Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Никитина Наталья Ивановна

Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века
<
Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитина Наталья Ивановна. Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1997 160 c. РГБ ОД, 61:98-13/754-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предпосылки возникновения теории естественного права как методологической основы решения проблем права на образование. 12

1.1. Научные подходы к анализу понятия "право на образование" как историко-педагогического явления. 13

12. Теоретические предпосылки возникновения теории естественного права . 32

1.3. Практические предпосылки возникновения теории естественного права. 51

Выводы по первой главе. 72

Глава 2. Генезис идеи "право на образование" как историко-педагогического явления. 74

2.1, Взаимосвязь педагогических и правовых идей в творчестве Д.Локка. 76

22. Теория "естественного человека" Ж.-Ж.Руссо и пути его воспитания. " 91

2.3. Развитие идеи права на образование в работах французских материалистов. 107

2.4. Новый этап становления теории прав человека и способов их реализации в рамках идеи культуросообразности. 126

Выводы по второй главе. 142

Заключение. 144

Библиография.

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы развития идеи права на образование на современном этапе общественного развития определяется следующими обстоятельствами: все большей ориентацией общества на общечеловеческие ценности;, формированием единого мирового и европейского общеобразовательного пространства, усилением образовательных связей; более глубоким и всесторонним изучением человека, изменением понимания его природы и сущности; w - изменяющейся социальной ситуацией, препятствующей реализации прав ребенка; - современной образовательной ситуацией, характеризующейся сменой парадигмаяьных оснований в педагогической науке и практике, но в которой, тем не менее, право ребенка на образование не реализуется в полной мере.

Принятие ООН Конвенции о правах ребенка и.ряда других документов привлекло внимание широких слоев общества к этой проблеме во всем мире.

Изменение политического и экономического курса России резко обострило проблему детства: в стране огромное число беспризорных; около ф 3 млн. детей никогда не посещали школу, резко увеличилось число детей - социальных сирот. Экономические трудности, которые переживает система образования в целом, слабая социальная защита всех работников образования; так называемые "платные образовательные услуги"; недоступность для большей части детей обучения в инновационных, как правило, элитарных учебных заведениях привели к тому, что часть детей лишена права на полноценное образование. Поэтому, проблема защиты прав ребенка, обеспечение его права на образование становится все более значимой у нас в стране. Совершенно очевидно, что без создания условий для реализации права '* на образование невозможно поступательное движение вперед.

Проблема "Человек и права человека" является одной из глобальных проблем современности. " Решение её возможно только на основе гуманистических ценностей сегодняшнего мира. Между тем, анализ изученной литературы показывает, что пока мало работ, в которых отдельные права человека были бы осмыслены с учетом современной ситуации, элементов международного глобального и этнического воспитания. Поэтому, возникла необходимость рассмотреть как развивалась идея "права на образование".

Идея права на образование гуманистична по своей сути. Она, провозглашая равное право каждого на получение образования, формирует отношение к образованию как ценности. Развиваясь в русле теории естественного права, которое воплощает в себе разум и вечную справедливость, педагогическая идея права на образование опосредованно способствовала осознанию того, что все люди - равны, каждый человек - личность, ребенок -существо, требующее специальной заботы и защиты.

Обращение к историко-культурному анализу, видение целостной картины развития идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы позволяет определить научную базу, выделить основные ценностно-смысловые ориентиры: понимание человека в различные эпохи Западной цивилизации, естественно-правовые представления, на которых можно строить зашиту. Это необходимо также и для того, чтобы создать условия для реадизациии права на образование сегодня.

Историко-культурный анализ показывает, что понятие "право на образование" было в центре внимания философов, правоведов, педагогов ( Платон, Аристотель, А.Аврелий, Ф.Аквинский, Ф.Рабле, Э.Роттердамский, ЯА.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Гельвеций, Ж.А.Кощгарсе и др.). Однако нет целостной картины того, как право на образование защищалось в рамках самой педагогической теории того или педагога. Анализ целого ряда работ по истории педагогики, в которых представлен анализ педагогических теории и систем (Демков МИ., Веймер Г., Золотарев С.А., Модзалевский К.Н., Монро П.,

Рубиштеин М.М., Соколов П.,Шмидт К., Жураковский Г.Е., Богуславский А.В., Корнетов Г.Б. и др.), показывает, что развитие идеи права на образование не стало пока еще предметом самостоятельного исследования. Необходимо заметить, что отдельные стороны этого феномена нашли отражение в трудах историков педагогики: всеобшдость обучения ( Рубинштейн М.М., Соколов П.); обязательность обучения (Гессен СИ.); становление системы юридических норм, обеспечивающих развитие школьного образования ( Веймер Г., Паульсен Ф., Салимова К.И., Безрогов В.Г., Джуринский А.Н.); оценка понимания и осмысления феномена той или иной яркой, неординарной личностью (Рубинштейн М.М., Корнетов Г.Б.). Интерес к проблеме обнаруживает себя в современных исследованиях по истории и праву ( М. Н, Лазутова. Права человека в обучении.МД993г.; а также диссертационное исследование М.В.Грищенко "К, Д. Ушинский о воспитательных функциях права". Спб,1995г..

Для того, чтобы понять, какими возможностями обладает современная педагогика для выработки механизмов реализации права ребенка на образование, необходимо обратиться к истории этого вопроса и рассмотреть этапы и логику развития понятия "права человека", в том числе и "права на образование", а также оценить те подходы к реализации права на образование, которые вырабатывались великими педагогами.

Наиболее значимым этапом в развитии прав человека является этан становления и развития теории естественного права, в которой впервые был заострен вопрос о праве человека, нраве ребенка на образование в связи с особым пониманием его сущности как природного существа. Мы полагаем, что анализ педагогических идей, ориентированных на реализацию естественных прав человека, в том числе и права на образование, может оказаться важным для разработки педагогического аспекта теории прав человека в настоящее время.

Вместе с тем, современное состояние развития общества ориентирует нас на всесторонний анализ социального аспекта права на образование, так как сегодня, социокультурная ситуация в стране не позволяет создать условия для реализации права на образование определенной группы детей. Поэтому, важным для нашего исследования, является и тот этап общественного развития, в котором складывается представление о человеке как культурном, то есть социальном существе (I пол. XIX в,).

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило цель, задачи, объект и предмет исследования.

Тема исследования; развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII - XIX веков.

Объект исследования: идея права на образование в педагогических теориях Западной Европы в V в. до н. э. - XVHI в.

Предмет исследования: развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы в границах теории естественного права.

Цель исследования: рассмотреть идею права на образование как исторически развивающееся явление, как одну из значимых идей теории - естественного права.

Задачи исследования: раскрыть сущностные характеристики человека на разных этапах развития Западной цивилиации; выявить зависимости, возникающие между педагогическими и правовыми идеями эпохи и представлениями о человеке; найти интегрирующее звено, обозначить связи между этими идеями в педагогических теориях; — раскрыть с этих позиций теорию естественного права как методологическую основу решения проблемы права на образование.

Хронологические рамки исследования: XVII - период становления и развития теории естественного права -1 пол. XIX века - период выдвижения гипотез и поиска решений вопросов обязательного образования в различных странах Западной Европы. Но, исследуя предпосьшки развития идеи права на образование, мы обращаемся к более ранним периодам истории Западной цивилизации. Поскольку рассматривается несколько общественно-экономических формаций, то 0 возникла необходимость выделить определенные периоды. Они частично совпадают с формациями, но поскольку сама, идея может возникать задолго и продолжать существовать после - то границы периода не всегда совпадают с границами формации. Каждый из периодов характеризуется своими представлениями о человеке, педагогическими и правовыми идеями. В каждом из периодов в педагогических теориях предлагается свой механизм реализации права на образование.

Источники исследования: - историко-философская и общенаучная литература, помогающая шире и глубже раскрыть и понять изучаемую проблему ( В.Ф.Асмус, Д.Антиеери, v В.СБиблер, Б.М.Бим-Бад, А.С.Богомолов, М.В .Богуславский, А.Б.Венгеров,

И.Е.Верцман, В.ІХВолгин, СЛГессен, ПСГуревич, А.В.Гулыга, А.Т.Дворцов, Т.БДлугач, Г.А.Заиченко, В.ШСузнецов, Т.А.Коломиец, И.СКон, Т.Кун, В.Б.Миронов, М,Мид; Б.Л.Назаров, П.Наторп, С.Д.Поляков, В.Рабинович, С.АРасчетина, Н.С.Розов, М.А.Сшгин, В.С.Стегшн, Г.С.Сухобская и др.); - труды зарубежных философов и педагогов, в которых отражены историко-культурные представления об этом феномене - связи образования и права ( Аристотель, Платон, А.Аврелий, Ф.Акбинский, Э.Роттердамский,

Я.АІСоменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ж.А.Кондорсе, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, И.Ф.Гербарт); работы историков, в которых характеризуется мировоззрение эпохи, анализируются правовые, культурологические, педагогические идеи эпохи ( Т.В.Блаватская, М.Блок, М.С.Бобкова, Л.Вивничук, П.Гиро, А.Я.Гуревич, А.Й.Зайцев, СЯ.Лурье, В.СНерсесянц, Н.И.Николаева, КВ.Рєвякина, Плутарх , В,И.Шамшурин и другие ); теоретические труды исследователей по истории педагогики й истории образования ( М.Й.Демков, ГЛЗеймер, Б.Л.Вульфсон, Ф.Ге, А.Н.Джуринский, В.Ф.Дерюжкнский, Г.Е.Жураковский, В.Ф.Залеский, С.А.Золотарев, Г.Б.Корнетов, О.Е.Кошелева, М.Леклерк, Щ.Летурно,М.И.Меньшиков, П.Монро, ФЛаульсен, М.М.Рубинштейн, КИ.Салимова, П.Соколов, Ф.Хофман и др.); ряд критических работ и статей, которые с разных позиции трактуют проблему; работы, которые сегодня посвящены правовой идее педагогики ( М.Н.Лазутова, МВ.Грищенко).

Методы исследования:

Анализ, синтез и историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках.

Сравнительно-исторический, позволивший осуществить сравнительный анализ педагогических теорий, в которых рассматривается ( прямо или косвенно ) идея права на образование, начиная с истоков Западной цивилизации.

3. Сравнительно-педагогический, позволивший выявить общее и особенное в педагогических взглядах и педагогических теориях определенной эпохи, реализующих в той или иной степени право на образование.

Диссертационное исследование опирается: на идеи: - социокультурной обусловленности правовых и педагогических теорий, ориентирующих общество на прогрессивные тенденции развития социума и выступающих как идеал, определяющий будущееі = закономерного возникновения и развития теории естественного права, выступающей важной теоретической предпосылкой для развития педагогических теорий; - существования определенной мыслительной парадигмы эпохи* которая позволяет в едином ключе исследовать многие идеи, связанные с пониманием человека и его прав, в том числе, права на образование.

Исследование проводилось на основе цивилйзаднониого, формационного, культурологического подходов к изучению историко-педагогического процесса, совокупность которых обеспечила целостное видение идеи связи образования и права.

На защиту выносятся; следующие,положения:

Философское понимание сущности человека на разных этапах развития Западной цивилизации выступало методологической основой, обеспечивающей развитие гуманитарных наук; в том числе^ педагогической и правовой науки.

Представления о человеке как природном существе, развиваемые в разных гуманитарных науках, являются связующим звеном между педагогической и юридической наукой и создают в себе сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями.

Наиболее полно эта связь представлена в трудах ДЛокка, Ж.-Ж. Руссо, энциклопедистов, развивающих новое представление о человеке и в произведениях которых теория "естественного человека" повлияла на теоретическое обоснование " права на образование".

Мы защищаем сам логический путь исследования.

Развитие идеи права на образование в истории Западной цивилизации мы можем проследить через анализ педагогических идей и теорий, формирующихся в границах теории естественного права. Однако в диссертации мы рассматриваем и предыдущий и последующий периоды Западной цивилизации, чтобы просмотреть развитие идеи в цепочке прошлое - настоящее - будущее.

Научная новизна и теоретическая, значимость исследования:

1. Дан теоретико-методологический анализ педагогического феномена - связи образования и права на образование как историко-культурного явления.

Охарактеризованы теоретические я практические предпосылки возникновения теории естественного права, как основы развития права на образование.

Показано развитие идеи права на образование в историко- шдягогичееком процессе Западной цивилизации.

Раскрыта обусловленность идеи права на образование в педагогических теориях пониманием человека как природного и социального существа.

Выявлена обусловленность идеи права на образование существованием нормативной базы, имеющейся в государстве.

Результаты исследования имеют значение для понимания закономерности нсторнко=педагогического процесса, для анализа современных педагогических теорий с точки зрения защищенности в них ребенка; для осмысления возможных путей развития образования в системе общечеловеческих ценностей;

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его материалов для: обоснования подходов к решению проблем современного образовательного процесса; лекционной работы, разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам истории образования, сравнительной педагогики.

Апробация результатов исследования осуществлялась на аспирантском семинаре, при чтении лекций на факультете философии человека, факультете коррекционной педагогики РГПУ им. А.ИТерцеяа, на заседаниях проблемной лаборатории при кафедре педагогики. Отдельные материалы обсуікдалиеь на научно-практических конференциях Сашст-Петербург (1995, 1997), Новгород

Структура исследования: диссертация состоит из введения, д&ух глав (семь параграфов), заключения, списка литературы.

Научные подходы к анализу понятия "право на образование" как историко-педагогического явления.

В первой главе поставлена цель - осуществить анализ теоретических и практических предпосылок, которые обусловили возникновение теории естественного права в Англии в середине XVII века. Это был интересный этап в развитии Западной цивилизации - этап кризиса аграрно-ремеелеяных отношений и начало становления: отношений индустриальных. Наряду с развитием науки, техники, остро обозначился интерес к человеку, его правам. Философм, педагога, выдающиеся деятели культуры пытаются найти "естественные" основания прав человека, в том числе, и права на образование.

Проблема права на образование представляет собой проблему, Это потребовало обращения к широчайшему пласту культурного наследия прошлых эпох, а также к разным работам современных исследователей.

Анализу были подвергнуты философские, исторические, правоведчее-кие, педагогические источники. Первые представления о человеке, о сущности образования, его роли в развитии личности и ее прав представлены в трудах таких, философов Античности как Платон, Аристотель. В ноле зрения находились, далее, работы, в которых раскрывается становление и развитие культуры, образования, духовности эпохи Средневековья. Рассмотрены идеи о сущности человека, его правах, образовании, которое ему необходимо, высказанные мыслителями Возрождения.

Большой интерес представляют для нас труды Г.Б.Корнетова, А.Н.Джуринского, С.ИХеесена, К.И.Салимовой, ВХ.Миронова, Б.Д.Назарова, В.СНерсесянца, М.Н.Лазутовой и других, в которых дается глубокий анализ зарубежных педагогических и правовых теорий прошлого и настоящего, причем, в некоторых из них вычленяется понятие - право на образование, рассматриваются пути его реализации. Эти источники дали возможность определить научные подходы к исследованию феномена - идеи связи образования и права на образование в их развитии.

Под развитием идеи мы понимаем необратимое, направленное, закономерное изменение в деятельности мыслителей разных эпох, направленной на осознание явлений объективной реальности, включающей в себя сознание цели и проекции дальнейшего развития познания и практики.

Развитие идеи тесно связано с парадигмальными основаниями науки данного времени, сама идея развивается в рамках той или иной парадигмы, понимаемой как совокупность убеждений, ценностей; система методов постановки и решения проблем (Т. Кун }. Педагогическая парадигма, по мнению Богуславского М.В. и Корнетова Г.Б. - это переведенный на язык педагогики идеал человека, к которому стремится общество, и разработка на этой основе стратегических целей образования,

.Научные подходы к анализу идеи "право на образование" как историко-педагогического явления.

Цель данного параграфа состоит в том, чтобы раскрыть содержание и обосновать логику исследования идеи "право на образование".

Диссертационное исследование посвящено анализу иеторико-педагогического явления как феномена, в котором отражены социальные, исторические, культурные, педагогические процессы, характеризующие конкретную эпоху. Исследование ориентировано на изучение связей этого явления с социокультурной ситуацией данного времени. Вместе с тем, это явление может быть значимым и для настоящего времени, поскольку дает возможность выделить: - то общее, что характерно для педагогических процессов, независимо от эпохи, специфическое, что характеризует явление на разных этапах исторического развития.

Изучение эволюции понятия право на образование позволяет лучше понять современный процесс формирования и осознания в нашей стране общечеловеческих ценностей в области образования:.

В параграфе ставятся задачи:

1. Раскрыть основные подходы к анализу идеи права на образование как исторически развивающегося явления.

2. Охарактеризовать методы исследования права на образование как историко-педагогического явления.

3. Дать характеристику основных понятий исследования.

Обратимся к решению первой задачи - раскрытию основных подходов к анализу идеи права на образование. К настоящему времени сложился целый ряд подходов к изучению историко-педагогического процесса: формационный, системно - структурный (Ш. И. Ганелин), цивилизационный ( Г. Б. Корнетов), парадигмальный (М. В. Богуславский), культурологический (В. С. Библер, М. М. Бахтин), антропологический (Б. М. Бим - Бад) и другие. Каждый из этих подходов характеризуется качественным своеобразием в выборе основных направлений исследования. Свое исследование мы осуществляем на основе цивилизационного, культурологического, формацйонного подходов, совокупность которых позволяет осветить явление более полно,

Теоретические предпосылки возникновения теории естественного права

В данном параграфе поставлена цель - раскрыть теоретические предпосылки становления идеи права на образование.

Теория естественного права возникла на рубеже XVI-XVQ веков. Наиболее ярко проявилась она в Англии. В стране в результате революции утвердился новый класс с новыми ценностями, критериями и требованиями к жизни. Теория естественного права - закономерное звено в развитии права вообще, а в Англии - особенно.

.Анализ источников показал, что для становления теории естественного права наиболее значимыми оказались эпохи; Античности, в которой были сформулированы многие идеи естественного права; Средневековья, в котором эти идеи были переосмыслены на основе нового понимания сущности человека - "человек - религиозное существо"; Возрождения;, в которой идеи естественного права подверглись новому осмыслению и получили дальнейшее развитие.

Под теоретическими предпосылками мы понимаем совокупность идей, отражающие философские представления о человеке, которые, развиваясь во времени, накладывают отпечаток, а в некоторых случаях и качественно изменяют содержание правовых и педагогических идей.

Для наиболее полного рассмотрения положения теории естественного права, мы проанализировали целый ряд естественно-правовых и договорных теорий. Однако, наибольшую значимость для нашего исследования имеют работы Д. Локка Ж.-Ж. Руссо, энциклопедистов. Ниже представлен анализ идей, на которые они, и, прежде всего, Локк, в той или иной степени, ссылались,

В данном параграфе представлен анализ идей, послуживших предпосылками теории естественного права, содержащихся в трудах мыслителей трех эпох и имеющих значение для разработчиков теории естественного права в Новое время. Это потребовало решения следующих задач:

- анализа философских идей, содержащихся в воззрениях мыслителей Античного мира, повлиявших на становление теории естественного права;

- рассмотрения идей философов Средневековья, упорядоченных в понимании сущности человека и его прав;

- характеристики теоретических предпосылок возникновения теории естественного права, сложившихся в эпоху Возрождения.

В соответствии с логикой исследования, каждая эпоха рассматривается на основе анализа представлений о человеке, представлении о праве, представлений о педагогике.

Обратимся к решению первой задачи ..- раскрытию предпосылок возникновения теории естественного права, содержащихся в философских воззрениях Античного мира.

Человек. Из множества идей Античного мира в понимании человека выделим наиболее значимые для развития теории естественного права идеи.

Во-первых, идея человека как высшего и совершенного творения природы. Достоинство и совершенство человека усматривались не в отдельных, присущих человеку, благородных качествах - разуме, морали, гражданских добродетелях, а в абсолютном гармоническом единстве всех, лежащих в основе человеческой природы, начал. В этом смысле, по мнению древних, изначально в человеке нет качеств плохих или хороших - есть только абсолютная их соразмерность.

Во-вторых, идея вписанности человека в космос, гармонии человека и мира стала одной из основополагающих идей философской антропологии Античности. Греки считали, что человек - существо не только телесное, но и духовное, не только индивидуальное, но и общественное, не только земное, но и включенное в некий космический порядок (160,0.12). Человек и космос никогда не противопоставлялись в греческой философии, напротив, всегда соотносились друг с другом, ибо космос понимался как живой, одушевленный, подобный человеку. Все богатство человеческой природы заключено в некий строгий круг, символизирующий законченность человека, представляющего собой как бы завершенный в себе самом, одновременно замкнутый и беспредельный космос. Демокрит восклицал: "Человек есть микрокосмос"(17,с.53). Гераклит в своей книге "О природе" доказывал , что человек может жить в соответствии с космическим разумом космической гармонией.

В-третьих, идеи стоиков о том, что все люди - дети одной созидающей природы, все зависят от мирового разума, у всех душа есть зерно мирового разума. Они энергично подчеркнули естественное право человека как такового, философски обосновали идею достоинства человека (149,с.108). "Все люди от природы разумны..", -писал.(103,T.3,C.45).

Право. Следуя логике исследования, обратимся к анализу политического устройства Афинского государства, поскольку именно в политическом устройстве полиса черпает свои идеи теория естественного права.

Взаимосвязь педагогических и правовых идей в творчестве Д.Локка.

В параграфе поставлена цель - раскрыть взаимосвязь между педагогическими и правовыми идеями Д.Локка на основе анализа его работ. Для этого оказалось необходимым решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать понимание человека, сложившееся в философской литературе XVH века, и обусловившее становление теории естественного права.

2. Проанализировать основные положения теории естественного права Д.Локка.

3. Рассмотреть идею права на образование в педагогической теории Д.Локка,

Прежде чем перейти к анализу исследуемых проблем, отметим, что ситуация, в которой жил и работал Д.Локк, была ознаменована кардинальными переменами в политической, социальной, научной жизни.

В результате победы буржуазной революции в Англии у власти утвердился новый класс с новыми ценностями, критериями, требованиями к жизни. С точки зрения цивилизационнго подхода, это была важная ступень в эволюции Западной цивилизации. Идеи, которые высказал английский мыслитель в своих правовых, философских, педагогических работах, во многом будут определять дальнейшее развитие Западной цивилизации, будут будоражить умы человечества до конца тысячелетия. С точки зрения формационного подхода, это была эпоха, в которую происходил глубокий разрыв с прошлым, начиналось формирование промышленной цивилизации, значительно изменившей, в последующем, образ мира. С точки зрения культурологического полхода, следует отметить, что впервые, в этот период времени заговорили об обществе, о культуре и правах нового, буржуазного класса, хотя мыслительная парадигма эпохи - человек - природное существо.

Перейдем к рассмотрению первой задачи - характеристике понимания человека, сложившегося в философской литературе начала ХУП века, и способствовавшего становлению теории естественного права.

Необходимо отметить, что все философы подчеркивают способность человека к мыслительной деятельности, к рефлексии: "Я мыслю, следовательно, я сзчцествую", писал Декарт. "Величие человека - в его способности мыслить", отметил Б.Паскаль. Человек стал как микрокосм (вселенная), он - в центре умственного движения.

Ф.Бзкон, развивая идеи Возрождения об опыте как основной категории познания ("самое лучшее из всех доказательств есть опыт"), утверждал, что сила человека и его успех основаны лишь на истинном знании объективного мира, которое дается союзом опыта и рассудка. Основная идея философии Ф.Бэкона - преобразование наук с целью подчинить природу могуществу человеческого разума. С его именем связывается идея прогресса, перевернувшая представления об идеалах, которые теперь стали искать не в прошлом, а в будущем.

Мыслители эпохи (Т.Гоббс, Д.Локк) распространяют экспериментальный метод на исследование деятельности человеческого разума. Они активно разрабатывают психологические проблемы, рассматривающие специфику психических процессов. Д.Локк убежден, что "разум...это способность души, которая продвигается от известного к неизвестному и выводит одно из другого в четкой и правильной последовательности суждений"(103,тЗ,с,21). Локк утверждает, что источник наших познаний - опыт, т.е. наблюдения. Наш ум от природы - "чистая доска"- tabula rasa. В 1687 году в работе "Опыт о человеческом разуме" Локк заявляет свое понимание природы человека; "в уме нет ничего такого, чего не было бы прежде в ощущениях"(там же,с.16). Позже, это позволит Локку сформулировать одно из фундаментальных аоложений теории естественного права - все люди по природе одинаковы: " .в отношении природных дарований люди во все времена были одинаковы".

Потрясения в обществе, новая роль буржуазии в XVII веке послужили необходимостью, чтобы рассматривать человека с ЇІВЬІХ позиций - как сильную личность, как самостоятельно действующего субъекта. Человеку не на что надеяться, кроме собственного здравого смысла. Ratio - разум его знамя. Начинается процесс осознания самоценности, неповторимости человека. Г.В.Лейбниц придал своеобразию человека, его самобытности образ "монады", то есть модели единственное и неповторимой сущности, обладающей собственной силой, внутренней способностью действовать ( 167, с.63 ).

Особую значимость для нашего исследования имеют представления самого Локка. Мыслитель, размышляя о человеке, писал, что "... человек - это твердая субстанция, имеющая жизнь, чувство, самопроизвольное движение и способность рассуждать"(103,т.1,с.470). При этом, Локк одним из первых попытался развести понятия "человек" и "личность", утверждая. Что каждое из них влечет за собой разные истолкования проблемы. Он предлагает классический подход к ее решению. Локк полагал, что личность относится к рациональному "Я", а "человек" - просто к физическому телу. Философ определил личность как "мыслящее, интеллигибельное существо, обладающее не только сознанием, но и самосознанием"(там же, с.338).

Похожие диссертации на Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века