Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Васильева Валентина Владимировна

Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования
<
Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Васильева Валентина Владимировна. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Мурманск, 2000 151 c. РГБ ОД, 61:00-13/708-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты русской народной музыкальной педагогики

1.1. Понятие, сущность и метапринципы русской народной музыкальной педагогики 11с.

1.2. Музыкально-педагогические идеи в русском устном народном творчестве

1.3.Народные педагогические воззрения в контексте иконографии русских музыкальных инструментов 38с

Глава 2 . Русские народные музыкальные традиции воспитания

2.1 . Философия народного песенного воспитания 50 с.

2.2. Социализация личности в процессе празднично-ритуального общения 68 с.

2.3.Процесс овладения русской народной исполнительской музыкальной культурой 79 с.

Глава 3. Развитие идей русской народной музыкальной педагогики в современной системе образования

3.1 . Организация жизнедеятельности дошкольников на традициях русской народной музыкальной педагогики 87 с.

3.2.Репрезентация народного опыта музыкального воспитания в практике общеобразовательной школы 103 с.

3.3.Народные музыкальные традиции воспитания в подготовке будущего учителя и воспитателя

Выводы 131с.

Библиография 133 с.

Введение к работе

Современная социально-педагогическая ситуация в России, переход к постиндустриальному типу социальности с характерным для нее постмодерном, замена гносеологической парадигмы образования на культуродигму заостряют проблему возрождения русской национальной идеи (В.П.Бездухов [21], В.Г.Белинский [22], Н.А.Бердяев [28], Н.А.Добролюбов [76], В.А.Кобылянский [103], Б.Т.Лихачев [120, 121], Д.С.Лихачев [123,125], КО.Лосский [128], " Л.Н.Толстой [204], К.Д.Ушинский [209], и др.) и соответствующей модели воспитания и образования (В'.И. Андреев [9], М.Н.Берулава [34], В.С.Библер [36], Б.М.Бим-Бад [37], Е.В.Бондаревская [39], Г.Б.Корнетов [111], В.А.Сластенин [189], Н.Е.Щуркова [228] и др.)

В этой связи принципиально важной представляется проблема исторической реконструкции генетически исходных смыслов воспитания и образования. Русский народ, как и любой этнос, внес должную лепту в золотой фонд народной педагогики. Выдающиеся педагоги, общественные деятели и музыканты подчеркивали важность народных музыкальных традиций воспитания (Б.В.Асафьев [15], М.В.Ломоносов [126] , А.С.Макаренко[132], В.А.Сухомлинский [201], СТ. и В.Н.Шацкие [226] и

ДР-)

К сожалению, по сей день значение уникальной, отшлифованной и

проверенной веками народной педагогической мудрости осознается явно

недостаточно. Пилотажное исследование, проведенное с воспитателями

дошкольных учреждений, учителями общеобразовательных школ и

студентами Мурманского государственного педагогического института,

показало следующее. 75 % опрошенных признали, что не имеют полного

представления о феномене «народная музыкальная педагогика». 52 %

будущих учителей не сопрягают будущую педагогическую деятельность с

опытом народного музыкального воспитания. 80 % родителей не знают о возможностях использования сказок с музыкальной тематикой, пословиц и поговорок в целях нравственного, умственного и эстетического воспитания детей.

А между тем глубинное изучение и использование народной музыкальной педагогики могло бы значительно повысить уровень психолого-педагогической теории и практики, стать неисчерпаемым источником творчества учителей и воспитателей.

Анализ образовательных программ для дошкольников, учащихся и студентов также убеждает в необходимости концептуального пересмотра приобщения детей, школьников и учащейся молодежи к народной художественной культуре средствами народных музыкальных традиций, учета этнопедагогических идей, сформировавшихся в этномузыкальном образовании на протяжении ряда веков.

Актуальность проблемы объясняется и ее недостаточной

разработанностью в научной литературе. Несмотря на широкий диапазон этнопедагогических исследований, характерных для 80-90-х гг. XX в., менее всего изучена проблема целостного включения форм, методов и средств народной музыкальной педагогики в логику учебно-воспитательного процесса детского сада, школы и вуза. Не получили .должного освещения вопросы русской народной музыкальной педагогики.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества к возрождению народных педагогических традиций и реальным состоянием данного вопроса в системе образования.

С учетом рассмотренных факторов сделан выбор темы диссертационного исследования: «Русская народная музыкальная / педагогика в современной системе образования».

Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке этнокультурно-парадигмальной модели

воспитания дошкольников, школьников и студентов средствами русской народной музыкальной педагогики.

Объект исследования - русская народная музыкальная педагогика как система, закрепленная в знаниях и практической деятельности этноса по формированию идеала личности.

Предмет исследования - процесс приобщения дошкольников, школьников и студентов к русской народной художественной культуре средствами народных музыкальных традиций воспитания.

Гипотезой исследования является следующее предположение. Внедрение идей русской народной музыкальной педагогики в учебно-воспитательный процесс детского сада, школы и вуза будет эффективным, если:

- разработана этнокультурно-парадигмальная модель-программа,
приоритетом которой является процесс освоения, усвоения и присвоения
народной музыкальной культуры ребенком, школьником, студентом;

традиции народной музыкальной педагогики системно включены в логику учебно-воспитательного процесса детского сада, школы и вуза;

- в содержание музыкально-эстетического воспитания включен праздник
как событие-интегрант, формирующий чувство соборности, адекватное
русским педагогическим идеям.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

  1. Изучить сущность и особенности русской народной музыкальной педагогики.

  2. Определить возможности использования русской народной музыкальной педагогики в условиях детского сада, школы и вуза.

  3. Разработать теоретически и экспериментально проверить модель-программу развития идей русской народной музыкальной педагогики в

f условиях детского сада, общеобразовательной школы и

педагогического вуза.

Ц Методологическую основу исследования составляют: историко-

цивилизационный подход к педагогическим явлениям и процессам (Б.Г.Корнетов [110 ] и др.); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвшіи [6]), Т.И.Бакланова [17], М.Н.Берулава [34] и др.); сущность феномена «народная музыкальная педагогика» в

Ч контексте культурологии (А-И.Арнольдов [13], М.М.Бахтин [20],

М.С.Каган [94], Н.И.Киященко [100], Л.Н.Столович [195] и др.); антропологии (Т.А.Бернштам [32], А.О.Бороноев [41], Ю.В.Бромлей [43], Л.В.Воронкова [57] и др.); аксиологии (. Н.А.Бердяев [29], Е.В.Бондаревская [39], В.Франкл [212] и др.); герменевтики (А.А.Брудный [44], А.Ф.Лосев [127] и др.); этномузыкологии (Э.Е.Алексеев [3], Б.В.Асафьев [16], И.И.Земцовский [86],

Л А.С.Фаминцын [210] и др.)

В ходе работы были использованы следующие методы: историко-сравнительный и причинно-следственный анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; изучение и анализ государственных и альтернативных программ для детского сада, общеобразовательной школы и вуза; опытно-экспериментальная работа, включающая в себя пилотажное исследование, моделирование, анкетирование учащихся, родителей, учителей, студентов,

* формирующий эксперимент; описание собственного семилетнего

музыкально-педагогического опыта.

В качестве первоисточников исследовались устное народное творчество - сказки, пословицы, поговорки, загадки с музыкальной

Щ' тематикой; иконография русских народных музыкальных инструментов,

представленная в рукописных памятниках Древней Руси, словарях, произведениях художественной литературы и изобразительного

искусства, в которых отразились специфика музыкального мышления русского народа, его ментальность и педагогические воззрения. Особая роль отводилась музыкальному фольклору - песням, народной инструментальной музыке, а таклсе системе праздников и обрядов как событиям-интегр антам.

Опытно-экспериментальная база исследования - ясли-сад № 75 г. Мурманска, детский дом № 5 г. Мурманска, СШ № 3 г. Мурманска, Мурманский государственный педагогический институт. Исследованием было охвачено около 400 дошкольников, учеников, студентов, учителей, воспитателей и родителей.

Исследование выполнялось в несколько этапов. Первый этап - поисково-теоретический (1994-1996 гг.) характеризуется выявлением современного состояния проблемы, разработкой теоретико-методологической основы исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (1996-1998 гг.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент.

Третий этап - обобщающий (с 1998 г. по настоящее время). Систематизированы и обобщены результаты, скорректированы и уточнены теоретические и методические положения, проверены выводы. Научная новизна и теоретическая значимость работы. В педагогической науке русская народная музыкальная педагогика рассмотрена в контексте возможностей ее внедрения в основные структурные звенья современной системы образования. Педагогически обоснованы концептуальные основы создания этнокультурно-парадигмальной модели музыкально-эстетического воспитания для детского сада, школы и вуза. Этнокультурно-па^радигмальная модель воспитания подрастающего поколения на традициях народной музыкальной педагогики разработана на основе культуротворческой

функции детства, идеи репрезентации образцов народного творчества как этнокультурного развития школьника, междисциплинарного синтеза, культурологических, психолого-педагогических , и художественно-эстетических дисциплин на метанаучном уровне. Доказано, что ядром народной музыкальной педагогики является праздник как механизм обеспечения культурной целостности жизни через вертикальную трансляцию социально-значимых ценностей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности организации жизнедеятельности дошкольников на традициях народной музыкальной педагогики, согласно представленной программе «Круглый год», апробированной в реальной практике дошкольного образовательного учреждения; в репрезентации народного опыта музыкального воспитания в практике общеобразовательной школы через программу «Русь изначальная»; в целостной технологичной модели подготовки будущих учителей и воспитателей к музыкально-эстетическому воспитанию детей на традициях русской народной музыкальной педагогики. Спецкурс «Русская народная музыкальная педагогика», разработанный по результатам исследования, используется в подготовке студентов Мурманского государственного педагогического института.

Теоретические выводы и практические материалы исследования могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров по этнопедагогике, этнопсихологии, народной музыкальной педагогике, этномузыкологии; для подготовки разделов учебных пособий по теории и истории педагогики, методики музыкального воспитания, написания курсовых и квалификационных работ. Предложенная модель-программа может быть применена в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки объектов и субъектов исследования (около 400 респондентов), единством философских, психолого-педагогических и искусствоведческих приоритетов при разработке концептуальных основ исследования, адекватных предмету, цели и задачам работы, семилетним музыкально-педагогическим опытом соискателя в качестве руководителя оркестра и ансамбля русских народных инструментов и ассистента кафедры музыкального образования Мурманского государственного педагогического института.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовные приоритеты русской народной музыкальной педагогики могут быть определены как соборность, самобытность, стремление к высшим формам опыта музыкального воспитания.

  2. Сущность русской народной музыкальной педагогики выражают идеи целеполагания: воспитание совершенной личности; освоение, усвоение и присвоение народного музыкального опыта социализации личности.

  3. Культуротворческая функция детства, идея репрезентации образцов народного творчества как этнокультурного развития школьников, междисциплинарный синтез культурологических, психолого-педагогических и художественно-эстетических дисциплин являются концептуальными основаниями этнокультурно-парадигмальной модели воспитания дошкольников, школьников и студентов средствами народной музыкальной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, в докладах на научно-практических конференциях: Всероссийской межвузовской научно-

практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 1999); на конференциях МГПИ - «Повышение роли психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (1995), «Вопросы музыкального образования» (1996), на юбилейной конференции, посвященной 60-летию МГПИ (1999), на областной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина (1999). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях, из которых научных статей - 3, тезисов научных докладов - 1.

Понятие, сущность и метапринципы русской народной музыкальной педагогики

В соответствии с логикой исследования необходимо раскрыть исходное понятие - «народная музыкальная педагогика», которая является родственной понятию «народная педагогика». В этой связи рассмотрим понятие «народная педагогика» в историографическом контексте.

Первые наброски историографии народной педагогики принадлежат Э.Д.Днепрову, который в своих обобщающих историографических работах затрагивал вопрос об уровне и характере исследований по народной педагогике, акцентируя внимание на их недостатках и перспективах развития [75]. Он констатировал, что количественный и качественный уровень работ по народной педагогике свидетельствует об отставании в области изучения и освоения народного воспитательного опыта. Из 8202 публикаций по истории школы и педагогики дореволюционной России, появившихся в 1918 - 1977 гг., только 113 (1,38 %) посвящены народной педагогике; из 835 диссертаций, защищенных в 1934 - 1977 гг., - лишь 28 исследований ( 3,35 %). Подобное положение было детерминировано спецификой развития историко-педагогической мысли в нашей стране, ее догматизмом и чрезмерной политизацией.

С 1917 г. до середины 1920-х гг. проблемы народной педагогики не привлекали внимание ученых, ибо утвердилось нигилистическое отношение к народному искусству и педагогике; история русской школы и педагогической мысли недооценивалась. В середине 1920 - середине 1930-х гг. появились первые работы, посвященные народной педагогике: книга Г.С.Виноградова «Народная педагогика» (1926) [53] и статья И.Я.Поздеева «Народная педагогика удмуртов» (1929) [163]. Заслуга Г.С. Виноградова состояла в том, что он утвердил право существования народной педагогики как термина и как явления: дал первое описание этого понятия и наметил основные положения концепции народной педагогики.

И.Я.Поздеев развил данную концепцию: 1) указал на то, что народная педагогика охватывает семейное воспитание и влияние среды (улицы, детского окружения, соседей) ; 2) предложил ввести изучение содержания народной педагогики по отдельным сторонам воспитания, как было принято в то время в педагогической теории; 3) рассматривал значение народной педагогики в качестве фактора формирования человека и прогнозировал постепенное вытеснение семейного воспитания общественным; 4) предложил дифференцировать народную педагогику «соответственно трем группам расслоения деревенского населения»; 5) поставил вопрос о методах исследования народной педагогики.

В середине 1930-х гг. - первой половине 1950-х гг. начинается активное обращение к исследованию русской педагогической мысли. Особенно выделялись труды В.Л.Струминского, который подчеркивал необходимость изучения не только церковного воспитания, но и «массовой народной педагогики» в древней Руси. [196, 197]. В.Я.Струминский раскрыл тенденциозность умолчаний церковно-монархической историографии о существовании народного воспитания и подлинно демократический смысл идеи народности воспитания в прогрессивной русской педагогике. Анализируя наследие К.Д.Ушинского [198], он первый заметил, что развитие понятия «народная педагогика» связано с развитием понятия «народность». В то лее время вопрос о развитии народной педагогики в период капитализма и социализма даже не ставился как научная проблема. В итоге сложилась и постепенно закрепилась традиция, которая свела все памятники народной педагогики к произведениям устного народного творчества (так называемая фольклорная педагогика).

Со времени хрущевской оттепели расширился тематический и географический диапазон работ. Появились труды, посвященные народной - педагогике чувашей, азербайджанцев, татар, русских, узбеков и других народов. На этой волне смысл понятия «народная педагогика» как бы сам собой подразумевался. В то же время наметилась тенденция, которая связывала термин «народная педагогика» только с воспитательными целями, отраженными в фольклоре. Поэтому содержательная сторона воспитания # доминировала в исследованиях над его процессуальной стороной. Самый значительный труд второй половины 1950-х гг. - книга Г.Н.Волкова «Чувашская народная педагогика» [5 5]. Ученый руководствовался диалектико-материалистическими завоеваниями социалистической педагогики. Социологическая ориентация к понятию «народ» прочно утвердилась в педагогической историографии. Г.Н.Волков пытался представить народную педагогику в контексте различных общественно-экономических формаций и во взаимоотношениях с официальной педагогикой. Рассматривая вопросы о рождении, физическом и нравственном воспитании у чувашей, о детской среде как факторе народного воспитания, о содержании народного образования, о чувашских народных педагогах, он фактически раскрыл понятие «народная педагогика» как единство народных педагогических знаний и народной практики воспитания. Первая половина 1960-х гг. ознаменована рядом теоретических завоеваний в историографии народной педагогики, вследствие чего народная педагогика заняла должное место в таком издании, как «Педагогическая энциклопедия» (Т.З, М., 1966). Более того, народная педагогика вошла в состав традиционной историко-педагогической проблематики.

Музыкально-педагогические идеи в русском устном народном творчестве

Народы России создали за свою долгую историю множество материальных, культурных и духовных ценностей, без которых невозможна жизнь современного человека. Житейский опыт, разумные обычаи, традиции могут служить школой мудрости, способной оказать помощь современному поколению в решении сложных вопросов человеческих взаимоотношений и приобщения к духовному наследию. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания, былины, песни, загадки являются выдающимися памятниками народной педагогики.

Г.Н.Волков пишет, что « уже в глубокой древности у народа были известные взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений, осознанные цели и задачи воспитания и обучения их, определенное содержание обучения и образования, а также и оригинальные пути и средства воздействия на юное поколение, чтобы формировать его в том направлении, в каком более всего были заинтересованы трудящиеся массы». [56, с.41]

Будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни, фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей. В представлении народа музыка отражает и макрокосм сложных духовных исканий, и микрокосм человеческих чувств и переживаний. Лейтмотив народных музыкально-педагогических воззрений - духовность. Феномен духовности составляют идеалы соборности - единение людей на основе Любви, Истины, Красоты и Добра.. Говоря словами П.А.Флоренского, соборность - это «общечеловеческая духовная потребность» [211] .

Важным средством народной музыкальной педагогики являются пословицы - малые формы фольклора афористичного характера. (В.Л.Аникин [10], В.И.Даль [70-72] , И.С.Меркурьев [138] и др.) Диапазон пословиц значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает самые разнообразные стороны действительности.

Согласно данным герменевтики, фольклористики, языкознания и этнопедагогики, основное назначение паремий (малых фольклорных форм) состоит в обмене кодированными знаками, символами!

Афоризмы в качестве речевых формул издавна сопровождали народные обычаи и обряды, они были структурным звеном в целостной системе традиционного воспитания. Как пишет З.Б.Цаллагова, «их адекватная интерпретация во многом зависит от предварительного знания смысла изречения, от владения своеобразным паремиологическим шифром». [216, с.62]

Адресная направленность заключенного в пословицах назидания усиливает его воспитательный потенциал и становится своеобразным коллективным действом. Вкупе с интонацией, жестами, мимикой в них могут выражаться различные эмоциональные градации, нравственные нормы и т.д.

В народной педагогике любого этноса семья выступает первой школой жизни - «материнской школой»: решающим фактором формирования личности. Педагогическая ценность семейных традиций заключалась и заключается в том, что они выступают по отношению к молодежи в форме конкретных требований родителей, старших и регулируют ее поведение. Педагогический эффект пословиц сопряжен с тем, что они употребляются в речи значительным количеством людей.

В русле нашего исследования пословицы рассматриваются как передача молодому поколению музыкально-эстетических и музыкально педагогических воззрений. Воспитательное значение пословиц состоит в том, что они служат ясным выражением определенных суждений о реальной действительности, в которой что-либо утверждается или отрицается, раскрываются свойства предметов и явлений. Тем самым слушателям прививаются определенные воззрения на эти предметы и явления.

Хотя термины «музыка» и «исполнитель» весьма относительны в применении к музыкальным взглядам народа, в изложении материала будем опираться на принятую в наше время терминологию. Народная музыкально-эстетическая мысль утверждает роль и значение музыки в жизни людей, что подтверждается большим количеством пословиц. Например: «Без песен мир тесен», «Без песен рот тесен», «Без песен проход тесен», «Русский с горя поет и с радости», «Весело поется, весело и прядется», «Бери балалайку в руки и не станет скуки», «Балалайка не конь, а разогреет».

Философия народного песенного воспитания

Русские мыслители народную педагогику называли прикладной философией. Воспитательная система народа формируется на основе его миросозерцания, миропонимания, национального самосознания. Многовековой опыт музыкального воспитания, который является педагогической интерпретацией философии и психологии народа воплотился в следующих идеях: «а) совместная жизнедеятельность (сотрудничество) воспитателей и воспитанников в решении общих задач; б) установление взаимной зависимости (заботы) в общем деле взрослых и детей, в процессе которого проходило воспитание самых существенных личностных качеств: ответственности, воли, формировался характер; в) естественное состояние, когда происходила духовная самоотдача, появлялось милосердие молодых людей; г) духовность - субъективность личности, ее обогащение проявлялось в служении людям; д) возвышение духовных потребностей людей с помощью народного творчества: сказок, песен, пословиц и т.п., организация воспитания смышленых ребятишек в приобщении к труду, к ремеслу, совместная работа с умельцами; е) деловое общение в игре, серьезное отношение взрослых к детской игре, разработка этих игр, соревнований, создание развивающих игрушек» [151, с. 133]. Приведенные идеи русской народной педагогики, в том числе и музыкальной, конкретизируют классификационные идеи русской философии, обеспечивают их практическую реализацию.

Конечная цель народного воспитания - формирование идеала или совершенной личности - осознавалась русскими людьми на прагматическом, прикладном уровне. В идеале объединены качества разносторонне развитой личности. Русского человека традиционно отличали такие нравственные качества, как почитание старших, уважение к женщине, гостеприимство и щедрость, трудолюбие, коллективизм, чувство собственного достоинства. Как пишет В.А. Николаев, выделенные качества, выступали «в роли «защитного пояса» личности, обеспечивая ей полноценную, бесконфликтную жизнь, возможность сотрудничества с окружающими в социальной и экономической сфере, что значительно помогало включению молодежи в жизнь» [151, с.126].

Цель народного воспитания реализовалась как система задач: «совершенный» младенец, «совершенный» ребенок, «совершенный» отрок и т.д. Задачи народного воспитания, решаемые конкретными средствами и методами, задавали программы социально одобряемого поведения. Обеспечивая социализацию личности, народная педагогика содействовала превращению нравственных норм в социально значимые взгляды, убеждения и качества человека.

Идеал совершенного человека конкретизировался в мужской и женский варианты. Это отражено в понятиях «добрый молодец», «красна девица», лучшие качества которых обобщены в устном народном творчестве и музыкальном фольклоре. Признаками «добра молодца» являются мужество, храбрость, честность, твердость характера, доброта, отзывчивость. «Красна девица» отличается добротой, скромностью, верностью, умом, трудолюбием, преданностью мужу, хозяйственностью высоким Чувством материнства. Иными словами, основной целью народного воспитания была подготовка к труду и семейной жизни.

По мнению исследователей в области этнопсихологии - А.О.Бороноева [44] , В.Н.Сагатовского [186] , А.О.Смирнова [44] и др., русский характер колеблется «между слабохарактерностью и высшим героизмом». Тем не менее, В.Н.Сагатовский в книге «Русская идея: продолжим ли прерванный путь?» считает возможным указать основные черты русского характера. По его мнению, наиболее бросающейся в глаза чертой русской души является непредсказуемость. («Умом Россию не понять». Ф.И.Тютчев). К основным положительным сторонам русского характера он относит духовность (стремление к поиску высшего смысла жизни и абсолютного совершенства, религиозность), душевность, размах и «единство в многообразии». Однако устремленность к высшим идеалам в сочетании с размахом легко переходит в максимализм, в нетерпение, в желание воплотить идеал немедленно.

Максимализм и слабохарактерность идеально выражены в образе сказочного Емели (сказка «По - щучьему велению» ) и И.И.Обломова, известного героя романа И.А.Гончарова.

Сущность народного идеала воспитания всегда выражалась в бинарных оппозициях: противопоставлении добра - злу, трудолюбия - лени, героизма -трусости, красоты и порядка - мировому хаосу, преобразующих сил творчества распаду и смерти. Народ ратовал за формирование целостной личности, что означает связь человека с природой, .человека с человеком, человека с самим собой, народа с собственным прошлым, народа с народом.

Диалектика народного воспитания раскрывается в противоречиях между: 1) качествами народного идеала (богатыря, родителя и т.д.) и реальными качествами ребенка; 2) воспитательными задачами и индивидуальными возможностями ребенка достичь уровня идеала; 3) традициями и обычаями, регламентирующими поведение, и реальными поступками детей; 4) требованиями этнического сообщества к поведению детей и воспитательными возможностями семьи.

Организация жизнедеятельности дошкольников на традициях русской народной музыкальной педагогики

Осуществление непрерывного воспитания и образования подрастающего поколения является важным условием перестройки и обновления нашего общества. Задача педагогической науки состоит в том, чтобы выработать систему непрерывного и поступательного процесса развития и воспитания личности на каждом возрастном этапе, в каждом звене системы образования. При этом важно обеспечить условия для наиболее полного раскрытия возрастного потенциала личности и ее подготовки к вступлению на следующий, более высокий этап развития. Сущность преемственности между звеньями системы образования и этапами воспитания личности составляет ориентация воспитания и обучения на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

Основным фактором, обеспечивающим непрерывность системы образования, является культура, так как освоение культурного наследия выступает как процесс восхождения личности к ценностям, созданным человечеством.

Дошкольный возраст рассматривается в психолого-педагогической науке как сензитивный период для подготовки ребенка к вступлению в «эру социальной зрелости» (А.В.Петровский). Русские педагоги - К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, М.Х.Свентицкая, Л.К.Шлегер и др. раскрыли и конкретизировали идею народности в воспитании. Многие современные исследователи - Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, Э.К.Суслова и др. подчеркивали значение национальной, в том числе и русской культуры, в воспитании ребенка.

Изучение существующего состояния проблемы, выявление положительного опыта использования воспитательных возможностей различных компонентов народной музыкальной культуры в реальной практике дошкольных учреждений позволили в ходе констатирующего исследования выявить следующее:

1. Знания старших дошкольников в области музыкального фольклора -колыбельных песен, потешек, прибауток, хороводов, плясок.

2. Готовность воспитателей к использованию средств народной музыкальной педагогики при формировании у ребенка базиса личностной культуры.

3. Осуществление преемственности между детским садом и семьей по воспитанию детей на народных музыкальных традициях.

Экспериментальная работа осуществлялась с помощью таких методов научно-педагогического исследования, как, сплошное и выборочное наблюдение за детьми ясли-сада №75 г.Мурманска, изучения педагогической документации, проведения бесед с педагогами и родителями, (в экспериментальной работе было задействовано около 200 студентов заочного отделения факультета дошкольного воспитания Мурманского государственного педагогического института.

Анализ результатов показал следующее. Только 12 % старших дошкольников могут рассказать потешку, назвать сказку с музыкальной тематикой или сказку, где поют герои, спеть народную песню. Несколько лучше обстоит дело с играми и хороводами, типа «Каравай», «Море волнуется», «У медведя во бору» и др. Это объясняется тем, что игры широко используются в разных методиках и особенно в системе физического воспитания. В то же время дети легко называют праздники земледельческого календаря: Святки, Масленица, Красная горка, Спасовики и др. - сказывается складывающаяся традиция в обследуемом детском саду. 48 % детей назвали от трех до пяти народных праздников.

Готовность воспитателей к использованию- средств народной музыкальной педагогики изучалась на основе трех критериев: 1) образовательный критерий предполагал выявление знаний педагогов о народных и семейных музыкально-эстетических традициях, о философии народного песенного воспитания; 2) содержательно-мотивационный критерий позволил рассмотреть отношение корпуса воспитателей к введению и апробации народных нравственно-эстетических традиций; 3) поведенческий критерий был сопряжен с изучением убежденности воспитателей в необходимости становления, сохранения и трансляции форм, средств и методов народной музыкальной педагогики. В ходе письменного опроса студенты заочного отделения, среди которых представлены все категории работников дошкольных учреждений: заведующие, методисты, воспитатели и музыкальные руководители -признали, что не используют в своей работе средств народной музыкальной педагогики (75% опрошенных), так как не имеют о них полного представления. Среди основных причин незнания доминируют следующие: отсутствие учебных пособий, методических рекомендаций по использованию идей этнопедагогики и народной музыкальной педагогики для детского сада; отсутствие систематической целенаправленной подготовки по данной проблеме будущих воспитателей в условиях педагогического колледжа и педагогического вуза.

Похожие диссертации на Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования