Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия) Посельская Наталья Семеновна

Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия)
<
Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия) Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия) Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия) Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия) Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Посельская Наталья Семеновна. Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Посельская Наталья Семеновна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова].- Якутск, 2010.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1347

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Научно-теоретические основы становления и развития школы классического танца

1.1. Сущность понятия «классический танец»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты 13

1.2. Историко-педагогические предпосылки становления и развития школы классического танца 24

1.3. Этапы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия) „8

Выводы по первой главе 83

ГЛАВА II. Педагогические условия обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографического училища

2.1. Внедрение модели обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ 86

2.2. Применение активных форм и методов обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ 19

2.3. Диагностика сформированности знаний, умений, навыков по классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ .

Выводы по второй главе 178

Заключение 179

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Целью современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, профессионально компетентного, интеллигентного гражданина, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. В последние годы наблюдается принижение и недооценка роли ценностей искусства в жизни и деятельности человека, неотъемлемым видом которого является классический танец. В нем содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие их облика (эпох, этносов, традиций, идеалов и др.). Грамотное и результативное осуществление обучения классическому танцу требует глубокого анализа предыдущего опыта и продуманного проектирования учебно-воспитательного процесса.

Н.К. Крупская, автор первой историко-педагогической монографии «Народное образование и демократия» (1915г.), придавала огромное значение истории педагогики и отмечала необходимость глубокого изучения истории всего человеческого опыта в области преподавания. Такие выдающиеся деятели отечественной педагогики как, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др. отмечали необходимость использования богатой сокровищницы педагогического наследия народа.

Теоретическим и практическим аспектам обучения классическому танцу посвящены работы Н.П. Базаровой, Л.Д. Блок, А.Г. Богуславской, А.Я. Вагановой, В.В. Ванслова, М.В. Васильевой-Рождественской, М.Я. Жорницкой, В.С. Костровицкой, В.М.Красовской, И.В. Македонской, А.В. Никифоровой, Г.Н. Прибылова, В.В. Ромма, Н.Н. Серебрянникова, Н.И. Тарасова и др. Идеи психолого-педагогического сопровождения подготовки кадров по хореографическому образованию отражены в исследованиях Л.В.Блинова, М.К. Леоновой, Н.С. Посельской, А.В. Фомкина и др. Вопросы медико-психологического сопровождения хореографического образования раскрыты в трудах Е.Е. Егоровой, П.Г. Петровой, Е.Н. Тролуковой и др.

Теоретический анализ истории развития школы классического танца показывает, обеспечению качества профессионального образования педагогическая наука всегда уделяла значительное внимание (И.А. Колесников, В.В. Краевский, Н.А. Морева, В.А. Сластенин и др.). Различные аспекты истории развития образования в Республике Саха (Якутия) изучали С.Н. Архипова, В.Ф. Афанасьев, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, А.Е. Захаров, Н.Д. Неустроев, Н.В. Оконешниковой, П.И. Шадрина и др. Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы М.Я. Жорницкой, И.М. Максимовой, Л.И. Мекюрдянова, А.В. Посельской, А.Ф. Лукиной, И.Д.Христофорова, в которых раскрыты закономерности становления школы классического танца, ее уникальность, особая душевная чистота, самобытность.

Данные социологических опросов доказывают, что танец выделяется в сфере интересов современной молодежи. Однако выявлено, что предпочтение отдается современному течению танцевального искусства. В связи с этим необходимо актуализировать историческое наследие в области хореографического образования и эстетического воспитания, заключенного в архивных материалах, программных документах, методических пособиях, опыте учителей, школ классического танца.

Актуальность исследования связана с необходимостью изучения истории общего хореографического образования отдельных регионов, краев, областей, республик, без которых невозможно воссоздание целостной панорамы истории хореографического образования в России. История становления и развития школы классического танца отдельного региона является частью хореографического образования России, а также мирового хореографического образования в целом.

Регионализация образования предполагает учет национальных и региональных особенностей при подготовке специалистов, которые должны хорошо знать историю развития хореографического искусства. Проводимые среди учителей классического танца, опросы выявляют отсутствие у них знаний по истории педагогики и теории хореографического образования своего региона. Во многих российских регионах имеются оригинальные, заслуживающие пристального внимания, историко-архивные данные, связанные с разнообразными формами и методами хореографического образования в отдельных специализированных учреждениях, с педагогической деятельностью выдающихся педагогов-хореографов региона, которые недостаточно исследованы и не используются в практике подготовки будущих артистов балета.

Сказанное стало основанием для выявления следующих противоречий, актуализирующих проблему становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия), между:

- потребностью историко-педагогической науки на современном этапе в обобщении и расширении знаний, позволяющих проследить тенденции развития образования и отсутствием целостного историко-педагогического исследования регионов;

- накопленным богатым историческим опытом использования форм и средств обучения классическому танцу подрастающего поколения и отсутствием целостного осмысления, концептуальной системы подготовки будущих артистов балета;

- значимостью педагогических условий развития и становления школы классического танца и недостаточной разработанностью их содержательных и технологических аспектов, отсутствием модели обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ.

Таким образом, необходимость разрешения данных противоречий обусловила выбор темы исследования «Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия»)».

Цель исследования: изучить становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия), его генезис, самобытность, историко-педагогические предпосылки.

Объект исследования: историко-педагогический процесс становления и развития школы классического танца.

Предмет исследования: основные тенденции и закономерности становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия).

Гипотеза исследования: процесс становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия) может быть успешным, если:

- обосновать сущность, тенденции, закономерности, этапы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия);

- разработать и внедрить технологию обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ, построенную на принципах природосообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, культуросообразности, наглядности, кинетичности, эстетизации; включающую три компонента: подготовительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный;

- использовать активные средства и формы обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ с включением в ее содержание всех видов техники исполнения движений классического танца; разработать критерии, показатели и уровни развития их физических данных, психомоторных способностей; организовать тесную взаимосвязь учителей, педагогов-репетиторов, балетмейстеров, родителей, творческих организаций, деятелей смежных искусств, направленную на формирование целостного представления о морально-нравственных ориентирах и традициях всемирного наследия классического танца, осознание ценности сценической деятельности; проследить индивидуальную траекторию их ранней профессионализации, адаптации, самореализации.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования решались задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать историко-педагогические предпосылки, генезис становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия).

2. Проанализировать тенденции развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия), раскрыть его закономерности и этапы.

3. Определить критерии и уровни сформированности знаний, умений, навыков по классическому танцу у учащихся и студентов хореографических училищ.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ.

5. Разработать научно-практические рекомендации по развитию школы классического танца в Республике Саха (Якутия).

Методологической основой исследования являются совокупность философских, медицинских, психолого-педагогических положений о единстве исторического и логического; взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания; диалектике общего, особенного и единичного; значении искусства в формировании личности, раскрывающих концептуальные подходы к изучению истории образования.

Теоретической основой являются исследования являются философские концепции о роли танца в развитии личности (Аристотель, Платон, Сократ, Ф. Бекон, Ф.Ницше, А. Шопенгауэр и др.); общедидактические теории, утвердившиеся в современной российской педагогике (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.А. Кирсанов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); современные походы к историко-педагогическим исследованиям (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Лузина, Ю.С. Мануйова, Е.В. Николаев и др.); теории образовательного пространства (В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, и др.); идеи личностно-ориентированного обучения и воспитания (В.А. Беликов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, и др.); концепции гуманизма и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Г.В. Мухаметзянов, З.Г. Нигматов, Л.И. Новикова Я.А.Коменский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Е.Н. Шиянов, и др.); теории профессионального обучения классическому танцу (А.Я. Ваганова, В.В. Ванслов, Р.В. Захаров, А.В. Луначарский, Ж.Ж. Новерр, Ю.И. Слонимский, К.С. Станиславский, Н.И. Тарасов, Э. Чеккетти); теории искусства как эстетически духовной деятельности людей (С.Д. Безклубенко, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, В.И. Костин, В.С. Никифорова и др.); теории психологии балета (Н.В. Соковикова, С.И. Хохлов); теории о влиянии природно-климатических условий на жизнедеятельность человека (М.К. Гаврилова, И.И. Жирков, Г.Н. Максимов, Д.Д. Саввинов и др.); теории по истории и этнографии народа саха (А.Н. Алексеев, А.И. Гоголев, Л.Н. Гумилев, Г.В. Ксенофонтов, А.Е.Кулаковский, П.А.Ойунский, А.П. Окладников, В.Л. Серошевский и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания личности (В.Ф. Афанасьев, Р.И. Бравина, У.А. Винокурова, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев и др.); теории физического развития и здоровья человека в различных климатогеографических и экстремальных условиях (Г.Г. Автандилов, Н.А. Агаджанян, Т.И. Алексеева, Ю.М. Винокуров, К.Г. Башарин, П.Г. Петрова, М.А. Тырылгин, Г.С. Угаров, Н.К. Шамаев и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, медицинской, психолого-педагогической литературы; изучение документов Центрального государственного архива Республики Саха (Якутия), изучение классического танца реально складывающегося опыта становления школы классического танца через наблюдение, беседу, опрос, тестирование, анкетирование учащихся, студентов и преподавателей; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ антропометрических данных и медико-биологических показателей учащихся и студентов; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

впервые комплексно систематизированы педагогические проблемы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия);

– выявлены историко-педагогические предпосылки, закономерности и особенности этапы и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия);

– сконструирована модель обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ, построенная на основе культурологического, этнопедагогического, личностно-ориентированного, антропометрического, гуманистического, системного, личностно-деятельностного, кинетического, индивидуально-творческого, социально-педагогического подходов и на принципах природосообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, культуросообразности, наглядности, кинетичности, эстетизации; включающая три компонента: подготовительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный;

– определены критерии, показатели и уровни сформированности знаний, умений и навыков учащихся и студентов по классическому танцу;

– разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия).

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научных подходов к изучению истории становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия); концептуальных основ теоретической модели, раскрывающей методологические положения, педагогические пути и средства обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ, авторская программа подготовки будущих артистов балета, разработанный диагностический материал, методические рекомендации могут быть использованы в историко-педагогических исследованиях, инновационных поисках его технологий; при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, специалистов хореографического искусства.

Достоверность результатов исследования подтверждается: методологической обоснованностью исходных положений работы; использованием методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных; количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях: «Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока» в рамках Федеральной программы «Культура России»» (Якутск, 2003г.); «Гений Петипа» (Якутск, 2005г.); «Актуальные вопросы здоровья, питания и физического развития учащихся хореографических училищ» (Якутск, 2008г.); «Профессиональное хореографическое образование: опорно-двигательный аппарат» (Якутск, 2009г.); республиканских, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях хореографического искусства (в Греции, Казахстане, КНР, Кыргызстане, США, Франции, Японии), педагогических чтениях (1997 -2010гг.).

Базой исследования явилось ГОУ СПО «Якутское хореографическое училище имени А.В. Посельской». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 416 учащихся и студентов, 47 преподавателей.

Исследование проводилось поэтапно с 2001 по 2010 гг.

1 этап (2001-2002 гг.)поисково-теоретический. Изучение научной литературы, архивных материалов по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования. Организация констатирующего эксперимента.

2 этап (2003 – 2008 гг.)опытно-экспериментальный. Осуществление формирующего эксперимента, в процессе которого уточнялись этапы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия), определялась эффективность подходов, принципов, форм и методов обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографического училища.

3 этап (2009 – 2010 гг.)обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Классический танец – основа, высшая форма хореографии, гармонично сочетающая в себе движения с музыкой, драматургией, изобразительным искусством. Процесс становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия) протекал не изолированно от других регионов и России в целом, вместе с тем обусловлен закономерностями, историческими и педагогическими предпосылками ее возникновения; имеет этапы: 1 этап – с 1920 г. по 1930-х г.; 2 этап – с 1930-х г. до середины 1950-х г.; 3 этап – с середины 1950-х г. до второй половины 1980-х г.; 4 этап – с 1990 г. до настоящего времени.

2. Технология обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ строится на основе культурологического, этнопедагогического, личностно-ориентированного, антропометрического, гуманистического, системного, личностно-деятельностного, кинетического, индивидуально-творческого, социально-педагогического подходов и на принципах природосообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, культуросообразности, наглядности, кинетичности, эстетизации; включает три компонента: подготовительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный, обеспечивающих их профессиональное становление.

3. Эффективность протекания процесса обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ обеспечивают следующие педагогические условия: создание творческой, воспитательной среды с включением в ее содержание всех видов техники исполнения движений классического танца; применение активных средств, форм и методов обучения классическому танцу; разработка критериев, показателей и уровней развития их физических данных, психомоторных способностей; организация тесной взаимосвязи учителей, педагогов-репетиторов, балетмейстеров, родителей, творческих организаций, деятелей смежных видов искусства, направленной на формирование целостного представления о морально-нравственных ориентирах и традициях всемирного наследия классического танца, осознание ценности сценической деятельности; прослеживание индивидуальной траектории их ранней профессионализации, адаптации, самореализации.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Историко-педагогические предпосылки становления и развития школы классического танца

Обоснование первоочередного значения профессионального хореографического образования на современном этапе развития общества необходимо начать с раскрытия исторических предпосылок его возникновения. Изучение истории профессионального хореографического образования предполагает, по нашему мнению, рассмотрение внутренней, преемственной взаимосвязи явлений, лежащих в его основе, т.к. историю невозможно изучать, произвольно выделяя какие-то отдельные исторические пласты, вне связи с предыдущими и последующими этапами развития общества. Поэтому важно понять, за счет, каких внутренних процессов, происходящих в самом обществе, возникли те или иные предпосылки к развитию профессионального хореографического образования в Якутии.

Разработка проблемы становления и развития школы классического танца требует уточнения понятия «классический танец».

Дж. С. Хавилер считает, что танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела [228, с.67].

Другой точки зрения придерживается М.М. Фокин, считая, что танец -уникальнейшее проявление человеческой культуры. У него миллиарды страстных поклонников. Можно с уверенностью говорить, что стремление танцевать присуще каждому человеку на Земле. Однако в силу своей сложности танец является своеобразным закрытым миром и одним из сложнейших для научного познания явлений человеческой культуры [224, с. 48].

Классический танец - исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа [22, с. 188].

Первые письменные упоминания о танце принадлежат Гомеру, описывающему в Илиаде так называемую хорею. В Древней Греции искусство танца приобрело систему и стало инструментом выражения разнообразных чувств. Аристотель приравнивал танец к поэзии и утверждал, что в танце с помощью ритма и жестов можно выразить характер, страсти и действия [261].

Во время Реформации общественное образование не отличалось тяготением к специальному обучению танцу, однако роль ритмического воздействия особо подчеркнута Я.А. Коменским в его «Великой дидактике» [95]. В эпоху просвещения (XVII-XVIII вв.) выделяется концепция Д.Локка, ставшего своей целью воспитание деятельного, творческого и добродетельного человека. Согласно его педагогической логике, будущего «джентльмена» необходимо обучать чтению, рисованию, танцам, художественному ремеслу. «Так как танцы придают движениям изящество, сохраняющееся на всю жизнь, -говорит Д. Локк, - ...то учить им, я думаю, никогда не может быть слишком рано, лишь только возраст и силы позволят это» [110, с. 120].

Классический танец, как учебная дисциплина, представляет собой систему танцевальных упражнений (exercice), необходимую для развития выразительных средств танцовщика [21, с.48].

Классический танец является профилирующей дисциплиной, ему принадлежит ведущая роль в деле подготовки и воспитания артистов балета. Балет - высшая форма хореографии - включает в себя драматургию, музыку, изобразительное искусство. Европейский балет, основываясь на системе классического танца, непрерывно пополняет арсенал своих выразительных средств [22, с. 189].

Училища хореографические - средние и высшие специальные учебные заведения, готовящие артистов балета для театров и танцевальных ансамблей по специальности «Искусство балета» [21, с.47].

Н.И. Тарасов считает, что «классический танец может совершенствоваться по линии искусства балетмейстера, исполнительского мастерства, методики преподавания, теории, но его хореографическая первооснова, то есть школа, должна оставаться неизменной так же, как музыкальный звукоряд» [210, с.39].

Раскрывая исторический аспект изучаемого вопроса, мы, в первую очередь, рассматривали его в контексте развития самого общества. Анализ показывает, что с каждой ступенью исторического развития человек все больше влияет на окружающую среду, создавая вокруг себя часто искусственную среду, адаптируется к ней и воспринимает ее как историческое наследие. Расширяя свои духовные потребности и связанные с ними виды деятельности, человек безгранично стремится к познанию Мира и созданию прекрасного в этом Мире [25]. Ведь каждая эпоха всегда имеет свой зримый, предметный, чувственный облик, свидетельствующий об определенном типе ее восприятия и мироощущения, которое находит свое отражение в ее культуре. В этом контексте человек есть результат взаимодействия психофизиологической природы индивида и общественных отношений в конкретно-исторических условиях его жизни и деятельности, его социальной практики.

Вначале следует определить, какой смысл вкладывается в слово «искусство». Выделяют несколько значений этого слова, тесно связанных между собой, но отличающихся по своему объему и содержанию. Прежде всего, рассмотрим искусство как особую форму общественного сознания, представляющую собой художественное (образное) отражение жизни. По утверждению С.Д. Безклубенко, взаимовлияние искусства и других форм общественного сознания не столько внешнее и непосредственное вторжение, сколько внутреннее изменение в результате взаимного воздействия информации, идей, структурных принципов и т.д. Вследствие этого искусство, являясь одной из форм, в которых люди осознают себя в обществе, всегда вплетается в живой поток общественного сознания той или иной эпохи, несет в себе все основные черты общественного сознания вообще [29, с.89].

Этапы становления и развития школы классического танца в Республике Саха (Якутия)

Разграничение обозначенных временных ориентиров «подсказана» логикой развертывания исторического процесса. Таким образом, начавшееся в 1920-е гг. становление системы «создания художественных ценностей, их хранения, распределения и потребления» завершается ко второй половине 1980-х годов. Стабильное и устойчивое развитие профессионального искусства начинается с 1990-х гг. XX в. и продолжается до настоящего времени. Современное видение руководства республики и известных деятелей искусств позволило развить искусства до профессиональных высот посредством продуктивной деятельности образовательных учреждений нового поколения.

Организация школы классического танца в Якутии тесно связана с историческими этапами развития республики. Истоки начала развития хореографического образования в Якутии уходят корнями в первую половину 1930-х гг. XX в., когда на базе драматического театра была организована балетная студия, которая в 1940 г. преобразовалось хореографическое отделение Якутского музыкально-вокального коллектива. В числе первых студийцев были известные в будущем профессиональные артисты - И.М. Максимова, Л.И. Мекюрдянов, А.В. Посельская, И. Христофоров.

19 мая 1944 г. в свет вышло развернутое Постановления Бюро ОК ВКП (б), содержащее большую программу перспективного развития культуры и искусства республики. По вопросам подготовки кадров для музыкального театра данное постановление предписывало организовать музыкально-хореографическую студию при театре и направить на учебу в центральные учебные заведения талантливую молодежь.

Это историческое решение позволило республике подготовить профессиональных артистов для якутского театра в целом. Первые профессиональные артисты балета Р. Скрябина, Е. Степанова, с дипломом Ленинградского академического хореографического училища приехали на родину в 1958 году. С этой поры и до момента появления собственной балетной школы профессиональное хореографическое образование за пределами республики получило около 100 человек. Неоценимую помощь в подготовке кадров якутского балета оказали педагогические коллективы Новосибирской, Ленинградской, Пермской, Московской, Улан-удинской хореографических училищ.

Несмотря на стабильное вливание «свежей крови» в виде выпускников хореографических училищ, прослеживается определенный нонсенс -для постановок больших полотен, в период с 1965 по 1985 гг. руководство театра приглашало артистов балета из других театров Союза ССР. Это было обусловлено, во-первых, это количественным фактором. Республика, используя государственную квоту, периодически направляла детей на обучение хореографическому искусству в центральные города, многие претенденты, ввиду жестких критериев отбора, отсеивались уже на начальном этапе. Впоследствии, учебное заведение заканчивала часть направленных на обучение республикой детей. Во-вторых, следует учесть такой важный момент, как отношение местного преподавательского состава к «конечному продукту», т.е. к выпускнику. Особое внимание уделялось выпускникам, которые подпадали под категорию тех, кто будет танцевать на подмостках известных театров страны. В-третьих, известно что, результатом успеха являются производственная практика и упорные занятия по овладению искусством танца под наблюдением опытного педагога. Творческие руководители как продукт высшего хореографического образования являются «штучным товаром». Так, с конца 1950-х гг. прошлого века по начало XXI в., диплом высшего образования по специальности «балетмейстер» получило всего пять постановщиков, а по специальности «педагог-хореограф» трое. Это выпускники ГИТИС им. Луначарского и Ленинградской консерватории им. Мусоргского разных лет - А.Н. Мохотчунова, А.А. Попов, Г.С. Баишев, М.В. Сайдыкулова, Е.М. Мыреева, Н.С. Посельская, В.А. Захарова, М.Л. Мекюрдянова.

Правительство республики по мере своих возможностей вело работу по подготовке профессиональных кадров: артистов балета, оркестра, оперы. Эпизодически уделялось внимание подготовке художественных руководителей: дирижеров, балетмейстеров - постановщиков, педагогов - хореографов, режиссеров оперного искусства, хормейстеров, концертмейстеров. К сожалению, следует признать, что этот благородный порыв до сих пор остается главной проблемой в организации театрального дела республики. При достаточном количестве исполнителей хореографического действия ощущается отсутствие альтернативы в художественном руководстве, которое неминуемо создает условия для прекращения творческого роста и приводит к застою. За три десятилетия существования стабильной, немногочисленной профессиональной труппы, создан репертуар из полноценных балетных спектаклей. В целях дальнейшего развития и повышения уровня художественных постановок руководство театра в разные годы приглашало ряд известных балетмейстеров из центральных городов: К.М. Мадемилова, Б.М. Губжоков, С.Ф. Бурханов, Н. А. Маркарянц, Р.Г. Ибатуллин, Б.Р. Халиулов, А.В. Чичинадзе. Результаты не заставили себя долго ждать, были поставлены шедевры мировой классики: «Жизель» А. Адана, «Шопениана» Ф. Шопена, «Половецкие пляски» А. Бородина, «Тысяча и одна ночь» А. Амирова, «Франческа де Римини» П. Чайковского.

Признавая тот факт, что артисты и творческие руководители представляли разные школы классического танца, они в свое время обучались по единой программе, разработанной известными деятелями ведущих хореографических училищ страны. Отличие проявлялось лишь в методике подготовки отдельных-артистов балета, которые улавливаются профессионалами. Якутская балетная труппа не стала исключением, основным стержнем которой стала вагановская школа, где важным критерием подготовки является методика исполнительского мастерства. Либеральный подход к тем или иным исполняемым классическим движениям, особенно для северных артистов балета, несет пагубные последствия, которые могут привести к искажению истинной школы русского классического танца. Строгая, приверженная канонам классического танца школа совершенствует исполнительское мастерство артистов балета, включая учащихся, даже со средними физическими данными.

Применение активных форм и методов обучения классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ

Антропометрическое обследование проводилось по методике В.В. Бунака [39], принятой в НИИ Антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1984 г. Кроме этого в программу исследования входило изучение функциональных показателей мышечной силы по А.В. Чоговадзе [234], индексная оценка пропорциональности развития по П.Н. Башкирову [27, 28] и П.Ф. Шапаренко [235], оценка уровня полового развития по методике В.Г. Штефко и А.Д. Островского [242] принятой в НИИ антропологии МГУ им. Ломоносова в 1984 году. Исследование параметров стопы проводилось по методике Э.Г. Мартиросова [131] и А.В. Чоговадзе [234]. Индексная оценка пропорционального развития стопы по В.П. Воробьеву. Для оценки передних отделов стопы был разработан индекс поперечного свода, который выражался соотношением высоты свода к ширине стопы.

На основании полученных данных рассчитывались количественные характеристики основных компонентов тела (костной, мышечной и жировой тканей) по формулам J. Matiegka [255], массо-ростовые соотношения, индексы пропорций тела, площадь поверхности тела с использованием формулы В. Isaakson [256]. Результаты исследования оценивались согласно общепринятым методам статистического анапиза [2].

Антропометрические показатели физического развития учащихся ЯХУ им. А.В. Посельской на фоне равномерного увеличения габаритных размеров тела с возрастом (препубертатный, пубертатный и юношеский) наблюдались ряд особенностей, которые мы связываем с длительными и интенсивными физическими нагрузками. Так, отмечены низкие показатели индексов Рорера и Кетле во всех периодах онтогенеза. Индекс массы тела ИМТ 18,5 регистрировался у 56,7% девушек.

Изучение распределения подкожно-жирового слоя выявило относительную равномерность распределения жира с преимущественным его накоплением на голени во всех возрастных периодах. Возрастные изменения компонентного состава тела заключались в том, что на фоне равномерного увеличения абсолютных показателей отмечено различное изменение их процентного соотношения с возрастом. У учащихся училища обоего пола происходило увеличение удельного веса жирового и мышечного компонентов и снижение костного.

Индексная оценка пропорциональности развития учащихся обоего пола в разных возрастных группах вывила, что относительные показатели индексов грудной клетки, таза и плеч с возрастом увеличивались, а значения грудного указателя имели тенденцию к снижению. Данное явление определяет тенденцию к перестройке пропорций в сторону грациализации тела. Сравнительный анализ показателей индексов пропорциональности между девочками и мальчиками показал признаки полового диморфизма в пубертатный период онтогенеза. У девочек отмечается преобладание увеличения параметров нижних отделов туловища (таза), а у мальчиков верхних (плеч).

Исследование параметров нижней конечности выявило различное изменение с возрастом в зависимости от пола. С увеличением всех параметров нижней конечности у всех учащихся, наблюдается тенденция к снижению индекса поперечного свода и формирование поперечного плоскостопия у девочек хореографического училища, которое И.А. Баднин связывает с особенностями нагрузки на передние отделы стопы в результате танцев на пальцах и полупальцах [18, с.67].

Динамика полового созревания учащихся выявила, что начальные признаки первичных и вторичных половых признаков у девочек регистрируются с 12-летнего возраста, которые регистрировались на последних стадиях развития в 15-летнем возрасте, при этом в возрасте 17-18 лет отмечается относительно полное половое созревание. Динамика полового развития мальчиков определила начальные стадии развития в 13-летнем возрасте у 11,1%. Последние стадии развития вторичных половых признаков регистрировались в 10,5 % у 15-16-летних мальчиков, при этом полного полового созревания не определялось.

Наше исследование позволило на основе анализа полученных данных создать региональные стандарты показателей физического развития учащихся ЯХУ, представленных в виде таблиц, которые могут использоваться в отборе детей в ЯХУ; показало, что учащиеся хореографических училищ разных регионов России имели различные антропометрические характеристики в зависимости от пола, возраста и этно-территориальной характеристики. Анализ габаритных размеров показал, что учащиеся ЯХУ имели сравнительно более низкий рост и массу тела во всех возрастных группах, при этом возрастная изменчивость показала сравнительно одинаковый темп увеличения. Величина индекса Рорера и Кетле у девочек имели практически равные значения во всех возрастных периодах, а у мальчиков ЯХУ отмечали более низкие значения в пубертатном возрасте (1,08 и 1,13 при Р 0,05; 17,36 и 19,02 при Р 0,001) по отношению к мальчикам КГХУ, при этом возрастные изменения данных параметров имели также одинаковый, темп увеличения. Кроме того, у девушек хореографических училищ показатель ИМТ 18,5 регистрировался в сравнительно равном количестве, так, у девушек ЯХУ - у 56,7%, а у девушек КГХУ - у 60%.

Диагностика сформированности знаний, умений, навыков по классическому танцу учащихся и студентов хореографических училищ

Говоря о самой природе чувства ритма, исследовательница отмечает, что ритму предшествует движущееся тело. Тысячелетия человек воспринимает ритм как организующее начало, невольно подчиняясь ему и ориентируясь на него в своих движениях. К примеру, человек слышит марш, и он невольно начинает шагать, как солдат [90].

Человек обязан ритму тем, что музыка проникает в него через этот самый ритм. Слыша ту или иную музыку, человек бессознательно подпевает; точно также он совместно с музыкой двигается и присваивает ее через моторику всего тела. Психологи установили, что человек, объятый ритмическим движением, откликается на него всей мускулатурой сразу и каждой ее частью. Движение и ритм нераздельны: музыку нельзя отделить от танца, от трудовых движений, сопровождающих песню, например. Таким образом, можно весьма определенно сказать, что чувство ритма теснейше связано с телесной моторикой индивида, оно как бы протягивает руку телесно-моторному интеллекту и питается от него, в силу чего ритм нельзя вычислить или просчитать — его можно только пережить всем телом, моторно откликаясь на него.

Компоненты чувства ритма состоят из: 1) двигательной чувствительности, то есть способности эмоционально откликаться на движение, т. к. одним из первых свойств чувства ритма является его родство с движением, и ритм выступает как система организованных движений, которая встречается во всех видах деятельности, где имеется организация физических усилий — спорт, хореография; 2) способности формирования ритмического образа, что проявляется тогда, когда движение стало ритмом; 3) способности чувствовать темп, ощущение музыкального темпа, что является основанием чувства ритма.

Однако признано, что чувство ритма присуще не всем людям. Это, в первую очередь, зависит от того, какова музыкальная культура народа. Так, представители южных регионов повышенно ритмичны, северные народности обладают скромным чувством ритма. Вполне резонно, что эту особенность необходимо, с определенной долей осторожности, иметь в виду при отборе детей для обучения хореографии.

Основополагающий принцип исторически сложившейся в России и успешно функционирующей системы профессионального образования в области искусства — преемственность и непрерывность образовательного процесса: школа - училище (СПО) - вуз (ВПО). Этот принцип реализуется как в рамках одного учебного заведения, куда ребенок поступает еще в школьном возрасте (специализированные хореографические учебные заведения), так и в различных образовательных учреждениях, являющихся элементами учебных комплексов (Московская консерватория, Российская академия музыки имени Гнесиных и др.)

Как известно, подготовка кадров в области искусства классического танца имеет ряд специфических особенностей: - прием в средние специальные и высшие учебные заведения осуществляется на основании профессионального отбора; - профессиональное обучение в хореографическом училище начинается в детском возрасте и ведется параллельно с получением общего среднего образования; - тесная взаимосвязь учебных заведений с творческими организациями и непосредственное участие в учебном процессе деятелей искусства; - овладение профессией требует ежедневных многочасовых занятий, в этой связи еженедельная общая нагрузка учащихся, с учетом самостоятельных занятий, зачастую фактически превышает установленную законодательством пятидесяти четырёхчасовую норму.

Ребенок, поступающий в хореографическое училище, начинает обучаться специальности и получать профессиональные навыки с 7-10 лет. При поступлении на уровень высшего профессионального образования артист балета уже имеет за своей спиной достаточный опыт творческой деятельности в театре. Этот опыт приобретается еще на стадии обучения в училище, в рамках реализации программ по профессиональной практике. Иными словами, если в обычных вузах студенты в процессе обучения получают основную профессию, то артист балета в высшем профессиональном образовании получает дополнительную профессию (педагог-хореограф, балетмейстер), так как исполнительское образование (артист балета) на качественном уровне и в полном объеме было получено ранее. С целью повышения качества профессиональной подготовки будущих артистов балета нами в 2004 г. разработана система подготовки специалистов среднего звена «Хореографическое образование: развитие профессиональных навыков в более раннем возрасте», где учтены данные комплексного исследования физического статуса учащихся ЯХУ с учетом габаритных показателей, индексов пропорционального развития, компонентного состава тела и динамики полового созревания (см. схему 2).

Данная система состоит из трех блоков. Первый блок включает в себя цель, виды деятельности, квалификационные характеристики. Второй блок разделён на три этапа. Первый этап, экспериментальный - этап начального образования включает в себя обучение со 2 по 4 классы. Второй этап - среднее образование (5-9 классы). И наконец, третий этап - собственно профессиональное образование (I - III курсы). Третий блок - модель выпускника хореографического училища.

Одними из центральных задач обучения и в частности профессиональной подготовки специалиста являются формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире, вынесение оценки к миру и сосредоточенным в нем ценностям. Решение этих задач требует создания специфических педагогических условий, разработки и внедрения технологии обучения классическому танцу учащихся и студентов, которые способствуют развитию их интеллектуальной, личностной и социальной активности.

Похожие диссертации на Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия)