Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе Бахтин, Вячеслав Васильевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бахтин, Вячеслав Васильевич. Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бахтин Вячеслав Васильевич; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского].- Пенза, 2011.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/406

Введение к работе

Актуальность исследования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», государственные, региональные и локальные целевые программы модернизации образования отводят значительное место задачам формирования духовно-нравственных качеств личности, что актуализирует значение художественно-эстетической деятельности, средствами которой можно достичь гармонизации личности.

Проблема формирования системы ценностей личности приобретает особую актуальность в контексте утверждающейся в педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательных парадигм, существенными характеристиками которых выступают приоритеты цели над средством, смысла над целью, человека над вещью; ценностные человеческие установки и смыслы; интуиция и творчество.

Аксиологическая составляющая определяет цели и задачи преподавания предметов гуманитарно-эстетического цикла в целом, учебного предмета «Музыка» в частности. Музыка возвышает человека, порождает оптимизм, социальную активность, направляет силы и способности на достижение высших духовных ценностей общества. Уроки музыки как уроки искусства обладают мощным воспитательным потенциалом, формируя у детей эмоционально-ценностное отношение к музыкальной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных исследований, а также педагогической практики позволяет заключить, что проблема формирования эмоционально-ценностной сферы учащихся общеобразовательной школы не является в педагогической науке принципиально новой. Так, классификация и характеристика приоритетных ценностей учащихся представлена в трудах Е.В. Бондарсвской, Н.А. Журавлевой, И.А. Зимней, В.А. Караковского, С.А. Куликовой, Б.Т.Лихачева, Н.Д. Никандрова, И.П. Пидкасистого, Н.С.Розова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

Однако анализ педагогической теории (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, Т.И. Науменко, Е.В. Николаева, О.П. Радынова, Г. М. Цыпин и др.) и практики показывает, что в школьном музыкальном образовании акцент делается преимущественно на интеллектуальной сфере учебно-познавательной деятельности учащихся,

позволяющей успешно формировать знаниевые и операциональные компоненты музыкальной культуры. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в условиях общеобразовательной школы предметом специального научного исследования не являлся.

Начальная ступень обучения детей является основополагающей в формировании у учащихся эмоционально-ценностной сферы. Это подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.А. Менчинской и других. Особое значение приобретает проблема интеграции процессов развития эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности.

Теория и практика эстетического воспитания младших школьников, частью которого является формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности, показывают, что для решения данной задачи требуется интггративный подход к преподаванию предметов художественного цикла. Идеи целостного воспитания личности на основе органичной связи музыки, литературы и живописи заложены в концепциях Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Н.А. Терентьевой, Б.П. Юсова и др. В работах этих учёных отражены единые законы восприятия искусства детьми: ребенок изначально «полихудожественен» и способен ко всем видам художественной деятельности. Различные аспекты развития ценностного отношения детей и подростков к художественно-эстетической деятельности освещаются в работах А.И. Бурова, Е.Б.Журовой, А.Н. Малюкова, Л.П. Печко, В.И. Самохваловой и др.

Анализ теории и практики музыкального образования в общеобразовательной школе подтвердил актуальность и целесообразность проведения теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, которая определяется существующими противоречиями между:

- необходимостью формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных занятиях и фактическим отсутствием научно обоснованной модели реализации этого процесса в условиях общеобразовательной школы;

- высоким потенциалом уроков музыки и внеурочных комплексных
занятий по искусству в формировании эмоционально-ценностного
отношения к музыкальной деятельности и недостаточностью разработки
практических методических рекомендаций по реализации этого потенциала в
процессе музыкального образования в начальной школе.

Эти противоречия легли в основу постановки проблемы исследования, требующей своего разрешения на современном этапе — каким образом может быть сформировано эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности в общеобразовательной школе.

Сущность проблемы определила тему исследования - «Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе».

Цель исследования - разработка модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности и выявление условий эффективности ее реализации.

Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе.

Гипотеза исследования - формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности будет осуществляться эффективно, если:

- выявлена специфика музыкальной деятельности младших школьников
в процессе музыкального образования в начальной школе;

раскрыты сущность и структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

разработана, научно обоснована и экспериментально проверена модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

выявлены и охарактеризованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной модели.

Задачи исследования:

выявить специфику музыкальной деятельности младших школьников в процессе музыкального образования в начальной школе;

раскрыть и конкретизировать сущность и структуру эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

определить и обосновать критерии и показатели сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, позволяющие определить уровни его сформированности;

выявить и охарактеризовать педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели.

Методологическую основу исследования составили социокультурный, личностно-деятельностный, аксиологический (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, И.С. Кон, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.) и интегративный подходы к организации целостного педагогического процесса (М.С. Каган, Г.А. Монахова, Б.П. Юсов и др.).

Теоретическую основу исследования составили: психолого-педагогические исследования проблем формирования личности детей младшего школьного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, Б.Т. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.); теория целостного педагогического процесса (В.И. Загвязинский, Л.Я. Зорина, В.А. Сластенин, Н.М. Шахмаев и др.); теории личности и ее развития в целостном педагогическом процессе (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); концепции целостного продуктивно-творческого воспитания личности в процессе изучения искусств в начальной школе и музыкального образования (Б.М. Неменский, Н.А. Терентьева, Б.П. Юсов и др.); теории современного музыковедения (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.Ш. Бонфельд и др.); исследования по теории и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение результатов психолого-педагогических исследований по теме исследования, педагогическое моделирование); эмпирические (анкетирование, наблюдение,

беседа, опрос, анализ продуктов учебной и творческой деятельности учащихся, учебных программ по предмету «Музыка»); экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты); математические и статистические методы обработки данных, полученных в результате эксперимента.

Экспериментальная база исследования: муниципальные

образовательные учреждения средние общеобразовательные школы № 11, № 17, № 42 города Пензы. В исследовании на разных этапах приняли участие 300 учащихся начальных классов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2010 г. в три этапа.

Первый этап (2004-2005 гг.) - поисково-теоретический. В соответствии с задачами исследования:

- определялись методологическая и теоретическая основы исследования;

- разрабатывались и формулировались гипотеза и исследовательские
задачи;

выяснялись основные направления исследования и содержание экспериментальной работы;

с помощью констатирующих методик разрабатывались критерии, показатели и определялись уровни сформированное эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

- теоретически обосновывалась и разрабатывались модель
формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников
к музыкальной деятельности;

Второй этап (2005-2006 гг.) - опытно-экспериментальный. Он включал в себя опытно-экспериментальную реализацию модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Третий этап (2006-2010 гг.) - заключительно-обобщающий. Выявлялись педагогические условия реализации модели; обрабатывались и анализировались полученные результаты, оформлялся текст диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная деятельность - это активный процесс освоения детьми
музыкальной культуры. Специфика музыкальной деятельности младших
школьников проявляется в том, что музыкальная деятельность осознается и
воспринимается ими в единстве всех составляющих ее элементов:
восприятие музыки, вокально-хоровое исполнительство, инструментальное
исполнительство, импровизация и творчество. Объединение различных видов
музыкальной деятельности на основе музыкально ориентированной
полихудожественной деятельности мотивирует эмоционально-ценностное
отношение к музыке.

2. Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к
музыкальной деятельности представляет собой мотивированные личностные
ориентиры, основанные на:

знаниях в области музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, проявляющейся в познавательном интересе к музыке;

устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях, способности ярко и образно переживать музыкальные произведения;

умении характеризовать музыкальные произведения с привлечением других видов искусства;

готовности к исполнительской деятельности;

способности осознавать и оценивать собственные результаты в данной деятельности.

Структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности как личностно-смыслового образования включает компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и продуктивно-рефлексивный. Особенностями эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются: непосредственность, интуитивность, целостность, активность, эстетизированность, преобладание эмоционально-чувственного характера переживаний над рационально-логическим осмыслением.

3. Модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших
школьников к музыкальной деятельности основывается на социокультурном,
личностно-деятельностном, аксиологическом, интегративном подходах к
организации целостного педагогического процесса и включает концептуально-
целевой, содержательный, процессуально-технологический и критериально-

результирующий компоненты; имеет блочно-модульную структуру в форме смысловых дидактических блоков «Мы - композиторы», «Мы - исполнители», «Мы - слушатели», «Мы - поэты», «Мы - писатели», «Мы - художники».

4. Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются:

- применение интегративного полихудожественного подхода к
содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки и
внеурочных комплексных занятиях;

использование в организации музыкальной деятельности традиционных и инвариантных методов, в частности методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов»;

- обеспечение субъектной позиции младшего школьника в процессе
музыкальной деятельности, что способствует постижению личностного
смысла музыкальных произведений.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- раскрыты и конкретизированы сущность и структура эмоционально-
ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

-разработана модель формирования эмоционально-ценностного
отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе
музыкального образования в начальной школе, основывающаяся на
социокультурном, личностно-деятельностном, аксиологическом и
интегративном подходах к организации целостного педагогического
процесса, включающая в себя концептуально-целевой, содержательный,
процессуально-технологический и критериально-результирующий

компоненты;

- выявлены и охарактеризованы педагогические условия эффективной
реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения
младших школьников к музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты:

- расширяют круг научных представлений о специфике музыкальной
деятельности младших школьников и ее возможностях в формировании
эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности в

процессе музыкального образования в начальной школе;

- являются основой для дальнейшей разработки проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в образовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования. Разработанная и внедренная в практику начальной школы модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности может явиться надёжной предпосылкой совершенствования целостной (методолого-методической) подготовки студентов и повышения квалификации учителей музыки общеобразовательной школы.

Разработаны и внедрены в практику работы школ г. Пензы и Пензенской области программа и учебно-методические рекомендации по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических позиций и исходных теоретических положений; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели, задачам и логике; повторяемостью полученных данных и использованием результатов исследования в практике музыкального образования младших школьников; количественным и качественным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической и научно-исследовательской деятельности автора на кафедре музыки и методики преподавания музыки Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, в МОУСОШ № 11, № 17, № 42; докладывались, обсуждались и получили одобрение на всероссийских (Пенза, 2006 - 2009), международных (Пенза, 2002; Санкт-Петербург, 2003) и региональных (Заречный, 2004; Пенза, 2005) научно-практических конференциях; опубликованы в межвузовских сборниках научных трудов (Пенза, 2005 - 2011; Саранск, 2008) и научно-методических и теоретических журналах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и шести приложений. Список литературы содержит 254 источника. В текст диссертации включены 22 таблицы, два рисунка.

Похожие диссертации на Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе