Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Герасимова Надежда Георгиевна

Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии
<
Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова Надежда Георгиевна. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Иркутск, 2003 184 c. РГБ ОД, 61:03-13/2403-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие творческой активности младших школьников как педагогическая проблема 13-49

1.1 Теоретические основы развития творческой активности младших школьников 13-30

1.2 Анализ существующих технологий развития творческой активности младших школьников 30-47

Выводы к главе 1 48-49

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии 50-119

2.1. Организация, содержание и диагностика экспериментальной работы 50-70

2.2. Пути и условия развития творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии 70-106

2.3. Результаты экспериментальной работы 106-1 19

Заключение 120 - 128

Список литератур ы 129-141

П рил ожен ие 142-184

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях творческая личность становится востребованной на всех ступенях ее развития, это обусловлено качественными изменениями ценностей и потребностей современного общества. Происходящие изменения отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации.

Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной задачей системы образования.

Наряду с этим, в работах многих педагогов и психологов (P.M. Грановская, ЮС. Крижанская, И.Я. Лернер, Т.Д. Марциновская, A.M. Матюшкин и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - опыта творческой деятельности [30;58;65;74;76].

Н.В. Уварина [136] утверждает, что особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на детях младшего школьного возраста, создавая у них репродуктивную направленность в обучении. Таким образом, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, 'столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным.

Российское образование, вступив на этап своей модернизации, выделяет основное направление, которое нашло отражение в Конституции РФ, в концепции содержания непрерывного образования, обеспечение развития личностных качеств: любознательности, инициативности, самостоятельности, творчества младших школьников.

Важность творческого развития для становления личности подчеркивается в отечественной литературе Д. Б. Богоявленской, Л. А. Венгером, П. Я. Гальпериным, В. А. Дмитриенко, И. Б. Коломиной, П. П. Крамаром, Л. и Б. Никитиными и многими другими.

Несмотря на богатство теоретических разработок, современные науки, занимающиеся психолого-педагогическими проблемами творческого разви-

*Т*1С »гТ70ГГїТЇ?»-\.' ГГІІ^Л. Л!.ІЛІГЛП Г*ТГ2 Гї l-'JJD ОЇ/ЛТ/* С» ГТІ »*LJ;-ir-TJIJIJ ITU; ГТ} J/~V/^T-«I a-# 4 DAOlJIi.

iti/i iti-iЛ LiiI\\JJll>llIllWli7 V 1 Uv 11VI11>U1\J 1 V/l WW T111\J1 ZU.11I1 і |J Jf /-M * ^Л* 4. Л 1X± ІТ, DUJUll

кающими при выявлении сущности творческой личности младшего школьника, инициации его развития. Недостаточно изучен педагогический аспект творческой активности учеников начальной школь»', связанный с технологическим подходом в организации учебно-воспитательного процесса.

Наряду с этим актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недоетаточностью использования этих возможностей как средств активизации и эффективности развития творческого потенциала младших школьников.

В связи с этим, многие авторы признают важность и значимость проблемы внедрения в образование педагогических технологий, способствующих развитию творческой личности. Однако эта область в образовании остается мало разработанной и находится в стадии становления. Поэтому педагогические технологии образования как область теории и практики нуждаются в значительной разработке, а сам термин - в уточнении дефиниции

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, чш накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет, а также включение в технологии разных образовательных инноваций (Л.Н. Шульпина, О.В. Крупина, М.Ю. Пустовит, Т.П. Щербакова, Г.Х. Вакитова, И.Е. Байтингер и др. [153, .110; 156; 17; 9]).

Разрешение проблемы активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увели-

5 чение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и творческой активности.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Исследования проблемы творчества и творческой активности в различных видах деятельности рассматривались в исследованиях ДБ. Богоявленской [15], А.Н. Лука [66], A.M. Матюшкина [112], Я.А. Пономарева[98], М.Г. Ярышевского [167], И.П. Волкова [19], Н.В. Петровой [93] и др.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что специальных исследований по развитию творческой активности в рамках применения педагогических технологий не проводилось. В то же время педагоги и психологи переходят от разработки предметно-методических, дидактических и психологических рекомендаций к разработке научных основ технологии целостной педагогической деятельности. Отсюда назревает необходимость вооружить учителей диагностиками и критериями оценки эффективности избираемой учителем или самостоятельно созидаемой концепции организации учебного процесса.

Таким образом, все более актуализируется проблема устранения противоречий, между возрастающими потребностями личности в творческой самодетерминации и сложившимися педагогическими условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования, а также необходимостью использования педагогических

технологий развития творческой активности младших школьников. Теоре
тическая и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная
разработанность обусловили выбор темы исследования «Развитие
творческой активности младших школьников в процессе

реализашш игровой педагогической технологии» и определяет цель исследования: разработать и внедрить в образовательный процесс игровую педагогическую технологию, ориентированную на развитие творческой активности младших школьников и выявить педагогические условия ее эффективного функционирования

Объект исследования - развитие творческой активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования - процесс развития творческой активности младших школьников в условиях реализации игровой педагогической технологии.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу. Развитие творческой активности младших школьников будет успешным при создании условий:

- разработке и реализации игровой педагогической технологии для развития творческой активности младших школьников в процессе обучения с использованием тренинго-нгрового метода, творческих задач и средств, стимулирующих творческое развитие личности;

овладение школьниками опытом самостоятельной, разносторонней значимой для них деятельностью,

создание и применение учебно-методического комплекса, обеспечивающего развития технологической компетентности будущих педагогов в воспитании творческой личности младших школьников с учетом их индивидуальности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

7 определить уровень разработанности проблемы творческой активности педагогической наукой;

проанализировать состояние и особенности современного опыта развития творческой активности младших школьников;

разработать эффективную игровую педагогическую технологию состоящую из рациональных приемов развития творческой активности младших школьников;

разработать программу и структуру дисциплины «Теоретические основы творческой деятельности» для обеспечения компетентности педагогов по развитию творческой активности младших школьников.

разработать проект «Интегративного гражданского образовательного про
странства педагогического колледжа» для развития творческой педагоги
ческой рефлексии будущих педагогов.

опираясь на результаты исследования разработать научно-методические
рекомендации по использованию педагогических технологий творческого
развития младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальное понимание личности как творческого субъекта, преобразующего мир и человеческие отношения; индивидуальный и системный подходы, позволяющие изучить динамику интеллектуально-творческого развития личности в процессе инновационного образования, как учебно-воспитательной системы; личностно-деятельностныи подход, позволяющий рассматривать влияние технологий обучения и воспитания на творческий рост личности с учетом ее возрастных и индивидуальных особенностей; витагенный подход, позволяющий рассматривать ребенка в качестве равноправного участника процесса, превращение субъект объектных отношений в субъект субъектные, как актуализация жизненного опыта младшего школьника для развития его творческой активности. Исследование существенным образом опирается на следующие современные теории: о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, ДБ. Элько-

8 нин), о зонах актуального и ближайшего развития (Л.С.Выготский); теория педагогического творчества (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сла-стенин и др.); теория и практика педагогической технологии (В.П. Беспалько, MB. Кларин, П.И. Третьяков и др.); а также исследования, рассматривающие пути и условия развития творческой активности личности в различных вида.х деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я.Лернер, СЕ. Матушкин, В.А. Черкасов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, комплексная диагностическая методика, направленная на изучение свойств творческой активности, как младшего школьника, так и будущего специалиста, которая включала: наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности; педагогический эксперимент, включающий организацию уроков в начальной школе с использованием тренинго-игрового метода, тренинги развития творческой активности младших школьников. Полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Обоснованность и достоверность полученных в исследовании результатов и выводов обеспечиваются: многообразием и полнотой изученного фактического материала с опорой на результаты психолого-педагогических и технологических исследований; проведением экспериментального исследования в условиях реальной деятельности будущих специалистов и учителей на основе специально разработанной игровой педагогической технологии развития творческой активности младших школьников, применением разнообразных, взаимодополняющих методов сбора педагогических фактов, использованием методов психодиагностики, качественным и количественным анализом полученного материала, положительной его оценкой со стороны учительства.

База исследования: начальные классы средней школы №71. начапьной школы №70 г.Иркутска и Иркутский государственный педагогический колледж № 1.

9 Основные этапы исследования.

На первом этапе (1998-1999 гг.) - подготовительном, был изучен фонд научной литературы, связанный с вопросами развития творческой активности младших школьников в учебном процессе и разработкой педагогических технологий по решению данной проблемы. Были разработаны цель, задачи и гипотеза исследования, а также был сделан выбор методик исследования: анкетирование, анализ учебных программ, наблюдение за учебным процессом.

На втором этапе (1999-2001 гг.) - была проведена экспериментальная работа по организации образовательного процесса на основе внедрения игровой педагогической технологии, сделан выбор инструментария развития творческой активности младших школьников.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) - завершился преобразующий эксперимент, осуществлена его корректировка, экспериментально проверена эффективность использования технологии по предложенной проблеме, проведена обработка и интерпретация результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: установлены критерии и уровни развития творческой активности личности младшего школьника; определена теоретико-методологическая основа функционирования педагогической технологии, ориентированной на творческое развитие личности младшего школьника; выявлен комплекс педагогических условий, эффективно влияющий на творческий рост учащихся начальных классов при реализации игровой педагогической технологии; полученные автором объективные данные расширяют имеющиеся представления о творческом развитии личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том. что она вносит вклад в теорию развития творческой активности младших школьников выявляет возможности применения этой теории в творческом развитии личности школьника. В работе теоретически и экспериментально обосновано влияние определенных педагогических условий на активизацию творческой деятельности учащихся. Определены основные методические и течнологиче-

ские приемы эффективности целенагфавленного педагогического процесса творческого развития личности младшего школьника.

Практическая значимость исследования определяется тем, что автором разработаны и внедрены в практику работы школы конкретные рекомендации со эффективному использованию игровой педагогической технологии, ориентированной на творческий рост младшего школьника; материалы данной работы могут быть использованы в массовой практике работы учителей начальных классов, так как позволяют научно обосновать и отобрать содержание, формы, методы обучения и воспитания школьников, осуществить оценку и самооценку уровней развития творческой личности, что способствует повышению качества и эффективности образовательного процесса. Положения, выносимые на защиту

комплекс педагогических условий, обеспечивающих развития творческой
активности младших школьников, предполагает эффективное функциони
рование игровой педагогической технологии, основанной на тренинго-
игровом методе, включающей младших школьников в ситуацию выбора,
творческого успеха;

« диагностический инструментарий исследования позволяет осуществить оценку и самооценку уровней творческого развития личности "младшего школьника;

реализация учебно-методического комплекса, представленного в работе,
позволяет будущим педагогам повысить их технологическую компе
тентность и расширить преставление о творческом развитии личности
младшего школьника.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения открытых занятий (школа Jv« 70, г. Иркутск, январь 2002 г.); выступлениях на педагогических советах (ИГПК 1. г. Иркутск, март, 2000 г.); на международных и межрегиональных научно- практических конференциях(Гумалитарный конгресс, Иркутск. 2002 г.), («Проблемы учебного процесса в инновационных школах», Иркутск, 1998; «Проблемы развития мышления в процессе преподавания математики и информатики».

мышления в процессе преподавания математики и информатики», Иркутск, 1999; «Гражданское образование - путь к демократическому обществу», ИГ-ПУ, Иркутск, 2002), («Целостность образовательного пространства: проблемы, перспективы развития», Иркутск, 1999; «Младший школьник как субъект учебной деятельности», Иркутск, 1999, «Из опыта подготовки учителя кор-рекшюнных классов в педагогическом колледже», Иркутск, 2000; «Современные проблемы гуманизации и гуманитаризации образования», ИГЛУ, Иркутск, 2002).

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении представлена актуальность исследования, выражающаяся в раскрытии творческой индивидуальности и реализации сущностных сил ребенка посредством творческой активности в условиях применения игровой педагогической технологии. Представлен методологический аппарат, где цель исследования состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс игровой педагогической технологии, ориентированной, на развитие творческой активности младших школьников и выявлением педагогических условий ее эффективного функционирования

В первой главе дан анализ развития творческой активности младших школьников как педагогической проблемы, на основе психологии творчества и существующих педагогических технологий, применяемых в условиях школьной практики. Опираясь на выявленные позитивные тенденции в развитии творческой активности младших школьников, доказывается, что она становится само определяющим условием развития личности ученика начальной школы: выявляются условия и особенности младшего школьника, влияющие на дальнейшее развитие его творческой активности. Анализ литературы показал, что представителю многих философских и психолого-недагогичееких направлений занимались изучением природы творчества и внесли значительный вклад в разработку этой проблемы (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, А. Маслову, Я. А. Пономарев и др.). В последние го-

12 ды увеличилось количество исследований, в которых прослеживается комплексный подход к проблеме творчества с позиции различных научных областей. В исследованиях подчеркивается, что категории «творчества» имеет важное методологическое значение для педагогики. Творчество рассматривается как совокупность сущностного, процессуального и личностного компонентов, обусловливающих появления продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Синтезируя изложенные точки зрения с учетом возрастных особенностей младших школьников выделено, творческая активность, как интегративное качество личности, проявляющаяся в инициативе, внутренней потребности индивида к эффективному освоению внешней деятельности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира. Исходя из того, что педагогическая технология является одним из условий развития творческой личности ребенка, была представлена сущность педагогической технологии как научно-обоснованный способ построения учебного процесса.

Во второй главе представлена характеристика экспериментальной работы, где практическим путем верифицируются основные теоретические положения, заявленные в первой главе. Рассматриваются условия функционирования игровой педагогической технологии, основанной на тре-нинго-игровом методе. Представлены результаты исследования, полученные благодаря комплексу современных взаимодополняющих исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам диссертации.

В заключении автор показал значимость внедрения игровой педагогической технологии, способствующей развитию творческой активности младших школьников, которая открывает перед учащимися начальной школы возможности: раскрепощения интеллектуальных ресурсов, расширение поля сознания, укрепление веры в свои силы, талант к общению, этические и нравственные основы поведения.

В приложении представлен комплекс программ, направленных на развитие творческой активности младших школьников.

Теоретические основы развития творческой активности младших школьников

В первой главе настоящего исследования нами рассмотрены теоретические аспекты творчества, где выделена философская сущность творчества, как процесса творческого овладения собственными возможностями и психологическая - создание нового, основанного на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. А также развитие творческой личности младшего школьника через актуализацию его творческой активности.

В данном параграфе представлен разносторонний анализ содержания, сущностные характеристики, структура творческой активности. Рассмотренырии творческой активности, которые в дальнейшем послужат важнейшими показателями при объективной оценке процесса развития творческой лично He в религиозных догмах, но в неограниченных потенциях творческого мышления видел Сократ опору развития личности в просвещенном государстве Развивая теорию познания, Платон, в его учении о душе, высшим уровнем развития ума и самосовершенствования личности считал мудрость — постижение суш действительности. Аристотель, завершивший традиции античных философов, помог понять природу человеческого творчества, доказав, что человек способен познавать мир в единстве чувственного и разумного восприятия, связав творчество с актом человеческой активности.

Опыт эпохи Возрождения доказывает, что включение личности в различные сферы деятельности, приобщение к основополагающим системам культуры: философии, искусству, науке, способствует полноценному творческому, гармоничному развитию личности.

На рубеже XIX- XX столетий начала складываться как наука психология творчества. Творчество в ней рассматривалось как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, обеспечивающих их включенность в этот процесс. В развитии психологии творчества как отдельной науки, можно выделить два этапа.

Первый этап характеризуется тем, что экспериментальные исследования творчества еще разрозненные. Взаимодействие предметного, личностного и социаіьного уровней творческого процесса практически не рассматривались.

На этом этапе наиболее значительный вклад в психологию творчества внесли вюрцбургская школа (Г.Уатт, Н.Ах, О.Зельц) и гештальт-психология [67], (М. Вертгеймер, В. Келлер). Философский ключ к пониманию творчества мы находим у К. Маркса. Он рассматривал творчество как предметно-практическую деятельность, в процессе которой человек выходит за пределы целесообразности, познавая и преобразуя окружающий мир и себя. Гештальт-психологи обратили внимание на личностный аспект творчества. По мнению М.Вертгеймера, для продуктивного творчества необходимо: не быть ограниченным привычками; не повторять просто и раболепно то, чему учили; не действовать механически; не занимать частичную позицию, не сосредотачиваться на ограниченной части проблемы; не ограничиваться частичными операциями, а свободно оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутреннее отношение [104].

Второй этап развития психологии творчества как самостоятельной науки, начался примерно с середины XX столетия. Его начало было обусловлено внешними причинами - научно-технической революцией и ее социальным заказом на интенсификацию творчества в науке и технике. Наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. Возникла социальная потребность в управляемом массовом творчестве. До середины XX века психология продуктивных процессов развивалась в рамках борьбы разных школ, прежде всего в логике развития теоретического знания. (О. Кюльпе, О. Зельц, В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Дункер и т.д.).

Запрос со стороны практики в начале века ограничивался задачами дифференцирования психической нормы и патологии, идущими от проблем обучения, в частности (А. Бине, В. Штерн, Ф. Гальтон, Ж. Пиаже, А. Валлон) [153].

Почву для размышлений педагога дает и трансцендентальная философия И. Канта, последовательно отстаивающего идеи развития. Природа наделила человека разумом, способностью субъекта приспосабливаться к реальной действительности, бессмертием души, то есть стремлением человечества реализовать творческий потенциал в процессе собственного самосовершенствования. Именно благодаря трансцендентальному уровню человек создает ценности, идеалы, утверждает нравственные законы, не согласующиеся с рассудочными действиями. Кант связывает «прозрение, интуицию - сферу интенсивных творческих исканий» со стремлением человека к моральному самосовершенствованию. Условием творчества он провозгласил свободу, связанную с категориями морали. Человек интуитивно добивается высшего морального совершенствования посредством свободы, ибо творческое преображение, в основе которого лежит стремление к самосовершенствованию, всеобщая цель человека и человечества [50].

По мнению Г. Гегеля творчество - есть диалектический метод познания, в котором сфокусированы все категории логики, все переходы и синтезы логического движения, то есть это некая фундаментальная рефлексия человеческого разума.

Обобщенное понятие творчества мы находим у Б.И. Коротяева: «Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном» [57].

Анализ существующих технологий развития творческой активности младших школьников

Анализ механизмов творческой деятельности младших школьников дал возможность сделать вывод о том, что именно активность психики является основанием, на котором базируется весь процесс творческого акта. Очень часто эта активность может быть не мотивирована внешними стимулами, а как отмечает ДБ. Богоявленская [15], появление инициативы, своеобразной «клетки», составной неделимой части активности происходит именно в этих условиях. Таким образом, активность психики личности связана с такими важными моментами, как смысл, значение деятельности, получение удовлетворения результатами и т.д.

«Связь между составляющими этой системы носит семантический характер, то есть представляет конкретную систему значений и смыслов (в силу их соотносительности). Эти значения боле ситуативны или более устойчивы в зависимости от кратковременного или постоянного характера деятельности. При всех условиях личностное значение при организации самого контура деятельности, выборе ее целей, определении ее психологической цены и т.д. пронизывают контур активности субъекта» [ 125].

Данный вывод согласуется с нашими исследованиями и позволяет уточнить то, что активность субъекта в процессе деятельности определяется личностными параметрами: уровень притязаний личности, эффективность осуществления саморегуляции, удовлетворенность результатами деятельности.

Исследуемые нами уровни активности учащихся в учебно-воспитательном процессе опираются на характер проявления инициативы в различных видах деятельности.

В первой главе мы рассматривали активность учащихся с сущностной и процессуальной позиций. При этом процессуальную сторону связывали с формированием творческой активности для развития ценностных ориентации, а в конечном итоге, творческой личности младшего школьника. Не случайно творческая активность учащихся младших классов является одной из важных проблем современной дидактики, т.к. большинство исследователей утверждают необходимость включения учащихся в активную творческую деятельность, где не только воспринимают и закрепляют материал, но и формируют отношение к самой деятельности, которая является в этом случае преобразующей.

В процессе учения, - пишет Г.И. Щукина, - в своей исследовательской деятельности школьник не может выступать только как объект. Ученик всецело зависит от его деятельной активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты [36]. Поэтому, на наш взгляд, формирование творческой активности в познании - главная задача всего учебного процесса.

ТИ. Шамова [145], проведя анализ особенностей познавательной деятельности школьников, усмотрела активность ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами усилий на достижение цели. Автор выделяет несколько уровней активности:

1 уровень - воспроизводящая активность - характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания по образцу.

2 уровень - интерпретирующая активность - характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, желанием понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. уровень - творческий уровень - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ познания [36].

Ученик, достигший творческого уровня активности, склонен к осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникших в процессе познавательной и практической деятельности, проявлению упорства и настойчивости в достижении цели.

«На всех уровнях активности процесс обучения протекает на основе ана-литико-синтетической деятельности, однако доза помоши учителя в ее совершении от максимальной на первом уровне убывает до минимальной на третьем» [36,32].

«Активность в учении, - продолжает Т.И. Шамова, - мы рассматриваем не просто как деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляются личность самого ученика и его отношение к содержанию, характеру деятельности и стремления мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей» [145,191].

Организация, содержание и диагностика экспериментальной работы

Ученик, достигший творческого уровня активности, склонен к осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникших в процессе познавательной и практической деятельности, проявлению упорства и настойчивости в достижении цели.

«На всех уровнях активности процесс обучения протекает на основе ана-литико-синтетической деятельности, однако доза помоши учителя в ее совершении от максимальной на первом уровне убывает до минимальной на третьем» [36,32].

«Активность в учении, - продолжает Т.И. Шамова, - мы рассматриваем не просто как деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляются личность самого ученика и его отношение к содержанию, характеру деятельности и стремления мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей» [145,191].

Следовательно, для успешного протекания познавательной деятельности школьника и его творческой активности большое значение имеет организация самой деятельности. Мы рассматриваем это как технологический процесс.

Таким образом, основываясь на многочисленных исследованиях, рассматривающих творческую активность, мы выделили три уровня развития творческой активности младших школьников: высокий уровень характеризуется вариативностью и целенаправленностью действий, их творческим исполнением - в ответах учащиеся используют частичные алгоритмы; безошибочно устанавливают различия и сходства в изучаемых предметах и явлениях; находят общее, единичное, особенное, «видят» и понимают проблему, заинтересованно включаются в ее разрешение, речь выразительная, образная; проявляют положительные эмоции к содержанию учебного материала, к процессу его познания, к его результатам. Ведут себя раскованно, свободно, на критику товарищей реагируют спокойно, вдумчиво. Знания отличаются полнотой, глубиной, осознанностью, правильностью выражения в речи.

На среднем уровне не всегда проявляется познавательная активность учащихся. При слушании они часто перебивают собеседника. Наряду с этим, если учебный материал им интересен, проявляют «бурные» эмоции, поддакивают, встают, выражают одобрение жестами. Достаточно раскованны в поведении, держатся спокойно, их ответы иногда оригинальные по содержанию и форме, редко прибегают к алгоритмическому решению. Действия учащихся неуверенны, неточны.

На низком уровне деятельность учащихся носит шаблонный характер. Дети слабо ориентируются в учебном материале. По этим причинам объем и глубина знаний недостаточны. Иногда ведут себя безразлично, равнодушно. Редко задают вопросы. Не проявляют познавательную активность Эмоции плохо прослеживаются (как положительные, так и отрицательные). Не любят критику, творческое мышление развито слабо.

Мы разделяем точку зрения Г.И.Щукиной и В П.Стрекозина, утверждающих, что возросшие задачи, которые ставит перед учителем общество, состоит вовсе не в том, чтобы переложить их в учебном процессе на плечи учащихся, а в том, чтобы научить их раскрывать общечеловеческие богатства, сформировать у них неодолимую тягу к познанию и ценностным возможностям в отношении знаний и оперировании ими.

Поэтому в задачи экспериментальной работы входило: проверка эффективности игровой педагогической технологии, ориентированной на развитие творческой активности младших школьников; проверка реализации выделенного комплекса педагогических условий, при которых данная технология дает наилучшие результаты в развитии творческой личности; апробация методики диагностики анализа и оценки реализации педагогической технологии.

Согласно предложенной программы диагностики интегративных свойств творческой личности младшего школьника был проведен констатирующий эксперимент как ориентир для осуществления учебно-воспитательного процесса в целях решения поставленной задачи исследования.

На констатирующем этапе велось изучение состояния уровня развития творческой активности младших школьников, изучение состояния эмоциональной сферы младших школьников, уровень их самостоятельности, а также выявление показателей готовности учителей применять педагогические технологии в учебном процессе.

Формирующий этап эксперимента протекал в естественных условиях. Средствами достижения поставленной цели выступали: использование тре-нинго-игрового метода в условиях применения его в структуре урока, творческие задания, беседы, консультации, моделирование ситуаций, требующих творческой активности детей, а также подготовка будущих учителей к использованию игровой педагогической технологии для развития творческой активности младших школьников.

Пути и условия развития творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии

Рассматривая пути и условия развития творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии, мы обратились к гуманистическому подходу, как основополагающему в современной системе образования.

Главной отличительной чертой гуманистического подхода в психологии и в образовании является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведений. Это обусловлено общественными потребностями в накоплении интеллектуально-творческого потенциала, с помощью которого общество сможет выйти на новые рубежи развития. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы мы вкладываем в содержание понятия «развитие» его всеобъемлющее значение: движение от просто к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии; от старого качественного состояния к новому, более высокому качественному состоянию, процесс обновления, рождения нового, отмирание старого [42].

На наш взгляд, данное определение применимо к процессу развития младшего школьника, тем более, что на сегодняшний день, по мнению ряда педагогов, возросла потребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту личности ученика. Но многие авторы отмечают, что педагогической наукой недостаточно разработана технология развития творческой активности и поддержки творческого развития личности в процессе образования.

Современная школа должна стать «антропоцентричной» (то есть центром всех учебно-воспитательных взаимодействий должен стать конкретный ученик, а все способы и формы организации школьной жизни подчиняться цели его всестороннего личностного развития), что требует разработки новых подходов к обеспечению управлением и развитием технологий. В рамках антропоцентричной школы не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образование должно подстраиваться под ребенка. При этом имеется в виду не просто адаптация содержания школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям школьников, а именно кардинальная его трансформация в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности [137]. Ряд авторов [158; 159; 166; 29; 67 и др.] утверждают, что если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции социального опыта, то в современной школе учитель должен реализовывать функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ребенка. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.д. На наш взгляд, в этих условиях именно внедрение игровой педагогической технологии обусловливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.

Собственный опыт работы в начальной школе убеждает, что огромное количество энергии уходит у ребят на заучивание различных фактов, у них все меньше и меньше времени остается на творчество, на самостоятельное познание мира. Ребенок перестает быть творцом, он превращается в исполнителя, теряет способность самостоятельно находить пути решения проблем, его мышление становится стереотипным.

А это, на наш взгляд, отрицает гуманистический подход к развитию ребенка, его право на интеллектуальную свободу, моральную автономию, социальную суверенность. Пережитый российским образованием период коммунистического строительства характеризовался, как утверждают историки, несовпадением декларируемых гуманистических целей и ценностей с реальной социальной и образовательной практикой. Однако надо отметить, что и сами эти декларации на поверку оказывались несостоятельными с точки зрения подлинного гуманизма. Прежде всего, это касается категории свободы. Декларируемые в Конституции свободы человека не могли быть реализованы ни в одной сфере социальной жизни. Но и понимание свободы было односторонним.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии