Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Жизненный путь и этапы научно-просветительской деятельности и педагогического творчества П.К.Услара 26
1.1. Школьные и студенческие годы — истоки научно-просветительской деятельности П.К.Услара. Первые шаги в научной работе (описание Тверской и Вологодской губерний)
1.2. Прибытие П.К.Услара на Кавказ и начало его научно-просветительской и педагогической деятельности 32
1.3. П.К.Услар о цивилизаторской миссии России на Кавказе. 53
1.4. Критика П.К.Усларом мусульманской системы образования 73
ГЛАВА 2. Разработка П.К.Усларом научно-педагогических основ образования и просвещения горских народов 90
2.1. Разработка П.К.Усларом горской письменности и ее значение для развития просвещения и школы горских народов Северного Кавказа 90
2.2. Творческое сотрудничество П.К.Услара с просветителями северокавказских народов при разработке их письменности и создании школ для обучения горских детей
2.3. П.К.Услар о словесных произведениях горцев и их педагогическом значении 131
2.4. Предположения П.К.Услара о распространении знаний среди горцев и о роли двуязычия и многоязычия в процессе обучения детей горских народов 151
2.5. Рекомендации П.К.Услара по созданию горских школ, определению содержания образования, принципов и методов обучения 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 195
БИБЛИОГРАФИЯ 200
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Школьные и студенческие годы — истоки научно-просветительской деятельности П.К.Услара. Первые шаги в научной работе (описание Тверской и Вологодской губерний)
- Прибытие П.К.Услара на Кавказ и начало его научно-просветительской и педагогической деятельности
- Разработка П.К.Усларом горской письменности и ее значение для развития просвещения и школы горских народов Северного Кавказа
Введение к работе
В конце XX столетия возрос интерес к истории Северного Кавказа, судьба народов которого всегда была тесно связана с судьбой России. Причины этого очевидны: как и в начале XIX века, когда возникла необходимость анализа достижений и ошибок просветительской политики, проводимой в этом регионе, так и сегодня появилась насущная потребность проанализировать и правильно понять значимость педагогического наследия горских народов для современной национальной школы. Это важно сделать потому, что в условиях Кавказа, когда национальные конфликты стали обостряться, образование и школа положительно влияют на добрососедские отношения народов данного региона.
Значительные изменения, которые в течение последнего десятилетия произошли во всех сферах жизни, в том числе и духовной, ориентируют нас на изменение общественно-исторического и духовно-нравственного сознания народа. В ряде регионов, в том числе и на Северном Кавказе, начали возрождаться советы старейшин, народные собрания, сельские сходы и другие формы общественного самоуправления. На возрождение прогрессивных народных традиций ориентируются и такие общественные институты, как семья и школа, которые способствуют восстановлению лучших обычаев и традиционной культуры воспитания. В этих условиях история педагогики должна глубже изучать процессы, проходившие в отечественном образовании и общественно-педагогическом движении народов нашего государства, причем объективное освещение этих процессов — важнейшая задача, стоящая перед исследователем, ценный источник педагогических знаний.
В период обновления нашего общества нужны новые подходы к оценке педагогического наследия, преодоление односторонних идеологических установок относительно этого наследия и духовных ценностей общества. Поэтому необходима продуманная система работы по воз-
вращению таких прогрессивных обычаев кавказских народов, как почитание старших, уважение к женщине, трудолюбие, скромность, выдержанность и т.д. Возрождение лучших народных традиций является актуальной задачей общества в современных условиях.
При освещении проблем школы и педагогической мысли народов России необходимо глубоко и всесторонне изучить и дать объективную оценку историко-педагогическим процессам, происходившим на Северном Кавказе, ибо диалог с прошлым поможет умело использовать его наследие для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Новый подход к оценке прошлого должен помочь в преодолении стереотипов, сложившихся в отношении духовных ценностей общества. История отечественного образования, трудности и достижения в воспитании детей, творческая деятельность педагогов в советский период усиления ее политизации часто оставались нераскрытыми. Сегодня нужна взвешенная оценка историко-педагогических процессов, происходивших в прошлом, ведь актуальность исторических проблем определяет именно современность. Только ею оцениваются те вопросы исторического развития, которые наиболее актуальны сегодня.
Закономерным результатом развития практики обучения и педагогической мысли народов нашей страны являются достижения современной школы, изменение характера школьного образования, поэтому в ее деятельности следует умело использовать педагогическое наследие прошлого, в частности П.К.Услара и других ученых.
Вместе с переменами, вызванными к жизни северокавказских народов присоединением Кавказа к России, менялись взгляды и характер деятельности просветителей этих народов, в том числе и горцев, получивших образование в русских учебных заведениях и испытавших на себе влияние передовой русской культуры.
В русской историографии конца XVIII—XIX веков по вопросу об отношении к народам Кавказа преобладали две тенденции. Историки
дворянско-буржуазного направления Н.Ф.Дубровин [56], Ф.И.Леонтович [110], ЛЛилов [111], Н.Данилевский из-за незнания иногда изображали горцев дикарями, склонными к злу, грабежам и суевериям. Вторую тенденцию представляли деятели передовой русской культуры, науки и общественной мысли: А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.ЮЛермонтов, Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов, В.Ф.Миллер, Л.Н.Модзалевский и др. Руководствуясь гуманными целями, они предпринимали ряд практических шагов по развитию культуры и школы народов Северного Кавказа, что постепенно сближало горцев с Россией.
Интерес к проблемам истории, этнографии и этнопедагогики народов Северного Кавказа возник еще в период средневековья, когда исследователи и путешественники начали посещать этот регион, но наиболее отчетливо он проявился в XVIII—XIX веках, в период освоения Россией этого края. Были и такие ученые, которые жили среди горцев целые десятилетия — А.П.Берже, В.Ф.Миллер, Л.Н.Модзалевский, Д.Д.Семенов, Я.М.Неверов, П.К.Услар и др. Они занимались исследованиями их нравов, культуры и фольклора, разрабатывали для них письменность, способствовали открытию народных школ, где обучение шло на основе алфавитов, созданных специально для этих же языков. В XIX веке по заданию Российской Академии наук на Кавказ приезжали не только отдельные ученые, но и экспедиции, научные интересы которых распространялись на историю, этнографию, лингвистику, географию, геологию этого региона.
В изучение этнографии, лингвистики и школы северокавказского региона огромный вклад внесли П.С.Паллас, автор сравнительного словаря языков Кавказа, А.М.Шегрен, выпустивший в 1844 году труд "Осетинская грамматика с кратким словарем осетинско-русским и российско-осетинским", А.П.Берже, исследовавший тушинский (бацойский), аварский, удинский, чеченский языки, И.А.Бартоломей, А.А,Шифнер, А.Грен, работавший по сванетскому языку, а главным образом,
П.К.Услар, автор капитальных трудов по абхазскому, чеченскому, аварскому, даргинскому, лакскому и другим языкам Восточного Кавказа. В научном и творческом наследии этого замечательного русского ученого-кавказоведа, члена Российской Академии наук наименее понята и исследована его просветительская деятельность, несмотря на то, что все его работы, в том числе и по педагогике, не потеряли своей научной ценности. Более четверти века жил этот замечательный ученый и гуманный человек среди горцев, лишь ненадолго отлучаясь в родные места. Размышляя о своих исследованиях, П.К.Услар в письме к своему другу А.П.Берже замечал: "Если тем, что я напишу, мне удастся хоть несколько способствовать указанию настоящего пути для будущих исторических исследований на Кавказе,... то уже заслуга моя будет очень велика" [191,7].
Во второй половине XIX века образование горцев осуществлялось не только через мусульманские, но и через миссионерские и церковноприходские школы, и русский язык постепенно становился языком межнационального общения всех северокавказских народов. Этот процесс происходил и вследствие естественных причин:1 необходимости в период развивающегося капитализма общего языкового пространства, миграции населения, близости границ. Просвещением горцев занимались многие ученые-кавказоведы. Об одних из них мы знаем очень мало, имена других не сохранились, а труды тех, кто более или менее известен, незаслуженно забыты. К числу последних относится и П.К.Услар, немногочисленные сведения о нем можно получить из его трудов, архивных материалов, обширной переписки, которую он вел с друзьями.
Для изучения проблемы развития педагогической мысли П.К.Услара на Кавказе важное значение имеют просветительско-педагогические, историко-этнографические и лингвистические труды самого ученого, кавказоведов XIX — начала XX веков, ученых, изучавших его наследие в последние десятилетия.
В данном исследовании мы обратимся к научному наследию замечательного ученого П.К.Услара и проанализируем его просветительско-гтедагогическую деятельность на Кавказе, чтобы понять причины удач и срывов, познать благородные устремления человека, сумевшего претворить в жизнь свои планы по просвещению горских народов путем составления алфавитов и грамматик кавказских языков и создания светских школ.
Б 1881 году появилась обзорная статья А.Петрушевского "П.К.Услар и его деятельность на Кавказе" [146], В 1888 году, через 13 лет после смерти П.К.Услара, в X томе "Сборника сведений о кавказских горцах" вместе с его обширным трудом "Древнейшие сказания о Кавказе" была издана работа Л.П.Загурского "Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе" [69], Ее автор считает этого исследователя не только высокообразованным ученым, ясно представляющим свои просветительские функции, но и педагогом, умеющим передавать свои знания и опыт другим, целеустремленно подготавливающим учеников-последователей, которые продолжили начатое им дело. Тем не менее в этом исследовании основное внимание уделено биографии П.К.Услара и его лингвистической работе.
Попытку проанализировать научно-лингвистическую деятельность П.К.Услара сделал в конце 20-х годов П.Н.Черняев. Его статья "Из истории кавказоведения. Язык и культура Кавказа в свете научных изысканий П.К.Услара" [226] посвящена лингвистическим исследованиям ученого, а не научно-педагогической деятельности.
В 1956 году в журнале "Вопросы языкознания" к восьмидесятилетию со дня смерти ученого была напечатана статья Ю.Д.Дешериева "Значение научного наследия П.К.Услара для советского кавказоведения" [51]. В ней также показаны достижения П.К.Услара в области лингвистики.
В книге А.С.Гаджиева "Петр Карлович Услар — выдающийся кавказовед" [41], изданной в 1966 году в Махачкале, рассматриваются лингвистические и историко-этнографические исследования ученого.
Следующим автором, который занимался лингвистическим наследием П.К.Услара, стал профессор А.А.Магометов, напечатавший статью "П.К.Уелар — как крупнейший языковед и лингвист" [118], приуроченную к 150-летию со дня рождения замечательного ученого. При этом автор справедливо отмечает, что из-за небольшого объема статьи он ограничивается только анализом языковедческих работ П.К.Услара.
Заслугой профессора А.А.Магометова является то, что он подготовил к печати и способствовал выходу в свет незавершенного лингвистического труда П.К.Услара "Табасаранский язык", который был издан в Тбилиси в конце 70-х годов [204]. Исправив несправедливость, допущенную в отношении П.К.Услара, Институт языкознания Академии наук Грузинской ССР к 100-летию со дня смерти ученого издал эту работу» поместив в конце книги статью А.А.Магометова "Услар — кавказовед", также посвященную лингвистическим исследованиям ученого.
Частично вопрос научно-просветительской деятельности П.К.Услара затронут в учебном пособии профессора Е.Е.Хатаева "Просветители горских народов XIX века" [218]. Деятельность ученого-просветителя рассматривается в этом издании в соответствии с педагогической работой других российских ученых и педагогов XIX века Я.М.Неверова, Д.Д.Семенова, Л.Н.Модзалевского и других. Е.Е.Хатаев коротко рассказал о тесном творческом сотрудничестве П.К.Услара с просветителями, вьппедшими из среды горцев, информаторами и "сотрудниками" ученого в период создания им письменности (для аварцев, даргинцев, чеченцев, кабардинцев, абхазцев и других народов) и научно-педагогических основ становления и развития светских школ для детей северокавказских народов.
Слегка коснулись этой темы и В.Д.Магометова в статье "Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX века" [122], и И.Ю.Алироев в книге "История и культура вайнахов" [11], но они не ставили своей целью описание педагогическо-просветительской деятельности ученого. Таким образом, до сих пор не издано ни одной работы, посвященной исследованию педагогических воззрении П.К.Услара, его взглядов на горский фольклор и его воспитательное значение, не раскрыто его творческое содружество с северокавказскими просветителями по созданию письменности и школ для детей горцев.
Раскрытие положительных сторон педагогической мысли горских народов Северного Кавказа, просветительских идей и характера деятельности их вьщающихся просветителей в содружестве с передовыми русскими, учеными является важной задачей истории педагогики. Решение этой задачи способствовало бы более полной разработке проблемы истории^ школы северокавказских народов в целом и педагогической мысли в частности.
При исследовании научно-просветительской и педагогической деятельности П.К.Услара мы опирались на принцип историзма, требующий рассмотрения каждого положения в исторической связи и другими событиями и явлениями конкретной исторической эпохи. Критический анализ трудов ученого, документов, обнаруженных нами в ЦГА Республики Грузия, работ его современников и исследователей более позднего периода позволил выделить основные этапы научно-просветительской деятельности этого видного ученого-кавказоведа, осветить некоторые аспекты его деятельности.
Богатейшее научно-педагогическое наследие П.К.Услара включает в себя теорию образования и обучения горских народов Северного Кавказа, их алфавиты, буквари и азбуки, составленные ученым, систему организации и методы обучния в горских школах. В своем исследовании
п мы будем рассматривать труды П.К.Услара в педагогическо-просветительском аспекте. Несмотря на наличие изданий, посвященных отдельным сторонам лингвистической деятельности ученого, его просветительские взгляды фактически не были подвергнуты анализу и обобщению. Вне поля зрения исследователей остается система его просветительских взглядов, педагогические воззрения, хотя сегодня обращение к лучшим народным традициям, передаваемым из поколения в поколение, может помочь в решении важных проблем воспитания молодежи.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучению проблемы, ее неразработанностью, отсутствием монографий о П.К.Усларе — виднейшем представителе плеяды российских ученых, связавших свою судьбу с Кавказом, сделавших огромный вклад в дело просвещения горских народов.
В специальной литературе нет систематизации воззрений ученого на воспитание, образование и обучение, поэтому необходимо выявить роль П.К.Услара в развитии школы и просвещения горцев.
Объект исследования — школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX века.
Предмет исследования — научно-просветительская и педагогическая деятельность П.К.Услара на Кавказе.
Цель исследования — определить демократическую направленность педагогических воззрений П.К.Услара, показать, что он впервые предложил систему организации обучения в горских школах, разработав научно-педагогические основы образования и просвещения северокавказских народов.
Задачи исследования вытекают из объекта, предмета и цели исследования и заключается в следующем:
1) проанализировать роль П.К.Услара в развитии теории и практики народного образования при разработке им научно-педагогических основ развития школы у горских народов Северного Кавказа;
обосновать позицию ученого, считавшего, что цивилизаторскую мис- Д сию России на Кавказе следует проводить мирными средствами — пу- Щ тем распространения грамоты и просвещением горцев;
выяснить отношение П.К.Услара к методам работы конфессиональных мусульманских школ; :Щ
показать творческое содружество П.К.Услара и севфокавказских педа- Щ гогов-просветителей по использованию возможностей русского и род- і ного языков для развития горских детей;
доказать, что П.К.Услар разработал научно-педагогические основы организации обучения в горских школах, начав с создания алфавитов и проведя экспериментальный курс обучения горцев грамоте на новом основании в созданных при его активном участии школах;
прояснить позитивное отношение ученого к устному народному творчеству горцев, его воспитательной направленности.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о соци- : ально-иеторической обусловленности характера деятельности школы и 1 педагогической мысли народов, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы
исследования: 1
изучение и анализ архивных источников;
теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических, историко-педагогических, литературных, фольклорных источников;
изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории отечественного образования и педагогической мысли Кавказа и России.
Организация и этапы исследования
1990-1996 гг. — предварительное ознакомление с проблемой развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа. Определение основных направлений научного поиска.
1996-1997 гг. — определение методологии, методов, задач, источнико-вой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, лингвистических, литературных и фольклорных источниках.
1997-1998 гг. — систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статьи и учебно-методических пособий по результатам исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
Присоединение Кавказа к России сыграло решающую роль в появлении на Северном Кавказе очагов просвещения, вовлечении его народов в орбиту капиталистических отношений и приобщении их к демократической русской культуре.
Во второй половине XIX века произошло ускорение развития системы правительственных школ, и приходские школы начали руководствоваться программами Министерства народного просвещения России, чему содействовала прогрессивная гфосветительская и педагогическая деятельность русских ученых и просветителей, в том числе и П.К.Услара.
В связи с усиливающимся влиянием на горцев панисламизма в крае наблюдались антирусские настроения. П.К.Услар убеждал правительство в необходимости светского образования. Способствуя открытию народных школ для горцев, он рассматривал светские учебные заведения как важнейшее идеологическое средство для ослабления влияния исламизма в регионе.
Миссия России на Кавказе, которую П.К.Услар справедливо считал цивилизаторской, способствовала более или менее быстрому развитию
просвещения горских народов, появлению светских школ, в которых преподавание велось на родном, а затем и на русском языках. 5. Развитию педагогической мысли, возникновению светских школ и появлению горских просветителей, создавших на русской основе алфавиты для родных языков, книги на этих языках и занимающихся обучением детей северокавказских народов, способствовала лингвистическая и просветительская деятельность замечательного русского ученого П.К.Услара, разработавшего научно-педагогические основы образования и просвещения горских народов Северного Кавказа.
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью методов исследования, позволивших выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития школы и педагогической мысли северокавказских народов.
Практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в процессе подготовки и лерёподготовки учительских кадров; в учебном процессе национальной школы, они расширяют научные представления о педагогике народов Северного Кавказа.
Научная новизна исследования: -проанализированы прогрессивные просветительские и педагогические воззрения русского кавказоведа П.К.Услара;
показано творческое содружество П.К.Услара с просветителями горских народов при разработке их письменности и создании школ для обучения горских детей;
раскрыта отрицательная роль мусульманской системы образования и воспитания в регионе во второй половине XIX века;
рассмотрены рекомендации П.К.Услара по созданию школ для народов Северного Кавказа, определению содержания образования, принципов и методов обучения с учетом местных особенностей;
.-1.5. /
обоснована роль П.К.Услара в развитии просвещения и школы северокавказских народов;
введены в научный оборот малоизвестные материалы.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась по мере подготовки материалов исследования. Некоторые положения и выводы отражены в учебно-методическом пособии, методических указаниях, используемых студентами при изучении ими спецкурса "Просветители горских народов XIX века", а также учителями общеобразовательных школ.
Структура диссертации. Она: состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка литературы и приложения, изложена на 77? страницах.
Во введении дается постановка проблемы, ее актуальность, определены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, проанализирована степень изученности проблемы, показана научная новизна, практическая значимость, сформулированы положения диссертации, выносимые на зайвггу.
В первой главе "Жизненный путь и этапы научно-просветительской деятельности и педагогического творчества П.К.Услара" раскрываются истоки его творческой деятельности на Кавказе, анализируются работа по созданию грамматик горских языков и педагогическо-просветительская деятельность. В главе говорится, что, убедившись в том, что почва Кавказа чужда арабскому языку, П.К.Услар справедливо критиковал систему мусульманского образования в крае, догматизм и схоластику методов обучения в мектебах и медресе, выступал за распространение на Кавказе двуязычия — обучения детей родному и русскому языкам.
Во второй главе "Разработка П.К.Усларом научно-педагогических основ обучения и просвещения горских народов" рассказывается о создании ученым горской письменности и ее значении для развития просвещения и школы для горцев, рассматриваются творческое сотрудничество
ученого с просветителями северокавказских народов при разработке алфавитов и грамматик для бесписьменных кавказских языков, анализируются мысли П.К.Услара о горском фольклоре и его педагогическом значении. Большое место отводится и освещению предположений кавказоведа о распространении грамотности среди горцев, его рекомендаций по созданию светских школ, определению содержания образования, принципов и методов обучения детей.
В заключении излагаются общие выводы, основные положения, вытекающие из результатов исследования.
В библиографии приведены архивные, дореволюционные и современные источники по проблеме, Использованные в ходе диссертационного исследования.
В приложении представлены портрет и титульные листы грамматик П.КіУслара, изданных в прошлом веке, созданный им кавказский алфавит.
Основное содержание диссертаций изложено в следующих/публикациях автора:
1. П.К.Услар — кавказовед и просветитель горских народов Северного Кавказа: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998.40 с.
Гуманистическая направленность педагогических идей П.К.Услара // История и философия культуры: актуальные проблемы. Сб.научнлр. ВыпЛН. Владикавказ, 1998. СЛ22-125.
П.К.Услар о цивилизаторской миссии России на Кавказе: Методические рекомендации. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. 32 с.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Первая глава исследования "Жизненный путь и этапы научно-просветительской деятельности и педагогического творчества П.К.Услара" состоит из четырех параграфов. В ней раскрываются истоки
*7 .
научно-просветительской деятельности П.К.Услара, который в 12 лет овладел латинским и другими языками, читал в подлиннике исторические и философские труды Геродота, Страбона, Гегеля и других авторов. Закончив классическую гимназию, П.К.Услар поступил в Главное Инженерное Училище и по окончании его был произведен в прапорщики. В 1837 году начинается его служба на Кавказе, с которым будет связана вся дальнейшая жизнь просветителя. Продолжив учебу в Императорской Военной Академии, П.К.Услар с успехом занимался военно-топографическими работами, изучал этнографию исследуемых регионов. По окончании Академии П.К.Услар добросовестно исполняет описание Тверской и Вологодской, губерний» проявляя свои незаурядные способности, целеустремленность и серьезное отношение к исследуемой проблеме;
Присоединение стран Кавказа к России стало явлением объективно прогрессивным, так как обеспечивало, им преодоление экономической отсталости, политической раздробленности, включение в: общероссийский и мировой рынок. П.К.Услар просит о переводе на Кавказ для проведения здесь различного рода научных исследований. В 1850 году ему поручается составление описания Эриванской губернии; некоторые части этой работы, высоко оцененной современниками,, были напечатаны в "Записках Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества". Фундаментом для дальнейших открытий ученого стали этнографические описания, которые он привозил из многочисленных поездок по Кавказу.
В 1858 году Петр Карлович причисляется к Главному Штабу Кавказской Армии, становится действительным членом Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Ему поручается составление истории Кавказа, но ввиду некоторых обстоятельств П.К.Услар начинает заниматься языками горских народов. Он приходит к выводу о том, что для изучения древнейших времен "неистощимое
18 средство" представляет язык, в котором обязательно отражаются главные моменты материальной и духовной жизни народа. С исследованиями П.К.Услара связаны начало серьезного научного изучения кавказских языков, разработка научно-педагогических основ образования и просвещения горцев Северного Кавказа; За короткий период времени он создал образцовые грамматики семи труднейших языков горских народов, способствовал написанию книг для чтения, открытию светских школ для обучения детей грамоте на родном языке на основании созданных им алфавитов.
Существуют различные точки зрения на проблему определения миссии ,России на окраинах к XIX веке; мы. считаем» что, несмотря на грубые и жестокие ^методы, результаты политики России на Кавказе следует считать положительными. Свершение исторического акта присоединения этого многонационального и многорелигиозного края к России означало не только включение.отсталого хозяйства региона в сферу более передовой экономики России, но и возможность приобщения к демократической русской культуре. Результатом взаимоотношений и взаимовлияния России и Кавказа стала европеизация горских народов, приобщение их к общероссийским процессам — политическим, религиозным, экономическим, школьно-просветительским. ;
К осуществлению цивилизаторского курса России в регионе всячески стремился и П.К.Услар, считавший, что Кавказ можно завоевать не силой оружия, а мирными средствами — распространением грамотности и просвещением горцев: "Учиться, когда надобно сражаться, нельзя" [187, 13]. Школа была признана правительством и церковью одним из средств приобщения горцев к православию [139, 499]. В 1860 году было создано: Общество восстановления православного христианства на Кавказе. П.К.Услар поддерживал его решение о необходимости обучения детей сначала на родном, а затем на русском языках и считал, что распространение национальной грамотности — это единственно правильный
19 способ к "усвоению элементарных познаний", причем обучение необходимо вести без всякого принуждения. Следует сохранять родные языки, создавать народные школы, в которых бы обучение шло сначала на материнском, а затем и на русском языках.
Б Дагестане, где жил и работал П.К.Услар, наблюдались антирусские настроения, а многочисленные арабские школы были очагами распространения мусульманской идеологии, хотя ислам не пустил здесь глубоких корней. Ученый считал, что вытеснение арабского языка русским должно проходить постепенно и без нажима, русский же язык должен получить статус "международного" на многоязычном Кавказе,
В статье "О распространении грамотности, между горцами" ученый четко сформулировал свой мысли в отношении арабского языка как средства преподавания в конфессиональной школе. Он утверждал, что состояние просвещения нельзя определять количеством школ. Необходимо рассматривать качество обучения, то* чему и как; учатся дети, а в мусульманских школах продолжались рутинные педагогические традиции, не отвечающие задачам обучения горцев, их национальным традициям.1 Ученики в мектебах заучивали незнакомые звуки и буквы, читали Коран, но совершенно не понимали его. Под ударами палки муллы через несколько Лет учебы многие покидали конфессиональную школу, так и не научившись понимать то, что они с трудом читали.
П.К.Услар выступал против изуверских методов обучения, калечащих детей морально и физически, против схоластики и формализма. Он мечтал о времени, когда произойдет полное интеллектуальное развитие горцев, а дети начнут учиться на родном языке.
Вторая глава "Разработка П.К.Усларом научно-педагогических основ образования и просвещения горских народов" состоит из пяти параграфов. В этой главе исследуются взгляды ученого на значение горской письменности для развития просвещения и школы северокавказских народов. Именно в языке П.К.Услар видел самый надежный источник ис-
тории народа, ведь его нельзя ни подделать, ни выдумать. Он считал, что приобщиться к русской культуре горское население сможет только путем создания письменности на родных языках и организации начальных школ с обучением первоначально на материнском, а позднее и на русском.
Необходимость создания письменности для северокавказских народов уже давно была осознана горцами. Но попытки введения письменности на основе арабского алфавита, сделанные самими горцами, были безуспешными, так как для чтения на родном языке нужно было хорошо знать арабский. И П.ЇСУслар применяет к грузинской азбуке начертания русских букв и составленному таким образом алфавиту дает название кавказского. В основу написания букв ученый положил азбуку А.Шегрена, созданную им для осетинского языка. С 1861 по 1875 годы П.К.Услар составил грамматики абхазского, чеченского, аварского, лакского, хюркилинского, кюринского и табасаранского языков, буквари чеченского, аварского и других языков, алфавит жабардинского языка, способствуя развитию школы и обучению на родном языке в северокавказском регионе. Он сумел не только правильно записать слова,, н и уловить логику, присущую каждому языку. Нововведением ученого стало включение в грамматики сборников слов, их видоизменений и фраз, а также списков слов с переводом их на данный горский язык. В 1868 году П.К.Услар избирается академиком Российской Академии наук.
При разработке научно-педагогических основ образования и просвещения горских народов Северного Кавказа ученый поддерживал идею правительства о необходимости создания школ и обучения детей на их родном языке. Разрабатывая письменность и участвуя в создании школ для обучения горских детей, П.К.Услар всегда сотрудничал с представителями северокавказских народов. В главе содержатся материалы о работе ученого по составлению алфавитов и созданию народных школ с теми людьми, для которых изучаемый язык был родным. Сотрудничество
21 П.К.Услара с просветителями северокавказских народов началось, когда ученый стал с помощью Умикова изучать грузинские глаголы. В Сухуми со сванетом Гульбани был сделан очерк сванетского языка, а его ученик усвоил письменность и взялся за составление сборника сванетских сказаний, С помощью юного убыха Берзека в течение недели П.К.Услар набросал очерк убыхского языка, вскоре исчезнувшего с Кавказа.
При создании грамматики абхазского языка шесть недель ученый занимался с тремя абхазцами и с особой признательностью вспоминал о Георгии Курцекидзе. С Кеди Досовым и Янгулбаем Хасановым П.К.Услар приступил в начале 1S62 года.к изучению чеченского языка. Вскоре они усвоили чеченскую грамматику и занялись обучением мута-лимов не только родной грамоте, но и русской. Занятия во временной школе, открытой по инициативе П.К.Услара, проводились по составленному им букварю. Вместе сУмаром Берсеевым П.К.Услар составил алфавит, для кабардинского языка, а работа эта была завершена другим информатором ученого — К;Атажукиным.
Творческое сотрудничество с горцами П.К.Услар продолжил при разработке азбук языков Дагестана с целью создания школ для обучения детей горцев. При изучении аварского языка он нашел умного и способного помощника Айдемира Черкеевского, сотрудничеством с которым очень дорожил. В свою очередь ученый оказывал ему помощь в подготовке книг по истории аварцев, народных песен и сказок. В 1865 году в Хунзахе была открыта временная школа, в которой преподавал А.Чиркеевский, результаты же обучения превзошли все ожидания.
П.К.Услар с уважением писал о Лачинау, М.Хандиеве, Ш.Ногмове, ученостью которых восхищался. Его ученики А.Омаров, К.Зульфикаров, А.Салим сделали очень многое для распространения знаний и русской культуры среди горцев, сами создавали грамматики родных языков, переводили книги, предназначенные для горцев, обучавшихся грамоте на новом основании. Благодаря сотрудничеству П.К.Услара с просветите-
лями горских народов была разработана письменность для семи Кавказских языков, что сыграло решающую позитивную роль в процессе постановки образования на Северном Кавказе.
Педагог-мыслитель проникся искренней симпатией к горцам, он
изучал фольклор, посредством которого из поколения в поколение пере
давались песни, сказки, пословицы, сказания, воспитывавшие у детей
трудолюбие, уважение к старшим, честность, храбрость, справедливость
и другие положительные моральные качества. По инициативе
П.К.Услара "Сборник сведений о кавказских горцах" пополнился народ
ными сказаниями [69, LV]. Просветитель понимал, что опыт народной
.педагогики содержит ценные и богатые традиции по воспитанию моло
дежи, что эти идеи могут обогатить педагогическую мысль народов Рос
сии. Сегодня мы можем и должны возродить то лучшее, что веками жи
вет в педагогической культуре горских народов; изучение воспитательно
го опыта прошлого обогатит педагогику, позволит установить нацио-
I, нальную Специфику воспитания. V
Изучение кавказских языков предоставило П.К.Услару возможность поставить на прочную научную основу этнологию Кавказа, а его лингвистические и просветительские идеи, обусловившие введение грамотности между горскими народами Северного Кавказа, оказали влияние на их образование. Будучи представителем передовой русской науки XIX века, П.К.Услар своими научно-педагогическими исследованиями способствовал распространению грамотности среди горцев, утверждению светского образования среди северокавказских народов. Изучение и анализ наследия этого ученого-кавказоведа показывает, что предметом научного исследования П.К.Услара были важнейшие проблемы, поднимаемые представителями прогрессивной педагогической мысли не только России, но и Западной Европы; и конечно, успехи, которые были достигнуты в процессе развития культуры горских народов, связаны с научно-просветительской деятельностью П.К.Услара.
Ученый писал, что необходимо пробуждать умственные способности учащегося, приучать его к самостоятельной умственной деятельности; что дело не в том, чтобы учащийся чему-либо выучился "на всю жизнь свою, а чтобы, так сказать, выучился он учиться" [І90, 30]. Его замечательные труды, в которых чуткий педагог настаивал на необходимости введения в горских школах обучения сначала на родному а потом и на русском, языках, развития мышления и памяти, умений и навыков у детей горцев, не потеряли своего значения и сегодня. Эти исследования являются ценным материалом для современных ученых, интересующихся вопросами педагогики, культуры и истории кавказских народов.
После близкого знакомства с горцами П.К.Услар приходит к выводу о тяге большинства из них к знаниям: "Учиться даже в зрелых летах не считается предосудительным". В семидесятых годах XIX столетия при активном участии ученого в Гунибе, Кумухе, Темир-Хан-Шуре, Хунзахе (Дагестан) были открыты начальные школы. В них обучалась; молодежь в возрасте от 15 до 20 лет грамоте на родном и русском языках. П.К.Услар считал, что скольким бы языкам мы ни выучились, ни один не запечатлеется в целом духовном мире нашем так глубоко, как язык родной, — язык, которым непосредственно выражается своеобразный склад наших понятий [187, 17].
Ученый-гуманист отстаивал известное положение о том, что обучение ребенка-горца необходимо начинать с усвоения им материнского языка, ведь именно через него легко раскрываются способности, устремления, талант, предрасположенность человека к будущей деятельности. Эти положения П.К.Услар изложил и теоретически обосновал в своих работах на педагогические темы: "О распространении грамотности между горцами", "Предположение об устройстве горских школ", "О составлении азбук кавказских языков", в которых высказывается мысль о том, что "родные языки составляют надежные проводники для распространения между горцами нового рода понятий. Забрать эти проводники в свои
руки, суметь распорядиться ими ... Дело трудное, но и заслуживающее того, чтобы подумать о нем" [187, 17]. Ученый выступал за распространение на Кавказе двуязычия — родного и русского языков, причем русский язык, по его мнению, должен стать в регионе "международным".
П.К.Услар пересмотрел методику преподавания в горских школах, их программу, считая, что народные школы должны быть обхцеобразо<-" вательные, элементарные, а не специальные, составил примерное расписание уроков, предусмотрел педагогический состав школ. Он писал: "Целью элементарных училищ должно быть не столько приобретение сведений, сколько развитие способностей приобретать сведения" [190, 31]. В предисловии к грамматике "Абхазского языка" М.РЗавадский, окружной инспектор Кавказского учебного округа, писал: "П.К.Услар не был исключительно кабинетным ученым и постоянно имел в виду практику, школьное преподавание, о чем свидетельствуют составленные им буквари, статьи ... и деятельность его по обучению горцев их грамоте" [64, VII], Народные школы, открытые по инициативе ученого, сразу же завоевали симпатии горцев.
Таким образом, научная и педагогическая деятельность П.К.Услара оказали большое положительное влияние на развитие педагогической мысли горских народов Северного Кавказа, Во второй половине XIX века горцы могли учиться в основном в школах духовного ведомства, П.К.Услар предложил правительству план создания школ светского направления, осуждая формализм и схоластику в обучении и способствуя ускорению развития системы правительственных школ. Считая, что школы должны быть бессословными и доступными для всех слоев населения, П.К.Услар особое внимание уделял преподаванию материнского языка, а затем рекомендовал переходить к русскому, поддерживая и развивая прогрессивные демократические идеи известных русских педагогов К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова и других об общечеловеческом воспитании и его роли в обучении, о необходимости учета национальных осо-
бенностей каждого народа. Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда ученые-этнопедагоги работают над концепцией национальной школы.
Школьные и студенческие годы — истоки научно-просветительской деятельности П.К.Услара. Первые шаги в научной работе (описание Тверской и Вологодской губерний)
В личной жизни П.К.Услар отличался необычайной скромностью и трудолюбием. Современник писал о нем: "...до сих пор в нашем воображении живо рисуется облик высокого, статного мужчины, на его серьезном лице не было заметно ни тени спеси, высокомерия; напротив того, в нем проглядывало столько душевной доброты, до того оно было симпатично, что невольно приковывало к себе глаза собеседника" [69, IV-VJ.-. Именно такой человек смотрит на нас с известного портрета П.К.Услара, гравированного академиком И.П.Пожалостиным. Кроме этого, П.К.Услар был прекрасным собеседником, умел говорить живо, остроумно и просто, очаровывая любого, кто с ним общался. Отказывая себе в самом необходимом, он "охотно делился последним с человеком, бывшим в нужде", причем делал это так, что "даже самые близкие люди об этом не знали" Но мы обратимся к началу прошлого века. 20 августа 1816 года в деревне Курово Тверской, губернии Вьплневолоцкого уезда в семье баро- ч на Карла Карловича Услара и Веры Васильевны Чихачевой родился сын Петр, которому было суждено связать свою жизнь с Кавказом и стать автором образцовых лингвистических, педагогических и историко-этнографических исследований этого региона. Предки П.К.Услара по отцовской линии были родом из Германии, что породило после смерти -и этого замечательного ученого и просветителя полемику с некоторыми литераторами, стремящимися включить его в германский пантеон, хотя в ученом сочетались лучшие качества немецкого и русского народов.
О семье, в которой рос будущий кавказовед и просветитель горских народов, мы знаем мало.; Достоверно известно, что в доме, в котором воспитывались четыре дочери и три сына, царили взаимопонимание и ,;; j любовь, наверное, поэтому: при первой же возможности ученый возвращался туда, где прошло его детство.
Дед Петра Карловича, уроженец старинного города Ганновера, приехал (по приглашению) в Россию и в 1765 году поступил на военную .,. і службу. Ему и было пожаловано императором Александром I имение, в " j котором родился его знаменитый внук. Известный кавказовед Л.П.Загурский в биографии П.К.Услара о его ранних годах сообщает следующее: "До десяти лет Петр Карлович воспитывался дома, под руководством гувернантки, а потом в продолжении двух лет находился у Посникова (друга отца) и учился вместе с его сыном". Таким образом, можно с уверенностью сказать, что детство будущего ученого протекало по общепринятым канонам домашнего воспитания и образования того времени.:
Уже в ранние годы ярко проявились способности юного Петра Услара. У Посникова служил гувернером некий Миддендорф, поклонник классицизма. Именно он сумел пробудить в своем способном ученике интерес к изучению латинского языка. Дочь П.К.Услара Нина Петровна Благово вспоминала, что в 12 лет мальчик мог объясняться на латыни с профессором Рейсом (69, IX-X], проявляя свои выдающиеся спбсобности к древним языкам.
Затем подростка определили на учебу в третью Санкт-Петербургскую классическую гимназию [64, VJ. "Преподавание в этой гимназии основанной незадолго до поступления в нее Услара, было поставлено хорошо благодаря заботам ее первого директора, знатока античности — Шнейдера"[226, 5-6], — отмечает П.Н.Черняев. Курс обучения в гимназии был рассчитан на четыре года. В неделю следовало давать 30 уроков, занятия делились обычно на 2 части: с 8 до 12 часов (в ; среду и субботу с 3 до И) и "пополудни с 2 до 4 часов по понедельникам, вторникам четвергам и пятницамн[138, 201].
Гимназическое образование имело энциклопедический характер. Главными предметами считались математика (алгебра, геометрия и тригонометрия) и древние (латинский и греческий) языки, на которые отводилось около 40% всего учебного времени. Преподавались также закон Божий, логика, российская словесность, новые языки (немецкий и французский), география, статистика, физика и другие предметы, по которым проводились переводные "испытания". Можно утверждать, что способный подросток легко прошел весь курс наук, так как привязанность к классическому образованию П.К.Услар сохранил навсегда. Л.П.Загурский справедливо считает, что "с юных лет Услар имел влечение к литературе, а в особенности к научным занятиям, доказательством чему служит масса его рукописных заметок по разным вопросам" [69, XL].
Прибытие П.К.Услара на Кавказ и начало его научно-просветительской и педагогической деятельности
В середине XIX века для русских ученых Кавказ представлял интереснейшее место для разного рода исследований. Со временем были созданы условия для того, чтобы происходило постепенное приобщение северокавказских народов к русской культуре. Историк Н.А.Смирнов в книге "Политика России на Кавказе в XVI-XIX веках", говоря о значении русско-кавказских связей, отмечает: "Присоединение стран Кавказа и Закавказья к России обеспечивало им преодоление их экономической отсталости, замкнутости и политической раздробленности, включение их в общероссийскую экономику, во всероссийский и мировой рынок" [162, 181], поэтому кавказский регион не мог вновь не привлечь внимания П.К.Услара, мышление которого отличалось глубиной анализа, ясностью и точностью. Он "хлопотал о переходе на службу на Кавказ, представляющий так много интереса для любителей научных исследований" [69, XII]. Именно здесь "был сделанученым выбор дела его жизни, которая на протяжении 25 лет будет связана с Кавказом, круг его интересов резко расширяется, начинается новый этап его деятельности. И хотя мы будем заниматься проблемами просветительских и педагогических воззрений П.К.Услара, хотелось бы обратить внимание не только на объем знаний будущего ученого, но и на соединение последних с его личными качествами — трудолюбием, скромностью, благородством.
В 1849 году, состоя при штабе Третьего корпуса, П.К.Услар "участвовал во время Венгерской кампании в Дебречинском сражении и других делах против венгров". По окончании Венгерской кампании в 1850 году П.К.Услар, имеющий богатый практический опыт, был командирован на Кавказ для того, чтобы составить описание Эриванской губерний [246,"2J. Армения еще в XVI-XVIl веках, то есть в период турецко-персидских войн, была разделена на Восточную, попавшую под владычество Персии, и Западную Армению, попавшую под владычество Турции. С вхождением края в состав Российской Империи создались условия для социально-экономического и политического развития этого региона и вовлечения его в орбиту российских капиталистических отношений [26]. Армяне и азербайджанцы — жители Эривани с ликованием встретили вступление русских войск в крепость [48, 117].
В 1840 году статут Армянской области был отменен, и она вошла в Грузино-Имеретинскую губернию. Административно-судебными реформами, проведенными царским правительством, и образованием 9 июня 1849 года Эриванской губернии была ликвидирована административно-территориальная раздробленность Восточной Армении. Централизация власти способствовала ее экономическому развитию. За период с 1873 по 1913 годы, то есть за 40 лет, население Эриванской губернии увеличилось в 2 раза — с 547,7 тыс. до 1071,6 тыс.человек [8, 252]. "Тесный контакт с русской передовой культурой и общественной мыслью способствовал возрождению и развитию прогрессивной армянской культуры", — отмечается в книге "Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР" [138, 509].
Именно в этот период и занимается П.К.Услар описанием Эриванской губернии. "Уже в этом труде обнаруживается зтнографическо-исторйческий уклон Услара побудивший его в дальнейшем взяться за изучение многочисленных языков горских народностей" [25, 369], отме-чается в Большой Советской Эгашклопедии: 1936 года.
Из всех описаний этого региона труд П.К.Услара считается самым удачным. Л.П.Загурский обращает внимание на следующее: "Лучшие места этого труда: орографическое и гидрографическое описание, в особенности этнографическо-исторический отдел, представляющий в тесной связи теперешнее состояние народонаселения края с его прошлым, обусловленным устройством рельефа поверхности и другими географическими данными" [69, XIV]. П.К.Услар показал также роль Армении в истории Кавказа и Закавказья и культуру армянского народа. Некоторые части этой работы "Равнины Эриванской губернии" и "Взгляд на Эри-ванскую губернию в гидрографическом отношении и обозрение реки Аракса"
Разработка П.К.Усларом горской письменности и ее значение для развития просвещения и школы горских народов Северного Кавказа
Во второй половине XIX века во время своего 25-летнего постоянного пребывания на Кавказе, руководствуясь: "великими гуманными целями" [218, 44], П.К.Услар всячески способствовал развитию передовой педагогической мысли горских народов. Он обладал удивительными лингвистическими способностями, и "в течение ряда лет один за другим появляются его замечательные для своего: времени труды по горским иберийско-кавказским языкам" [118, 37,7], ставшие основой для образования и просвещения горских народов Северного Кавказа.
Ученый не мог смириться с тем, что "множество языков умолкло навсегда, множество народов исчезло; теперь на наших глазах исчезают краснокожие туземцы Северной Америки и сибирские инородцы" [245, 2]. Именно в языке П.К.Услар, у которого не было достоверных материалов для составления научной истории Кавказа; видел самый надежный источник истории народа, ведь подделать его нельзя: "Неистощимое средство для изучения древнейщего времени представляет язык: языка нельзя ни выдумывать, ни подделывать. Нет никаких письменных сведений о том, чтобы главнейшие европейские народы и индусы были одного про : исхождения, а между тем сравнительное языковедение доказывает это неопровержимым образом" [186, 395].
Этот ученый "явился инициатором создания письменности на родных языках горцев Дагестана и организации начальных школ на этих языках. В этом П.К.Услар видел путь приобщения горского населения к русской культуре" [121, 63].
Собственно кавказскими (или яфетическими) могут быть названы языки, имеющие особую систему, особый строй и характер, не принадлежащие ни к языкам индоевропейским, ни к тюркским, ни к семитическим, которые также встречаются на Кавказе, но большей частью за его пределами. До П.К.Услара "кавказские языки изучались или в Петербурге, или учеными, заезжающими на Кавказ на самое короткое время" [69, XXXI-XXXII],
Изучая языки непосредственно,, путем прямого наблюдения и несмотря на отличные отзывы, сам ученый весьма критически относился к своим трудам, которым отдавал все свои силы: "Я совершенно сознаю всю недостаточность моих грамматических очерков, но вменяю себе в заслугу, что теперь, вместо нескольких фраз, записанных Клапротом, предлагаются целые книги, которые доставят настоящим лингвистам богатые материалы для исследования" [200, 33],
В условиях горной обстановки изолированная хозяйственная жизнь издавна дробила здесь языки и народы. Поэтому в древности языков и наречий здесь было еще больше [20, 125], чем в более поздний период пребывания на Кавказе П.К.Услара. Но и в XIX в. в языковом отношении Кавказ представлял из себя интереснейший объект для исследований; ведь здесь много отдельных языков и языковых групп, сосредоточенных на сравнительно малой территории [234, 5].
В тридцатые годы XX в. Л.Жирков в статье "Развитие частей речи в горских языках Дагестана" отмечал: "Лингвистическая группа горских языков Дагестана, объединенная единством грамматического типа и отчасти общностью словарного состава, включает в себя 31 язык. В это число входят и такие крупные по численности говорящих языки, как аварский, и такие мелкие "одноаульные" языки, как токита, арчи и куба-чи. В то же число мы включаем и несколько языков, имеющих свою территорию вне государственных границ Дагестана, именно языки так называемой самурской группы (хиналуг, крыз, джек, будут, гапут) и язык удинский (в селениях Варташене и Ниже) [61, 155].
И в середине XX в. в Дагестане насчитывалось около 30 народов и этнографических групп с самостоятельными языками и более 70 учтенных диалектов. Коренное население Дагестана принадлежит по языку к собственно кавказским и отчасти тюркоязычным И ираноязычным народам. Из числа народов, говорящих на кавказских языках, выделяются четыре наиболее значительные по численности: аварцы, даргинцьі, лезгины и лакцы,. Языки их родственны; между этими народами и в прошлом существовала определенная экономическая и культурная общность, считают современные ученые [128,403-404].
Еще в начале 50-х годов XIX века началось исследование языков Кавказа, когда в апреле 1853 года на заседании Распорядительного Комитета Кавказского Отдела Русского Географического Общества член Отдела-Н.В.Ханыков заявил Комитету, что "разнообразие племен, живущих на Кавказе и в Закавказском крае, поставляет Отделу одною из главных обязанностей тщательно заняться разъяснением запутанной эт- нографии края" [69, ХХХЩ. Он предложил обратиться к академикам Шегрену, Броссе, Дорну, Бетлингу с просьбой "дать наставления и советы по составлению параллельных словарей и грамматик многочисленных языков и наречий Кавказа, необходимых для разработки письменности для горских народов. В ответ только в 1855 году была получена инструкция, в которой предлагалось ограничиться собиранием песен и пословиц народов Кавказа с буквальным русским переводом. Было указано, что людям без специального филологического образования не следует доверять исследование кавказских языков и наречий, так как это опасно [71, 248-250].