Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Пугач Ольга Исааковна

Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования
<
Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пугач Ольга Исааковна. Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 2000 194 c. РГБ ОД, 61:00-13/1178-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Исторический и структурно-функциональный анализ проблемы гуманизации образования

1.1. Гуманизация образования: исторический аспект проблемы 14

1.2. Современные подходы к проблеме гуманизации образования в контексте эволюции образовательных парадигм 31

Выводы к главе 1 70

Глава 2 Информационная культура личности как цель и ценность гуманистически ориентированного образования

2.1. Информационная культура личности: структура и содержание 75

2.2. Информационная культура личности как цель и ценность общеобязательного образования 88 Выводы к главе 2 102

Глава 3 Методика формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ

3.1. Школьный курс информатики как основное звено формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ 104

3.2. Формирование у учащихся навыков применения средств информационных и коммуникационных технологий в качестве инструмента познавательной деятельности 120

3.3. Методическая система формирования информационной культуры учащихся 8-9-х классов общеобразовательных школ в контексте опыта образовательной практики 134

Выводы к главе 3 146

Заключение 148

Библиография 151

Приложения 170

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современные тенденции в развитии образовательных систем весьма многообразны. Гуманизация образования, информатизация образования, стандартизация образования, дифференциация образования - вот далеко не полный перечень проблем, которым посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования. В частности, проблема гуманизации образования в контексте поиска концепций личностно ориентированного обучения рассматривалась в работах М.Н.Берулавы, В.П.Бездухова, Б.М.Бим-Бада, Е.В.Бондаревской, В.И.Гинецинского, Б.С.Гершунского, Т.В.Добудько, В.В.Давыдова, М.В.Кларина, И.А.Колесникова, Л.М.Митиной, Л.И.Новикова, В.И.Сло-бодчикова, А.В.Петровского, С.В.Панюковой, В.В.Серикова, А.П.Тряпи-цыной, Г.А.Цукермана, И.С.Якиманской, Л.Андерсона, В.Белля, П.Брендвайна, Р.Дрейвера, Дж.Найсбитта, М.Полани, Дж.Шваба и др. Проблемам информатизации образования посвящены труды Н.В.Апатовой, С.А.Бешенкова, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершова, Т.Б.Захаровой, А.А.Кузнецова, М.П.Лапчика, В.С.Леднева, В.М.Монахова, Ю.А.Первина, И.В.Роберт, А.Л.Семенова, В.Ф.Шолоховича и др. Вопросы использования в процессе обучения средств информационных и коммуникационных технологий обсуждались в докторских диссертациях Ю.С.Брановского, А.Л.Денисовой, Т.В.Добудько, М.И.Жалдака, Г.А.Кру-чининой, М.П.Лапчика, И.В.Марусевой, С.В.Панюковой, Н.В.Софроновой и др.

Анализ большей части (не всех!) упомянутых педагогических исследований позволяет констатировать наличие в них резко выраженного противопоставления традиционной «информационно-знаниевой» образовательной парадигмы парадигме личностно-ориентированного обучения, которая, по мнению ряда ученых, должна прийти на смену первой. В то же время, как справедливо отмечалось Т.В.Добудько, для этих работ характерно определенное игнорирование системного характера последствий прямого и опосредованного воздействия информационных и коммуникационных технологий на содержание общего образования, учебно-познавательной деятельности учащихся, профессиональной деятельности учителя. И как следствие этого - неадекватность решения многочисленных задач, связанных со становлением гуманистически ориентированного образования, фиксируемая многочисленными суждениями и высказываниями. Иными словами, исследование проблем гуманизации обучения без понимания того, что информационные процессы в сфере образования с объективной необходимостью выступают как системообразующий фактор процесса развития этого социального института, предопределяющий: изменение целей и структуры общего образования, его содержания и менталеобразующих функций; отказ от существующей селективной модели обязательного образования и осуществление подлинно конъюнктивной образовательной стратегии на основе критериально-ориентированной стандартизации, профильной дифференциации и интеграции образования, приводит в настоящее время к существенному разрыву между запросами образовательной практики и состоянием теоретического знания по названной проблеме.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема выявления взаимосвязей таких тенденций как гуманизация и информатизация образования, в практическом - это проблема обоснования содержания процесса формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ, рассматриваемого как существенный фактор становления гуманистического образования. Заметим, что эта проблема приобретает все большую и большую актуальность в связи с эволюцией образовательных парадигм.

Объект исследования - процесс формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ в условиях информатизации и гуманизации образования.

Предмет исследования - формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор становления гуманистически ориентированного образования.

Цель исследования - определение содержания процесса формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ, форм и методов его осуществления в условиях современных тенденций гуманизации образования, обсловленных интенсивным развитием средств информационных и коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования информационной культуры учащихся образовательных школ может быть существенно повышена, если содержание процесса формирования информационной культуры в рамках общеобязательного образования, выбор форм и методов его осуществления будут определяться в контексте современных тенденций в развитии и становлении гуманистически ориентированной системы общеобязательного образования, порожденных интенсификацией информационных процессов в социуме.

Основные задачи исследования. Проблема, цель и гипотеза исследования предопределили необходимость последовательного решения следующих основных задач: провести исторический и структурно-функциональный анализ проблемы гуманизации образования и на его основе определить современные тенденции становления гуманистически ориентированной системы общеобязательного образования, порождаемые интенсивным развитием средств информационных и коммуникационных технологий; с учетом выявленных тенденций, определяющих развитие образовательной практики, раскрыть особенности содержания и обозначить компоненты информационной культуры учащихся общеобразовательных школ в условиях гуманизации и информатизации образования; на основе сформулированных теоретических положений в сопоставлении с результатами образовательной практики произвести отбор содержания учебного материала, обеспечивающего в рамках общеобязательного образования формирование информационной культуры учащихся, ее ведущих компонентов; спроектировать педагогические технологии, позволяющие в процессе обучения адекватно осуществлять трансляцию алгоритмов информационной деятельности; осуществить экспериментальную апробацию разработанных методик формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы Б.С.Гершунского, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.Д.Урсула и др. (в области философии и философии образования); А.Л.Бусыгиной, В.П.Бездухова, М.Д.Горячева, Н.В.Кузьминой, В.С.Леднева, В.В.Серикова, В.А.Сластенина и др. (в области педагогики); С.А.Бешенкова, Т.В.Добудько, А.А.Кузнецова, М.П.Лапчика, И.В.Роберт и др. (в области теории и методики обучения информатике).

В работе использовались методы: метод теоретического анализа философской, психологической, дидактической и методической литературы с целью выявления различных точек зрения на изучаемую проблему; метод моделирования; изучение опыта работы преподавателей педагогических вузов, осуществляющих подготовку будущих учителей; эмпирические методы (беседа, анкетирование, наблюдение, изучение документации).

Эмпирической базой исследования служил анализ соответствующей научной литературы, учебных пособий, программ; изучение, анализ, обобщение практики формирования информационной культуры у учащихся общеобразовательных школ, опытно-экспериментальная работа.

Работа выполнялась на базе Самарского государственного педагогического университета, в качестве опытных площадок для проведения педагогического эксперимента выступали средняя общеобразовательная школа №112 г. Самары, музыкально-математическая гимназия №2 г.Самары.

Исследование проводилось в несколько этапов. этап (1994-1997 гг.) был посвящен изучению практики преподавания информатики в общеобразовательной школе, исследованию научной и психолого-педагогической литературы. Проведенный анализ позволил определить исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. этап (1996 - 1997 гг.) - этап формирующего эксперимента, в ходе которого проверялись и уточнялись гипотезы, отслеживались текущие результаты, апробировались различные методики формирования информационной культуры учащихся. На этом же этапе была разработана методическая система преподавания курса «Информатика», нашедпіая свое отражение в подготовленном и опубликованном пособии «Информатика. 9 класс». этап (1997 - 2000 гг.) характеризовался теоретическим осмыслением результатов экспериментальной работы, проводимой на базе музыкально-математической гимназии №2 с целью выявления педагогических условий эффективного формирования информационной культуры у учащихся 8-9-х классов общеобразовательных школ. На этом этапе проведено оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе: 1. Выявлены условия реализации в контексте современных тенденций информатизации общества подлинно гуманистического подхода к проблеме совершенствования общеобязательного образования, основанного на признании самоценности каждого ученика и определенной универсальности процесса приобретения знаний отдельным индивидуумом (необходимость включения в содержание общего образования образовательной области «Информатика» как компонента, обеспечивающего освоение учащимися алгоритмов доступа к социальной памяти; необходимость стандартизации общего образования на основе критериально-ориентированного подхода к оценке знаний учащихся, осуществляемой с широким использованием средств информационных и коммуникационных технологий, в сочетании с профильной дифференциацией обучения и др.).

Определены место и роль процесса формирования информационной культуры учащихся в рамках становления гуманистически ориентированного образования. Раскрыта структура и содержание понятия «информационная культура» как совокупности четырех компонент: когнитивного (знания и представления об информационной картине мира), операционно-технологического (алгоритмы информационной деятельности), психофизиологического (психические структуры и ансамбли общих способностей, необходимые для реализации алгоритмов информационной деятельности), аксиологического (система ценностных ориентации, установок, этических и моральных норм, правил и принципов поведения в ноосфер-ном пространстве).

Выявлена роль школьного курса информатики как основного звена в процессе формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ, призванного обеспечить овладение учащимися алгоритмами деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (в том числе и алгоритмами доступа к социальной памяти); в формировании у учащихся знаний и представлений об информационных процессах в природе и социуме, о способах представления информации, об алгоритмах, о методах информационного моделирования; в развитии модульно-рефлексивного стиля мышления учащихся; трансляцию общепризнанных норм и правил поведения человека в информационном обществе и их последующей интериоризацию учащимися. Обосновано приоритетное значение формирования операционно-технологического компонента информационной культуры в рамках содержания общего образования.

4. Представлена новая научно обоснованная дидактическая система формирования информационной культуры у учащихся 8-9-х классов общеобразовательных школ, в рамках которой обоснован и произведен отбор содержания учебного материала, в известной мере формализован процесс обучения на основе разработанного методического обеспечения, базирующегося на идее задачного подхода, предполагающего освоение очередного учебного элемента через решение серии индивидуально подобранных для каждого учащегося упражнений.

Теоретическая значимость исследования заключается в методологическом и дидактическом обосновании роли и места процесса формирования информационной культуры учащихся в становлении и развитии гуманистически ориентированной системы общего образования. Результаты исследования позволят осуществлять более широкий подход к решению проблем гуманизации и информатизации образования, могут послужить основой для дальнейших исследований теоретических основ процесса обучения при широком применении средств информационных и коммуникационных технологий в контексте эволюции образовательных парадигм .

Практическая значимость исследования. Реализация предложенных подходов к определению содержания обязательного минимума образования, обеспечивающего формирование информационной культуры учащихся, позволит скорректировать процесс их подготовки в сторону большего удовлетворения потребностей образовательной практики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализация принципов современного гуманизма, зародившегося тысячелетие тому назад и сформировавшегося в эпоху Возрождения, на различных этапах осуществлялась в образовании по-разному, но и сейчас деятельность этого социального института достаточно далека от идеала, каковым в соответствии с названными принципами выступает благо каж- дой отдельной личности. Тем не менее, если в качестве критерия прогресса человеческой цивилизации считать свободу как мерило тех возможностей, которые общество в состоянии предоставить каждому отдельному индивидууму, то следует отметить безусловную и объективно заданную тенденциями в общественном производстве прогрессивность ее развития, современный исторический этап которого характеризуется определенным признанием гуманистических ценностей на общесоциальном уровне. Одновременно следует констатировать, что наблюдаемая сегодня деградация биосферы, хищническая эксплуатация природы свидетельствуют как о необходимости ограничения примитивного антропоцентризма, так и об утопичности гуманизма, ассоциировавшегося с признанием прав и свобод личности в соответствии с принципом «Все во имя человека, для блага человека». Поскольку развитие образования как социального феномена подчиняется объективным законам, то на современном этапе принципиальным становится не вопрос о необходимости воплощения в образовательной деятельности так или иначе понимаемых принципов гуманизма, а проблема того, в какой мере и какими способами практически осуществимо реальное признание самоценности каждого отдельного ученика в рамках процесса целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации, осуществляемой в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит.

2. Подлинно гуманистический подход к проблеме совершенствования общеобязательного образования (на основе признания самоценности каждого ученика и определенной универсальности процесса приобретения знаний отдельным индивидуумом) предполагает тщательный отбор со стороны совокупного субъекта педагогической деятельности минимально необходимого содержания социального опыта, доступного для каждого учащегося, гарантирующего его безболезненную последующую социализацию (на основе формирования у него целостных знаний и представлений об окружающем мире; умений, необходимых для осуществления основных видов деятельности; способности к самообразованию), и в обязательном порядке подлежащего передаче от старшего поколения к младшему как в интересах общества, так и, в конечном счете, в интересах каждого учащегося; реализацию жесткого общественно-государственного контроля за усвоением образовательного минимума знаний учащимися в рамках системы общеобязательного образования на основе отказа от селективного принципа функционирования системы обязательного образования и воплощения конъюнктивной образовательной стратегии. Широкое применение средств информационных и коммуникационных технологий в обучении в качестве орудия доступа к социальной памяти, предопределенное тенденциями ее перевода на электронные носители и потому объективно неизбежное, обуславливает необходимость приоритета информационных компонент в перспективной системе образования, смещения акцентов в определении целей функционирования системы общеобязательного образования, заключающегося в большей ориентированности на личность обучаемого в плане развития у него навыков самообразования, но отнюдь не в плане его самореализации, самоактуализации и т.п. При этом применение средств ИКТ несомненно будет способствовать снижению уровня использования методов авторитарной педагогики, что позволяет расценивать процесс информатизации образования как одно из наиболее перспективных направлений его гуманизации, а формирование информационной культуры учащихся как одну из главных целей общеобязательного образования.

3. В предельно обобщенном виде структура и содержание понятия «информационная культура» представимы в виде совокупности четырех компонент: когнитивного (знания и представления об информационной картине мира), операционно-технологического (алгоритмы информационной деятельности), психофизиологического (психические структуры и ансамбли общих способностей, необходимые для реализации алгоритмов информационной деятельности), аксиологического (система ценностных ориентации, установок, этических и моральных норм, правил и принципов поведения в ноосферном пространстве). При этом на современном этапе в качестве основного звена в процессе формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ выступает школьный курс информатики, призванный обеспечить овладение учащимися алгоритмами деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (в том числе и алгоритмами доступа к социальной памяти); формирование у учащихся знаний и представлений об информационных процессах в природе и социуме, о способах представления информации, об алгоритмах, о методах информационного моделирования; развитие модульно-рефлексивного стиля мышления учащихся; трансляцию общепризнанных норм и правил поведения человека в информационном обществе и их последующую интериоризацию учащимися.

4. Формирование информационной культуры учащихся 8-9-х классов общеобразовательных школ должно предусматривать в первую очередь освоение (в рамках школьной информатики) алгоритмов доступа к социальной памяти с использованием средств ИКТ. При этом изучение современных информационных и коммуникационных технологий должно производиться в процессе работы учащихся с профессиональными пакетами прикладных программ общего назначения (текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, системами управления базами данных, программами для работы в компьютерных сетях), а не на базе специально разработанных учебных сред, причем в рамках методической системы, обеспечивающей уровневую дифференциацию обучения и реализацию задачного подхода, предполагающего освоение очередного учебного элемента через решение серии индивидуально подобранных для каждого учащегося упражнений.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры информатики и вычислитель- ной техники Самарского государственного педагогического университета (1995-2000 гг.), на I и II Всероссийских научно-практических конференциях «Информатика и информационная культура в современной піколе» (Самара, 1995, 1996), на VI Российской научно-методической конференции «Пути и методы совершенствования учебного процесса» (Самара, 1997 г.), на VII Международной конференции ИТО'98 (Москва, 1998 г.), на Всероссийской конференции «Информатизация образования — 98» (Курск, 1998 г.). Они опубликованы в девяти работах [222], [2241-Г231].

Гуманизация образования: исторический аспект проблемы

Идеи гуманизма, как системы воззрений, признающей ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление всех своих способностей, в соответствии с которой благо человека -критерий оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемая норма отношений между людьми, имеют длительную историю: во все времена человек различал истину и ложь, добро и зло:

«Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) прежде всего означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности» [221].

По мнению многих исследователей, современный гуманизм уходит корнями в эпоху Возрождения и в его основе лежат идеи, высказанные в свое время в трудах Леонардо, Рафаэля, Петрарки, Рабле, Бекона, Гельвеция, Дидро, Канта, Мора, Кампанеллы, Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Герцена, Белинского, Чернышевского, Достоевского, Толстого и др. Однако гуманизм отнюдь не чисто европейское понятие, универсальность, общечеловеческий смысл, нормы гуманизма отмечались тысячелетия тому назад. Эпиктет, Сенека и Конфуций говорили: «Человек достоин уважения уже потому, что он - человек».

Собственно говоря, как справедливо отмечается в [11], вся история развития человечества может рассматриваться сквозь призму противоречия « гуманизм » - « антигуманизм »:

«Конкретное содержание человеческой истории постоянно включает разнонаправленные стремления людей, с одной стороны, утверждающие, укрепляющие, усиливающие исторически спешившиеся, унаследованные от прошлого ценности, социальные институты, отношения, а с другой стороны - вольно или невольно пытающиеся их изменить, приспособить новым условиям деятельности, ее изменившимся средствам и целям. История человечества раскрывает себя как история борьбы свободы и несвободы, роста творчества с его исторической ограниченностью... Важнейший элемент содержания исторического процесса - борьба гуманизма и антигуманизма» [11].

Заметим, что признание процесса гуманизации в качестве сложного и противоречивого аспекта человеческой истории, по сути, означает необходимость отказа от традиционных подходов в его изучении, в соответствии с которым гуманизм рассматривается исключительно как система воззрений, принявших форму научных теорий, философских концепций, религиозных учений, воплощенных в трудах великих гуманистов (Эразма Роттердамского, Нила Сорского, В. Соловьева, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева и др.). Разумеется, в какой-то мере обращение к этим концепциям необходимо, но их сопоставление с повседневной обыденной деятельностью обыкновенных рядовых людей в контексте анализа механизмов культуры и социальных отношений открывает новые ракурсы в исследовании проблемы гуманизма в свете понимания последнего как «исторически изменяющейся системы воззрений, признающей ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающей благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми» [109].

В рамках такого подхода, в первую очередь, имеет смысл разделить два понятия «гуманизм» и «антигуманизм», и в связи с этим представляет значительный интерес следующее высказывание:

«Антигуманизм можно понять как концентрированный организованный опыт воспроизводственной деятельности человека, который создает возможность для определенного уровня творчества, но одновременно ставит жесткие ограничения для его роста, развития вне исторически сложившихся рамок.

Следовательно, антигуманизм - это прежде всего ограничитель, препятствующий росту творчества выше уровня, принятого в данной культуре, в обществе за обычный, естественный.

Он выступает в форме содержания культуры, например, как запрет на инновации свыше определенных масштабов и типов, как провозглашение ценности, неприкосновенности определенных догм, идеалов «тишины и покоя», т.е. запрет на изменения в образе жизни.

Антигуманизм выступает также в форме социальных отношений и институтов, содержания воспроизводственной активности людей. Он абсолютизирует организованный прежний опыт, очевидно, оправдавший себя в пропілом, т.е. обеспечивший выживание, воспроизводство соответствующего сообщества.

Во всех случаях суть разнообразных проявлений и форм антигуманизма заключается в том, что он нацелен против личности, против ее попыток развить себя, свою личную культуру, свои умения, реализовать собственный творческий потенциал, выйти за определенные рамки, унаследованные от прошлого...

Значение господствующего антигуманизма во всех его формах заключается в том, что он - условие трансляции во времени исторически сложившегося порядка. Он утверждает себя в жестокой борьбе с необычными инновациями, с их носителями, а также постоянным устрашением членов общества перед самой возможностью отпадения от сложившихся форм жизни, от общепринятых идей, норм, ценностей.

Он постоянно нацелен на отторжение негативного, разрушительного влияния инноваций, оценивая их как враждебные воспроизводству сообщества, способные вызвать к жизни и реализовать деструктивный потенциал, грозящий этому сообществу хаосом. Ради отстранения этой угрозы, чтобы отодвинуть ее от себя, человек соглашается с антигуманистическим содержанием культур и социальных отношений, он персонифицирует свое бегство от хаоса, бесструктурности, беспорядка во власть антигуманистической догмы, ритуала, традиции, общинного и родового рабства.

Антигуманизм, охраняя достигнутое, существует с бесчисленном множестве конкретных проявлений, он везде и всегда стоит на страже завоеваний и рубежей» [11].

Позволим себе не согласиться с этим высказыванием, и вот по каким причинам.

Следует отдавать себе отчет в том, что с момента появления общественного производства на основе разделения труда и возникает та «несвобода» отдельной личности, человека, участвующего в нем. Рабский труд, крепостное право, наемный труд - вот те исторические вехи, фиксирующие эту категорию в ее развитии. Совершенно очевидно, что именно общественное разделение труда лежит в основе этой «несвободы», выступая в качестве фиксируемого социальными отношениями ограничителя прав отдельной личности, и должно рассматриваться как фактор, объективно обуславливающий антигуманнные тенденции, если последние рассматривать в соответствии со смыслом приведенного выказывания. С другой стороны, ясно также и то, что общественное разделение труда есть объективная необходимость реализации категорического императива выживания человечества как биологического вида, и потому рассматривать объективно существовавший и существующий приоритет интересов общества над интересами отдельной личности как торжество антигуманизма, по меньшей мере, некорректно.

С нашей точки зрения, речь о гуманизации социума можно вести только в плане большей или меньшей гармонизации интересов отдельной личности и общества на тех или иных этапах его развития. При этом следует отметить, что развитие общественного производства объективно обуславливает уменьшение «несвободы» все большего и большего числа индивидуумов, так что «в целом можно говорить о прогрессе ценности человека в истории» [11].

Информационная культура личности: структура и содержание

Хорошо известно, что содержание понятий «информационная культура личности» и тесно связанного с ним понятия «информационная культура» раскрывается в современных философских и психолого-педагогических исследованиях весьма различным образом - вплоть до потери гносеологической ценности этих понятий. Но что интересно - имеющиеся трактовки этого понятия осуществляются практически с одних и тех же позиций - подавляющее большинство исследователей разделяют ту точку зрения, в соответствии с которой:

«Происходящий глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом информационном пространстве.

Перспективная система образования должна создаваться на основе сочетания новейших естественнонаучных и гуманитарных знаний, одной из своих приоритетных целей иметь формирование у людей таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего века.

Среди этих качеств можно выделить системное научное мышление, экологическую культуру, информационную культуру, творческую активность, толерантность, высокую нравственность. Именно эти качества людей должны обеспечить выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации» [2321.

Вот, например, еще одна вариация на ту же тему:

«На пороге третьего тысячелетия человечество стремительно движется к информационному обществу.... Требованием современного общества является уже не компьютерная грамотность, а информационная культура Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников (независимо от места их расположения). Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать ее, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики, подобно тому как культурные в обычном понимании люди умеют разговаривать друг с другом. Конечно, изложенный подход не сколько схематичен, и понятие информационной культуры сводится здесь в определенной мере к некоторому набору знаний и умений» [145].

Анализируя эти высказывания, можно констатировать, что в них информационная культура личности предстает как совокупность знаний и умений, позволяющих человеку ориентироваться в новом информационном пространстве, а овладение ею каждым членом социума должно обеспечить выживание и дальнейшее развитие цивилизации.

С не менее общих позиций раскрывает содержание понятия «информационная культура» и В.А.Извозчиков:

«Информационная культура непрерывно развивалась на протяжении нескольких тысячелетий и прошла в своем развитии три периода в зависимости от способа распространения информации: рукописный, полиграфический и электронный (машиночитаемый) (Се-Меновкер Б.А., 1994). Мы — свидетели перехода от второго периода к третьему, который принято называть информационным обществом. Третий период усвоил все достижения предыдущих периодов и на первый взгляд, в связи с мощностью современных мировых информационных систем, кажется чем-то принципиально новым. На самом деле — это та же информационная культура, но на новом витке развития цивилизации» [210, с. 17].

«...В рамках общей культуры вырастает и крепнет информационная культура, которая широко рассматривается в плане общего исторического развития, а узко - в плане достигнутого, свершенного в развитии ионосферы, информационной картины мира. Информкультура - это уровень достигнутого в развитии информационных связей в человеческом обществе, при информационном взаимодействии людей, характеристика поведения людей в информационном обществе, характеристика информационной сферы общества и индивидуальных информационных сфер людей - степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, прогнозы будущего в области информатизации общества...

Информационную культуру достаточно общо можно определить как свод правил поведения в информационном компьютеризированном обществе, в человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества...» [93].

Заметив, что признание справедливости двух приведенных выше утверждений влечет за собой понимание информационной культуры как совокупности алгоритмов деятельности в информационном обществе и правил их применения, отметим некий существующий в научной литературе замкнутый гносеологический круг, связанный с описанными подходами к определению понятия «информационная культура» через понятие «информационное общество».

Школьный курс информатики как основное звено формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных школ

Обсудив в предыдущих двух главах с предельно общих позиций вопрос о том, в чем должны заключаться роль и задачи школьного курса информатики, попытаемся здесь на основе краткого исторического анализа понять смысл и оценить тенденции развития названного курса.

В соответствии с современными представлениями общеобразовательная область «Информатика» «может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый аспект - системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем... Указанный аспект - сфера пересечения информатики и кибернетики... Второй аспект... - методы и средства получения, обработки, передачи и хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий...» [140, с. 148].

Как отмечалось Т.В.Добудько:

«В основе этих представлений, касающихся первого из указанных аспектов, лежит вывод, сделанный еще в 1961 г. В.С.Ледневым, о том, что «основной линией реагирования общего образования на начавшуюся широкую автоматизацию различных сфер деятельности человека, а также на появление нового фундаментального направления науки - кибернетики должно стать создание особого общеобразовательного учебного предмета» [74].

Точкой отсчета в предыстории «орудийного» применения компьютера, по мнению многих исследователей, выступает 1959/60 учебный год, когда в средней школе № 444 г. Москвы был создан первый экспериментальный класс по подготовке лаборантов-вычислителей. Обобщением опыта преподавания программирования в этом классе стал курс «Математические машины» (см., например, [187]), предусматривающий изучение ручного программирования на примере системы команд БЭСМ-2.

В течение 1961-1975 года в рамках исследований по методике преподавания кибернетики В.С.Ледневым и А.А.Кузнецовым был разработан курс «Основы кибернетики», рекомендованный Министерством просвещения СССР для 9-10 классов в качестве факультативного (см. [163]). В качестве основной идеи курса выступало раскрытие сущности информационного подхода к изучению действительности; выявление общих закономерностей информационных процессов, а также принципов строения и функционирования систем управления. Но, как это нередко бывало в истории, «в конце 1975 г., когда уже была отработана программа курса, подготовлен учебник, создан работоспособный научный коллектив, работа волевым образом была прервана, тематика запрещена, лаборатория закрыта» [164, с. 130]. Только спустя десятилетия «формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека» [140, с. 149], было зафиксировано как основная задача общеобразовательного курса информатики.

Более удачно складывалось в тот период времени второе направление. В 1960-1970 в диссертационном исследовании В.М.Монахова в качестве предмета изучения выступала «система прикладных математических знаний, введение которой в школьное математическое образование позволит привести содержание математической подготовки в соответствие с требованиями развития науки, техники, культуры» [186, с.З]. Содержательная линия с условным названием «компьютер как орудие познавательной деятельности на уроках математики» была характерна и для работ В.Г.Житомирского. Семидесятыми годами датируются исследования М.П.Лапчика [156], Л.П.Червочкиной [284], объективно обусловленные сменой поколений ЭВМ, автоматизацией процесса составления программ с использованием трансляторов с алгоритмических языков и посвященные выявлению общеобразовательной сущности программирования, общих предпосылок проведения сквозной алгоритмической линии в преподавании математики. Они, по сути, легли в основу так называемой «алгоритмической линии» в информатике.

Начиная с 1968 г. и вплоть до 1984, эксперименты по определению содержания и методов преподавания программирования проводились в Новосибирске. По мнению Н.В.Апатовой, исследовавшей генезис школьной информатики в монографии «Развитие содержания школьного курса информатики», «...концепция новосибирцев на момент принятия решения о введении в школу курса информатики явилась наиболее современной и полной, т.к. предлагала реорганизацию всего учебного процесса в школе с позиций состояния науки и вооружала школьника мощным инструментом - современной вычислительной машиной. Именно это обусловило почти полный перенос данной концепции и опыта новосибирцев в программу и содержание курса школьной информатики» [7, 53].

Похожие диссертации на Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования