Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности Аверьянов, Петр Геннадьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аверьянов, Петр Геннадьевич. Формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Аверьянов Петр Геннадьевич; [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Ульяновск, 2012.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/540

Введение к работе

Актуальность исследования формирования ценностных ориентации старших подростков обусловлена современным этапом развития российского общества. Проблемы ценностных оснований отечественного воспитания, источников и механизмов функционирования ценностей являются значимыми в современной образовательной ситуации и актуальными для педагогической науки. Значимость данной проблемы отмечалась в проекте «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». На необходимость более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности указывалось в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в частности, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников».

Аксиологическая проблематика широко представлена в философской, социологической, психологической, педагогической литературе. Введение понятия «ценность» в язык науки связывают с именами И. Канта, Р. Лотца, В. Виндельбанда, Г. Риккерта. В отечественной философии исследовались характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природа и специфика ценностных суждений (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов и др.). В социологии ценности рассматриваются как один из факторов общественной регуляции поведения (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Л. Оссовский, Л.Я. Рубина, М. Тима, В.А. Ядов и др.). Социальная психология изучает роль ценностей в социализации (Г. Олпорт, Т. Шибутани, А.В. Петровский, В.Б. Ольшанский, В.В. Шпалинский, М.Р. Битянова и др.). Общая психология исследует ценности и ценностные ориентации как элементы мотивационной сферы личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.К. Осницкий, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский и др.). Педагогический подход к проблеме ценностей связан с разработкой педагогических технологий перевода ценностей из категории общечеловеческих, социально признанных явлений в личностно значимые, ценностные ориентации (В.П. Бездухов, М.Р. Битянова, З.И. Васильева, Л.В. Вершинина, А.В. Зосимов-ский, О.В. Лишин, А.Н. Лутошкин, Н.Н. Никитина, С.Д. Поляков, Н.Е. Щурко-ва и др.).

Традиционно важная роль в трансляции ценностей отводится художественной культуре, в частности театру. Специфика театрального творчества освещена в трудах ведущих мастеров театра: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко. В.Э. Мейерхольда, Ф.Ф. Комиссаржевского, М.А. Чехова, Б. Брехта и др. На стыке психологии и театроведения проводились исследования Н.Н. Евреинова, Дж.Л. Морено, Е. Гротовского, П.М. Ершова, Б. Хелингера. Опыт использования театрализации в педагогике описывался СТ. Шацким, А.С. Макаренко, А.П. Ершовой, В.М. Букатовым, А.Н. Тубель-ским, Ю.В. Завельским, И.И. Фришман, Б.В. Куприяновым. Наиболее сензити-\

вым к формированию ценностных ориентации в процессе театрализации считается старший подростковый возраст (13-17 лет по В.И. Слободчикову и Д.И. Фельдштейну). Исследованиями, посвященными формированию ценностной сферы воспитанников в процессе театрализации, являются работы О.А. Антоновой, Л.И. Петриевой, В.М. Шахрай, И.В. Юстус.

В то же время в современной педагогической науке проблема формирования ценностных ориентации в театрализационнои деятельности специально не ставилась и не исследовалась в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания, где в качестве источников ценностей выступают элементы театрализационнои деятельности.

Анализ психолого-педагогических работ и практики формирования ценностных ориентации позволяет выделить ряд противоречий:

между потребностью общества в формировании просоциальных ценностных ориентации старших подростков и существующим кризисом общества, в том числе и девальвацией социально значимых ценностей;

между необходимостью ценностной направленности образования и слабой изученностью закономерностей ценностно ориентированного образовательного процесса в современных условиях;

между агрессивным внедрением в общественное сознание специфических ценностей шоу-бизнеса с помощью зрелищных, в том числе связанных с театрализацией, технологий и недостаточной исследованностью способов адаптации этих технологий к формированию просоциальных ценностных ориентации старших подростков в условиях социального воспитания.

Наличием данных противоречий обусловлен выбор проблемы исследования: каковы условия формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационнои деятельности?

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентации старших подростков.

Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационнои деятельности.

Цель исследования: выявить условия формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационнои деятельности.

Гипотеза: формирование ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационнои деятельности (в аспекте их переструктурирования и осознания) происходит успешно, если реализуются следующие условия:

при организации театрализации педагогом воспроизводится логика модели формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационнои деятельности;

взаимодействие участников педагогически организованной театрализационнои деятельности выстраивается в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания;

педагогом при организации театрализационной деятельности учитывается потенциал «реальных» и «театральных» источников ценностей;

в структуре рефлексии театрализационной деятельности реализуется феномен «удвоения действительности».

Задачи исследования.

  1. На основе теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы определить подходы к исследованию проблемы формирования ценностных ориентации. Исследовать специфику и основные компоненты педагогически организованной театрализационной деятельности, направленной на формирование ценностных ориентации старших подростков.

  2. Разработать модель формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

  3. Разработать диагностический комплекс для изучения эффективности формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

  4. Провести эмпирическое исследование, выявляющее условия формирования ценностных ориентации старших подростков (в аспекте их переструктурирования и осознания) в разных видах педагогически организованной театрализационной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: системно-исторический и культурологический подходы, заключающиеся в понимании природы человека и группы как продукта исторического развития культуры во взаимосвязи ее компонентов (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Этот процесс отражается и в конкретных видах деятельности, выработанных культурой (в том числе и театральной, игровой, ролевой).

Теоретическую основу исследования составляют: понимание структуры деятельности А.Н. Леонтьевым; элементы системы К.С. Станиславского (реалистический подход к сценическому искусству; концепции задачи, сверхзадачи и сверх-сверхзадачи; концепция внутреннего монолога как технологическая основа сценического перевоплощения); психодраматическая концепция Дж.Л. Морено; театральная теория действий П.М. Ершова.

Психолого-педагогическими основами работы являются теория учебной деятельности В.В. Давыдова; подход Н.Н. Михайловой к воспитанию как к дея-тельностному феномену; подход С.Д. Полякова к воспитанию как влиянию на развитие мотивационно-ценностной сферы человека; потребностно-информационный подход к проблемам воспитания П.М. Ершова; драмогерме-невтическая теория В.М. Букатова.

Методы исследования:

теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование изучаемого явления;

эмпирические методы: формирующий эксперимент; включенное наблюдение; опытно-экспериментальная работа;

диагностические методы: интервью; интерпретирование поведения и рефлексивных высказываний воспитанников; бланковое анкетирование;

- статистические методы: количественная и качественная оценка полученных результатов; расчет статистического U-критерия Манна-Уитни.

База исследования: МОУ СОШ №4, № 15, № 76 г. Ульяновска, МОУ гимназии № 1, № 33 г. Ульяновска, МОУ Мирновская СОШ (п. Мирный, Чер-даклинский район, Ульяновская область) и МОУ Силикатненская СОШ (п. Силикатный, Сенгилеевский район, Ульяновская область), театральный кружок при подворье женского монастыря Михаила Архангела Симбирской и Мелекесской епархии РПЦ, Детский оздоровительный образовательный центр «Юность» г. Димитровграда Ульяновской области, ОГОУ ДОД «Областной Дворец детского творчества».

Всего в исследовании участвовало 244 школьника и 7 педагогов.

Этапы исследования.

I этап (2005 - 2006 гг.): включенное наблюдение за работой театральных
кружков города, клубов ролевых игр, за репетициями на занятиях отделения ак
терского искусства УлГУ; изучение опыта педагогов, использующих театрали
зацию в структуре образовательного процесса; теоретический анализ философ
ской, психологической, социологической, театроведческой и педагогической
литературы по проблеме исследования.

II этап (2006 - 2007 гг.): создание модели формирования ценностных ориен
тации старших подростков в педагогически организованной театрализационной дея
тельности; определение объекта, предмета, цели, методологии и методов иссле
дования; выдвижение гипотезы и разработка программы исследования.

  1. этап (2007 - 2009 гг.): анализ реализации модели формирования ценностных ориентации старших подростков в разных формах педагогически организованной театрализационной деятельности (спектакль; малая ролевая игра; коллективное воспитательное дело с элементами театрализации). Осуществление опытно-экспериментального исследования особенностей влияния элементов театрализации в коллективном воспитательном деле на динамику ценностной сферы старших подростков. Проведение опытно-экспериментальной работы по изучению динамики ценностной сферы старших подростков, обусловленной включением «удвоенной» рефлексии, в процесс постановки спектакля.

  2. этап (2009 - 2011 гг.): обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление текста диссертации.

Научная новизна результатов исследования:

- введено и раскрыто в общепедагогическом контексте понятие «театрали-
зационная деятельность», сущность которого в контексте исследования заклю
чается в условном воспроизведении коммуникативной деятельности, в резуль
тате чего возникает феномен удвоения ценностных ориентации и других лич
ностных образований участников театрализации, а также источников ценно
стей, под которыми понимаются значимые элементы коммуникативной дея
тельности;

- разработана модель формирования ценностных ориентации старших
подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности,
в структуре которой выделены: педагогическая цель и задачи; особенности и
формы педагогически организованной театрализационной деятельности; субъ-

екты театрализационной деятельности (педагог и старший подросток) и содержание их деятельности; поэтапное описание процесса создания продукта театрализационной деятельности; результаты педагогически организованной театрализационной деятельности;

выявлена специфика проявления в качестве источников ценностей таких элементов педагогически организованной театрализационной деятельности, как тема театрализации, способы общения, референтная группа, педагог;

конкретизированы особенности реализации концепции деятельностно-ценностного воспитания как одного из условий формирования ценностных ориентации старших подростков в различных видах педагогически организованной театрализационной деятельности (постановка спектакля; проведение малой ролевой игры; организация воспитательного дела с элементами театрализации);

раскрыта специфика влияния «удвоенной» рефлексии на формирование ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, состоящая в усилении осознания старшими подростками значимости определенных ценностных ориентации и источников ценностей.

Теоретическая значимость результатов исследования:

введенное понятие «театрализационная деятельность» дополняет понятийный аппарат педагогики театральной деятельности и ролевых игр и способствует его упорядочиванию;

разработанная модель формирования ценностных ориентации в педагогически организованной театрализационной деятельности старших подростков дополняет теоретические подходы к ценностно ориентированному воспитанию школьников;

предложенная структура «удвоенной» рефлексии углубляет представления о рефлексии как педагогически организуемом процессе.

Практическая значимость результатов исследования:

апробированная и внедренная в воспитательный процесс модель формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности позволяет повысить эффективность воспитания в практике классных руководителей и педагогов дополнительного образования;

рассмотрение элементов театрализационной деятельности в качестве источников ценностей позволяет педагогу целенаправленно организовывать совместную с воспитанниками деятельность в направлении развития ценностной сферы старших подростков;

использование элементов театрализации в коллективных воспитательных делах восполняет недостаток технологических и методических средств, обеспечивающих положительную динамику ценностной сферы старших подростков;

включение педагогом «удвоенной» рефлексии в репетиционный процесс способствует осознанности выбора ценностных ориентации старшими подростками.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена междисциплинарным теоретическим анализом литературы, сопоставлением выводов диссертации с данными других исследований, адекватностью используемых методов поставленным целям, опорой на повседневную педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов.

Отдельные положения исследования докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы социального воспитания» (Ульяновск, 2006); «Рефлексия как ресурс образования» (Ульяновск, 2008); «Психологизация современного учебно-воспитательного процесса» (Чебоксары, 2009); «Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся» (Ульяновск, 2010); «Социальное воспитание в школе и классе» (Ульяновск, 2011); на заседаниях постоянно действующего психолого-педагогического семинара (Ульяновск, УлГПУ, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010). Внедрение результатов исследования осуществлялось в практику театральных кружков, студий, временных детских объединений.

Основные идеи и результаты исследования отражены в 15 публикациях.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Определение введенного в контекст общей педагогики понятия театра-лизационной деятельности как деятельности по условному воспроизведению коммуникативной деятельности, в результате чего возникает феномен удвоения ценностных ориентации и других личностных образований участников театрализации, а также источников ценностей, под которыми понимаются значимые элементы коммуникативной деятельности.

  2. Модель формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, в структуре которой выделены: педагогическая цель и задачи; особенности и формы педагогически организованной театрализационной деятельности; субъекты театрализационной деятельности (педагог и старший подросток) и содержание их деятельности; поэтапное описание процесса создания продукта театрализационной деятельности; результаты педагогически организованной театрализационной деятельности.

  3. Диагностический комплекс, состоящий из интерпретирования поведения и рефлексивных высказываний воспитанников, а также бланкового анкетирования. В опросные бланки включены следующие задания: выбор воспитанниками ценностей из предложенного списка и оценивание их; выбор воспитанниками источников ценностей из предложенного списка и оценивание их; выбор воспитанниками вопросов из предложенного списка по тематике воспитательного дела; незаконченные предложения по тематике воспитательного дела.

  4. Условия формирования (как переструктурирования и осознания) просо-циапьных ценностных ориентации в педагогически организованной театрализационной деятельности:

воспроизведение педагогом при организации театрализации логики модели формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационнои деятельности;

организация педагогического взаимодействия в процессе театрализационнои деятельности в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания;

использование педагогом потенциала «реальных» и «театральных» источников ценностей;

реализация в рефлексии театрализационнои деятельности феномена «удвоения действительности».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности