Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования информационно-художественной культуры школьника 16
1.1. Характеристика понятия «информационно-художественная культура» 16
1.2. Сущность и содержание процесса формирования информационно-художественной культуры школьника 46
ГЛАВА 2. Опыт реализации педагогического потенциала мультимедийных школ в формировании информационно-художественной культуры школьника 70
2.1. Мультимедийные школы как педагогический феномен 70
2.2. Организационно - педагогические условия успешного формирования информационно-художественной культуры школьника в мультимедийных школах дополнительного образования 94
Заключение 136
Библиографический список использованной
Литературы 140
Приложения 163
- Характеристика понятия «информационно-художественная культура»
- Сущность и содержание процесса формирования информационно-художественной культуры школьника
- Мультимедийные школы как педагогический феномен
- Организационно - педагогические условия успешного формирования информационно-художественной культуры школьника в мультимедийных школах дополнительного образования
Введение к работе
Формирование информационной культуры личности (ИКЛ), готовой жить в социально-экономических условиях нового информационного общества, одна из актуальнейших проблем нашего времени. Представитель такого общества должен быть гармонично развитой социально-активной творческой личностью, обладающей хорошо развитым интеллектом, способной к самообучению и саморазвитию, реализации творческого потенциала в практической деятельности.
Информационное общество формирует информационную культуру (ИК), являющуюся частью общей культуры, носителем которой является личность. Информационно-художественная культура (ИХК) - особая составляющая ИКЛ в целом. Формирование такой культуры начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Ибо нет сегодня более стремительно развивающейся области знаний, чем информационная, вообще и информационно-художественная в частности.
Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное информационное общество (А.А. Кузнецов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров) [104].
Кроме того, назрела необходимость модернизации российского образования, которая является в современных социально-экономических условиях «общенациональной задачей и не может осуществляться, как только ведомственный проект» Министерства Образования (Е.Е. Чепурных) [210].
Актуальность выбранного направления исследований в целом подтверждается и Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» (ФЦП РЕОИС) [162], разработанной по поручению Президента Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № Пр-2582 и поручению Правительства Российской
4 Федерации от 6 января 2001 г. № МК-П8-00267 и «Федеральной программой развития образования», принятой Федеральным законом № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 года [194]. В частности:
-в Программе РЕОИС говорится о необходимости широкого использования, постоянного развития информатизации сферы образования в условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, что невозможно без высокого уровня информационной культуры личности (в том числе и ИХК). Использование информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом, умение работать с информацией (в том числе и художественной) и владеть ее компьютерной обработкой - не менее важной составляющей развития личности;
—основными целями «Федеральной программы развития образования» являются также:
гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родители, общественность, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и некоммерческие организации.
ИХК по опросам родителей школьников Ульяновских школ входит сегодня в список ведущих характеристик повышенного уровня образования современной личности, как необходимое условие успешности в будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим возрастает потребность в разработке различных подходов
5 к процессу формирования у детей и молодежи информационно-художественной культуры, и применения ее в различных сферах деятельности.
Наши наблюдения и специально проведенные опросы школьников и их
родителей показали, что большинство респондентов испытывают трудности в
вопросе формирования ИХК в условиях общеобразовательной школы, не
дающей знания в этой области. Следовательно, существует потребность в
формировании ИХК через структуры дополнительного образования детей.
Анализ социально-педагогической ситуации в вопросе формирования ИХК детей и молодежи показал, что в данном вопросе существует ряд объективных противоречий:
Общего характера:
-между возросшей значимостью ИХК личности в информационном обществе и неготовностью образовательной системы обеспечить ее надлежащий уровень;
— между растущими требованиями к ИХК личности со стороны
общества и ее реальным уровнем у школьников, который обеспечивает
.<* сложившееся содержание информатического образования и существующий
уровень образования в области информационно-художественной культуры;
— между высокой динамичностью процесса информатизации общества и
развития мультимедийных технологий и необходимостью обеспечения столь
же высокого уровня динамичности развития информационно-художественного
образования, который не может и не должен обеспечиваться основной школой.
Частного характера:
— между потребностью в наличии мультимедийного образования,
основой которого наряду с информатическими знаниями являются и знания в
области искусства, и отсутствием образовательной научно-обоснованной
системы дополнительного образования школьников, в которой школьники
получают надлежащие знания в области ИХК;
—между необходимостью определения сущности и содержания процесса
-"+ формирования ИХК школьников средствами компьютерных искусств с
применением мультимедийных технологий и слабой теоретической и практической разработкой этого направления в школьном образовании;
—между потребностью в создании творческих работ с применением мультимедийных технологий в других областях учебной деятельности (в частности краеведения, социальной рекламы) и слабой проработанностью методического обеспечения этого процесса.
Таким образом, противоречие между необходимостью формирования высокого уровня информационно-художественной культуры у школьников и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий формирования ее привело к идее создания мультимедийных школ (ММШ) дополнительного образования.
Исходя из противоречий, определена проблема исследования:
при каком содержании обучения, с помощью каких средств, при соблюдении каких организационно-педагогических условий можно обеспечить эффективное формирование ИХК школьников, уровень которой соответствует требованиям современного информационного общества?
Вместе с тем можно утверждать, что в науке сложились определенные предпосылки для решения проблемы эффективного формирования ИХК школьника.
Вопросы формирования ИК средствами школьной информатики
разрабатывались многими учеными - А.В. Болдачевым, В.В, Борисенко,
А.Г. Гейн, Л.В. Городней, А.П. Ершовым, Д.В. Зарецким, Г.А. Звенигородским,
В.А. Кайминым, М.А. Кузьменко, А.Г. Кушниренко, Е.Я. Коган,
А.Г. Леоновым, Н.В. Макаровой, Б.А. Назаровым, Ю.Я. Первиным, М.И. Фроловым, СБ. Ханжиным, М.Г. Эпиктетовым, Н.А. Юнерман.
Проведен ряд научных исследований, в которых рассматривается вопрос формирования информационной культуры школьников. Л.У. Глухова рассматривает условия успешности формирования информационной культуры у учащихся 5-7-х классов. Докторская диссертация Н.Б. Зиновьевой отражает место библиографии в структуре информационной культуры. Исследование
7 Г.А. Жарковой посвящено вопросам формирования основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов. Е.А. Ластовка рассматривает дидактические условия формирования информационной культуры будущего учителя (на примере подготовки студентов-биологов). Диссертация Е.Л. Харчевниковой посвящена поиску педагогических условий использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка.
Однако содержание, средства, организационно-педагогические условия формирования информационно-художественной культуры школьника в ММШ дополнительного образования до сих пор не рассматривались.
На основании вышеизложенного была выбрана тема исследования: «Формирование .информационно-художественной культуры школьника в мультимедийных школах дополнительного образования».
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и эмпирическая оценка содержания, средств и организационно-педагогических условий формирования ИХК школьников в ММШ дополнительного образования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс ММШ в системе дополнительного образования, ориентированный на формирование ИХК у школьников.
Предмет исследования: процесс формирования информационно-художественной культуры школьника в ММШ с помощью оптимально подобранного содержания обучения, средствами компьютерных искусств, при соблюдении выявленных организационно - педагогических условий.
Гипотеза исследования: формирование информационно-
художественной культуры школьника в мультимедийных школах средствами компьютерных искусств будет успешным, если:
— разработана эффективная система мультимедийных школ, органично
сочетающая учебную (когнитивную) и творческую (выставочную) составляющие;
- выявлено, научно обосновано и эмпирически апробировано
8 содержание обучения в ММШ;
определены средства формирования ИХК школьника в ММШ;
организовано выполнение выявленных педагогических условий формирования у школьников информационно-художественной культуры. А именно: 1) обеспечен оптимальный уровень информационной грамотности участников образовательного процесса, соответствующий поставленной творческой цели; 2) создана обстановка гармонии информатической, эстетической и гуманитарной направленности обучения и творческой обстановки в условиях мастерских; 3) учтены особенности разновозрастных коллективов участников творческих мультимедийных мастерских, тендерный аспект в вопросе содержания обучения и скорости формирования информационно-художественной культуры; 4) применено индивидуальное планирование обучающего процесса и использована рейтинговая оценка результатов деятельности школьника.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования.
На основе зарубежной и отечественной научно-педагогической, психологической, философской, культурологической литературы выявить основные подходы к формированию ИХК школьника и экспериментально обосновать содержание обучения в ММШ дополнительного образования.
Разработать эффективную систему мультимедийных школ, органично сочетающую учебную (когнитивную) и творческую (выставочную) составляющие.
Определить средства формирования ИХК школьника в мультимедийных школах.
Выявить совокупность организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию ИХК школьника в ММШ дополнительного образования, осуществить их экспериментальную проверку.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, культурологические, психологические, педагогические
9
информационные теории и подходы. Процесс формирования информационно-
художественной культуры создает новую проблему, концептуальные основы
которой рассматриваются учеными в разных аспектах. С философской точки
зрения определения уровня и содержания культуры человека в
формирующемся информационном обществе затрагивается в работах
Б.С. Гершунского, С. Пейперта, В.Н. Лавриненко, Г.Л. Смоляна,
И.Н. Смирнова, А.П. Суханова, К.Б. Шошникова.
Культурологическим аспектам информационной культуры в разных аспектах посвящены работы М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, А.А. Гречихина, Н.Б. Зиновьевой, Е.А. Медведевой, СМ. Оленева.
С точки зрения информационного подхода ее рассматривают ученые Б.А. Семеновкер, Э.П. Семенюк, И.Г. Хангельдиева.
На частно-научном психолого-педагогическом уровне проблему формирования информационной культуры рассматривали А.А. Бодалев, Т.Н. Брусенцова, А.Е. Войскунский, Т. Гергей, Е.И. Машбиц, Е.Н. Соколов.
Психологической основой исследования является концепция развития и
t# обучения Л.С. Выготского, продолженная в работах Л.Я. Гальперина,
В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, теория деятельности, созданная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.
Педагогическими основами исследования являются: теория личностно-
ориентированной педагогики (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская,
И.С. Якиманская), которая предполагает уважение к личности ребенка, стремление стимулировать естественный ход личностного развития, нашедшая отражение в современном гуманистическом воспитании; идеи трудовой школы, являющиеся основой деятельности учреждений внешкольного образования (СИ. Гессен).
ИХК как отдельная составляющая в них не выделяется.
В качестве методов исследования применены:
- теоретические (изучение научной литературы, документов,
# фактических материалов, анализ категорий, понятий),
— эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, сравнительный,
лонгитюдныи методы, естественный эксперимент, анализ процесса и продуктов
деятельности),
* — математические (измерение и обработка данных, их системный и
качественный анализ, графическая интерпретация) методы исследования.
Эмпирическая база исследования и основные этапы исследования.
Экспериментальной базой исследования в разные периоды служили:
МОУ «Экспериментальная авторская школа №84»; Школа «Мультимедиа» в
составе НИИ ИТС при УлГУ; Автономная некоммерческая организация
«Школа Мультимедиа»; Школа компьютерной графики и мультимедийных
технологий (ШКГиМТ) «Мультиграф» при ФИСТ УлГТУ; Центр развития
творчества детей и юношества им. А. Матросова, детское объединение
«Компьютерный мир глазами детей»; «Школа будущего журналиста»
Областного дворца детского творчества (ОДДТ); Ульяновская местная детская
общественная организация (УМДОО) «Зеленый остров»; Ульяновская детская
художественная школа (УДХШ); ГИМЗ «Родина В.И. Ленина», музей
ф «Народное образование Симбирской губернии в 70-80 гг. XIX века».
Исследование проводилось с 1994 по 2005 годы и состояло из нескольких этапов.
Первый этап (1994 - 1997 гг.) — теоретическое осмысление сущности процесса формирования ИХК, содержания мультимедийного образования, изучение научной литературы, передового опыта по проблеме исследования, определялись исходные параметры работы.
Второй этап (1997 - 2001 гг.) - поисковый. Выявлялись различные средства формирования ИХК школьников в системе дополнительного образования, определялись логика, структура, формы обучения в ММШ. Проработан вопрос создания педагогических условий формирования успешности развития личности школьника в процессе повышения уровня ИХК.
Третий этап (2001 - 2005 гг.) — формирующий. Производилась оценка
'& эффективности процесса формирования ИХК в условиях разработанной
системы ММШ, велось наблюдение за изменениями в уровне ИХК участников творческого процесса в ММШ и сравнение их с традиционными приемами формирования ИХК в рамках школьной информатики, а также обобщение и описание полученных результатов, выводы, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
на основе анализа литературы и научных исследований о формировании информационно-художественной культуры школьников, сформулировано новое представление о месте ИХК в понятийном аппарате информационной культуры и сущности ИХК личности школьников, что способствует развитию процесса формирования ИХК школьников;
на основе анализа различных моделей учебно-воспитательного процесса учреждений дополнительного образования создана научно-обоснованная система мультимедийных школ, позволившая по-новому организовать формирование ИХК школьников в ММШ дополнительного образования и деятельность мультимедийных детско-юношеских творческих мастерских;
разработанное содержание обучения в ММШ в целях формирования ИХК, выявленные средства и педагогические условия позволили организовать эффективный процесс формирования ИХК.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:
исследовано междисциплинарное понятие «информационно-художественная культура» в контексте общего понятия «информационная культура личности», предложена классификация дефиниции ИК по областям деятельности;
разработана научно-обоснованная структура системы мультимедийных школ и представлена ее графическая модель, включающая как традиционные подходы к освоению знаний в области ИХК, так и инновационную технологию детско-юношеских творческих мастерских;
- выявлена сущность процесса формирования ИХК школьников, и
средства формирования ИХК школьников в ММШ дополнительного
образования;
* — выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие
высокий уровень формирования ИХК средствами компьютерных искусств;
выделены уровни и определены критерии сформированности ИХК школьников с учетом возрастных особенностей формирования личности в контексте структурных и функциональных компонентов;
предложена диагностическая методика определения уровня ИХК по составляющим мультимедийного образования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в
создании в процессе научного исследования в городе Ульяновске четырех
ММШ дополнительного образования (школы «Мультимедиа» в составе КИИ
ИТС при УлГУ, ШКГиМТ «Мультиграф» при УлГТУ, АНО «Школа
Мультимедиа», ШММТ при УлГУ). В ходе реализации теоретической системы
были разработаны: содержание обучения в ММШ, ряд учебных планов для
,ф созданных школ, программ по отдельным дисциплинам, включенным в
учебные планы, как самостоятельные.
Для организации деятельности субъектов образовательного процесса была разработана и реализована система разновозрастных детско-юношеских дисциплинарных, тематических, консультационных творческих мастерских.
Для апробации эффективности формирования ИХК школьников
средствами компьютерных искусств: создан ряд пролонгированных
образовательных проектных линий: Выставка-конкурс детско-юношеского
компьютерного творчества «Новые грани искусства»; Региональный тур
Международного студенческого фестиваля рекламы Miracle со школьной
секцией MiracleSchool; трижды было организовано участие в проекте
«Культурная столица Поволжья» с показом творческих работ школьников;
проектная линия «Симбирск - Ульяновск глазами молодых», «Симбирск -
(4 Ульяновск: парад победителей», «Симбирск - Ульяновск: диалог поколений»;
13
организовано неоднократное участие в «Музейных фестивалях», выставках,
ярмарках социальных проектов, создана проектная линия «Мультимедиа
технологии в музейной деятельности» и др.
! АНО «Школа Мультимедиа» организовала ряд мастерских по подготовке
творческих работ для участия в конкурсах «Цифровой ветер», Саратов (в течение двух лет); «Компьютерная страна», Самара; в Фестивале рекламы «MiracleSchool», Москва (в течение трех лет), Фестивале интересов, Димитровград, проводила ряд мастер-классов, круглых столов и т.д., деятельность школьных мастерских широко освещалась в СМИ (радио, телевидение, газеты, журналы, рассылки электронной почты, публикации на сайтах в интернет).
Косвенным показателем практической значимости является зафиксированный в исследовании устойчивый интерес школьников к деятельности в области ИХК.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена опорой на признанные положения отечественной и зарубежной науки в области формирования РІК школьников (А.П. Ершов, Н.А. Юнерман, С. Пейперт), методологической значимостью исходных позиций, междисциплинарными связями, рациональным сочетанием научных теоретических и эмпирических методов.
Достоверность подтверждается лонгитюдным характером
педагогического эксперимента, использованием методов математической обработки результатов. В целом, положительные результаты исследования и оценка компетентных экспертов позволяют считать полученные теоретические и практические данные надежными, обоснованными.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Отдельные результаты исследования были представлены:
— на Международных научно-практических конференциях с марта 1998 г. по декабрь 2003 г. в городах: Москва, Нижний Новгород, Троицк
14 Московской области, Ульяновск (всего шесть международных конференции и один семинар);
- на Межрегиональных научно-практических конференциях в период с
' февраля 1996 г. по май 2003 г. в городах: Москва, Самара, Ульяновск,
Чебоксары (всего девятнадцать всероссийских и региональных мероприятий);
- на Научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах
местного уровня с марта 2001 г. по март 2005 г. в городах: Димитровград,
Ульяновск (всего более десяти мероприятий местного уровня).
Практически значимые материалы применялись в работе трех мультимедийных школ дополнительного образования, при организации выставок, фестивалей и в других образовательных проектах.
Теоретические положения, практические разработки, результаты выполненных исследований отражены в 16 публикациях диссертанта.
Положения, выносимые на защиту.
1. Информационно-художественная культура личности - это высокий
уровень владения художественной и информатической областями знаний,
{щ! уровень совершенства, достигнутый в создании творческих работ и
эффективного применения в личной деятельности информационных технологий как инструмента деятельности - важная составляющая образования современного школьника. Процесс ее формирования может осуществляться в мультимедийных школах дополнительного образования при оптимально подобранном научно-обоснованном содержании обучения, включающем в себя как информатическую, так и художественную составляющие.
Система мультимедийных школ, органично сочетающая учебную (когнитивную) и творческую (выставочную) составляющие.
Средствами формирования ИХК школьников могут выступать компьютерные искусства, новым инструментом развития которых служат мультимедийные технологии.
4. Наиболее эффективным процесс формирования информационно-
j* художественной культуры будет при соблюдении выявленных в исследовании
15 общих и частных организационно-педагогических условий. К общим условиям нами отнесены: 1) создание высокой степени разработанности методического обеспечения, 2) наличия кадрового обеспечения - педагогов, владеющих, как информатической, так и эстетической грамотностью, 3) обеспечение технической и программной базы, 4) наличие финансово-экономического и организационно-управленческого обеспечения мультимедийных школ; к частным: 1) создание обстановки гармонии информатической, эстетической, гуманитарной направленности обучения, 2) учет особенностей разновозрастных коллективов участников творческих мастерских, 3) тендерный аспект в вопросе содержания обучения и скорости формирования информационной культуры, 4) индивидуальное планирование обучающего процесса, 5) оценка результатов деятельности школьников, 6) уровень информационной грамотности учащихся мультимедийных школ и особенно участников творческих мастерских, 7) воспитание успешности, как необходимого качества представителя информационного общества.
Эффективность перечисленных условий доказана в ходе экспериментальной проверки.
Структура диссертационной работы
Диссертация объемом 194 страницы состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы (всего 218 наименований), 12 приложений. Основное содержание работы изложено на 162 страницах, включает таблицы и рисунки (11 таблиц, 8 диаграмм, 3 схемы), общее число иллюстраций -11.
Характеристика понятия «информационно-художественная культура»
Рассмотрение понятия «информационно-художественная культура» на ф наш взгляд стоит начать с анализа понятия «информационная культура» вообще, так как понятие «информационно-художественная культура» в научной литературе не встречается. Дефиниция «информационно-художественная культура» найдена нами лишь в описании апробации теоретико-методологического аспекта исследования Л.А. Шестаковой [214, с. 17] на базе Нижегородской академической авторской школы (проект «Формирование информационно-художественной культуры школьника», 1999-2000 уч. год)». Но научного определения данного понятия мы не нашли, поэтому начнем рассмотрение ИХК с понятия ИК, как общекультурного компонента современной личности и взаимосвязи понятий ИК и ИХК. Анализ понятия «информационная культура» находим у многих ученых. Философский анализ понятия дан А.П.Сухановым [188, с. 67-95], который отмечает на современном этапе развития общества «создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности информационной культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни»... «Эстетическая функция, - отмечает он - вероятно, найдет свое проявление в блоке информации, отражающей художественное содержание всех видов искусства». Он также считает, что «этому виду информации ...придается все большее значение, так как состоянием литературы и искусства в значительной ,+ мере определяется нравственное здоровье общества». Уже здесь (1988 г.) можно заметить начало анализа взаимодействия понятий «информация», «культура», «эстетика». Проблемы и перспективы формирования информационной культуры в образовании рассмотрены Б.С. Гершунским. Он рассматривает вопросы интеграции педагогики как с общественными науками художественной культуры (этикой, эстетикой), так и техническими, которые «в достаточно явном виде просматриваются при изучении проблемы взаимодействия человека с компьютером» [51, с. 43]. Кроме того, он считает ИК неотъемлемым качеством человека будущего и работников разной (в том числе и художественной) квалификации и профиля.
СМ. Оленев, рассматривая культурно исторический аспект развития РЖ, пишет [132], что история информационной культуры насчитывает тысячелетия. По его мнению, точкой отсчета ее исторического развития логично признать момент смены формального отношения к сигналу, ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка, становление языка породило культуру обращения со смыслом и текстом. Именно союз языка и мышления позволил существенно изменить информационную картину мира.
Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры. Тексты фиксировались на материальном носителе, одним из которых стал документ, и это породило новый период информационной культуры - документный. В его состав вошла культура обращения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.
Очередной информационный кризис был вызван к жизни компьютерными технологиями, модифицировавшими носитель информации и автоматизировавшими некоторые информационные процессы. При этом на первое место стали выходить информационные технологии, как передовой инструмент обработки больших объемов информации, на некоторое время заслонив документографический подход к трактовке понятия «информационная культура» в ущерб сложившейся многовековой культуре обращения с нецифровой информацией. Сложившийся компьютерный бум несколько исказил, на наш взгляд, природу понятия «информационная культура», создав неоправданный перекос в сторону информатизации. Однако расширение поля информационной культуры вызывает дальнейшее развитие понятия и приводит к необходимости включать в дефиницию «информационная культура» уточнение области ее формирования. Предложенная нами классификация расширения термина «информационная культура» включает в себя конкретную предметную область деятельности (художественная, экономическая, правовая и т.д.).
Сущность и содержание процесса формирования информационно-художественной культуры школьника
Информационная культура в целом, как самостоятельная предметная область в настоящее время достаточно четко оформлена институционально. хф При Международной Академии Информатизации (МАИ) существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 года проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. В ряде университетов культуры (например, в Краснодарском) созданы кафедры информационной культуры. Существует также ряд учебных программ для общеобразовательных и информационно-библиотечных учреждений по курсу «Информационная культура». Курс «Информационная культура», как учебная дисциплина, является региональным компонентом учебного процесса общеобразовательных школ Самарской области. Первоначально курс был разработан творческим коллективом, состоящим из представителей предприятия «Роботландия», ассоциации «Компьютер и детство», Института проблем информатики Российской академии наук, Института новых информационных технологий в # образовании, предприятия «ИнфоМир» и ряда других научных коллективов и специалистов Москвы, Самары и Переславль Залесского. Курс начал внедряться с 1994/95 учебного года и был направлен на формирование «операционного стиля мышления... адекватного требованиям современного информационного общества» [91, с 21], стержневой дисциплиной курса была информатика, и допускалось лишь незначительное снижение уровня изучения ее фундаментальных понятий и структур. Кроме того, ставилась задача дать учащимся знания и умения, необходимые для постижения «искусства проектирования в широком смысле этого слова (в отличие от узкопонимаемого ремесленнического программирования)». Был впервые сделан шаг к отходу от девиза «Программирование - вторая грамотность», провозглашенного А.П. Ершовым в период введения предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательную школу в 1884 году.
В самарском курсе ИК был предусмотрен ряд тем, определяемых нами сейчас, как элементы ИХК:
— компьютер и слово: сочинения, стенгазеты, книги;
— компьютер - инструмент искусства: графические редакторы, компьютерные вернисажи, редактирование музыкальной информации;
— современные информационные технологии: издательские системы, мультимедиа-технологии.
Однако в содержании обучения по этим темам делался акцент на изучение инструментария в ущерб эстетическому содержанию.
Была разработана программа [158, с. 79] и ряд учебников, учебных пособий, авторами которых стали: А.Г. Кушниренко, А.Н. Никитин, Ю.А. Первин, Н.И. Федоров и др. [107, 108, 142-144].
В таком контексте курс был построен по информатическому принципу. По принципам культурологического подхода для формирования информационно-библиотечной культуры М.Г. Вохрышевой и А.С. Кочеуловой (Самарская государственная академия культуры и искусств) разработана экспериментальная программа для учащихся системы общего образования «Информационная культура» (в рамках регионального часа) в 1999 году [29]. Данная программа построена по модульному принципу: Модуль I «Книга» (1-4 класс), модуль II «Библиотека» (5-6 класс), модуль III «Библиография» (7-9 класс), модуль IV «Социальная коммуникация» (10 #! 11 класс). В каждом из модулей предусмотрены три блока: культурологический, информационный, информационно-психологический. Содержание информационного блока перекликается с описанной выше программой «Информационная культура» информатического направления. , В программе М.Г. Вохрышевой и А.С. Кочеуловой элементов формирования ИХК нет. Программа курса «Информационная культура», в которой реализован информатический подход, разрабатывалась и нами для экспериментальной авторской школы города Ульяновска при филиале Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в период с 1994 по 2001 год (см. приложение 2). Программа предусматривала обучение с 1 по 9 класс, ряд лет обучение по ней велось с учащимися младшего школьного возраста. Программа перекликалась концептуально с информатическим курсом ,Ф» Ю.А. Первина, в ней были предусмотрены элементы, которые вошли в систему ММШ, но была адаптирована на технические и программные возможности УлГУ, на базе которого проходили занятия, и ориентирована на концептуальные принципы экспериментальной авторской школы. Программа выходит за рамки настоящего исследования, поэтому подробно не рассматривается. Опыт данной работы отражен в ряде публикаций [40, 41, 44-46]. Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление «информационная культура» официально признанным как самостоятельное, но развивающимся по-разному, в зависимости от поставленных целей. Информационно-художественная культура как независимая составляющая в составе информационной культуры только начинает формироваться и выделяться в самостоятельное направление. # В соответствии с выведенными нами подходами: культурологическим и информатическим, дисциплины, в рамках которых изучается и формируется информационная культура, значительно различаются. Различается и трактовка информационно-художественной составляющей, входящей сегодня в эти # направления отдельными элементами, которые выявлены нами и оформлены в самостоятельное направление ИХК, формируемое в рамках разработанной научно-обоснованной теоретической системы мультимедийных школ (см. приложение 1). Мультимедийные школы, созданные нами в целях формирования ИХК школьников, являются учреждениями системы дополнительного образования детей и юношей. В нашей системе, которая предусматривает формирование ИХК целого ряда субъектов образовательной деятельности: детей дошкольного возраста, школьников, родителей, педагогов, выделены две параллельные ветви: структур организации непрерывного образования и творческих мастерских. Важной составляющей любой целостной системы образования является результат образовательной деятельности. Результатом обучения в структурах : непрерывного образования является получение учащимися документа о дополнительном образовании, что реализовано нами в ШКГиМТ при ФИСТ УлГТУ. В творческих мастерских организуется совместная деятельность участников разного школьного возраста, педагогов и родителей, реализованная в АНО «Школа Мультимедиа». Итоги деятельности школьников в ТМ находят отражение в формируемых по итогам работы мастерской «портфолио творческих достижений».
Мультимедийные школы как педагогический феномен
В данном параграфе рассматриваются ММШ города Ульяновска как # педагогический феномен, и они представлены в нашем исследовании четырьмя самостоятельными школами, в создании которых принимал участие диссертант (в трех из них, описанных ниже, в качестве директора) Это: -школа «Мультимедиа», начавшая свою деятельность в составе АООТ «Научно-исследовательский институт информационных технологий и систем» (НИИ ИТС) при Ульяновском государственном университете (УлГУ); -школа компьютерной графики и мультимедийных технологий (ШКГиМТ) «Мультиграф» при УлГТУ; - школа мультимедийных технологий (ШММТ) при УлГУ; - Автономная некоммерческая организация «Школа Мультимедиа». Работа над созданием мультимедийных школ была начата нами в 1997 году с разработки бизнес-планов «Обучение музыке детей школьного возраста с применением компьютерных технологий» и «Создание частной музыкальной школы» одним из членов творческого коллектива создателей будущих ММШ - Гераськиной И.В. на базе Ульяновского Бизнес-инкубатора «БИНК».
К такому варианту реализации идеи подтолкнула социально-экономическая обстановка, сложившаяся в тот период, и не позволявшая реализовать идею обучения школьников компьютерным искусствам (в частности музыкальному) доступными ранее способами в государственных структурах образования детей.
В основу бизнес-плана был положен наш совместный опыт работы в дополнительном образовании (на ОблСЮТ) в сфере обучения школьников информатике и программированию. Уже тогда в 1984 году, были начаты эксперименты по компьютерной графике и музыке в связи с появлением технической базы в виде первого в Ульяновской области КУВТ «YAMAHA» и методических связей с группой школьной информатики ВЦ СОАН, руководимой академиком А.П. Ершовым [64-68], благодаря участию во Всесоюзных летних школах юных программистов.
Бизнес-планы получили положительную оценку в форме рецензии директора социально-делового центра (СДЦ) С.Г. Пасхалова, в которой говорилось, что «автором выбрано оригинальное направление деятельности... Изучение и анализ рынка показывает на отсутствие такого вида обучения со стороны действующих в городе Ульяновске структур образования детей. Особо следует отметить социальную значимость проекта, его направленность на развитие творческих способностей детей, повышение общего уровня культуры, чего так недостает в настоящее время нашему обществу».
К этому моменту был также произведен ряд научных разработок в области компьютерных искусств, начатых нами с 1994 года при создании авторского курса «Информационная культура» для МОУ «Экспериментальная авторская школа» при УлГУ (теперь «Основная общеобразовательная школа № 84»). В программу курса на разных этапах обучения были включены темы: «Мы любим рисовать!», «Проза, стихи и компьютер», «Компьютер и слово», «Музыка и компьютер», «Мультимедиа технологии», в которых раскрывались основы компьютерных искусств (см. приложение 2).
Первой мультимедийной школой, созданной в городе Ульяновске, была школа «Мультимедиа», которая начала свою деятельность в декабре 1997 года в составе АООТ НИИ ИТС при УлГУ как «Экспериментальная авторская школа дополнительного образования «Мультимедиа», занимающаяся образованием школьников в области новых информационных технологий» Статус школы определил ее первый научный руководитель проректор по новым информационным обучающим технологиям (НИОТ) УлГУ, д.т.н., профессор А.А.Смагин [175, с. 131], он же ввел термин «мультимедийные школы». Создатели школы поставили более широкие цели, чем те, которые были обозначены в вышеупомянутых бизнес-планах. Как следует из названия, приоритетным в учебном процессе считалось изучение мультимедиа-технологий. Музыка стала одним из направлений в мультимедийном творчестве учащихся.
Принимая во внимание изложенные факты, и анализируя дальнейшее развитие школы, описанное ниже, мы можем утверждать, что, родившись из потребности ее создателей в организации мультимедийной деятельности, школа была «заказом снизу» представителей нарождающегося информационного общества. «В настоящее время начинает формироваться государственно - общественный характер управления педагогическими системами (А.В. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов). И «одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений» [173, с. 425-427]. Именно этот процесс оказал влияние на создание мультимедийных школ города Ульяновска.
У истоков организации школы «Мультимедиа» стояли родители детей первой экспериментальной группы (12 человек) и педагоги дополнительного образования, имевшие опыт работы, сложившийся с 1982 года. Первый коллектив организаторов школы состоял из специалистов следующего профиля: музыкант-педагог - И.В. Гераськина, художник-педагог - В.Е. Комаркова, инженер-педагог - СТ. Гераськина, педагог-психолог -И.В. Ильичева, программист - системный администратор - A.M. Харитончук (см. приложение 9). В дальнейшем по мере подготовки педагогических кадров этот список дополнялся. В дальнейшем, авторами были предприняты попытки сформировать «заказ сверху» от университетов, государственной системы образования, но, как показал опыт развития «Школы Мультимедиа», опыт других родившихся 2 Смагин А.А. От детсада до аспирантуры. // Газета «Вестник». — 1999. - № 7. — С. 2. мультимедийных школ и структур дополнительного образования, каждая из них стала развиваться в соответствии с требованиями заказчика (подготовка в ВУЗ, углубленное изучение информационных технологий и т.д.). Своеобразие ІІ подходов, заложенных на начальном этапе формирования научно-методической основы мультимедийных школ, сохранилось только в «Школе Мультимедиа» и продолжает развиваться по мере подготовки соответствующих педагогических кадров. В соответствии с развитием принципов общественно-педагогического движения, начало которому было положено в середине 80-х годов, авторы «Школы Мультимедиа» избрали организационно-правовой статус «автономная некоммерческая организация».
Организационно - педагогические условия успешного формирования информационно-художественной культуры школьника в мультимедийных школах дополнительного образования
Обращение к толковому словарю позволяет определить сущность понятия условия — это обстоятельства, от которых что-либо зависит, обстановка, в которой происходит что-либо [174, с. 776]. В философии условие — то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса [197, с. 469]. Исходя из этого, можно сказать, что в педагогике под условиями в первую очередь понимаются те составные части или характеристики среды, в которой развивается воспитанник.
Поиску педагогических условий, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, посвящены исследования многих ученых (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Т.И. Канянина, Н.А. Менчинская, П.И. Пидкасистый, Н.П. Пупырев, Д.Б. Эльконин, И. С. Якиманская).
В.И. Андреев [4, 5] под педагогическими условиями понимает широкий спектр условий, использующих данные биологического развития для организации труда педагогов и учащихся, закономерности психического развития, установление содержания и средств социализации учащихся, усвоение культурных ценностей и нравственных норм, что близко к нашей трактовке педагогических условий успешного формирования ИХК школьников.
Т.И. Канянина [95, с. 282], рассматривая педагогические условия организации компьютерного творчества учащихся, выделяет следующие условия «системы взаимодействующих компонентов в целостном педагогическом процессе: высокий уровень информационной грамотности участников образовательного процесса, наличие технических средств информатизации, соответствие содержания учебного курса логике познавательной деятельности учащегося, оптимальное сочетание разных видов творческих заданий, систему педагогических действий по реализации содержания с применением ИКТ». Необходимость всех перечисленных условий подтверждаются практикой функционирования мультимедийных школ. Однако нами выявлены и собственные организационно-педагогические условия, способствующие успешному формированию ИХК у школьников в мультимедийных школах. Их можно разделить на общие и частные. Общими условиями являются: - необходимость высокой степени разработанности методического обеспечения процесса формирования ИХК школьника, как в дисциплинарных, так и тематических творческих мастерских мультимедийных школ. Методическая разработка содержания учебных программ, позволяющих выстроить логику изучения материала в соответствии с поставленными задачами - главное условие организации учебно-познавательной деятельности. Кроме того, в учебном процессе, ориентированном на творчество, важную роль играет разнообразие творческих заданий, дифференцированных, как по содержанию и формам, так и по сложности. Оптимальное сочетание творческих и тренирующих учебных заданий содержит богатые развивающие возможности; - наличие кадрового обеспечения - педагогов, имеющих высокий уровень информационной и эстетической грамотности для руководства творческими мастерскими. В условиях деятельности мастерских учителю необходимо уметь отказаться от универсалистского представления о себе как единственном источнике знаний для учащихся и активно использовать познавательные и технологические устремления учеников, умело направляя их к достижению поставленной цели. Бережное и внимательное отношение к детско-юношескому творчеству и одновременное тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха педагогического процесса. — техническое обеспечение: одной из особенностей организации деятельности исследуемых творческих мастерских мультимедийных школ является то, что она не стремится включать в учебный процесс изучение сложного программного обеспечения. Весь творческий процесс в образовательных мастерских осуществляется на самом доступном программном обеспечении: приложениях Windows, пакете офисных программ Ш MS-Office, PhotoShop и некоторых других. Мультимедиа технологии являются составляющей этого процесса. Если говорить о мультимедиа как некоторой технологии представления информации, то необходимо упомянуть два аспекта - аппаратный и программный. Аппаратная сторона мультимедиа может быть представлена как стандартными средствами - графическими адаптерами, мониторами, дисководами и накопителями на жестких дисках, так и специальными средствами - видеоплатами, звуковыми картами и приводами CD-ROM. Программная сторона мультимедиа может быть разделена на чисто прикладную — это сами приложения, предоставляющие пользователю информацию в том или ином виде, а также специализированную, в которую входят средства, используемые для создания мультимедийных приложений [22]. Это могут быть профессиональные графические редакторы, редакторы . видеоизображений, средства для создания и редактирования звуковой информации и т.п. Исходя из данного определения, даже самый простой персональный компьютер можно считать отчасти мультимедийным — будучи оборудованным помимо экрана простым динамиком, такой компьютер позволяет получать информацию несколькими способами. Отсюда можно считать несостоятельными жалобы школьных учителей на невозможность создания творческих работ высокого уровня в современных школьных компьютерных классах; — финансово-экономическое обеспечение, соответствующее целям соответствующего вида деятельности или конкретного проекта. Все рассмотренные в нашем исследовании мультимедийные школы (школа «Мультимедиа», ШКГиМТ, АНО «Школа Мультимедиа») не получали постоянного государственного финансирования. Финансы для деятельности школ привлекались из разных источников: - привлеченные на безвозмездной основе ресурсы (помещения, техника, спонсорская неденежная поддержка; добровольческий труд участников деятельности. Это, в основном, университеты, музеи, библиотеки, органы государственной власти;