Содержание к диссертации
Введение 4
Глава 1. Культурно-историческая характеристика организации
образования как предпосылки становления благотворительной
деятельности в России 18
І Іародное просвещение как предпосылка развития благотворительной деятельности в дореволюционной России.. 18
Унификация системы образования в советский период как фактор деградации благотворительной деятельности 66
Возрождение разнообразия образования как предпосылка становления благотворительной деятельности в современных условиях 74
Выводы по первой главе 88
Глава 2. Социокультурный аспект и содержание
благотворительности в Европе и России 91
Социокультурная природа благотворительности, основные субъекты и формы благотворительной деятельности 91
Христианская идея благотворительности и ее развитие в европейской культуре 112
Христианские корни благотворительности на Руси и ее последующее развитие 135
Рационализация и секуляризация благотворительной деятельности в России 147
ф Выводы по второй главе 164
Глава 3. Меценатство как культурно-историческое явление и вид
благотворительной деятельности 167
Формирование и сущность меценатства 168
Роль меценатства в развитии культуры 175
З.З.Основные направления меценатской деятельности в культуре и
образовании 198
Выводы по третьей главе 222
Глава 4. Возрождение благотворительности и меценатства в России 225
4.1.Условия возрождения благотворительности и
меценатства в образовании и культуре 225
4.2.Спонсорство как современный результат эволюции
благотворительности и меценатства в образовании и культуре 240
4.3.Концептуальная модель становления благотворительной
деятельности в образовании 269
Выводы по четвертой главе 292
Заключение 295
Список литературы 309
Приложения 348
Введение к работе
Актуальность исследования. В последнее время сделан еще один важный шаг в разработке и реализации образовательной политики России, существенные черты которой определились в Законе РФ "Об образовании", Национальной доктрине образования до 2025 года, Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года справедливо отмечается, что свои назревшие социальные и экономические проблемы страна должна разрешать не за счет экономии на образование, а на основе его опережающего развития, рассматриваемого как (вложение средств в будущее страны. Должна быть
повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств самим обществом, представителями национальной экономики, науки, культуры - гражданами, без участия которых, отмечается в концепции, нельзя достичь стратегических целей модернизации.
По инвестиции в образовании - это не только вложение денег. Не в меньшей, а, может быть, и в большей мере, - это вложение интеллекта, духа, примеров и образцов бескорыстного служения Отечеству, поддержки и помощи конкретным людям, творение блага, что в духовной культуре понимается под благотворительностью. Будучи генетически и исторически тесно связанной с народным просвещением, благотворительность сегодня, на наш взгляд, способствует решению ряда вопросов.
Одним из результатов социально-экономических преобразований стало появление в современной России предпринимателя, собственника, "богатого человека", обладающего значительными финансовыми ресурсами, но лишенного, зачастую "культурного капитала", морально-нравственного пути служения обществу и людям приобретенным или унаследованным богатством. Между тем, именно такое служение, свойственное традиционной благотворительности, сформированное, в том числе, народным просвещением, образованием и воспитанием, приводило в прошлом к складыванию
культурного архитипа дворянина, купца, промышленника, зажиточного крестьянина - благотворителя и мецената - и являлось одним из условий смягчения напряженности, порождаемой экономическим неравенством и социальным расслоением.
Современное общественное сознание испытывает дефицит ценностей, ушедших вместе с коммунистической эпохой. Предпринимаются разные попытки "заполнения вакуума": идут поиски "национальной идеи", сближения школы и церкви, разработки программы массового патриотического воспитания на первое десятилетие двадцать первого века. Между тем, как за плечами у нас, тысячелетия истории и неотвлеченные, живые примеры патриотизма и сострадательного отношения к человеку, бескорыстия и подвижничества, продуктивного, разумного труда, отношения к Богу, роду, семье, детям, искусству, образованию - всего того, что составляет духовную основу благотворительности и помогает переосмыслить ценности, лежащие в основе современного образования и воспитания.
Сложное, противоречивое становление гражданского общества, в том числе, в образовании, его развитие как открытой общественно-государственной системы, так же сталкивается с недостатком культурно-интеллектуальных ресурсов, влиятельных сил и средств. Между тем, благотворительная деятельность в ее разных видах и формах, эволюционизирующая в мировой практике от стихийной благотворительности к организованной социальной работе, развитие меценатства, спонсорства, попечительства как частных и общественных форм поддержки культуры и образования - являются одним из важных факторов становления гражданского общества в образовании, цивилизованным образцом диалога бизнеса и власти, изменения общественного отношения к образованию и его роль в жизненном благополучии человека и страны.
Наконец, чрезвычайно важен поиск своеобразного "балансира" между новацией и традицией, современной модернизацией системы образования,
выступающей как общецивилизационный фактор развития, и культурой, устойчивыми культурно-историческими формами и механизмами, одним из которых является благотворительная деятельность в образовании.
В современных условиях возник ряд противоречий: между необходимостью широких инвестиций в модернизацию и развитие образования и их отсутствием в достаточной степени у государства: между необходимостью участия в модернизации и развитии образования представителей национальной экономики, других сфер, всех граждан, и недостаточной проработанностью путей и форм этого участия, не сформированностью культурного типа современного собственничч'а, предпринимателя и его ориентации и ценностей в сфере образования; между потребностями образовательной практики в благотворительной деятельности и уровнем современных научных представлений о ней, разработанностью закономерностей, принципов, социальных технологий становления и развития благотворительной деятельности в образовании. Основная проблема исследования - выявить пути преодоления этих противоречий путем разработки и реализации теоретических оснований становления благотворительной деятельности в образовании как фактора его культурно-исторического и современного развития.
В научной литературе проблемы благотворительности рассматривались в разных аспектах: историческом, философском, культурологическом (В.Г. Афанасьев [37], Л.Б. Березин [68], А.Н. Боханов [90],[91],[92],[93], С.К. Гогель [140], И.Н. Городецкий [147], И.С. Жданова [172], С.Д. Мартынов [310], [311],[312],[313], П.Н. Мешалкин [320], В.Я. Нечаев [338], П.Н. Нещеретный [339], Т.В. Павлова [355], СИ. Розанов [378],[379], В.Н. Ярская [73],[516] и др.).
В педагогике эта проблема представлена, главным образом, в дореволюционной литературе, в работах по общей педагогике в организации народного образования (В.А. Звягинцев [187], П.Ф. Каптерев [220],[221], II.А. Корф [247],[248], А.И. Новиков [343], ГЛ. Фальборк [444], В.И. Чарнолуский [475], [476], Н.В. Чехов [483],[484] и др.), где при рассмотрении его состояния и
тенденций, сравнительном анализе разных типов и видов образования, в качестве примечательного общественного явления и фактора развития народного просвещения раскрываются частная инициатива и благотворительность. Примечательно, однако, что указывая на важность этого фактора, дореволюционные педагоги, исследователи-организаторы, земские деятели, не акцентируют особого внимания на духовных основах благотворительности и ее родственных связях с народным просвещением. В том общественном педагогическом сознании это считалось само собой разумеющимся. Проблемы благотворительности в народном просвещении отчасти рассматриваются в историко-педагогических исследованиях, в советское и постсоветское время (Э.Д. Днепров [162],[163],[200], С.Ф. Егоров[169], Н.А. Константинов[240],[241], Е.И. Медынский [316], З.И. Равкин [372],[336],[348],[366], М.Ф. Шабаева [488] и др.). Естественно, что долгое время тема благотворительности в историко-педагогических работах выступала как исторический факт, некое "ушедшее явление", но не как сквозной культурно-исторический механизм и условие развития образования. Еще один достаточно обширный круг литературы отражает представления о благотворительности в контексте теории коммунистического воспитания и коллективизма, освещает новые формы общественной благотворительности в образовании (шефство над школами, тимуровские движения, безвозмездная работа студенческих отрядов), возникшие в советское время. Отмечая понятный идеолого-мировоззренческий отпечаток, лежащий на работах этого времени, нельзя исключать сам реальный опыт, бескорыстной общественно-полезной деятельности и ее осмысления в трудах А.С. Макаренко [301] и В.А. Сухомлинского [424], опыт коммунарства как формы социального служения и методику коллективных творческих дел Н.П. Иванова [ 194],[195] и др., которые по сути, а часто и по педагогической технологии, имеют определенное отношение к исследуемой теме.
В самые последние годы проблемы благотворительности начали
разрабатываться в контексте становления попечительства как вида
филантропии, института меценатства в образовании и одного из общественно-
государственных механизмов его развития (А.И.Адамский
[9],[10],[11],[12],[13],[14]). На примере благотворительности исследуется
специфика становящейся деятельности и условия профессионализации в ней
(Н.Г.Алексеев, Д.А.Григорьев).
Однако становление благотворительной деятельности в образовании в целостном виде не исследовалось. До сих пор остается не решенным ряд фундаментальных вопросов: о сущности и содержании благотворительной деятельности в образовании, видах и формах, условиях и факторах, механизмах становления и развития.
В основе нашего исследования лежит социокультурный подход, при котором благотворительная деятельность в образовании рассматривается не просто в социуме или в культуре, а в их сложном противоречивом соотношении - социокультуре и ее динамике, историческом развитии. Наша работа, которую мы рассматриваем в контексте "культурно-исторической (или социокультурной) теории образования" (В.П. Зинченко [169]) строится с опорой на труды выдающихся философов, культурологов (М.М. Бахтин [44], И.А. Бердяев [55],[56],[57], П.А. Флоренский [409]), психологов (Л.С. Выготский [106],[107], А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [345], Д.Н. Фельдштейн). Важное значение имеют для нас работы методологов, педагогов, работающих в русле социокультурной интерпретации образования, процессов его эволюции и образовательных реформ (Б.М. Бим-Бад [61], М.В. Богуславский [75],[76], Э.Н. Гусинский, Э.Д. Днепров [142],[143],[178], Г.Л. Ильин., В.В. Краевский., М.А. Лукацкий, В.М. Полонский, Ю.Н. Турчанинова, A.M. Цирульников [419],[420],[421],[422],[423]) применяющих идеи теории самоорганизации - "синергетики" к рассмотрению сложных культурно-образовательных процессов, в том числе, на региональном и
институциональном уровнях (В.Н. Аверкин [3],[4],[5], В.И. Козырь [233],[234], В.П. Кузьмин [258], Ю.С. Мануйлов [307], Л.И. Новикова [342], Ф.Н. Русинов [389], Г. Халкен [464], P.M. Шерайзина [494],[495], Р.У. Эжби [503]).
В числе ключевых для нас понятий и категорий (к которым относим "культурную традицию", "народное просвещение", "разнообразие образования") мы выделяем категорию "становления", становящейся деятельности, специфическими характеристиками которой является отсутствие социально и культурно нормированного предмета, способов деятельности и сложившегося профессионального сообщества, что делает процесс становления субъектов благотворительной деятельности одновременно процессом складывания самой деятельности как особого типа общественно-профессиональной практики. С другой стороны, категория "становления" рассматривается нами как одна из базисных в триаде с "функционированием" и "развитием", а "управление становлением" - как поддержка и насыщение образовательного пространства, где может зарождаться новое пространство самоорганизации, каковым является культурно-историческая практика образования в целом и благотворительной деятельности, в частности.
Накопленный массив научных знаний, плодотворные подходы к исследованию системы образования, а также стоящие перед ней проблемы, делают сегодня возможным и необходимым разработку теоретических оснований (концепции) становления благотворительной деятельности как фактора и органической, составной части культурно-исторического процесса организации и развития образования.
В социально-практическом плане актуальность заключается в выполнении ведущих идей попечительского движения в России и за рубежом, которые могут быть как теоретически, так и инструментально освоены в современных социокультурных и социально-экономических условиях, при осуществлении широкого инновационного поиска.
Объект исследования - благотворительная деятельность как социокультурный феномен и общественный институт в сфере образования.
Предмет исследования - содержание и процесс становления благотворительной деятельности в сфере современного образования.
Цель исследования - разработать теоретические основания становления благотворительной деятельности как культурно-исторического фактора развития образования.
Проводя исследование, мы исходим из предположения о том, что благотворительная деятельность есть культурно-исторический механизм и закономерность народного образования, имеющая как общие, так и специфические характеристики, обусловленные типом общества и культуры, особенностями социокультурной среды, устройством образования как общественно-государственной системы, что является основанием разработки и оценки культуросообразных стратегий и моделей становления благотворительной деятельности в образовании. Такое становление должно происходить на основе традиционных для России духовных ценностей милосердия и служения обществу, складывания культурного типа современного предпринимателя и возрождения функции народного просвещения, развития -разных видов и форм благотворительности как организованной социально-профессиональной работы и механизма развития общественно-государственной системы образования.
Задачи исследования:
Определить концептуально-методологические подходы к рассмотрению благотворительности как особо значимого историко-педагогического феномена.
Теоретически обосновать понятие «образовательная благотворительность» как отражение логики формирующейся ситуации.
Охарактеризовать исторические, социокультурные и философско-педагогические предпосылки возникновения и развития благотворительной деятельности в конце Х1Х-го — начале ХХ-го веков.
Раскрыть сущность меценатства как культурно-исторического явления и виды благотворительной деятельности.
Выработать целостное представление о сущности образовательной благотворительности, выявить социокультурные основания ее становления.
Показать значимость идей благотворительной деятельности в образовании конца ХІХ-го - начала ХХ-го веков для современного развития педагогической теории и практики.
Выбор методов исследования был обусловлен особенностями изучения таких многомерных педагогических явлений, как развитие, становление, категориальный синтез. Это побудило нас обратиться к элементам:
сравнительно-исторического анализа, который позволил выявить связи и зависимости, составляющие сущность благотворительности как социокультурного феномена на основе интеграции знаний, полученных в смежных с педагогикой науках: антропологии, сравнительной педагогике, психологии, валеологии и т.п.;
ретроспективного подхода к изучению наследия прошлого, который помог осмыслить динамику развития благотворительной деятельности;
диалога прошлого, настоящего и будущего, способствующего осмыслению становления благотворительности как особо значимого явления, перешагнувшего пространственно-временные рамки (М.М. Бахтин [53], Б.С. Гершунский [132],[133],[134], В.А. Гиляровский [135],[136],[137], А.Я. Гуревич [154] и др.);
эмпирических методов: наблюдение, статистический анализ, изучение документации, практического опыта благотворительных организаций, фондов, других частных и общественных форм благотворительной деятельности и меценатства в сфере образования;
- номотетических (обобщающих) методов, позволивших создать целостное
представление о предмете исследования.
Методологическую основу исследования составили теории системного подхода к изучению сложных социально-педагогических систем, философские и психолого-педагогические идеи, раскрывающие закономерности общественного развития личности и становления благотворительности, идеи гуманистической педагогики. В своем исследовании мы опирались на методологические основания в области:
общей теории систем и синергетики (В.Г. Афанасьев [37], В.П. Кузьмин [258], Ф.М. Русинов [389], Г.^акен [464], Р.У. Эжби [503] и др.);
философии образования и методологии педагогики (Ю.К. Бабанский [39], Б.М. Бим-Бад [71], М.В. Богуславский [85],[86], В.Г. Воронцова [118],[119], B.C. Гершунский [132],[133],[134], Г.Б. Корнетов [244], В.В. Краевский [251], М.А. Лукацкий [296], В.М. Полонский [361], С.А. Расчетина [375], П.Г. Щедровицкий [500] и др.);
теории моделирования (Н.П. Бусленко [97], И.Б. Новиков [344], В.А. Штофф [498] и др.);
проектирования региональных культурно-образовательных систем (В.А. Аверкин[3],[4],[5], В.И. Козырь [233],[234], В.Ю. Кричевский [253], P.M. Шерайзина [494],[495] и др.).
На защиту выносятся следующие положения:
Благотворительность есть универсальный социокультурный феномен и закономерность культурно-исторического процесса развития образования, особый тип духовно-культурной традиции, обеспечивающей поддержку и стимулирование народного просвещения в условиях динамичного многообразия содержания и форм деятельности.
В основе классической благотворительности лежат духовные начала, христианские нормы формирования и интерпретации, исторически проявляющиеся в разной степени их рационализации и секуляризации, что
выразилось в Европе в форме развития рационально мыслимой филантропии и меценатства, а в России - преимущественно в форме милосердия. В становлении благотворительности в России обнаруживаются единые духовные основы с народным просвещением, изначально понимавшимся не столько как способ получения конкретных знаний и практических навыков, сколько как возможность духовно-нравственной ориентации в мире, средство "спасения души".
Становление образовательной благотворительности ведет к необходимости переосмысления и реализации в содержании современного образования и воспитания категорий "материальное" и "духовное", общечеловеческое и этно-национальное, труд и трудовое воспитание, патриотизм, морально-нравственный путь служения обществу приобретенным или унаследованным богатством, капиталами. Обогащенное таким образом содержание и адекватные ему формы, методы образования и воспитания выступают необходимым условием складывания культурного типа современного собственника, предпринимателя, благотворительная деятельность которого является органической частью его сознания и образа жизни.
Становление благотворительной деятельности в образовании обусловливается следующими факторами:
социально-экономические и нормативно-правовые (рыночная экономика, экономическое и социальное стимулирование благотворительности, поощрительное законодательство, защита авторских прав в образовании и получении доходов от коммерческого использования культурно-образовательных ценностей);
социально-образовательные (возрождение народного просвещения, становление благотворительности как социально-профессиональной деятельности и общественного института гражданской поддержки
образования, общественно-государственный характер управления
образованием); - духовно-нравственные (духовные основы и морально-нравственные
ценности благотворительной деятельности).
Процедура многофакторного анализа включает дифференцированную оценку и приоретизацию факторов и условий для решения разного класса задач: разработки стратегий становления благотворительной деятельности, механизмов и моделей ее развития, принятия организационно-педагогических решений разного уровня и типа.
Разработанная типология видов благотворительной деятельности в образовании включает стихийную благотворительность, филантропию, меценатство, спонсорство, попечительство, имеющих разные содержательные и процессуальные характеристики, ценности, мотивы и цели, что обусловливает разные функции благотворительности в образовании.
Основными актуальными областями и перспективными направлениями становления благотворительной деятельности в образовании являются: помощь незащищенным и малозащищенным детям, попечительское движение, поддержка «культурного сектора» в образовании, стимулирование новаций и кооперации как современных аналогов культурно-исторических механизмов развития образования.
Становление благотворительной деятельности в образовании основывается на принципах культурно-исторической преемственности, гуманизма и милосердия, открытости и демократичности, добровольности и свободы выбора получателя помощи, соуправления и соучастия в образовании.
Научная новизна диссертационного исследования: определенно новое направление в педагогике - благотворительная деятельность в образовании, ее сущностные характеристики: духовно-нравственные, филантропические, прагматические; преодолена фрагментарность научных данных о благотворительности; выявлена
сущность становления образовательной благотворительности как системы и развития;
научно обоснована сущность понятия «образовательная
благотворительность» как особого типа духовно-культурной традиции, связанного с поддержкой и стимулированием народного просвещения в условиях динамичного многообразия содержания и форм деятельности; выявлены основные историко-культурные предпосылки становления благотворительной деятельности: духовные (христианские корни), просветительские (народное просвещение), организационно-педагогические (разнообразие организации образования);
определены и содержательно раскрыты основные виды и формы благотворительной деятельности в культуре и образовании: филантропия, меценатство, спонсорство, попечительство.
Теоретическая значимость диссертационного исследования: веден в научный оборот широкий многообразный фонд оригинальных источников, существенно расширяющих базу данных о представителях благотворительного движения, их меценатской, спонсорской, попечительской и просветительской деятельности;
определены периоды культурно-исторической практики благотворительной деятельности с точки зрения вариативной организации образования: становление, развитие, упадка и возрождения благотворительной деятельности;
раскрыт социокультурный смысл и содержание благотворительности и благотворительной деятельности в образовании, основные характеристики и духовные основания, связанные с христианским просвещением, характеристики благотворительности в Европе и России, различающиеся между собой как филантропия и милосердие;
обоснованы основные принципы становления благотворительности в сфере образования: культурно-исторической преемственности, гуманизма и
милосердия, открытости и демократичности, добровольности и свободы
выбора получателя помощи, соуправления и соучастия в образовании; определены и раскрыты актуальные области и перспективные направления
совместной благотворительной деятельности в образовании: оказание
помощи слабо защищенным детям, попечительское движение, поддержка
«культурного сектора» в образовании, развитие новаций и кооперации в
образовании.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивается: реализацией системного подхода, логикой и научной
обоснованностью рассматриваемых положений; опорой на данные психолого-
педагогической науки, разнообразные источники социальной, историко-
литературной, экономической информации; реализацией комплексной
методики исследования; применимостью идей, концептуальных положений и
управленческих механизмов при организации благотворительной деятельности
в сфере образования в различных территориях России; подтверждением
концептуальной непротиворечивости, использованием методов,соответствующих задачам и специфике этапа исследовательской работы.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования ее результатов в решении проблем современного образования в России, разработке региональных программ развития социальной сферы, образования, культуры, молодежной политики, а также системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, создания учебных пособий для вузов и средних специальных учебных заведений, факультетов и специальностей гуманитарного профиля.
Апробация результатов исследования.
Основные результаты исследования нашли отражение в научных изданиях: опубликовано 2 монографии, 21 пособие и 12 научных статей; в докладах и выступлениях на международных конференциях по проблеме благотворительной деятельности (Москва 2000, 2001, 2002), на Всероссийских
научных, научно-практических конференциях и семинарах (Москва 2000, 2001, 2002), при чтении спецкурсов в МГОПУ им. М.А.Шолохова, выступлениях по телевидению (программа 50x50, 2003 г.) Результаты исследования использовались в учебных курсах Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и ряда региональных институтов усовершенствования учителей и повышения квалификации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертации на Становление благотворительной деятельности в образовании