Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении Пискунова, Ольга Владимировна

Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении
<
Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пискунова, Ольга Владимировна. Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Пискунова Ольга Владимировна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2010.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/133

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, осуществляемые в современном российском обществе, значительно изменили его культурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения.

Тенденции современной жизни таковы, что будущий специалист должен отличаться не только профессионализмом, но и высокой ответственностью перед обществом, способностью открывать для себя высшие ценности и смыслы бытия. Основная цель образования, сформулированная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", направлена на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Проблема становления субъектности студентов - будущих учителей музыки обусловлена ориентацией современного музыкально-педагогического образования на подготовку специалиста как активного субъекта своей профессиональной музыкально-педагогической деятельности и, в более широком смысле, общественной жизни, способного сознательно, ответственно, творчески решать многообразные проблемы современного общества.

Способность будущих учителей музыки самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно вносить коррективы в музыкально-педагогическую деятельность, непрерывно самосовершенствоваться, осознавать личную ответственность за результаты музыкально-педагогической деятельности, креативность, активность, успешность в овладении профессией во многом зависят от субъектности студентов-музыкантов.

В связи с этим, разработка проблемы становления субъектности студентов - будущих учителей музыки выступает фактором повышения эффективности системы музыкально-педагогического образования.

Степень разработанности проблемы. Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что вопросы, касающиеся субъектности достаточно широко представлены в научных трудах. Сущность субъектного бытия человека отражена в работах философов Н. Бердяева, Г. Гегеля, В. Зень-ковского, А. Камю, И. Канта, В. Соловьёва, Л. Фейербаха, М. Хайдеггера и др.; в работах отечественных ученых В.В. Давыдова, Л.Н. Захарова, В.И. Слободчи-кова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман изучались закономерности развития субъектного начала человека в онтогенезе, принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность; феномены субъектности, компоненты субъектного опыта, механизмы субъектности анализировались А.К. Оснипким, В.А. Петровским, В.А. Татенко и др.; концептуальные подходы к изучению феномена студента как субъекта учебной деятельности представлены в исследова-

ниях Б.Г. Ананьева, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, Б.В. Кайгородова, Ю.П. По-варенкова и др.; необходимость подхода к будущему педагогу как к субъекту самоопределения (самосозидания), субъекту педагогической деятельности утверждается в работах К.А. Абульхановой-Славской, Г.И. Аксеновой, Е.Н. Волковой, В.А. Сластёнина и др.

Отдельные вопросы исследования субъектности рассмотрены в диссертационных работах ряда ученых, посвященных: формированию субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки (Г.И. Аксёнова, 1998), формированию личности учителя как субъекта педагогической деятельности (P.M. Асадуллин, 2000), становлению субъектной позиции учащихся (СИ. Осипова, 2001), становлению субъектно-профессиональной позиции будущего учителя (A.M. Трещев, 2001), субъектности студента среднего специального учебного заведения (Ф.Г. Мухаметзянова, 2002), условиям и средствам развития субъектности (Н.Я. Болыпунова, 2006), формированию субъектности студента музыкального колледжа в музыкально-образовательной деятельности (A.M. Тырзыу, 2009) и др.

Однако, анализ разработанности проблемы исследования позволяет констатировать, что педагогические аспекты становления субъектности студентов-музыкантов в настоящее время раскрыты недостаточно: требуется определение специфики становления субъектности будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении, выявление совокупности педагогических условий, способствующих эффективному становлению субъектности, определение критериев становления субъектности студентов-музыкантов.

Изучение особенностей становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении позволило выявить ряд противоречий между:

необходимостью становления субъектности студентов-музыкантов, обусловленной новыми требованиями к личности будущего учителя музыки, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических аспектов этого процесса;

значительными возможностями средств музыкального искусства для становления субъектности студентов-музыкантов и их недостаточным использованием в среднем специальном учебном заведении;

необходимостью оценки уровня становления субъектности студентов-музыкантов и отсутствием критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень ее становления.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в разработке модели становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении.

Актуальность исследуемой проблемы и ее недостаточная разработанность определили тему исследования: "Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении".

Объект исследования: становление субъектности студентов в среднем специальном учебном заведении.

Предмет исследования: становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении.

Цель исследования: разработать и реализовать модель становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении.

Цель, объект и предмет обусловили следующие задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и на основе этого определить специфику становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении.

  2. Разработать модель становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении.

  3. Определить, обосновать совокупность педагогических условий эффективного становления субъектности студентов - будущих учителей музыки, а также выявить и описать уровни становления субъектности студентов-музыкантов, критерии и показатели их оценки.

  4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации модели становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой становление субъектности студентов - будущих учителей музыки будет эффективным, если:

- выявленная специфика становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении будет обеспечивать целенаправленность педагогического процесса;

разработанная модель становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении будет являться теоретической основой данного процесса;

выявленная и обоснованная совокупность педагогических условий становления субъектности студентов-музыкантов будет способствовать эффективности становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении;

выявленные критерии и уровни становления субъектности студентов-музыкантов в среднем специальном учебном заведении позволят определить результативность исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

философско-психологические концепции об интегративной сущности человека как субъекта, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмо-лов, М.С. Каган, И.Б. Котова, В.А. Петровский, И.И. Резвицкий, Ю.В. Сенько, Е.Л. Яковлев и др.);

концепции личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, СВ. Кульневич, Т.П. Лакоценина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

концепции гуманизации образовательного процесса (Е.В. Бондарев-ская, И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.);

системный подход (А.Н. Аверьянов, Е.А. Климов, В.В. Краевский, В.Н. Садовский);

деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов);

субъектно-деятельностная теория (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Бруш-линский, П.Е. Решетников, С.Л. Рубинштейн);

исследования феномена студента как субъекта учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Н.И. Вьюнова, И.А. Зимняя, Б.В. Кайгородов, А.С. Огнев, Ю.П. Поваренков и др.);

исследования проблемы формирования субъектности студентов в среднем специальном учебном заведении (Н.Я. Болыпунова, Ф.Г. Мухамет-зянова, A.M. Тырзыу и др.);

общетеоретические разработки содержания профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.В. Горюнова, А.С. Петелин, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.);

Исследование выполнялось с помощью комплекса методов, взаимодополняемость которых обеспечила объективность и научную достоверность результатов работы.

Теоретические: анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез знаний о предмете исследования, систематизация и обобщение подходов к становлению субъектности, метод моделирования.

Эмпирические: педагогическое наблюдение, методы опроса (индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование), констатирующий и формирующий эксперименты, статистическая обработка результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования стал Воронежский музыкально-педагогический колледж. Общее количество участников опытно-экспериментальной работы составило 96 студентов 1-4 курсов.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2003 года по 2010 год в три этапа.

На первом этапе исследования (2003-2005 гг.) - проводился анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, были сформулированы цель, задачи, рабочая гипотеза исследования, определены объект и предмет исследования.

На втором этапе (2005-2007 гг.) разрабатывалась модель становления субъектности студентов - будущих учителей музыки, обосновывалась совокупность педагогических условий, была составлена программа по становлению субъектности студентов-музыкантов, проведен констатирующий эксперимент и начат формирующий эксперимент.

На третьем этапе исследования (2007-2010 гг.) был завершен формирующий эксперимент, проведен анализ и систематизация результатов исследования, формулировались общие выводы, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определена специфика становления субъектности студентов - бу
дущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении, заклю
чающаяся в способности совместно с педагогом корректировать свою про
фессиональную музыкально-педагогическую деятельность, в ответственно
сти за результат музыкально-педагогической деятельности, в свободе самовы
ражения, в осознанности значимости профессиональной музыкально-
педагогической деятельности для других, в направленности на "самость" (само
проектирование, самодеятельность, самореализация, самооценка);

создана модель становления субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении, включающая: цель, подходы, принципы, содержание, условия, методы и формы, критерии (мотивапионная готовность студентов к становлению субъектности, творческая активность студентов в профессиональной музыкально-педагогической деятельности, сформированность профессионального самосознания студентов-музыкантов), характеризующие уровни становления субъектности студентов-музыкантов (низкий, средний, высокий);

определена и обоснована совокупность педагогических условий, способствующих становлению субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении, предполагающих совместное проектирование педагогом и студентом профессиональной музыкально-педагогической деятельности, формирование готовности студентов к непрерывному саморазвитию, проявление самостоятельности на уроках музыкального инструмента, развитие способности к творческой интерпретации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования обогащают теорию музыкально-педагогического образования, а именно: выявлена специфика становления субъектности студентов-музыкантов в среднем специальном учебном заведении, разработана модель становления субъектности будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении, определена и обоснована совокупность педагогических условий, способствующих этому процессу; результаты исследования могут послужить основой для дальнейших исследований теоретических аспектов процесса становления субъектности в среднем специальном учебном заведении.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют эффективно осуществить процесс становления субъектности студентов-музыкантов в среднем специальном учебном заведении с помощью разработанной авторской программы "Будущий учитель музыки", включающей комплекс средств, форм и методов музыкально-педагогической деятельности. Педагогическая программа направлена на развитие творческой активности, уверенности, инициативности, настойчивости студентов, способности самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в музыкальных школах, музыкальных училищах, в вузах на музыкальном факультете, а также в учреждениях повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, методологической обоснованностью содержания исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, объективным качественным и количественным анализом полученных данных, подтвержденных статистическим анализом результатов педагогического экспери-

мента, личным опытом педагогической деятельности диссертанта в музыкально-педагогическом колледже, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на различных этапах исследования.

Апробация и внедрение. Результаты исследования и его основные положения отражены в материалах выступлений автора на конференциях: межвузовская конференция "Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования" (Воронеж - 2004 г.), международная научно-практическая конференция "Образование - XXI век" (Воронеж, 2004), IV Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция (Москва - 2007 г.), международная научно-практическая конференция "Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях" (Воронеж, 2008), V Всероссийская научно-практическая конференция "Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста (Тамбов - 2009 г.), международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы многоуровневой подготовки в системе художественного образования" (Воронеж, 2009), межвузовская научно-практическая конференция "Искусство и педагогика в социокультурном контексте: образование, наука, творчество" (Воронеж, 2010). Автор выступал на педагогических советах и заседаниях предметно-цикловых комиссий Воронежского музыкально-педагогического колледжа, на заседаниях кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика становления субъектности студентов - будущих учителей
музыки в среднем специальном учебном заведении заключается:

- в способности совместно с педагогом корректировать свою профес
сиональную музыкально-педагогическую деятельность;

в ответственности за результат музыкально-педагогической деятельности;

в свободе самовыражения;

- в осознанности значимости профессиональной музыкально-
педагогической деятельности для других;

- в направленности на "самость": самопроектирование, самодеятель
ность, самореализация, самооценка.

2. Модель становления субъектности студентов - будущих учителей
музыки основана на системном, субъектном, личностно-ориентированном,
деятельностном, культурологическом подходах и содержит: цель - станов
ление субъектности студентов-музыкантов; принципы - гуманизма, твор
ческой направленности музыкальной деятельности студентов, диалогично-
сти, обратной связи; задачи - создание условий для становления субъект
ности, формирование и совершенствование умений самостоятельной рабо
ты над музыкальным произведением, развитие сценического самооблада
ния, формирование потребности в самосовершенствовании, развитие твор
ческой активности студентов; методы и формы - моделирования художест
венно-творческого процесса, самостоятельного изучения новых музыкаль
ных произведений, музыкального обобщения, "обелённого" текста, кон-

церты-дискуссии, занятия-диалоги, лекции-концерты, музыкальные гостиные; критерии, позволяющие оценить субъектность студентов - будущих учителей музыки - мотивационная готовность студентов к становлению субъектности, творческая активность студентов в профессиональной музыкально-педагогической деятельности, сформированность профессионального самосознания студентов-музыкантов, а также уровни становления субъектности - низкий, средний, высокий.

3. Критерии и показатели становления субъектности студентов - будущих
учителей музыки в среднем специальном учебном заведении:

мотивационная готовность студентов к становлению субъектности (выражается в готовности раскрыть потенциальные и реальные музыкальные способности, в потребности самоутверждения в профессиональных отношениях); показатели: осознание ценности профессии учителя музыки, интерес к музыке, стремление к профессионально-личностным достижениям;

творческая активность студентов в профессиональной музыкально-педагогической деятельности (характеризуется возможностью успеха в музыкально-педагогическом творчестве, нахождением стержня в профессиональной деятельности и активной жизненной позиции); показатели: готовность к непрерывному самообразованию, готовность к самосовершенствованию, способность активно преодолевать трудности;

- сформированность профессионального самосознания студентов-
музыкантов (представление о себе как профессионале, осознание своего
профессионального и жизненного пути); показатели: самооценка, отноше
ние к коллегам-профессионалам, способность к эмпатии.

4. Совокупность педагогических условий, способствующих становлению
субъектности студентов - будущих учителей музыки:

совместное проектирование педагогом и студентом профессиональной музыкально-педагогической деятельности, которое направлено на достижение личностно-значимых профессиональных целей, на становление индивидуального стиля деятельности в профессии;

проявление самостоятельности студентов на уроках музыкального инструмента, которое способствует развитию концертной музыкально-исполнительской деятельности, развитию способности выбирать рациональные методы исполнительско-исследовательской деятельности, контролировать ход и результаты ее выполнения;

формирование готовности к непрерывному саморазвитию, предполагающее установку студентов на дальнейшее развитие;

развитие способности к творческой интерпретации, создающее условия для проявления творческой инициативы и профессионального роста исполнителя.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 202 наименования, 7 приложений. В тексте содержится 15 таблиц, 4 рисунка.

Похожие диссертации на Становление субъектности студентов - будущих учителей музыки в среднем специальном учебном заведении