Содержание к диссертации
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы соотношения текста и контекста в школьном литературно-художественном образовании в историческом освещении 13
1.1. Философские предпосылки новых подходов к изучению текстов культуры в XX веке 13
1.2. Становление и развитие понятий «текст» и «контекст» в филологии и искусствоведении XX века 19
1.2.1. Лингвистические исследования в области теории текста и контекста 19
1.2.2. Изучение категорий «текст» и контекст» в литературоведении 24
1.2.3. Использование понятий «текст» и «контекст» в современном искусствоведении 36
1.3. Проблема соотношения текста и контекста в психологии и педагогике. 45
1.3.1. Психолого-педагогические аспекты проблемы 45
1.3.2. Взаимодействие текста и контекста в истории школьного литературно-художественного образования XDC-XX вв 61
1.3.2.1. Литературное образование учащихся 61
1.3.2.2. Музыкальное образование учащихся 95
1.3.2.3. Изобразительное искусство в школе 102
1.4. Итоги развития проблемы соотношения текста и контекста в отечественном литературно-художественном образовании XDC-XX веков 109
Выводы 112
Глава 2. Современная практика использования различных соотношений текста и контекста в школьном литературно-художественном образовании 113
2.1. Реализация идей взаимодействия текста и контекста в программах образовательных областей «Филология» и «Искусство» 113
2.2. Научно-прогностическая модель взаимодействия текста и контекста в школьном литературном образовании 146
Выводы 159
Библиография 162
Приложение 181
Введение к работе
Актуальность исследования связана с осмыслением изменений, происходящих в литературно-художественном образовании школьников на рубеже XX—XXI веков. Гуманитарная направленность современной школы значительно повысила роль литературы, музыки и изобразительного искусства в воспитании гармонически развитой личности, свободно ориентирующейся в культурном пространстве, способной творчески переосмыслять накопленный человечеством художественный опыт. Основываясь на современных концепциях изучения объектов культуры, школа использует сегодня разнообразные педагогические подходы, которые не только подчеркивают специфику художественных произведений, но и позволяют рассматривать их в контексте истории и культуры. При условии эффективного соотношения между текстом и контекстом изучаемых произведений открываются возможности для таких подходов к ним, которые отвечают научным представлениям об особенностях природы художественного текста и роли контекста в его интерпретации. Однако в этой работе все отчетливее начинают проявляться противоречия, трудно разрешимые как в теоретическом, так и в практическом плане:
- между современными научными подходами к художественным текстам и традиционными, часто стереотипными, господствующими в школе;
- между системным, целостным подходом к художественной культуре в гуманитарных науках и школьной практикой, ориентированной на изучение отдельных художественных образцов и усвоение разрозненных знаний по искусству и литературе, не складывающихся в систему;
- между необходимостью познакомить учащихся с ролью и местом художественных произведений в культуре прошлого и в современной культуре и оторванностью учащихся от ее реального пространства;
- между пониманием необходимости умения воспринимать художественные произведения в разнообразных контекстах и нарушением меры соотношения в изучении текста и контекста, неиспользованием контекста там, где он необходим для понимания учащимися текста или подменой изучения текста различными типами контекста;
- между необходимостью рассмотрения художественных произведений как объектов культуры, освоение которых требует опыта диалогового общения, взаимодействия (интеракции) участников этого диалога, новых технологий и новых источников знаний, позволяющих увидеть изучаемую проблему с разных точек зрения, и приоритетом описательно-объяснительных форм взаимодействия с культурой в школе.
В связи с этим исследование соотношений, которые возникают между текстом и контекстом, имеет и методологическое, и практическое значение для совершенствования модели развивающего обучения, повышения качества литературно-художественного образования за счет его целостности и открытости.
Поскольку проблема соотношения текста и контекста возникает при изучении любых видов искусства, ее можно считать общей для всех предметов литературно-художественного цикла - литературы, музыки, изобразительного искусства. В более широком смысле эта проблема является глобальной для современной школы вообще. Но ее решение сопряжено с учетом специфики каждого конкретного предмета и традиций, сложившихся в его преподавании.
Под соотношением текста и контекста мы понимаем статические отношения между ними, которые только констатируют сам факт их зависимости и степень ее, под взаимодействием - динамический процесс установления смысловых связей между текстом и контекстом, ведущий к более глубокому пониманию художественных явлений.
Историко-генетический анализ этой проблемы в педагогике и базовых гуманитарных науках является ключом к пониманию закономерностей и циклов взаимодействия текста и контекста на разных этапах развития литературно-художественного образования в XIX-XX вв. Поэтому мы рассматриваем проблему текста и контекста прежде всего как историко-педагогическую.
Цель исследования: историко-генетический анализ проблемы соотношения текста и контекста в отечественном литературно-художественном образовании и прогнозирование развития исследуемых тенденций на современном этапе.
Объект исследования: историческое освещение проблемы соотношения текста и контекста в отечественном литературно-художественном образовании XDC-XXBB.
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия текста и контекста в литературно-художественном образовании школьников.
Гипотеза исследования:
1. Мы предполагаем, что на разных этапах изменения в соотношении и взаимодействии текста и контекста при изучении литературы и искусства были вызваны разными социокультурными условиями и разной методологией научных школ, влиявшими на школьную практику.
2. Постоянный интерес к этой проблеме на протяжении веков, цикличность, проявляющаяся в этом процессе, свидетельствует о стремлении к нахождению идеальной меры соотношения текста и контекста в разных социокультурных ситуациях.
3. Педагогическое решение проблемы соотношения текста и контекста зависело от состояния базовых наук, но и эмпирический опыт преподавания литературы и искусства иногда сопутствовал, а в отдельных случаях предшествовал научному решению этой проблемы.
4. В школьной практике на разных этапах использовались разные типы контекста, отвечавшие задачам обучения учащихся.
5. Главным объектом изучения в школе остается художественный текст, а контекст выступает как инструмент анализа, помогающий создавать установки для восприятия художественных текстов, восполнять недостающие знания, необходимые для адекватного его понимания, обобщать и структурировать материал, расширять образовательное пространство.
6. Методы работы с текстом и контекстом должны соответствовать возрасту учащихся, уровню их литературно-художественной подготовки и задачам работы с конкретным художественным произведением.
7. В современной школе произведения должны изучаться во взаимодействии с контекстом на всех этапах литературно-художественного образования, но при разном их соотношении и с учетом специфики предмета.
Задачи исследования:
1. Проанализировать становление понятий «текст» и «контекст» в смежных научных дисциплинах (философия, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, психология, педагогика).
2. Проанализировать и обобщить существующие в отечественном педагогическом наследии варианты соотношений текста и контекста, цели и эффективность их использования при изучении художественных произведений.
3. Проследить взаимодействие педагогики с базовыми и смежными науками, а также влияние педагогики на эти науки.
4. Определить разные уровни соотношений и типы взаимодействий между текстом и контекстом при решении разных педагогических задач.
5. Систематизировать существующие приемы работы с текстом и контекстом и дополнить их новыми приемами.
6. Создать научно-прогностическую модель взаимодействия текста и контекста в литературно-художественном образовании на примере преподавания литературы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвященные следующим вопросам:
философии культуры (Р. Барт, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Х.-Г. Гадамер, И.П. Ильин, М.С. Каган, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др.);
• теории и ИСТОРИИ художественной культуры (Б.В. Асафьев, М.М. Бахтин, С.Н. Иконникова, О.А. Кривцун, Г. Орлов, И. Тэн, П.А. Флоренский, Б.Л. Яворский и др.);
• проблеме текста и контекста (в лингвистике — А.Н. Алексеев, И.Г. Гальперин, В.Г. Колшанский, Б.М. Лейкина, А.Р. Лурия, Н.Л. Мишатина, Н.А. Пасхалова, Р. Сёрль, З.В. Хованская, К. Чиквиашвили, П.П. Ящук; в литературоведении - М.М. Бахтин, Г.А. Гуковский, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, А.В. Михайлов, А.А. Потебня, Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Ю.М. Эйхенбаум, Р. Якобсон; в искусствоведении - М.С. Каган, ГА. Орлов);
• психологии (Л.С. Выготский, В.Д. Еремеева, Л. Клинберг, Ю.Н. Кулюткин, П. Линдсней, Д. Норман, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская и др.);
• педагогики (М.Г. Боровик, А.А. Вербицкий, В.Г. Воронцова, В.В. Давыдов, Г.Б. Корнетов, ИЛ. Лернер и др.);
• гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю. Алексашина, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова, А.К. Колеченко, О.Е. Лебедев, Ю.Н. Леонтьев, А.С. Роботова, Е.М. Сергейчик, А.П. Тряпицына, Н.И. Элиасберг и др.);
• культурологическому аспекту педагогической деятельности (М.Е. Балашов, Г.И. Беленький, М.Н. Берулава, М.Г. Боровик, Т.Г. Браже, Л.М. Ванюшкина, В.Г. Воронцова, Е.М. Колокольцев, В.Г. Маранцман, Д.Н. Мурин, Н.М. Свирина, Е.Д. Тенютина, И.Л. Шолпо и др.);
• истории отечественной методики (Д.К. Мотольская, З.Я. Рез, Я.А. Роткович; монографии по преподаванию литературы - Ц.П. Балталон, Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов, В.В. Голубков, В.П. Острогорский, З.Я. Рез, М.А. Рыбникова, Н.М. Соколов, ВЛ. Стоюнин и др.; музыки и изобразительного искусства - А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.Ф. Одоевский, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.);
• основам преподавания предметов литературно-художественного цикла в XX в. (Б.В. Асафьев И.А. Бирич, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже,
Л.М. Вашбшкина, Г.А. Гуковский, В.А. Гуревич, СМ. Едунов, И.С. Збарский, С.А. Зинин, Г.Н. Ионин, Д.Б. Кабалевский, М.Г. Качурин, А.И. Княжицкий, BJL Коровина, B.C. Кузин, Н.И. Кудряшев, Т.Ф. Курдюмова, Ю.И. Лыссый, В.Г. Маранцман, НЛ. Мещерякова, Б.М. Неменский, Г.А Праслова, Л.М. Предтеченская, Н.Н. Ростовцев, Л.Б. Рылова, Н.М. Свирина, М.А. Снежневская, Л.В. Шамрей, М.А. Шнеерсон, И.Л. Шолпо, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, B.C. Щербаков, Б.П. Юсов и др.). Методы исследования:
• анализ философской, литературоведческой, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• анализ базовых, экспериментальных и авторских программ по литературе, музыке и изобразительному искусству;
• педагогические наблюдения за деятельностью учащихся в учебном процессе, анализ письменных и устных ответов учащихся;
• опытно-экспериментальная работа в школах. Опытно-экспериментальная база исследования: школы и гимназии
Петродворцового района Санкт-Петербурга (гимназия № 415, лицей № 419, школы № 412, 416, 421, 529, 542, 567), школа № 64 Приморского района, Аничков лицей (Центральный район), частная школа «МИРТ» (Смольнинский район).
Этапы исследования:
Первый этап (1997-1999 гг.) - изучение литературы по теории текста и контекста и примеров их взаимодействия в истории отечественного преподавания предметов литературно-художественного цикла Проведение констатирующего эксперимента в школах Петродворцового района, анализ результатов констатирующего эксперимента.
Второй этап (1999—2002 гг.) - продолжение изучения истории проблемы, анализ современных программ и стандартов в образовательных областях «Филология» и «Искусство».
Третий этап (2002-2004 гг.) — теоретический анализ собранного материала, построение прогностической модели взаимодействия текста и контекста в работе над литературными произведениями в школе.
На защиту выносятся следующие положения:
• В процессе развития проблемы текста и контекста в педагогике и методиках на нее оказывали активное влияние базовые гуманитарные науки, что привело к научному осмыслению опыта разных уровней соотношения изучаемых художественных произведений с контекстом истории и культуры, повлиявшему на повышение качества литературно-художественного образования.
• Педагоги прошлого активно участвовали в этом процессе и эмпирическим опытом подготавливали открытия в смежных гуманитарных науках.
• Отечественное литературно-художественное образование школьников, опираясь на обоснованное современной наукой новое понимание текста и роли контекста в его изучении, движется по пути поиска их эффективного взаимодействия.
• Основными педагогическими условиями эффективного взаимодействия текста и контекста являются приоритет работы с текстом как первоосновой уроков литературы, музыки и изобразительного искусства; использование контекста в качестве инструмента анализа художественного произведения и расширения образовательного пространства; соответствие выбранного контекста целям и задачам обучения, возрасту учащихся и уровню их подготовки; выбор адекватных форм работы.
• Основными типами соотношений текста и контекста в литературно-художественном образовании в современных педагогических условиях выступают «текст - текст», «текст - культурная среда», «текст — коллективная и индивидуальная творческая деятельность (межсубъектное общение)».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в выявлении тенденций, проявляющихся во взаимосвязи между базовыми гуманитарными науками и педагогической практикой в области работы с художественными произведениями; в историческом освещении имеющихся в отечественной школе подходов к изучению художественных текстов в различных видах контекстных взаимосвязей; в теоретической разработке принципов соотношения текста и контекста на разных стадиях обучения в оптимальных для каждого школьного возраста формах, которые являются условием адекватного понимания художественного произведения и его личностной оценки; в построении модели взаимодействия текста и контекста в работе над художественными произведениями в школе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке серии методических материалов и статей, реализующих модель взаимодействия текста и контекста, в обмене опытом с учителями города, в проведении лекций и практических занятий.
Апробация материалов и результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: «Образование взрослых как социальный институт: тенденции развития и проблемы» (ИОВ РАО, 1997), «Тенденции развития методической науки в контексте идей гуманизации образования» (СПбГУПМ, 1998), «Инновационные модели образовательных технологий и систем» (ИОВ РАО, 1998), «Совершенствование школьного образования и проблемы преподавания гуманитарных предметов» (СПбГУПМ, 2000), на городском семинаре учителей «Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта» (СПбГУПМ, 2002), на лекциях и практических занятиях для учителей гуманитарных предметов Петродворцового района Санкт-Петербурга (с 1998 по 2004 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование системы дополнительного образования в условиях модернизации российского образования» (Оренбург, ОИГОСРО, 2004).
Достоверность и научная обоснованность положений диссертации и ее вьгаодов обусловлены совокупностью взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.