Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Дзанагова Лариса Владимировна

Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв.
<
Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дзанагова Лариса Владимировна. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2003 126 c. РГБ ОД, 61:03-13/1400-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Присоединение Центрального Кавказа к России и его прогрессивные последствия для социально-экономического и духовного развития горских народов 13

1.1. Обусловленность становления и развития школы и просвещения народов Кавказа политическими, социально-экономическими и духовными факторами их жизни 13

1.2. История создания Осетинской духовной комиссии и её деятельность по распространению школы и просвещения народов Центрального Кавказа 21

1.3. Научно-просветительская и миссионерская деятельность видных членов Осетинской духовной комиссии 43

Выводы 56

ГЛАВА 11. Роль Общества восстановления православного христианства на Кавказе в развитии школы и просвещении горцев 60

2.1. История создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе и его задачи 60

2.2. Просветительско-миссионерская и просветитель-ско-созидательная деятельность Общества восстановления православного христианства по развитию школы и религиозно-нравственного просвещения среди народов Кавказа 64

2.3. Выдающиеся деятели Общества восстановления православного христианства и их вклад в развитие просвещения на Кавказе 91

Выводы 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109

Введение к работе

Постановка и актуальность проблемы. Демократизация и обновление общества существенно изменили подход к целям и задачам воспитания подрастающего поколения. Меняются взгляды на духовные ценности. Идет инфляция нравственных ориентиров в глазах молодежи. Теряется прежний престиж образования. В современных условиях проявляются определенные негативные явления в жизни людей, недостатки нашей воспитательной системы. Отсюда возникает необходимость продуманной системы работы, использования в педагогической практике, наряду с новейшими инновациями, опыта в области обучения и воспитания, накопленного народами нашей страны, в том числе, и образовательными учреждениями православно-духовного ведомства. Возвращение в историю, обращение к богатому педагогическому наследию прошлого, к лучшим народным традициям могут подсказать нам много полезного для решения современных сложных проблем воспитания, нейтрализации национальных конфликтов.

Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах дейст
вительности предусматривают раскрепощение духовно-
нравственного сознания людей, возвышение личности со всеми ее
запросами и проблемами, утверждение приоритета общечеловече
ских ценностей. На это должны работать все социальные институты,
в том числе и частично возрождаемые в наши дни духовно-
образовательные учреждения, которые способствовали бы примене
нию в практике воспитания взрослых и детей рациональных элемен
тов из их деятельности, а также возрождению прогрессивных народ
ных обычаев, традиционной и религиозной культур воспитания.
Особой заботой социальных институтов, в том числе и духовных,

становится и переговорный процесс в отдельных регионах России, где происходят еще межнациональные конфликты.

Эти обстоятельства значительно актуализируют избранную автором проблему. Это тем более важно подчеркнуть, поскольку образование и воспитание всегда оказывали влияние на социальную сферу жизни тех или иных народов.

Вот почему школа, образование, учреждения системы духовного ведомства, семья и историко-педагогическая наука призваны глубже изучать многозначные процессы, происходившие в отечественном образовании в прошлом.

Сегодня становится все более понятным, что наши школы, в том числе и духовного ведомства, не могут отгораживаться от духовно-педагогического наследия народов, населяющих нашу страну, а должны умело использовать его в работе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Актуальность темы исследования обусловлена ее неразработанностью и неизученностью в кавказской историко-педагогической литературе. До сих пор она никем не использована. Нет сколько-нибудь значительных работ, или диссертационных исследований, опубликованных монографий, посвященных миссионерско-просветительской деятельности православного христианства на Центральном Кавказе. Однако тема эта чрезвычайно актуальна, прежде всего, в свете решения задач комплексного подхода к воспитанию и образованию.

Духовное становление и развитие молодежи, на наш взгляд, тесно и непосредственно связано с принципами, заложенными во всей системе христианского мировоззрения. И не случайно эта проблема находится в поле зрения современных педагогов и общественности, так как именно духовность должна являться основой тесных взаимоотношений людей в нашем обществе.

Школы духовного ведомства на протяжении своего более чем полутаростолетнего существования (с середины XVIII в. - до начала XX в.) вели активную миссионерскую просветительскую, воспитательную и образовательную деятельность. Лучшие представители православного духовенства грузинского, осетинского и русского происхождения стояли у истоков распространения грамотности среди местного населения.

Изучение творческого наследия, оставленного христианскими педагогами, легло в основу настоящего исследования.

Исследование роли православия в становлении школы и развития просвещения на Центральном Кавказе является стержневой задачей данной работы.

Интерес к кавказской культуре в целом и просвещению, в частности, со стороны русских и западноевропейских ученых и путешественников возник в период средневековья, но более отчетливо проявился в XVIII - XIX веках, когда началось освоение Россией кавказских территорий.

Известные кавказоведы А. Берсей, Л. Модзалевский, Я. Неверов, Д. Семенов, П. Услар и другие, жившие среди горцев целые десятилетия, оставили потомкам капитальные труды, посвященные исследованию жизненных устоев и культуры кавказских народов.

Ранний этап просвещения на Кавказе определяется II половиной XVIII - 20-40-е годами XIX веков, положившими начало усилению русской культуры на горцев, прогрессивному развитию школьного дела через просветительско-миссионерские организации, воинские части и лиц духовного звания. К представителям указанного периода относятся И. Атажукин, Д. Козаноко, И. Ялгузидзе и другие просветители, которых волновала не только судьба, но и перспективы социально-экономического и духовного развития своих народов. Ученые яростно выступали против вредных обычаев старины: кров-

ной мести, многоженства, калыма, требовали эмансипации женщины и уравнения её прав с мужчиной.

Интересные сведения, раскрывающие деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе по учреждению в крае церковно-приходских школ, содержатся в незавершенном трехтомном труде ученого-кавказоведа П. Буткова «Материалы для новой истории Кавказа» (СПб., 1869) [26].

Социально-политические и духовные предпосылки развития школы и педагогической мысли горских народов посредством влияния на них русской христианской культуры отражаются в двухтомном исследовании историка Н. Ф. Дубровина «История войны и владычества русских на Кавказе» (СПб., 1871).

Ценные материалы о процессе становления и развития школьного дела на Кавказе можно почерпнуть в работах профессора И. Краснова «Просветители Кавказа» и «Исторические записки о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1913) [84, 85]. В них подробно рассказывается о появлении первых школ в кавказском регионе (в том числе и церковного ведомства), анализируются основные направления их деятельности, исследуется учебно-методическая документация, приводятся сведения о первых миссионерских организациях, а также о деятельности первых педагогов и руководителей духовного ведомства на Кавказе.

Подробные, зачастую критические сведения об особенностях образования и воспитания в учебном процессе школ церковного ведомства отражены в произведениях выдающихся просветителей и педагогов осетинского народа, изданных в конце XIX - начале XX веков. Это бессмертные творения Г. Баева «Отрадное движение», «Владикавказская осетинская женская школа» [12, 14]; М. Гарданова «К школьному вопросу в Северной Осетии», «Желательные улучшения церковной школы» [48]; X. Уруймагова «Женские школы в Осе-

тии», «Школьное дело», «Церковные школы Северной Осетии» [129-131]; Г. Цаголова «Просвещение горцев», «Учительская семинария во Владикавказе» [148-151] и др.

Особый интерес к этому вопросу проявлял и К. Хетагуров, изложивший свои мысли в статьях «Развитие школ в Осетии», «Цер-ковно-приходские школы в Осетии» и др. [140, 142].

В этот же период был опубликован ряд исторических, истори-ко-этнографических и педагогических исследований (И. Кануков [79], К. Кокиев [95], Л.Модзалевский [101] и др.), воссоздающих целостную картину возникновения очагов просвещения на Кавказе.

Сведения о видных деятелях просветительско-миссионерских организаций и об их вкладе в разработку письменности, развитие школы и грамотности среди местного населения содержатся в трудах Х.Ардасенова [8-10], Д.Гугкаева [51], М.Джанишвили [52], В.Кекелидзе [81], А.Пискунова [104], Б.Скитского [ПО, 111], Б.Тахохова [118], Г.Тогошвили [121], М.Тотоева [123-127], Е.Хатаева [134-137], Л.Чибирова [147], М.Шабаевой [104].

Диссертационные исследования ряда современных авторов (Н.Блейх [22-25], В.Власов [33], З.Джелиева [53], Ф.Кокаева [82], В.Магометова [94], Р.Хашхожева [156], Х.Цомаев [153], В.Цатуров [154]) осуществлялись, главным образом, на материале национально-автономных образований Кавказа, а не рассматривались в масштабах целого региона. В некоторых из них давался только краткий обзор истории православной школы по автономиям, но ни в одном проблема истоков христианского просвещения и просветительской политики миссионерских организаций православного духовного ведомства на Кавказе в XVIII - начале XX вв. не стала предметом специального исследования.

Таким образом, несмотря на наличие ряда публикаций, отражающих общественно-политическое и педагогическое влияние пра-

вославного христианства на развитие школьного образования народов Центрального Кавказа, необходимо признать, что они ни в коей мере не исчерпывают возрастающий интерес к данной теме в современном обществе. Интерес этот объясняется огромным значением, которое сегодня придается проблеме духовного развития подрастающего поколения, соответствия его социальных качеств тем требованиям, которые определены нашим обществом. Все эти причины предопределяют понятным актуальность данного исследования, объясняют его научную и практическую ценность.

С учетом вышеизложенного и был сделан выбор темы исследования, проблема которого звучит следующим образом: каковы общие и специфические особенности становлении, развития духовно-нравственного просвещения и системы церковно-религиозного образования кавказских народов в XVIII - начале XX веков. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - школа и просвещение народов Центрального Кавказа в XVIII - начале XX веков.

Предмет исследования - роль православного христианства в становлении и развитии духовно-нравственного просвещения и школы кавказских народов в XVIII - начале XX веков.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выделены следующие задачи:

Выявить политико-экономические и духовные предпосылки истоков влияния православного христианства на становление и развитие педагогической мысли народов Центрального Кавказа.

Раскрыть особенности школьной политики, осуществляемой царским правительством через школы церковного ведомства на Кавказе.

Показать обусловленность познавательного содержания, религиозно-нравственного воспитания горских детей в школах право-

славного христианского ведомства социально-политическими и духовными факторами жизни Кавказа в начале XIX в.

Выяснить вклад видных деятелей просветительско-миссионерских организаций на развитие школы и педагогической мысли кавказских народов.

Методологическую основу исследования составляют фило
софские положения о взаимосвязи воспитания, образования и обще
ственного уклада жизни людей, обусловленность характера духовно-
нравственного воспитания и образования социально-
экономическими и политическими условиями жизни общества, о
диалектике общего и особенного в духовной жизни общества, бе
режном отношении к культурному наследию прошлого.

Методы исследования:

изучение и анализ архивных документов, историко-этнографических, историко-церковных, историко-педагогических и философских источников;

изучение и теоретический анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории отечественного и духовного образования;

изучение и анализ учебников, учебных планов и программ дореволюционных школ церковного ведомства Центрального Кавказа.

Источниковая база исследования:

- архивные документы, извлеченные автором из Северо-
Осетинских, Кабардино-Балкарских и Ставропольских архивов;

издания дореволюционных и современных авторов, посвященные истории влияния православного христианства на развитие школы на Кавказе;

учебники, учебные планы и программы школ церковного ведомства на Центральном Кавказе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

поставлена и решена одна из важных научных проблем исто-рико-педагогического регионоведения - воссоздание в целостном виде генезиса становления и развития духовно-православной школы на Кавказе в рассматриваемый период;

выявлены факторы (в особенности православие и православная церковь), влияющие на этот процесс;

в сравнительно-сопоставительном аспекте изучена специфика духовно-православного образования на Кавказе;

показан вклад видных деятелей православных миссионерских организаций в развитие школы и педагогической мысли народов Центрального Кавказа.

Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы, содержащиеся в данной диссертационной работе, могут быть использованы в современной кавказской школе средней и высшей системы, подготовке и переподготовке учительских кадров, расширению научных представлений об истории духовной школы прошлого.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью методов исследования, которые позволяют выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития церковных школ и педагогической мысли народов Центрального Кавказа.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

прогресс школьного образования среди народов Центрального Кавказа стал возможным после исторического акта присоединения этого региона к России;

православные миссионерские организации: Осетинская духовная комиссия и Общество восстановления православного христианства на Кавказе сыграли важную роль в возникновении очагов просвещения и становлении письменности горских народов;

несмотря на ограниченные расходы, производимые правительством в начале рассматриваемого периода для церковно-приходских школ Центрального Кавказа, развитие школьной сети, в особенности в пореформенный период, шло более быстрыми темпами, а к концу XIX века она стала более разветвленной, представленной большим количеством школ;

ускорение развития системы церковно-приходских школ во второй половине XIX века вызывалось здесь потребностями развивающейся капиталистической экономики и все усиливающимся влиянием на горцев идей капитализма, способствовавшего росту антирусских настроений. Открывая в этом регионе школы, правительство рассматривало их как важнейшее идеологическое средство для борьбы с этим религиозно-политическим течением ислама.

Организация и этапы исследования.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:

  1. этап - 1998 - 1999 гг. - предварительное ознакомление с проблемой роли православного христианства в развитии школы на Центральном Кавказе.

  2. этап — 1999 - 2001 гг. - завершение изучения научной литературы, оценка состояния проблемы, степени её изученности. Определение методологии, методов научного понятийного аппарата, задач, источниковой базы исследования, частичный анализ и систематизация собранных материалов, подготовка статей к изданию.

  3. этап — 2001 - 2002 гг. — систематизация и обобщение материалов. Методическое оформление диссертации, издание статей, тезисов, докладов в научных сборниках по результатам исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова; докладывались на региональных

конференциях, а также конференциях по итогам НИР СОГУ (1999-2001). Они внедряются в вузовский процесс обучения при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии народов Кавказа в условиях ФСП СОГУ. По результатам исследования опубликовано 5 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Обусловленность становления и развития школы и просвещения народов Кавказа политическими, социально-экономическими и духовными факторами их жизни

Кавказ на протяжении многих веков являлся ареной столкновения интересов различных государств, преследовавших свои политические и экономические цели. Они стремились распространить свое влияние в этом регионе, который представлялся богатым источником сельскохозяйственных продуктов, неисчерпаемых людских резервов в их бесконечных войнах, ареной для расширения транзитной торговли с Восточной Европой, Поволжьем и Приуральем [67. 101, 109, 161].

Для достижения этих целей, помимо прямых военных акций, направленных на захват территорий, экспансия велась и на идеологическом фронте путем использования религии как орудия для воздействия на умы и души кавказских народов, исповедовавших с древнейших времен язычество [123. 183-186].

Во второй половине I тысячелетия Центральный Кавказ оказался на стыке трех мировых религий - христианства, утвердившегося в Армении, Грузии, Абхазии в IV веке; мусульманства, насаждаемого в Дагестане и Азербайджане арабами с VIII столетия [159. 71]; и иудаизма, принятого хазарской верхушкой в IX веке [87. 17].

Языческая Алания представляла для своих почти постоянно враждующих соседей не только конфессиональный, но и воєнно политический интерес как довольно сильный союзник, к тому же занимающий весьма выгодное стратегическое положение в центре Кавказа и контролирующий основные пути с юга на север [69. 19]. Поэтому вполне понятен тот комплекс стимулов, которые побуждали соседние с Аланией государства привлечь её на свою сторону с помощью религии.

Мы располагаем определенными историческими сведениями о проникновении в Аланию иудаизма, что следует ставить в связь с хазарским влиянием в VIII — IX веках. В известном «Кембриджском документе» сказано, что часть алан «соблюдала иудейский закон» [83. 78]. Видимо, на Кавказе, в том числе и в Алании, длительное время существовали еврейские общины, тяготевшие к городским рынкам и занимавшиеся торговлей, как это имело место и в Хазарии. Но, безусловно, влияние иудейской религии на алан было незаметным и не оказало сколько-нибудь существенного воздействия [83. 117].

Основная идеологическая борьба развернулась между двумя господствующими религиями - христианством и исламом. Так, в V и VI веках продолжилась активизация политики на Северном Кавказе двух постоянно соперничавших между собой держав - христианской Византии и мусульманского Ирана [87. 26]. Данная территория привлекала правителей этих стран не только своими богатыми природными ресурсами, но и чрезвычайно выгодным географическим положением, важным в военно-стратегическом и торгово-экономическом отношениях [92. 76]. В частности, борьба велась за установление контроля над трассой «Великого шелкового пути», сыгравшего немаловажную роль в развитии племен, населяющих этот край.

Дальнейшие попытки распространения ислама на Кавказе относятся к VII — VIII векам и связаны с арабскими завоеваниями. В XIII - XIV веках происходит постепенное укрепление мусульманства. Значительную роль в этом сыграли завоеватели — как монголы, где ислам утвердился в это время, так и Тимур [93. 87].

В дальнейшем распространение ислама привело к тому, что мусульманство становится господствующей религией для большинства северокавказских народов [86. 122].

Несмотря на многовековое давление, Осетия не вошла в число стран, где магометанство получило широкое распространение. Хотя попытки её исламизации не прекращались вплоть до второй половины XIX века и временами достигали цели. Так, в 1865 году генералу Мусе Кундухову шантажом и угрозами удалось склонить несколько тысяч осетинских семейств к принятию мусульманства и переселению в Турцию, оказавшемуся для многих из них роковой ошибкой. «Какое разочарование постигло этих поистине несчастных переселенцев. Сколько раз слышались слова проклятий на головы тех, которые их увлекли, когда трудности дороги предстали им воочию и раскрыли им глаза - и тогда-то, забыв недавние розовые мечты, они поняли, что обмануты, что они сделались жертвами тех глупцов, которые уверяли их, что им будет хорошо. И вот они, по милости этих глупцов - фанатиков теперь гибнут», - так писал об этом переселении осетинский просветитель Инал Кануков [79. 211].

История создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе и его задачи

В 1860 году было создано, а в 1863 году начало свою деятельность Общее і во восстановления православного христианства на Кавказе.

В специальном юбилейном издании, посвященном 50-летию создания зі ой организации, содержался подробный обзор деятельности Общества и, в частности, указывались «основные задачи, которые непрерывно осуществлялись на протяжении целого полстолетия его существования» [108. 1]. Это, во-первых, возрождение православного христианского упования в сердцах кавказских горцев, некогда познавших Христа, но затем под влиянием тяжелых исторических и J еографических условий утративших свою святую любовь к Спасителю мира и его святой церкви, и, во-вторых, восстановление православно-церковного сознания в многочисленном диссидентском мире, в той сектантской среде, которая имеет десятки тысяч последователей на Кавказе и в Закавказье [108. 2]. Далее там же говорилось, что Общество строило и учреждало приюты, заботилось о развитии церквей и богослужебной письменности на туземных языках, положило немало трудов на книжное издательство.

Идея учреждения Общества принадлежала кавказскому наместнику князю Александру Ивановичу Барятинскому. По совещании с экзархом Грузии митрополитом Карталинским и Кавказским Исидором им была составлена в 1857 і оду докладная записка на имя Кавказского комитета, находящегося в Петербуріе, в которой излагались как мотивы учреждения, так и задачи деятельности этого Общества: «Дело идет о вопросах, к которым Россия не может оставаться равнодушной: о православии меньших её братьев, ежедневно отрываемых враждебной проповедью от лона цепкий; о величии России, которая должна разрушить на Кавказе препятствие, противопоставленное ей воплощением мусульманской ненависти в мюридизме. Необходимо способствовать правительству в этом деле с целью поддержать и распространить христианство между кавказскими племенами» [3, 11 76].

Мусульманство в XIX веке имело широкое распространение среди народов Кавказа. Оно противостояло самодержавию и препятствовало внедрению православно-монархической идеологии. Его влияние на немусульманские народы Кавказа проявлялось в активном росте ренегатства среди горцев православного вероисповедания. Мимо такого явления царское правительство не могло пройти, ибо это ослабляло бы его владычество на Кавказе.

Мусульманскому влиянию нужно было противопоставить влияние христианской церкви ибо, как утверждал Барятинский, «с убеждением можно бороться только убеждением». Борьба с мусульманским влиянием и ренегатством среди христианского населения народов Кавказа и утверждение православной идеологии - вот мотивы, легшие в основу создания Общества. Местные епархии, Осетинская духовная комиссия не обеспечивали надлежащей идеологической борьбы с мусульманством и недостаточно внедряли христианство. Потребовалась более сильная организация, чтобы «остановить нравственно различающийся поток мюридизма и восстановить православную церковь в горах» [3, 1179]. Такой организацией должно было стать Общество восстановления православного христианства на Кавказе, предложенное Барятинским. Кавказский комитет в Петербурге рассмотрел докладную записку Барятинского на заседании от 2 декабря 1857 года и представил её на усмотрение Александра II, который отклонил его учреждение, хотя и признал важность такой организации. Этот вопрос рассматривался вновь на Кавказском комитете от 14 декабря 1857 года. Коми-тег признал необходимым учредить в Петербурге Общество для поддержания православия в кавказских горах, исходя из того, что «положение христианской веры в горах Кавказа находится на такой шаткой ступени, что правительство должно немедленно изыскать и указать способы для распространения христианства между кавказскими горцами [111. 71].

Потребовалось еще три года, посвященных разработке вопроса об учреждении Общества и только 9 июня 1860 года императором Александром II был издан указ князю Барятинскому о его организации. Тогда же был утвержден устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе, представленный Барятинским. Согласно уставу, организационным центром новой миссионерской организации стал город Тифлис.

/правление womecTBa принадлежало наместнику Кавказа, а практическое ведение дел - совету Общества под вице-председательством экзарха Грузии. Совет Общества состоял из вице-председателя и шести членов, избранных председателем из числа почетных и действительных его членов. Состав Общества складывался из чинов, для которых были установлены разряды в зависимости от размера обязательного взноса, исчислявшегося от 20 до 1000 рублей в год [72. 73].

Просветительско-миссионерская и просветитель-ско-созидательная деятельность Общества восстановления православного христианства по развитию школы и религиозно-нравственного просвещения среди народов Кавказа

К 1860 году, т.е. ко времени основания Общества, в Северной Осетии имелось 7 школ с общим количеством учащихся - 107 человек [125. 44], но они не были обеспечены достаточно ни в учебном, ни в материальном отношении и поэтому мало соответствовали своему назначению. С учетом этого основное внимание было направлено, с одной стороны, на улучшение материального положения школ уже существующих, а с другой - на изыскание оснований и способов к открытию новых школ вообще во всех горских приходах. Первоначально обучение предполагалось проводить на родном языке учащихся, а желающим обучаться русской грамоте, письму и другим предметам преподавать их лишь при достаточном усовершенствовании детей в природной грамоте. Обучение в этих школах возлагалось на местное духовенство. Независимо от денежного снабжения учеников на содержание каждой школы предположено было отпускать от 1 15 до 270 рублей в год, а для издания учебных и богослужебных книг учредить в Тифлисе за счет Общества специальную типографию [34. 18-21].

16 мая 1863 года Общество восстановления православного христианства обнародовало правила и программы приходских школ, которые были утверждены наместником Кавказа. В них всесторонне проанализированы вопросы о целях, задачах, содержании и организации учебной и воспитательной работы в этих школах. Целью приходских школ Общества являлось воспитание детей в духе православной веры [180].

Учитывая, что чрезвычайная разбросанность горных аулов и суровость местного климата в целом отрицательно сказываются на посещаемости и успеваемости, было решено, что школы должны быть подвижно-очередными. Их планировалось оставлять в одном ауле на 2-3 года подряд для того, чтобы наибольшее число горских детей могло получить полное начальное образование. По истечении этого срока школа переводилась в другой аул [162].

Существование приходских школ обеспечивалось как в материальном, так и в учебном отношении за счет Общества. Местные военно-гражданские власти обязались содействовать благосостоянию приходских школ. Изыскивать помещения для этих школ и доставлять для них дрова поручалось сельским обществам [176].

Приходские школы делились, в зависимости от формы обучения, на одноклассные и двухклассные. Одноклассные школы учреждались во всех приходах и разделялись на два разряда: в школах 1-го разряда должно было обучаться не менее 20, а в школах П-го разряда - от 10 до 15 детей.

Двухклассные школы учреждались только в некоторых приходах по особым соображениям и назначению совета Общества. Помещения для двухклассных школ устраивались за счет Общества. При двухклассных школах для постоянного приюта бедных детей состояли пансионы на 30 воспитанников. На содержание каждого пансионера выделялось по 40 рублей в год.

В одноклассных школах преподавались следующие дисциплины: чтение и письмо местного языка, Закон Божий, заповеди господни, молитвы и главнейшие сказания из священной истории на природном языке, первые четыре действия арифметики, церковное пение, природоведение, чтение книг на русском языке светского и церковного содержания, а также письменное практическое изучение разговорного русского языка.

В двухклассных школах, помимо перечисленных выше предметов, преподавались: катехизис и краткая священная история на природном языке, краткая русская грамматика; из арифметики - простые дроби; из географии - общие понятия об згой науке, география Российской Империи и чтение книг нравственно-исторического содержания.

Похожие диссертации на Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало XX вв.