Введение к работе
Актуальность^теиы. исследования
В современном обществе первостепенное значение приобретает формирование у подрастающего поколения духовности, гуманности, творческих устремлений, ценностных установок, что, несомненно, является необходимым условием формирования гармоничной и целостной личности. С задачами формирования духовной культуры растущего человека связаны настойчивые стремления педагогов и ученых гуманизировать современную школу, ввести в ней ряд предметов эстетического и художественного цикла, ознакомить учащихся с историей культуры, поскольку только, очеловеченная школа может восполнить дефицит духовности и гуманности, столі* необходимых сегодня нашему обществу. По мнению ряда педагогов и исследователей, едва ли не все явления нашей жизни, которые принято объединять под общим названием "бездуховности" связаны с тем, что многие, поколения людей в России не получают в школьные годы полноценного эстетического воспитания. Поэтому не случайно в информационном письме Госкомитета РС4СР по делам науки и высшей школы о возрождении и развитии гуманитарного образования в вузах России от 09,01.91 годя подчеркивалась необходимость качественного улучшения эстетического воспитания как одного из средств гуманизации, возрождения культуры и д"ховного статуса русской интеллигенции. Задачи улучшения нравственно-эстетического воспитания были выдвинут также в "Проекте концепции общего среднего образования как; базового в единой системе непрерывного образования", разработанной коллективом ученых АПН. В связи с этим актуализируется задача изучения теоретических основ эстетической культуры старшеклассников и составления специальной программы для школьников по курсу "Эстетики', тем более, что опыт разработки и реализации подобных программ уже был. Начиная 0 1987-88 учебного года в школах введен специальный предмет "Теория мировой художественной ультуры", который должен способствовать овладению учащимися эстетическими знаниями и их эстетическому развитию. Вследствие этого обобщение опыта работы учителей, анализ литературы по эстетическому воспитанию и прежде-всего - фундаментальных исследований по теории и истории эститики, рассмотренных в данной работе, представляют для педагогики практический интерес.
Изучение философских основ зстетическоїи образования, которо-
му посвящена значительная часть данной работы, показало следующее:
эстетическое образование в дореволюционной России всегда ориентировалось на научную эстетику. Его ведущие положения и ряд эстетических идей были заимствованы из немецкой классики;
популяризаторами учения Канта, Гегеля, Шеллинга в начале XIX столетия выступали Р. Гаман, К. Гроос, Э. Мойман и др. Именно они переложили идеи великих немцев и сделали их доступными для изложения в высших учебных заведениях России;
русская интеллигенция со впемен В. Белинского, А. Герцена, А. Чаадаева выступала распространителем идеи немецкой классики. Русскими были переведены немецкие учебные пособия, которые впоследствии читались в университетах России;
соответствующие традиции образования и преподавания эстетики наложили отпечаток на всю последующую эстетическую мысль,вплоть до семнадцатого года. Различные народнические, "моральные" теории искусства, споры об искусстве нравственном и безнравственном имеют начало именно в классической эстетической теории.
В России в ходе развития эстетической мысли к началу XX века сложились 3 ведущих, ключевых направления:
революционно-демократическое, у истоков которого стояли В.Белинский, А. Добролюбов, Н. Чернышевский. Все они в своих концепциях исходили из идей немецкой классики. Белинский был ярий гегельянец, Добролюбов придерживался идей Гегеля. Чернышевский "азл" от Фейербаха, но знал Канта. На этой основе возникло революционно-демократическое направление в русской эстетике; (&u
второе направление было связано с русской ревелюциенно-нрав-ственной философией (С.Булгаков, Ф. Достоевский, Вл.Соловьев, Л. Шестов, "серебряный век" русской философии);
третье направление, было^рационалистическим, его развивали последователи Шопенгауэра и русское ницшеанство в лице Н. Бердяева, Д. Мережковского, В. Розанова.
Анализ теоретической литературы.показал, что, несмотря на полнейшую "запущенность" эстетического воспитания б современной школе, академическая эстетическая школа в России всегда была достаточно сильной.
В советский период вышли фундаментальные монографии А.Ф. Лосева, М. Бахтина, Я.Э. Голосовкера, М.С. Кагана, О.В. Лармина, Д. Лу-кача, А. Зися* М.ф. Овсянникоэа, практические и прикладные рекомендации Н.А. Дмитриевой, Л.М. Стсловича, Н.И. Киященко, В.К. Скатер-шикова, А.Г. Егорова и др.
Психологические и педагогические аспекты эстетической культуры разрабатывались Л.С. Выготским, А.В. Луначарским, СТ. Шацким, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, в последние годы - М.Л. Вербом, Б.Т. Лихачевым, И.Л. Любинским, Д.Б. Кабалевским, Н.А. Кушаевым, А.П. Сидельковским, П.М. Якобсоном, Ю.У. Фохт-Бабушкиным и др.
Особую роль в формировании современных подходов к эстетическому образованию и воспитанию имеют концепции, разработанные Е.В. Квятковским и Б.М. Неменским. В концепции Е.В. Квятковского в качестве основного средства воспитания эстетической культуры рассматривается эстетическое образование, обеспечиваемое циклом гуманитарных и эстетических дисциплин, в концепции Б.М. Йеменского - освоение искусства и художественно-творческая деятельность учащихся.Несмотря на различие подходов, эти концепции, на наш взгляд, не противоречат, а дополняют, одна другую, убеждая, что вся работа по эстетическому воспитанию в современной школе должна строиться в первую очередь на культуре, традициях, эстетическом образовании и художественном развитии учащихся.
Авторы рассматриваемых концепций едины в мнении о том, что основу эстетической культуры должно составить общеэстетическое развитие учащихся, но расходятся в том, на каких этапах обучения и какими средствами оно должно достигаться. Е.В. Кпятковский отдает предпочтение литературе и другим общеобразовательным предметам, Б.М. Неменский - искусству во всех его видах. Принимая обе точки зрения, мы в^в же считаем, что общеэстетическое развитие, особенно ,на завершающем этапе школьного образования, нуждается в специальном учебном предмете, выполняющим, наряду с познавательной, воспитательной и развивающей, ценностно-ориентационную функцию в общо-эстетическом развитии учащихся. Этот учебный предмет - эстетика. Невнимание к нему мы объясняем тем, что практический курс эстетики в советских школах вообще не преподавался, а читался только в университетах, да и то сквозь призму политики. Работа школ в этом направлении систематически не велась. Отдельные ирследования, экспериментально доказывавшие необходимость специального эстетического .образования школьников, появившиеся в середине 80-х - начале 90-х годов, массовой практикой не стали, -огда ftait необходимость введения курсе эстетики в школе осознана была давно.
. В настоящее время в связи с бурным развитием инновационных процессов в образовании, созданием школ нового типа, разработкой новых учебных планов для школ - гимназий, лицеев, колледжей, эта проблема приобрела особую актуальность. Эстетические дисциплины
вводятся в школу повсеместно, начиная с! 1-го класса. На них возлагаются большие надежды в обеспечении общекультурного развития учащихся, приобщении их к художественному творчеству, гуманизации личности. Однако до сих пор не разработаны научно обоснованные программы по эстетике для школы, отсутствует специальная литература и учебные пособия для учителя и учащихся. Все это указывает на первоочередное значение осмысления теоретических основ эстетического воспитания и образования.
Учитывая актуальность обсуждаемой проблемы и ее недостаточную научно-педагогическую разработанность, мы выбрали в качестве темы исследования: "Теоретические основы воспитания эстетической культуры старшеклассников", имея в виду ее практический выход на разработку программы и содержания курса эстетики в старших классах.
Объектом исследования стало состояние эстетического воспитания в современной школе и общий характер преподавания и развития эстетики, начиная с 20-х годов начала века.
Предметом исследования явилось воспитание эстетической культуры старшеклассников в процессе овладения ими теоретическими основами эстетики.
Цель исследования состояла в том, чтобы осуществить культурологический анализ развития эстетических идей и теорий в их связи с преподаванием эстетики и обосновать культуросообразные цели и содержание ее изучения старшеклассниками в современной школе.
Таким образом, мы рассматриваем теоретически обоснованное преподавание эстетики как необходимое условие и средство воспитания эстетической культуры, а овладение его старшеклассниками как путь формирования духовной, гуманной, социально зрело.1 личности. С этих позиций мы намеревались рассмотреть историю вопроса, выделить проблемы и предпосылки формирования учебного предмета "эстетика" в России.
Для реализации цели потребовалось решить следующие задачи^
-
осуществить анализ философских представлений о культуре как море гуманизации общества и индивида и в этом контексте выделить сущность и специфику эстетической культуры;
-
проследить генезис идей эстетического воспитания и выявить их влияние на практику воспитания в русской дореволюционной и современной школе;
-
провести диагностику эстетической воспитанности школьников как показателя их эстетической зультуры;
4) осуществить историко-педагогический анализ программ и со-
держания эстетических дисциплин и разработать собственный вариант программы изучения эстетики, направленный на формирование эстети- . ческой культуры старшеклассников.
В процессе решения этих задач мы исходили из следующей гипо^ тезы].
эстетическая культура в России исторически формировалась под влиянием идей классической немецкой философии,.эстетических воззрений Канта, Гегеля, Шиллера, Фихте и др. Основным фактором формирования эстетической культуры было эстетическое образование,содержание которого, принципы и методы преподавания адекватно отражали ход развития эстетической мысли и базировались на категориальном аппрете научной эстетики.
В советский период произошло существенное рассогласование эстетической теории и содержания образованияв силу того, что послдц-нее было идеологизировано, подчинено классовым целям, приобрело охранительно-нормативный характер, стало второстепенным, что имело своим следствием значительное понижение уровня эстетической культуры и духовности молодежи.
Возрождение эстетического образования как фактора воспитания духовности и эстетической культуры возможно при условии обоснования его содержания на основе принципов научности, т.е. возвращения к классической эстетической теории,историзма, диалога культур, гуманизации и гуманитаризации, увеличения удельного веса эстетических дисциплин в учебном плане современной школы, их деидеологиза-ции и интеграции.
Методологической_основой исследования являются:
теория культуры в ео общечеловеческом понимании;
положения культурологических исследований об эстетической культуре как составной части общечеловеческой духовной культуры;
системно-структурный подход к эстетической культуре, позволивший выделить' эстетическое сознание, эстетические чувства, отношения и эстетическую деятельность, уак основные цели ее воспитания;
философские идеи о необходимости возвращения эстетического образования к основем, античной и классической эстетике;
исторический подход к развитию естет"ческих теорий н его применение в конструировании содержания эстетического образования (синкретизм и космологиэм эстетического сознания в эпоху античности, трансцедентный подход к прекрасному в период средневековья, повышенный интерес к человеческой телесности и духовносіл в 'ІП0ХУ возрождения, ориентация на общечеловеческие ценности и "моральный
императив" Канта в новое время, возрождение интереса к общечеловеческим ценностям, гуманизация эстетики в новейшее время);
концептуальные положения теории педагогики о развивающем обучении, эстетическом воспитании , творческом характере педагогической деятельности; ценностно-смысловой ориентации и гуманитаризации образования, гуманизации воспитания.
В поисках оптимальных путей организации системы занятий по эстетике и эстетическому воспитанию, мы опирались на современные русские и зарубежные концепции, использовали элементы мыследеятельно-стной методологии, приемы педагогической герменевтики и педагогики сотрудничества.
Этапы и методы_исследшэания Исследования проводились с 1984 по 1992 год в три этапа в школах »83, №78, №79, Л» I, №50 г.Ростова-на-Дону, где автор работал в качестве преподавателя эстетики, экспериментальные данные проверялись на базе кафедры педагогики Ростовского-на-Дону госпединститута. Опытно-экспериментальной работой было схвачено около 660 школьников, 43 педагога, отдельные родители. На каждом этапе, в зависимости от конкретных задач, применялись различные методы исследования.
На первом этапе / 1984 - 1987 гг. / - теоретическом - изучалась философская, педагогическая и искусствоведческая литература по проблеме, выявлялись теоретические предпосылки учебной дисциплины "эстетика". Изучалось состояние эстетического образования в современной школе, проводилось анкетирование с целью выявить исходную эстетическую воспитанность учащихся. На этом этапе исследования основными методами были: изучение литературы, программ и нормативных документов, целенаправленное педагогическое наблюдение за познавательной и эстетической деятельностьв учащихся, анкетирование, беседы, интервьюирование, поисковый и констатирующий экспер-менты.
На втором этапе / 1987-1990 / - опытно-экспериментальном -проводился формирующий педагогический эксперимент и апробация модели программы по эстетике. Определялись теоретические и методические основы курса "эстетика", практически реализовалась интегрированная модель педагогической деятельности учителя. Основными методами исследования этого этапа были: изучение опыта работы учителей, школ эстетического воспитания различных городов России, анализ учебных программ и пособий по эстетике для школы, разработка и апробация авторской программы, экспериментальные "уроки-семинары", "дис-
путы", "дискуссии", "уроки - погружения", "метод проектов" н др.
Третий этап / 1990 - 1992 / - обобщающий - осуществлялся анализ и обобщение полученного исследовательского материала, уточнялась интегрированная модель программы учебной дисциплины "Эстетика", разрабатывались и теоретически оформлялись системы занятий по темам и отдельные уроки. На этом этапе осуществлялась проверка полученных результатов путем выступления перед учителями на конференциях, педагогических консилиумах, публикации материалов по предмету исследования, обобщались и теоретически оформлялись результаты исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
обобщены научные представления о сущности и специфике астатической культуры как факторе духовности общества и личности, тео~ ретически обоснована определяющая роль содержания эстетического образования в ее воспитании у учащихся;
осуществлен историко-философский и истсрико-ііедагогичвский анализ эстетического образования в России, выявлены научные предпосылки изучения в школах учебного курса "Эстетика";
прослежен генезис идей, исторические корни и структура основных эстетических понятий, осуществлен анализ различных эстетических теорий в аспекте их влияния на практику эстетического образования;
доказана гипотеза о том, что корни российской системы эстетического образования лежат в классической немецкой философии, обоснована необходимость возвращения его содержания к основам;
-теоретически обоснован и разработан экспериментальный вариант программы по эстетике для старшеклассников, выявлены возможности курса в повышении их эстетической культуры.
Г1р^кгическая_значимость исследования заключается в тоь, что а нем:
представлена новая научная информация о состоянии эстетического воспитания в школах России, а также крупнейших западных стран: Англии, Франции, США;
определены структура, этапы, основное содержание, программа изучения курса "Эстетика" в старших классах общеобразовательной школы, разработано содержание уроков по отдельным темам;
разработана методика диагностики эстетической воспитанности старшеклассников, включающая показатели их эстетической образованности;
- работа в целом и отдельные ее фрагменты могут быть исполь
зованы в практике углубленного эстетического образования и воспи
тания эстетической культуры учащихся в гимназиях, лицеях, коллед
жах гуманитарного направления, в лекциях преподавателей вузов,ШК,
при чтении курсов эстетики и зарубежной педагогики, аспирантами и
научными сотрудниками, изучающими проблемы эстетического воспита
ния.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, сочетанием исторического и логического анализа, репрезентативностью эмпирического материала, воспроизводимостью результатов: положительными отзывами о разработанных нами материалах со стороны практических работников школ и вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
теоретические основы воспитания"эстетической культуры старшеклассников, включающие: философские представления о ее сущности и структуре, эстетические идеи и теории', определяющие понятийный аппарат, принципы и законы ее развития; особенности их взаимодействия с практикой эстетического образования и воспитания; культу-росообразные цели и метод обоснования содержания общеэстетического образования как фактора воспитания эстетической культуры учащихся;
историко-педагогический анализ развития эстетического образования в России и научные.предпосылки введения в школы учебного предмета "Эстетика";
экспэриментальный вариант программы курса и содержание цик-f ла уроков по ней,направленных на- воспитание основ эстетической культуры старшеклассников.
Апробация ]эабо;гьи .
Основные результаты исследования доложены, обсуждены на заседаниях кафедр педагогики и философии РІПИ / 1990-92 г.г./; педагогических советах и методических совещаниях учителей, на научных конференциях аспирантов и научных сотрудников, изложены в ряде публикаций автора.
Внедрение результатов исследования. Разработанные теоретические положения и предлагаемая программа внедрены в ряде школ г.Ростова-на-Дону / 83, 78, 79, I, 50 /.
В соответствии с логикой исследования стукту_ра диссертации состоит из: введения, двух гле^, заключения, списка использованной литературы и приложения.