Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Место и роль учреждений дополнительного образования детей в формировании творческой направленности личности 23
1.1. Специфика дополнительного образования как сферы, обеспечивающей творческое развитие детей 23
1.2. Формирование творческой направленности личности в свете теоретических положений 46
1.3. Концепция развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования 73
Выводы по 1 главе 95
Глава 2. Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: опытно-экспериментальное обоснование 98
2.1. Критерии сформированности творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования 98
2.2. Опытно-экспериментальное исследование механизмов формирования и развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования 128
2.3. Факторы эффективности системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования 156
Выводы по 2 главе 177
Глава 3. Особенности системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования 183
3.1. Сущность и компоненты системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования 183
3.2. Взаимодействие субъектов системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования 209
3.3. Принципы организации системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования 235
Выводы по 3 главе 261
Заключение 267
Библиография 275
Приложения 300
- Формирование творческой направленности личности в свете теоретических положений
- Опытно-экспериментальное исследование механизмов формирования и развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования
- Сущность и компоненты системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования
- Принципы организации системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования
Введение к работе
Актуальность исследования. Изобретать, осваивать новое, быть открытыми и способными к самовыражению, уметь принимать решения и помогать друг другу, - такими качествами должны овладеть сегодняшние школьники в целях опережающего развития общества, - указывает Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010). Развитие представлений о творчестве как реальном и значимом факторе образования, придающем ему смысл, нацеливающем на обеспечение развития ребенка, интеграцию детей и взрослых в полезной деятельности, становится главным условием достижения этой цели. Особое значение творчество приобретает в условиях изменений общественной жизни, когда рождаются новые идеи, преодолеваются стереотипы, вырабатываются новые подходы к организации жизни. Об этом говорят такие государственные акты, как Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 года «О премиях для поддержки талантливой молодежи», Федеральные программы «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи», «Молодежь России», нацеленные на воспитание инициативных, предприимчивых людей.
Сфера дополнительного образования занимает особое место в творческом развитии детей. Не имеющая аналогов с точки зрения создания творческой атмосферы, организации общественно полезной деятельности, общения по интересам, она опирается на мощный багаж эмпирических фактов и практического опыта, подводящий к осмыслению социализирующей роли творчества в развитии ребенка. Этому способствуют и теоретические разработки ученых, исследовавших различные аспекты творческого развития личности. Философскую сторону проблемы раскрыли В.С. Библер, Л.П. Буева, Т.П. Воронина, В.М. Димов, Л.А. Микешина, Ф.Т. Михайлов и другие. Творческая преобразующая деятельность в единстве с трансляцией культурных ценностей рассмотрена в работах А.И. Арнольдова, М.А. Барга, Ю.Н. Давыдова, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева и других исследователей. Личностно-ориентированное образование представлено в трудах Е.В. Бондаревской, Н.В. Барышникова, И.А. Зимней, Ю.Н. Кулюткина, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., взаимодействие учащихся и учителей в образовательном процессе исследовано Л.В. Байбородовой, З.А. Мальковой, М.И. Рожковым и др. учеными.
Психологические основы творческой деятельности разработаны в трудах Л.И. Божович, Д.Б. Богоявленской, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, В.Н. Мясищева, В.А. Петровского, Я.А. Пономарева, В.Н. Пушкина, И.М. Розет, С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова, В.А. Сластенина, О.К. Тихомирова, М.Г. Ярошевского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, М.Я. Якиманской, П.М. Якобсона. В них определены подходы к выявлению сути творческой самореализации личности в детском и юношеском возрасте.
За рубежом исследования творческих начал становления личности осуществляются в русле теории креативности как особого направления психологической науки. Ей посвятили свои исследования Г. Андерсон, Д. Аткинсон, Дж. Гетцельс, Б. Гизелин, M.П. Гриффин, Дж. Гилфорд, И. Хассард, П.В. Джексон, A. фон Прондчински, Г. Мюррей, M. Дж. Стайн, Р.Д. Стренберг и другие ученые. Различным аспектам творческого развития детей посвящено значительное число исследовательских работ в российской педагогике. Развитию творческого потенциала детей в свете гуманистической педагогики посвятили свои труды П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Вопросы сотворчества детей и взрослых исследованы О.С. Газманом, И.П. Ивановым, В.А. Караковским, О.В. Лишиным, А.Н. Лутошкиным, Г.С. Маркиным, А.Е. Можаром, В.Г. Максимовым, Н.М. Яковлевой. Проблемам развития отдельных видов творческой деятельности детей посвящены исследования В.Е. Алексеева, П.Н. Андрианова, Н.С. Боголюбова, Н.А. Ветлугиной, Ю.Ф. Катхановой, С.А. Новоселова, П.И. Пидкасистого, В.Н. Пушкиной, В.Г. Разумовского, Г.С. Ригиной, Ю.С. Столярова, Н.М. Сокольниковой, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, А.Б. Щедро, Б.П. Юсова и других ученых.
Концептуальные подходы к разработке социализирующего содержания творческой деятельности отражены в трудах В.А. Горского, С.В. Евтушенко, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, А.П. Тряпициной, В.П. Ушачева и ряда других исследователей, указавших на то, что усвоение ребенком человеческой культуры не сводится к приобретению отдельных знаний, умений и навыков, что это более глубокий процесс, наряду с развитием специальных способностей требующих качеств, относящихся к направленности личности. Влияние творчества на социализацию детей и юношества проанализировано в диссертациях Д.Н. Абромяна, И.П. Калошиной, О.П. Медведевой, И.А. Масловой, А.З. Рахимова, И.Н. Семенова, В.И. Тютюнника, Т.П. Щербаковой. В них предприняты попытки выявить возрастные закономерности, признаки формирующихся творческих способностей, анализируются продукты творческой деятельности, чтобы вычленить звенья и фазы творческого процесса (Д.Б. Богоявленская, Д.Н. Завалишина, Т.Б. Климин, А.Ю. Козырева, Л.М. Попов, И.М. Розет, В.А. Романец и др.). Рядом исследователей творческая направленность личности связывается с развитием особого типа мышления (Ю.Е. Виноградов, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров, Г.С. Сухобская и др.). В диссертации А.И. Щетинской рассмотрены аспекты развития творческого потенциала педагога в условиях модернизации дополнительного образования детей. Образовательное пространство учреждений дополнительного образования рассматривается как среда личностного развития обучающегося (Турик Л.А.), как воспитательная система (Е.М. Савина), как среда творческого развития подростка (Медведева О.П., Щербакова Т.П.). Вместе с тем при всем многообразии исследований необходимо признать, что в проекции деятельности учреждений дополнительного образования проблема развития творческой направленности детей в прямой постановке не рассматривалась. Педагогическая теория еще не дала исчерпывающего ответа на вопрос о том, как развивать творческую направленность детей в сфере дополнительного образования, не систематизированы теоретические подходы, педагогические представления о закономерностях, критериях факторах и механизмах организации данного процесса. Имеют место противоречия между:
- обновлением образовательной парадигмы и несовершенством содержания, форм и средств дополнительного образования;
- необходимостью обеспечения личностно-ориентированного, гуманистического подхода в образовательной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования и сохраняющейся тенденцией к массовому характеру деятельности;
- широкими возможностями дополнительного образования как основы полноценного развития, воспитания и социализации личности ребенка и обозначившейся тенденцией к дублированию основного образования;
- стремлением коллективов учреждений дополнительного образования к инновационному развитию и отсутствием осознания необходимости системы, обеспечивающей творческую направленность воспитанников;
- необходимостью социализирующей функции разновозрастных творческих объединений и отсутствием условий для свободного самоопределения для многих из них;
- задачей творческого развития воспитанников и недостаточными представлениями педагогов учреждений дополнительного образования о содержании данного процесса.
Исходя из вышеперечисленных противоречий и предпосылок, мы определили проблему исследования, идущую от необходимости осмысления творческой направленности как центрального личностного новообразования у воспитанников учреждений дополнительного образования детей. Соответственно была сформулирована тема исследования «Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования», отражающая вышеозначенную проблему и идущая от потребности науки и практики в видении закономерностей процесса развития творческой направленности личности, его социогенного характера.
Цель исследования: разработка основ системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования.
Объект исследования: процесс творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: система развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие творческой направленности воспитанников учреждений дополнительного образования будет обеспечено, если:
- работая в инновационном режиме, учреждения создадут соответствующую систему, опирающуюся на разновозрастные творческие объединения;
- деятельность творческих объединений будет организовываться на основе свободного самоопределения и самореализации воспитанников в коллективной творческой деятельности;
- педагоги дополнительного образования будут вооружены знанием закономерностей развития творческой направленности личности и займут новаторскую позицию в организации творческих объединений;
- будет обеспечена социальная ориентированность коллективной творческой деятельности.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
- на основе анализа педагогической теории и практики разработать концепцию развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования;
- разработать и проверить в процессе эксперимента критерии сформированности творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования;
- разработать специализированный диагностический комплекс, способствующий выявлению динамики развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования;
- выявить факторы эффективности системы развития творческой направленности личности;
- определить структурно-функциональную модель и принципы системы развития творческой направленности личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские положения о человеке как высшей ценности общества, прогрессивные идеи гуманистической педагогики, культурно-исторический, системный, деятельностный подходы к образованию, совокупность научных концепций о социально-исторической обусловленности воспитательного процесса, закономерностях творческой деятельности как фактора воспитания и социализации детей, принципы научной объективности, детерминизма, историзма. Ключевыми для данного исследования являются положения:
- философии и методологии педагогических исследований (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина. Л.М. Кустов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.Д. Шадриков, П.Г. Щедровицкий и др.);
- общей теории систем (П.К. Анохин, Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, И. Пригожин и др.);
- теории и практики педагогических систем (В.П. Беспалько, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, В.А. Караковский, Г.И. Легенький, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников),
- теории моделирования педагогических систем (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, В.В. Кондратьев и др.);
- теории дополнительного образования (В.А. Березина, А.К. Бруднов, О.С. Газман, В.П. Голованов, В.А. Горский, И.П. Иванов, М.Б. Коваль, Э.Ш. Камалдинова, Е.Н. Медынский, А.Б. Фомина и др.);
- теории личностного развития А.Г. Асмолова, И.В. Абакумовой, Л.С. Выготского, П.Н. Ермакова, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Дж. Ньюттена, К. Роджерса, О.К. Тихомирова, Г.Г. Шпета, В.Т. Фоменко.
Важную роль в исследовании сыграли труды Л.И. Божович, затрагивающие проблемы развития мотивационной сферы ребенка, Я.А. Пономарева, рассмотревшего образовательный процесс в контексте психологических механизмов творческой деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки результатов был использован комплекс методов исследования:
- теоретических (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический анализ архивного материала, анализ изученного опыта, методы теоретического нелинейного моделирования);
- эмпирических (включенное наблюдение, анкетирование, шкалирование, ранжирование, социопедагогической диагностики, обобщение и анализ опыта учреждений дополнительного образования, карты самооценки педагогического мастерства и творчества, моделирование процесса создания педагогических инноваций, прямого и косвенного наблюдения, изучения продуктов творческой деятельности, биографический метод, метод педагогического эксперимента).
Выявлению ключевых детерминант процесса развития творческой направленности личности способствовало применение конфирматорного факторного анализа, исследования опыта практической деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, собственного опыта работы преподавателем, директором образовательного учреждения дополнительного образования детей, методистом. В используемом комплексе методов – изучение и обобщение опыта деятельности учреждений дополнительного образования детей; ретроспективный анализ личного педагогического опыта – более 28 лет работы по руководству детскими объединениями, 25-летний опыт работы завуча и директора УДО.
Исследование проводилось в несколько этапов.
1 этап (1997-2001 гг.) – анализ теории и практики по проблеме исследования, изучение состояния практики работы учреждений дополнительного образования в инновационном режиме, выделение и разработка основных направлений исследования. Проведение констатирующего эксперимента, связанного с исследованием инновационных процессов в учреждениях дополнительного образования, завершившееся защитой кандидатской диссертации по теме «Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития». Полученные результаты способствовали разработке системы диагностики инновационных процессов в учреждении дополнительного образования и разработки концепции развития учреждения инновационного типа, ставших основополагающими для проектируемой системы формирования творческой направленности личности.
2 этап (2002-2005 гг.) – уточнение гипотезы, целей, задач, рабочих понятий исследования; анализ и обобщение опыта деятельности учреждений дополнительного образования по формированию творческой направленности личности воспитанников, проведение пилотных диагностических исследований по выявлению сущности, критериев и условий поэтапного развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. Постановка проблемы, проверка адекватности исследовательских методик, разработка и апробирование окончательных вариантов анкет.
3 этап (2006-2010 гг.) – проведение 3-фазного формирующего эксперимента, связанного с практической реализацией разработанных моделей, определением критериев, организационно-педагогических условий развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. Покомпонентно внедрялась система развития творческой направленности личности воспитанников, разновозрастные творческие объединения детей и взрослых.
4 этап (2010-2011 гг.) – обобщение полученных экспериментальных данных, разработка научно-практических рекомендаций по проблематике исследования для внедрения его результатов в массовую практику, публикация результатов исследования, оформление диссертации. В целях внедрения в практику разработанной системы развития творческой направленности личности организована инновационная сеть, координируемая научно-образовательным центром, созданным на базе Дворца творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону.
Источниковедческую основу исследования составили: документы, отражающие цели, задачи, направленность деятельности творческих детских объединений на разных этапах исторического развития нашей страны; монографические и диссертационные исследования по проблеме; учебно-методические пособия, содержащие описание конкретного опыта; документы и материалы съездов, конференций, семинаров по проблемам внешкольной работы и дополнительного образования.
Базой решения опытно-экспериментальных и инновационных задач явились образовательные учреждения города Ростова-на-Дону (44 общеобразовательные школы и 20 учреждений дополнительного образования детей), учреждения дополнительного образования детей Ростовской области: Азова, Шахт, Красного Сулина, а также Центр творческого развития и гуманитарного образования города Кисловодска (Ставропольский край). Координатором опытно-экспериментальной работы выступал Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону, являющийся головным учреждением сетевой экспериментальной площадки ФГУ «ФИРО» по теме «Творческая деятельность как фактор социализации детей и юношества». Всего в исследовании участвовало 68 образовательных учреждений: 407 педагогов, 5800 воспитанников, 360 родителей.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- раскрыта специфика дополнительного образования как сферы, способной адаптироваться, быстро и точно реагировать на социальный заказ, запросы семьи, создавать «ситуацию успеха», устойчивую культуросообразную среду, и поэтому оптимально обеспечивать развитие творческой направленности личности в составе разновозрастных творческих объединений, базирующихся на свободе выбора видов деятельности по удовлетворению интересов и потребностей ребенка в самореализации, где происходят процессы высвобождения творческих сил, свободное взаимодействие педагога и воспитанника;
- разработана концепция развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, определяющая основополагающие подходы к организации данного процесса: личностно ориентированный, деятельностный, системный, социально ориентированный, обозначен общественно-государственный характер развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, непосредственное участие в нем семьи, общественности, учреждений культуры, объединение детей и их наставников в коллективной творческой деятельности, выходящей за рамки учреждений дополнительного образования, в социум;
- в контексте реалий дополнительного образования детей определено понятие «творческая направленность личности воспитанника учреждения дополнительного образования», подразумевающее сформированную систему мотивов творческой деятельности и определяющую новаторскую, субъектную позицию в творчестве и жизни, разработаны критерии сформированности творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: 1) личностно-компетентностный, обусловивший выбор таких показателей, как увлеченность, организованность, целеустремленность, 2) социально-коммуникационный, представленный такими показателями: интегративность, новаторство, лидерство;
- выделены и обоснованы факторы эффективности процесса развития творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности, совокупность которых включает: инновационный режим работы коллективов учреждений дополнительного образования, новаторскую позицию педагогов дополнительного образования, деятельность творческих объединений на основе свободного самоопределения и самореализации детей и взрослых, социальную ориентированность коллективной творческой деятельности;
- разработана система развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, являющаяся человекоразмерной и социально детерминированной, ставящая воспитанников в позицию субъекта саморазвития, обеспечивающая их сотворчество с педагогами, родителями, мастерами искусств, науки, техники.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- внесен вклад в теорию дополнительного образования разработкой концепции развития творческой направленности личности детей при опоре на личностно ориентированный, деятельностный, системный и социально ориентированный подходы к осмыслению закономерностей данного процесса;
- разработана и теоретически обоснована концепция развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, в частности, такие ее ключевые характеристики, как человекоразмерность и социальная детерминированность;
- определены принципы системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: обеспечение инновационного характера деятельности учреждений дополнительного образования, системный подход и наставническая позиция педагогов, опора на целесообразное психолого-педагогическое сопровождение процесса, объединение детей и их наставников в коллективной творческой деятельности, деятельный подход к творческому развитию детей, нацеливающий на воспитание их коммуникативных и лидерских черт, социальный характер системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования;
- научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей обогащено теоретическими представлениями о закономерностях развития разновозрастных творческих объединений как структурно-функционального звена системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования;
- расширены педагогические представления о видовом разнообразии инновационных образовательных программ, проектов, технологий, нацеленных на творческое развитие детей и юношества в учреждениях дополнительного образования;
- открыто актуальное направление научных исследований, связанное с поиском оптимальных стратегий обеспечения социализации детей и юношества в русле теории развития творческой направленности личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определен комплекс эффективных средств, обеспечивающих развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, в частности:
- разработана структурно-функциональная модель развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования и организационно-педагогическая структура управления им, реализация которых повышает эффективность их работы;
- создан специализированный диагностический комплекс, способствующий выявлению динамики развития творческой направленности личности;
- разработаны и внедрены в практику учреждений дополнительного образования детей научно-практические рекомендации по обеспечению инновационного их развития по развитию творческой направленности личности в условиях коллективной деятельности: «Концепция и программа развития Дворца творчества детей и молодёжи» (1997), «Творчество в детском оздоровительном лагере. Учебное пособие для воспитателей и педагогов» (2002), «Методика работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования / Теоретические и практические аспекты внедрения рабочей концепции одарённости в муниципальное образовательное пространство» (2005), «Педагогика творчества: формирование творческой направленности педагога и ребенка в образовательном пространстве УДО» (2010), «Педагогика творчества: опыт разработки образовательных программ» (2010);
- разработаны и применяются на практике учебно-методические пособия для системы повышения квалификации работников образования «Управление инновационным развитием» (2005), «Творческая деятельность педагога в учреждении дополнительного образования» (2009), монография «Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования» (2011);
- разработан курс лекций для системы повышения квалификации работников образования – различных категорий педагогов учреждений дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления.
Личный вклад автора в исследование заключается в теоретическом обосновании проблемы и замысла исследования; в разработке концепции развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, в определении комплекса эффективных средств, обеспечивающих развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, в разработке критериев сформированности творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования и модели организации опытно-экспериментальной работы по апробации разработанного научно-методического комплекса в масштабах сетевой экспериментальной площадки, количественной и качественной обработке результатов исследования, обосновании нового направления научных исследований, связанного с закономерностями развития творческой направленности личности в сфере дополнительного образования детей. В целях внедрения в практику разработанной системы развития творческой направленности личности организована инновационная сеть, объединяющая 68 образовательных учреждений Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и координируемая научно-образовательным центром, созданным на базе Дворца творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону по инициативе автора.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены путем сопоставления данных, полученных различными методами, проверки исследовательских методик на широкой выборке респондентов в пилотном эксперименте, 3-фазной диагностике формирования творческой направленности личности школьников в условиях формирующего эксперимента. Теоретические выводы и положения соотнесены с имеющимися научными данными и фактами педагогической практики, подтверждены применением адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования методами, валидность которых статистически выверена, репрезентативностью материалов, полученных на основе анализа организации образовательного процесса в разных типах образовательных учреждений, подтверждением гипотезы исследования результатами, выразившимися в развитии творческой направленности личности, в позитивных изменениях межличностных отношений, в продуктах творческой деятельности, благотворно влияющих на жизнь сферы образования и социума.
Апробация концептуальных положений и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе выступлений диссертанта на Международной конференции «Предшкольное образование – проблемы и перспективы», (октябрь, 2007), Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы образования и молодежного рынка труда на современном этапе» (август, 2010), Международных научных Ждановских чтениях «Ю.А. Жданов: Вклад в разработку методологических проблем научного творчества и развитие инновационной деятельности в Южно-Российском регионе» (сентябрь, 2010), Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии образования одаренной молодежи» (декабрь, 2010, Киев), Всероссийских конференциях (1997-2010) в Москве, Обнинске, Ростове-на-Дону, Межрегиональной научно-практической конференции «Одаренность: стратегия инновационного развития» (апрель, 2008), Межрегиональном семинаре организаторов детско-юношеского туризма и краеведения (май, 2009), в Федеральном институте развития образования (2009), ВДЦ «Орленок», (1992-2001), организации и проведении круглых столов, конференций, циклов «Творческая деятельность как фактор социализации личности», «Инновационная деятельность учреждений дополнительного образования», семинаров совместно с Ростовским институтом повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования, рядом научно-педагогических ассоциаций. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЮФУ, конференциях ученых ЮФУ, педагогических и методических советах Дворца творчества детей и молодежи, в периодической печати и в научных сборниках. Результаты исследования используются в практической педагогической деятельности автора, в работе образовательных учреждений города Ростова-на-Дону, Ростовской области, Ставропольского края.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в процессе:
- разработки и реализации авторских программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;
- создания новых творческих объединений: донская академия наук юных исследователей, центр «ДАР», школа мудрых родителей, школа творческого педагога-исследователя и др.;
- создания и апробации диагностического комплекса «Творческая направленность»;
- проведения авторских курсов по вопросам педагогики творчества в системе повышения квалификации работников образования;
- создания системы научно-методического обеспечения процесса развития творческой направленности личности в образовательных учреждениях различных типов;
- публикации результатов исследования в научно-методических сборниках циклов «Творческий мир воспитания» (2006-09) и «Педагогика творчества» (2010-11).
Результаты исследования внедрены в практику работы Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону, учреждений дополнительного образования городов Ростова-на-Дону и Ростовской области: Азова, Шахт, Красного Сулина, учреждений Ставропольского края, что подтверждается соответствующими справками о внедрении.
Положения, выносимые на защиту:
-
Специфика дополнительного образования как сферы, обеспечивающей творческое развитие детей, связана с открытостью, мобильностью и гибкостью, быстрым и точным реагированием на образовательные запросы семьи, общества и государства, созданием устойчивой культуросообразной среды развития. В ней реализуются такие основополагающие функции, как создание эмоционально значимой атмосферы развития ребенка и детского коллектива, обеспечение осознанного выбора личностно значимых видов творческой деятельности, духовное общение воспитанника и наставника в рамках общих увлечений. Социально-педагогические возможности различных видов творческой деятельности, в которые включаются дети в рамках учреждения дополнительного образования детей базируются на том, что они: связаны с удовлетворением исключительно важных для детей социальных, материальных и духовных потребностей; являются полноценными носителями ценностей, зафиксированных и определенных в целях, содержании деятельности.
Принципиальным для развития дополнительного образования является сочетание системного, деятельностного и культурологического подходов. Элементами дополнительного образования выступают: личностная проблематика и образовательные потребности субъектов дополнительного образования детей; педагогические цели дополнительного образования детей; содержание образования; педагогические технологии; способы диагностики и оценки качества результатов образовательного процесса; организационно-педагогические условия и источники ресурсного обеспечения деятельности всех субъектов дополнительного образования детей. Творческие объединения, лежащие в основе деятельности учреждений дополнительного образования детей, демонстрируют новый стиль межличностных отношений, формирующихся в общественно полезной деятельности.
Основными приоритетами современного дополнительного образования детей являются свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Учреждения дополнительного образования представляют ребенку право самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития, способствует формированию рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни. От того, насколько полно и глубоко личность впитает опыт, требования общества, будет зависеть и результативность ее внутренней жизни, эффективность самостоятельных духовных, эстетических и нравственных исканий.
2. Концепция развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования в русле функционирования особой системы, организуемой педагогами на базе творческих объединений детей и представляющей собой упорядоченный структурно-функциональный комплекс, развивающийся в условиях социально значимой творческой деятельности, личностно ценной для детей и коллективной по своему характеру. Наше внимание было сфокусировано на центральном понятии исследования – творческой направленности личности, под которым понималось интегральное личностное качество, подразумевающее наличие гармоничной иерархии мотивов творческой деятельности, базирующейся на выраженных интересах и склонностях и отражающей насущные потребности индивида. Формирование направленности личности протекает в русле мотивации, имеющей как внешнюю сторону – воспитывающие влияния, так и внутреннюю – самостоятельную, осознанную работу индивида над собой. В творчестве как особой форме социальной активности ребенка проявляются все его формирующиеся личностные характеристики. Исследуя механизмы их созревания, борьбы, соподчинения, можно составить представление о процессе развития творческой направленности личности как знаковой характеристики данной системы мотивов в целом, а отмечая ее проявления в отношениях воспитанников к себе и действительности – определить значимость ее для их развития. Увлекая ребенка творчеством, воспитатель может направить развитие его интересов и склонностей, добиться его творческой мотивации, вызвав стойкую потребность в творчестве. Успех учреждений дополнительного образования в развитии творческой направленности личности воспитанников мы связали с функционированием соответствующей системы, организуемой педагогами на базе разновозрастных творческих объединений детей.
3. Критерии сформированности творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования отражают ее динамические компоненты – мотивы и их взаимосвязи, определяющие направление процесса развития творческой направленности детей: от деятельности – к потребности в деятельности и от потребности – к деятельности. Личностно-компетентностный критерий связан с потребностью детей в познании и самореализации, а социально-коммуникационный – с потребностью в общении и достижении признания. Особое место в числе критериев творческой направленности личности занимает новаторская позиция – стремление к внесению в то или иное дело собственного вклада, превышающего рамки предъявляемых требований. Комплексный взгляд на критерии сформированности творческой направленности личности позволяет разработать идеальную модель выпускника учреждения дополнительного образования детей, выявить многофакторную детерминацию, идущую от индивидуальных особенностей детей, социально-психологических факторов и образовательной системы. В ходе исследования мы выделили две области деятельности учреждений дополнительного образования, влияющих на развитие воспитанников: психолого-педагогическую, затрагивающую уровень личности и социально-психологическую, затрагивающую уровень коллектива. Исследование позволило нам зафиксировать сдвиги в становлении творческой направленности воспитанников, изучив особенности их жизнедеятельности в условиях организуемой системы. В процессе исследования мы убедились в том, что интегральным критерием творческой направленности личности является новаторская субъектная позиция, формируемая в коллективной творческой деятельности. Она представляется нам комплексом личностных черт, проявляющихся в преобладающих суждениях, действиях и поступках школьников, в таких устойчивых качествах личности, как самостоятельность, инициативность и ответственность, стремление к интеграции со сверстниками и лидерская позиция.
4. Факторами развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования выступают: инновационный режим работы коллектива учреждения дополнительного образования, новаторская позиция педагогов дополнительного образования, деятельность творческих объединений на основе свободного самоопределения и самореализации детей и взрослых, социальная ориентированность коллективной творческой деятельности. Взаимодействие с социальными институтами воспитания (семья, учреждения культуры, творческие союзы, общественные организации); ориентация содержания деятельности педагога дополнительного образования на знание закономерностей творческого развития детей, социальная ориентированность коллективной творческой деятельности, – эти и другие условия представляются необходимыми условиями системы развития творческой направленности личности. Проведенное исследование позволило нам определить принципы организации системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. К ним мы отнесли инновационный характер деятельности коллектива учреждения дополнительного образования; системный подход к организации дополнительного образования детей; наставническая позиция педагогов в организации творческих объединений, опирающихся на целесообразное психолого-педагогическое сопровождение данного процесса; объединение детей и их наставников в коллективной творческой деятельности; деятельный подход к творческому развитию детей, нацеливающий на воспитание их коммуникативных и лидерских черт; социальный характер системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. Было вычленено системообразующеео звено процесса развития творческой направленности личности- разновозрастное творческое объединение. Интегрируя детей и взрослых, за счет действия механизмов мотивации, заражения познанием и творчеством, они быстро сплачивают, развивают и социализируют их. Разновозрастные объединения имеют общие увлечения, гуманистическими отношениями, общение. Они могут работать в любой сфере образовательного процесса: урочной, внеурочной, внешкольной: близость, преемственность их содержания обеспечивает целостность процесса развития творческой направленности личности детей, а смена форм творческой деятельности позволяет закрепить полученные навыки в условиях их переноса из одного вида деятельности в другой, следовательно и системы, обеспечивающие развития творческой направленности личности детей, могут создаваться во всех сферах образования, структурно усложняться, становиться многоуровневыми, опираться на целый ансамбль субъектов воспитания, объединенных едиными ценностными и целевыми установками.
5. Система развития творческой направленности личности воспитанников - упорядоченный структурно-функциональный комплекс, организуемый педагогами в условиях социально значимой творческой деятельности, личностно ценной для ребенка и коллективной по своему характеру. Социальная ориентированность такой системы связана с интеграцией социальных институтов, причастных к дополнительному образованию и допускает различные модели сотворчества детей и взрослых. В результате она становится сбалансированным комплексом многих относительно автономных подсистем, что придает ей известную незавершенность, но в то же время заставляет быть гибкой, способной к изменениям. Вопрос структуры системы развития творческой направленности личности тесно связан с характером организуемого ею процесса: коллективная творческая деятельность создает свою элементарную структурно-функциональную единицу – творческое объединение, а на их основе - комплекс подсистем, определяющих как видовое, так и функциональное многообразие деятельности учреждений дополнительного образования детей. Консолидация субъектов системы происходит в процессе разработки, апробации и реализации различных общественных инициатив, коллективных проектов, целевых программ. Эффект системы, проявляющийся в массовой творческой самоотдаче ее участников, закрепляется в определенных традициях и формах работы, обеспечивающих при поддержке коллектива и администрации инновационный режим необратимого стабильного развития. Качество, масштаб, глубина изменений, уровень творческой активности детей и взрослых зависят от социальных детерминант: общественного мнения, общественной активности детей и взрослых, инновационного процесса, поддержки общественных инициатив, благодаря которым «раскручивается» спираль развития системы, умелого проектирования – определение близких и дальних перспектив, способов их достижения, привлечения «союзников» извне, поиска ресурсного обеспечения системы, создания механизма обратной связи.
6. Субъекты системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования- участники процесса дополнительного образования, прежде всего, педагоги и дети. Создание действенных творческих связей между субъектами системы является важнейшим аспектом ее самоорганизации. Наряду с ценностными ориентациями, целями и деятельностью по их достижению такие связи обеспечивают ее целостность и развитие. Каждый из субъектов системы одновременно выступает в роли организатора или участника разных ее подсистем. Таким образом, все виды задач, решаемые в рамках системы оказываются тесно связанными, а совокупность отношений, возникающих между субъектами системы в процессе их решения, формирует ее функциональную структуру. Особое место в системе развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования занимают педагоги- организаторы творческих объединений, призванные создавать условия для обеспечения социального звучания личных творческих достижений воспитанников, такие ситуации, в которых дети будут делиться своими успехами с окружающими, привлекая к себе внимание сверстников, объединяя их вокруг себя, увлекая творчеством, как были когда-то увлечены сами. В таких ситуациях укрепляется лидерская позиция творчески мотивированных ребят; их творческая самоотдача раздвигает рамки образовательного учреждения, наполняет творчеством социум. В рамках системы педагоги организуют совместную деятельность с семьями воспитанников, направленную на реализацию единого, согласованного подхода к обеспечению творческой самореализации детей.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 46 работ, общим авторским объемом 34.3 п.л., в том числе 16 статей в изданиях из Перечня ВАК Минобрнауки РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (350 использованных источников, включая 35 на иностранных языках). Работа изложена на 354 страницах печатного текста, включает 4 схемы, 4 таблицы, 1 график, 12 диаграмм, 4 гексаграммы, приложения.
Формирование творческой направленности личности в свете теоретических положений
Картина мира нового времени - это картина преобразований, совершаемых человеком, это поле его проектной деятельности. «Антропологический принцип», заявленный в 1860 г. Н.Г.Чернышевским и перенесенный К.Д. Ушинским в педагогику, требует признания целостности человека, неделимости его духовной и телесной природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим. В своем исследовании мы опираемся на идеи антропологического подхода, который рассматривает человека как единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Ключевые для нашего исследования понятия -деятельность, творчество, личность, направленность личности, система, культура, ценность.
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей (Фаизов Р.И. Проблемы реализации дидактических принципов научности и доступности. Уфа: Китап, 1995. С. 160). Различают и другие представления деятельности:
- деятельность как высший (после реакции и поведения) уровень реагирования, возникающий в процессе развития психики, свойственный только человеку (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, том I. 1993. С.82);
- деятельность рассматривается в историческом и социальном аспекте и выражает активность человека, направленную на объекты или на других субъектов (Иллюстрированный энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М., 1999. С.43).
В зависимости от данных представлений деятельности определяется и ее структура. В первом случае она содержит цель, мотив, способ, результат (Психологический словарь. М: Педагогика, 1983. С.80). Во втором представляет баланс интериоризации и экстериоризации (Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: издательство ЛГУ, 1980. т.1. С. 166). Для нашего исследования существенны оба подхода. Интериоризация как переход внешних действий во внутренние происходит посредством создания определенного отношения к культуре, выявление ее воспитательного значения, соотнесение с существующими целями в образовании, создание определенной программы деятельности.
Экстериоризация как переход внутренних действий во внешние включает воплощение воспитательных замыслов, оказывающих определенное влияние на становление черт характера человека, на решение актуальных целей и задач современного образования. Формирование творческой направленности происходит в деятельности.
М.С. Каган (Каган М.С. Человеческая деятельность, опыт системного анализа. М., 1974. С. 185) выделяет четыре основных вида деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентированная и коммуникативная. Преобразовательная ведет к изменению реальному или мысленному природы, общества, человека, созданию новых объектов, произведений искусства. В ходе познавательной деятельности активность субъекта направлена на материальный или идеальный объект, отражается им и возвращается к субъекту в виде знания (Каган М.С. Человеческая деятельность, опыт системного анализа. М., 1974. С.59). Ценностно-ориентированная деятельность, как и познавательная, имеет духовный характер и ее специфика в установлении связи между объектом и субъектом, а не объектами как в ходе познавания. Оценивающая деятельность дает объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущности (Каган М.С. Человеческая деятельность, опыт системного анализа. М, 1974. С.63].
Коммуникативная деятельность в широком смысле характеризует процессуальную сторону всех названных видов деятельности, а коммуникативное общение является основным механизмом воспитания и развития личности. Она вооружает включенного в деятельность человека материальными и духовными ценностями, развивает его сущностные силы и социально-нравственные качества, позволяет осуществить переход в деятельности от режима потребления и усвоения в режим созидания и творчества, где он становится субъектом деятельности и приобретает способность осуществлять вклад в культуру, субъектом, действующим на основе собственного целеполагания и выбора, обладающим не только сознанием, но и самосознанием, уникальным носителем духа, способным не к одним интеллектуальным операциям, но и к переживаниям, то есть глубинному личностному освоению, превращению внешнего опыта в «факт своей биографии» (Каган М.С. Человеческая деятельность, опыт системного анализа. М., 1974. С.74).
«Внутренние условия выступают как причины (проблемы саморазвития, самодвижения, движущие силы развития; источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства». Таким образом, в осознании или переживании столкновения своих природных возможностей с внешними требованиями человек осуществляет свой выбор.
В аспекте изучения природной сущности ребенка особое значение имеет идея ведущей деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), как о деятельности, «в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка» и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» (Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. С.93). Л.С. Выготский писал о развитии как самодвижении, которое «находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно соморазвивающейся личности к самоутверждению и самосовершенствованию» (Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Проблема возраста / Собр.соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. С.248).
Обратимся теперь к категории «творчество». В справочной литературе содержится следующее определение понятия «творчество»: творчество - это «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей природе культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается новый продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» (Психология: словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С.393). Процессуальный аспект творчества связывают с пониманием его как преобразовательного процесса по достижению нового результата (образа желаемого будущего), личностный аспект творчества раскрывается как продуктивная потенция и способность человека к преобразованию, обеспечивающая появление психических новообразований в структуре личности.
Метафизическая концепция античности рассматривает творчество как «одержимость» человека в достижении высшего «умного» мира (Платон. Сочинения в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1993. С.233-239). Платон определял творчество как «все, что вызывает переход от небытия в бытие». Средневековые мыслители творчество отождествляли со сверхъестественными проявлениями, с актом Божьей воли (Платон. Сочинения в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1993. С.315-324). В эпоху Возрождения на первый план вышла личность художника, его способность к преобразованию мира в процессе творческого созерцания. Именно этому периоду принадлежит определение творчества как деятельности «по законам красоты» (Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.,1979).
Новое время внесло свои нюансы в трактовку учеными ключевого для нас понятия. И. Кант определяет творчество как единство сознательной и бессознательной деятельности (Кант И. Сочинения. М., 1966. Т.4. С.20-35). Представители материалистического направления экзистенциализма считали носителем творческого начала личность, понятую как экзистенция (от лат. exsistentia - «существование», от глагола exsisto - «выходить» - т.е. «прорыв» к свободе. Представители идеалистического направления с творчеством связывали изобретательство, способность решить задачу, возникшую в определенной ситуации.
В современной культурологии творчество рассматривается как один из видов деятельности человека, преобразующий природный и социальный мир в соответствии с потребностями человека. В психологии творчество изучается как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс. «Творчество - способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).
Опытно-экспериментальное исследование механизмов формирования и развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования
Ключевой задачей исследования закономерностей развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования стало опытно-экспериментальное определение детерминант данного процесса, связанных как с индивидуальными особенностями детей, так и с социальными факторами дополнительного образования. Используемый нами системный подход был ориентирован на определение таких детерминант с использованием комплекса методов исследования и приемов обработки данных:
- теоретических (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический анализ архивного материала, анализ изученного опыта, методы теоретического нелинейного моделирования);
- эмпирических (включенное наблюдение, анкетирование, шкалирование, ранжирование, социопедагогической диагностики, обобщение и анализ опыта учреждений дополнительного образования, карты самооценки педагогического мастерства и творчества, моделирование процесса создания педагогических инноваций прямого и косвенного наблюдения, изучения продуктов творческой деятельности, биографический метод, метод педагогического эксперимента).
Выявлению ключевых детерминант процесса формирования творческой направленности личности способствовало применение конфирматорного факторного анализа, исследования опыта практической деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, собственного опыта работы преподавателем, методистом, заместителем директора и директором образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Ориентирами в построении программы формирующего эксперимента стали для нас обнаруженные на этапе пилотного исследования взаимосвязи между потребностями воспитанников в творчестве и проявлениями сформированности их творческой направленности, разработанные критерии, в частности, личностно-компетентностный, сопряженный с потребностью детей в познании, увлечении, самореализации и социально-коммуникационный, сопряженный с потребностью в общении и достижении признания.
Прежде всего нас интересовал уровень увлеченности детей занятиями в творческих объединениях. Определение его, диагностика субъективных ожиданий и мотивов посещения занятий является важным направлением деятельности психологических служб учреждений дополнительного образования. В учреждениях, вошедших в нашу опытно-экспериментальную сеть, она проводилась в содружестве с учеными Южного Федерального университета в режиме мониторингов дважды в год (в начале учебного года и в конце). Респондентами являлись младшие школьники, подростки и старшеклассники и их родители. В общем смысле под мониторингом понимают деятельность по наблюдению за определенными объектами или явлениями с целью их оценки, контроля, прогноза. Мониторинг ставит задачей фиксацию состояния системы, её системные описания, оценку эффективности системы целиком или отдельных подсистем, определение неисправности и сбоев. Также он дает возможность выявить потенциальные опасности и сбои до их наступления, предупредить об этом. Наиболее распространенные системы социологического мониторинга имеют объектом общественное мнение по широкому спектру острых социологических проблем, либо отдельные сферы общественной жизни. В социологии мониторинг используется для решения различного рода задач, но особо значима его способность быть средством обеспечения системы прогнозирования. Прогнозирование возможно как на основе систематических специально организованных опросов экспертов, так и на основе массовых социологических опросов, а так же на их сочетании.
Представление о творческом развитии детей как факторе социализации, привело нас к предположению, что результат его следует устанавливать по степени проявления у детей субъектной позиции, способности разрешать проблемы, делать осознанный нравственный выбор. Это положение повлияло на выбор методов исследования и разработку инструментария - важные моменты подготовки исследования и сбора информации. Особое внимание было уделено нами качеству инструмента. Общеметодологическими требованиями к инструменту остаются валидность, надежность, удобство использования, соответствие целям обследования, корректность статистических процедур, стандартизированность, апробированность. Был избран метод анкетирования - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов. Необходимо было сохранить стабильность инструмента для действующего мониторинга, так как она давала основное преимущество - возможность получения сравнительных данных, как в динамике, так и в сравнении между группами респондентов.
Определение количества респондентов различных категорий в контрольной и экспериментальной группах проводилось в соответствии с известным общим положением о том, что чем более статистически однородна генеральная совокупность, тем объём выборки может быть меньше. Поэтому избранное число респондентов-детей представлялось достаточным. Экспериментальная и контрольная выборки сформировались естественно: воспитанники творческих объединений учреждений дополнительного образования детей составили экспериментальную выборку, а учащиеся 4, 7 и 10-х классов общеобразовательных школ - контрольную. Это дало возможность обобщения результатов исследования в проекции на систему дополнительного образования детей в целом. Получаемые данные признавались индикативными, если отвечали позиции 70 и более процентов респондентов.
Решая задачу выявления сущности, критериев и условий поэтапного формирования творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, мы организовали пилотное, предваряющее формирующий эксперимент, исследование на базе Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону (Ростовская область), Центра творческого развития и гуманитарного образования г. Кисловодска (Ставропольский край). В орбиту эксперимента было включено 1115 детей (62 % девочек и 38 % мальчиков 11-16 лет) и 145 педагогов. Данная выборка обладала характеристиками репрезентативности, многогранности и типологичности, а подбор учреждений был обусловлен их социально-педагогической спецификой, наличием у них опыта развития детских разновозрастных объединений. Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону выступил в роли головной площадки исследования. Сегодня он - один из ведущих детских центров страны, объединяющий 10,5 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Здесь трудятся 325 педагогов из которых почетное звание «Отличник народного просвещения» имеют 28, звание «Заслуженный работник образования» - 2, аттестованы на высшую категорию- 75, на первую - 86, 14 кандидатов наук, 4 аспиранта. Коллектив Дворца нацелен на то, чтобы предоставить воспитанникам широкий спектр образовательных и воспитательных услуг, обеспеченных высоким качеством образовательной деятельности и эффективностью воспитательных мероприятий с учетом интересов детей, родителей и педагогов города. Сегодня Дворец функционирует в инновационном режиме, в частности, апробирует на практике свои концептуальные основы развития, осуществляет разработку и реализацию новых образовательных программ и технологий, ведет научно-исследовательскую, научно-методическую, проектировочную, внедренческую работу в рамках утвержденных проектов.
Сущность и компоненты системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования
Полученные экспериментальные данные позволили нам разработать основы системы, обеспечивающей развитие творческой направленности личности воспитанников. В нашем понимании такая система представляет собой упорядоченный комплекс необходимых компонентов данного процесса. К компонентам системы мы отнесли цели, структуру, содержание деятельности, расстановку и взаимосвязь субъектов деятельности.
Определение целей таких систем связано с реальными задачами ее субъектов. Речь идет о причинно-следственной цепи, известной общей теории систем и соответствующей механизму реализации потребности в творчестве на уровне отдельного субъекта системы: цель - задачи - субъекты и средства - результат. Цель системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования очевидна - обеспечение их новаторской субъектной позиции как основы социализированности в условиях коллективной деятельности. Она вытекает из современного социального заказа воспитания юных граждан, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, определяющего среди прочих задач такие приоритеты, как развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение необходимых условий для личностного развития, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.
Вопрос структуры, как внутренней организации системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования, тесно связан с характером организуемого ею процесса. Как мы убедились в ходе исследования, коллективная творческая деятельность создает свою элементарную структурно-функциональную единицу - творческое объединение, в которое перерастают на продвинутом этапе своего развития объединения по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и т.д.)
Ориентируясь на растущую личность, творческое объединение обеспечивает интеллектуально-мировоззренческое, эмоционально-волевое и мотивационное развитие воспитанников, включая в него подструктуры их личности. Зрелые творческие объединения многократно, на разных витках своей жизнедеятельности, повторяют путь творческого развития каждого отдельного своего члена - от опоры на интерес - к увлечению, совместным достижениям. Разновозрастный состав объединений учреждений дополнительного образования детей создает «бесконечное движение» по этому пути, а смена видов деятельности, усложнение индивидуальных и коллективных творческих задач - «зоны ближайшего развития» творческих объединений.
Структура системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования представляется в силу сказанного комплексом подсистем, определяющих как видовое, так и функциональное многообразие деятельности УДО. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, перечисляя виды учреждений дополнительного образования (дворец, дом и центр детского творчества, станция юных техников, туристов, натуралистов, центр дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремесел и др.), не ограничивает профили и направления дополнительного образования, которые могут в них развиваться. Исходя из специфики комплексного (многопрофильного) учреждения дополнительного образования, мы представили структуру функционирующей в нем системы развития творческой направленности личности воспитанников как сложную ассоциацию взаимосвязанных творческих объединений, набор и количество которых зависит от вида учреждения дополнительного образования детей.
Творческие объединения в принципе могут работать в любой сфере образовательного процесса: урочной, внеурочной, внешкольной. Близость, преемственность их содержания обеспечивает целостность процесса развития творческой направленности личности детей, а смена форм творческой деятельности позволяет закрепить полученные навыки в условиях их переноса из одного вида деятельности в другой. Рассматриваемая система при этом структурно усложняется, становится многоуровневой, начинает опираться на целый ансамбль субъектов воспитания, объединенных едиными ценностными и целевыми установками. Наиболее трудным звеном в развитии системы является обеспечение преемственности образовательных усилий школьной и внешкольной сфер, образования и семьи.
Как показало наше исследование, деятельность, осуществляемая творческими объединениями, работающими в дополнительном образовании, может стать системообразующей для всей образовательной сферы. В опыте коллективов, включенных в наш эксперимент - краеведческих, учебно-исследовательских, художественно-эстетических, социально-волонтерских, экологических, военно-патриотических этот феномен проявился со всей очевидностью: творческая деятельность становится доминантой как для ребенка, так и для детского коллектива, влияя на их качественный рост. Причем влияние творчества на коллективном уровне, имея те же в основном черты, что и на индивидуальном, катализируется многократно.
Структура системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования призвана быть наполненной креативным содержанием, обеспечивающем трансформацию коллективной деятельности в коллективную творческую деятельность, представляющую уже высший уровень совместной деятельности людей. Она естественно возникает на почве общих интересов, решения общих творческих задач, общих достижений, рождая чувство солидарности у всех ее участников. Последнее катализирует их трансформацию в субъектов творчества и становление коллектива, объединенного им и живущего для него.
В объединениях, включенных в орбиту нашего эксперимента, этот феномен проявился воочию. При этом условия коллективного творчества показали свои очевидные преимущества перед индивидуальными занятиями. Оно выкристаллизовалась в них как универсальная педагогическая технология, позволяющая обеспечить становление сплоченных едиными целями творческого развития детских коллективов. Ее принципы можно свести к следующему ряду:
- выбор содержания творческой деятельности в соответствии с актуальными потребностями ребенка и общества;
- рассмотрение воспитанника главным субъектом воспитания, сознательно и деятельно участвующим в формировании своей личности;
- развитие такой деятельности от сотворчества с воспитателем (когда ребенок еще только овладевает навыками самовоспитания) к самостоятельному творчеству (самореализации), от усвоения знаний - к закреплению их на уровне убеждений и воплощению в реальных отношениях и деятельности;
- создание «ситуаций успеха», стимулирующих деятельное участие ребенка в процессе сотворчества, учет того, что не любая деятельность -развивающая и воспитывающая, а только та, в процессе которой преодолеваются противоречия, решаются насущные социально значимые задачи, возникают положительные эмоции;
- обеспечение доверительного отношения воспитателя к воспитанникам через проявления внимания и уважения к ним;
- обеспечение целостности и последовательности воспитательных влияний на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности;
- гибкое изменение позиции по отношению к воспитаннику в процессе его взросления;
- естественный и природосообразный, ненаправленный (скрытый) характер воспитательных влияний, позволяющий избежать сопротивления им со стороны воспитанников, более того, стимулирующий их участие в воспитательном процессе;
- опора на системный подход к воспитанию с учетом того, что в сущности система в работе - не цель, а средство достижения цели.
Принципы организации системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования
Принцип - основополагающее понятие, идея, на которой строится система, поэтому в завершающей части диссертации мы сочли целесообразным подробно остановиться на каждом принципе организации системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. Определить их нам позволил факторный анализ феноменов процесса творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования. К ним мы отнесли:
- инновационный характер деятельности коллектива учреждения дополнительного образования;
- системный подход к организации дополнительного образования детей;
- наставническая позиция педагогов, в организации творческих объединений опирающихся на целесообразное психолого-педагогическое сопровождение данного процесса;
- объединение детей и их наставников в коллективной творческой деятельности;
- деятельный подход к творческому развитию детей, нацеливающий на воспитание их коммуникативных и лидерских черт;
- социальный характер системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования.
Первым в этом ряду расположен инновационный характер деятельности учреждения дополнительного образования не случайно. Без него немыслимо развитие системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. Для обеспечения инновационного характера их деятельности важным фактором выступает его микроклимат как суммарный эффект многих условий, влияющих на межличностные отношения. Он проявляется в мотивации, общении, межличностных и групповых связях. Атмосфера этих отношений дает возможность каждому чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и ближних, коллектива в целом. В структуре микроклимата коллектива взаимодействуют такие основные компоненты, как общие интересы, психологическая совместимость, социальный тонус, этическая культура межличностных взаимоотношений. Эти составляющие касаются нюансов межличностного общения, во многом определяющих стремление детей и взрослых к коллективной творческой деятельности, сотрудничеству и сплочению.
Коллективная творческая деятельность является высшим уровнем совместной деятельности людей. Она естественно возникает на почве общих интересов, решения общих творческих задач, общих достижений, рождая чувство солидарности у всех ее участников, катализирующее их трансформацию в субъектов творчества и становление коллектива, объединенного творчеством и живущего для него. Педагоги-организаторы творческих объединений призваны оригинально мыслить и действовать, избегая шаблонов и повторений.
Понятия «увлечение», «вдохновение», «озарение» должны быть для них ключевыми, а методы увлечения, упражнения, убеждения, обеспечения самореализации и творческой интеграции применяться в таких комбинациях, чтобы обеспечить творческую мотивацию воспитанников. Им важно жить жизнью не только своих объединений, но и всего учреждения дополнительного образования, более того - окружения, социума, заботиться о росте мастерства коллег, «зажечь желание искать новое, рыться в литературе, мучительно размышлять, по-новому наблюдать за детьми и развитием своих собственных умений» (В.А. Сухомлинский). Они должны координировать свою деятельность с коллегами, включаться в коллективную творческую деятельность, видеть и ценить ее общий смысл и логику. Такой подход открывает широкий простор для инновационной деятельности педагогов, направленной на организацию системы развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. Выбрав этот путь, коллективы наших экспериментальных учреждений ориентируются на систему гуманистических отношений, основными векторами которой являются:
- отношение к себе (самооценка, самоидентификация, уровень притязаний);
- отношение к семье, обществу, государству - нормам, правилам и традициям);
- отношение к труду как к необходимости создания общественных благ и форме самореализации;
- отношение к другим людям (вхождение в группы, работа в коллективе, партнёрство, лидерство);
- отношение к знанию (трансляция ценностей культуры от одного поколения к другому);
- отношение к миру, через осмысление целостности природы, себя как ее неповторимой части, ответственности за свою жизнедеятельность в мире.
Данные векторы - приоритеты доминируют в содержании деятельности учреждений дополнительного образования детей: художественно-эстетическом, эколого-биологическом, физкультурно-спортивном, туристско-краеведческом, спортивно-техническом, социально-педагогическом, научно-техническом, культурологическом, естественнонаучном, военно-патриотическом, обусловливая необходимость развития в них системы развития творческой направленности личности воспитанников.
Назначение управленческой деятельности в любой сфере -оптимальное обеспечение функционирования и развития системы. Ведущим показателем эффективности управленческой деятельности выступает возможность перевода системы с одного уровня на другой, более высокий. В этом плане педагогические инновации являются средством создания нового уровня организации управляемой системы. Исследовательский подход в инновационной деятельности выступает фактором перевода системы на новый уровень функционирования - творческий, и на новый уровень развития - саморазвитие. Ориентация органов управления образованием на такое взаимодействие с педагогическими коллективами обеспечивает целесообразность использования педагогических инноваций для широкого круга управленческих задач (Арредондо В., Бенавидес Л. К новой парадигме планирования образования / Перспективы. Вопросы образования. 1992. №1. С.123-134).
Системный подход к организации дополнительного образования детей определил, по сути, смысловой стержень всего нашего исследовательско-инновационного проекта, так как без него нам не представляется реальным выстраивание столь сложного процесса, как развитие творческой направленности личности воспитанников. Принцип системности предполагает целостность, последовательность и преемственность воспитательного процесса. К созданию воспитательной системы, как высшему уровню его организации, неизбежно приводит поиск оптимальных форм организации воспитательного процесса. Необходимость ее вытекает из самой природы социализации детей, требующей интеграции усилий институтов воспитания, осуществления воспитывающей деятельности как на индивидуальном, групповом уровне, так и на уровне социума.
Как система социальная, система развития творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования подразумевает формирование уникальной общности - коллектива, связанного творческой деятельностью и общением, социализирующими людей. Она практически всегда обеспечивает синергетический эффект, умножая усилия всех своих субъектов в направлении повышения результативности воспитания. О позитивной социализации в условиях системной деятельности безошибочно свидетельствует дружная творческая атмосфера, формирующаяся в коллективе. Она проявляется в отношениях - к учебе, порученному делу, товарищам, старшим. Нам близко видение основных параметров воспитательной системы, разработанное Л.И. Новиковой, В.А. Караковским и их единомышленниками. К таким параметрам отнесены:
- наличие собственной программы; личностно и социально значимый, событийный характер деятельности;
- наличие «зон свободного развития» системы;
- взаимопроникновение воспитывающего коллектива и социума;
- гуманистический характер межличностных отношений: взаимное уважение и доверие, доброжелательность, атмосфера защищенности, увлеченности, комфорта.
Образование детей, оптимизируемое такой системой, становится заметно эффективнее, так как система создает благоприятные условия для обеспечения позитивной социализации личности - бесконечное разнообразие коллективных творческих дел, отношений и общения. В решении задач системной коллективной деятельности каждый из ее субъектов одновременно выступает в роли организатора или участника той или иной подсистемы - «ведущего» или «ведомого». Для решения указанных задач в рамках воспитательной системы формируются целевые подсистемы. Последние тесно взаимосвязаны: задачи решаемые отдельными подсистемами, относятся ко всей системе и, наоборот.