Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра 17
1.1. Сущность современного школьного медиаобразования старшеклассников 17
1.2. Генезис, современное состояние и перспективы развития отечественного школьного медиаобразования 31
1.3. Теоретические основы медиаобразования старшеклассников 52
Глава 2. Совершенствование процессов школьного медиаобразования в условиях медиацентра 67
2.1. Научные подходы к совершенствованию методического обеспечения процесса медиаобразования старшеклассников 67
2.2. Влияние на развитие педагогического потенциала медиаобразования художественно-творческой деятельности старшеклассников в школьном медиацентре 101
2.3. Основные направления совершенствования медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра 128
Заключение 163
Список использованной литературы 167
Приложения 188
- Генезис, современное состояние и перспективы развития отечественного школьного медиаобразования
- Теоретические основы медиаобразования старшеклассников
- Влияние на развитие педагогического потенциала медиаобразования художественно-творческой деятельности старшеклассников в школьном медиацентре
- Основные направления совершенствования медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра
Введение к работе
Актуальность исследования основывается на постоянно возрастающей значимости медиаобразования для школы. Это определяется острой необходимостью ускорения темпов развития всех сфер жизни и деятельности человека, что происходит под воздействием постоянно растущего потока информации в условиях перехода к информационному обществу.
Современный мир невозможно представить без средств массовой коммуникации, под воздействием которых формируются политические, социальные, моральные, художественные и интеллектуальные ценности, интересы. Человеку XXI века важно обладать высокой информационной культурой, уметь ориентироваться во всевозрастающих объемах разноформатной информации, иметь навыки работы с медиаисточниками, не только как пользователь, но и как создатель. Сегодня в школьном учебном процессе не уделяется достаточно внимания развитию навыков восприятия и освоению новых видов и форм деятельности. А это особенно актуально, принимая во внимание скорость, с которой появляются все новые и новые технологии в медиаобразовании.
Для реализации ведущих задач современного образования педагоги все чаще обращаются к медиатехнологиям (обычно к ним относят традиционную прессу, радио, телевидение, кино, компьютерные технологии, в т.ч. сетевые формы представления информации).
Чтобы адекватно воспринять смысл сообщения, применить его в школьном образовании, необходимо знать, как данный канал связи устроен и как он влияет на информацию, которая по нему проходит. В связи с этим медиаобразование в современном мире рассматривается как одно из самых мощных средств развития личности школьника, особенно старшеклассника. К сожалению, еще сложной проблемой является сам процесс общения старшеклассника с медиа. Это не развивает его общую культуру, не стимулирует развитие личностных, а в будущем – и профессиональных качеств, способствующих активному, критическому отношению к действительности, к созидательной и познавательной работе с медиатекстами, обучению творческому самовыражению в медиасреде - при том, что у старшеклассников имеется огромная тяга к компьютеру, который предоставляет ему возможность индивидуального общения с миром медиа в целом.
Однако, работая за компьютером, старшеклассник часто не задумывается о смысле медиатекстов и воспринимает их очень поверхностно и безоценочно. В результате этого все медиатексты для старшеклассников начинают выполнять только релаксационную и развлекательную функции, отодвигая на второй план потребность и стремление в приобретении новых знаний. Учитывая тот факт, что в настоящее время медиарынок перенасыщен некачественной в художественном и содержательном плане продукцией, все более актуальной становится задача развития педагогического потенциала медиаобразования в условиях школьного медиацентра.
Как показывают наши наблюдения, медиаобразовательные технологии имеют гораздо более широкие границы, чем понимание их только в качестве средства прямой или дистанционной информатизации педагогического процесса. Воспринимая медиаобразовательные технологии как перспективное направление развития экранных искусств, можно на высоком уровне комплексно решать задачу развития педагогического потенциала этой современной технологии.
Таким образом, существующие противоречия между высокой потребностью общества в развитии педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников и отсутствием достаточного методического обеспечения этого процесса на практике позволяют утверждать, что исследование педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников является практически ценным направлением развития педагогического опыта. Названные причины определяют актуальность темы настоящего исследования и диктуют выбор ее формулировки - «Развитие педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра».
Степень научной разработанности проблемы исследования
В педагогических исследованиях, отечественных и зарубежных, достаточно подробно освещен ряд аспектов данной проблемы. В педагогической литературе широко представлены труды, посвященные проблемам педагогического процесса в средней школе. Это исследования К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Алексеева, В.П. Андронова, Г.И. Баевой, С.В. Басюк, Л.Т. Лаптева, Ю.К. Черновой, А.Н. Ярыгина и др.
Модернизация российского образования потребовала современных исследований в области педагогики, что стало ведущей темой В.С. Григорьева, И.Г. Голышева, В.Г. Горбачева, И.К. Зайцевой, М.С. Емец, Н.М. Квасниковой, Н.А. Кудиновой, В.С. Кукушкина, В.А. Лефевр, Г.Б. Лялькиной, Л.Н. Макаровой, Т.В. Мироновой, Н.И. Мицкевич, О.А. Павловой, О.Ю. Плескачевой, Н.С. Пономарёвой, Н.М. Савиной, И.А. Шаршова и т.д.
Проблемы компетенций и компетентностного подхода освещены в исследованиях Н.В. Апатова, И.В. Арябкиной, М.А. Басова, В.И. Байденко, В.С. Безруковой, О.И. Белякова, Н.Е. Кузнецова, Н.В. Кузьминой, Ю.А. Кустова, В.И. Извозчикова, Г.М. Ильмушкина, О.И. Коломок, Ю.А. Конаржевского, В.В. Лаптева, А.А. Леонтьева, А.В. Хуторского, Р.К. Шакурова и др.
Эффективная реализация педагогических условий обучения в средней школе рассматривается в трудах А.Г. Асмолова, С.Ф. Артемьевой, М.В. Егорова, Э.Ф. Зеера, В.М. Зеленина, Т.А. Зимней, Л.С. Зникиной, Г.П. Корнева, В.В. Самарина, А.Л. Семенова, В.В. Серикова, А.В. Соловова, О.Р. Эргардт, Э.Ф. Эсер и пр.
Технологические аспекты процесса обучения исследованы в трудах А.П. Беляевой, И.Г. Бердникова, Е.В. Бондаренко, Н.В. Васиной, И.В. Марусевой, Е.И. Машбица, И.А. Румянцева, В.А. Сластёнина, Б.Е. Стариченко, В.П. Сухинина, Н.Ф. Талызиной, Н.Д. Угринович, В.Ф. Шолохович, В.И. Щеголя, В.В. Щипанова и др.
Исследованию роли современного информационного пространства как важнейшего педагогического условия развития медиаобразования посвящены публикации С.Н. Деминой, Б.Е. Железовского, М.А. Епифановой, Ю.В. Мосина, Т.С. Рогожина, М.А. Тарасовой, А.А. Тихомирова и др.
Различные аспекты информационно-технологической составляющей процесса развития педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников рассматриваются в работах Е.А. Бондаренко, Ю.В. Васильева, В.Г. Виненко, Л.К. Гейфмана, Н.В. Гомулиной, В.П. Демина, В.П. Дружинина, Л.М. Митиной, Е.В. Могилевской, В.М. Нестеренко, Е.Д. Осоргина, Т.Н. Педан, М.М. Поташника, В.Д. Симакова, Л.Н. Трофимовой, Г.Ю. Франко, И.В. Челышевой, А.В. Шарикова, О.Н. Шахматовой, И.С. Якиманской, В.Г. Янина и пр.
Основы методики кино-, и медиаобразования отражены в работах Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабиновича, Л.П. Прессмана, Л.М. Баженовой, Г.В. Гаврилова, К.М. Тихомировой, В.А. Возчикова, В.В. Гура, Г.М. Евтушенко, Е.В. Мурюкиной, К.Э. Разлогова, А.В. Спичкина, Е.В. Якушиной, В.С. Собкина, Н.Б. Кирилловой, В.А. Монастырского, М.Н. Фоминовой, Л.Н. Земляновой, Г.Я. Власкиной, Я.Н. Засурского, Т.Н. Селивановой, И.С. Левшиной, Ю.И. Менжинской, Н.Л. Селиванова и многих других.
Многие современные исследования посвящены проблемам педагогического потенциала образовательных систем: В.И. Андреева, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовской, В. Бухвалова, И.А. Зязюна, А.Ю. Коджаспирова, Г.М. Коджаспировой, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачева, Г.К. Селевко, В.А. Сластёнина, С.А. Смирнова, А.И. Уемова и др.
Самую большую группу составляют исследования педагогических условий процесса воспитания личностного и общественного опыта старшеклассников во внеклассной работе: А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, Т.В. Кузнецовой, С.М. Оленева, В.С. Садовской, Е.В. Утина, Т.В. Христидис и других.
Актуальность проблемы и недостаточная научная разработанность отдельных ее аспектов определили выбор темы, объект и предмет, а также цель и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования - медиаобразование старшеклассников.
Предмет исследования – процесс развития педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях деятельности школьного медиацентра.
Цель исследования: разработать теоретические основы и выработать способы эффективного развития педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях деятельности школьного медиацентра и реализовать их на практике.
Задачи исследования:
выявить сущность современного школьного медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра;
раскрыть генезис, современное состояние и перспективы развития отечественного школьного медиаобразования;
рассмотреть теоретические основы медиаобразования старшеклассников;
обосновать научные подходы к совершенствованию методического обеспечения процесса медиаобразования старшеклассников;
изучить влияние художественно-творческой деятельности старшеклассников на развитие педагогического потенциала в школьном медиацентре;
сформировать основные направления совершенствования медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра.
Гипотеза исследования. Процесс развития педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников будет наиболее эффективным, если обеспечить педагогически организованный процесс формирования медиакультуры старшеклассников в условиях школьного медиацентра, что позволит направить стихийные процессы овладения инновационными технологиями школьниками. В этом случае будет значительно увеличен педагогический потенциал медиаобразования и, одновременно, сокращено негативное влияние экранных искусств на старшеклассников.
Методологической основой исследования стали фундаментальные подходы современных гуманитарных наук:
- философские, педагогические и психологические обоснования процесса развития личности (Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев);
- принципы деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- концепции личностно-ориентированного, художественно-творческого подходов в образовании (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.);
- принципы процесса медиаобразования (А.В. Федоров, Л.Н. Трофимова, И.В. Челышева, В.П. Демин, Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Н.П. Рыжих, В.Д. Симаков, Н.Ю. Соколова, А.В. Федоров, Г.Ю. Франко, А.В. Шариков и др.).
Методы исследования. Теоретические методы исследования включали: анализ классической и современной философской, психолого-педагогической литературы, научно-методической литературы по проблемам организации медиаобразования; анализ учебно-методической документации по проблемам организации медиаобразования в школе, общетеоретические методы анализа, синтеза, педагогического моделирования. Применялись общелогические методы, изучение и обобщение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования, концептуализация педагогического опыта. Использовались эмпирические методы педагогических исследований: наблюдение и анализ практической деятельности старшеклассников в рамках эксперимента, опытно-экспериментальная работа по разработанной программе, а также методы статистической обработки данных, диагностика развития творческих способностей старшеклассников.
Научная новизна исследования:
- впервые введено в научный оборот понятие «педагогический потенциал медиаобразования старшеклассников»;
- выявлены ключевые критерии личностного и группового медиакультурного развития современных старшеклассников с учётом степени их готовности к освоению будущей профессии;
- определены личностные качества старшеклассников, развиваемые в педагогических условиях школьного медиацентра: профессионализм, креативность, этико-эстетическая направленность, открытость к новому опыту, методическая интеграция, аналитичность, личностно-потенциальный подход, профессиональная компетентность и т.д.;
- обоснованы и методически разработаны технологии последовательного развития художественно-творческих, познавательных способностей и нравственных качеств старшеклассников при производстве индивидуального и группового медиаматериала в процессе непосредственной работы с современными формами масс-медиа;
- повышена эффективность развития творческого и познавательного потенциала современных старшеклассников в процессе медиаобразования за счет формирования у них дополнительного объема знаний, умений и навыков предпрофессиональной и профессиональной работы с современными формами медиа;
- определены способы повышения педагогического потенциала школьного медиаобразования в условиях школьного медиацентра за счет применения методов работы с профессиональной высокотехнологичной информационной техникой, работы со сценарно-текстовыми, информационно-публицистическими, документально-историческими и научно-образовательными текстовыми медиаматериалами, дикторской и корреспондентской работы с постановочным голосовым и речевым аппаратом и т.д.
Теоретическая значимость исследования
Теоретически сформулировано содержание и формы деятельности школьного медиацентра по совершенствованию медиаобразования старшеклассников.
Теоретически уточнены понятия «медиаобразование» и «медиатехнология» применительно к малобюджетным воспитательно-образовательным и художественно-творческим организациям системы дополнительного образования детей.
Теоретически раскрыты возможности повышения педагогического потенциала медиаобразования в аспекте развития эмоционально-волевых качеств личности, способности принимать более качественные, творческие, а главное – профессиональные решения.
Доказано, что развитие старшеклассников в процессе медиаобразования представляет собой результат интеграции развития ментальной, эмоциональной, тактильной и физической составляющих личности и может управляться и корректироваться с применением педагогических методов, воздействующих на жизнедеятельность в целом.
Теоретически определены оптимальные модели формирования предпрофессиональных и профессиональных медийных знаний, умений и навыков старших школьников при освоении историко-архивных, образовательно-просветительских и информационно-документальных профориентаций технического, гуманитарного и не гуманитарного цикла (режиссура кино и телевидения, коммуникация, связь, печатная-, радио- и телевизионная журналистика, пиар и реклама), а также педагогической специальности (литература, естествознание, география, ОБЖ, музыка и т.д.).
Теоретически обосновано содержание развивающей, формирующей и интегративной функций предпрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся в области медиаобразования и медиатворчества, что способствует прохождению старшеклассников через ряд этапов обучения и формирования наукоёмких предпрофессиональных и профессиональных знаний, умений и навыков медиапроизводственной практической и теоретической деятельности, выполняющих образовательную, формирующую и интегративную функции.
Практическая значимость исследования заключается:
- в определении условий, способствующих профессиональному и предпрофессиональному построению развивающих и развивающихся медиасистем, таких, как «Школьный художественно-творческий медиацентр» и телеканал внутреннего вещания «Школьное ТВ», художественно-творческого и медиаобразовательного сопровождения разносторонней деятельности образовательно-творческих организаций; совершенствовании и повышении профессионального уровня информационно-документальной и художественно-творческой деятельности современных школьников в процессе медиаобразования;
- во внедрении целевых научно-теоретических и практико-методических рекомендаций по организации деятельности «Школьного художественно-творческого медиацентра» и телеканала внутреннего вещания «Школьное ТВ»;
- в разработке рекомендаций для оценки эффективности информационно-документального и художественно-творческого сопровождения, как всего образовательного процесса в школе, так и непосредственной деятельности подсистемы «Школьный художественно-творческий медиацентр» и телеканала внутреннего вещания «Школьное ТВ»;
- в апробировании методов внедрения и штатного использования практико-производственных образовательно-методических технических рекомендаций (инструкций) для профессионального производства художественно-творческих школьных телепроектов.
Организация и этапы исследования
Исследование проводилось в три этапа, с 2004 по 2014 год.
На первом этапе исследования (2004 г.) изучалось состояние разработанности проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической литературе. Определялись общие параметры исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования. Разрабатывалась теория развития педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра, понятийно-категориальный аппарат исследования: цели, задачи, предмет, объект, гипотеза, научная новизна и теоретическая значимость, положения, выносимые на защиту.
На втором этапе исследования (2006-2012 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа: выявление влияния объективных и субъективных факторов на развитие медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра.
При проведении второго этапа эксперимента были определены уровни развития педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра; критерии и показатели уровня медиаобразования старшеклассников; разработано диагностическое задание (лист опроса) по установлению уровня медиаобразования старшеклассников; была проведена серия диагностических занятий по установлению уровня медиаобразования старшеклассников.
Опытно-экспериментальная работа была посвящена развитию активности и состояла из разных педагогических задач и тренингов, направленных на их достижение. В эксперименте приняло участие около 200 старшеклассников. Все экспериментальные программы были подчинены единой цели повышения педагогического потенциала медиаобразования. В качестве составных процесса развития педагогического потенциала были выделены такие составляющие, как развитие творческих способностей и овладение старшеклассниками информационно-технологическими компетенциями в условиях школьного медиацентра.
На третьем этапе исследования (2013-2014 гг.) проводились анализ и обобщение полученных данных по оптимизации процесса развития медиаобразования старшеклассников, что потребовало применения общих и специальных процедур анализа, систематизации результатов опытно-экспериментальной и педагогической деятельности автора диссертации. Обобщались выводы исследования, завершалась работа над текстом диссертации.
Опытно-экспериментальные базы включили в себя как общеобразовательные учреждения, так и учреждения системы дополнительного образования детей. Это - средние общеобразовательные школы гор. Москвы: Центр Образования №1434; ГОУ СОШ №1258; ГОУ СОШ №148; ГОУ СОШ №600; гор. Воронеж: ГОУ СОШ №18; Музыкальная школа №16 и функционирующую в летний период времени, детскую телевизионную эстрадно-музыкальную студию ДОЛ «Лазурный берег» гор. Анапа Краснодарского края.
Достоверность исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позиций и экспериментальной проверкой результатов диссертационного исследования; экспертной оценкой, полученной в ходе реализации программных и дидактических съемок в школьных аудиториях, собственной многолетней деятельностью автора в области медиаобразования разновозрастных групп школьников, актами о внедрении результатов диссертационного исследования.
Апробация исследования и внедрение его результатов
Основные результаты и выводы исследования были представлены на международных сессиях «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания» и на летних аттестационных сессиях аспирантов и соискателей Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», а также на плановых конференциях «Школа молодого учёного»: выступления были посвящены теме «Включение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в медиаобразование старшеклассников». Ключевые научно-исследовательские выводы неоднократно представлялись на всероссийских конференциях и симпозиумах, проводимых Институтом художественного образования РАО, на семинарах и мастер-классах в киноклубах г. Москвы «Даниил» и «Юго-Западный», семинарах и мастер-классах по проблемам дистанционного медиаобразования УРАО в г. Липецке и на регулярных заседаниях лаборатории интеграции и мировой художественной культуры и лаборатории экранных искусств Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» с 2006 по 2013 годы включительно.
Основные результаты и выводы по настоящему исследованию также представлялись на таких конференциях, как «Московский молодёжный форум культуры. Россия и мир в новой культурной реальности» - Московский государственный университет культуры и искусств, 21 июня 2013 года, Интернет-конференция «Гуманитарное образование в экономическом вузе», РЭУ им. Плеханова с 1 по 30 ноября 2013 года и пр.
Предложенная в исследовании технология реализована в следующих учебных заведениях: Центр Образования №1434 г. Москвы; ГОУ СОШ №1258 г. Москвы; ГОУ СОШ №600 г. Москвы; ГОУ СОШ №148 г. Москвы; ГОУ СОШ №18 г. Воронеж; Музыкальная школа №16 18 г. Воронеж; функционирующую в летний период времени детская телевизионная эстрадно-музыкальная студия ДОЛ «Лазурный берег» г. Анапа Краснодарского края.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс медиаобразования открывает новые возможности в образовании старшеклассников, в развитии знаний, умений и навыков их грамотной самореализации на практической и теоретической основе журналистики и средств массовой информации. Этот процесс характеризуется глубокой личностной мотивацией старшеклассников к осуществлению сознательно ориентированной как индивидуальной, так и коллективной медиапроизводственной деятельности, проявляющейся в художественно-творческих и образовательно-познавательных инициативах в условиях учебной и культурно-досуговой деятельности.
2. Педагогический потенциал современного школьного медиаобразования определяется развитием готовности и способности старшеклассников, как на индивидуальном, так и на групповом уровне, осуществлять социально-значимые действия в обществе на основе интериоризации этико-эстетических и художественно-творческих медиакультурных ценностей.
3. Процесс становления и развития технологий отечественного медиаобразования осуществляется в связи с укреплением и расширением педагогических подходов в организации медиаобщения ее участников. К важнейшим принципам медиаобразования относятся: принцип открытости взаимодействия старшеклассников с масс-медиа; единообразия в определении основных ценностей медиакультуры, социально-педагогического и образовательно-воспитательного осмысления личностного и общественного медиапространства, повседневность практики этико-эстетического опыта во всех сферах жизни.
4. Методическими принципами развития медиаобразовательной и медиапроизводственной активности старшеклассников является овладение художественно-творческими навыками и открытость освоения практики медиапроизводственного опыта во всех сферах жизни, личностной медийной свободы и ответственности в проявлении самодеятельных инициатив в условиях общественной и индивидуальной деятельности.
5. Педагогическими условиями развития медиаобразовательной и медиапроизводственной художественно-творческой активности старшеклассников являются: оптимизация культурно-досугового медиаобразовательного и медиапроизводственного общения; расширение сферы взаимодействия старшеклассников, родителей и преподавателей в процессе консолидации воспитательных и художественно-творческих усилий; создание методической базы для организации медиакультурной художественно-творческой деятельности старшеклассников и педагогов.
6. Развитие и совершенствование педагогического потенциала медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра осуществляется в направлении укрепления духовно-нравственных, художественно-творческих и образовательно-познавательных установок личности и коллектива в процессе оптимизации окружающей медиасреды (школа, места жительства и досуга), в основе которой актуализируются самосознательные побудительные мотивы к действию в направлениях духовно-нравственного этико-эстетического развития, художественно-творческой работы и культурно-досуговой деятельности. Организация взаимодействия участников осуществляется на основе общности интересов и предполагает применение технологического комплекса средств медиа-культурной деятельности.
Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Генезис, современное состояние и перспективы развития отечественного школьного медиаобразования
Исторический путь появления, становления и формирования основных идей и принципов медиаобразования составляет более ста лет. Изначально эта область образования именовалась кинообразованием или киновоспитанием, так как технология средств образования базировалась в основном на киноматериале. Лишь с 1962 года в советской научной печати появляются серьёзные публикации, освещающие актуальность и инновационость образовательного процесса, построенного на материале телевидения, радио и периодической печати. Впоследствии термин «кинообразование» был заменен на более соответствующий предлагаемому объёму заявленных образовательных средств (кинофильмы, телевидение, радио, фотография, газеты и периодическая печать) термин «медиаобразование», уже апробированный в педагогической системе Франции и означающий образование в области средств массовой информации и коммуникации (СМИ и СМК).
Позднее, с 1995 года, одновременно с лавинообразно набирающими популярность компьютерными технологиями и Интернетом, в научных изданиях России появляются описания педагогических исследований, включающих в себя обширный мир интерактивной, телекоммуникационной, компьютерной среды и сети Интернет. Повсеместно телекоммуникация, компьютеризация и информатизация всех сфер жизнедеятельности человека всё больше заявляют о необходимости изучения принципов медиаобразования и изучении возможностей, предоставляемых для воспитания и образования детей и молодежи. С самого начала по мере осуществления технологических, экономических и художественных открытий, благодаря которым стали возможны неизвестные ранее методы работы в данной области, педагогический потенциал медиаобразования привлекает к себе внимание исследователей. Данный потенциал был виден как в самих возможностях радио, фотографии, кинематографа, газетного и журнального материала, так и в разнообразном медиама-териале (фотографии, статьи, радиопередачи и аудиоспектакли, художественные и документально-учебные фильмы, кинозарисовки, реклама и т.п.). Как свидетельствуют научно-информационные архивные источники, уже в 1896 году в Петербурге и Москве проводились первые кинематографические сеансы для детских аудиторий разных возрастных групп на территории школ и других учебных заведений. Весь путь развития данной сферы образования мы представили в виде нескольких периодов, отразивших и особенности эпохи, и изменения в государственной политике, и специфику развития самой области медиа. Первый период (1896 – 1917) является временем зарождения кинообразования и киновоспитания, впоследствии (с 1973 года) получивших название «медиаобразование», что соответствовало изменениям, произошедшим в этой области в связи с бурным развитием телекоммуникационных технологий. На первый взгляд, кажется невероятным то, что уже в этот период активно используется значительная часть ресурса данной образовательной области - проводятся школьные походы в кинотеатры, школьники принимают активное участие в радиопередачах и радиоспектаклях, коллективно посещаются музеи, театры, картинные галереи и фотовыставки. Педагогами-энтузиастами организуются первые кинематографические сеансы специально для детей. Появляются первые педагогические работы о воспитательной и образовательной роли массмедиа, в которые на данном этапе входят фотография, кинематограф, пресса и радио. Специалистами кино-, радио-, фото- и газетной индустрий того времени отмечается учебно-просветительский характер медиатекстов, предназначенных для школьной программы. Вопросами применения их в учебном процессе занималось Российское Министерство просвещения, которое в начале ХХ века возглавлял граф П.И. Игнатьев. Специалистам радио-, фото-, кинообразования и киновоспитания предлагалось создавать кинематографические, фото- и издательские советы для отбора, анализа и обеспечения учебных заведений материалами образовательно-воспитательного характера, создавать киномузеи, библиотеки фотоснимков, диафильмов и диапозитивов, периодической печати, пластинок (73, С. 31). Следует отметить, что хотя в дореволюционные годы уже велась обширная образовательная, воспитательная и просветительская работа на материале радио-, фото- и печатной продукции, в научной печати теория, методика и уже существующие в то время экспериментальные наработки отражены незаслуженно мало. В основном, привлекали внимание идеи и практические достижения специалистов кинообразования и киновоспитания, хотя фото- и печатные средства образования и воспитания были изобретены, апробированы и педагогически обоснованы гораздо раньше кинематографа и вошли в жизнь многих людей. На основании анализа архивных документов, педагогических и искусствоведческих исследований, исторической литературы было выявлено, что в России 1910-х годов ХХ века можно выделить несколько основных подходов к учебному кинематографу. Среди них: - психологический подход к выяснению перспектив и возможностей учебного кино. Данный подход может быть проиллюстрирован следующим примером: в статье 1914 года, вышедшей в московском журнале «Педагогический сборник» указывалось, что кинематограф при правильном использовании может стать одним из учебно-воспитательных пособий, причем давалось психологическое обоснование всех преимуществ этого средства обучения (224, С. 9); - общеметодический подход к кинообразованию. Показательно, что уже в 1916 году П. Первов в своей статье «Кинематограф в народной аудитории», выявляет четыре метода учебной работы с фильмом: 1) объяснение, проводимое до демонстрации фильма; 2) объяснение после демонстрации ленты; 3) демонстрация фрагментов фильма, сопровождающихся объяснением; 4) объяснение, «наложенное» на показ фильма (139, С.216-236.); - интегративный подход, который характеризуется взаимодействием учебного кино и обязательных учебных предметов (литературы, истории, географии и т.д.).
Теоретические основы медиаобразования старшеклассников
Рассматривая теоретические основы современного российского ме-диаобразования, важно определить его структурные составляющие и охарактеризовать вклад ведущих отечественных ученых в формирование его концептуальной базы. Современное медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с другими областями знаний, оно не только отвечает требованиям современной педагогики в области развития личности, но и расширяет набор методов и форм проведения занятий со старшеклассниками. Комплексное изучение телевидения, прессы, кинематографа, видео, Интернета, виртуального мира компьютера помогает совершенствовать художественное образование в таких направлениях, как: - изолированное (суверенное) изучение традиционных искусств, таких, как литература или живопись; - обособленное рассмотрение формы и содержания при анализе худо жественного произведения. Можно утверждать, что теоретические основы медиаобразования старшеклассников опираются на общую теорию образования, на теорию ме-диапедагогики, теорию развития творческих способностей, теорию рефлексии старшеклассника.
Медиаобразование может быть разделено на три ведущих сегмента: 1) образование будущих медиапрофессионалов – специалистов в области журналистики, режиссуры, операторского искусства, актеров, киноведов и др.; 2) образование будущих медиапедагогов; 3) медиаобразование в структуре среднего общего образования – образования школьников, обучающихся в обычных школах, - оно может быть интегрировано в традиционные дисциплины или оставаться автономным (например, быть включенным в структуру факультативных занятий или работу кружков и т.д.). В русле развития отечественного медиаобразовании выделяются также три основные направления: а) интеграция в предметы общеобразовательного цикла (главным обра зом - социально-гуманитарные) б) специальное направление - включение в учебный план предметов или специальных курсов по медиаобразованию. в) факультативное направление - кружковая и киноклубная работа, факультативные курсы.
Тенденция к интеграции медиаматериала (телевидения, прессы, кинематографа, видео, Интернета и т.д.) потребовала выработки единой концепции российского медиаобразования, включающей опыт, накопленный отечественной медиапедагогикой, как на материале уже традиционных, так и новых экранных искусств. Важно отметить, что в развитии отечественного ме-диаобразования большую роль играли ученые, обратившиеся к этой области образования и, каждый со своей стороны, опираясь на свой собственный опыт и интуицию, раскрывающие новые возможности, появлявшиеся по мере развития области медиа в целом.
Многочисленная специализированная медиаобразовательная литература ярко иллюстрирует педагогические возможности медиаобразования в учебной и внеучебной деятельности студентов, учителей и школьников. Для данного исследования особенно важно отметить индивидуальный вклад ученых, педагогов-энтузиастов в развитие медиаобразования, поэтому в данном параграфе представляется историко-теоретический и научно-биографический экскурс, охватывающий деятельность наиболее заметных для медиапедаго-гики ученых-исследователей, работающих во второй половине ХХ века. Одним из первых российских создателей и реформаторов московской научной школы кинообразования и киновоспитания является профессор Илья Вениаминович Вайсфельд. Он заложил значительную часть основ отечественного медиаобразования. В 1960-е годы педагоги-новаторы различных регионов страны видели неограниченный потенциал медиаобразования. Так, основатель Курганской ветви медиапедагогики Юлий Михайлович Рабинович (1918-1990), всю свою жизнь посвятивший развитию сельской школы и, в частности, внедрению медиаобразования в своих трудах постоянно обращается к вопросам взаимодействия литературы и кино. Так, темой его диссертационного исследования стало «Взаимодействие литературы и кино в эстетическом воспитании старшеклассников» (1966). Ю.М. Рабинович - автор ряда книг, фундаментальных теоретических и методических трудов, разработчик программ, посвящённых кинообразованию и киновоспитанию в школе и вузе. Ю.М. Рабинович - разработчик первой в России системы кинообразования и киновоспитания «Учитель и кино», рассчитанной на студентов педагогических вузов, учителей школ, директоров, завучей, организаторов воспитательной работы, представителей творческих профессий и разновозрастных школьников, преимущественно старшеклассников. Среди тем данной системы, наиболее интересными для данного исследования являются те, которые посвящены важнейшим аспекта медиаобразования в школе. Им был разработан специальный курс кинообразования «Основы киноискусства и телевидения» для представителей различных профессий, поступивших на отделение этики и эстетики данного учебного заведения.
Влияние на развитие педагогического потенциала медиаобразования художественно-творческой деятельности старшеклассников в школьном медиацентре
Разработанная программа и методические рекомендации по её воплощению, в целостности своей предполагает большое количество требований, происходящих из основ профессиональной медиапедагогики. Несмотря на то, что потенциальная аудитория обучающихся по программе «Я-телережиссёр» - непрофессионалы в сфере медиапроизводства (старшеклассники), но благодаря технической оснащённости самих обучающихся и грамотным методическим подходам, в процессе производства любого рода медиатекста, обучающиеся овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками в сфере информатизации образовательного и жизненного пространства, художественно-творческой реализации в медиапространстве и самовыражения через медиа, получают важный для профориентации опыт в технике и технологии теле-, кино-, радио-, фото- и Интернет медиапроизводства, усиливают как развлекательно-познавательный, так и художественно-творческий характер своих медиапроектов.
Данная программа включает в себя не только лекции, тренинги, практикумы и экскурсии способствующие приблизить обучаемых к художественно-творческому, эстетическому, социально-технологическому процессу ме-диапроизводства, но и такие, на наш взгляд, важнейшие приёмы как подготовка автора-старшеклассника к публичности полученного им медиаматери-ала (показ посредством школьного телевидения, непосредственная демонстрация телепроекта в классе, на уроке), обсуждение с близкими и друзьями (учителя, ученики, родители) и профессионалами в сфере медиапроизводстве (приглашенными теле-, кино- и звукорежиссёрами). Развитие у старшеклассников креативного мышления при медиапроизводстве, толерантности, самокритичности и коммуникабельности. Это, в свою очередь, делает необходимым при подготовке и реализации программы «Организация школьного ме-диацентра и программа «Я-телережиссёр» следовать всем заявленным в программе пунктам профессионального медиапроизводства. Начиная от задумки сюжета телепрограммы, сценария фильма или радиоспектакля и заканчивая монтажом и записью полноформатного DVD диска со всеми профессиональными атрибутами медианавигации, художественно-творческой, информационной наклейка на диск DVD и коробку DVD BOX, меню диска, фотогалереи, телесюжеты с дополнительными съемочными материалами и т.д.
На наш взгляд, очень важную роль в иллюстрации художественного творчества старшеклассников играют, помимо самих художественно-творческих медиатекстов, медиаматериалы отражающие в наибольшем объеме проведённые мероприятия по подготовке к съёмке, а это кастинг актёров и ведущих, оформление цифровой фотогалереи, подбор аудиошумового оформления, проведение рекламной акции, презентации готового медиапро-дукта, сбор отзывов по итогам просмотренного фильма или телепередачи как непосредственно от участников телепроекта, так и от гостей школы. Важно придумать и разработать наклейку на диск, заботясь о презентабельности конечного медиапродуктов. Лучше организовать рекламную, просветительскую акцию о скорой реализации данного продукта по теле-, радио-, печатным и Интернет-, медиаканалам, например, при помощи школьного телевидения, местной школьной радиоточки, в школьной информационной стенгазете, на страницах мелкотиражного школьного печатного издания «Школьный вестник» на А4 листах и т.д.
При разработке программного курса «Я-телережиссёр» мы определили перед собой ряд важнейших задач, такие как: 1) Выявить, раскрыть и закрепить художественно-творческие способности личности старшеклассника через процесс медиапроизводства; 2) Приобрести знания, умения и навыки в художественно-творческом восприятии и трансляции исторической ретроспективы, современной действительности и проекции на бедующее применение в жизни; 3) Развить логическое, образное и ассоциативное мышление школьника; 4) Овладеть необходимыми знаниями законов, методик, приемов и навыками художественно-творческой деятельности; 5) Адаптировать старшеклассника к новым образовательным, социально-экономическим и информационно-инновационным условиям жизни; 6) Дать начальные сведения в области техники и технологии профессионального теле-, кино-, видео-, фото, радио, печатного и Интернет медиапроизводства.
Если говорить об уровневом представлении программного курса «Я-телережиссёр», то нужно отметить что он представляет собой трёхуровневый медиаобразовательный курс предполагающий широкий спектр как практических, так и теоретических знаний, умений и навыков, позволяющий современному старшекласснику находясь в условиях обязательного, дополнительного, внешкольного образования и самообразования заниматься художественным творчеством и самовыражаться через процесс медиапроизводства. Учащиеся обучаются на основании трёх описанных в предыдущем параграфе уровней, подробное описание которых дано в Приложении.
Важной инновацией нашего исследования мы считаем то, что благодаря немногочисленным группам учащихся (от 2 до 35 человек в группе), для которых и рассчитан наш программный курс «Я-телережиссёр» и накопленному опыту в педагогической сфере общего и дополнительного образования, где широко распространен не только общий подход к обучению в классе (ученику часть класса, группы), а именно индивидуальный, личностный подход к обучению старшеклассника (музыкальные школы, радио кружки, киноклубы). Мы применяем в образовательном процессе и общий, и индивидуальный подход. Таким образом, на основании собранных данных мы разрабатываем общий (учащийся часть группового образовательного процесса), и индивидуальный план развития каждого старшеклассника. Это очень важно, особенно при работе со школьниками старшей ступени. Плановое разделение подходов к обучению учащихся в последствии ведёт к более точному расчету обязательного объёма практических и теоретических занятий по каждому блоку программного курса индивидуально, что в свою очередь позволит структурировать и ориентировать его собственную личностную стратегию к максимально полному самовыражению и художественно-творческому росту, что в последствии предопределит положительный конечный итоговый результат вне зависимости от его начальных мотиваций и индивидуальных способностей, отвечающих за художественное творчество.
Рассмотрим программу алгоритмически. 1 БЛОК Введение в медиатворчество. Вводное занятие, знакомит ребят с предметом курса через различные игровые техники (ролевые, обучающие, мотивирующие). Важнейшая задача занятий первого блока программного курса увлечь их внимание, заинтересовать, дать поработать со съёмочной аппаратурой, посадить «в кадр», что бы они видели себя на мониторе «On line» в режиме реального времени. Проведение начального анкетирования, выявить предрасположенность старшеклассников к художественному творчеству, образовательной и воспитательной деятельности, профориентации, провести индивидуальный срез начальных З.У.Н. по предмету программного курса «Я-телережиссёр».
Не для кого не секрет, что любой учитель, преподаватель системы общего или дополнительного образования, запуская в реализационный процесс образовательный курс, предназначенный для узкоспециализированной группы учащихся а, особенно для учащихся старшей ступени школы, обязательно должен учитывать помимо их возрастных особенностей, различные специфические, психологические, социальные или мотивационные предпосылки, которые создали определяющие условия для их выбора данного программного курса. Мы уверенны, что именно от эффективности проведённых в первом блоке обучения, оценочных, измерительных мероприятий по определению у обучающихся старшеклассников предрасположенности к художественному творчеству, степени креативности, морально-эстетической подготовленности к разработке, организации и руководству персональными (индивидуальными) или групповыми художественно-творческими теле-, кино-, радио-, фото-, аудио-, Интернет или другими медиапроектами, будет зависеть весь образовательно-педагогический процесс медиатворчества.
Методически целесообразно в первом блоке по каждому ученику составить резюмированный обзор характеристических индивидуальных особенностей старшеклассника, включающий в себя ответы на вопросы: - Каковы цели, какими конкретными задачами руководствуются старшеклассники пришедшие заниматься художественным медиатворчеством, какова их конечная цель? - Каков начальный уровень З.У.Н. у пришедших старшеклассников в данной области программного курса (техника, технология, методика): «Нулевой»; «Любительский»; «Продвинутый»? - Каковы психолого-диагностические особенности учащиеся, их предрасположенность к организации и организованности? Особенности характера: «Меланхолик»; «Флегматик»; «Холерики»; «Сангвиники». И типам направленности личности: «Активисты»; «Лидеры»; «Пассивные»; «Ведомые».
Основные направления совершенствования медиаобразования старшеклассников в условиях школьного медиацентра
От увеличения медиаграмотности современных старшеклассников напрямую зависит их уровень медиакультуры, особенно художественно-творческий её аспект. Всё это возможно только при наличии в системе общего и дополнительного образования непрерывного процесс медиаобразования школьников, ведь педагогический, образовательный, эстетический и художественно-творческий потенциалы медиаобразования школьников в наше время весьма актуален и в перспективе будут только расти. Настоящая экспериментальная работа над проблемой организации в учебных заведениях художественно-творческого медиацентра и телеканала внутреннего вещания «Школьное ТВ» имела длительную историю и первые ее истоки можно датировать 2000-м годом: она была начата в ходе педагоги ческой практики в СОШ № 18 города Воронеж совместно со студентами Во ронежского Государственного педагогического университета (факультет ху дожественного образования). Был выявлен потенциальный рост доступных на тот момент, материально-технических медиатехнологических средств (компьютер, видеокамера, фотоаппарат) для создания презентаций уроков (музыки, истории, информатики). В результате, с помощью компьютерных видео и аудиомонтажных программах таких как: Vegas и Premiera, были смонтированы видеоуроки (записанные на информационные носители фор мата VHS, CD), что впоследствии позволило использовать этот материал как образовательное аудиовизуальное пособие. Это послужило великолепным толчком в актуализации и мотивации группы молодых учёных-педагогов проработать эту проблематику ещё глубже. В наших опытно экспериментальных изысканиях всё больше назревали мысли о серьёзной необходимости в современных педагогических условиях разработать, апробировать и прописать технику, технологию и методологию программного курс, который позволит обучающимся (старшеклассникам, учителям, студен-там) не только использовать медиатехнологии как средство в обучении, но и побудить к выявлению воспитательного, художественно-творческого и педагогического потенциала современных медиаобразовательных процессов. Особенно к собственному производству и использованию художественно-творческих печатных-, фото-, радио-, видео- и телематериалов учащихся на уроках общего и дополнительного образования, в процессе самообразования и самовыражения.
Первоначальный опытный программный образец курса был разработан для учащихся старшей ступени школы и назывался «Потенциал экранных искусств и телевизионных возможностей в художественном образовательном процессе старшеклассников». Программа был рассчитана на шестимесячный 32 часовой образовательный курс, включающий в себя по большей мере техническую и методическую информацию использования инновационных ме-диатехнологических средств в образовательном художественно-творческом процессе учителя и учеников: 1. Анкетирование учителей, студентов и школьников, с целью выяснить наличие начальных и конечных знаний в преподаваемой области для получения итогового среза приобретенных знаний. Выявление их телевизионных предпочтений. 2. Теоретическую часть (что есть телевидение, его роль в жизни человека, экранный медиатекст, фильм, клип, телепередача, рекламный блок, периодическая печать). Обзор специфики навыков некоторых телевизионных профессий (видеооператор, звукорежиссёр, сценарист, видеомонтажер, диктор, продюсер, журналист). 3. Практическую часть, включающую в себя написание сценария телесюжета, телепрограммы, радиоспектакля или кинофильма, непосредственную видеосъемку, звукорежиссуру телепередачи, видеоклипа и кинофильма, оформление стенгазеты, журнальной продукции, разработки и постановки радиоспектакля, проведения журналистского расследования в рамках школы и жизненного пространства обучаемого. 129 Эволюция актуализации, структуризации и адаптации методической и методологической программной основы предлагаемого нами медиаобразова тельного курса, на этапах десятилетней разработки (с 2004 года по 2014 год) претерпел ряд серьёзных изменений. В основном изменения состояли в фо кусировке программного материала на специфике и мотивации учащихся старшей ступени школы, их профориентационных и коммуникабельных ин дивидуальных потребностях. Увеличилась необходимость изучения образо вательного, воспитательного и художественно-творческих потенциалов экранных искусств и педагогических разработок, актуальных по сей день. Львиная доля большинства проведённых нами изысканий относится к рас свету технической и информационной революции, что позволило разрабаты ваемую нами программу «Я-телережиссёр» сделать более доступной и более приспособленной ко всем сферам жизнедеятельности, как подростка, так и взрослого человека. Обеспечив необходимую базу методико-педагогических и воспитательно-образовательных инноваций для актуализации включения данного программного курса как в структуру полного обязательного, так и дополнительного художественно-творческого образования школьников, сту дентов, учителей и аспирантов. Ранее, в разработанной программе «Потенциал экранных искусств и телевизионных возможностей в художественном образовательном процессе», предполагалось использовать и ориентироваться на распространённые в то время технические средства аудио и видеозаписи, фотосъемки и передачи телесигнала. В основном это плёночные фотоаппараты, кассетные диктофоны, кассетные видеомагнитофоны, радио- и телепрограммы, газеты и журналы. Не секрет, что аналоговая (плёночная) форма записи информации приводила к определённым трудностям использования таких технических средств в подготовке собственных медиапроектов. Зачастую художественно - творческая медиаиновационность граничила только с использованием учителем на уроке видеомагнитофона с записанным на кассету фрагментом кинофильма или телепередачи, либо с использованием аудиомагнитофонов с предварительно записанным пением птицы, уличного шума или голоса диктора. Если говорить о киновозможностях или видеомонтаже собственного открытого урока, или об оформлении аудиовизуального ряда для школьной презентации, то с этим было совсем тяжело. Хотя были учителя, которые арендовали на телестудиях полупрофессиональные видеокамеры и снимали собственные видеосюжеты, там же, на телевизионном оборудовании, монтировали, но они были каплей в море, да и качество медиаматериала оставляло желать лучшего.