Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы развития творческого потенциала будущего учителя
1.1 . Творческий потенциал учителя как психолого-педагогическое понятие 12
1.2. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности будущего учителя 34
1.3. Общее музыкальное образование на современном этапе и специфика развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством 47
Выводы
Глава II. Организация и содержание экспериментальной работы по развитию творческого потенциала личности будущего учителя
2.1.Сущность и этапы преобразующего эксперимента и его программное обеспечение * 83
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством в условиях экспериментальной работы 110
2.3. Диагностика уровней развития творческого потенциала личности будущего учителя 145
Заключение 169
Литература 175
Приложение 188
- Творческий потенциал учителя как психолого-педагогическое понятие
- Общее музыкальное образование на современном этапе и специфика развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством
- Реализация психолого-педагогических условий развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством в условиях экспериментальной работы
- Диагностика уровней развития творческого потенциала личности будущего учителя
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном отечественном образовании приоритетное значение отводится развитию личности, наращиванию ее творческого потенциала, возрастает потребность школы в творческом учителе, способном к наиболее полному саморазвитию. Это означает, что профессиональная деятельность будущего учителя предъявляет все более высокие требования к его интеллектуальным, психическим, физическим ресурсам, его творческому потенциалу.
Проблема развития творческого потенциала изучена на философском, психологическом, педагогическом уровнях, но с искусствоведческих позиций она исследована недостаточно. Древнегреческие ученые (Платон [8], [88], Аристотель [8], [88]), отечественные (М.С. Каган [57], Н.И. Киященко [63]) и зарубежные философы (А. Маслоу [89-92], Р. Мэй [97], К. Роджерс [129-132]), психологи (Л.С. Выготский [34-36], А.Н. Леонтьев [85], Л.Б. Ермолае-ва-Томина [47]) и педагоги (Э.Б. Абдуллин [1,93], Д.Б.Кабалевский [58], В.Н. Холопова [153] и др.) образованию средствами искусства отводят важное место в развитии личности. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, отражающий действительность в звуковых, художественно ценных образах, обладает мощным воспитательным потенциалом в силу своей позитивной концептуальной сущности и материальной основы, которой является звук как наиболее сильный сенсорный раздражитель.
В науке накоплено значительное число исследований, посвященных проблеме развития творческого потенциала личности (А. А. Бодалев [23], В. И. Загвязинский [49], В. Г. Рындак [112] и др.). В ряде работ последних лет наблюдается тенденция решения указанной проблемы через взаимосвязь и взаимообусловленность личностных и профессиональных качеств учителя (СВ. Кульневич [80], А.В. Морозов [96], Н.А. Переломова [110-111], О.Л. Подлиняев [117-119], Д.В. Чернилевский [96] и др.).
В педагогической науке доказано позитивное влияние взаимосвязи лич-ностно-профессиональных качеств, обеспечивающих становление гумани-
стического мировоззрения, ориентирующего учителя на полноценную самоактуализацию собственной личности и на фасилитацию личностного роста учащихся» [118]. Признавая конструктивность данного подхода, мы сконцентрировали свое внимание на воспитании личностно-профессиональных качеств будущего учителя (вера в позитивную человеческую природу, автономность, аутосимпатия, самопонимание) при содействии «живого» духовного общения с музыкальным искусством, играющих особо важную роль в становлении гуманистически-ориентированного мировоззрения, позволяющего достичь наиболее полного уровня развития творческого потенциала.
В науке изучена проблема становления мировоззрения педагога-музыканта [93]; исследованы вопросы формирования отдельных личностных качеств при содействии музыки (Л.П. Илларионова [56], В.В. Медушевский [94-95], М.А. Смирнов [138], Г.М. Цыпин [156-158] и др.).
Нами установлено, что в педагогической теории проблема развития творческого потенциала будущего учителя, разрешаемая через взаимообусловленность его личностно-профессиональных качеств, актуализирующихся на основе «живого» духовного общения с музыкальным искусством и обеспечивающих становление гуманистического мировоззрения, влияющего на наиболее полное развитие творческих потенций, еще не выступала в качестве самостоятельного предмета исследования.
Отсутствуют разработки образовательных комплексных программ для студентов (будущих учителей), обучающихся по дисциплине «Музыкальный инструмент» в педагогическом колледже, не имеющих специального музыкального образования. На этом основании указанную проблему можно считать открытой в теоретико-методологическом и практическом отношениях.
Насущная потребность общества в учителе, обладающем высоким уровнем развития творческого потенциала и недостаточная изученность указанной проблемы, обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством».
Цель исследования: научное обоснование комплекса психолого-педагогических условий, способствующих процессу наиболее полного развития творческого потенциала студента педагогического колледжа на основе духовного общения с музыкальным искусством, и апробирование программы по их реализации.
Объект исследования: развитие творческого потенциала будущего учителя.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие наиболее полному развитию творческого потенциала студентов педагогического колледжа (будущих учителей) на основе духовного общения с музыкальным искусством.
Гипотеза исследования заключается в том, что наиболее полное развитие творческого потенциала личности будущего учителя будет достигнуто, если:
оно будет осуществляться как целенаправленный педагогический процесс самоактуализации и самодостраивания его личностно-профессиональных качеств на основе «живого» духовного общения с музыкальным искусством, обеспечивающих становление гуманистически-ориентированного мировоззрения, «изнутри» движущего личность будущего учителя к наиболее полному развитию творческого потенциала (наиболее высокому уровню самоактуализации);
будут созданы психолого-педагогические условия, фасилитирующие процесс наиболее полного развития творческого потенциала будущего учителя (экзистенциально-гуманистическая направленность личности педагога и студента; содействие безусловному позитивному самопринятию; организация музыкально-творческой духовно насыщенной среды);
-психолого-педагогические условия будут реализованы в рамках педагогической модели, теоретически и практически обеспечивающей процесс «живого» духовного общения с музыкальным искусством.
Модель включает «Концепцию развития творческого потенциала личности будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством» и учебно-методический комплекс, содержащий комплексную программу «Общее музыкальное образование студента - будущего учителя», учебное пособие «Диалог с музыкой» и сборник «Школьные и современные песни из мультфильмов» в облегченном переложении автора настоящей работы для студентов возраста ранней юности, не имеющих специального музыкального образования.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические (философские, психолого-педагогические) предпосылки развития творческого потенциала личности будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа.
Выявить содержательную структуру творческого потенциала с гуманистической позиции, определить приоритетный фактор, способствующий достижению наиболее полного (духовно-творческого уровня) развития творческого потенциала.
3. Разработать психолого-педагогические условия, фасилитирующие
процесс наиболее полного развития творческого потенциала личности буду
щего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством.
Раскрыть особенности и специфику развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа на основе духовного общения с музыкальным искусством.
Разработать и апробировать концептуальную педагогическую модель, развития творческого потенциала личности будущего учителя, обеспечивающую развитие его творческого потенциала на основе духовного общения с музыкальным искусством.
Экспериментальным путем определить эффективность указанной модели в образовательном процессе педагогического колледжа.
Методологической основой исследования является совокупность концепций отечественных и зарубежных философов и психологов
(Н.А. Бердяева [16-19], Б.С. Братуся [28], С.Л. Братченко [29], А. Маслоу [89-92,172], Г. Олпорта [102], К.Роджерса [130-132], Ж.-П. Сартра [134], Э. Фромма [148], М. Хайдеггера [150] и др.), относящихся к гуманистиче-скому подходу, базирующихся на вере в возможность позитивного личностного саморазвития, признающих человека «автором своей судьбы».
Принципиальное значение для настоящего исследования имеет теория и практика становления гуманистически-ориентированного мировоззрения учителя, основанного на личностно-центрированном подходе [117-119].
Для нашего исследования важны идеи об экзистенциальной сущности человека и его потенциальных возможностях (М.М. Бахтин [14], В.П. Зинченко [53-54] и др.); идеи синергетического представления о человеке как сложноорганизованной, саморазвивающейся системе (Е.Н. Князева [62], СВ. Кульневич [80], И.Р. Пригожий [122] и др.), идеи личностно-целостных подходов (А.Адлер [3], [171], Г.С. Батищев [11-13], Г. Олпорт [102] и др.).
Исследование опирается на психологическую теорию личности А.Б. Орлова [105-106]; теорию познавательных способностей В.Д. Шадрико-ва [160]; положения, раскрывающие психологические особенности студентов возраста юности, отраженные в трудах Л.С. Выготского [36], А.Ю. Козыревой [64] и др.; на философские (Н.И. Киященко [63], М.С. Каган [57]) и педагогические идеи о влиянии музыки как вида искусства на эстетическое и духовно-нравственное развитие личности (Э.Б. Абдуллин [1], Д.Б. Кабалевский [58], В.В. Медушевский [94-95], Р.А.Тельчарова [142-143], В.Н. Холопова [153], Л.В. Школяр [164]); комплекс научных идей о человеке как активном субъекте деятельности и самодеятельности (Б.Г. Ананьев [5], Д.Б. Богоявленская [21-22], П.Ф. Каптерев [61], А.С. Косогова [70] и др.).
Тема, цель, гипотеза, задачи исследования обусловили выбор системы методов исследования. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, музыкальной психолого-
педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме, анализ реального педагогического процесса, теоретическое моделирование как одна из форм научного синтеза, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы, изучение и обобщение опыта педагогической работы, педагогический эксперимент, тестирование; праксиметрические методы: анализ результатов, продуктов творческой деятельности студентов (вербальной и кинестетической).
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1998-2006 гг. на базе ГОУ СПО «Иркутский государственный педагогический колледж №1».
На различных этапах исследования в эксперименте принимали участие более 500 студентов различных отделений педагогического колледжа, объем эмпирической выборки составил 130 человек начального отделения. Исследование включало три этапа:
Первый этап (1998-2000 гг.) - поисковый. Включал теоретическое осмысление изучаемой проблемы, степень ее разработанности в теории и практике, определение методологии исследования.
Второй этап (2000-2003 гг.) - экспериментально-моделирующий. На данном этапе была разработана концептуальная педагогическая модель развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством (2000-2001гг.), проводился преобразующий эксперимент (2001-2003 гг.)
Третий этап (2003-2006 гг.) - теоретико-обобщающий. Производились обработка и обобщение результатов1 исследования, формулировались выводы, редактировался текст диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении структуры и содержания понятия «творческий потенциал будущего учителя» с гуманистической позиции и в неразрывной связи с феноменом «гуманистически-ориентированное мировоззрение».
* 9
Выявлены возможности «живого» духовного общения с музыкальным искусством в его содействии становлению гуманистического мировоззрения, способствующего достижению наиболее высокого уровня развития творческого потенциала. Определены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, фасилитирующие процесс наиболее полного развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством. Разработана, научно обоснована и апробирована в условиях педагогического колледжа концептуальная педагогическая модель развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предложена, обоснована, апробирована концептуальная педагогическая модель развития творческого потенциала будущего учителя в системе общего (основного и дополнительного) музыкального образования, содействующая становлению его гуманистически-ориентированного мировоззрения. В качестве практически значимого результата выступает возможность воспроизведения указанной модели, обеспечивающей достижение наиболее высокого уровня развития творческого потенциала учителя и ученика в практике преподавания музыкально-эстетических дисциплин в системе общего музыкального образования. Предложенная концепция и учебно-методический комплекс могут быть использованы учителями, работающими в системе общего музыкального образования для воспитания будущего учителя - грамотного любителя, исполнителя и ценителя высокохудожественной музыки, активного участника художественной самодеятельности.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических подходов к решению избранной проблемы, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, экспериментальной проверкой рабочих гипотез и теоретических положений в процессе педагогической деятельности и двадцатисеми-
летней практической работой диссертанта в качестве преподавателя музыкально-эстетических дисциплин в педагогическом колледже. На защиту выносятся следующие положения:
Творческий потенциал будущего учителя рассматривается как совокупность личностно-индивидуальных и личностно-профессиональных способностей, наиболее полно раскрывающихся на основе гуманистически-ориентированного мировоззрения. Гуманистически-ориентированное мировоззрение - приоритетный фактор, движущий творческий потенциал будущего учителя «изнутри» к наиболее высокому уровню.
Развитие творческого потенциала студента педагогического колледжа - будущего учителя на основе «живого» духовного общения с музыкальным искусством в процессе обучения по дисциплине «Музыкальный инструмент» в системе общего музыкального образования - это процесс самоактуализации и самосозидания его личностно-профессиональных качеств, играющих важную роль в становлении гуманистического мировоззрения.
Развитие творческого потенциала будущего учителя наиболее эффективно осуществляется при наличии фасилитирующих психолого-педагогических условий (экзистенциально-гуманистической направленности личности учителя и ученика, безусловного позитивного самопринятия, организации музыкально-творческой духовно насыщенной среды), реализуемых в рамках концептуальной педагогической модели, положенной в основу преподавания интегрированной структуры дисциплины «Музыкальный инструмент».
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе ГОУ СПО «Иркутский государственный педагогический колледж №1». Различные аспекты содержания исследования докладывались на заседаниях научно-методического совета и лаборатории по проектированию духовно-нравственного пространства молодежи в ГОУ СПО «ИГПК №1», городских, областных научно-практических семинарах (музыкально-педагогический факультет ГОУ ВПО «ИГПУ» (2000-2002); заседаниях научно-
11 исследовательской лаборатории по проблемам педагогики высшей школы ГОУ ВПО «ИГПУ» (Иркутск, 2001-2004) и научно-практических конференциях ГОУ ВПО «ИГПУ», «ИГУ» (Иркутск, 2000-2004.); Межрегиональной конференции ГОУ ВПО «ИГУ» (Иркутск, 2002); Областной научной конференции работников образования Иркутской области (Ангарск, 2003); Областных семинарах учителей музыки, работающих в сфере общего музыкального образования (Иркутск, ГОУ ДПО «ИПКРО», 2003-2005).
По материалам исследования опубликовано 12 печатных работ (общим объемом 6,12 п. л.). Концептуальная педагогическая модель развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством прошла этап апробирования в образовательном процессе ГОУ СПО «ИГПК №1», научно-методическую экспертизу в Областном экспертном совете ГлавУОиПО администрации Иркутской области.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст диссертации содержит 174 страницы, 5 рисунков, 4 таблицы. Общий объем диссертации 204 страницы.
Творческий потенциал учителя как психолого-педагогическое понятие
Раскрытие дефиниции «творческий потенциал» обязывает обратиться к феномену «творчество», изучаемому различными науками (философией, психологией, креативной педагогикой) и в разных аспектах. Исторически это понятие связано со словами «творить» и «творение» в их теологическом значении [78, с.18]. Ученые [96], [121] отмечают, что «творчество» как высшее проявление феномена человека, менее всего изучено. Первое упоминание о природе научного творчества принадлежит Аристотелю, пытающемуся выяснить возникновение новых знаний [96, с.9].
Первые попытки осмысления механизмов творчества принадлежат СО. Грузенбергу, дифференцировавшему указанный феномен на три типа по характеру и способу его проявления: философский (Платон, Шопенгауэр, Сократ), психологический (В.М. Бехтерев, В.О.Чиж), интуитивный (Платон, Ницше) [64, с.8-9], [96, с.17].
С позиции философской науки творчество рассматривается как вид человеческой деятельности с точки зрения ее структуры. Деятельность понимается как создание нового и как социальное действие, подчеркивается ее целесообразность и целеполагание, источники и причины появления нового. Отмечается, что творчеством является не любая, а специфическая, высшая форма человеческой деятельности, в которой делается акцент на признак новизны [Там же, с.7]. Учения Платона и Аристотеля о творчестве, взгляды английских просветителей на творческий процесс (Д. Локк, Т. Гобсс и др.), представителей немецкой классической философии (И. Кант, В. Гегель и др.) относятся к работам, рассматривающим проблему творчества как вид человеческой деятельности. Анализ творчества как социального действия рассматривается с позиции более общей категории деятельности, подчеркивается индивидуально-социальный характер природы творческой деятельности. Отечественные философы и психологи указывают на принципиальное отличие предметной деятельности и творческой. Для Г.С. Батищева [11], например, творчество и деятельность - принципиально противоположные формы человеческой активности. Этой же точки зрения придерживается В.Н. Дружинин [44] и др. исследователи. Согласно Я.А. Пономареву [121], основным признаком деятельности как формы активности, является потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, для творческого акта характерно рассогласование цели и результата.
В психологии проблему творчества изучали Д.Б. Богоявленская [21-22], В.Д. Дружинин [44], Л.Б. Ермолаева-Томина [47], Я.А. Пономарев [121], Б.М. Теплов [146] и др. В данной науке исследуются общие механизмы и побудительные силы творчества, природа и фазы творческого процесса, признаки творческого акта, способности к творчеству, качества творческой личности.
Д.Б. Богоявленская и В.Н. Дружинин определяют творчество как некий выход за пределы наличной ситуации, либо имеющихся знаний [44, с.219]. Л.Б. Ермолаева-Томина, отмечая, что «понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного», выделяет три «круга» творчества: создание не существовавших ранее форм материи; преобразование, совершенствование существующего; разрушение «старого мира» и построение на его месте нового [47, с.9].
В креативной педагогике [96] в феноменологии креативности (многие определения креативности отождествляется с творчеством) выделяются три наиболее распространенных направления, из которых два первых являются магистральными. Первое направление определяет творчество, исходя из творческого достижения: творчество - деятельность человека, создающего новые оригинальные ценности [Там же, с. 33]. Второе - трактует творчество исходя из деятельности вообще, как изначальную способность человека к самовыражению и самоактуализации. Третье направление - интеграционный подход, трактующий творчество по творческому результату и процессу. Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как «преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им и отторгаемые от него продукты» [Там же, с.ЗЗ]. Для настоящего исследования, изучающего проблему развития творческого потенциала личности будущего учителя в русле самоактуализации, близки вторая и третья трактовки творчества А.В. Морозовым и Д.В. Чернилевским, а также позиция Л.Б. Ермолаевой-Томиной, определяющей творчество как изменение, обновление, преобразование и совершенствование уже существующего [47, с.9].
В психологии феномен «творчество» определяется также как высшая форма активности [112]. Активность здесь трактуется с трех сторон: как интегральная характеристика личности; как активная жизненная позиция и над-ситуативная активность - способность личности подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи (А.В. Петровский). В креативной педагогике «творчество» трактуется как неадаптивная активность конструктивного характера, направленная на создание продукта в нерегламентированной ситуации [96, с.64]. Способность выхода за рамки заданной ситуации и способность к постановке собственной цели является отличительной чертой креативности, подчеркиваемой практически во всех подходах [Там же, с.61]. В связи со сказанным, наиболее высокий уровень развития творческого потенциала личности (духовно-творческий), соотносится нами с проявлением надситуативной активности. Заметим, что в отечественной психологической науке для обозначения элементов, обусловливающих творческий процесс, наряду с общепринятыми понятиями креативности, творческих способностей и творческого потенциала, используются такие дефиниции, как «надситуативная активность», установка и эстетическое отношение [78, с.32].
Общее музыкальное образование на современном этапе и специфика развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством
Духовное общение с музыкальным искусством - это общение с музыкой как видом искусства. Реально искусство существует как совокупность отдельных его видов. Вид искусства - это определенная его область, отличающаяся по тому, какие стороны жизни она преимущественно отражает, специфическая по типу образности, по способу удовлетворения эстетических потребностей человека, по материалу и законам создания художественного образа [38, с. 107]. Слово «искусство» употребляется в разных значениях (профессиональное мастерство; дело, требующее мастерства). В справочной литературе указанное понятие трактуется как важнейшая эстетическая категория, характеризующая особую форму общественного сознания, а также человеческой деятельности и ее продуктов [75, с.бО]. В настоящем исследовании под искусством подразумевается разновидность человеческой деятельности, объединенная в художественно-образную форму; искусство - это многообразие результатов художественного творчества, в противовес его пониманию как профессионального мастерства. Эстетика изучает искусство как важнейшую форму эстетического освоения действительности, особую форму общественного сознания. Подчеркнем, что духовное общение будущего учителя с музыкальным искусством - это его общение с высокохудожественными музыкальными произведениями, озвученными в собственном (исполнении грамотного любителя музыки) и/или профессиональном исполнении концертирующих музыкантов г. Иркутска. По этой причине, вслед за В.Н. Холоповой, духовное общение с музыкальным искусством мы раскрываем как этико-эстетический, ориентированный на метаценности, «обращенный к душе, но не к телу» диалог субъекта с позитивным идеалом - музыкой.
Духовное общение будущего учителя с музыкальным искусством реализуется через деятельность творческого исполнителя, духовно-творческого слушателя и исследователя.
Указанные виды деятельности - это способ взаимодействия с музыкальным искусством. Наиболее полно суть взаимодействия будущего учителя с музыкальным искусством отражает психологическая категория «общение». В справочной литературе «взаимодействие» раскрывается как процесс взаимного влияния тел друг на друга, всякая связь и отношения между материальными объектами и явлениями [148, с.70]. Обосновывая выбор термина «общение» с музыкальным искусством, отметим, что ученые-музыковеды единодушны в том, что музыка выполняет коммуникативную функцию. Термин «коммуникация» в психологии трактуется как контакт, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом [100, с.662]. Из трех терминов, раскрывающих суть понятия «коммуникация» нам импонирует термин «общение», раскрывающийся, как «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» [129, с. 163]. Вышеобозначенные виды музыкальной деятельности -это и есть многоплановый процесс развития контактов с музыкальным искусством через собственное исполнение, через прослушивание в профессиональном исполнении и через исследование путем анализа музыкальных произведений. На этом основании мы экстраполируем суть категории «общение» на контакт будущего учителя с музыкальным искусством, так как для нас важны три стороны этой категории: коммуникативная (передача информации), интерактивная (взаимодействие) и перцептивная (взаимовосприятие) [Там же, с. 163].
Особенности развития творческого потенциала личности будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством вытекают из специфики музыки как вида искусства, ее сущностного влияния и свойственных ей функций. Функция искусства (от лат. functio - исполнение, осуществление) - роль, которую оно выполняет в жизни человека и общества [25, с. 184].
Основа основ музыки как вида искусства, по мнению большинства исследователей, заключается в ее духовной сущности и содержательности, ее человеческом начале [139, с. 183]. А.Н. Сохор отмечает, что специфика музыки как вида искусства познается на высшем (по сравнению с физическим, биологическим, психологическим уровнями) - эстетическом уровне, так как только здесь музыка выступает в своей социальной сущности и своей специфике [Там же, с.5]. Автор пишет: «...во всех своих видах и жанрах, выполняя любые частные функции, искусство воспитывает. Оно воздействует на мысли и чувства, волю и воображение воспринимающих его людей и благодаря этому формирует и преобразует их духовный мир. Так оно осуществляет воспитательную сверхфункцию [Там же, с. 187].
В научной литературе существуют различные трактовки музыки как вида искусства. Справочная литература определяет музыку как искусство, отражающее действительность в художественных звуковых образах; одну из форм общественной идеологии [165, с.327]. Для А.Н. Сохора, музыка - вид искусства, образными средствами которого служат осмысленные, индивидуально оформленные и художественно ценные комплексы звуков определенной высоты (тонов) [139, с.7]. М.Ш. Бонфельд определяет музыку как искусство, основным материалом которого является звучание, т.е. совокупность эстетических свойств звуков, воспринимаемых человеческим слухом [25, с.24]. Существует также определение музыки как вида искусства, включающее человеческое мироощущение и переживание жизни: «музыка - отражение мировых психологических сил, самой сути человеческого мироощущения, переживания жизни» [138, с.6].
Реализация психолого-педагогических условий развития творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством в условиях экспериментальной работы
Мы указывали, что под развитием творческого потенциала личности будущего учителя понимаем процесс самоактуализации и самосозидания (самодостраивания) его личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих становление гуманистического мировоззрения на основе духовного общения с музыкальным искусством, способствующего наиболее полному развитию творческих потенций учителя и ученика при определенных условиях.
Целью преобразующего эксперимента по развитию творческого потенциала личности будущего учителя являлась проверка эффективности психолого-педагогических условий, содействующих самоактуализации и самосозиданию личностно-профессиональных качеств, обусловливающих становление гуманистически-ориентированного мировоззрения личности будущего учителя, движущего ее к наиболее полному развитию творческого потенциала.
Реализуя модель эксперимента (Приложение 8), мы учитывали мнения ученых (С.Л. Братченко, А. Маслоу, Э. Шостром и др.), доказавших, что глубинные изменения на личностном уровне происходят значительно медленнее и труднее, чем изменения «в поведенческих и познавательных компонентах» [118, с. 166]. Поэтому мы не ставили целью преобразующего эксперимента достижение глобальных изменений в самосозидании и самоактуализации личностно-профессиональных качеств в короткие сроки (два года). Для нас имело значение постепенное осознание студентами возможности наиболее полного развития своего творческого потенциала за счет личностного самоусовершенствования, самовоспитания на основе духовного общения с музыкальным искусством и позитивная динамика при обследовании по системе диагностических методик. В связи с поставленной задачей, мы сфокусировали свое внимание на способности личности будущего учителя к самодостраиванию и самоактуализации нескольких личностно-профессиональных качеств: вера в позитивную человеческую природу, автономность, аутосимпа-тия, самопонимание. Важность актуализации названных качеств обусловлена их особой ролью в становлении приоритетных компонентов гуманистически-ориентированного мировоззрения, способствующего продвижению студента к наиболее полному развитию его творческого потенциала.
Первое и второе условия реализовывались через организацию совершенствования музыкального восприятия на основе полимодального восприятия «высокой» музыки в «живом» исполнении профессиональных музыкантов. Такое восприятие способно вызвать эмоционально - художественное переживание музыкальной драматургии, погрузить личность студента в катарти-ческое состояние через достижение мощной положительной эмоции - эстетического наслаждения. Реализации названных условий способствовали духовно-нравственный анализ поэтических текстов драматического содержания; творческое самовыражение студентов (этико-эстетическое предъявление публике самоорганизующейся личности, устремленной к наиболее полному развитию своих способностей).
Путь реализации третьего условия - внутридисциплинарная интеграция основного и дополнительного общего музыкального образования по дисциплине «Музыкальный инструмент».
Ориентация на экзистенциально-гуманистическую направленность личности будущего учителя практически реализовывалась через становление приоритетных мировоззренческих компонентов: этико-эстетического, основного субстанционального и аксиологического, так как становление мировоззрения на содержательном, практическом и эмоционально-волевом уровнях не играет определяющей роли в убежденности в безусловную позитивную человеческую сущность, направленную на самоактуализацию при благоприятных социальных условиях [118, с. 148].
Кроме того, важным показателем становления сущностного субстанционального мировоззренческого компонента является высокий уровень аутоэм-патии. Мы указывали на тесную взаимосвязь таких качеств, как самопониманиє, аутоэмпатия, аутосимпатия, эмпатия, самопринятие. На наш взгляд, самодостраивание указанных качеств логично рассматривать в неразрывном единстве, тем более что заметить внутреннюю красоту ученика (проявление этико-эстетического компонента на профессиональном уровне) способен учитель, обладающий способностью к самопониманию, самопринятию и эм-патии, чувствительный (сензитивный) к миру другого.
Диагностика уровней развития творческого потенциала личности будущего учителя
В первой главе мы указывали, что исследование развития творческого потенциала личности будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством осуществляется нами в русле самоактуализации (стремления личности к наиболее полному развитию своих талантов, способностей, возможностей). Логичен вывод о том, что достигнутый личностью будущего учителя высокий уровень самоактуализации будет свидетельствовать о наиболее полном развитии его творческого потенциала.
Так как гуманистическое мировоззрение является фактором, превращающим самоактуализацию в «мощную интенциональную силу», критерии развитости гуманистического мировоззрения (показатели личностного роста на уровне внутреннего и внешнего мира, а именно повышение показателей по шкалам «вера в позитивную человеческую природу», «автономность», «самопонимание», «аутосимпатия» и др.) логично определить критериями уровней творческого потенциала личности будущего учителя. Недостаточная или высокая степень актуализации личностных качеств, будут, соответственно, указывать на различные, выделенные нами ниже, уровни развития творческого потенциала. Поэтому, для определения уровней развития творческого потенциала личности будущего учителя принципиально важно знать уровень ее стремления к наиболее полному развитию своих способностей, возможностей, талантов (уровень личностной самоактуализации).
Изучение уровня личностной самоактуализации студентов педагогического колледжа и диагностику ее динамики мы осуществляли при помощи компьютерного варианта теста «САМОАЛ», адаптированного к условиям педагогического исследования О.Л. Подлиняевым [118]. По мнению А. Маслоу, уровень самоактуализации не может быть количественно выражен каким-то одним числом, тем не менее, существуют методы одномерного представления показателя самоактуализации (самоактуализационный тест «Сат» Л.Я. Гозмана, вопросник «САМОАЛ», валидизированный к специфическим условиям российского менталитета А.В. Лазукиным и др.).
Компьютерный вариант теста «САМОАЛ» позволяет производить автоматический подсчет общего уровня самоактуализации респондента, выраженный в процентах по следующей шкале: О - 20 % - уровень самоактуализации низкий; 21-40 % - уровень самоактуализации ниже среднего; 41-60 % - уровень самоактуализации средний; 61-80 % - уровень самоактуализации выше среднего; 81-100% - уровень самоактуализации высокий (самоактуализирующаяся личность). Данный вопросник диагностирует респондента по одиннадцати шкалам личностной ориентации, включающим: -шкалу автономности, измеряющую способность личности опираться на себя, определяющую уровень независимости и ответственной свободы человека, а также степень психического здоровья личности, ее целостности и полноты; - шкалу ориентации по времени, показывающую, насколько человек склонен жить в настоящем, не откладывая свою жизнь и личностный рост на будущее и не пытаясь жить событиями прошлого; -шкалу спонтанности, свидетельствующей, насколько самоактуализация является образом жизни, а не иллюзорной мечтой человека; -шкалу аутосимпатии, диагностирующую уровень развитости позитивной Я-концепции, служащей источником уверенности в себе и стабильной адекватной самооценки; -шкалу аутоэмпатии, характеризующую самопонимание и сензитив-ность личности по отношению к собственному внутреннему миру, к своим желаниям, чувствам, потребностям и т. д., а также умение противостоять тем внешним социальным стандартам, которые неблагоприятно влияют на сохранение индивидуальности и уникальности человека; - шкалу ценностей, определяющую насколько респондент принимает ценности самоактуализации, к числу которых относятся ответственная свобода, творчество, уникальность, аутентичность, целостность, конгруэнтность, жизненность, осмысленность, бытийная мотивация и т. д.; - шкалу оценки человеческой природы, отражающую степень "веры-неверия" респондента в позитивность человеческой сущности и в способность его конструктивного саморазвития; - шкалу потребности в познании, демонстрирующую способность респондента к бытийному познанию и преобладание последнего над познанием дефициентным; - шкалу креативности, описывающую уровень стремления человека к творчеству; - шкалу контактности, выявляющую способность к установлению диалогичных взаимоотношений с окружающими, как на личностном, так и на профессиональном уровнях; - шкалу аутентичности, характеризующую степень подлинности и конгруэнтности человека, его способность к адекватному самовыражению. Обследование студентов по указанному тесту на начало эксперимента показало нижеследующие результатні. В исследуемой выборке нами отмечены низкий, ниже среднего, средний и выше среднего уровни стремления к самоактуализации, так как тестовые оценки студентов расположились в диапазоне от 18 до 61 баллов. Обнаружилось, что 39,4 % (уровни «низкий» и «ниже среднего») студентов педагогического колледжа отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, имеют большую зависимость от мнения других людей, негативную Я-концепцию. В наибольшей степени об этом говорит низкий тестовый показатель по шкале «автономность», являющейся, по мнению большинства гуманистических психологов, главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты [90].