Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Народоведение как комплексная педагогическая проблема современного дошкольного образования
1.1. Необходимость и возможность использования знаний народоведения в дошкольном образовании 15
1.2. Современные отечественные подходы введения знаний о народах в дошкольное образование 25
1.3. Зарубежные подходы в организации работы по народоведению с дошкольниками 38
ГЛАВА 2. Программно -методическая база для введения народоведения в дошкольную практику
2.1. Содержание народоведения в отечественных программах
а) федерального уровня; 50
б) регионального уровня; 67
в) варианты введения народоведения в учебных пособиях 73
2.2.Содержание народоведения в зарубежных программах 76
ГЛАВА 3. Авторская программа по народоведению для старших дошкольников и педагогическая технология ее реализации
3.1. Методика выявления у детей знаний о народах и результаты констатирующего эксперимента в ДОУ № 59 г. Северска 88
3.2. Разработка, апробация и отбор содержания и педагогической технологии введения народоведения в дошкольное образование (на этнорегиональном материале) 104
3.3. Результаты контрольного этапа экснеримента в ДОУ № 59 г. Северска 112
3.4. Верификация содержания и педагогической технологии введения народоведения в дошкольное образование, выводы по исследованию 117
Заключение 125
Библиография 129
Приложения 144
- Необходимость и возможность использования знаний народоведения в дошкольном образовании
- Содержание народоведения в отечественных программах
- Методика выявления у детей знаний о народах и результаты констатирующего эксперимента в ДОУ № 59 г. Северска
Введение к работе
Своевременность и необходимость введения системы знаний о народах в образование обусловлено экономической, политической и национальной нестабильностью российского общества. Межнациональные, межэтнические конфликты, национальная нетерпимость и нигилизм, проявляемые людьми разных возрастных и социальных групп, незнание детьми и взрослыми своей культуры и культуры других народов - вот лишь некоторые черты нашей реальности.
Преобладавшее еще в недавнем прошлом убеждение, что общественная жизнь приведет к унификации этнокультур, сегодня показало свою несостоятельность. Попытка создать единую общность советских людей, стереть национально - этнические различия привела к возрастанию националистических тенденций, к неоправданно повышенному вниманию к культуре своего этноса. В связи с национальными движениями заметно повысилось (а в ряде случаев обострилось) национальное сознание людей, что привело к социальным конфликтам, ко множеству человеческих жертв, к ущемлению прав люден некоренных национальностей в бывших союзных республиках.
Переживаемый в настоящее время «этнический ренессанс», усиливший интерес к культуре своей общности, к нравственным ценностям и идеалам, традициям, обрядам, фольклору, языку, служит основой для сохранения и продолжения традиции, но во все возрастающем интересе к культуре одного народа кроется опасность воспитать национальных шовинистов. В ситуации возрастающего интереса к родной культуре важно, чтобы национальное воспитание выступало не только как результат возрождения этнокуяьтуры, но и как первоначальное средство приобщения к мировой культуре. Анализируя диалектическую взаимосвязь этнических и общекультурньгх ценностей, можно отметить, что, будучи проявлением единичного, этнос неизбежно включен во всемирную цепь культурных связей. Следовательно, в обществе важно развить осознание того, что любой народ неизменно взаимодействует со всем спектром поликультурных отношений и традиций, при этом не утрачивая собственного своеобразия и неповторимости. Ученые, обосновывая диалектическую взаимосвязь этнического и общечеловеческого, утверждают, что "проблема сохранения и развития культуры каждого этноса становится сегодня особенно актуальной еще и потому, что в современном обществе переходного типа именно этнос способен обеспечить адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы, утрачиваются традиции не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов". /25,125/
Актуальна данная проблема и потому, что в системе воспитания исключено или забыто гражданское и интернациональное воспитание, важность и необходимость которого, к сожалению, многими современными педагогами не понимается, а зачастую воспринимается как пережиток советской эпохи. Взрослые, прежде всего педагоги и родители, не зная родной истории и культуры или испытывая к ним негативные чувства и отношения, не пытаются привить к детям интерес к культуре своего народа, иным культурам, воспитывая в них те же чувства безразличия и нигилизма, так как именно утрата национальных корней формирует в отношениях с другими людьми безнравственность и бездуховность. Все эти негативные явления так или иначе оказывают свое влияние на сознание, чувства и поведение тех, кто сегодня вступает в жизнь.
О важности выработки оптимального решения названной проблемы в образовании говорят отечественные и зарубежные ученые, так как, по их мнению, "современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, а с другой - создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам". /107, 3/
Педагоги, психологи, философы, анализируя национальные проблемы в России, доказывают, что предотвратить подобные явления без глобальных изменений во всем российском обществе только силами образования нельзя, но сгладить их можно, ставя приоритетными задачами подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирование умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. При этом исследователи отмечают, что "важно научить молодежь, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей". /107,10/
Ученые, отмечая проблемы современного отечественного образования, указывают также, что важнейшим условием, прочности многонационального государства, каким является Россия, должно стать формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, проводником которой должна стать система образования. Поскольку основы мировоззрения и миропонимания личности закладываются в дошкольном детстве, то эту работу необходимо начинать на первой ступени образования. Уже там образование должно быть направлено на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, на формирование основ национального самосознания с целью сближения народов и их культур. Следовательно, современная
5 модель общего образования в России должна базироваться на принципах культурно-национальной идентификации с одновременной интеграцией в мировое сообщество. Педагоги раскрывают сущность такого подхода в образовании и обосновывают последовательность введения знаний о культурах: прежде чем индивид сопоставит себя с мировой, общечеловеческой, планетарной культурой и узнает ее «язык», необходимо, чтобы он встретился со своей родной культурой и качественно усвоил ее. Такого рода
W «этнизация» наиболее существенную роль играет на первом этапе обучения, каковым в
системе непрерывного образования России является дошкольное.
Приведенные выше основания актуальности проблемы относятся полностью и к дошкольному образованию. Но для него она актуальна еще и потому, что теоретически сформулированное в образовательных стандартах направление - "развитие элементарных представлений о человеке в истории и культуре" - не обеспечено на практике методической базой. Если федеральная часть стандартов получила некоторую технологическую разработку, то часть регионально-национального компонента по-прежнему вызывает у практиков трудности. Это объясняется тем, что существующие программы, за редким исключением, не включают биологических, социальных, исторических сведений ввиду кажущейся сложности и необязательности использования такого рода познавательного материала в работе с дошкольниками, тогда как современные
^ исследования показывают, что у дошкольников нельзя сформировать полноценные знания
о народах и странах, не актуализировав прежде знания о самом себе и ближарюем окружении. Сформулированное широко в госстандартах направление привлекает внимание педагогов, которые пытаются разрабатывать его содержание в отношениях "человек и природа", "человек и общество", "человек и родной край", "человек и история" и т.п. Человек, как представитель какого-то народа, включается в содержание программ и практику, находит в них отражение и реализацию. В связи с таким пониманием проблемы используемое в педагогической практике понятие "народоведение" требует его уточнения. Вслед за М.Ю. Новицкой, оно понимается нами как система педагогической работы, в которой народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности, синкретичности, исходной связи с жизнью человека, принадлежащего к целостному оке биосоциальному образованию - к народу. В этом процессе разные виды деятельности творчества народов (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены детьми как органические составные части единого целого, отражающие народный взгляд на жизнь в ее самых сущностных парадигмах, чрезвычайно важных и для современного человека. /128/
Поскольку народоведение - это система педагогической работы, то нас прежде всего интересует в исследовании объем и содержание знаний о народах, педагогические технологии их введення в дошкольное образование. Исходя из такого понимания народоведения, по общему мнению крупнейших зарубежных и отечественных ученых, сглаживание и частичное решение рассмотренной в актуальности глобальной проблемы возможно, наряду с другими средствами, - народоведением.
Объем и содержание системы знаний о народах учеными устанавливаются по-разному: на первой ступени образования это может быть культура родного народа, нескольких народов региона или государства; один или несколько народов России или стран мира. В связи с разработкой и реализацией на практике регионально-национального компонента государственных стандартов дошкольного образования народоведение определено нами как педагогическая система, включающая ознакомление детей с несколькими этнокультурами региона, реализуемая в разных организационных формах (фронтальной, совместной, самостоятельной). Поскольку эта деятельность выстраивается в рамках ознакомления с окружающим от ближнего к дальнему, от части к целому, от частного к общему, то принципиально важными для исполнения являются доказанные учеными научные положения о порядке введения в работу с дошкольниками знаний о человеке биологического и социального содержания: народоведению должно предшествовать ознакомление ребенка с самим собой и человеком вообще.
Исследователи, доказывая возможность и необходимость реализации
народоведения с дошкольного детства, наряду с тем отмечают, что некоторые педагоги-практики сознательно исключают национальное и межнациональное воспитание из образовательного процесса. Мотивируется это тем, что ребенок «интернационален» от рождения, индифферентен к национальной принадлежности, если взрослые не фиксируют на этом внимание. Кроме того, противниками такой работы часто являются родители, которые считают, что ребенок, со временем приобретая разнообразные знания, практический опыт, научится разбираться в расовых, национальных, этнических проблемах. (Данные исследований Н.Г, Капустиной, О.И. Давыдовой, Э.К. Сусловой и др.)./59; 75; 167/
В работах же таких ученых, как Л. Дерман - Спаркс, В.Д. Ботнарь, Р.Ш. Халикова, М.Ю, Новицкая, С.А. Козлова и др., доказывается, что в дошкольном возрасте закладываются основы этнического, национального, расового сознания, формируются стереотипы мышления и стойкие отрицательные предубеждения относительно рас и целых народов. Следовательно, система знаний о народах необходима дошкольникам не только для расширения их представлений о мире, но и для того, чтофл эти знания
7 препятствовали формированию стереотипов в отношениях к странам, народам, расам. /37; 202; 183; 126; 87; 88/
Анализ проблемы обнаружил противоречия в дошкольном образовании
между рекомендуемым в і-осударственньїх стандартах дошкольного образования направлением "формирование элементарных представлений о человеке в истории и культуре" и отсутствием на практике его методического обеспечения;
между доказанной учеными необходимостью раннего приобщения к родной культуре и иным етнокультурам детей в дошкольном возрасте и слабой разработанности эффективных педагогических технологий включения материалов регионального народоведения в практику;
между имеющимися у дошкольника возрастными возможностями для усвоения народоведческого материала и разными по объему представлениями о народах в современных программах: от полного отсутствия до конкретного перечня рекомендуемых для изучения народов и культур.
Эти противоречия, на наш взгляд, могут быть разрешены при условиях определения содержания народоведения для каждой возрастной группы и специально разработанной педагогической технологии. В их реалтаации ведущая роль будет принадлежать воспитателю, его мастерству и такту, так как, по словам К.Д. Ушинского, "ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства". /176,47/
Степень разработаннгмяпн проблемы
Проблема введения знаний о народах в образование и воспитание детей до школы дискутировалась в разное время. К ней обращались такие педагоги-классики, как Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, В.Я. Стоюнин, В.А. Рачинский, СИ. Миропольский, Л.Н. Толстой, Ф.В. Одоевский, К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Она остается актуальной и сегодня в отечественной и зарубежной педагогике.
Обращаясь к содержанию знаний о народах в силу широкого смысла понятия "народ", за рубежом говорят о необходимости поликультурного подхода в общем и дошкольном образовании. Этой проблеме посвящены работы ученых США (Д.Бэнкс, Л. Дерман-Спаркс, Д. Хадсон, М.А. Хепберн, Д. Филипс, Е. Циглер, В. Biber, J. Daniel, S.A. Gelb, K.D. Bishop, 1. Lazar, Morrison G., S. White, S. Burka и др.), Германии (В. Миттер, Т. Рюлькер, 1. Carl, P. Knau, H.Vogt, Н. Colberg- Schrader, W. Ethenakis и др.), Японии (М, Okada, К. Shuichi, N. Toshio ) и др. Этой проблемой занимаются отечественные
исследователи (А.Г. Асмолов, А.Ю. Белогуров, Ю.А. Белогуров, О. Боровикова, Г.М. Елканова, В.В. Кулемзин, М. Куранов, Т.Ф. Кряклина, В.В. Макаев, З.А. Малькова, СУ. Наушбаева, Г.И. Петрова, ТС. Саидбаев, АД. Солдатенкова, Л.Л. Супрунова, Д.В. Сухушин, М.Г. Тайчинов и др).
По нашей оценке, в отечественной дошкольной педагогике этот подход только начинает разрабатываться и получил отражение в работах ряда ученых. Несмотря на то, что система знаний о народах называется авторами по-разному (Н.В. Виноградовой -"ознакомлением с окружающим миром", Е.В. Соловьевой - "гражданским воспитанием", Э.К. Сусловой - "воспитанием этики межнационального общения", С.А. Козловой -"методикой ознакомления с социальной действительностью", Е.В. Рылеевой - "методикой развития самосознания", Л.В. Пименовой - "интерсоциальным воспитанием", Н.Г. Капустиной - "интеррасовым воспитанием", О.И. Киселевой - "поликультурным подходом" и др.), - для данного исследования представляют интерес и ценность сами педагогические подходы введения и реализации системы знаний о народах, так как этими учеными доказывается необходимость воспитания у дошкольников одновременно интереса к родной этнической культуре и культурам других народов, развития национального самосознания и этики межнационального общения, воспитания с детства человека, владеющего умением вести "диалог культур". Этим доказывается единства взглядов ученых на современное решение проблемы, формулируется необходимость практической реализации народоведения принципами поликультурного подхода: «быть равным* но другим», «быть интегрированным, но уважаемым», «сохранять равенство неравного».
В разных формулировках и объемах проблема народоведения представлена в отечественных и зарубежных программах для дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования анализу подверглись программы США, Германии, Японии; комплексные отечественные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Радуга» (отв. за разработку Т.Н. Доронова) , «Детство» (Г.И. Бабаева и др.), «Истоки: базисная программа развития ребенка -дошкольника» (науч. ред. Л.А. Парамонова, А.П. Давидрук,); парциальные программы «Я - Человек» (С.А. Козлова), «Открой себя» (Е.В. Рылеева), «Семицветик» (С.Г. и В.И. Ашиковы), «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева и М.Д. Маханева), «Наследие» (М.Ю. Новицкая и др.); региональные программы «Мир детства» (Оренбург, группа авторов), «Дошкольникам о русской культуре и искусстве» (Магнитогорск, Р.И. Мирошкина), «Росток» (Челябинск, А.В. Шестакова), «Программа развития речи детей дошкольного возраста 8 детском саду»
9 (Пермь, Л.В. Ворошнина), «Проект-концепция учебной исторической серии «Сибириана» для массовых школ» (Томск, Э.Л. Львова, Л.Н. Приль, И.Е. Максимова), «Живой родник» (Северск, О.И. Киселева и др,), в которых в разной степени представлены системы педагогической деятельности по формированию знаний о народах и предлагаются условия и способы их введения в практику.
И все же, несмотря на то, что в концепциях авторами обосновывается необходимость введения знаний о народах на начальной ступени образования и программы включают разные по объему представления о народах стран и мира, проблема национального и межнационального воспитания остается актуальной, так как сформулированные принципы поликультурного подхода в дошкольной педагогике не получили должной разработки как на федеральном, так и на региональном уровне. Остаются дискуссионными вопросы о необходимости использования народоведческих знаний в практике, о содержании и объеме предлагаемых к изучению представлений о народах, технологиях включения регионального компонента в дошкольное образование.
Цель исследования - обосновать необходимость введения системы знаний о народах в дошкольное образование, выявить ее организационно-педагогические условия, разработать, апробировать и предложить педагогам эффективную педагогическую технологию ее реализации.
Объект исследования - воспитательно-образовательный процесс в старших и подготовительных группах детских садов.
Предмет ~ организационно-педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование.
Мы предполагаем, что реализация разработанной педагогической технологии ознакомления дошкольников с элементами культур народов региона в условиях полиэтнического состава детских групп будет способствовать, с одной стороны, формированию знаний об окружающем мире и дифференциации знаний элементов культур по этническому признаку, а с другой, - воспитанию толерантного отношения к сверстникам, людям, народам, имеющим черты внешней и языковой несхожести с собой, создавая элементарную основу для развития в детях поликультурной компетенции, культуры межнационального общения, умения вести "диалог культур" в дошкольном возрасте под руководством взрослого, а в перспективе - самостоятельно.
Этого можно достичь при условиях: понимания педагогами важности роли и места народоведения в работе с дошкольниками и личной заинтересованности в ее качественном проведении;
владения практиками (методистами, воспитателями, музыкальными руководителями, руководителями изостудий, инструкторами по физической культуре и другими специалистами) материалами по истории края и его населения,
знания психологии ребенка - дошкольника и умения "перевести" сложный познавательный материал (исторический, этнографический, топонимический и др.) на уровень детского восприятия;
овладения педагогами технологии, построенной на принципах поликультурного подхода, включающей последовательную смену познавательной, творческой, игровой деятельности и реализуемой в разных организационных формах работы (фронтальной, совместной, самостоятельной).
Задачи исследования:
Анализ состояния проблемы, обобщение специальной психолого-педагогической литературы.
Изучение организационно-педагогической базы введения и реализации народоведения в образовательном процессе с дошкольниками.
Разработка педагогической технологии включения знаний о народах региона в практику дошкольного образования, выявление особенностей усвоения знаний о народах региона в экспериментальных условиях.
Анализ полученных результатов для учета их при подготовке и переподготовке специалистов дошкольного образования.
Теоретический и методологической основой исследования являются положения психологии и педагогики об особенностях развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; философские, психолого-педагогические концепции формирования представлений о себе и другом человеке как личности, равной с другими; положения о развитии личности в деятельности; о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям и ведущей роли взрослых в формировании и становлении личности ребенка-дошкольника; а также методологические принципы системного, деятельностного, сравнительно-исторического подходов.
Основными методами исследования явились: изучение научной психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы; педагогический эксперимент, предполагающий разработку и апробацию педагогической технологии в условиях массовых дошкольных учреждений; моделирование в условиях эксперимента воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие и поддержание интереса детей к родной культуре и этнокультурам региона; научное
11 наблюдение за процессом восприятия и качеством усвоения детьми элементов этнокультур; социологические методы: собеседование, анкетирование педагогов и др..
Экспериментальная база и этапы научного исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись ДОУ № 59 г. Северска, ДОУ №101и№16г. Томска. Выбор учреждений был обусловлен открытием в первом из них экспериментальной педагогической площадки решением Администрации города Северска с целью разработки регионально-национального компонента дошкольного образования. Среди томских дошкольных учреждений были выбраны детские сады, в которых образовательно-воспитательный процесс осуществлялся комплексными программами "Радуга" и "Программой воспитания и обучения в детском саду" в сочетании с программой "Я-Человек".
На первом этапе (1993 ~ 1997 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме с целью глубокого ее осознания, вырабатывались варианты авторского решения проблемы, разрабатывались и апробировались на практике различные средства, с помощью которых могло быть реализовано содержание народоведения в дошкольном образовании (природа родного края, декоративно-прикладное искусство народов региона, предметы быта, мифология, этнотрадиции, народные игрушки и игры и др.),
На втором этапе (1997-99гг.) была организована экспериментальная работа в ДОУ № 59 г. Северска, где народоведение осуществлялось в нескольких блоках -"Человек и общество", "Человек и история", "Человек и рукотворный мир", "Человек и нерукотворный мир", Были проведены три этапа эксперимента - констатирующего, формирующего, контрольного на протяжении двух учебных лет. Параллельно с этой работой шла работа на курсах повышения квалификации Томского ИПКРО, где знакомили слушателей с содержанием работы по народоведению в рамках практической реализации регионально-национального компонента госстандартов дошкольного образования и педагогической технологией, В июне - октябре 1999 года была проведена обработка, анализ полученных в эксперименте результатов.
На третьем этапе (1999 - 2000 учебный год) осуществлялась верификация педагогической технологии путем ее апробации в условиях массовых дошкольных учреждений г. Томска (ДОУ № 101 в подготовительной группе и ДОУ № 16 в старшей группе) с целью уточнения содержание работы и педагогической технологии. Осуществлялась обработка экспериментальных данных, их анализ и оценка.
Данные результатов всех этапов педагогического эксперимента использовались в отчетах по исследовательскому проекту "Регионально-национальный компонент в
12 процессе гуманизации системы дошкольного образования", поддерживаемому грантом РГНФ (1998 - 2000 гг.). Проведены курсы для воспитателей, старших воспитателей и заместителей заведующих ДОУ в г. Северсхе (февраль 2000 г.) и Томске (апрель 2000 г.) по содержанию программы "С чего начинается Родина" и педагогической технологии ее реализации; результаты исследования внедряются с 1999-2000 учебного года (полностью или частично) в практику работы дошкольных учреждений городов Северска и Томска. Установлена преемственность между ДОУ № 59 и школой № 198 г. Северска, где работа по народоведению продолжается учителями начальных классов в курсах крае- и сибиреведения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической основой исследования; согласованностью его основных результатов с современными требованиями к организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях; целенаправленным анализом экспериментального материала; воспроизводимостью педагогической технологии подготовленными педагогами в не только в условиях экспериментальной педагогической площадки, но и массовых дошкольных учреждений, ее верификацией; репрезентативностью объема выборки участников педагогического эксперимента (участвовали 106 педагогов дошкольных учреждений и 120 детей трех дошкольных учреждений старших и подготовительных к школе групп).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:
теоретическом обосновании возможности использования в образовательном процессе со старшими дошкольниками системы знаний о народах региона;
выявлении, анализе и обобщении разрозненного научно-теоретического материала, раскрывающего основные положения и содержание современных концепций и подходов включения знаний о народах в работу со старшими дошкольниками;
изучении организационно-педагогической базы реализации народоведения в образовательном процессе с дошкольниками путем анализа современных образовательных программ и пособий;
разработке и экспериментальной проверке программы по региональному народоведению;
уточнении и верификации педагогической технологии, построенной на принципах поликультурного подхода в дошкольном образовании,
разработке системы педагогической диагностики данной технологии.
Практическая иенпость исследования.
Итогом проделанной работы являются созданные самостоятельно соискателем или в соавторстве с практиками программы и методических пособий: "Родники", "Природа сибирского края и дети", "Знаки народной культуры", "С чего начинается Родина", адресованные различным специалистам дошкольных учреждений: воспитателям, руководителям изостудий, музыкальным руководителям, методистам, заведующим дошкольных учреждений, психологам, которые могут использовать в работе теоретические и экспериментальные материалы данного исследования.
Содержание пособий и их отдельные разделы могут быть использован в преподавании курсов зтнопедагогики, дошкольной педагогики, детской психологии, частных методик - развития речи, изобразительной, музыкальной деятельности, теории и методики экологического воспитания; методики ознакомления детей с художественной литературой, различных спецкурсов в педагогических вузах и колледжах. Материал может быть рекомендован руководителям системы образования по повышению квалификации педагогических работников.
Апробация работы.
Основные теоретические положения, экспериментальные результаты и выводы исследования сообщались на международных, российских, региональных научно-практических конференциях в городах Екатеринбурге (1993 г,), Кемерово (1994 г.), Иркутске (1998), Барнауле (1999 г.), Северске (1997 - 2000 гг.), Томске (1996 - 2000 гг.); на научно-практическом семинаре кафедры-лаборатории педагога-исследователя ТПТУ (1999 г.); на заседании кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ФНК Ті НУ (2000 г.). Материалы исследования апробированы в преподавании курсов дошкольной педагогики, основ управления педагогическими системами, управления дошкольным образованием, спецкурсов "Полифункциональность народных игрушек", "Региональный компонент в дошкольном образовании", читаемых на заочном и очном отделениях ФНК ТПТУ и на курсах повышения квалификации Томского ОИПКРО и ФПК ТПТУ. Педагогическая идея ''Регионально-национальный компонент в процессе гуманизации системы дошкольного образования" поддержана РГНФ в 1998-2000 гг. (проект Jfe 93-06-08199 а).
На защиту выносятся следующие положения:
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют качественно освоить материалы народоведения на примере нескольких этнокультур региона.
В результате целенаправленного педагогического воздействия, осуществляемого по принципам поликультурного подхода, у старших дошкольников при формировании
и представлений о народах региона развивается понимание общего и различного в етнокультурах, уважительное отношение к родной этнической культуре, толерантное отношение к представителям других народов и одновременно с этим позитивная оценка общечеловеческих ценностей.
Для реализации данного подхода на практике необходимо предусмотреть педагогическую технологию по ознакомлению дошкольников с элементами нескольких региональных зтнокультур.
В содержании работы при подготовке и переподготовке специалистов дошкольного образования необходимо включать вопросы педагогической технологии, которая должна состоять в:
определении народоведческого материала н очередности его включения в педагогический процесс предлагаемого объема для восприятия детьми;
эффективном использовании педагогами основных положений современных концепций, связанных с последовательностью усвоения детьми знаний о себе, человеке и обществе;
в выделении ведущих дидактических методов и приемов, их сочетания и связи с организационными формами и видами деятельности дошкольников.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложении. Основной текст занимает 12 страниц, библиография - 15 страниц (214 источников), приложения - 39 страниц. В работе содержится 7 диаграмм и 20 таблиц.
)5
Необходимость и возможность использования знаний народоведения в дошкольном образовании
В первой главе рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему введения знаний о народах в дошкольное образование путем анализа их концепций, доказываются возрастные возможности усвоения представлений о народах детьми старших и подготовительных к школе групп, С этой целью детальному анализу были подвергнуты работы видных ученых прошлого и настоящего времени.
Поскольку народоведение как система педагогической работы связана с широким понятием "народ", то рассмотрим, каким образом педагоги определяли и определяют содержание работы по формированию системы знаний о народах у детей дошкольного возраста, В силу многозначности термина "народ"- (в социально-политическом и историческом смысле - население государства, страны, субъект истории, совокупность тех классов, наций, социальных групп данного общества, которые имеют одну историческую судьбу; в языково-культурологическом смысле - то owe, что и этнос; в бытовом смысле - большая группа людей), ученые и практики вкладывают в содержание работы разные по объему и содержанию представления о народах. Вслед за Л.Н. Гумилевым, B.C. Бахтиным, СИ. Коном, Г.Н. Волковым, В. Миттером и др. учеными, нами понимается под этносами и народами культурные общности, первоначально выделенные по происхождению (крови) и языку, а понятие "нация (национальность)" соотносится с понятием "государство"J SI; ТІ; 47; 95; 113/
В данном исследовании содержание народоведения рассматривается как педагогическая проблема, как система специально организованной педагогической деятельности, реализующая в дошкольной практике одно из направлений регионально-национального компонента государственных образовательных стандартов, сформулированное в них как "развитие элементарных представлений о человеке в истории и культуре", посредствам введения знаний об этнокультурах региона./130; 163/
Анализ теоретических источников выявил, что идеи осуществления народоведения как системы знаний о народах в дошкольном образовании не являются предметом педагогических дискуссий только современной педагогики. К решению этой проблемы обращались известные зарубежные и отечественные педагоги прошлого.
Так, ЯЛ. Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» воплотил свою концепцию ознакомления ребенка с окружающим миром, частью которого является знания о человеке и народах. Он предложил родителям и педагогам одну из первых энциклопедий, в которой с помощью картинок и коротких текстов к ним ребенок мог узнавать о первых занятиях человека на земле; об отношениях людей к окружающему миру, о человеческих взаимоотношениях и т.п. Кроме энциклопедии для детей, Я.А. Коменский, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, предлагал программу "Панпедия", которую обосновал как программу универсального воспитания человеческого рода. Существенную часть "Панпедии" составляет учение о формировании у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей". /94/
Авторы распространенных в начале 19 века педагогических теорий Ф. Фребель и М. Моктессори, в противоположность взглядам Я. А. Коменского, придерживались позиции ограничения социального мира для ребенка его ближайшим окружением, миром детей и близких взрослых, а также их взаимоотношениями, считая наиболее важным для дошкольников познание чувственного мира в его качествах и свойствах. Сложный в проявлениях социальный мир в широком понимании (народы, страны), по их мнению, недоступен дошкольнику. Достаточно, если до школы ребенок хорошо усвоит родной язык и с его помощью - родную культуру. Познавать мир людей, стран и народов он может в более старшем возрасте, /66; 87, 94;107/
В русской педагогике вопрос о возможности и необходимости включения в образовательный процесс знаний о родном и иных народах говорили в свое время В.Я. Стоюнин, В.А. Рачинский, СИ. Миропольский, Л.Н. Толстой, Ф.В. Одоевский, К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, Е.Н. Водовозова, ЕЙ. Тихеева и др.. Теоретический анализ педагогической литературы позволил выявить, что ученые были едины в том, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что нужно раннее приобщение детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введение ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. Только при таких условиях, считали педагоги-классики, подрастающий человек становится сыном своего народа и Отечества. Главный тезис такого воспитания, например, В.Н. Сорока - Росинский сформулировал так: "Национальное должно лежать в основе образования и воспитания, ибо нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной". /41, 79/ Знания о своем и других народах должно использоваться в педагогике не как дань моде, а как «...естественное стремление добраться до своих общих корней, неведомыми историческими путями передававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации, чтобы понять прошлое и настоящее и заглянуть в неведомое будущее». /189, ] I/
Обосновывая и разрабатывая концепцию российской школы, ученые 19 века определяли содержание обучения и воспитания детей, исходя прежде всего из принципа народности, теоретически обоснованного К.Д. Ушинским как одной из приоритетных ценностей отечественного образования. Отождествляя понятия «нация» и «народность», К.Д, Ушинский вывел свою основную педагогическую аксиому: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». И далее: «...Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту же воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». /75, 41/
Краткий анализ истории проблемы показал, что в педагогике того времени остро ставились вопросы не только просвещения нерусских народов, но и вопросы введения народоведческих знаний в содержание образования разных уровней. Например, К.Д. Ушинский, доказывая необходимость и обязательность включения таких знаний в педагогическую практику, писал: "Знания разделяются на необходимые, полезные и приятные... Необходимые должны ложиться в душу дитяти прежде всех и в основу всем, и приобретение их должно быть поставлено в независимость от приобретения прочих, полезных и приятных. Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины, .. обладая которыми можно быть полезным и себе, и обществу...774,50/ В соответствии с этим положением, этиоведение входило в содержание религиозных И родиноведческих знаний.
Содержание народоведения в отечественных программах
Вторая глава посвящена анализу содержания современных отечественных и зарубежных образовательных программ и методических пособий с целью выявления в них рекомендуемых для дошкольников сведений о народах и педагогических технологий их реализации. Под педагогической технологией в исследовании понимается "систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса ". /267
В зависимости от полноты содержания и количества включенных в программы направлений, соответствующих стандартам дошкольного образования, выделяются несколько видов программ для дошкольных учреждений: комплексные, сквозные, парциальные. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка; парциальная - одно или несколько; сквозная рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста и обеспечивает преемственность двух первых образовательных ступеней системы образования. Целостность педагогического процесса обеспечивается путем применения комплексной или сквозной программы или набора парциальных программ. Поскольку в концепциях отечественных и зарубежных ученых доказывается целесообразность использования ряда ведущих средств, при помощи которых возможно эффективная реализация народоведения (произведения художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, предметы декоративно-прикладного творчества, язык изучаемого народа, традиционные игры и игрушки и др.), то детальному анализу содержательной стороны программ подвергались те программные разделы, в которых эти средства могли бы предлагаться. "Это разделы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, художественной литературой, содержание разделов изобразительного, музыкального воспитания, игровой деятельности.
Кроме того, анализировались в программах содержание и объем представлений о человеке вообще, раскрытые в научно обоснованных положениях таких ученых, как Л.В. Пименова, С.А. Козлова, Т.И. Куликова, Е.В. Рылеева, Е.В. Соловьева и др..
Tax, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе раздел «Ознакомление с окружающим» содержит рекомендации по знакомству с Россией как страной и россиянами как ее жителями, с одним из ближайших к России по территории государств, В подготовительной к школе группе предлагается знакомить с народами еще 2-3 стран. Право выбора народов и республик для изучения остается за воспитателями и руководителями детского сада, но желательно, чтобы хотя бы одна из них граничила с Россией, а две другие отличались от нее по природным и климатическим условиям (например, Украина, Белоруссия, Грузия, Узбекистан, Эстония)./И2/
Раздел «Художественная литература» в программе включает два списка - перечень основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для чтения, рассказывания, пересказа, заучивания наизусть. В основном списке представлены произведения детского фольклора - сказки, потешки, песенки, считалки и т.п. Результаты анализа таковы: в старшей группе в списке обязательной литературы представлены 8 произведений русского народа; английские, туркменские, голландские, нанайские, украинские, ненецкие, таджикские - по 1; всего - 15 произведений. В списке дополнительной литературы предлагаются; русские - 4, английские - 2; сербские, армянские, новогреческие, литовские - nol; всего - 10. Общее количество рекомендуемых произведений разных народов для старшей группы - 25.
Для подготовительной группы (основной список): русские - 3; татарские, молдавские - по 2; дагестанские, шотландские, туркменские по 1; всего - 10, В списке дополнительной литературы предлагаются русские - 2; болгарские, украинские - по 2; латышские, английские, туркменские - по 1; всего - 9. Общее количество рекомендуемых произведений разных народов для подготовительной к школе группы - 19.
Итак, в раздел «Художественная литература» включены для старших дошкольников 44 произведения разных народов России и мира: 25 входит в обязательный и 19 в дополнительный список. Гипотетически можно предположить, что, используя художественную литературу в качестве ведущего дидактического средства, в старшей группе необходимо познакомить с русским и 7 народами нашей страны и мира, исходя из основного списка литературы, и 12 народами, если учитывать произведения дополнительного списка. В подготовительной группе, соответственно: 6 и 10 народов, включая русский народ. Часть произведений народов повторяется, в общей же сложности за два года работы педагог должен сформировать у детей представления о 18 народах средствами фольклорных произведений.
Анализ раздела «Музыкальное воспитание», в котором ведущим средством являются музыкальные произведения, выявил несколько иную картину. В старшей группе в программу включено 15 произведений русского народа, украинские — 4; чешские - 2; литовские, моравские, латвийские, белорусские, финские, эстонские - по 1; всего - 27 музыкальных произведений 9 народов России и мира. В подготовительной группе: русские - 40; украинские - 6; белорусские и венгерские - по 2; карельские, армянские, латвийские, эстонские, латышские, итальянские, хорватские, грузинские - по I; всего - 58 произведений 12 народов России и мира.
В разделе изобразительного искусства включены для предметы русского народного декоративно-прикладного искусства - игрушки, предметы некоторых промыслов (Хохломы, Жостова, Городца и др.); в подготовительной - украинская керамика. Определен и объем формируемых представлений о народном творчестве: в течение одного учебного года детей старшей группы нужно познакомить с 2-3 видами русского народного искусства, в подготовительной - с 2-5 новыми видами (по выбору воспитателя).
Методика выявления у детей знаний о народах и результаты констатирующего эксперимента в ДОУ № 59 г. Северска
Второй этап исследования проводился на базе педагогической экспериментальной площадки ДОУ № 59 г. Северска.
Прежде чем приступить к работе с детьми, была проведена организационно-педагогическая работа: отобраны группы детей и педагогов. С марта 1997 г. со взрослыми участниками эксперимента была проведена методическая работа, включающая в себя:
знакомство с историей Томского края н его народонаселения,
изучение элементов культур трех народов - русской, татарской, хантыйской;
освоение содержания и вариантов предлагаемой для реализации педагогической технологии;
создание программно-методической и дидактической базы для осуществления экспериментальной работы;
выработку диагностики и критериев усвоения детьми предлагаемых этнорегиональных материалов.
Автором исследования была организована подготовка педагогов к предстоящей экспериментальной деятельности. До начала 1997/98 учебного года были проведены теоретические и практические семинары, консультации, педагогические совещания по теме эксперимента, экскурсии в музеи гг. Северска и Томска, организованы встречи с историками, этнографами, педагогами-практиками, представителями культуры, образования. Совместно с руководителем ДОУ и его заместителем, старшим воспитателем, методистом по эксперименту, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, руководителями кружков изобразительной деятельности, инструктором по физической культуре, руководителем фольклорной группы был составлен перспективный план работы на два учебных года по реализации народоведения в практике.
В это же время начали создавать материальную базу для эксперимента. В ее создании принимали участие не только будущие участники эксперимента, но и обслуживающий и технический персонал, педагоги всех возрастных групп, родители. Руководство управления образованием города оказывало материально-техническую поддержку эксперимента. Дополнительно в штат ДОУ на время эксперимента был введен профессиональный художник, руководитель фольклорной группы, научный руководитель, методист и психолог.
В эксперименте приняли участие 18 педагогов и 82 ребенка старших и подготовительных к школе групп, из них:
дети старшей группы (5-6 лет) - 42 ребенка;
дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) - 40 детей.
Констатирующий этап эксперимента в ДОУ № 59 был осуществлен в основном в сентябре 1997 г., в октябре проводился опрос отсутствующих на начало учебного года по уважительным причинам детей.
В диагностике были использованы педагогические методики Э.К, Сусловой, С. А. Козловой, Р.Ш. Хаяиковой, В.И. Ядэшко и др. ученых, дополненные и доработанные нами в соответствии с целями данного исследования. /169; 90; 183; 138/
На констатирующем и контрольном этапах применялись одни и те же диагностические методики.
Учитывая возрастные особенности развития психики дошкольников, использовали разного рода наглядность: предметы, игрушки, картинки, наглядные модели.
Этот этап эксперимента заключался в выполнении детьми нескольких заданий, которые, как мы предполагали, позволили бы:
выявить умения дошкольников соотносить себя с разными социальными и социально-территориальными группами;
выявить способности детей усваивать знания о культурах нескольких этносов, их уровень понимания и принятия культуры изучаемых этнокультур;
умение находить в предметном окружении и произведениях разных народов черты сходства и различия, ориентируясь при этом на общечеловеческие ценности и образцы.