Введение к работе
Актуальность исследования связана с осмыслением изменений, происходящих в литературно-художественном образовании школьников на рубеже XX—XXI веков. Гуманитарная направленность современной школы значительно повысила роль литературы, музыки и изобразительного искусства в воспитании гармонически развитой личности, свободно ориентирующейся в культурном пространстве, способной творчески переосмыслять накопленный человечеством художественный опыт. Основываясь на современных концепциях изучения объектов культуры, школа использует сегодня разнообразные педагогические подходы, которые не только подчеркивают специфику художественных произведений, но и позволяют рассматривать их в контексте истории и культуры. При условии эффективного соотношения между текстом и контекстом изучаемых произведений открываются возможности для таких подходов к ним, которые отвечают научным представлениям об особенностях природы художественного текста и роли контекста в его интерпретации. Однако в этой работе все отчетливее начинают проявляться противоречия, трудно разрешимые как в теоретическом, так и в практическом плане:
между современными научными подходами к художественным текстам и традиционными, часто стереотипными, господствующими в школе;
между системным, целостным подходом к художественной культуре в гуманитарных науках и школьной практикой, ориентированной на изучение отдельных художественных образцов и усвоение разрозненных знаний по искусству и литературе, не складывающихся в систему;
между необходимостью познакомить учащихся с ролью и местом художественных произведений в культуре прошлого и в современной культуре и оторванностью учащихся от её реального пространства;
между пониманием необходимости умения воспринимать художественные произведения в разнообразных контекстах и нарушением меры соотношения в изучении текста и контекста, неиспользованием контекста там, где он необходим для понимания учащимися текста или подменой изучения текста различными типами контекста;
между необходимостью рассмотрения художественных произведений как объектов культуры, освоение которых требует опыта диалогового общения, взаимодействия (интеракции) участников этого диалога, новых технологий и новых источников знаний, позволяющих увидеть изучаемую проблему с разных точек зрения, и приоритетом описательно-объяснительных форм взаимодействия с культурой в школе.
В связи с этим исследование соотношений, которые возникают между текстом и контекстом, имеет и методологическое, и практическое значение для совершенствования модели развивающего обучения, повышения качества литературно-художественного образования за счет его целостности и открытости.
Поскольку проблема соотношения текста и контекста возникает при изучении любых видов искусства, ее можно считать общей для всех предметов литературно-художественного цикла — литературы, музыки, изобразительного искусства. В более широком смысле эта проблема является глобальной для современной школы вообще. Но ее решение сопряжено с учетом специфики каждого конкретного предмета и традиций, сложившихся в его преподавании.
Под соотношением текста и контекста мы понимаем статические отношения между ними, которые только констатируют сам факт их зависимости и степень ее, под взаимодействием — динамический процесс установления смысловых связей между текстом и контекстом, ведущий к более глубокому пониманию художественных явлений.
Историко-генетический анализ этой проблемы в педагогике и базовых гуманитарных науках является ключом к пониманию закономерностей и циклов взаимодействия текста и контекста на разных этапах развития литературно-художественного образования в XIX XX вв. Поэтому мы рассматриваем проблему текста и контекста прежде всего как историко-педагогическую.
Цель исследования: историко-генетический анализ проблемы соотношения текста и контекста в отечественном литературно-художественном образовании и прогнозирование развития исследуемых тенденций на современном этапе.
Объект исследования: историческое освещение проблемы соотношения текста и контекста в отечественном литературно-художественном образовании XIX—XX вв.
Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия текста и контекста в литературно-художественном образовании школьников.
Гипотеза исследования:
-
Мы предполагаем, что на разных этапах изменения в соотношении и взаимодействии текста и контекста при изучении литературы и искусства были вызваны разными социокультурными условиями и разной методологией научных школ, влиявшими на школьную практику.
-
Постоянный интерес к этой проблеме на протяжении веков, цикличность, проявляющаяся в этом процессе, свидетельствует
о стремлении к нахождению идеальной меры соотношения текста и контекста в разных социокультурных ситуациях.
-
Педагогическое решение проблемы соотношения текста и контекста зависело от состояния базовых наук, но и эмпирический опыт преподавания литературы и искусства иногда сопутствовал, а в отдельных случаях предшествовал научному решению этой проблемы.
-
В школьной практике на разных этапах использовались разные типы контекста, отвечавшие задачам обучения учащихся.
-
Главным объектом изучения в школе остается художественный текст, а контекст выступает как инструмент анализа, помогающий создавать установки для восприятия художественных текстов, восполнять недостающие знания, необходимые для адекватного его понимания, обобщать и структурировать материал, расширять образовательное пространство.
-
Методы работы с текстом и контекстом должны соответствовать возрасту учащихся, уровню их литературно-художественной подготовки и задачам работы с конкретным художественным произведением. ''
-
В современной школе произведения должны изучаться во взаимодействии с контекстом на всех этапах литературно-художественного образования, но при разном их соотношении и с учетом специфики предмета.
Задачи исследования:
-
Проанализировать становление понятий «текст» и «контекст» в смежных научных дисциплинах (философия, литературоведение, искусствоведение, психология, педагогика).
-
Проанализировать и обобщить существующие в отечественном педагогическом наследии варианты соотношений текста и контекста, цели и эффективность их использования при изучении художественных произведений.
-
Проследить взаимодействие педагогики с базовыми и смежными науками, а также влияние педагогики на эти науки.
-
Определить разные уровни соотношений и типы взаимодействий между текстом и контекстом при решении разных педагогических задач.
-
Систематизировать существующие приемы работы с текстом и контекстом и дополнить их новыми приемами.
-
Создать научно-прогностическую модель взаимодействия текста и контекста в литературно-художественном образовании на примере преподавания литературы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют
работы, посвященные следующим вопросам:
Философии культуры (Р. Барт, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Х.-Г. Гадамер, И.П. Ильин, М.С. Каган, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др.);
теории и истории художественной кудьтуры (Б.В. Асафьев, М.М. Бахтин, С.Н. Иконникова, О.А Кривцун, Г. Орлов, И. Тэн, П.А Флоренский, Б.Л. Яворский и др.);
проблеме текста и контекста (в лингвистике — А.Н. Алексеев, И.Г. Гальперин, В.Г. Колшанский, Б.М. Лейкина, А.Р. Лурия, Н.Л. Мишатина, НА. Пасхалова, Р. Сёрль, З.В. Хованская, К. Чик-виашвили, П.П. Ящук; в литературоведении1. — М.М. Бахтин, А.Г. Гуковский, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, АВ. Михайлов, АА Потебня, Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Ю.М. Эйхенбаум, Р. Якобсон; в искусствоведении — М.С. Каган, Г. Орлов);
психологии (Л.С. Выготский, В.Д. Еремеева, Л. Клинберг, Ю.Н. Кулюткин, П. Линдсней, Д. Норман, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская и др.);
педагогики (М.Г. Боровик, А.А Вербицкий, В.Г. Воронцова, В.В. Давыдов, Г.Б. Корнетов, И.Я. Лернер, В.И. Подобед и др.);
гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю. Алексаши-на, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, И.А Колесникова, А.К. Колеченко, О.Е. Лебедев, Ю.Н. Леонтьев, А.С. Роботова, Е.М. Сергейчик, А.П. Тряпицына, Н.И. Элиасберги др.);
культурологическому, аспекту педагогической деятельности (М.Е. Балашов, Г.И. Беленький, М.Н. Берулава, М.Г. Боровик, Т.Г. Браже, Л.М. Ванюшкина, В.Г. Вор'онцова, Е.М. Колокольцев, В.Г. .Маранцман, Д.Н. Мурин, Н.М. Свирина, Е.Д. Тенютина, И.Л. Шолпо и др.);
истории отечественной методики (Д.К. Мотольская, З.Я. Рез, Я.А. Роткович; монографии по преподаванию литературы — Ц.П. Балталон, Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов, В.В. Голубков, В.П. Острогорский, З.Я. Рез, М.А Рыбникова, Н.М. Соколов, В.Я. Стоюнин и др.; музыки и изобразительного искусства — К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.Ф. Одоевский, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.);
основам преподавания предметов литературно -художественного -ттиюта в XX в. (Б.В. Асафьев, И.А Бирич, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, Л.М. Ванюшкина, АА. Гуковский, В.А Гуревич, СМ. Едунов, И.С. Збарский, С.А Зинин, Г.Н. Ионин, Д.Б. Кабалевский, М.Г. Ка-чурин, А.И. Княжицкий, В.Я. Коровина, B.C. Кузин, Н.И. Кудря-шев, Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Лепская, Ю.И. Лыссый, Е.А. Маймин,
В.Г. Маранцман, Н.Я. Мещерякова, A.M. Мосолова, Б.М. Йеменский, ГА Праслова, Л.М. Предтеченская, Н.Н. Ростовцев, Л.Б. Ры-лова, Н.М. Свирина, М.А Снежневская, Л.В. Шамрей, И.Л. Шол-по, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, B.C. Щербаков, Б.П. Юсов и
др.).
Методы исследования:
анализ философской, литературоведческой, искусствовед
ческой, психолого-педагогической и методической литературы
по проблеме исследования; ' . "
: анализ базовых, экспериментальных и авторских программ по литературе, музыке и изобразительному искусству; педагогические наблюдения за деятельностью учащихся в учебном процессе, анализ письменных и устных ответов учащихся; опытно-экспериментальная работа в школах. Опытно-экспериментальная база исследования: школы и гимназии Петродворцового района Санкт-Петербурга (гимназия № 415, лицей № 419, школы № 412, 416, 421, 529, 542, 567), школа № 64 Приморского района, Аничков лицей (Центральный район), частная школа «МИРТ» (Смольнинский район). Этапы исследования:
Первый этап (1997—1999 гг.) — изучение литературы по тео
рии текста и контекста и примеров их взаимодействия в истории
отечественного преподавания предметов литературно-художествен
ного цикла. Проведение констатирующего эксперимента в школах
Петродворцового района, анализ результатов констатирующего
эксперимента.' '
Второй этап (1999—2002 гг.) — продолжение изучения истории проблемы, анализ современных программ и стандартов в образовательных областях «Филология» и «Искусство».
Третий этап (2002—2004 гг.) — теоретический анализ собранного
материала, построение прогностической модели взаимодействия тек
ста и контекста в работе над литературными произведениями в школе.
На защиту выносятся следующие положения:
В процессе развития проблемы текста и контекста в педагогике и
методиках на нее оказывали активное влияние базовые гумани
тарные науки, что привело к научному осмыслению опыта раз
ных уровней соотношения изучаемых художественных произве
дений с контекстом истории и культуры, повлиявшему на повы
шение качества литературно-художественного образования.
Педагоги прошлого активно участвовали в этом процессе и эм
пирическим опытом подготавливали открытия в смежных
гуманитарных науках. '
Отечественное . литературно-художественное образование школьников, опираясь на обоснованное современной наукой новое понимание текста и роли контекста в его изучении, движется по пути поиска их эффективного взаимодействия. Основными педагогическими условиями эффективного взаимодействия текста и контекста являются приоритет работы с текстом как первоосновой уроков литературы, музыки и изобразительного искусства; использование контекста в качестве инструмента анализа художественного произведения и расширения образовательного пространства; соответствие выбранного . контекста целям и задачам обучения, возрасту учащихся и уровню их подготовки; выбор адекватных форм работы. Основными типами соотношений текста и контекста в литературно-художественном образовании в современных педагогических условиях выступают «текст — текст», «текст — культурная среда», «текст — коллективная и индивидуальная творческая деятельность (межсубъектное общение)». Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в выявлении тенденций, проявляющихся во взаимосвязи между базовыми гуманитарными науками и педагогической практикой в области работы с художественными произведениями; в историческом освещении имеющихся в отечественной школе подходов к изучению художественных текстов в различных видах контекстных взаимосвязей; в теоретической разработке принципов соотношения текста и контекста на разных стадиях обучения в оптимальных1 для каждого школьного возраста формах, которые являются условием адекватного понимания художественного произведения и его личностной оценки; в построении модели взаимодействия текста и контекста в работе над художественными произведениями в школе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке серии методических материалов и статей, реализующих модель взаимодействия текста и контекста, в обмене опытом с учителями города, в проведении лекций и практических занятий.
Апробация материалов и результатов исследования осуществлялась на-научно-практических конференциях: «Образование взрослых как социальный институт: тенденции развития и проблемы» (ИОВ РАО, 1997), «Тенденции развития методической науки в контексте идей гуманизации образования» (СПбГУПМ, 1998), «Инновационные модели образовательных технологий и систем» (ИОВ РАО, 1998), «Совершенствование школьного образования и проблемы преподавания гуманитарных предметов» (СПбГУПМ, 2000), на городском семинаре учителей «Педагогические мастерские: интеграция
отечественного и зарубежного опыта» (СПбГУПМ, 2002), на лекциях и практических занятиях для учителей гуманитарных предметов Петродворцового района Санкт-Петербурга (с 1998 по 2004 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование системы дополнительного образования в условиях модернизации российского образования» (Оренбург, ОИПКРО, 2004).
Достоверность и научная обоснованность положений диссертации и ее выводов обусловлены совокупностью взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. .