Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Луцкане Людмила Ивановна

Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах
<
Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Луцкане Людмила Ивановна. Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2000 196 c. РГБ ОД, 61:01-13/108-8

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ НА

УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 20

1.1.Определение процессуально-психологической

основы творческой деятельности 22

1.2. Дидактическое обоснование обучения изобразительному

искусству в средней школе 36

1.3. Теоретические основы обучения изобразительному искусству

в 5 - 9 классах 42

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПО

СОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАНИЯ

ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБУ

ЧЕНИЯ В 5 - 9 КЛАССАХ 54

2.1 .Методика преподавания интернированных уроков изобразительного искусства и авторская программа

«История искусства. 5-9 классы» 54

2.2. Форма организации внеклассной работы 81

2.3. Описание и обобщение результатов исследования 93

2.4. Выводы 102

ГЛАВА III. АВТОРСКИЕ ПРГОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭТЕТИЧЕСКИХ И ГУМАНТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И ИХ РЕАЛИЗА

ЦИЯ В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В 5-9 И 10-12

КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 105

3.1 Программа по истории мировой культуры в 9 - 12 классах 107

3.2 Программа по истории изобразительного искусства для факультативных занятий в 5 - 9 классах 147

БИБЛИОГРАФИЯ 168

ПРИЛОЖЕНИЯ 184 

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного школьного образования является приведение учебного и воспитательного процессов в последовательную и согласованную систему. Важнейшей ступенью осуществления этой задачи является упорядочение ранее изученных учащимися знаний, умений и навыков, ибо школьники нередко, обладая достаточно глубокими знаниями учебных дисциплин, не могут определить логическую и содержательную связь между ними и тем самым формировать их целостную систему.

Введение в учебный план средней школы преподавания такого предмета как «История мировой культуры» во многом позволяет решить задачу систематизации знаний учащихся, поскольку по своей сути предполагает активное осуществление интеграции знаний на основе широкого использования материалов всеобщей истории, религии, философии, литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, театра, кино и других видов искусства.

Наши исследования показывают, что к началу изучения предмета «История мировой культуры» у старшеклассников в знаниях гуманитарных дисциплин обнаруживается диспропорция, как в количественном, так и в качественном отношении. Если ученики 5-9 классов достаточно свободно ориентируются в материалах литературы и истории, то их знания в области истории искусства и музыки фрагментарны, поверхностны, что негативно сказывается в выработке системы понятийно-категориального аппарата этих дисциплин в 10-12 классах. Как показала практика одной из причин такого положения дел является недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

Систематизация знаний школьников является проблемой, требующей согласованного исследования специалистов смежных областей знаний, на основе выработки общего методического подхода. В предлагаемой работе

рассматривается один из аспектов этой многогранной проблемы.

Анализ литературы по проблеме интегрированного обучения и методике проведения интегрированных уроков показал, что в современной отечественной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению М.И. Фролова (194) именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой подход приводит к тому, что после окончания учебного заведения учащимся необходимо заново учится применять полученные знания на практике.

V U

Интегрированные уроки, являются эффективной формой используемые

для систематизации знании в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее ( углубленные и расширенные ) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Одним из предметов школьного образования , позволяющих интегрировать знания и тем самым способствовать развитию творческих способностей, является «Изобразительное искусство». В связи с этим определена тема исследования. «Роль и место интегрированных уроков изобразительного ис

кусства в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах».

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний посредством межпредметных связей учащихся занимались многие исследователи - Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоц-ци, в том числе и отечественные - К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптеров, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, В.К. Кириллов, Н.А. Лошкарева, Л.Я. Зорина, Н.М. Сокольникова и д.р.

В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественнонаучных, обществоведческих, технических дисциплин. Однако проблема изучения искусствоведческих общественных дисциплин на интегративной основе, где базовым являются эстетические категории, недостаточно исследована. В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема формирования художественно-эстетических знаний и развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. В настоящее время преимущественно действуют следующие программы по изобразительному искусству, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации:

- «Изобразительное искусство. 1-9 классы» составленная авторским коллективом под научным руководством B.C. Кузина, 1994 г.

- «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы научный руководитель Б.М. Неменский 1994 г.

Содержание программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы» ( под редакцией Кузина B.C. ) включает эстетическое восприятие и практическую художественную деятельность, реализующая во всех основных видах занятий: рисование с натуры и на темы; иллюстрировании; декоратированном рисование; лепка; усвоение основ дизайна искусствознания. Важное значение в данной программе придается изобразительной грамоте.

В программе интегрированного курса «Изобразительное искусство и

художественный труд. 1-9 классы» (под редакцией Неменского Б.М.) развитие восприятия и практическая деятельность представлены в единстве. Постижение явления художественной культуры связано с практической деятельностью учащихся. Большое внимание уделяется духовному развитию ребенка.

Однако на наш взгляд в указанных программах недостаточно используются возможности предмета изобразительного искусства в целях повышения творческой активности учащихся.

Разработаны также содержательный «Сборник программ интегрированных уроков 1-11 классы» и «Программа интегрированного курса «Искусства» под редакцией Н.М. Сокольниковой, рассчитанный на школы с углубленным изучением эстетического цикла.

При разработке и научном обосновании путей решения поставленной проблемы , конечно же учитывалось то, что уже сделано в области осуществления межпредметных связей в современной школе и проанализирован передовой опыт российской педагогической практики в области проведения интегрированных уроков. Разработана программа и учебное пособие А.И. Вла-сенкова которое включает в себя программы и содержание работы по интегрированному обучению русского языка и литературе русской словесности по классам и предусматривает дифференцированный подход в обучении.

Разработан также учебник для 1 класса авторским коллективом под руководством профессора А.А. Столяра для школ Белоруссии, где новшеством является широкое использование различных игр в процессе обучения.

Разработкой методики интегрированного обучения младших школьников на уроках математики и информатики по теме «Координатная плоскость» занимался коллектив педагогов в составе А.Г. Гладких, О.А. Богданова, С.А. Милютина.

Серию интегрированных уроков «Этика плюс изобразительное искусство» для учащихся 2 класса разработали и провели учителя школы № 4 г. Ярославля Е.С. Колбовская и Т.М. Жарикова.

Интегрированные уроки информатики и изобразительного искусства проводили также учителя гимназии № 8 г. Казани В.Н. Кузницова и С.Х. Якупова.

Разработан и детально проанализирован авторским коллективом Е.В. Жигайло, Е.Ю. Казанской, Т.Т. Вождай под руководством доктора педагогических наук, профессором А.П. Тряпицкой курс интегрированных уроков творчества ( музыка-чтение-изо). Этот курс является частью комплекса программ для начальных классов с эстетической образовательной направленностью. В этот комплекс входят программы: «Музыка», интегрированные уроки «Литература - музыка», «Английский язык - музыка».

Несмотря, на то, что по вопросам интегрирования знаний выполнен ряд исследований и предложена методика проведения уроков, обеспечивающих взаимодействие различных учебных дисциплин, в этой области остается еще не мало нерешенных проблем. Одной из них является проблема взаимосвязи и взаимодействия сразу трех, наиболее художественных предметов - изобразительного искусства, литературы и музыки. Использование полихудожественного воздействия на уроках тематического рисования в 5-9 классах с целью развития творческих способностей школьников и формирования их целостного мироощущения - это сторона проблемы еще недостаточно освещена в научной литературе.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью изучения

«Изобразительбного искусства» на интегративной, многопредметной основе и отсутствием научно-методической базы для такого изучения. Необходимость решения этого противоречия определило проблему исследовании. Она сформулирована нами следующим образом: «Каковы роль и место ин

тегрированных уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей учащихся 5-9 классов».

Решение этой проблемы стало целью нашего исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс формирования творческих способностей учащихся 5-9 классов посредством интегрированных уроков изобразительного искусства.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические предпосылки интеграции знаний учащихся в преподавании гуманитарно-обществоведческих и художественно-эстетических дисциплин.

2. Определить роль уроков изобразительного искусства в развитии полиморфного стиля мышления, как необходимого качества личности для интегрирования разнородных знаний.

3. Разработать систему средств и методов интегрирования знаний смежных учебных предметов на уроках изобразительного искусства.

4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования авторской программы «Изобразительное искусство для 5-9 классов» в усвоении учащимися знаний и подготовки изучения материала «Мировой художественной культуры».

Раскрыть педагогические условия определяющие действенность влияния интегрированных уроков на развитие творческих способностей школь ников.

Цель и задачи исследования определили его гипотезу, которая выражается в предположении о том, что процесс формирования творческих способностей учащихся активизируется, если:

- проводить интегрированные уроки с использованием материалов изобразительного искусства, музыки и литературы;

- соблюдать единство художественного языка изобразительного искусства, музыки и литературы;

- обеспечить педагогические условия для проведения творческой активности учеников как эвристической деятельности;

- использовать специально разработанную программу изучения «Изобразительное искусство, для 5-9 классов».

Методологической основой исследования явилось учение о гармоническом развитии личности, а также труды, идеи классиков и современных ученых философов, педагогов, психологов (Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, К.Г. Юнга, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, СТ. Шацкого, Д.С. Лихачева).

Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы и литературы по различным отраслям знаний: философии, педагогике, психологии, искусствоведению, культурологии, этнографии, а также учебных программ и методических пособий; целенаправленное педагогическое наблюдение за творческим процессом учащихся; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; рейтинг, количественный и качественный анализ результатов эксперимента; исследовательские беседы с учителями и учащимися, тесты и др.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась непосредственно автором в 1987 - 2000 г.г, будучи учителем визуального искусства и истории культуры в 1987-2000 гг. на базе средней школы г. Зилупе в 5 - 9 классах и 10-12 классах.

Исследовательская работа проводилась в три этапа.

Первый этап (1987-1992 гг.): педагогические наблюдения за творческой работой учеников, изучение специальной литературы; апробация различных методик, проведение уроков в контрольных и экспериментальных классам; накопление практического материала; первичный анализ результатов исследования.

Второй этап (1992-1998 гг.): разработка исходных позиций научно-педагогического исследования, организация формирующего эксперимента; апробация содержания, форм и методов проведения уроков изобразительного искусства и истории культуры, разработанных автором на основе научно-методических рекомендаций.

Третий этап (1998-2000 гг.) завершение опытно-экспериментальной работы, обработка и анализ данных, оформление диссертации.

Научная новизна, теоретическая значимость работы заключается в следующем: выявлены теоретические предпосылки интеграции знаний учащихся в преподавании гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин; разработана и апробирована система средств и методов интегрирования знаний и развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроках изобразительного искусства; раскрыты педагогические условия определяющих действенность влияния интегрированных уроков на развитие творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования выражается в том, что в нем: экспериментально подтверждена целесообразность проведения интегрированных уроков изобразительного искусства в соответствии с методическими рекомендациями по планированию и проведению таких уроков. Автором разработаны программы «Изобразительное искусство для 5-9 классов», «История изобразительного искусства для факультативных занятий в 5 - 9 классах», «История мировой культуры для 10-12 классов», которые используются в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных школах, а также формы организации внеклассной работы в развитии творческих способностей учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечена адекватностью методики исследования, соответствующей поставленным задачам, многолетней непосредственной экспериментальной работой автора, тщательным ана лизом большого количества экспериментальных данных, обработанных методом математической статистики

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в г. Зилупе (1996-98 гг.); в проведении семинарских занятий в г. Лудза; организации «Недели визуального искусства в средней школе», использовании материала истории искусства, музыки и литературы на уроках тематического рисования. Результаты исследования докладывались на зональном семинаре по истории культуры в г. Ре-зенке (1998г.) и на других научно практических конференциях (1996-2000гг).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование принципов и условий формирования творческих способностей учащихся посредством интегрированных уроков изобразительного искусства.

2. Система средств и методов целенаправленного интегрирования знаний на уроках изобразительного искусства 5-9 классах.

3. Организационно-педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 5-9 классах в учебно-воспитательном процессе.

4. Авторские программы «Изобразительное искусство для 5-9 классов», «История изобразительного искусства для факультативных занятий в 5 - 9 классах», «История мировой культуры для 10-12 классов», «История изобразительного искусства. Для факультативных занятий в 5 - 9 классах».

5.Формы организации внеклассной работы по эстетическому воспитанию. v

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В ней содержится 5 рисунков, 2 таблицы, а так же дополнена 10 приложениями.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, опреде ляются его цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, раскрываются методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

»_/

В первой главе «Теоретические основы интеграции знаний на уроках изобразительного искусства» дается научно-теоретические обоснование ис ходных позиции исследования и анализ литературы.

Далее в главе указывается на необходимость развития у школьников полиморфное™ мышления. Противопоставление художественного и логического мышления необоснованно, поскольку исследования последних лет доказывают гетерогенность мышления (по А. Андрееву), когда в мыслительной деятельности индивида сочетаются обе формы мыслительной деятельности, речь идет только о преобладании одной из них. Для объективного осмысления и отражения действительности более всего соответствует именно такое свойство мышления, как полиморфность, значение которого состоит, по утверждению А.Н. Леонтьева, «... в преодолении абсолютного противопоставления внутренней теоретической и чувственной деятельности ». Поэтому нам кажется оправданным стремление к гармонизации этих форм мыслительной деятельности. Это условие является решающим для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и дальнейшего успешного усвоения материала предмета «Мировой художественной культуры» в 10 - 12 классах.

Начинать целенаправленную работу по развитию полиморфности мышления рентабельно в более раннем возрасте, в нашем случае - после начальной школы. Особое внимание следует уделить эстетическому воспитанию,

j

так как оно всегда сопровождается активной деятельностью мышления и творческого воображения школьников, работа которых проходит значительно эффективнее при одновременном использовании материала литературы, музыки и изобразительного искусства. Возникающие при этом ассоциации наиболее полны и целостны, а следовательно и более отчетливы. Поэтому,

«шлифуясь», представление легче переходят в понятия. Такой подход полностью согласуется со взглядами Я.А. Коменского.

Исходя из искусствоведческой концепции художественного образа, являющегося основной структурной единицей во всех видах искусства, можно сделать вывод, что именно художественный образ, как форма познания, позволяет объединить эстетические и научные знания, а из системы образов последовательно складывается целостная картина мира во всем многообразии и взаимосвязях. Следовательно, художественный образ является не только необходимым звеном, но рациональной формой усвоения знаний. Создание художественного образа является сложным психологическим процессом, который сопровождается активным включением всех форм мыслительной дея-тельности.

Если в начальных и средних классах подобный комплексный подход усиливает эффект восприятия, облегчает процесс создания художественного образа и вселяет в ребенка мысль о взаимосвязанности всех сторон жизни, то в старших классах это полезно в познавательных целях, так как помогает на-править ученика на поиск соответствий различных явлений культуры и определить глубинную связь в самой структуре этих явлений.

Во второй главе «Методы и средства развития творческих способностей учащихся посредством интегрирования знаний в системе художественно-эстетического обучения», рассматривается и обосновывается разработанная автором программа «Изобразительное искусство, для 5-9 классов», раскрывается методика преподавания интегрированных уроков по этому предмету с использованием учебного материала предметов литературы и музыки,

определяются организационно-педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 5-9 классов в учебно-воспитательном процессе.

Многолетний педагогический опыт показал, что в реально существующих условиях общеобразовательной школы для формирования творческих

способностей учащихся на уроках изобразительного искусства необходимы интегрирование знаний смежных дисциплин, так как предмет «Изобразительное искусство» синтетичен по своей природе и предполагает широкий круг знаний, включающих в себя содержание многих наук: перспективы, анатомии, физиологии, психологии, биологии, математики, оптики, истории и др. Из этого следует, что уроки изобразительного искусства обладают благоприятными условиями для развития системного стиля мышления. Кроме того, на уроках рисования школьники получают основную искусствоведческую информацию. Именно памятники материальной культуры ( в нашем случае это произведения изобразительного искусства, архитектуры) наиболее достоверны с научной точки зрения, поскольку менее других (к примеру, литературных) подверглись позднейшим дополнениям и искажениям.

Целесообразной формой осуществления межпредметных связей на уроках изобразительного искусства является проведение интегрированных уроков тематического рисования с использованием материала литературы и музыки. Такой подход дает максимальную полноту восприятия, несет положительный эмоциональный заряд, активизирует деятельность воображения. Все это в итоге повышает творческую активность детей (что уже само по себе полезно), которая обеспечивает лучшее качество и полноту знаний, а также дает возможность определить общность художественного языка различных видов искусств.

Опытная работа включала в себя усовершенствование форм и методов проведения всех типов уроков изобразительного искусства в экспериментальных классах, в то время как в контрольных классах работа велась по традиционной схеме. Необходимость более четкого планирования занятий побудила нас выделить разделы по степени применения в работе собственно творческих задач. Это -репродуктивные, теоретические и творческие занятия. При известной условности и искусственности названий, такое разделение в целом отражает основное назначение названных видов деятельности

и облегчает их планирование.

Репродуктивные занятия предназначены для выполнения работы с натуры. Они включают в себя относительно длинные натуральные постановки, наблюдения, наброски, зарисовки, пленэр. Этот вид деятельности является основным, так как развивает самые необходимые для художественного творчества качества: наблюдательность, логическое и пространственное мышление, зрительную и сенсорно-моторную память, целостное восприятие и т.д. Методика проведения этих уроков достаточно полно разработана в педагогической и методической литературе. Предлагаемый нами систематический план ориентирован на последовательность и преемственность изложения учебного материала с 5 по 9 классы.

Новым явилось введение нами в план теоретических занятий. Практика доказала необходимость фиксирования внимания детей на изобразительной грамоте и средствах художественной выразительности. По мнению Б.Ф. Шацкого «Не предложенным условием творчества является наличие усвоения большого и надежного объема знаний. Знания первичны, творчество вторично». Поэтому уроки теории представляются целесообразными, тем более в общеобразовательной школе, ввиду того, что уровень художественных способностей учащихся очень разный. Если одаренные дети интуитивно находят ученое решение, то ученики с более скромными способностями смогут опираться на знание изобразительной грамоты и сознательно применять различные правила и приемы изображения.

Эти занятия также призваны помочь учащимся усвоить специальную и искусствоведческую терминологию, максимально уточнить ряд конкретных понятий, осознать роль выразительных средств в системе художественного языка изобразительного искусства и определить аналогии этих средств с музыкальным и поэтическим языком (например, таких понятий, как ритм, гамма, контраст, гармония и т.п.) Основной задачей теоретических занятий является выполнение таких упражнений, которое позволяют ученику самостоя тельно, опытным путем придти к необходимому выводу.

В этой части главы предложены методические рекомендации к проведению занятий, направленных на изучение композиции, перспективы, цветове-дения, пластической анатомии, которые выработаны путем анализа характерных стереотипов и ошибок в работах учеников и проверены экспериментально.

Наиболее близки теме нашего исследования собственно творческие занятия, предназначенные для выполнения сюжетных и декоративных композиций, иллюстраций и некоторых видов дизайнерских работ. Декоративная композиция и дизайн, являясь синтетическими видами изобразительного искусства, помогают сблизить их с повседневностью. Предлагаемая программа построена так, что учащиеся 5-7 классов, занимаясь рисованием, постепенно усваивают принципы обобщения, стилизации, художественной выразительности и подходят к графическому дизайну (а именно - к знаку, символу). Некоторые из предшествующих теоретических уроков направлены на то, чтобы полученные знания и сведения были использованы в творческих занятиях в области дизайна (в частности сведения о психологических свойствах цвета, оптических иллюзиях и т.д.).

Другой разновидностью творческих занятий являются интегрированные уроки, задачей которых является выполнение иллюстраций к тем литературным произведениям, к которым написаны музыкальные произведения. Благодаря полихудожественному подходу, такие уроки эффективны в плане возможности интегрировать знания. При этом, учитывая возрастные психологические особенности детей, важно соблюдать меру. Так, в 5-6 классах более приемлемо частое чередование небольшой по объему музыкальной и литературной информации, а 8-9 классах возможны тематические блоки уроков.

Далее представлена авторская программа «Изобразительное искусство для 5-9 классов».

Кроме уроков изобразительного искусства, исследование включало в себя организацию внеклассной работы по развитию творческих способностей. С этой целью в конце учебного года нами проводились «Недели визуального искусства», в ходе которой подводились итоги работы за год, корректировался план дальней шей работы , анализировались положительные и отрицательные моменты.

Для обеспечения большего числа участников в подготовке и проведении «Недели визуального искусства, работа велась в нескольких направлениях: творч5еском, развивающим и теоретическом. Творческая часть представлена общешкольной выставкой рисунков на общую тему, сформированную так, чтобы предполагалось много различных решений. В течение «Недели» проводилась дополнительная работа с заинтересованными детьми с целью ознакомления с какой - либо живописной, графической или иной техникой, которую в силу трудоемкости, трудно усвоить на уроке.

Теоретическая часть состоит из блиц-олимпиады, позволяющей за короткое время проверить теоретические знания учеников по перспективе, цве-товедению и композиции.

\J

Развивающая часть включает в себя беседы по изобразительному искусству в 1-9 классах: в 1-3 классах - о видах и жанрах изобразительного искусства, в 4-5 классах - о творчестве отдельных художников, в 6-7 классах - о стилистических направлениях изобразительного искусства, 7-9 классах - о наиболее ярких явлениях и представителях мировой культуры. Эти беседы

проводятся учащимися старших классов, изучающих историю мировой культуры, причем доклады выполняются на избранную тему путем самостоятельного сбора материала.

Для учеников 7-9 классов, которые обычно неактивно участвуют в выставке рисунков, проводится конкурс «Что? Где? Когда?». В начале «Недели» этим учащимся в стенгазетах предлагаются кроссворды и другие занимательные задания по теме изобразительного искусства, литературы, музыки,

истории костюма и т.д.

Среди старшеклассников наиболее популярен «Турнир эрудитов» сборных команд учеников и учителей. Большой воспитательный эффект дает участие в жюри «независимых экспертов», членами которого являются ученики и учителя, пользующихся наибольшим доверием.

Понятие эстетического образования и воспитания связано со всеми сторонами жизни, поэтому предполагает самые разнообразные формы осуществления.

Большие возможности в эстетическом и нравственном воспитании дает целенаправленная организация внеклассной работы, ориентированной на родную природу и ее материалы. Проведение ежегодных выставок цветов, композиций из овощей и фруктов, пасхальных и рождественских сувениров с широким использованием природных материалов, полезно в плане эстетического воспитания, а также в образовательном и нравственном планах. Подобные выставки опосредованно приобщают детей к культуре, вызывают музыкальные, литературные и исторические ассоциации. В то же время, экспонаты выставок помогают разглядеть за художественной и утилитарной стороной духовную, и таким образом, ненавязчиво обращают учеников-зрителей к позитивным сторонам христианской морали и другим нравственным ценностям.

Немалое педагогическое значение имеет и то, что в составлении букетов, выполнении сувениров и композиций активное участие принимают родители. Их совместная работа с детьми усиливает эмоциональную связь между ними. В старших классах составление букетов, изготовление сувениров,

особенно подбор названий композиций, которому дети этого возраста придают большое значение, часто является коллективной работой.

В конце этой главы представлены описание и результаты эксперимента.

В третьей главе диссертационного исследования представлены экспериментальные программы «История мировой культуры, для 10-12 классов» и «История изобразительного искусства, для факультативных занятий в 5 - 9 классах». В ходе исследования развития творческих способностей учащихся 5-9 классов диссертантом был проведен анализ программ, применяемых при изучении предметов художественно эстетического цикла, который показал, что они в основном направлены только на предметное обучение. В связи с этим у школьников в процессе обучения возникают серьезные трудности в формировании многосторонних понятий об искусстве. Это побудило нас к необходимости составления дополнительных программ, одной из главных целей которых является синтезирование научных и художественных знаний учащихся. Например целью программы по «Истории мировой культуры» является ознакомление учащихся 10-12 классов с общим развитием культуры, показ взаимосвязи и взаимообусловленности явлений культуры и общественно-исторического развития. Изучение курса предполагает объединение всех приобретенных ранее знаний, на основе которых учащиеся получают целостную картину мира.

По сравнению с существующими программами по мировой художественной культуре, предлагаемая автором программа предполагает достаточно полное изучение мировой культуры от первобытного синкретизма до синтеза искусств в наши дни. Особенностью данной программы является также то, что она предполагает на только изучение художественной культуры, но и рассмотрение некоторых философских вопросов, связанных с взаимодействием культуры и другими сторонами общественной жизни, с влиянием науки и техники на культуру. Такой подход позволяет учащимся струкуировать знания и формировать панорамный взгляд на мир, побуждая ученика к активной мыслительной деятельности, что в свою очередь стимулирует развитие у них творческих способностей.

Похожие диссертации на Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах