Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Каримова Ирина Холовна

Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы
<
Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каримова Ирина Холовна. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Душанбе, 2000 358 c. РГБ ОД, 71:00-13/188-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы гуманизации школьного образования .

1.1. Современные идеи к разработке проблемы гуманизации образования 19-28

1.2. Гуманизм как важнейшая ценность мировой культуры 28-49

1.3. Гуманистическая сущность школьного образования 49-65

Глава 2. Развитие идеи гуманизма в таджикско-просветительской мысли -учебно-воспитательный потенциал современной школы .

2.1. Истоки гуманистической нацеленности научной мысли о природе и обществе досаманидского и саманидского периодов 66-110

2.2. Гуманистическая направленность творчества средневековых мыслителей - просветителей 110-147

2.3. Развитие гуманистических идей в просветительской мысли таджикского народа в период XVI - ХХвв. 147-165

Глава 3. Гуманизация процессуального подхода к организации обучения учащихся основной и средней ступеней школы .

3.1. Гуманитарное образование как фундамент гуманистического воспитания школьников. Принципы и критерии отбора 165-187

3.2. Гуманистическая сущность организации учебного процесса в школе 187-225

3.3. Межличностные отношения учителя и учащихся в процессе учебной деятельности как эталон гуманных проявлений нравственных качеств личности 225-242

Глава 4. Система педагогических условий формирования гуманистических взглядов как решающий фактор формирования нравственных качеств личности школьника .

4.1. Формирование гуманистических качеств личности школьника 242-265

4.2. Роль гуманитарных дисциплин в формировании гуманистических качеств и общечеловеческих ценностей 265-300

4.3. Место внеурочных форм воспитательной работы в углублении привития гуманистических норм поведения 3 01-330

Заключение 331-344

Современные идеи к разработке проблемы гуманизации образования

Для понимания педагогического аспекта основ гуманизации гуманитарного образования необходимо выделить истоки гуманистических идей, определивших в дальнейшем многие теории, выработанные самыми достойными умами человечества. Гуманизм весьма сложно эволюционировал, проникая в мир морально эстетических воззрений, философскую и педагогическую мысль.

В.Даль, определяя данный термин, исходил из лингво-эстетических основ: гуманный (латин.) - человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещённому; человеколюбивый, милостивый и милосердный.

«Гуманность» же - это человечность, людность, благодушие, человеко 19 любие, милосердие, любовь к ближнему.(83,408).В философском энциклопедическом словаре мы находим следующее: гуманизм (от латин.) - человеческий, человечный, в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личность, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми, в узком смысле - культурное движение эпохи Возрождения.

Идеи гуманизма имеют длительную предисторию. Мотивы человечности человеколюбие, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в образцах устного народного творчества, в художественных произведениях, религиозных канонах различных народов, начиная с глубокой древности. В эпоху Возрождения гуманизм впервые заявил о себе как о целостной системе взглядов и широком течении общественной мысли, обусловившим подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Дальнейшее развитие гуманизма связано с деятельностью идеологов периода буржуазных революций (XV... - начало ХІХвв.). Они выдвигали идеи «естественных прав» человека, оценивали любое социальное устройство с точки зрения его соответствия абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания интересов личности и общества. Гольбах, Гельвеций, Дидро и другие отчётливо связывали гуманизм с материализмом и атеизмом. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого человека только целью, но не средством.

Критикуя частную собственность в условиях зарождающегося капитализма, представители утопических взглядов той эпохи Мор, Кампанелла, Морелли, Мабли считали, что лишь заменив её общностью имущества, человечество может достичь счастья и благополучия. Великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн выявили и подвергли критике противоре 20 чия сложившегося капиталистического строя и, вдохновляясь идеалами гуманизма, разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Гуманистическую традицию в общественной мысли России в XIX веке представляли революционные демократы Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Шевченко и другие.

Новый этап в развитии гуманизма начался с возникновением марксизма, который, впитав в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого, вместе с тем отверг отвлечённую, в неисторическую трактовку: «природа человека» - лишь биологическая «родовая сущность», - и утвердил её научное конкретно-историческое понимание, показав, что «...сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений». (139, 3)

Социалистический гуманизм противостоит абстрактному гуманизму, который проповедует «человечность вообще» вне связи с борьбой за освобождение человека от всех видов эксплуатации. Принципы марксистского гуманизма, социалистического гуманизма не воспринимали «правые» и «левые» ревизионисты, отождествляя его с абстрактным гуманизмом. Но, если первые видят в абстрактно-гуманистических принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всяческий гуманизм как буржуазную концепцию. На самом деле гуманистический принцип: «Всё во имя человека, всё для блага человека», провозглашенный в СССР, доказывал понимание, осознание приоритета личности, хотя полностью реализован он так и не был.

Гуманизм в узком, конкретно-историческом смысле, гуманизм Возрождения, начавшегося в Италии (особенно Флоренция) в XIV - XVIвв. (Петрарка), с конца XV века распространяется в Германию, Францию, частично в Англию и другие страны. Возникновению гуманизма, как и Возрождения, в целом, способствовали расцвет городов, экономические и социальные сдвиги раннебуржуазной эпохи, зарождение нового гуманизма и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании. Называя себя «мудрецами» 21 или «ораторами», итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «studio humanitatis» (познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека - Л.Брауни).

В конце XV века появилось само слово «гуманист». Термин «гуманизм» был введён немецким педагогом Ф. Нитхаммером (1808г.). После появления труда Г. Фойхта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма («Die Wiederbelebung des classischen Alterthums...», 1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов этого понятия.

Ранний, так называемый этико-филологический или гражданский, гуманизм в Италии (от Салутати до Баллы и Л. Б. Альберти, конец XIV - середина XV вв.) возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической, греко-латинской образованности в противовес излюбленным темам и методам средневековой схоластики. Гуманистическая «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, проникнутое критицизмом, светскостью и впервые возникшим пониманием исторической дистанции по отношению к античности. Прекрасное и чистое «слово» понималось как «знание» и «добродетель» (virtus), как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этнос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Центральная идея гуманизма - актуализация через гуманистические занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя культивация его «достоинств». Для мышления гуманистов характерно рядоположение самых разных духовных позиций в процессе принципиально не завершаемого внутреннего диалога.

Истоки гуманистической нацеленности научной мысли о природе и обществе досаманидского и саманидского периодов

Гуманизм по своей сути является одной из важнейших общественных идей, рождённых человечеством, последовательно развивающихся на протяжении многих тысячелетий его истории. Идея гуманизма - результат длительного развития в его наиболее глубоком восприятии, результат осознания человеком в процессе накопления опыта самого себя, общественных задач. Гуманизм есть высшая по своей значимости этическая категория. Он всегда был критерием подлинного человеческого прогресса.

Гуманисты разных стран и эпох по-разному определяли ценность человеческой личности. В своих воззрениях они, естественно, зависели от социально-исторических условий своего времени и общественной среды. Деятели Возрождения, например, видели ценность человеческой личности главным образом в её способности к самосовершенствованию; представители Ренессанса в Италии воспринимали человека, прежде всего как носителя разума, считая разум высшим проявлением человеческого начала. Гуманисты Ирана и Средней Азии концентрировали внимание преимущественно на нравственном содержании человеческой личности, ибо только человеку доступны высшие моральные качества: душевное благородство, великодушие и т.п.

Истоки устного народного творчества предков таджикского народа восходят к древнейшим воззрениям и обычаям народов Средней Азии и Ирана эпохи первобытнообщинного строя. Эти воззрения и обычаи можно частично обнаружить при изучении памятников древней письменности («Авеста») и сопоставлении их с архаическими переточными формами дореволюционного таджикского быта, народных праздников, сохранившихся до наших дней, где

66 особенно выпукло проявлена устная (фольклорная) традиция.

Возникшие и развившиеся на основе практической трудовой деятельности людей, эти представления и воззрения росли, по образному выражению, на древе живого, объективного, абсолютного человеческого познания. Этим воззрениям было свойственно ощущение тесной связи человека с окружающей природой, живое, жизнерадостное любование ею, что ярко отражено, например, в восторженных восхвалениях природы, разбросанных подобно оазисам в пустыне среди древне-персоязыческих текстов «Авесты».

Для древнейших воззрений была характерна также способность подмечать в окружающей действительности - сначала в природе, а затем в общественной жизни - столкновение противоположностей. Это воплощалось в художественных образах извечной борьбы света и тьмы, добра и зла.

Наиболее характерной чертой воззрений в устной народной традиции эпохи первобытнообщинного строя является почитание труда, приписывание ему чудодейственной силы. Вера в силу коллектива, выросшая на основе коллективно-общинных форм труда, выразилась в прославлении устоев крепкой, большой семьи и общины, в признании роли человека в борьбе против демонов зла (дэвов), а также во многих обычаях и обрядах таджиков.

Особенно ярко выражено в произведениях пехлевийской литературы, отражающей устную традицию - жреческую, зороастрийскую и народную. Пехлевийская литература создавалась в основном анонимными авторами, выступавшими передатчиками традиций в III - VI вв. В двух крупных регионах централизованного Сасанидского государства - Форсе и Хорасане. После завоевания Ирана и Средней Азии войсками арабского халифата в VII - IX вв. появились произведения эпического и этико-дидактического характера, вобравшие в себя жанровые и художественные особенности творчества иранских народов предшествующего периода. Наиболее известными среди них являются «Калилак и Димнак» (Калила и Димна), Хаватайнамак (Книга о царях). Первая из них впоследствии явилась источником для письменного басенного творчества в литературах многих народов (Эзоп, И.А. Крылов), вторая - основой для создания многочисленных вариантов эпоса «Шахнаме» (книга царей), в том числе и всемирно известной эпопеи «Щахнаме» Фирдоуси.

Из сохранившихся до настоящего времени произведений (фрагментарно или полностью) пехлевийской литературы наиболее известны «Авеста» (Основной текст), «Денкард», «Бундахишн», (Претворение), «Меноги храд» (Решение прообраза Папака), «Ядгар Зариран (Воспоминание о Зарере), «Драхт Ассурик» (Ассирийское дерево), «Арта-Вирафнамак» (Книга о праведном Вирафе), «Пандномаки Нуширван» (Насташление Анушервана), «Шатранч» (Шахматы) и другие.

«Бундахишн» (Претворение) - представляет собой важнейший свод зороастризма, где изложены космогонические мифы, предания и легенды, обработки древних греческих сказаний. В этом произведении дано учение о четырёх периодах развития человечества по три тысячи лет в каждом, в течение которых происходит борьба божества Добра (Ахурамаззды) и вершителя Зла (Ахримана). В «Бундахишне» рассказано о первой человеческой паре на земле и первых иранских царях, создавших цивилизацию на земле и могучее государство. Эти цари названы Пешдамами (Первыми законодателями), против которых Ахриман подстрекал туров (жителей легендарной страны Туран на территории нынешней Средней Азии). Последние дни перед концом света в «Бундахишне» описаны во многом сходно с изображением Апокалипсиса в Библии и с более поздними христианскими легендами.

Назначение и основная идея «Меноги хирад» (Решения Прообраза Разума) отражены во введении к книге, где говорится, что задача сделать человека Сведущим, «...ибо, в конце концов, тело смешивается с прахом и упованием есть только на душу. А каждый должен стараться за душу (свою) и быть сведущим в делах и (добрых) деяниях, ибо то деяние, которое человек творит несведуще, есть малое (несовершенное) деяние, а тот грех, который человек совершает сведуще, будет основным грехом».

Переход к новой эпохе на рубеже старой и новой эры вызвал к жизни новые религии, породил новых пророков и учителей - возмутителей спокойствия и обновителей общественной мысли.

Гуманитарное образование как фундамент гуманистического воспитания школьников. Принципы и критерии отбора

В условиях обновленного общества в 90-е годы в Таджикистане возникла необходимость внести кардинальные изменения в образование, возвысить педагогику гуманистическую, осуществить гуманизацию гуманитарного образования в современной школе. Передовой педагогический опыт как проявление творчества учителей является одним из важнейших источников развития педагогической теории и совершенствования практики обучения и воспитания, творческие поиски учителей-новаторов составляют существенную часть того коллективного передового опыта, опираясь на который современная школа идет по пути гуманистических преобразований.

В соответствии с этим в качестве основных перспектив гуманизации гуманитарного образования мы выделили глубокое и объективное обоснование условий и средств совершенствования содержания образования, учебных программ и учебников, методов обучения и воспитания разносторонне развитие личности превращение учащегося из пассивного объекта воздействия в субъект воспитания; внедрение демократических и гуманистических форм организации общения, деятельности, отношений членов коллектива (ученического, педагогического, родительского); всесторонее изучение и творческое обобщение опыта передовых школ и учителей —новаторов; внедрение педагогики взаимодействия, когда учителя совместно с учащимися решают все учебно-познавательные и жизненно-практические задачи; создание руководителем учебно-воспитательного учреждения благоприятного микроклимата в коллективе и другие.

Сегодня каждому учителю понятно, что перестройка преподавания предметов гуманитарного цикла, особенно таджикского языка и литературы, требует не только обновления содержания и методов обучения ,но и создание вариантных /адекватных/ методик, построенных на творческих и новаторских подходах. Понимая это, часто указывают на нестандартный урок. Нам представляется правильнее говорить о нестандартном по отношению к прошлым годам построении урока и других организационных форм обучения, а не только дидактические сути. Это связано с отходом от его стереотипности, новым устройством общения, гуманизацией этих отношений в системах «учитель-ученик» и «ученик-учитель», поиском путей воспитывающего обучения.

Двадцатилетний опыт преподавания родного языка и литературы, размышления над его результатами зачастую приводили к серьезной неудовлетворительности. Поэтому остро встал вопрос о нахождении оптимальных способов структурирования учебного материала, возможностях активизации каждого ученика, включения в работу всех механизмов его памяти.

Особо следует указать на формирующую личность. Более сосредоточенная работа на уроках,повышение ответственности за себя и коллективный результат обеспечивают сплоченность класса, выработка методики «рвения к учению». Доказательством сказанного могут быть выборки по пятым-шестым классам школы за последние три года.

В основополагающих документах Республики Таджикистан об образовании ученик поставлен в центр внимания и заботы школы и воспитательной системы в целом. Таким образом впервые школа в своей деятельности исходит от учета интереса личности учащихся, его возможностей, интереса на сегодня и на перспективу, т.е во главу угла воспитательной системы ставятся интересы личности, организация его жизни на сегодня и на завтра, а не интереса коллектива в первую очередь, а потом личности. Такая постановка жизнедеятельности школы, когда взаимоотношения с личностью исходят из интереса и законов развития рыночной экономики. Одновременное это означает, что впервые школа организует свою деятельность, в том числе учебный процесс, на принципах гуманизма. Естественно, это касается не только деятельности школы, взаимоотношения учителя с учащимися, но и отношения учащихся к своей основной деятельности, к своим обязанностям и ответственности перед обществом , ибо гуманное отношение -это двухсторонний процесс.

Организация обучения на принципе гуманности пронизывает все аспекты системы образования и воспитания в суверенном государстве Таджикистан. В целом и подробно требование этого принципа изложено в Законе об образовании» Республики Таджикистан, «Концепции национальной школы», «Государственном стандарте образования» Республики Таджикистан в которых определена политика государства Таджикистан в области воспитания и образования. На основании этой политики уже осуществляется следующее:

I. Организованы и функционируют альтернативные государственной школе негосударственные типы учебных заведений: лицеи, гимназии, частные, совместные и другие ( платные и бесплатные школы). Эти типы школ имеют отличные от государственных учебных заведений планы, программы, учебники и учебные пособия и т.д., то есть эти типы учебных заведений определяют с учетом возможностей, желаний и интересов учащихся специфичное содержание образования.

Формирование гуманистических качеств личности школьника

Гуманизация школы осознается сейчас как важнейшая общественная потребность. Но поворот школы к гуманизации образования не может быть сведен только к перераспределению учебного времени в пользу гуманитарных наук. Главное здесь - в самой направленности преподавания.

Гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие и национальные ценности являются одной из основных задач современной национальной школы.

Общечеловеческие ценности - это те, которые сближают, роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Исповедовать общечеловеческие ценности — это значит научиться уважать и ценить то, что есть у других народов, является их вкладом в общечеловеческое развитие. Общечеловеческое - это каждый человек, неотъемлемое и святое его право на свободу и достоинство.

Смысл преподавания литературы в школе заключается в том, чтобы сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, что происходит вокруг нас. Убеждены, что при этом главная проблема воспитания юношества сегодня это проблема веры, идей, идеалов, святынь. Конечно, в ее решении главное слово за самой жизнью. Но оно невозможно без обдумывания вопросов, в которых особенно велика роль литературы и искусства: чужая боль и чужая судьба, воспринимаемая как собственная, делающая далекое близким, помогающая понимать других людей и через них - себя. Но только этого недостаточно.

Недостатком в постановке преподавания литературы в школе является то, что ее изучение рационализируется, а потому канонизируется и догматизируется: не сопереживание и соразмышление в процессе чтения и постижения художественного произведения, а некий логический вывод, выраженный в однозначно точных понятиях и рассуждениях - вот, что часто выходит на первый план, а то и просто подменяет нравственно-эстетическое проникновение в мир художественных

образов, процесс, который по самому характеру не может не быть диалогическим. Ведь, если восприятие художественного произведения всегда лич-ностно, в определенной мере субъективно (а учитель имеет возможность знакомить своих учеников с тем, как одно и то же произведение истолковывается критиками-литературоведами), то тут-то и возникает возможность и необходимость диалога- спора, дискуссии, в процессе которых уточняется и обогащается первоначальное восприятие художественного произведения и открывается его многомерность, неоднозначность.

Но и диалогичность, естественно, не может быть принципом подхода к современной литературе (разобрать текст по литературе).

Диалогичность изучения литературы, гуманитарного обучения и воспитания приобретает сейчас особое значение. Диалогичность - это необходимое и обязательное условие открытости, гласности, демократизма. Без опоры на то, что сегодня происходит вокруг школы, на то, о чем сообщают газеты и журналы, что мы смотрим по телевидению, в кинотеатрах, преподавание гуманитарных предметов, как и вообще воспитание в школе, сегодня невозможно.

Овладение гуманитарной культурой приводит к осмыслению философских, духовно-нравственных основ педагогической деятельности, позволяет изучить и понять воспитанников, вводить их в мир общечеловеческой культуры.

Гуманизм современной литературы есть следствие лучших черт светского образа жизни. Человек, активный в переустройстве мира на началах справедливости, человек внутренне богатый, человек общественный - такова благодарная цель светского общества, таков этический и эстетический идеал литературы. Литература, которая плодотворно развивает на новом историческом этапе гуманистические традиции мировой культуры, утверждает те принципы подлинной человечности, в которых столь нуждается человечество.

Бесспорно, что учителя, как и медики, должны спасать людей от гибели. И от более страшной - духовной. Ведь духовная глухота, сердечная слепота, нравственное убожество - явление не генетическое, это преступный воспитательный брак семьи, школы, общества. Встречая молодых людей, пышущих здоровьем, только-только выпущенных из школы, но "живых мертвецов", то в этом душегубительстве нужно обвинять, прежде всего учителя литературы, который был не готов к преподаванию этого духоподъемного предмета, который отличается духовной слепоглухонемотой.

Чтобы уроки литературы стали часами воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения, чтобы ни один ученик даже мысленно не уходил с этих уроков, чтобы души воспитанников неизменно будоражил прекрасный непокой, урокодательства не должно быть даже в микроскопических дозах. Необходимо осознать, что учитель литературы - это, прежде всего, духовный воспитатель. В ходе проведения экспериментальной работы главное внимание нами было уделено формированию у школьников гуманистических качеств и общечеловеческих ценностей средствами материала по литературе.

Изучение биографий писателей и их произведений неодинаково влияет на формирование личности ученика старших классов. Эффект и степень воздействия уроков литературы зависит прежде всего от готовности учащихся к восприятию, литературных образов. Если старшеклассник знает цену доброте, взаимопомощи, то он сможет лучше понять литературных персонажей. Действия и поступки литературных героев способствуют укреплению уже сложившихся жизненных представлений и становлению гуманизма старшеклассников.

Связь таджикской советской литературы с классической неоспорима. Произведения ее выдающихся представителей - Абуабдулло Рудаки, ибн Сины, Абулкосима Фирдоуси, Носира Хусрава, Омара Хайяма, Муслихидди-на Саади, Шамсиддина Хафиза, Абдурахмана Джами, Сайидо Насафи, Мирзо Абдулкадыра Бедиля, Ахмада Дониша и других наряду с идеями патриотизма, трудолюбия пронизаны гуманистическими идеями (дружба, братство, единение, равенство, взаимное уважение, скромность, простота, вежливость).

Похожие диссертации на Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы