Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Дорощук Елена Сергеевна

Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности
<
Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дорощук Елена Сергеевна. Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Дорощук Елена Сергеевна; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО].- Казань, 2007.- 480 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-13/227

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов- журналистов культуре творческой деятельности 21

1.1. Концептуальные идеи исследования и базовые понятия 21

1.2. Системно-целевой подход в совершенствовании качества обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности 43

1.3. Современные проблемы индивидуализации обучения студентов-журналистов 63

1.4. Этапы и процедуры проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности 80

Выводы по главе 1 108

Глава 2. Системный анализ творческой деятельности в журналистике в контексте развития культуры творческой деятельности студентов-журналистов 111

2.1. Профессионально-творческая деятельность как основное условие развития культуры творческой деятельности журналиста 111

2.2. Сущностные характеристики модели развития культуры творческой деятельности студента-журналиста 135

2.3. Тенденции развития культуры творческой деятельности студента-журналиста 163

Выводы по главе 2 179

Глава 3. Содержание, формы и методы системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности 181

3.1. Содержание системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности 181

3.2. Методы и технологии системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности 210

3.3. Сочетание разнообразных форм системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности в условиях мастер-классов и творческих мастерских 247

Выводы по главе 3 268

Глава 4. Опытно-экспериментальная модель реализации системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности 272

4.1. Общие вопросы, состав, структура и содержание педагогического эксперимента 272

4.2. Психолого-педагогическое и учебно-методическое обеспечение педагогического эксперимента 295

4.3. Экспериментальная проверка эффективности системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности 313

Выводы по главе 4 340

Заключение 344

Список литературы 352

Приложения 384

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный уровень развития общества характеризуется усилением влияния средств массовой информации на развития социальных отношений. Актуализируется значение адекватности массовой информации, формируемой журналистикой, как фактора психологической устойчивости, политической стабильности и конструктивной социализации личности в новых информационных условиях. Это приводит к значительному усложнению профессиональной деятельности специалистов всех направлений, задействованных в данных процессах на массовом уровне. Поэтому в журналистике все более востребованными становятся специалисты, способные удовлетворять разнообразные потребности в информации и разрабатывать принципиально новые технические и технологические подходы на основе интегрирования творческих идей из различных областей социальной практики и науки. Это владеющие междисциплинарными категориями, творчески развитые личности, способные к восприятию инноваций для обеспечения эффективного функционирования средств массовой информации. Анализ деятельности журналистики как социального института и профессионально-творческой системы показывает, что потребность в журналистах-универсалах, способных к решению профессионально-творческих задач на высоком уровне постоянно возрастает. Но практика системы средств массовой информации свидетельствует о неготовности журналистов к решению задач, требующих от них профессионализма, демонстрации высокой нравственной и творческой культуры. В обществе складываются нелицеприятные стереотипы, характеризующие журналиста как человека беспринципного, непостоянного, легкомысленного, косноязычного, а в некоторых случаях - безнравственного, не отличающегося грамотностью и не владеющего словом как основным выразительным средством профессии.

Ускоряющимся усложнением отношений внутри творческого коллектива сопровождаются и экономические преобразования в системе журналистики. Экономические основы деятельности средств массовой информации требуют от журналистов перехода на принципиально новые формы и методики взаимодействия, однако, часто это превращается в лоббирование интересов заказчиков, приводящее к отходу от основных правил творческой деятельности, игнорированию законов массовой информации и нарушению норм профессиональной этики. Творческая некомпетентность журналиста приводит к затруднению понимания его массовой аудиторией, к невозможности достижения эффективного результата профессиональной деятельности.

Обеспечить инновационные преобразования в организации современной системы журналистики как массово-информационного производства, может специалист, способный к перестройке систем познания, обладающий гибкостью и креативностью мышления, позиционирующий себя как личность мира. Поэтому необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки журналистов на всех уровнях становится первостепенной задачей. Повышение качества образования в области журналистики, его комплексный и универсальный характер, способствуют становлению творческой личности журналиста, обладающей высокой степенью культуры творческой деятельности, нацеленной на саморазвитие и самообразование.

На современном этапе развития системы образования России, присоединившейся к Болонским соглашениям, наиболее соответствующей новой социально-экономической ситуации является индивидуализация обучения будущих журналистов, что позволяет повысить эффективность вузовской подготовки кадров для массовой информационной сферы. Становление и развитие компетентного журналиста-универсала невозможно без разработки и реализации научно-методического обеспечения системы индивидуализированного обучения будущих журналистов, в условиях которой протекают процессы формирования и саморазвития творческой личности.

Ориентация индивидуализации обучения на творческое саморазвитие и самопостроение обеспечивает динамику основных компонентов системы подготовки специалистов в области публичной коммуникации. Это позволяет адаптировать общую теоретическую и профессиональную подготовку журналистов к перспективным направлениям развития журналистики как массовоинформационной отрасли. Таким образом, усилившаяся социальная необходимость в творческих личностях, выполняющих работу по формированию массовой информации и возросшая потребность личности в сохранении и развитии своей индивидуальности, уникальности и целостности позволяют считать представленное исследование весьма актуальным.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Творческая личность в журналистике рассматривается в совокупности качеств, формирующих творческий потенциал. А он, в свою очередь, может быть определен как результативность личностной деятельности, как такая система личностных способностей, которая позволяет оптимально использовать комплексы действий в соответствии с условиями деятельности, определять результаты деятельности, побуждать личность к творческому развитию и саморазвитию. Особо необходимо отметить в связи с этим степень готовности самого журналиста и его желание заниматься журналистской деятельностью. Осознанное желание труда влечет за собой желание совершенствоваться в определенном виде и роде этой деятельности, стремление к достижению высоких результатов и пополнению творческого потенциала, баланса, позволяющего развиваться профессиональным компетентностям. В основе профессиональных компетентностей журналиста лежит творческая компетентность, которая совершенствуется в процессе развития и саморазвития культуры творческой деятельности студента-журналиста и журналиста-практика. Это интегративное качество личности журналиста. Совершенствование творческой компетентности протекает в условиях индивидуализации обучения студентов-журналистов. Именно процессы индивидуализации, в основе которых - пристальное внимание к личности, ее особенным чертам и качествам, способствуют созданию новых технологий и методик, ориентированных на подготовку студента как личности, обладающей высокой творческой культурой, способной к творческой самореализации и саморазвитию.

Теоретические основы индивидуализации профессионального обучения закладывались на протяжении многих лет исследовательской и научной работы в русле проблем активизации учебного процесса (М.И.Махмутов, И.Т.Огородников); развития профессионального и теоретического мышления (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Г.В.Мухаметзянова, Л.А.Волович, Г.А.Петрова, В.Ш.Масленникова); формирования психических процессов личности (Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, Т.В.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, И.С.Якиманская); формирования индивидуальных, познавательных способностей, которые относятся к профессионально важным качествам субъекта (А.Р.Лурия, В.Я.Ляудис, В.С.Нургалеев, К.К.Платонов); мотивации учебной деятельности (В.С.Ильин, Г.И.Щукина, Л.И.Божович); личностно ориентированного подхода к подготовке специалистов в системе профессионального обучения (Г.В.Мухаметзянова, Л.А.Волович, А.В.Петровский, Н.М.Таланчук, Р.Х.Шакуров, И.К.Киямов); проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, Т.В.Кудрявцев, И.С.Якиманская); творческого саморазвития личности (К.А.Абульханова-Славская, В.И.Андреев, А.Г.Асмолов, Л.М.Попов, И.В.Бестужев-Лада, А.В.Меренков); формирования индивидуальности и индивидуализации обучения (В.С.Мерлин, Е.А.Климов, А.А.Кирсанов, О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, Н.А.Алексеев, С.А.Гильманов, П.Н.Киричёк, В.Ф.Олешко, И.М.Дзялошинский).

На вопросы системно-целевой индивидуализации оказали влияние новые подходы и концепции, учитывающие изменения социальной среды и возрастание творческой активности человека, которые в последнее время сложились в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Среди них выделяется концепция гуманистической педагогики, опирающаяся на человековедение (человекотворчество). В ее основе - соединение принципов индивидуализма и коллективизма в интегрированный императив своего существования в социуме. Важнейшая задача гуманистической педагогики -раскрыть, как можно использовать все достижения психологии и педагогики для того, чтобы поддержать и укрепить свое психическое здоровье и добиться успехов в своей профессиональной деятельности. Каждый член общества остро нуждается в знаниях такого рода. Именно гуманистическая педагогика позволяет обозначить роль и место индивидуальности человека; исследовать средства и условия развития и становления индивидуальности человека; обозначить зависимость успеха от профессионального мастерства, творческого отношения к делу, индивидуальных способностей.

Отмечая несомненную ценность разработанных фундаментальных положений по индивидуализации профессионального обучения (А.А.Кирсанов, И.Э.Унт, Е.Я.Голант, Е.С.Рабунский); изменению системы обучения в целях повышения его развивающей роли (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, М.В.Зверева, В.В.Давыдов, Е.Н.Кабанова-Миллер, Н.А.Менчинская); активизации учащихся в процессе обучения -формированию творческой активности (М.Н.Скаткин, В.Оконь, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Т.И.Шамова); проектированию образовательных технологий подготовки специалиста (А.А.Кирсанов, Н.Ю.Маркина, И.И.Худоровский, А.В.Морозов, Д.В.Черни левский, И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская), следует признать, что современный этап развития профессионального журналистского образования требует интегрированного исследования этих подходов на основе глубокого всестороннего анализа накопленного опыта и теоретических исследований.

Предварительный анализ проблемы индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности позволил выявить ряд противоречий, характеризующих современный уровень профессиональной подготовки будущих журналистов:

- между социальным заказом на подготовку высоко культурной, творческой, саморазвивающейся личности журналиста, теоретически и практически подготовленной к деятельности в современной массовоинформационной (коммуникационной) системе и реальным уровнем подготовки студентов-журналистов;

- между необходимостью обеспечения взаимосвязи высшей школы с профессиональной средой и журналистскм производством, усиления профессионально-творческой направленности обучения и недостаточной разработанностью методических основ проектирования этого педагогического процесса;

- между существующей системой целостного и фрагментарного знания в журналистском образовании и образовательными подсистемами, ориентированными на формирование культуры творческой деятельности будущего журналиста в условиях специализаций;

- между необходимостью сотворчества преподавателя и студента в учебном процессе для совместного решения профессиональных творческих задач и отсутствием технологий реализации сотворчества;

- между необходимостью изменения ролей студента и преподавателя в учебном процессе и недостаточно разработанными методическими основами ролевого поведения студентов-журналистов и Педагогов-мастеров, как субъектов взаимодействия в контексте Мастер-классов.

Перечисленные недостатки и выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методологические основы системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности?

Цель исследования: разработка теоретико-методологических основ системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности.

Объект исследования: обучение студентов-журналистов культуре творческой деятельности в вузе.

Предмет исследования: системно-целевая индивидуализация процесса подготовки будущих журналистов в вузе.

Гипотеза исследования

Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности будет эффективной:

1) если в основе ее лежит компетентностный и профессионально-ориентированный системно-целевой подход;

2) если цели, содержание и технологии обучения адаптированы к индивидуальности студента, его личностным особенностям;

3) если обеспечивается высокий уровень развития культуры творческой деятельности студента-журналиста посредством индивидуализации ведущих форм учебной деятельности;

4) если средствами индивидуализации данного обучения достигается гармонизация педагогической системы обучения студентоа-журналистов;

5) если в процессе подготовки журналистских кадров обеспечивается системно-целевой анализ развития и саморазвития культуры творческой деятельыности студента-журналиста;

6) если реализуются педагогические принципы: интеграции и индивидуализации креативных интересов студентов; динамичности и поливариативности ролевого участия студентов-журналистов в обучении культуре творческой деятлеьности: принцип саморазвития и самопостроения студента как творческой индивидуальности; принцип сотворчества студента-журналиста и Педагога-мастера;

7) если обеспечивается интеграция педагогической системы индивидуализации обучения студентов-журналистов с профессионально-вточреской системой их будущей деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы системно-целевой индивидуализации обучения и научно обосновать ее целостность с позиций педагогики индивидуальности.

2. Определить теоретические предпосылки проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов.

3. Обосновать концептуальные положения и спроектировать логико-смысловую модель системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности.

4. Разработать содержание системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов, обозначив цели, методы, условия и формы деятельности педагогической системы обучения будущих журналистов в контексте Мастер-классов.

5. Реализовать технологическое обеспечение системы индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности, включая технологию свободного творчества, разработав критерии и средства диагностики, определяющие уровень сформированности культуры творческой деятельности будущих журналистов-специалистов и степень их готовности к саморазвитию в условиях современной системы средств массовой информации.

Методологической основой исследования являются принципы гуманистической педагогики: социализации человека, предполагающей развитие индивида на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой (саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит); развития человека, представляющего переход качества от простого к все более сложному, источником и внутренним содержанием которого является противоречие между старым и новым; саморазвития; деятельностного подхода, включающего логику целостного рассмотрения всех основных компонентов учебной деятельности; личностного подхода, характеризующего опосредованность всех влияний, действующих через преломление в личности и индивидуальности человека; системного подхода, позволяющего вычленить элементы индивидуальности и определить ее состав как системы; целостного подхода, выявляющего и характеризующего систему как особый тип взаимодействия.

Теоретической основой проведенного исследования явился системно-целевой и индивидуальный подход к студентам в обучении (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, А.А.Кирсанов). В рамках этого подхода наиболее значимыми считаются принципы: антропологический, проявляющийся, в свою очередь, в принципах детерминизма, развития и активности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, В.Я.Ляудис, С.Л.Рубинштейн, Л.Б.Эльконин, И.С.Якиманская); принцип свободы независимого развития человека (Э.Фромм, М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс, Н.Бердяев, С.Кьеркегор); принцип реальности человеческого бытия (Э.Фромм, Н.Бердяев, А.Маслоу, К.Роджерс); принцип самореализации (саморазвития, самопостроения, самоформирования); (О.С.Гребенюк, А.В.Меренков, А.Маслоу, К.Роджерс); принцип мотивации (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Ф.К.Савина, П.В,Симонов, Ю.В.Шаров, Г.И.Щукина).

В решениях поставленных задач мы опирались на следующие методы исследования: научный анализ работ философов, педагогов, психологов, журналистов, коммуникативистов, социологов по рассматриваемой проблеме и обобщение их опыта; педагогический мониторинг и педагогические наблюдения за профессиональной и профессионально-обучающей деятельностью студентов-журналистов; наблюдения, сравнительный анализ педагогических условий и средств обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности; социологические методы (опрос, тест-интервью, тест-сочинения, тестирование обучающихся и журналистов-практиков); педагогический эксперимент (моделирование, констатация фактов, качественный и количественный анализ результатов, коррекция).

Организация педагогического исследования: исследование осуществлялось поэтапно - с 1990 по 2005 год на базе Казанского государственного университета, филиала КГУ в г. Набережные Челны, Казанского государственного технического университета (КАИ). Всего в исследовании приняло участие более 1000 человек.

Первый этап - ориентировочный (1990 - 1993 гг.). Подготовка к педагогическому мониторингу обучения культуре творческой деятельности студентов-журналистов на отделении журналистики КГУ, определение направления и темы исследования, обоснование актуальности. Анализ философской, психологической, педагогической, социологической, коммуникативистской литературы с целью определения теоретических основ исследуемой проблемы. Проведение поисковых (констатирующих) экспериментов, анализ творческой деятельности студентов отделения журналистики КГУ.

Второй этап - теоретический (1993-1996 гг.). Разработка программы педагогического исследования, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач, конкретизация методов эксперимента. Определение уровней культуры творческой деятельности абитуриентов КГУ и НЧфКГУ, отслеживание результатов культуротворческой подготовки студентов КГУ.

Третий этап - опытно-экспериментальный (1996-2000 гг.), в ходе которого выявлялись особенности системно-целевой индивидуализации обучения культуре творческой деятельности студентов-журналистов, разрабатывались учебные программы, методические пособия, игровые ситуации, осуществлялся педагогический мониторинг в системе самоменеджмента студентов-журналистов, а также определялись пути саморазвития культуры творческой деятельности журналиста на разных этапах его профессиональной деятельности.

Четвертый этап - обработка экспериментальных данных (2000 - 2002 гг.) - включал в себя применение статистических методов обработки полученной информации. Продолжение экспериментальной работы по индивидуализации обучения культуре творческой деятельности журналиста, проверка и уточнение педагогических условий, апробирование методик индивидуализации в учебном процессе на различных этапах обучения в вузе. Уточнение и апробация результатов эксперимента.

Пятый этап - анализ и интерпретация полученных результатов (2002 -2003 гг.). Анализировались результаты теоретического и экспериментального исследований, систематизировались и обобщались данные. Осуществлялось внедрение результатов исследований в массовую практику.

Шестой этап - корректировка учебного процесса и дополнительная интерпретация результатов дополнительных исследований (2003-2005 гг.).

Экспериментальная работа проводилась по следующим направлениям:

• определение исходного уровня развития культуры творческой деятельности студентов-журналистов и абитуриентов (констатирующий эксперимент);

• выявление зависимости уровня развития и саморазвития культуры творческой деятельности журналиста от компонентов индивидуальности (первый этап формирующего эксперимента);

• развитие сфер индивидуальности студентов-журналистов (второй этап формирующего эксперимента);

• исследование психологических и педагогических средств и условий системно-целевой индивидуализации обучения культуре творческой деятельности студентов-журналистов (третий этап формирующего эксперимента).

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1 .Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности представлена как открытая информационная и многомерная система; теоретически обоснована ее эффективность на уровне целей, содержания и инновационных образовательных технологий.

2. Разработаны теоретические основы системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности. Показано, что сущность системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов заключается в интеграции общетеоретического и профессионально-творческого обучения, протекающего на трех уровнях: общем, специальном и личностном, в соответствии с моделью: «образ профессии - специализация - мастерство», и трехуровневой организацией процесса обучения, включающей общепрофессиональный; специализированный и мастерский уровни.

3. Теоретически обоснованы и практически проверены: эффективность обучения культуре творческой деятельности студента-журналиста в интеграционной системе «общество - образование - профессиональная деятельность»; диагностичность результатов обучения культуре творческой деятельности студентов-журналистов; учет индивидуальных особенностей студентов-журналистов; адаптация студентов-журналистов и преподавателей к условиям образовательной среды как модели будущей профессиональной деятельности; возможности профессионально-творческого развития, саморазвития и самопроектирования личности студентов-журналистов.

4. Выявлено и обосновано смысловое содержание понятия «культура творческой деятельности студента-журналиста» как системооброазующего профессионального качества, формируемого в процессе развития и саморазвития личности студента-журналиста.

5. Разработано учебно-методическое обеспечение системно-целевой индивидуализации обучения культуре творческой деятельности студентов-журналистов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые разработана целостная концепция системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности; создана личностно-социопрофессиональная модель индивидуализации творческого потенциала журналиста, в которой определено смыслосодержание понятия культуры творческой деятельности журналиста и студента-журналиста; дано теоретическое и экспериментальное обоснование целостности становления системы развития и саморазвития культуры творческой деятельности студентов-журналистов; разработана система критериев развития и саморазвития культуры творческой деятельности студента-журналиста в процессе обучения в высшей школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в коррекции формирования и саморазвития культуры творческой деятельности студентов-журналистов в ходе всего учебного процесса посредством индивидуализации обучения студентов-журналистов.

На защиту выносятся:

1. Концепция системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности, базирующаяся на двух подходах:

системно-интегративном, включающем в себя принципы: приоритета индивидуальности развития; целостности; системности и нелинейности;

синергетичности; учета индивидуальных качеств студента-журналиста; творческой самореализации; саморазвития и самопостроения; педагогизации профессиональной деятельности;

компетентностном, включающем в себя принципы: творческой активности; субъектности; диагностичности; сотрудничества (сотворчества); единства образования и самообразования; профессиональной целесообразности; гуманистического просвещения; рефлексии.

2. Модель культуры творческой деятельности студента-журналиста, включающая механизмы ее развития и саморазвития, лежащая в основе индивидуализации обучения студента-журналиста культуре творческой деятельности.

3. Педагогические основы научно-методического обеспечения индивидуализации обучения студентов-журналистов, создания условий для Мастер-групп в рамках технологии свободного творчества как педагогической среды развития и саморазвития культуры творческой деятельности студентов-журналистов.

4. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий системно-целевую индивидуализацию обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности, включающий содержание и технологии системно-целевой индивидуализации, проектировочные материалы по созданию учебно-творческих мастерских; методические указания к выполнению творческих работ и самостоятельных творческих исследований.

5. Критерии эффективности разработанной модели системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности, которые выражаются в сформированности профессиональной компетентности студента-журналиста; сформированности творческой направленности будущего журналиста; сформированности «образа профессии» как информационной модели культуры творческой деятельности журналиста; готовности к профессиональной деятельности; самоопределении с культуротворческих позиций - готовности к решению профессиональных творческих задач; устойчивой креативной мотивации.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные положения и результаты исследования опубликованы в монографиях, книгах и статьях, помещенных в сборниках научных трудов и журналах. Все положения работы получили проверку в процессе лекционных курсов, семинарских и практических занятий, а также Мастер-классов и Мастер-групп в условиях творческих авторских мастерских на факультете журналистики и социологии КГУ (дневная и заочная форма обучения); факультете филологии и журналистики филиала КГУ в г. Набережные Челны (дневная и заочная форма обучения), гуманитарном факультете КГТУ-КАИ (специальность «связи с общественностью», журналистская составляющая - дневная форма обучения), на методологических семинарах ИТТППО РАО, кафедры журналистики и кафедры теории и практики электронных средств массовой информации КГУ, методологических семинарах факультета журналистики и социологии КГУ, факультета филологии и журналистики филиала КГУ в г. Набережные Челны, АСО (КСЮИ), а также в докладах на многочисленных конференциях: вузовских, республиканских, всероссийских (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Йошкар-Ола), международных (Москва, Санкт-Петербург, Набережные Челны, Минск, Казань и др.) (более 35-и выступлений). Отдельные положения диссертации были неоднократно отражены в резолюциях конференций, входили в комплект научно-методического обеспечения системы Мастер-классов, организованной и действующей на отделении журналистики КГУ под нашим руководством с 2004 года. Результатом внедрения этой системы стало создание в 2005 году мультимедийной учебно-производственной лаборатории при кафедре теории и практики электронных средств массовой информации, возглавляемой нами, которая стала центром индивидуализации обучения студентов-журналистов.

Логика изложения исследовательского материала обосновала структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав и заключения, списка литературы, содержащего 361 наименование, и 14 Приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается научный аппарат работы.

В главе 1 «Теоретико-методологические основы проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности» автор рассматривает базовые понятия исследования, основные этапы и процедуры проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности.

Глава 2 «Системный анализ творческой деятельности в журналистике в контексте развития культуры творческой деятельности студентов-журналистов» представляет сущностные характеристики логико-смысловой модели развития и саморазвития культуры творческой деятельности журналиста и условия этого процесса.

В главе 3 «Содержание, формы и методы системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности» рассматриваются вопросы содержания процесса системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности, обосновывается необходимость расширения этого понятия.

Глава 4 «Опытно-экспериментальная модель реализации системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности» - экспериментальная. В ней представлено описание и результаты педагогического эксперимента по системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов.

В заключении содержатся основные выводы работы, а также формулируются перспективы дальнейших исследований развития темы системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности.

14 приложений содержат материал, сопровождающий представление основных положений диссертации, способствующий более полному и наглядному восприятию хода и результатов проведенного диссертационного исследования.

Концептуальные идеи исследования и базовые понятия

Современную эпоху называют эпохой ценностей тоталитаризма и либерализма, тотального влияния на людей. Противоборство тоталитарных и либеральных обществ с их ценностными концепциями является главной отличительной чертой смены веков. Общественно-политические и духовные ценности подвергаются атакам со стороны разных форм общественного сознания и наряду с духовными ценностями марксизма, кейнсианства, центризма и ревизионизма, теориями Хайека и Фридмана, национал-социализма и классовой борьбы формируются и модернизируются ценности влияния на людей в сфере массового сознания и настроения.

Проникая в массовое сознание, журналистика становится одним из наиболее важных каналов социализации, ее влияние распространяется на такие классические социальные институты, как политика, экономика, образование, культура. Центральным звеном в этом воздействии является личность журналиста. Поэтому к ней предъявляются требования, измененные под влиянием различных духовных культур и ценностей и соответствующие новым условиям в коммуникационных сферах общества. Журналист воспринимается обществом одновременно как личность творческая, сочетающая в себе все характеристики талантливого человека, и как личность, облеченная коммуникативной властью. Сила этой власти зависит от степени воспитанности и развитости таких качеств журналиста-коммуниканта, как широта кругозора, самостоятельность и эвристичность мышления, эстетическое восприятие мира, которые являются составляющими культуры творческой деятельности журналиста.

Качество подготовки будущего журналиста в системе профессионального обучения зависит от социально-экономических, политических, культурологических, технологических факторов, под влиянием которых происходит раскрытие личности студента-журналиста, становление ее духовных сфер. Базовыми для этой системы являются понятия «творческой личности журналиста», «творческого потенциала личности журналиста», «творческого развития и саморазвития».

Вопросы развития личности рассматривались в педагогике в тесной связи с понятием «деятельность» (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, К.К.Платонов, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, И.С.Якиманская). Основополагающей в этом контексте является концепция А.Н.Леонтьева, который трактует понятие личность как неделимое образование, как результат деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях [162; 163]. Сравнивая понятия «индивид» и «личность», А.Н.Леонтьев подчеркивает, что понятие «индивид» - это продукт «биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «сглаживания»». И далее: «Индивид - это, прежде всего, генотипическое образование» [162, с. 174]. Эти понятия не являются тождественными.

Понятие личности рассматривается А.Н.Леонтьевым как выражающее целостность субъекта жизни. Однако если индивид - это понятие, применимое к человеку вообще, то личность формируется в результате общественно-исторического и онтогенетического развития человека как поздний его продукт в результате усвоения социально-исторического опыта и морально-этических традиций (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Личность есть системное образование. И особо выделяется в ней качество надчувственности или «сверхчувственности», что подчеркивал и А.Н.Леонтьев, не включая при этом в структуру личности ни характер, ни конституцию, ни темперамент, ни эмоционально-динамические особенности человека.

Однако в современной педагогике и психологии такой подход дополняется идеографическим и индивидуально-личностным подходом, что позволяет различать индивидуальные особенности личности. Ведь именно индивидуальные черты, отличающие человека от себе подобных, способны позиционировать человека в социуме: определить сферы его интересов, способы реагирования на окружающую действительность, способы переработки информации, получаемой из окружающей среды и т.д. В процессе формирования личности принимают участие сам индивид (субъект) и общественные отношения, в которые он вступает в момент деятельности.

Деятельность определяют как особую систему отношения с окружающим миром. В философии она рассматривается и определяется через активность (Г.С.Батищев, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, В. А. Лекторский, Э.С.Маркарян, М.К.Мамардашвили, Н.Н.Трубников, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин и др.). В частности, М.С.Каган характеризует деятельность как форму активности живого существа, «которая призвана воспроизвести сверхприродные условия его бытия - социальные отношения, культуру, ... его самого» [115, с.48]. Специфика человеческой деятельности проявляется в таких характеристиках, как социальность, продуктивность, предметность, целесообразность, сознательность, опосредованность.

Этапы и процедуры проектирования системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности

Современное образование призвано обеспечить интеграцию различных способов освоения мира, что предоставляет человеку свободу в его системе действий и создает предпосылки для целостного и открытого восприятия и осознания мира. Но как показывают практические и научные исследования, современная система образования не в состоянии отразить процессы интеграции и использовать их для построения новых самоорганизующихся систем. Главной причиной является то, что в системе современного образования до сих пор главенствует копирующий, репродуктивный характер знаний. Это приводит в свою очередь к отчуждению знаний от человека. Выходом из данной ситуации становится проектирование моделей обучения, актуальной разновидностью которых являются модели открытого обучения, построенные на основе инновационного обучения. Самоорганизация, когда совместное творчество организаторов, преподавателей и обучающихся приводит к появлению творческих проектов-систем образовательной деятельности, позволяет использовать высокий потенциал творческих возможностей всех участников этого процесса. В проектировании открытых моделей в обучении учитываются пространственно-временные; логико-смысловые и культурно коммуникационные характеристики (Схема 1.4.1.). Пространственно временные характеристики обеспечивают позиционирование проекта-модели в пространстве и времени. Логико-смысловые отражают методологию проекта-модели. Культурно-коммуникационные характеристики представляют основы взаимодействия элементов проекта-модели.

Организация системно-целевой индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов связана с взаимодействием элементов системы индивидуализации и охватывает все стороны учебного процесса: цели, содержание, технологии обучения, комплексное обеспечение процесса, организацию совместного творчества преподавателей и студентов, организацию условий для совместного творчества, оценку и контроль над результатами обучения студентов-журналистов.

Таким образом, системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов определяется как бинарная сложная, открытая система, интегративно представляющая собой компонентный состав личностно-ориентированного подхода и влияния на мотивационпую, интеллектуальную, нравственную сферы личности, а также самопроцессы, стилевые характеристики деятельности журналиста и культуру творческой деятельности; с позиций деятелъностного подхода учитывающая специфику, уровни и особенности учебной, научной и профессионально-творческой деятельности журналиста с точки зрения

В основе системного проектирования обучения студентов-журналистов лежат идеи гуманистической педагогики (Г.В.Мухаметзянова) и гуманистической этики: - плодотворные ориентации в учебной, профессиональной и творческой деятельности являются залогом будущих профессиональных успехов как студента-журналиста, так и Педагога-Мастера, обладающего высокой профессиональной и творческой культурой; - диалогическая основа взаимодействия - субъект-субъектная форма отношений в коммуникационной среде обучающих и обучаемых позволяет создать коммуникационно-образовательную общность «мы», характеризующуюся личностной открытостью, проявляющейся в понимании и эмпатии; - свобода выбора должна подкрепляться умением принимать оптимальные решения в условиях неопределенности, что характеризует такую сторону личности обучающихся, как ответственность, нравственность; - целостность индивидуальности есть главная ценность личности, ее уникальное профессионально-творческое богатство.

Выделяются три аспекта проектирования индивидуализации профессионального обучения студентов-журналистов. Первый аспект -сотворческий - общность партнеров по обучению, их равноправное положение в творческой индивидуализации. Второй аспект -производственный - система профессионального обучения интегрирована в профессиональную деятельность и регламентирует одновременно как учебный, так и производственный процессы. Третий аспект -акмеологический - личного достижения, формирующий отношение к успеху, конкурентоспособности.

Профессионально-творческая деятельность как основное условие развития культуры творческой деятельности журналиста

В условиях журналистской и публицистической деятельности творческая активность определяет особый характер современного литературного и публицистического творчества в рамках исторического процесса. Будущее публицистики и литературы видится как «единение творчества духовного и материального или, проще, как совокупность представляемого» [279]. Особо важным нам представляется положение о продуктивности литературно-публицистического слоя, базирующейся на особом объединяющем творческом начале, пронизывающем энергией созидания инертную глубину массового сознания, замкнутого на себе, а человек и человечество в результате обретают светлые вехи на своем поступательном пути. Главная причина этого - в глубокой индивидуализации каждого творческого начинания, что приводит к формированию особой творческой - позиции, выраженной в мировоззрении и миросозерцании, в своеобразном органическом стиле, в том числе на уровне бессознательного, что рождает творческий характер личности. Этот механизм лежит в основе процесса творчества.

Философия рассматривает творчество как процесс, в результате которого создаются новые продукты, вещи не из ничего, а единственно возможным путем - путем преобразования вещей в объективном мире или их образов, слепков; путем изменения форм, состояний, структур, отношений, путем комбинирования в новой системе элементов, принадлежавших ранее другим системам, или иначе соединенных элементов той же системы. С позиций ценностных отношений творчество - это открытие объективных ценностей, так как именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью и определяет специфические особенности любого творческого процесса. Таков подход к определению творчества Адама Шаффа, который считает творчеством каждую человеческую активность, где доминируют мотивы выше, чем только обогащение, где создаются некоторые новые ценности [350, с. 34]. Иными словами, ценностная ориентация рождает символы творчества.

Рассматривая перспективы развития психологии творчества, Я.Н.Пономарев указывает на существование двух подходов к изучению творчества: деятельностного, рассматривающего соответствие цели полученному результату творческой деятельности, и системного. Исследователь подчеркивает, что деятельностный подход во многом адекватен теории искусственного интеллекта, так как «творчество предполагает рассогласование цели и результата». «Символ, используемый в формальной логике, наименее «активен», он оказывает минимальное «сопротивление» действию; поэтому цель и реализуется здесь, можно сказать, полностью» [235, с.29]. Системный подход является наиболее продуктивным в вопросе изучения профессионального творчества. Я.Н. Пономарев предлагает использовать деятельностный подход как частный случай системного, «в основе которого лежит не действие (деятельность), а взаимодействие; действие же (деятельность) понимается как абстрактно выделенная функция одного из компонентов взаимодействующей системы» [235, с. 29]. Применяя это положение к определению профессиональной журналистской деятельности, мы рассматриваем ее с позиций системного подхода, выделяя в ней стратификационные компоненты, отражающие деятельностные взаимодействия. Это является основой характеристики журналистского творчества.

И. Кон в своей концепции возрастных закономерностей творчества указывает на существование трех подходов к изучению этих закономерностей. Первый подход - продуктивный предполагает анализ продуктов творческой деятельности (Г. Леман, У. Деннис). Второй подход -личностный, суть которого в том, что происходит сравнение свойств людей, известных творческими достижениями, со свойствами людей в меньшей мере обладающих этими продуктами. Этот сравнительный анализ помогает выявить основополагающие черты творческой личности. Третий подход предполагает «изучение самих мыслительных процессов, которые предположительно отличают творческую мысль от нетворческой» [141, с.74]. Развитие творческих способностей, таким образом, - это не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

В развитие этой мысли необходимо указать на наличие еще одного интеллектуального компонента творчества - дивергентного мыишения. Это такое мышление, которое допускает, что на один и тот же вопрос может существовать несколько одинаково правильных ответов, равноправных в своем значении (противоположность - конвергентный способ мышления, когда превалирует ориентация только на однозначность мышления и решения). Это особо важно для характеристики профессиональной журналистской деятельности, потому что именно дивергентное мышление лежит в основе так называемого плюралистического принципа деятельности всей системы журналистской деятельности.

Содержание системно-целевой индивидуализации обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности

Большое значение в данной теории придается творческому потенциалу журналиста, который определяется как «совокупность способностей, возможностей журналиста, позволяющих оперативно и точно осознавать проблемные ситуации ... и эффективно эти ситуации решать» [79, с. 26]. А на рост творческого потенциала в свою очередь оказывает влияние психологическая установка и психологические и социальные факторы, среди которых возможности личности и социально-политические условия. Творческий потенциал нельзя рассматривать отдельно от такого качества творческого мастерства журналиста, как индивидуальный стиль деятельности. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности - насущная потребность творческой личности журналиста.

Только определив специфические характеристики творческой деятельности в журналистике и овладев системой методик саморазвития творческих специфических способностей, студент-журналист может приступить к программированию процесса развития и саморазвития культуры творческой деятельности журналиста как более высокой ступени саморазвития индивидуальности журналиста. Процесс определения специфических характеристик творческой деятельности в журналистике наиболее эффективно протекает в системе профессионального творчества. Поэтому профессионально-творческая деятельность является основным условием для формирования основ журналистского мастерства и становления системы развития и саморазвития культуры творческой деятельности студента-журналиста.

Этическая модель профессионально-творческой деятельности журналиста рассматривает технологию овладения этическими знаниями и формирования этической культуры студента-журналиста. Первоначальный этап этого процесса - определение роли этических норм и принципов кодификации в профессионально-творческой деятельности журналиста. Авторами этических моделей профессионально-творческой деятельности журналиста являются Д.С.Авраамов, В.М.Теплюк, Р.Г.Бухарцев, Г.В.Лазутина, П.Н.Киричек, С.А.Муратов. Нормативно-творческий характер теоретической модели В.М.Теплюка [286; 287] отражает нормативную характерологическую структуру всей деятельности журналиста и предполагает выстраивание в каждом конкретном случае некоторых частных моделей поведенческого типа. Это проявляется в ситуации ответственности, на которую В.М.Теплюк обращает особое внимание. Немаловажное значение приобретает технологическая часть, в которую включаются условия общения журналиста с героями материалов, приемы ведения беседы, обусловленные этическими требованиями, функциональные особенности документальной системы творческой деятельности журналиста, техника творческой деятельности журналиста.

В теоретико-творческой модели Р.Г.Бухарцева указывается на теснейшую связь с проблемами этического плана и рассматриваются этико-профессиональные основы труда журналиста [50].

Модель Д.С.Авраамова содержит обобщенно-структурный анализ деятельности журналиста. Она включает в себя четыре направления, в каждом из которых рассматривается категория отношений между: 1) журналистом -читателем; 2) журналистом - источниками информации; 3) журналистом -героями материалов; 4) журналистом - коллегами. Модель строится на глубоком анализе нравственно-этической культуры субъекта творческой деятельности журналиста, что включает профессиональную мораль как индивидуальное сознание журналиста, социальную обусловленность позиции журналиста, стимулирование творческого акта в журналистской деятельности и на уровне самосознания журналиста. В этой же модели выделены особые основания профессиональной морали журналиста, к которым автор относит: а) оперативность и быстродействие массовой коммуникации, что «неизбежно ограничивает глубину проникновения журналиста в предмет» [6, с.37]; б) институциональное представительство журналиста (в своих суждениях и материалах он всегда выступает от имени особого социального института, каковым является журналистика); в) ярко выраженную управленческую и функциональную направленность журналистской деятельности.

Модель, в которой выражены этико-нравственные черты журналистского творчества, представлена в исследованиях Г.В. Лазутиной. Она носит личностно-творческий характер. Творческая личность как центральное звено модели обладает профессиональным сознанием, определенными потребностями и профессиональной позицией, составляющими структурные компоненты модели. Профессиональное сознание определяется как «часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп - результат общественного разделения труда» [158, с.79]. В этой же модели конкретизируется понятие профессионального журналистского сознания. Его составными частями являются представления о продукте, в котором нуждается общество на данный момент, и представления о том, как этот продукт может быть произведен. В профессиональное журналистское сознание включаются также нормы, ценности, знания.

Похожие диссертации на Системно-целевая индивидуализация обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности