Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Липкань Наталия Владимировна

Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения
<
Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Липкань Наталия Владимировна. Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Иркутск, 2007 187 с., Библиогр.: с. 152-165 РГБ ОД, 61:07-13/2542

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы становления эстетических ценностных ориентации младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения 15

1.1. Сущность понятия «эстетические ценностные ориентации учащихся»

1.2. Особенности проявления эстетических ценностных ориентации в младшем подростковом возрасте

1.3. Личностно-смысловая модель обучения, направленная на становление эстетических ценностных ориентации младших подростков

Выводы по главе 1 ^1

Глава 2. Экспериментальная работа по определению эффективности личностно-смысловой модели обучения, направленной на становление эстетических ценностных ориентации младших подростков

2.1. Экспериментальная работа по определению исходного состояния системы ценностей младших подростков

2.2. Реализация личностно-смысловой модели обучения, направленной на становление эстетических ценностных ориентации младших подростков 105

2.3. Анализ эффективности результатов формирующего эксперимента

Выводы по главе 2 [42

Заключение 146

Литература 152

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследовании. Проблема становления эстетических ценностных ориентации (ЭЦО) младших подростков в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с социально-экономическими изменениями. Современному обществу необходим человек высокой культуры, способный в стремительно меняющихся условиях не разрушаться, а совершенствоваться. Современные ориентиры образования выдвигают цель - развитие устойчивой и динамичной, гармонично развитой личности, чьи жизненные стратегии, ценности противостоят самоуничтожению, хаосу.

Реализация этой цели обусловила актуализацию в образовательном пространстве эстетических ценностей (красота, гармония, соразмерность, завершенность) и способов взаимодействия с ними. Эстетические ценности являются «значимым связующим звеном» цементирующим все звенья культуры человека и общества» [151; 5] и обусловливают развитие высококультурной личности. Следовательно, в обучении назрела настоятельная необходимость обращаться к эстетическим ценностям вообще и к становлению эстетических ценностных ориентации, в частности, В рамках образовательных реформ ожидает своего конструктивного решения проблема обоснованного внедрения эстетического ценностно-ориентированного подхода, позволяющего приблизиться к формированию человека высокой культуры, гармонично развитой личности.

Становление эстетических ценностных ориентации в смыслотворчестве как педагогическая проблема освещена недостаточно. Близкими к ней являются исследования Е.В. Боидаревской, Н.С Лейтеса, Д.А. Леонтьева, АА Мелик-Пашаева, А.В. Хуторского, И.С. Якиманской [23; 24; 82; 85; 96; 167; 178],

Опираясь на мнение И,С. Якиманской, мы считаем, что условием эффективности обучения, направленного на становление эстетических ценно-стных ориентации, является обращение к субъектному опыту учащегося и создание условий для становления личностно-значимых способов познания.

Согласно культурологическому подходу Е.В. Бондаревской, мы предполагаем, что становление системы эстетических ценностей возможно в связи с пониманием общей «картины мира», на основе которой личность сможет свободно проявлять свою способность к становлению, развитию эстетических ценностных ориентации.

Основываясь на идее А,В. Хуторского, мы полагаем, что в качестве цели обучения может выступать создание учеником собственного взгляда на содержание образования в виде личностного смысла, выраженного в образовательном продукте.

Учитывая мнение Н.С. Лейтеса, ДА Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, мы исходим из положения о том, что творчество в различных областях деятельности (научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной) является основой становления эстетических ценностных ориентации.

Как показывают исследования (В.Г, Алексеева, СФ. Анисимов, И.С. Артюхова, Г.Л. Будинамте, В.А. Василенко, Х.-Г. Гадамер, М.С. Каган, МГ. Казакина, Н.И. Киященко, И.А. Колесникова, И.А. Коников, В.Т. Лисовский, В.П. Матонис, Э.И, Медведь, Б.М Неменский, Л.П. Печко, В.А. Сухомлин-ский, Е.Н. Степанов, Е.М. Торшилова, В.П, Тугаринов, Е,И. Шубенкова, АХ Шульженга и др-)т от качества эстетически ценностно-ориентированной деятельности зависит реализация человеком своего потенциала в различных областях человеческой деятельности [6; 8; 10; 26; 30; 31; 38; 40; 64-66; 69; 88; 93; 95; 117; 151-153; І57-159; 172; 173].

Несмотря на широкий спектр диссертационных исследований, посвященных проблеме ценностных ориентации, проблема становления эстетических ценностных ориентации не исследована в достаточной мере. В то же

5 время, существуют работы, входящие в круг интересов нашего исследования, раскрывающие тот или иной системный компонент эстетических ценностных ориентации.

Анализ психолого-педагогических диссертационных исследований по направлению, близкому проблеме становления эстетических ценностных ориентации, показал разноплановость подходов.

Нами отмечены исследования, посвященные процессу эстетического воспитания, осуществляемому в различных культурных и образовательных областях. Среди них, народное искусство и костюм (У.В. Аристова), (Е.А. Коряжкнна), литературное наследие К.Д. Ушинского (Л.А. Терещенко), обучение музыке (Н.А, Порошина), и магематике (Н,И. Фирстова) [9; 72; 123; 155; 163].

Интерес представляют работы, исследующие эстетическое развитие личности в целом (МЛО. Торговкин), (Д.А. Шепеленко). И, в частности, развитие нравственно-эстетической культуры школьника (А.В. Елисеева), эстетическую позицию учителя (A.M. Захарычева), эстетические чувства младших школьников (Т.Н. Иванова), эстетическое отношение (И.М, Реморенко), в том числе-к человеку (А.Ф. Лобова) [50; 52; 58; 89; 136; 156; 168].

Формирование ценностных основ у подростков рассматривается в процессе общественно-полезной деятельности (О.А. Лапина), в контексте общечеловеческих ценностей (И.В. Федосова), как форма согласования ценностей, освоенных субъектами педагогического процесса (П.С. Малякова). Ценност-ные ориентации рассматриваются в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов (А.В. Серый), как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея (СО. Зуева) [57; 80; 91; 144; 160].

Все указанные авторы, так или иначе, анализируя феномен ценности или ценностных ориентации, не акцентируют внимание на том, как младший подросток проявляет себя в учебном процессе в системе эстетических ценностей на основе смыслотворчества. Таким образом, проблема моделирования

учебного процесса, способствующего становлению эстетических ценностных ориентации младших подростков, является малоизученной, и предметом самостоятельного исследования не была.

Вместе с тем, в практической деятельности ощущается необходимость проведения такого исследования, поскольку модель учебного процесса, способствующего становлению эстетических ценностных ориентации младших подростков, позволяет реализовать потребность младших подростков в осознании собственного «Я», осознании способов его обретения.

В настоящее время разрешение проблемы становления эстетических ценностных ориентации затруднено в связи с тем, что недостаточно освещена идея эстетического ценностно-ориентированного образования в гуманитарной, естественнонаучной и эстетической областях. Несмотря на некоторое улучшение положения с программным обеспечением предметов эстетического цикла («Мировая художественная культура», составитель Л. Предтечеи-ская; «Изобразительное искусство и художественный труд», составитель Б.М. Неменский; или появление программ «Музыка» под ред, В.В. Алеева, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, ГЛ. Сергеевой, Т.С, Шма-гиной и др.) назрела насущная необходимость в переакцентировании с объективного аксиоматического на личностно-ориептированный эстетический ценностный 1Г0ДХ0Д.

Существующие программы по музыке, ставя перед собой цель формирования гармонично развитой личности, делают акценты на воспитании музыкальной культуры как части духовной культуры (Ю.Б. Алиев, В.В. Алеев, Д.Б, Кабалевский, В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) [76; 107; 124-128; 170-171].

Не подвергая сомнению вышеназванную цель, мы, видим необходимость акцентирования на эстетической составляющей в обучении и воспитании музыкальной культуры как части духовной культуры школьников, как связующей, позволяющей объединить разрозненный опыт учащегося, при-

7 дать целостность уроку, скоординировать действия учителя в процессе обучения, в том числе на уроках музыки.

Становление эстетических ценностных ориентации является значимой составляющей ценностного самоопределения, мировоззренческой системы, В младшем подростковом возрасте благоприятным для становления эстетических ценностных ориентации процессом является овладение ключевыми эстетическими знаниями, умениями, отношениями. Младший подросток ищет свое место, свою роль в семье, среди друзей, осмысливает свою жизнь, пересматривает свои отношения с другими, Важно, чтобы в этот период эстетические ценности (гармония, соразмерность, красота и др.) стали регуляторами, определяющими ход мыслей и поступков. Центральные проблемы младшего подростка: самопознание и нормы взаимоотношений определяют повышенный интерес к саморегуляции, усвоению устойчивых норм поведения, к поиску экзистенциальности и позволяют надеяться на осознанность проникновения в мир эстетических ценностей, способов их освоения, определяющих становление эстетических ценностных ориентации.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью младших подростков в осознании способов самоактуализации и отсутствием для этого соответствующих условий в процессе обучения.

Реализация эстетической ценностно-ориентированной деятельности, результатом которой будет становление эстетических ценностных ориентации младших подростков, невозможна без программы подготовки и переподготовки специалистов сферы образования, программы по предметам эстетического цикла общеобразовательной школы, реализующей эстетический ценностно-ориентированный подход в рамках образовательного стандарта. Тогда как подготовка молодых учителей, в том числе учителей музыки, недостаточно учитывает ценностный подход в образовании, способный привести к цели: гармонично развитой личности.

Недостаточная освещенность проблемы становления эстетических ценностных ориентации породила ряд противоречий между:

признаваемой в теории важностью эстетической ценностно-ориентированной направленностью образовательного процесса и недостаточно содержательно согласованных и скоординированных в процессе обучения действий учителя;

необходимостью создания условий становления эстетических ценностных ориентации младших подростков и недостаточной компетентностью учителей в вопросе становления эстетических ценностных ориентации.

Актуальность проблемы, выявленные противоречия определили выбор темы исследовании: «Становление эстетических ценностных ориентации младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения».

Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели учебного процесса, обеспечивающего успешность становления эстетических ценностных ориентации младших подрост- ' ков.

Объект исследования - становление эстетических ценностных ориен- Ї таций учащихся.

Предмет исследования - становление эстетических ценностных ори- , ентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения.

Гипотеза исследования, Рассматривая эстетические ценностные ориентации младших подростков как эмоционально-интеллектуальный образ красоты объекта, основанный на субъективном опыте, реализующийся через эстетическую эмпатию, эстетические ценностно-обуслсвленныс рефлексию, речемыслитсльные умения, смыслотворчество, мы полагаем, что эффективное становление эстетических ценностных ориентации младших подроеткоз возможно в рамках личностно-смысловой модели учебного процесса, которая работает на принципах:

- гибкости в переструктурировании содержания учебного процесса и
деятельности в соответствии с динамикой эстетических потенций младших
подростков;

доминирования исследовательской эстетической ценностной практики младшего подростка над репродуктивным усвоением знаний;

приоритета задании открытого типа над закрытым;

- реализации позиции учителя как координатора учебного процесса.
Согласно цели и гипотетическим положениям ставились следующие

задачи исследования:

  1. Уточнить сущность понятия «эстетические ценностные ориентации учащихся)).

  2. Выявить особенности проявления эстетических ценностных ориентации в младшем подростковом возрасте*

  3. Разработать и обосновать личностно-смысловую модель учебного процесса, направленного на становление эстетических ценностных ориентации младших подростков.

  4. Определить исходное состояние системы ценностей младших подростков.

  5. Экспериментально проверить эффективность модели учебного процесса, направленного на становление эстетических ценностных ориентации младших подростков.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

концепция позитивного экзистенциализма (Н. Аббаньяно, К. Ясперс), выступающего в качестве философского основания индивидуализации обучения, согласно которой ценности - «потенция к изменению, призыв к решению, движению, но не само решение», где ученик, выбирая ценности, сам определяет смысл вещей и явлений, реализуя индивидуальную образовательную траекторию;

методология эстетики, где источник эстетических ценностных ориентации - реальная эстетически ценная действительность, отраженная сознанием и заключенная в смыслах (М.С Каган, ДА. Леонтьев, А,А. Пелипенко, И.Г. Яковенко);

ценностно-культурный подход (М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, А.А. Ра-дугин, В.А. Сдастснин), развитый в эстетике, психологии, социологии и педагогике;

гуманистический подход (А. Маслоу, В, Франкл), согласно которому каждый человек - автор собственной жизни;

идеи современной педагогической концепции (Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской, И.С, Якиманская).

Методы исследования:

-теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования; содержательный анализ реальных педагогических процессов, сравнение, обобщение, эксперимент; моделирование;

эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся, включение их в специально организованную ценно- ' стно-ориентированную деятельность; методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, метод вариативной статистики); научное осмыс- і ление личного педагогического опыта работы в школе с младшими подростками в качестве учителя музыки. Применялись также психодиагностические . методики; модифицированная методика «Диагностика уровня эмпатии» В,В. Бойко, модифицированная методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М Юсупова, модифицированная методика «Тест смысложизненных ориентации» ДА, Леонтьева, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, методика многофакторного исследования личности Р. Ксттслла (№105) (16 PF - опросник) шкалы: B,I,M,Q2;

дескриптивные: описание результатов исследования полученных данных, их графическая интерпретация и анализ.

Базой исследования являлась МОУ ОСIIJ с углубленным изучением отдельных предметов № 65 г. Иркутска,

Решение поставленных задач по проверке выдвинутой гипотезы осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе исследования (2002 - 2003 гг.) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Выделялись основньзе направления исследования, разрабатывалась рабочая гипотеза, готовились материалы для опытно-экспериментальной работы. Проводилось пилотажное исследование по изучению эстетических ценностных ориентации младших подростков общеобразовательных школ г. Иркутска (503 человека) и музыкальной школы (23 человека).

Разрабатывался диагностический комплекс для исследования эстетических ценностных ориентации младших подростков. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана л ич постно-смысловая модель учебного процесса, способствующего становлению эстетических ценностных ориентации младших подростков.

На втором этапе (2003 - 2006 гг.) осуществлялась экспериментальная

работа с младшими подростками на основе личностно-смысловой модели і

учебного процесса, направленного на становление эстетических ценностных

ориентации,

В течение всего формирующего эксперимента проводились промежуточные срезы по выявлению динамики становления эстетических ценностных ориентации младших подростков. Всего в формирующем эксперименте принимало участие 155 младших подростков, из них экспериментальная группа -19 человек.

На третьем этапе исследования (2006 - 2007 гг.) с целью определения
эффективности экспериментальной работы, направленной на становление эс
тетических ценностных ориентации младших подростков, проведен итого
вый срез с последующим анализом результатов формирующего эксперимсн-
i та, уточнялась модель учебного процесса, направленного на становление эс-

тетических ценностных ориентации младших подростков, формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.

12 Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

уточнен педагогический смысл феномена «эстетические ценностные ориентации учащихся»;

выявлены особенности проявления компонентов эстетических ценностных ориентации учащихся младшего подросткового возраста;

определены критерии и уровни становления эстетических ценностных ориентации учащихся данного возраста.

определены методы обучения, способствующие становлению эстетических ценностных ориентации младших подростков;

разработана, обоснована и подтверждена эффективность личностно-смыеловой модели учебного процесса, направленного па становление эстетических ценностных ориентации младших подростков.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки методических рекомен- [ даций по организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, актуализирующей процессы становления эстетических ценностных ориентации в младшем подростковом возрасте, в практической работе учителей, в т.ч. разработаны критерии оценивания мини-сочинения. Материалы исследования включены в курс лекций по дисциплинам: «Теория музыкального образования», «Технология продуктивного обучения в музыкальном образовании», «Хороведение». Все указанные дисциплины преподаются студентам факультета музыкального и художественного образования ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», В 2005-2006 уч. году, наряду с другими курсами, бакалаврам факультета педагогики ГОУ ВПО «ИГПУ» читался курс по выбору «Эстетические ценности и их формирование».

Достоиерпость и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и методик, соответствующих

13 предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами статистической обработки. На защиту выносится следующие положения:

  1. Эстетические ценностные ориентации учащихся - это личностный смысл, выраженный в субъективной оценке красоты объекта на основе смыс-лотворчества.

  2. Эстетические ценностные ориентации младших подростков - это эмоционально-интеллектуальный образ красоты объекта, основанный на субъективном опыте, реализующийся через эстетическую эмпатию, эстетические ценностно-обусловленные рефлексию, речемыелительные умения, смыслотворчсство. Критериями оценивания уровня становления ЭЦО являются: направленность, содержательность, автономность.

  3. Становление эстетических ценностных ориентации младших подростков в процессе обучения реализуется в рамках личностно-смысловой модели и строится на принципах: ї

гибкости в переструктурировании содержания деятельности в соответствии с динамикой эстетических потенций младших подростков, который . реализуется в рамках модульного обучения;

доминирования исследовательской эстетической ценностной практики младшего подростка над репродуктивным усвоением знаний. Этот принцип мы определяем как значимый для развития смыслотворчества;

приоритета заданий открытого типа над закрытым, который реализуется через методы продуктивного обучения экзистенциального типа;

реализации позиции учителя как координатора учебного процесса. Этот принцип обусловливает диалогичность отношений между субъектами образовательного процесса.

Апробация и внедрение результатов. Разрабатываемые идеи, а также текущие результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: «Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность» (Международная научно-практическая конференция,

14 Москва - Иркутск, 2002); «Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании» (Иркутск, 2003); «Наука и образование» (Томск, 2003); «Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность» (Международная научно-практическая конференция, Москва - Иркутск, 2004); «В-С, Мерлин и системное исследование индивидуальности человека» (Пермь, 2005); «Модернизация образования: проблемы и решения» (Международная научно-практическая конференция, Иркутск, 2006); «Музыкальное образование в современной социокультурной ситуации» (Иркутск, 2006). По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (180 наименований) и приложений, иллюстрирована рисунками, схемами, таблицами, диаграммами.

т.

Сущность понятия «эстетические ценностные ориентации учащихся»

Исследование проблемы становления эстетических ценностных ориентации младших подростков актуально в связи с тем, что изучаемая нами проблема является значимым условием реализации приоритетной цели образования - воспитание гармонично развитой личности. То есть, становление эстетических ценностных ориентации обусловливает гармонизацию личностного и индивидуального, физического, психического и духовного начал. В связи с чем, возникает потребность в осмыслении сущности понятия «эстетические ценностные ориентации» и их влияния на гармоничное развитие личности.

Примером, демонстрирующим влияние становления эстетических ценностных ориентации на гармоничное развитие личности, является их обусловленность внутренней мотивацией (Б.С. Братусь, В,В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д,А. Леонтьев, CJL Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В,И, Чирков и др.) [18; 44; 83-85; 140; 68]. То есть такой мотивацией, где основной причиной изменений в сноей жизни, источником своих решений и выборов человек ощущает себя (Н.Аббанъяно, К. Ясперс) [1; 180]. Как отмечает В.И. Чирков, человека, обладающего эстетическими ценностными ориентациями (внутренне мотивированного), характеризуют стойкое поведение и продолжительное желание работать, постановка перед собой трудных целей, предпочтение творческих задач. Деятельность субъекта отличается креативностью, сопровождается эмоциями радости и удовлетворения, улучшаются мнемические процессы, возрастает уровень самоуважения. В связи с чем, человек может ощущать полноту, гармоничность своего существования. Неактуализированные эстетические ценностные ориентации внешне мотивированного человека характеризуют: нестойкое желание работать, оно исчезает вместе с подкреплением, предпочтение простейших или стандартных задач для быстрого получения вознаграждения, сниженный уровень креативности и спонтанности, преобладание отрицательных эмоций, потеря контроля над собственной жизнью, неудовлетворенность, страх перед будущим, неуверенность в себе и боязнь самостоятельно строить свою жизнь [68].

Эстетические ценностные ориентации, также как гармоничное развитие личности, нестатичная, раз и навсегда зафиксированная, сформированная структура. Разделяя позицию ряда исследователей (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.В. Давыдов, Д.А. Леонтьев и др.), мы видим условием существования эстетических ценностных ориентации и гармоничного развития личности -постоянное обновление личностного смысла, то есть динамичность их суще- ствования [15; 18; 44; 85].

Современное звучание проблем гармонизации личности и становления -і эстетических ценностных ориентации имеет ряд особенностей. Информационный, событийный прессинг, интенсивное обновление технологий, конку- ;. репция на рынке труда приводит к необходимости концентрировать свою энергию и времязатраты для достижения успеха в узкопрофессиональной предметно-функциональной зоне, таким образом, ограничивая человека в свободном времени, необходимом для обоснования субъективной значимости выполняемой деятельности (для смыслообразования). По этим же причинам эстетические ценности человеком и обществом сегодня дсидеологизиро-ваны, мифологизированы, не признаются как насущно необходимые для полноценного существования. В свою очередь, неактуализированные, либо утраченные способы мотивообразования, обоснования смысла своей жизни; пренебрежение к становлению эстетических ценностных ориентации ведут к разрушению личности.

Вышеназванные деструктивные факторы приводят к тому, что современный человек окружен ценностно-смысловым вакуумом, последствия ко 17 торого могут проявляться в личностных и социальных отклонениях: депрессия, суицид, алкоголизм, наркомания, терроризм.

Один из путей преодоления сложившейся ситуации - исследование значимых условий учебного процесса, эффективных с точки зрения становления эстетических ценностных ориентации. Создание модели учебного процесса, способствующего становлению эстетических ценностных ориентации младших подростков, позволит скоординировать усилия по воспитанию гармонично развитой личности.

Именно подростковый возраст важен с точки зрения становления эстетических ценностных ориентации, т.к. сензитивен для формирования мировоззрения, самостоятельного смыслотворчества, направлен на самопознание, саморазвитие, самоопределение, несмотря на психологическую незрелость, небольшой жизненный опыт.

Проблема становления эстетических ценностных ориентации - область исследований, расположенная на стыке различных отраслей знания, - носит комплексный характер, являясь предметом изучения различных дисциплин: философии, социологии, эстетики, аксиологии, культурологии, искусствоведения, психологии и педагогики.

В нашем анализе природы эстетических ценностных ориентации мы опирались на философскую (М.С Каган, АА Пелипенко, И.Г. Лковенко, Е.Г Яковлев) [64; 65; 112; 179], психологическую (Б.Г, Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.П. Ильин, АЛІ Леонтьев, ДА Леонтьев, A3. Серый) [7; 14; 15; 61; 83-85; 144], педагогическую (В.В. Давыдов, Г.Г. Коломиец, ГА Петрова, В.А. Сла-стенин, Г.И Чижакова) точки зрения [44; 70; 114; 146].

Анализ природы эстетических ценностных ориентации позволит осознать функциональный компонент модели учебною процесса, направленной на становление эстетических ценностных ориентации. Поэтому в сферу нашего внимания попадают такие понятия как «эстетические ценности», «эстетические ценностные ориентации», «эстетическое сознание», «эстетическая деятельность», «эстетические чувства», «эстетический вкус», «эстетический идеал».

В нашем исследовании мы разделяем понятия эстетические ценности и эстетические ценностные ориентации.

Мы опираемся на представления Е,П Яковлева [179] об эстетических ценностях как «объективных состояниях объектов и явлений»: прекрасное -безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое и т.д. Красота - объективна, так как существующий в мире порядок, его гармоничность, не создан человеком, а лишь осознается и присваивается (например, число фи примерно равное 1,618). Эстетические ценности являются продуктом осознанных обществом эстетических связей в различные временные периоды.

Так, раесмалриваемые понятия «эстетические ценности» и «эстетические ценностные ориентации» соотносятся как объективно и субъективно существующее (ре&тьно действующее - рефлексивно осознаваемое).

Эстетические ценностные ориентации являются результатом функционирования эстетических ценностей в сознании и деятельности индивида, рассматриваются нами соответственно как «структурно-статичная» и «процессуально-динамичная» [Л.И. Анцыферова, цит. по 85, 252] составляющие функционального компонента модели учебного процесса.

Поскольку осуществление образовательного процесса предполагает осознание сущности и механизмов функционирования эстетических ценностных ориентации, то каждый структурный компонент - эстетическое сознание и эстетическая деятельность - требуют научного анализа.

Особенности проявления эстетических ценностных ориентации в младшем подростковом возрасте

Внутри подросткового возраста принято выделять младший (10-13 лет), старший (13-15 лет).

Рассматриваемые нами компоненты эстетических ценностных ориентации неизменны (их набор инвариантен) от возраста к возрасту, но имеют особенности проявления у младших подростков.

Исследователи (ПС Абрамова, В.Г. Асеев, Л.И, Божович, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.И. Фельдштсйн) определяют основной задачей личностного развития младшего подростка - развитие внутренней мотивации [3; 11; 20-22; 39; 102; 103; 110; 161; 162]. Внутренняя мотивация -та основа, благодаря которой возможно становление эстетических ценностных ориентации через смыслотворчество. Поэтому, на наш взгляд, младший подростковый возраст сензитивен для эстетического ценностно-обусловленного смыслотворчества как значимой деятельности в становлении эстетических ценностных ориентации. Так как в указанном возрасте учащиеся ориентированы на самопознание, признание в обществе сверстников, то именно смыслотворчество позволит актуализировать и рефлексировать изменения, происходящие у младшего подростка, способствовать становлению эстетических ценностных ориентации, а значит - гармоничному развитию личности. Смыслотворчество невозможно без развитых эстетических ценно-стно-обусловленных умений и способностей: эстетической эмпатии, эстетических ценностно-обусловленных: рефлексии, речемыслительных умений -компонентов второго порядка.

Важным фактором становления эстетических ценностных ориентации младших подростков нам представляется эстетическая эмпатия - способность постигать сущность Другого человека через отождествление своего внутреннего мира с внутренним миром Другого с позиций красоты (вслуши 42 вание в образный строй музыкального произведения, умение услышать позицию одноклассника, учителя и сопережить). Постижение эмоционального состояния другого человека [115, 461], особой формой которого является сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, сочувствие [115,461],

Эстетическая эмпатия позволяет устанавливать связи с окружающим миром, пополнять свой эмоциональный, а вместе с тем и социальный, духовный опыт. Устанавливая связи по отношению к красоте, младший подросток самоопределяется по отношению к окружающему миру, к себе; что приемлемо, а что нет, в каком направлении произойдет движение, а где развития не будет.

С точки зрения значимости эстетической эмпатии в развитии человека и становлении эстетических ценностных ориентации младших подростков, в частности, важным для нашего исследования представляется мнение таких ученых как Р. Спи гц, И.С. Якиманская, Е.И. Янкина и др.

Р. Спитц (1963) указывает на то, что отсутствие аффективного диалога со взрослыми нарушает общее психическое развитие ребенка [63, 396]. Отсутствие диалогичности отношений между взрослым и подростком, формализм, диктат взрослого приводит к тому, что самоутверждение младшего подростка носит неприемлемые формы, возникают неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции.

Опираясь на мнение И.С Якиманской, мы считаем, что легитимизация в учебном процессе значимого для подростка диалога со взрослыми и сверстниками позволит через обращение к субъектному опыту учащегося и учителя актуализировать становление эстетических ценностных ориентации.

Е,И Янкина (1999) отмечает зависимость интеллектуального развития от развития эмоциональной сферы, эмпатии, У детей с преобладанием отрицательных эмоций (горе, страх, гнев, стыд, отвращение), высоким уровнем тревожности, уровень развития интеллекта не поднимается выше среднего (по тесту Векслера) [цит. по 63, 390]. Опираясь на тот факт, что подростки предрасположены к проявлению негативных эмоций, мы полагаем, что целенаправленное обращение в учебном процессе к тонкой дифференциации эмоционального содержания эстетических ценностей, заложенного в искус стве как проявление субъектности Другого, приведет к расширению тезауруса положительных эмоций, и поможет преодолеть кризис младшему подростку. По нашему мнению, развитие эстетической эмпатии возможно в открытых заданиях экзистенциального типа.

Вышесказанное свидетельствует о том, что становление эстетических ценностных ориентации младших подростков будет эффективно при условии диалогичное общения субъектов образовательного процесса, реализации субъектности позиции младшего подростка в смыслотворчестве, с учетом особенностей развития компонентов эстетической эмпатии.

Компоненты эстетической эмпатии (рациональность, эмоциональность, интуитивность, установки, проникающая способность, идентификация), имеют свои особенности в подростковом возрасте, которые необходимо учитывать при создании модели педагогического процесса, направленного на становление эстетических ценностных ориентации.

Достижение высокого уровня рациональности эстетической эмпатии младшим подростком (то есть когнитивная устремленность на осмысление сущности Другого) возможно в связи: - с возникновением, расширением и усложнением опосредованное знаний об эмоциях (К, Изард, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская) [59, с.403]; - с обогащением вербального обозначения базовых эмоций страха и радости (AT, Закаблук) [63,403]. Эмоциональный компонент эстетической эмпатии. Возможность эмоционального «вслушивания» в себя, в Другого обогащает эмоциональный опыт младшего подростка, окультуривает его, преодолевая, сглаживая остроту физических и душевных переживаний. Происходит дальнейшее развитие произвольности эмоциональных проявлений. Однако «в возрасте 11-13 лет, как показали венгерские ученые Ф. Ленард и Э. Форраи-Банлаки?- наблюдается временный регресс в распознавании ряда эмоций» [63, 391], который связан с трудностями в проявлении эмоционального компонента эмпатии.

Интуитивность эстетической эмпатии эмоционального мира, личностных установок Другого, то есть умение в условиях дефицита информации опираться на свой опыт и обобщать различные сведения о Другом, зависит от некоторых особенностей младшего подростка. Определение эмоций по речи становится доступным для большей части детей уже в 5-6 лет [63]. Однако задержка в развитии этого умения происходит у детей из неблагополучных семей, с условиях подросткового кризиса, когда у ребенка формируются стабильные отрицательные эмоциональные переживания (тревога, чувство неполноценности). Это приводит к снижению контактов в общении и, как следствие, к недостаточному опыту в восприятии эмоций других. Проявление интуитивности эстетической эмпатии затруднено, так как в большинстве случаев подростковый возраст является кризисным в отношениях с семьей, с расширяющимся кругом общения, В то же время подростковый возраст называют периодом накопления жизненного опыта [115, 461], тезауруса и увеличения количества эмоциогенных объектов. Таким образом, диалогичиость отношений субъектов образовательного процесса, субъектность позиции младшего подростка будут способствовать накоплению опыта эстетической эмпатии, создадут щадящий режим общения с внутренним миром Другого, помогут оптимизировать интуитивный компонент эстетической эмпатии.

Экспериментальная работа по определению исходного состояния системы ценностей младших подростков

По данным ученых младший подростковый возраст представляет еще не сложившуюся систему эстетических ценностных ориентации. Однако, вышеназванный возраст - сензитивный период для актуализации процесса внутренней мотивации, а значит - достижения субъектно-ценностного уровня становления эстетических ценностных ориентации.

Констатирующему эксперимент;7 предшествовало пилотажное исследование, которое было направлено на решение следующих задач: изучение ценностных ориентации учащихся 5-7 классов; выявление наличия эстетических ценностных ориентации в системе ценностей младших подростков (5-7 классы); определение особенностей проявления эстетических ценностных ориентации у младших подростков (5-7 классы); диагностическое исследование и анализ значимых различий между младшими подростками энвиромен-тальной группы и подростками институциональной группы в проявлении эстетических знаний, умений, отношений; в выявлении значимых компонентов становления эстетических ценностных ориентации; эстетической эмпатии, эстетических ценностно-обусловленных: рефлексии, речемышления, смыс-лотворчества.

Решение поставленных задач требовало выделения нескольких групп респондентов: - младшие подростки общеобразовательных школ; - младшие подростки музыкальных школ; - подростки музыкального училища. В соответствии с задачами, решаемыми в пилотажном эксперименте, использовались следующие методы исследования: - общенаучные методы - содержательный анализ, сравнение, обобщение полученных данных; - анкетирование, наблюдение, беседы, метод неоконченных предложений, ситуации ценностного выбора, анализ продуктов деятельности (творческих работ) учащихся для выявления эстетических ценностных ориентации младших подростков, диагностирование при помощи стандартизированных диагностических методик: методика «Ценностные ориентации» М Рокича, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е,Б. Фанталовой, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105) (16 PF - опросник), методика ценностного спектра Д.А, Леонтьева (ценностный портрет различных музыкальных стилей), - метод вариативной статистики.

В эксперименте приняли участие 503 учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ г. Иркутска (№ 14, 33, 65). Параллельно проводилась диагностика по определению ценностных ориентации других учащихся. Среди них: 23 человека - учащиеся музыкальной школы № 7 г. Иркутска; 19 человек - студенты Иркутского музыкального училища. Констатирующий эксперимент проводился в октябре, ноябре 2002 г. и охватил 545 учащихся.

Обработка и систематизация диагностических материалов осуществлялась по следующим направлениям: знания (представления об эстетических ценностях), эстетические ценностно-обусловленные умения и способности, отношения.

В пилотажном эксперименте нами был проведен сбор материала по следующим методикам: Анкета (см. Приложение 1), состоящая из четырех вопросов, направлена на оценку начального уровня представлений младших подростков о таких понятиях как красота и смыслотворческая деятельность.

Данная диагностика выявила затруднения в ответах пятиклассников на поставленные -вопросы. Анализ ответов первой анкеты, позволил сделать следующие выводы. Младшие подростки затрудняются в вербальном означивании понятия «красота», также как и ее критериев, не пользуются ими (критериями) в оценке реальности. Что позволяет сделать заключение о нерасчлененности восприятия эстетически ценной действительности, об отсутствии рефлексивности, невыраженности эстетической эмпатии, низком уровне проявления рсчемыслительных умений, об отсутствии механизма смысло-образования по отношению к эстетической реальности, незначимости эстетических ценностей в своей жизни. Кроме пятых классов, подобное анкетирование было проведено в седьмых классах в том же году. Мы предполагали, что три года разделяющие две группы реснонденов (5 и 7 классы), будут видны в результатах. Следует отметить, что результаты опроса 7 класса близки по значениям результатам 5 класса, что позволяет сделать вывод о необходимости акцентировать внимание на целенаправленном создании условий для становления эстетических ценностных ориентации. По таким критериям как направленность, содержательность, автономность оценивались высказывания различных групп реципиентов; младших подростков общеобразовательной школы, младших подростков музыкальной школы, подростков музыкального училища. Для выполнения данной работы был предложен шаблон-подсказка, желающие им могли воспользоваться. Степень выраженности компонента оценивалась по двухбалльной системе: 2 балла - компонент выражен достаточно ярко, 1 балл - выражен недостаточно, 0 баллов - не выражен.

Реализация личностно-смысловой модели обучения, направленной на становление эстетических ценностных ориентации младших подростков

Реализация личностно-смысловой модели обучения, направленной на становление эстетических ценностных ориентации, значимый компонент современного общего образования, способствузощего становлению человека высокой культуры, способного в стремительно меняющихся условиях не разрушаться, а совершенствоваться как личность.

Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, послужили основой для создания целевого комплекса формирующего эксперимента. В задачи данного эксперимента входили: - реализация личностно-смысловой модели обучения» направленной на становление эстетических ценностных ориентации младших подростков, - анализ эффективности результатов формирующего эксперимента. Реализация модели становления эстетических ценностных ориентации проходила на основе базовой программы «Музыка» в 5-8 классах В.В. Алее-ва, Т.И. Науменко [125], которую мы структурировали в рамках технологии модульного обучения. Узловыми блоками стали: музыкальные стили, средства музыкальной выразительности, носители красоты как эстетические ценности [125]. Уроки сочетали индивидуальную, групповую формы работы, где учитель выступал в роли координатора учебного процесса, который вносит глубину в содержание изучаемого предмета, помогает, направляет, активизирует личностную позицию обучающегося по предмету.

Задача учителя - научить младших подростков находить, осознавать, «присваивать» как личностно значимые эстетические ценности. Важными в этом процессе являются знания, умения, отношения, которые образуются в результате активности субъектов эстетической деятельности - младших подростков и учителя.

Результатом образовательной деятельности, имеющим внешнее и внутренне выражение, является образовательный продукт, в ходе создания кото рого происходит активное созидательное проникновение учащегося в образовательную область или учебный предмет.

Адекватными способами взаимодействия обучающего и обучающегося с целью создания образовательных продуктов становятся методы продуктивного обучения.

Опираясь на мнение А.В. Хуторского, продуктивное обучение мы рассматриваем как учебный процесс, направленный на создание личностного смысла в образовательном продукте, на основе фундамента,!ьных образовательных объектов и культурно-исторических аналогов, определяющих содержание образования.

В нашем случае, эстетические ценности являются фундаментальными образовательными объектами, а произведения, предлагаемые программой, мы будем рассматривать в качестве культурно-исторических аналогов.

Содержание программы «Музыка» в соотнесении фундаментальных образовательных объектов (эстетические ценности) и культурно исторических аналогов (тематика, образы произведений) мы рассмотрели в приложении 3,

Наделение личностным смыслом фундаментальных образовательных объектов и культурно-исторических аналогов можно проследить в образовательных продуктах - мини-сочинениях, дневниках рефлексии. Рассмотренные эстетические ценности заложены в тематике уроков, построение которых осуществлено по стилевому и модульному принципам. Каждый модуль по отношению к умениям имеет разноуровневый подход в освоении. Рефлексия на различных этапах обучения позволяет приспособиться к индивидуальным потребностям и возможностям младшего подростка, к индивидуальному темпу обучения, а значит - гибко варьировать количество заданий, уровень сложности. По содержанию модуль - это полный, логически завершенный блок (Табл. 19). Целью модуля 1 - музыкальные стили (как эстетическая ценность), мы рассматриваем становление музыкальной культуры как части общей духовной культуры через акцентирование внимания на эстетических ценностях музыкальных стилей. Целью модуля 2 - средства музыкальной выразительности (как эстетическая ценность), мы рассматриваем становление музыкальной культуры как части общей духовной культуры через акцентирование внимания на эстетических ценностях средств музыкальной выразительности.

Целью модуля 3 - источники красоты: человек, искусство, природа (как эстетическая ценность), мы рассматриваем становление музыкальной культуры как части общей духовной культуры через акцентирование внимания на эстетических ценностях источников красоты: человека, искусства, природы.

Реализация поставленных целей модулей в учебном процессе выражается в необходимости комплексного освоения знаний об эстетических феноменах, отношений (выражения личностной позиции к эстетическим объектам), эстетически ценностно-обусловленных умений и способностей,

С каждым произведением, предназначенным для слушания, выполнялись следующие виды работ,

1. Первое прослушивание: определение характера музыкального произведения, озвучивание наиболее ярких характеристик после прослушивания. Варианты заданий: дать свое название произведению, выстроить ассоциативный ряд к прослушиваемой музыке,

2. Второе прослушивание: создание вербального образа музыкального произведения (варианты заданий: «что музыка изображает - что выражает», мини-сочинение), озвучивание наиболее ярких мини-сочинений после прослушивания (по желанию учащихся).

Похожие диссертации на Становление эстетических ценностных ориентаций младших подростков на основе личностно-смысловой модели обучения