Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Личностно-гуманистическая ориентация младшего подростка как методолого-теоретическая проблема 11
1.1. Методологические и теоретические основания проблемы гуманистической ориентации личности школьника 11
1.2. Особенности и возможности учебной деятельности в становлении личностно-гуманистическои ориентации младшего подростка 31
1.3. Содержание и способы становления личностно-гуманистическои ориентации школьника в музыкально-образовательной деятельности как предмет исследования 45
Выводы по главе 1 55
Глава 2. Процесс организации становления личностно-гуманистическои ориентации младшего подростка в учебной деятельности (опытно-экспериментальное исследование) 59
2.1. Личностно-гуманистическая ориентация младшего подростка в учебной деятельности, в ее целях, содержании и способах 64
2.2. Диагностика гуманистической ориентации личности младшего подростка в музыкально-образовательном процессе 19
2.3. Особенности становления личностно-гуманистическои ориентации младших подростков в учебной деятельности (на материале уроков музыки) 104
Выводы по главе 2 138
Заключение 141
Библиография 147
Приложения 170
- Методологические и теоретические основания проблемы гуманистической ориентации личности школьника
- Особенности и возможности учебной деятельности в становлении личностно-гуманистическои ориентации младшего подростка
- Личностно-гуманистическая ориентация младшего подростка в учебной деятельности, в ее целях, содержании и способах
- Особенности становления личностно-гуманистическои ориентации младших подростков в учебной деятельности (на материале уроков музыки)
Введение к работе
Актуальность исследования становления личностно-гуманистической ориентации учащихся в учебной деятельности определяется современными тенденциями развития отечественного образования, его обращенностью к общечеловеческим, гуманистическим ценностям и идеалам. Для общества в целом образование является специфической сферой государственной политики по обеспечению благоприятных, а в идеале - оптимальных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Гуманистическая направленность этой политики основывается на представлении о человеке как цели общественного прогресса и о человеческом факторе как его решающей силе.
Гуманизм образования определяется его обращенностью к человеку как субъекту образовательного процесса, созданием максимально благоприятных возможностей для развития его индивидуальности (А.П.Тряпицына). Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, - все достижения духовной жизни превращаются из предмета изучения в органический компонент учебно-воспитательной и учебно-познавательной деятельности (М.Г.Казакина), в ту основу, которая определяет не только содержание образования, но и формы взаимоотношений между теми, кто учится, и теми, кто учит.
Успешность качественного решения задач современного образования во многом определяется созданием благоприятных условий для становления гуманистической ориентации развивающейся личности. Это сложная научно-практическая проблема, в решении которой необходимо опираться на междисциплинарные исследования философов, социологов, психологов, педагогов (К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, Т.К.Ахаян, Н.А.Бердяев, Л.И.Божович, З.И.Васильева, В.Г.Воронцова, А.В.Кирьякова, Н.Ф.Радионова, С.А.Расчетина, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс и др.).
Теоретический анализ литературы показал, что процесс гуманизации образования должен осуществляться в соответствии с изменениями,
4 обусловленными возрастными и индивидуальными проявлениями школьника, уникальностью социальной ситуации развития ребенка и, как следствие, содержанием и направленностью его индивидуального образовательного маршрута (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, И.В.Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, И.С. Якиманская и др.). Учеными рассматривается вопрос о путях и средствах гуманизации детской среды и организации жизнедеятельности в ней (Н.М.Борытко, М.Г.Казакина, Н.Б.Крылова, Л.М.Лузина, О.Г.Прикот, В.А.Ясвин и др.).
Возможность творческого развития ребенка и формирования у него гуманистической ориентации, в том числе средствами искусства в отечественной педагогической науке в различных аспектах изучается многими учеными (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Д.Б.Кабалевский, Н.Н.Малахова, А.А.Мелик-Пашаев, Б.Н.Неменский, Д.Б.Эльконин и др.).
Для нашего исследования большое значение имеют работы, рассматривающие образовательный процесс не только с позиций решения дидактических задач, но выходящие и на его воспитательные аспекты. Рассмотрение учебного процесса с позиции воспитательного потенциала занимает значительное место в работах по проблемам дидактики Ю.К.Бабанского, З.И.Васильевой, А.Г.Козловой, В.Ю.Кричевского, О.Е.Лебедева, И.Я.Лернера, Б.Т.Лихачева, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, А.П.Тряпицыной, И.Ф.Харламова, Г.И.Щукиной, Н.Е.Щурковой и др. Однако разработка такой актуальной проблемы, как становление в учебной деятельности личностно-гуманистической ориентации, как очень важного воспитательного аспекта образовательного процесса, представлена недостаточно полно. Между тем каждый учебный предмет, каждая структура учебного процесса и, прежде всего урок, имеет в этом плане свои определенные возможности, обусловленные его содержанием, его учебными целями и т.д.
Наше исследование реализует концепцию доктора педагогических наук профессора К.Д.Радиной о значении учебной деятельности для становления личности школьника и конкретизации этих возможностей в зависимости от особенностей учебных предметов: физической культуры, труда и т.д. В данном исследовании пространством опытно-экспериментальной работы явились
5 общие характеристики воспитательных потенциалов учебной деятельности в зависимости от особенностей музыкального искусства. Музыка реализует общий воспитательный потенциал учебной деятельности в целом, влияет на становление и развитие личности, ее личностно-гуманистической направленности. Однако, рассматривая богатейшие возможности воспитания школьника средствами данного искусства, современная педагогика не конкретизирует эти возможности на очень важном этапе его становления -этапе младшего подросткового возраста.
В этом контексте существует противоречие между постоянно возрастающими требованиями гуманизации образовательного процесса в современной школе, практической необходимостью повышения воспитательного потенциала урока и недостаточной разработанностью проблемы педагогических условий эффективного становления личностно-гуманистической ориентации школьников в учебной деятельности; между возможностями учебной деятельности вообще и конкретного учебного предмета «Музыка», в частности, и отсутствием теоретической и методической базы для педагогически действенного достижения соответствующих результатов. Вытекающая из противоречий проблема поиска оптимального содержания, способов и педагогических условий организации учебной деятельности, обеспечивающих эффективное становление личностно-гуманистической ориентации младших подростков, определила выбор темы диссертационного исследования: «Становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности».
Цель исследования - выявить и научно обосновать педагогические условия эффективного становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности.
Объект исследования - учебная деятельность младшего подростка.
Предмет исследования - педагогические условия, необходимые для эффективного становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности с учетом возможностей и специфики музыки как учебного предмета.
Гипотеза исследования: становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности может проходить наиболее успешно, если:
Методологические и теоретические основания проблемы гуманистической ориентации личности школьника
Гуманистическая ориентация личности придает активность всем звеньям системы ценностей. Она выступает логическим центром ценностно-мировоззренческой системы, вследствие чего является основой оценочно-аналитической и творческо-поисковои работы сознания. Идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Эта идея определяет и такие ценностные ориентации культуры, которые имеют, не только функционально-личностное значение, но и ориентируют личность в историческом и социальном мире, в истории; в обществе; взаимодействии; деятельности.
В данном параграфе мы ставим задачи: - показать различные концептуальные подходы в исследовании проблемы становления гуманистической ориентации личности; представить общие методологические основания проблемы становления гуманистической ориентации личности; - раскрыть теоретические подходы к понятию гуманистической ориентации личности и показать их значение для данного исследования. Рассматривая проблему становления гуманистической ориентации личности, необходимо выделить составные понятия данного вопроса. Становление - возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития [192, с.762]. Для нас существенным было именно это понятие. Важным аспектом для нас была диалектика внешнего и внутреннего в этом процессе, поскольку становление предполагает возникновение и образование чего-то нового, при этом в данном понятии более обозначен деятельностный аспект. В обыденном понимании ориентация, ориентировка (фр. orientation, lat. oriens (orientis) восток)- 1. определение собственного местоположения, местонахождения на местности по отношению к странам света (первоначально по отношению к востоку); 2. Умение разобраться в окружающей обстановке; осведомленность и ознакомление с чем-либо; 3. Направление деятельности в определенную сторону, к определенной цели, в чьих-либо интересах [227, с.500], [149.С.381]. Термин «ориентация» употребляется в ряде наук (географии, астрономии, топографии) и связан с определением места нахождения, но ориентация - это не только умение определить свое место, нахождение и разобраться в окружающей обстановке, но и правильно наметить дальнейшее направление своей жизнедеятельности, независимо от рода занятий (культурных, научных, общественных). Необходимо отметить, что в основе ценностных ориентации личности лежит определенная система нравственных ценностей, сформировавшихся в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью, целенаправленно организованной деятельности, обучения и воспитания. Гуманизм как система взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения и со временем составил основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др. Проблема гуманизма, а особенно гуманизации образования, стала особенно актуальной в конце XX века, к ней постоянно обращались мыслители прошлого и настоящего. Данный аспект они рассматривали как преломление в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии. Работы фундаментальных исследований методологов науки М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, А.А.Богданова, Г.Г.Шпета, В.И.Вернадского, Э.В.Ильенкова, М.К.Мамардашвили, Б.М.Кедрова, А.А.Зиновьева, Г.П.Щедровицкого, Г.С.Батищева, Э.Г.Юдина отражают философский аспект гуманизма как социокультурного феномена и гуманизации общественных отношений. Эти идеи оказали большое влияние на современную педагогическую мысль и, в частности, на разработку проблемы гуманизации образования, рассматривающей смысл жизни в стремлении развивающейся личности стать источником самореализации для других людей, стать нужным людям и необходимым им. Гуманизм для системы образования обозначает тенденцию для школы как социального института развития личности как субъекта воспитательного воздействия при утверждении абсолютной ценности и достоинства человека. Глобальность гуманизма как философской системы воззрений, в том числе и педагогических, определяется такими его аксиологическими признаками, как автономность, универсальность и фундаментальность его идей, отражение в них единства целей и средств, приоритета свободы. Автономность гуманизма объясняется тем, что уровень развития гуманистического мировоззрения всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни, сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности, терпимости к другим и т.д. Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью ко всем людям и социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурных, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Ценности гуманизма по своей значимости соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры. Приоритет идеи свободы в системе гуманистических ценностей обусловлен тем, что именно свобода индивида является той ценностью, на основе которой реализуются другие социальные ценности (например, равенство, справедливость и др.). Идея свободы проявляется в различных формах и, прежде всего, как свобода мысли и духа. Она относится ко всем областям, включая политику, науку, образование, мораль. Гуманистические идеи составляют сущность педагогики эпохи Возрождения в Западной Европе (XV-XVIIB.B.), начало которому было положено деятельностью Витторино де Фельтре (1378- 1446). В 1614 г. Вольфганг Ратке (1571- 1635) в своем знаменитом «Введении в искусство обучения» среди 25 важнейших указаний к действию называет принцип «все без принуждения». Основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский (1592- 1670) отстаивал самоценности индивидуальности и право личности на свободное развитие, понимая образование, как «способ развития заложенных в человеке дарований» [59].
Подлинным предтечей педагогики свободного воспитания стал в XVIII в. Жан-Жак Руссо (1712- 1778), центром его воззрений стал идеал естественного природного человека, при этом под содержанием идеала «природы» он видел свободную, цельную личность: « Ничто не может привести педагога к успеху, кроме хорошо направленной свободы» [59].
Особенности и возможности учебной деятельности в становлении личностно-гуманистическои ориентации младшего подростка
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения, воспитания и развития личности. Цель современного образования - гармоничное развитие свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Динамика развития личности как становления осуществляется в процессе деятельности. Учение как ведущий вид деятельности, обеспечивает необходимые условия для успешного развития личности. Исходя из этого, реализация воспитательных целей обучения выступает как существенный аспект учебного процесса. В этот комплекс воспитательных целей и задач включается и процесс становления личностно-гуманистической ориентации школьника.
Закономерности процесса становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности выступают как предмет нашего исследования. В связи с этим задачи данного параграфа заключаются в следующем: рассмотреть научные подходы к проблеме учебной деятельности, ее воспитательных возможностей; обеспечить рассмотрение сущности воспитывающего обучения, раскрыть взаимосвязь в воспитывающем обучении содержания и организации деятельности; определить возможности осуществления единства образовательных и воспитательных задач на уроках. Реализация данных целей решается на различных уровнях. 1) Целевой уровень, что предполагает личностно-гуманистическую ориентацию, которая реализуется в становлении личности младшего подростка. 2) Содержательный уровень, он реализуется через содержательный план обучения, который, в свою очередь, опосредован содержанием учебных программ. 3) Организационный уровень - связан с организацией деятельности на уроках, с выходом на становление личностно-гуманистической ориентации. 4) Результативный уровень, где фиксируется степень сформированности личностно-гуманистической ориентации. Все эти выходы реализуются в организации деятельности, поэтому необходимо представить характеристику деятельности, и, в частности, выйти на проблему деятельности учебной. Категория «деятельность» выражает специфику социальной формы движения материи и обозначает способ существования и развития человека и общества, высшую форму проявления специфически человеческой активности, социальной в своей сущности. В понимании деятельности психологи исходят из такой важнейшей ее характеристики, как предметность, т.е. подчиненности объективным связям и отношениям предметного мира. В понимании деятельности психологи исходят из такой важнейшей ее характеристики, как предметность, т.е. подчиненности объективным связям и отношениям предметного мира. Основоположником деятельностной теории является Л.С.Выготский. Его работы, начатые в 1920-е годы, привели к радикальной реконструкции предмета психологии. Впервые «психологическое» стало рассматриваться как продукт (результат) деятельности. С нашей точки зрения наиболее адекватным для изучения ориентации личности является деятельностный подход, позволяющий просмотреть и изучить ориентацию личности на всех уровнях деятельности. Деятельностный подход получил широкую разработку в психологической науке и педагогике (Г.А.Абульханова-Славская [2], Б.Г.Ананьев [14], Л.Н.Анцыферова [20], А.Г.Асмолов [26], Л.И.Божович [45], Л.П.Буева[52], З.И.Васильева [58], А.Н.Леонтьев[158], Д.И.Фельдштейн [247], Д.Б.Эльконин[263] и др.). Деятельностная теория основывается на трех основных принципах: 1) представлении о психике не только как о системе образов, но как о системе действий; 2) признании социальной природы психического развития человека; 3) единстве материальной и психической деятельности. Она объясняет процесс активно-исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированной и целенаправленной деятельности. В таком смысловом контексте активное преобразовательное начало в жизнедеятельности человека выступает способом его бытия. Человек рассматривается как существо не только созерцающее, но и творящее. Из содержания данной методологической идеи следует, что целью любого рода деятельности субъекта, направленной на формирование другого субъекта является развитие в нем не только способностей и потребностей в репродуктивной деятельности, но и способностей и потребностей в деятельности продуктивной. Суть данного подхода состоит также в единстве практики, опыта и рефлексии в обучении. При этом обучение представляет собой единый, непрерывный процесс, включающий пять этапов: концентрацию; действие; испытание; решение задачи; отчет, осмысление. С нашей точки зрения такой подход может стать одним из основополагающих принципов всех форм обучения и воспитания. В деятельностном подходе воплощены положения диалектического подхода к деятельности, позволяющие вести изучение предметов, во-первых, во всесторонних связях, во-вторых, в их развитии, в-третьих, на основе практики, в-четвертых, с учетом тех сторон и связей, которые существенны в конкретных условиях и целях рассмотрения. За основу нами принято следующее определение деятельности, разработанное А.Н. Леонтьевым: «Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание внешнего мира и самого человека» [157, с.ПО]. Мысль известного отечественного психолога А.Н.Леонтьева о личностно-смысловых механизмах регуляции деятельности индивида в его взаимоотношениях с искусством, послужила ключевой концептуальной идеей, которую мы стремились педагогически последовательно реализовать в своем исследовании. Выявление в каждом периоде детства ведущих видов деятельности, изучение их взаимосвязи позволяют направленно искать способы влияния внешне организованной деятельности на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания, отсюда и на становление лично стно-гуманистической ориентации.
Личностно-гуманистическая ориентация младшего подростка в учебной деятельности, в ее целях, содержании и способах
Каждый учебный предмет, его цели и задачи, содержание учебного материала, особенности организации деятельности на уроке реализуют личностные цели образования. В системе общего образования учебные предметы имеют свою ведущую функцию в усвоении того или иного компонента социального опыта (знания, постепенно накапливающиеся и изменяющиеся; способы деятельности и опыт их осуществления; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру). Так, в классификации предложенной И.К.Журавлевым и Л.Я.Зориной, ведущими компонентами таких учебных предметов, как физика, химия, астрономия, биология, география, история, являются предметные научные знания. Для иностранного языка, черчения, физической культуры, комплекса технических дисциплин - способы деятельности. В задачи преподавания литературы, музыки, изобразительного искусства, т.е. предметов эстетического цикла, входит формирование у детей ценностного отношения к миру, его видения с определенной мировоззренческой позиции. Полноценное обучение любому учебному предмету в школе непременно предполагает организованное усвоение всех компонентов содержания образования - знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений. Воспитание в процессе обучения осуществляется всем комплексом учебной деятельности, и каждая учебная дисциплина обладает своими определенными воспитательными возможностями. Процесс воспитания личности происходит по принципу взаимодополнения, каждый учебный предмет вносит свой вклад в этот процесс, и ни один из них не может считаться самодостаточным для решения воспитательных проблем. Но, с другой стороны, каждая учебная дисциплина специфична в своем воспитательном влиянии в целом и на становление ориентации учащихся, в частности, обусловленных конкретными учебными целями, содержанием, организацией учебной деятельности. Личностно-гуманистическая ориентация предполагает направленность учебной деятельности, которая реализуется в воспитательном смысле, потенциально конкретизируясь в становлении личности. Таким образом, реализуется педагогическая сущность этого процесса. Поскольку в личностно-гуманистической ориентации конкретизируется предмет нашего исследования, а именно становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, мы выходим на специфику и содержание учебного предмета «Музыка», его воспитательные возможности.
Определяя направленность учебной деятельности как становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, мы считаем целесообразным включить в содержание данного параграфа: во-первых, содержание музыкального образования, представленного в программах; во-вторых, анализ особенностей организации учебной деятельности с учетом специфики уроков музыки; в-третьих, характеристику этого процесса, как выход на конкретное содержание опытно-экспериментальной работы. Личностно-гуманистическая ориентация младшего подростка реализуется в учебном процессе при том условии, что содержание данного учебного материала, его сущность становится личностно-значимой для учащегося. Чтобы реализовать это, необходима определенная организация учебной деятельности, в которой приобщение к музыкальному искусству явилось бы основанием становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка. Для этого необходимы определенные условия, поиск этих условий - цель нашего исследования. При каких условиях достигается цель нашего исследования? Это ответы на вопросы: 1) Что в музыкальном образовании воспитывает личность? 2) Почему содержание музыкального образования дает возможность решать задачи нашего исследования? 3) При каких условиях может быть использовано музыкальное образование в становлении личностно-гуманистической ориентации младших подростков? Как, и с помощью каких средств, эти задачи решаются? Цель школьного музыкального образования - воспитание в учащихся музыкальной культуры как части их духовной культуры, т.е. передача ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыке, в его наиболее полном и всестороннем виде - и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Основные средства достижения такой цели - постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества. Занятия музыкой не требуют особой одаренности, достаточно «средних способностей» обычного человека. Безусловно, использование воспитательных потенциалов музыкального искусства определяется в первую очередь содержанием музыкально-образовательной деятельности, которое отражено в программах по музыке. Задача нашего исследования - использовать возможности, которые содержатся в программах, в организации становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков. Чтобы решить эту задачу, надо проанализировать их содержание и найти условия организации учебной деятельности, при которой это содержание станет платформой становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка. Раскрытие содержания музыкального образования, которые непосредственно выходят на ориентационный план, мы считаем необходимым начать с анализа существующих на данном этапе образовательных программ по музыкальному воспитанию школьников.
Особенности становления личностно-гуманистическои ориентации младших подростков в учебной деятельности (на материале уроков музыки)
На вопрос: «Видят ли они в них гуманистическую направленность уроков?» - педагоги ответили, что эта проблема лишь затрагивается на некоторых уроках. Обнаруживая некоторые расхождения ответов и неудовлетворенность учителей программами, мы заинтересовались вопросом о необходимости собственной (авторизированной) программы. 90% - учителей считают необходимой и актуальной такую программу в связи с имеющимися наработками, положительным опытом каждого учителя в отдельности. 10% -ответили, что это не нужно, но оставили за собой право изменять материал в той программе, по которой они работают.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что практически все учителя стремятся улучшить качество и эффективность своей работы, высказывают неподдельную заинтересованность в повышении уровня своего профессионального мастерства. Можно также констатировать, что значительное число педагогов поддерживает идеи о гуманистически направленном воспитании в процессе уроков музыки, с интересом относится к проблеме становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, однако не владеют методикой их формирования и не реализуют эти аспекты воспитательной деятельности на практике. Анкетирование учителей и беседы с ними показали, что большинство из них правильно понимают важность формирования гуманистической ориентации младшего подростка и хотели бы проводить такую работу на уроках. Это позволило нам сделать следующие выводы. В процессе опытно-экспериментального исследования мы сделали следующие обобщения. 1) Большое влияние на становление личностно-гуманистической ориентации и на нравственно-эстетическое развитие учащихся в целом в процессе учебной деятельности оказывает личность учителя. «Его духовный облик раскрывается детям в системе отношений к учебной деятельности, к учащимся и другим людям, к самому себе и т.п. Эти отношения являются убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения» [49, с. 10]. 2) У младших подростков имеется деятельностный и эмоционально нравственный опыт, при известном игнорировании опыта ориентации в организации педагогического процесса. 3) Имеет место частичное и совершенно неудовлетворительное отношение учителей к существующим программам, - отсюда возникает необходимость дополнения и изменения музыкального материала, форм и методов, задач современных программ по музыке. 4) Современные учителя музыки не ограничивают свое понимание музыкального искусства чисто предметными целями, и, в общем, видят общепедагогическое воспитательное значение музыкального искусства, но не нацелены осуществлять воспитательную работу, используя возможности музыкального искусства. В результате этого исследования, которое выявило значение учителя, определилось известное пространство для работы в данном аспекте. Был определен стиль и направленность в работе педагогов, но перестроить привычный стереотип: учебные цели на первом плане, а воспитательные цели вторичны - было невозможно. Таким образом, анализ и обобщение данных педагогической диагностики явились предпосылкой для разработки структуры и содержания экспериментальной работы. Полученные в ходе диагностического исследования данные позволяют сделать следующие выводы. В целом учащиеся пятых классов положительно относятся к урокам музыки, но с большим интересом к популярной (поп-музыке), несущей лишь четкий ритмический рисунок и приятную мелодию, при практически полном отсутствии изобразительных, выразительных моментов, отражающих богатство человеческих чувств, духовности, человечности, которыми наполнена классическая культура. С помощью диагностического инструмента исследовались характеристики учебной деятельности по музыке, наиболее привлекательные для подростков. Были получены результаты, позволяющие сделать вывод, что музыкальная деятельность привлекает их, в первую очередь, своей эмоциональностью, благоприятной атмосферой, занимательностью, возможностью проявить себя, но учащиеся не видят способности музыки сделать человека добрее, отзывчивее, человечнее. Для младших подростков музыкальное искусство чаще всего лишь средство для развлечения. Было выявлено положительное отношение учащихся к урокам музыки, потребность учащихся в расширении и обогащении своего опыта в данном аспекте, который отражает особенности и ценности музыкального образования, что дает возможность проведения опытно-экспериментального исследования. Представленные характеристики младших подростков (пятые классы) отражают общую картину слабой или вообще отсутствующей направленности личности на личностно-гуманистическую ориентацию. Решение проблемы становления личностно-гуманистической ориентации определяется личностно-деятельностным подходом. Процесс организации деятельности, ее содержание и формы влияют на становление личностно-гуманистической ориентации. Эти выводы являются отправной точкой для последующих этапов работы.
На основе диагностического этапа нашего исследования были выявлены следующие противоречия: положительное отношение к урокам музыки, однако восприятие этих уроков довольно поверхностное, на уровне развлекательности учебного процесса, а проникновенности, вдумчивости, восприятия эмоционального и нравственного богатства музыкального искусства недостаточно.