрестоматий.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные поло
жения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр, докла
дывались на Международных и Всероссийских научно-практических конфе
ренциях «Культура и письменность славянского мира» (Смоленск, 2003,
2004), «Культура, искусство, образование. Проблемы, перспективы разви
тия» (Смоленск, 2003), «Общечеловеческие ценности и профессиональное
становление личности» (Смоленск, 2004).
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.