Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Михайлина, Алла Николаевна

Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования
<
Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлина, Алла Николаевна. Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Михайлина Алла Николаевна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2009.- 285 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/888

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-прикладные основы развития творческих способностей учащихся б образовательных учреждениях дополнительного образования 29

1.Историко-педагогический анализ развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования средствами культуры и искусства 29

2. Обоснование сущности и содержания развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования на основе использования музыкальных средств 52

3. Анализ практической деятельности образовательных учреждений дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся музыкальными средствами 102

ГЛАВА II. Педагогический эксперимент по развитию творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования музыкальными средствами

1. Замысел и методика педагогического эксперимента по развитию творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования музыкальными средствами 125

2. Анализ педагогического эксперимента 151

ГЛАВА III. Педагогические пути повышения эффективности формирования и развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования

1. Совершенствование методики применения музыкальных средств для развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования 170

2. Повышение уровня педагогической компетентности преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования 181

3. Активизация внеаудиторной работы с учащимися образовательных учреждений дополнительного образования 200

Заключение 220

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к различным видам творческой деятельности.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач, стоящих перед обществом, придает проблеме развития творческих способностей детей особую актуальность. Установлено, что высокий уровень развития творческих способностей проявляется и реализуется успешно в последующей взрослой социальной жизни .

Многочисленные педагогические и психологические исследования показывают, что возраст 5-6 лет является наиболее значимым для развития творческих способностей. Исследования свидетельствуют, что человек с высокоразвитыми творческими способностями более успешно адаптируется к социальной среде, проявляет большую активность при решении профессиональных задач, более уравновешен в эмоциональном отношении, проявляет заметно более высокую независимость в социальном взаимодействии с окружающими .

Опыт формирования творческих составляющих личности свидетельствует, что ведущими средствами при этом выступают продукты культурной деятельности человека - искусство, хореография, музыка - ввиду своей эмоциональной насыщенности и доступности для любого члена общества. Л.С.Выготский писал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки» .

Одной из основных форм развития творчества у детей является их обучение в образовательных учреждениях дополнительного образования. В Российской Федерации насчитывается 18 тысяч образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры - 5,8 тыс., системе спорта - 1,1 тыс., общественных организаций - более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7 % от общего числа обучающихся) .

См.: Телегина Э.Д., Гагай В.В. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младшего школьника // Мир психологин. 2003. № 2. " См.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -СПб.: Питер, 2002. 3 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

См.: Материалы Парламентских слушаний на тему: "О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей", проведённые 22.05.08 г. в соответствии с решением Совета Государственной Думы Федерального собрания РФ пятого созыва от 20.03.08 г. (протокол №17) Комитетом Государственной Думы по образованию и науке.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Следует отметить, что модернизация дополнительного образования и становление методологии образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей должны выстраиваться на идее изучения потенциальных возможностей развития дополнительного образования, следуя при этом принципу сохранения и развития его уникальных традиций и специфических особенностей.

Над разработкой педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребёнка, работали выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов XX века: Б.В. Асафьев, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, А.В. Луначарский, Б.Л. Яворский1. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе с Н.Л. Гродзенской, Г.Л. Рошалем, М.А. Румер, В.Н. Шацкой теоретически и практически обосновали принцип творческого развития детей и юношества .

Осмыслению сущности современного образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствуют исследования А.Г. Асмолова, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Л.Н. Буйловой, Е.Б. Евладовой, М.Б. Коваль, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, М.Н. Поволяевой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого3. Анализ литературных источников позволяет подчеркнуть, что современное дополнительное образование отличается от других образовательных учреждений, что актуализирует значимость научных исследований специфики учреждений дополнительного образования детей.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью учащихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Данной проблеме посвящены работы Т.М. Давыденко, Л.В. Занкова, И.Б. Котовой, А.И. Савенкова, С.А. Смирнова, Т.И. Шамовой, Е.Н. Шиянова, , в которых акцентируется внимание на таких аспектах

'См.: Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М-Л., 1965; Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Собр. соч.: В 2-х т. Т.2. - М., 1980.; Брюсова Н.Я. Задачи народного музыкального образования. - М., 1919; Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976; Яворский Б.Л. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. - М, 1987;

" См.: Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. - М, 1969; Рошаль Г.Л. Мир и игра. - М.: Искусство, 1973; Румер М.А. Музыкальное воспитание и обучение в школе. - М., 1955; Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., 1975;

См.: Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997. № 9; Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. - М.: Диалог культур, 2007; Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образовашія детей: Приложение к журналу "Внешкольник". - М., 1997. - Вып.З; Буйлова Л.Н.Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. - М., 2002; Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. СПб, 1998; Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993; Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т.-М.,1983-1986; Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. - М., 1918; Поволяева М.Н. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей: о расширенном заседании методического совета федерального центра развития системы дополніггельного образования детей / М.Н. Поволяева, Л.И. Виноградова // Внешкольник. - 2006. №2; Сухомлннский В.А. О воспиташш. - М., 1975; Ушинский К.Д. Избранные труды. Учебное пособие для ВУЗов; В 4-х кн. Кн.З. - 2005; Шацкий СТ. Наше педагогическое течение // Избр. произведения: В 2 т. - М., 1980. -Т. 1.

См.: Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Упрааление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. Методическое пособие. - М., 1990; Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-

проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности.

В работах других отечественных психологов и педагогов Г.А. Балла, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой1 рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций. Авторы отмечают недостаточную теоретическую разработанность проблемы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Существенное значение для разработки основных положений диссертационной работы оказали труды, раскрывающие вопросы методологии и методов педагогических исследований, таких авторов, как Э.Б. Абдуллин, П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров, Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров2.

Работы B.C. Леднёва, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В. Оконя, М.Н. Скаткина3 содержат важные положения о дидактических основах обучения, обеспечивающих формирование личности творческого типа.

Проблеме развития творческого потенциала учащихся в различных видах учебной деятельности посвящены диссертационные исследования Е.В. Абакумовой, С.Н. Арчажниковой, О.А. Беляниной, А. Блахут, СИ. Букатиной, Г.Х. Вахитовой, С.Г. Додонова, Л.М. Евдокимовой, И.Э. Кашековой, ВТ. Кезина, СБ. Михайловой, Т.В. Скопцовой, К.В. Стецюк, СИ. Чистяковой4.

педагогическое исследование) // Избранные педагогические труды. - М.: Педагошка, 1990; Кетова И.Б., Смирнов С.А., Шиянов Е.Н. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для ВУЗов. - М.: Академия, 2008; Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - М, 2004. 1 См.: Балл ГА. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии, 1990, №6; Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1981; Управление процессом формирования систем качеств знаний учащихся: Метод, пособие / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко; Моск. гос. пед, ин-т им. В. И. Ленина, -М, 1990.

'См.: Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки / Научно-методические материалы. - М., 1992; Ахияров К.Ш., Атутов П.Р. Логико-методологические аспекты педагогических исследований //Проблемы обучения и воспитания молодежи. Вып.7. -Уфа: Изд-во БГГТИ, 1997; Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практнко-ориентированных образовательных концепций) -М., 1998; Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие для вузов. - М., Академия, 2008; Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методолошчесюш анализ) - М.: Педагошка, 1977; Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. - М., 2000.

См.: Ледпев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., Высшая школа. 1991; Лернер ИЛ. Построение и исследование познавательных задач в гуманитарных дисциплинах // Новые исследования в педагогических науках. - М., Просвещение. 1969, №13; Махмутов М.И. Современный урок. -М.: Педагошка, 1981; Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968; Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1985.

См.: Вахитова Г.Х. Теоретическое основание и организационно-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников: дис. ... канд. пед, наук. - Томск, 2000; Блахут Анджей. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: дис.... канд. фил. наук. - Киев, 1984; Белянина О.А. Развитие творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования: дис. ... канд. пед, наук. - Иркутск, 2004; Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся: На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2004; Арчажникова С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6-8 лет) на основе взаимосвязи преподавания "Сольфеджио" и "Фортепиано": дис.... канд. пед. наук. - Москва, 2000; Скопцова Т.В. Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2002; Михайлова СБ. Педагогические и психологические условия активизации художественно-творческой деятельности учащихся младших классов детской школы искусств: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2004; Букатина СИ. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: дис.... канд. пед. наук. - Москва, 1998; Додонова С.Г.

Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского1. Способы управления творческими процессами интеллектуальной деятельности личности и технологии диагностики творческих способностей учащихся рассмотрены в работах И.П. Подласого, П. Торренса, Е.Е. Туник, Л.И. Шрагиной2.

Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе, однако аспект целенаправленного обеспечения продвижения учащихся в развитии творческих способностей в учебном процессе освещен недостаточно.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили его методологический аппарат.

Научная задача диссертационного исследования состоит в развитии творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования за счет применения художественных средств, способствующих активизации их креативного потенциала.

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования - процесс развития творческих способностей учащихся в условиях образовательного учреждения дополнительного образования в целях повышения потенциала их учебной деятельности.

Цель исследования заключается в том, чтобы обосновать сущность, структуру и содержание развития творческих способностей у учащихся образовательных учреждений дополнительного образования.

Задачи исследования:

  1. Выявить и проанализировать научные и прикладные основы развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования.

  2. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности, развития творческих способностей учащихся музыкальными средствами.

Воспитание эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005; Евдокимова Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников: дис.... канд. пед наук. - Екатеринбург, 1998; Кашекова Н.Э. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1998; Кезин В.Г. Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства: дис. ... канд пед наук. - Москва, 1998; Стецюк К.В.Развнтне музыкально-творческих способностей учеников в учебно-воспитательном процессе художественных школ: автореф. дис... канд. пед. наук. - Луганск, 2005; Чистякова СИ. Педагопіческое руководство развитием творческой активности детей в процессе музицирования: дис.... канд. пед наук. -Москва, 2005.

1 См.: Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008; Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЕК" 1996; Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1986; Петровский В.А., Грязева В.Г. Одаренные дети: экология творчества, Челябинск, 1993.

" См.: Подласый И.П. Педагогика: наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики. Учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2007; Торренс П. Тесты креативного мышления. - Персонал Пресс, 1983; Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002; Шрагина Л.И. Логика воображения. - М., Народное образование, 2001.

3. Выявить и обосновать пути и условия повышения эффективности развития творческих способностей учащихся и выработать практические рекомендации субъектам учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений дополнительного образования.

Гипотеза исследования. В настоящее время в России сформирована система учреждений дополнительного образования детей, позволяющая развивать их творческие способности на достаточно высоком уровне. Тем не менее, деятельность таких учреждений направлена в большей степени на формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков в области культуры и искусства. При этом данный потенциал необходимо использовать в целях развития творческих способностей, необходимых в других сферах деятельности.

Предполагается, что основными путями разрешения данного противоречия являются: совершенствование методики применения художественных средств для развития творческих способностей учащихся; повышение уровня педагогической компетентности преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования; активизация внеаудиторной работы с учащимися образовательных учреждений дополнительного образования.

Методологической и теоретической основой исследования являются научно-теоретические исследования в области философских и искусствоведческих знаний (С.Ф. Анисимов, Е.С. Громов, А.В. Гулыга, В.Е. Давидович, Н.С. Злобин, М.С. Каган, А.С. Каргин, М.С. Кветной, Д.С. Лихачёв, Е.В. Назайкинский); по вопросам системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова, В.А. Сластёшш, П.А. Сорокин, Е.Н. Степанов); по вопросам теории содержания и развития дополнительного образования (А.Г. Асмолов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, М.Б. Коваль, Л.Г. Логинова, Е.Н. Медынский, А.С. Макаренко, М.Н. Поволяева, СТ. Шацкий); по вопросам теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); психолого-педагогические исследования по проблеме формирования способностей (Б.Г. Ананьев, B.C. Библер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, А.Л. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн); по проблемам формирования и развития музыкальных способностей (Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Б.М. Теплое); по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания детей школьного возраста средствами различных видов искусства (Ю.Б. Алиев, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, B.C. Кузина, Г.П. Новикова); по вопросам эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей средствами музыкального искусства (Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комисарова, И.А. Медведева, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, Г.Г. Тенюкова); по вопросам осмысления роли народного искусства в воспитании (Б.В. Асафьев, В.А. Акцорин, П.А. Апакаев, З.Г. Нигматов, М.Ю. Новицкая, З.И. Равкин, В.А. Сокольникова, Г.Н. Швецова, Н.М. Швецов, Т.Я. Шпикалова).

Решение поставленных задач исследования, обобщение результатов исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов. Ведущими теоретическими методами выступали: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта работы по использованию музыкальных средств в развитии творческих способностей детей. Из эмпирических методов активно

использовались опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик и экспертных оценок, методы статистического анализа.

Источниковую базу диссертации составили научно-педагогические труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, педагогический опыт преподавателей детских школ искусств. Изучению подверглись учебные планы и программы, тематические планы изучения дисциплин, планы работы внеаудиторной работы образовательных учреждений дополнительного образования. В исследовании также применялись общегосударственные и ведомственные нормативные документы, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы, публикации в периодической печати, личный опыт работы соискателя.

Диссертационное исследование эффективности и возможных путей совершенствования процесса развития творческих способностей учащихся учреждений дополнительного образования осуществлялось в детских школах искусств Волгодонского и Цимлянского районов Ростовской области в три этапа.

На первом этапе (подготовительном) - (2006 - 2007 гг.) - проводилось изучение различных теоретических источников по проблеме, выбор объекта и предмета исследования. Была сформулирована и уточнена гипотеза исследования, разработаны план работы, методика опытно-экспериментальной работы, необходимый исследовательский инструментарий. На данном этапе были определены участники опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (основном) - (2007 - 2008 гг.) - было осуществлено опытно-экспериментальное исследование. Главное его содержание состояло в выявлении педагогических путей повышения эффективности процесса развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования и экспериментальной проверке реальности внедрения путей и условий совершенствования данного процесса. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, готовились публикации по проблеме исследования.

На третьем этапе (заключительном) - (2008 - 2009 гг.) - осуществлялась проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Формулировались основные выводы и практические рекомендации по внедрению путей повышения эффективности развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования, проводилось литературное оформление диссертационной работы, подготовка и издание публикаций по исследуемой проблеме.

Общий объём проделанной работы. В ходе исследования изучено более 20 докторских и кандидатских диссертаций, 247 литературных источников, проанализировано более 80 различных документов (приказов, рекомендаций, учебных планов, программ, планов работы отделений школ искусств, протоколов педагогических советов, заседаний предметно-методических комиссий, заседаний отделов).

Научная новизна исследования состоит в том, что получены следующие результаты:

1. В ходе осуществленного историко-педагогический анализа проблемы развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования выявлены тенденции в понимании роли изучаемого процесса для личности, месте и значении творческих способностей в учебной

деятельности с учетом социокультурных факторов, характерных для основных исторических периодов становления системы образования.

  1. Уточнена и обоснована сущность развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования как целенаправленного педагогического взаимодействия, предполагающего использование средств культуры и искусства, позволяющих развить необходимые для учебной деятельности учащихся креативность, гибкость и образность мышления, эмоциональную насыщенность восприятия на основе формирования специфических знаний, умений и навыков, опыта ценностного отношения к окружающему миру.

  2. Разработана и опытно-экспериментальным путём апробирована целевая педагогическая программа повышения эффективности развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования, в основу которой положен принцип интегративного воздействия различных искусств на личность в целях обеспечения ее всесторонней сформированное, а так же критерии и показатели эффективности исследуемого процесса.

  3. В ходе диссертационного исследования апробирована методы диагностики процесса развития творческих способностей учащихся объединяющая в себе психологические, педагогические и социологические средства ряд из которых относится к стандартизированным исследовательским методикам.

  4. В диссертации выявлены и раскрыты основные педагогические пути и условия повышения эффективности развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования, которые были апробированы в реальном учебно-воспитательном процессе ряда учебных заведений соответствующего профиля. К ним относятся: совершенствование методики применения художественных средств для развития творческих способностей у учащихся; повышение уровня педагогической компетентности преподавателей; активизация внеаудиторной работы с учащимися образовательных учреждений дополнительного образования. На основе результатов исследования выработаны практические рекомендации ведущим субъектам, обеспечивающим деятельность образовательных учреждений дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявленные в результате историко-педагогического анализа основные тенденции и особенности развития творческих способностей учащихся:

античный период: создана на принципах гармонии теория воспитания, где особая роль отводилась музыке и пению как наиболее доступным видам искусства, но обучение музыкальному искусству не носит профессионального характера, а входит в систему общего воспитания гармонически развитого человека;

средние века: развитие художественной культуры под влиянием церкви, создание специальных церковных школ, одним из элементов обучения в которых были музыка и другие виды искусства;

эпоха Возрождения: повышение значения искусств, и в частности музыки, в формировании творческой личности, что счіггалось наиболее важными в образовании и воспитании;

XVII век (Новое время): педагоги видят главную цель образования и воспитания в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие способностей ребёнка, предпочтение при этом отдаётся пению и рисованию;

ХГХ век: подчинение художественного обучения дидактическим принципам, с учётом того, что эстетическое воспитание способствует развитию способностей детей;

- XX - начало XXI вв.: растущее понимание значения музыки и других видов искусства в повышении творческого потенциала человека, большой роли искусства в воспитании подрастающего поколения.

2. Уточнённые и обоснованные педагогическая сущность развития творческих
способностей учащихся учреждений дополнительного образования как
целенаправленного и систематического педагогического процесса взаимодействия
преподавателя и учащихся (педагогическое взаимодействие) по развитию творческого
потенциала детей с использованием средств культуры и искусства, основанного на
вооружении их знаниями, навыками, умениями, формировании личностных качеств,
опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого
отношения к окружающему миру; структура развития творческих способностей
учащихся образовательных учреждений дополнительного образования,
представленная субъектом, объектом, целями, задачами, закономерностями,
противоречиями, принципами, методами, приёмами, особенностями, содержанием,
средствами и формами её реализации, видами контроля результатов и путями по
вышения её эффективности в современных условиях.

3. Разработанная целевая педагогическая программа повышения
эффективности развития творческих способностей учащихся образовательных
учреждений дополнительного образования, нацеленная на эмоционально-творческое
развитие личности в условиях интегративного воздействия различных искусств,
объединяющих музыкальную и изобразительную деятельность, развитие речи,
ознакомление детей с окружающим миром. Критерии оценки эффективности
процесса развития творческих способностей у учащихся: целевой, организационно-
процессуальный, содержательно-результативный, и их конкретные показатели.

4. Обоснованные педагогические пути повышения эффективности развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования: совершенствование методики применения художественных средств для развития творческих способностей учащихся, основным условием которого является применение методик, которые основаны на синтезе различных видов искусства; совершенствование профессиональной компетентности преподавателей учреждений дополнительного образования на основе осознания социально-значимой ценности формирования творческих способностей, сознательного и правильного применения наиболее целесообразных форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся; активизация внеаудиторной работы с учащимися образовательных учреждений дополнительного образования, возможная при условии планирования внеклассной, внешкольной, культурно-просветительской работы школы искусств как части учебно-воспитательного процесса в целом.

Теоретическая значимость исследования состоит в решении научной задачи повышения эффективности развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования средствами музыки; уточнении и обосновании теоретических положений развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования средствами музыки; в разработке основных путей повышения эффективности данного процесса; в обосновании теоретических выводов, которые могут быть использованы в других педагогических исследованиях, связанных с качеством процесса развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования музыкальными средствами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная целевая педагогическая программа позволяет повысить эффективность процесса развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования средствами музыки, оптимизировать содержание и усовершенствовать организационно-методическое обеспечение образовательной деятельности рассматриваемых учреждений.

Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы руководителями и преподавателями учреждений дополнительного образования для принятия научно обоснованных педагогических решений по повышению эффективности образовательного процесса в рассматриваемых учреждениях.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках и взаимосвязи между ними, использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования получили экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём проведения педагогического эксперимента в образовательных учреждениях дополнительного образования детских школах искусств Волгодонского и Цимлянского районов Ростовской области. Теоретические выводы и практические рекомендации представлены в выступлениях на педагогических советах в 2008 г., результаты исследования обсуждались на заседаниях предметно-методических комиссий отделов детских школ искусств. Основные теоретические выводы и практические рекомендации исследования изложены в четырёх публикациях автора, использованы при разработке учебных планов, учебно-методических пособиях.

Замысел исследования, его цель и задачи, определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. Теоретико-прикладные основы развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования. Глава II. Педагогический эксперимент по развитию творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования музыкальными средствами. Глава III. Педагогические пути повышения эффективности формирования и развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования.

Обоснование сущности и содержания развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования на основе использования музыкальных средств

Развитие и формирование творческих способностей - актуальная проблема психолого-педагогической науки. Она вызывала постоянный и устойчивый интерес учёных во все времена. Однако в прошлом не возникало особой потребности в формировании творческих составляющих у подрастающего поколения ввиду сословности образования и предопределенной социальной роли каждого человека. При этом для высших слоев общества формирование творческих способностей было обязательной нормой. Достаточно вспомнить кодекс ведущих рыцарских добродетелей, в котором обязательны были такие дисциплины как танец, стихосложение, музицирование и пение. Особая роль в развитии творческих способностей у детей всегда отводилась музыке и пению как наиболее доступным видам искусства.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик издавна привлекали внимание учёных, мыслителей, музыкантов. Философы, психологи, педагоги, общественные деятели задумывались над тайнами влияния музыки, пытались определить роль музыкального искусства в становлении личности, подчёркивали особые свойства, которыми обладает музыка среди других искусств. Античная теория этноса, учение Аристотеля о катарсисе, унаследованные средневековьем, были первыми научными идеями, определившими интерес к проблеме специфики восприятия и своеобразия духовной полезности музыки.

Уже в древности было замечено, что музыка, и прежде BceVo её основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние. В классической Греции музыка воспринималась как триединство "мусических искусств" - поэзии, танца и собственно музыки, считавшейся одним из самых могущественных средств воздействия на духовный мир человека. С особым пафосом древнегреческие мыслители говорили о значении музыкального воспитания для подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте формируются нравственные и гражданские качества будущего члена общества. Музыка в то время считалась одним их могущественных средств формирования этих качеств. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек - центральная тема древнегреческого искусства: в статуях богов и героев запечатлели художники "канон" идеального человеческого тела; афинская драма представила цельные могучие характеры сочетающие высокий интеллект и нравственную ЧИСТоТУ

На протяжении всей многовековой истории Эллады представители различных социальных слоев и групп, сторонники различных политических систем и партий - каждый выдвигал свой идеал человека, но узкоклассовый характер концепции воспитания оставался неизменным; практика воспитания и образования и теоретические трактаты по этим проблемам касаются только привилегированного класса рабовладельческого общества - класса свободнорождённых. Из системы воспитания совершенно исключаются угнетенные массы населения - рабы

Отец комедии Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они "воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке", и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические. Греческое слово "мусике" (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Система школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. Затем шло знакомство с классиками греческой литературы -Гомером и Гесиодом. "Душу мы, прежде всего, совершенствуем, - говорит греческий писатель Лукиан, - обучая юношей музыке, счёту и грамоте... затем они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах и полезные мысли... Слушая о наградах и достойных деяниях, юноши понемногу вырастают душою и чувствуют стремление подражать им, для того чтобы впоследствии и их воспевали и восхищались ими потомки как мы восхищаемся предками благодаря творениям Гесиода и Гомера" .

С конца V века до н.э. в круг школьного обучения вошли три великих трагика: Эсхил, Софокл и Еврипид. Знание наизусть поэтических произведений было в большом почёте. В "Пире" Ксенофонта один из присутствующих говорит, что больше всего гордится тем, что знает наизусть "Илиаду" и "Одиссею": "Отец мой, заботясь, чтобы из меня вышел хороший человек, заставлял меня выучить все произведения Гомера, и теперь я мог бы сказать наизусть "Илиаду" и "Одиссею"2. После чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению.

Анализ практической деятельности образовательных учреждений дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся музыкальными средствами

Для понимания взаимоотношений в процессе обучения в этой модели важны и задача педагога дополнительного образования - удовлетворение спроса учеников на знания, навыки, и задача ученика - потребительская (узнать, научиться) . В воспитаннике ценятся способности к обучению, природные данные, усердие. Доминирующим критерием оценки является успеваемость.

Образование в условиях школы искусств в высокой степени профессионализировано и связано с получением свидетельства об окончании школы, поэтому этим учреждениям свойственна высокая регламентированность обучения: строгое расписание занятий, обязательность для всех воспитанников освоения учебного содержания. Обучение выступает в таких видах и методах, как индивидуально-групповое, дифференцированное, репродуктивное; в школе присутствует организация самостоятельной работы, домашних заданий, зачётно-экзаменационная форма аттестации. Содержание педагогической помощи представляет собой содействие в самоопределении по отношению к осваиваемой деятельности, поддержку в преодолении учебных трудностей .

В Ростовской области существует сеть учебных заведений дополнительного образования детей в количестве 132 школ. Из них: 46 детских музыкальных школ, 70 - школ искусств, 13 - художественных, 1 - джазовая, 1 -театральная школа, 1 центр духовного развития ребёнка. Контингент учащихся составляет 40876 человек, преподавателей - 3675. Все школы прошли государственную аттестацию и аккредитацию.

Школы искусств, кроме общеэстетического развития творческих способностей учащихся, призваны осуществлять также задачи ранней профессиональной ориентации учащихся, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусства. Создавая реальные условия эффективного развития и обучения детей, школы искусств обеспечивают возможность успеха в избранной сфере профессиональной деятельности. Так, из выпускников школ искусств в средние специальные учебные заведения культуры и искусства Ростовской области в 2005 году поступили: на фортепианное отделение - 35 выпускников, отделение оркестровых струнных инструментов - 15, оркестровых духовых инструментов - 35, инструментов народного оркестра - 39, отделение хорового дирижирования - 30, вокальное отделение (академическое) - 17, вокальное отделение (народное) - 9, отделение теории музыки и композиции - 18, музыкального искусства эстрады - 27, хореографическое отделение - 16, отделение социально-культурной деятельности и народно-художественного творчества - 225 человек (в том числе: хореография - 45 организатор детского досуга - 30 инструментальное творчество - 30 хоровое творчество - 30 постановка театрализованных представлений - 75 народное инструментальное творчество - 15 отделение сЬото- видеотворчества 15 живописи - 9 театг)ально-декорационное 12 дизайн - 14 сKVJTьIlTVDL 8. Всего - 524 человека .

Педагогика в нашей стране не только накопила большой опыт в теории и практике обучения, но и разработала принципиально новую систему воспитания. Как показали последние десятилетия, потенциально школа искусств наиболее полно среди учреждений дополнительного образования детей может предоставить благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в детской школе искусств базируется на индивидуальных занятиях, достаточно гибкая структура школы позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей: образования личностно-ориентированного, личностно-детерминированного, направленного на развитие каждого ребёнка в соответствии с его возможностями и потребностями. При всей устойчивости самой системы, детская школа искусств оперативно реагирует на культурные потребности населения, является многоликой, развивающейся организацией.

Уникальность детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей определяется устойчивой традицией построения образовательного процесса на основании примерных учебных планов и образовательных программ. Например, инвариантная часть современных учебных планов детских музыкальных и художественных школ сформировалась в 40-е годы XX века. В последующие десятилетия основным направлением развития школ, отражаемым в учебных планах, стала тенденция привлечения новых возрастных групп обучающихся (дошкольного возраста, молодёжи), введения новых предметов и курсов обучения.

В 1987 году в соответствии со сложившейся практикой в музыкальных школах и школах искусств была разработана новая структура учебного плана, которая вобрала в себя опыт предшествующих лет и традиции начального музыкального образования. В ней предусмотрена возможность дифференцированного подхода к задачам и содержанию обучения на разных ступенях развития творческих способностей учащихся музыкальными средствами. До 1987 года действовали учебные планы, утверждённые Министерством культуры СССР ещё в 1967 году. Кроме того, получили распространение "Экспериментальные учебные планы детской музыкальной, хоровой, художественной школы и школы искусств", одобренные коллегией Министерства культуры РСФСР в 1976 г.1.

Анализ педагогического эксперимента

Сложность исследования заключалась в том, что оно было включено в текущий образовательный процесс школ искусств, а потому потребовалось работа по перестройке деятельности непосредственных участников эксперимента. С этой целью проводился подбор и инструктаж привлекаемых для участия в опытно-экспериментальной работе преподавателей, родителей учащихся, доведение до них целей и задач исследования, конкретных заданий, уточнение особенностей подхода к различным объектам исследования. Проводились опросы анкетирования, беседы с преподавательским составом различных отделений. До них доводились цели задачи исследования персональные задания

Эта работа проводилась на заседаниях педагогических советов учреждений дополнительного образования, заседаниях отделов школ искусств, родительских собраниях, в ходе индивидуальных и групповых бесед. Часто приходилось сталкиваться с непониманием педагогического аспекта работы по совершенствованию процесса развития творческих способностей детей, а иногда и нежеланием применять те или иные педагогические рекомендации. Однако основная масса участников опытно-экспериментальной работы отнеслась к исследованию доброжелательно, со стремлением помочь практическому применению педагогических мер по совершенствованию развития творческих способностей детей.

В основу диссертационного исследования была положена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в детских школах искусств Волгодонского и Цимлянского районов Ростовской области. Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в том, чтобы, исследовав современное состояние развития творческих способностей учащихся в детских школах искусств, внедрить целевую педагогическую программу, предложить пути и условия повышения её эффективности и на этой основе разработать практические рекомендации по совершенствованию данного процесса.

Эффективность разработанной целевой педагогической программы во многом зависит от того, насколько успешно она позволяет развивать творческие способности у учащихся школ искусств.

Комплексному и эффективному изучению педагогических явлений способствует использование такого научного метода исследования как педагогический эксперимент. Для объективной и доказательной проверки достоверности гипотезы исследования, в целях проверки эффективности целевой педагогической программы повышения эффективности развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования был проведён педагогический эксперимент.

В ходе экспериментальной работы поддерживался тесный контакт с руководством школ искусств, преподавательским составом отделений, участниками эксперимента с целью создания благоприятного морально-психологического климата для проведения эксперимента.

В ходе опытно-экспериментальной работы определенную сложность представляло получение объективных данных об уровне практического развития творческих способностей учащихся, проведение постоянного учёта и анализа тех изменений, которые произошли в результате педагогических воздействий, направленных на совершенствование данного процесса, развитие у детей когнитивно-интеллектуальных и личностно-индивидуальных творческих факторов.

Все это потребовало комплексного применения различных методов педагогического исследования: анализа документов, наблюдений, бесед, опросов, анализа результатов деятельности, обобщения независимых характеристик, экспертных оценок. С помощью данных методов определялся уровень развития основных показателей творческих способностей на начальном этапе исследовании (до проведения занятий по программе "Вдохновение"), и на заключительном этапе исследования (после применения данной программы в течение учебного года).

Анализ психолого-педагогической литературы, материалы диссертационного исследования, педагогическая практика работы с учащимися школы искусств позволили в качестве критериев оценки эффективности развития творческих способностей определить несколько критериев (целевой, организационно-процессуальный и содержательно-результативный) и их показателей, согласно которым была проведена оценка эффективности развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования детей: - целевой критерий - критерий, отражающий вопросы исследуемого процесса в планирующих документах учреждения, учёт творческих способностей детей в педагогической деятельности преподавателя, качественные характеристики преподавательского состава школ искусств, уровень материально-технического обеспечения изучаемого процесса; - организационно-процессуальный критерий - критерий, содержащий показатели степени личного участия руководства образовательного учреждения в организации деятельности школ искусств, систематичность профессиональной подготовки преподавателей, целесообразность и поступательность занятий детей в школах искусств, степень удовлетворения детей, родителей и педагогов развитием творческих составляющих личности ребёнка, соответствие применяемых педагогических приёмов, средств и условий целям, задачам и специфике изучаемого процесса; - содержательно-результативный критерий - уровень развития дивергнентного мышления ребёнка на разных этапах обучения в школах искусств, оценка уровня креативности ребёнка родителями, оценка уровня креативности ребёнка преподавателями школы искусств, использование творческого потенциала ребёнка при решении учебных задач, уровень проявлений творчества в практической жизнедеятельности ребёнка.

Показатели целевого и организационно-процессуального критериев оценивались по пятибальной шкале группой экспертов. Показатели содержательно-результативного критерия оценивались при помощи стандартизированных методик. В соответствии с выбранными критериями осуществлялся подбор инструментария как для диагностики реального состояния изучаемого явления в начальной стадии опытно-экспериментальной работы, так и для оценки её эффективности в ходе педагогического эксперимента.

Для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп, каждый показатель целевого и организационно-процессуального критериев был классифицирован по пятибалльной системе. Пятибалльная шкала удобна, оправдала себя в практике исследований, не вызывает трудностей у экспертов, включая неквалифицированных, и, в то же время, даёт достаточную степень градации проявления показателей. Уровень определяется качественным содержанием совокупности показателей критерия и имеет их количественную интерпретацию.

Повышение уровня педагогической компетентности преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования

Детские школы искусств ведут разнообразную по формам и направлениям воспитательно-эстетическую работу, рассчитанную на разную аудиторию, при этом стремясь к более свободному, неформальному общению с аудиторией, учитывая её интересы и запросы. Это беседы об искусстве, музыке для учащихся и родителей, отчётные концерты школы, концерты в детских садах, общеобразовательных школах, в библиотеках, организациях района, домах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов и т.д. Учащиеся школ участвуют в разнообразных массовых мероприятиях различных уровней: концертах, смотрах, фестивалях, конкурсах, праздниках.

Учитывая индивидуальные потребности, интересы, способности учащихся, необходимо прогнозировать их развитие, создавать условия для самореализации, саморазвития, ориентируясь на то, что важны не только определённые знания и умения, а их реальное воплощение в деятельности ребёнка. Важен подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, учёт реалий современности, обоснованное предвидение тенденции развития творческой деятельности учащихся участвующих в различных мероприятиях. Внеаудиторная работа детских школ искусств требует особого внимания со стороны преподавателей, родителей.

В настоящее время в детских школах искусств созданы хорошие условия для решения задач внеклассной и внешкольной работы. Они обусловлены тем, что на федеральном и региональном уровне существуют различные программы внеаудиторной работы с учащимися. В процессе реализации находятся программы, разработанные областным методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства.

Региональный подход предполагает: приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям разных народов и национальностей, этнической, национальной и мировой культуре; воспитание в духе уважения и любви к Отечеству, сопричастности и ответственности за судьбу Родины; возрождение казачьих традиций, обеспечивающих возможность обогащения ребёнка культурным наследием предков; приобщение к устному народному творчеству, обрядам, обычаям, верованиям, представлениям, традиционным играм и развлечениям, постижение музыкального языка родного края, его природных богатств; формирование взаимоотношений между детьми разных этнических групп; становление личности будущего гражданина России, обладающего характерными чертами русского национального характера: доброта, широта натуры, правдивость, честность, любовь к труду, уважительное отношение к истории, культуре, традициям Отчизны, родного края, патриотизм, готовность защищать своё Отечество.

Методологическим основанием построения программ внеаудиторной работы в школах искусств является механизм развития интереса ребёнка к культуре родного края от восприятия - к уровню воспроизведения в творчестве. Отечественными педагогами и психологами интерес рассматривается как основное связующее звено между личностью ребёнка, его развитием и качеством программ. Интересы лежат в основе культурного и психического развития ребёнка, развиваются вместе с развитием личности . Интерес способствует возникновению творческих проявлений ребёнка и стимулирует развитие навыков художественно-творческой деятельности2. Когда какая-нибудь деятельность перестаёт вызывать интерес ребёнок отказывается её выполнять. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявление интереса или создавать новый интерес новую направленность внеаудиторной работы.

Качество каждой программы зависит от того, какой реальный выбор получают дети в культурной среде учреждения дополнительного образования, какие возможности для развития предоставляются, как прогнозируются личностные достижения ребёнка и его успех в деятельности.

Культура родного края, являясь институтом социализации ребёнка, позволяет выстроить программы или отдельные их части в близких,

интересных и доступных детям формах. Совокупность всех форм и видов творческой деятельности (музыкально-поэтической, хореографической, изобразительной, прикладной) является основой формирования детского интереса от уровня восприятия до уровня воспроизведения в творчестве и обуславливает естественное развитие ребёнка.

Большое внимание при составлении программ внеаудиторной работы уделяется отбору содержания, которое в контексте деятельности учреждения дополнительного образования ориентировано на принцип креативности, предполагающий духовное развитие личности ребёнка и формирование его творческого потенциала. В отборе материала учитываются следующие положения: простота, выразительность, близость обычаев, традиций, праздников опыту ребёнка, влияние на эмоционально-познавательную сферу, на проявление активности, инициативы, пытливости и любознательности. Таким образом, программы в содержательном аспекте, ориентированные на региональную культуру, решают одну из актуальных проблем образования -проблему становления ребёнка как субъекта культуры.

Программа внеаудиторной работы является одной из основных форм сплочения детского коллектива как общности единомышленников, участников одного, интересного для всех дела и предполагает: широкий выбор творческой деятельности; активность и самостоятельность, свободу самовыражения; инициативу, творчество, поиск; разработку, организацию, участие в зрелищных массовых мероприятиях, фестивалях, конкурсах, концертах, встречах, заочных путешествиях, семейных праздниках.

Одна из задач, которая реализуется в этих программах, - это поэтапное расширение системы связей ребёнка, в которых раскрывается его индивидуальность, создаются предпосылки для расширения его опыта, реализации собственных потребностей и интересов, развитие творческих способностей. Гуманизация социальных отношений детей в условиях детской школы искусств представляет собой единство трёх подструктур: условий деятельности, педагогических средств, межличностных отношений. Разработку этих трёх подструктур и предполагает содержательный аспект программ в представленных формах дел, вариантах игр с учащимися разных возрастных категорий.

Многовековой опыт отношений народа с окружающей средой, ярко отразившийся в донском фольклоре, находит своё отражение в программах, воспитывающих экологическую культуру ребёнка, способствует формированию интереса к донской культуре. Знакомство детей с фольклорными произведениями доводит до сознания ребёнка идеи охраны природы, заложенные в них. С целью лучшего уяснения смысла произведений народного творчества дети привлекаются к постановке музыкальных сказок, инсценировке песен, на интегративных занятиях предлагается нарисовать понравившихся персонажей былин, сказок, легенд, песен. Вопросы на занятиях побуждают ребёнка к нравственной оценке поступков героев по отношению к животным растениям к ШСКРЫТИЮ мотивов их действий Вечера "Природа в музыке" обогащают детей новыми знаниями и впечатлениями о животных, растениях. Результатом участия в этих праздниках является создание различных альбомов детских рисунков: "Животный мир в загадках", альбом загадок в рисунках. Это способствует развитию устойчивого интереса к изучению ПРирОДЫ родного края

В детских школах искусств накоплен положительный опыт использования культурного наследия в экологическом образовании учащихся и развития их творческого потенциала. Целенаправленный и продуманный отбор к различным мероприятиям фольклорных источников, лучших образцов произведений композиторов-классиков, которые средствами музыки изображали животный и растительный мир, времена года, различные природные явления, приводит к обогащению эмоциональными впечатлениями, знаниями детей о приметах времён года, помогает увидеть известные объекты природы с новой, ранее незнакомой стороны, более глубоко осознать их непреходящую нравственно-эстетическую ценность.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений дополнительного образования