Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкально творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования 17
1.1 Понятие и виды музыкально-творческой деятельности учащихся 17
1.2 Цель, основные задачи и принципы работы преподавателя по формированию музыкально-творческих способностей учащихся 46
1.3 Работа педагога учреждения дополнительного образования с одарёнными детьми в условиях внеклассной деятельности 74
1.4. Внеклассная работа в системе дополнительного образования как фактор развития музыкального творчества учащихся 95
Глава 2. Опыт формирования музыкально-творческих способностей у учащихся Детской музыкальной школы 112
2.1 Характеристика педагогических условий музыкально-творческого развития детей различной степени музыкальной одарённости в процессе внеклассной деятельности . 112
2.2 Экспериментальная работа по формированию и развитию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования 138
2.3. Модель развития музыкально- творческих способностей учащихся в процессе внеклассной деятельности музыкальной школы 155
2.4 Оценка эффективности и результативности экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих способностей у учащихся 174
Выводы 191
Заключение 193
Библиография 200
- Цель, основные задачи и принципы работы преподавателя по формированию музыкально-творческих способностей учащихся
- Работа педагога учреждения дополнительного образования с одарёнными детьми в условиях внеклассной деятельности
- Экспериментальная работа по формированию и развитию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования
- Оценка эффективности и результативности экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих способностей у учащихся
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема внеклассной и внешкольной работы учащихся исследовалась психологами, педагогами, методистами. Как педагогическая проблема она стала изучаться с начала XX века в трудах П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки - Росинского и других.
В последнее десятилетие ХХ века в России существенно изменились условия деятельности Учреждений дополнительного музыкально-художественного образования. Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к музыкально-художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в школы искусств. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учёта специальных способностей. Преобразование общества на основе гуманизации и демократизации, захватив все сферы социальной жизни, вызвало глубокие перемены и в сфере образования. Повышается статус образованного, творчески мыслящего и высококультурного человека, как в производственных, так и в непроизводственных сферах. Это вызвано ,прежде всего тем, что изменились социальные и экономические отношения, появились новые прогрессивные технологии. Подобные изменения предъявляют к личности повышенные требования. Обществу нужны не просто специалисты, а высококультурные и высокообразованные личности.
В русле новой образовательной стратегии, когда одной из важнейших признаётся задача создания условий для саморазвития и самореализации личности, изменилось отношение к музыкальному, творческому развитию учащихся. В работах учёных В.Н. Петрушина, Б.Т. Лихачёва, А.М. Матюшкина, Д.К. Кирнарской, Б.М. Теплова, Л.П. Крившенко, Л.Л. Шевченко и других отмечается то обстоятельство, что успех развития общества зависит от количества людей способных к творчеству, в том числе, к музыкальному творчеству, музыкально-творческой реализации возможностей человека. Поэтому мы считаем необходимым говорить о различных формах образовательного процесса, в том числе в системе дополнительного образования, способствующих развитию музыкальных способностей детей и подростков, которые в свою очередь способствуют музыкально-творческому развитию.
Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, как учреждения дополнительного образования, должны быть сориентированы на формирование у детей потребности в восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир. Вместе с тем, развивая способность понимать язык музыки, ощущать её выразительность музыкальные школы дают учащимся необходимые знания, умения, навыки, воспитывают интерес к музыкальному искусству, вкус, развивают музыкально-творческие способности. Таким образом, формируется музыкальная, эстетическая культура учащихся, а они, в свою очередь, вносят частицу этой культуры в свою семью. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе. Основная цель воспитания и образования в школе искусств – художественное и эстетическое развитие ребёнка в широком смысле, воспитание любителя искусства, владеющего знаниями и навыками, способного в дальнейшем заниматься художественно-эстетической деятельностью, умеющего культурно организовать и проводить свой досуг.
Изучение опыта работы Учреждения дополнительного образования г. Волгограда и педагогическое наблюдение за работой коллег показывают, что и у начинающих педагогов Детских музыкальных школ, и у педагогов с большим стажем вызывают затруднения вопросы организации внеклассной и внешкольной работы с детьми. Таким образом, имеющиеся противоречия между современными требованиями и существующей практикой музыкального воспитания, так как организация внеучебной работы отстает от современных требований педагогической и социокуль-турной сферы, выявили проблему необходимости разработки форм и методов формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования, в разработке показателей критерия их оценки.
В целом педагоги Детских музыкальных школ и Детских школ искусств остаются недостаточно подготовленными к организации внеучебной работы. Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы организации внеучебной работы как сферы развития музы-кально-творческих способностей детей, необходим поиск научно обосно-ванных средств и методов, которые будут использоваться в этой сложной сфере работы Детских музыкальных школ. Намеченное направление исследования представляется достаточно актуальным в связи со слабой научной и методической разработанностью проблемы внеклассного и внешкольного воспитания учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. Всё это и предопределяет актуальность нашего исследования.
Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузка в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способ-ностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ. Построение образовательного про-цесса на принципах единообразия и усреднённости тормозит развитие учащихся, ставит преграды перед внедрением новых методов и технологий, обезличивает учебный процесс. Очевидна всё возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную Дея-тельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.
«Учреждение дополнительного образования – это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства»…
«Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодёжи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей».1
Школа искусств, призванная осуществлять задачи ранней профессиональной ориентации учащихся, должна создать реальные условия эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования и социализации в сфере искусства. Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача школы – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы, помочь развитию его музыкально-творческих способностей. Создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению позволит более точно определить перспективы развития каждого ребёнка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкально-художественного образования.
Перед исследованием стояла проблема - выяснить специфику внеклассной работы по развитию музыкально-творческих способностей учащихся в учреждениях дополнительного образования - на примере Детских музыкальных школ, что и обусловило выбор темы исследования. На основе анализа научной литературы и педагогической практики были сформулированы цель, объект, предмет исследований, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.
Объект исследования – внеклассная деятельность Учреждения дополнительного образования.
Предмет исследования – процесс формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы Учреждения дополнительного образования.
Цель исследования – разработка дидактических основ организации внеклассной работы Детской музыкальной школы как сферы форми-рования и развития музыкально-творческих способностей учащегося.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к проблеме развития музы-кально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образовании.
2. Выявить показатели критерия проявления музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе Детской музыкальной школы.
3.Выявить специфику работы педагога с музыкально-одарёнными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы:
а) построение процесса формирования и развития способностей к творчеству у музыканта на основе индивидуального подхода;
б) диалогический характер отношений и использование специфи-ческих для искусства методов и средств обучения;
в) создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала учащегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образова-тельному процессу в музыкальной школе.
4.Разработать и апробировать модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы.
5. Разработать и реализовать программу формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы Учреждения дополнительного образования.
В исследовании мы исходим из гипотезы о том, что в условиях научно-обоснованного педагогического процесса, во внеклассной деятельности происходит интенсивное формирование музыкально-творческих способностей у учащихся, если:
теоретическое обоснование оптимального содержания внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования будет осуществлено на основе научных положений о природе музыкального творчества; о возможностях и музыкально-творческих способностях учащихся; о целях, задачах и принципах деятельности преподавателя Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся;
содержание внеклассной работы и ее организация в условиях Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа) будут включены в структурно-функциональную модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся;
осуществление внеклассной и внешкольной работы в Учреждении дополнительного образования будет рассматриваться, как одно из важней-ших условий формирования музыкально-творческих способностей уча-щихся и если будет создана Программа внеклассной работы Учреждения дополнительного образования по формированию музыкально-творческих способностей.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения о природе музыкальных способностей (Теплов Б.М., Кирнарская Д.К., Доровской А.И., Петрушин В.Н.); положения о природе творчества (Бердяев Н., Богоявленская Д.Б., Выготский Л.С., Лук А.Н., Энгельгеймер П.К., Гилфорд Дж.); о самореализации сущностных сил личности, индивидуальности (Цыпин Г.М., Рубиштейн С.Л., Теплов Б.М., Зеньковский В.В., Маслоу А.Г., Моляко В.А., Узнадзе Д.Н., Шульга Т.И.); о единстве общего и уникального (Петрушин В.Н., Кирнарская Д.К., Торранс Т.П., Панов В.И., Годсдинер А.К., Торшина К.А.); единстве теории и практики (Далькроз Ж.Э., Бочкарёв Л.Л., Вилюнас В.К., Ковалёв В.И., Константинова Ф.В., Мелик-Пашаев А.А., Монахов В.М.); о творческом характере педагогической деятельности (Гессен С.И.,Гончарова О.В., Доровской А.И., Кан-Калик В.А., Симонов В.П., Сериков В.В., Мильтонян С.О., Мясоедова Н.С., Ветлугина Н.А., Кузьмина Н.В., Пономарёв Я.А.). Методологическими ориентирами исследования являются положения об особенностях музыкально-творческого процесса в целом и в системе учреждений дополнительного образования в частности (Давыдов В.В., Дьяченко Н.Г., Ермилова Н.Ю., Задорина Е.Н., Дмитриева Т.А., Крюкова В.В.); положения о характере, целях, задачах и принципах внеклассной воспитательной работы с учащимися общеобразовательных и музыкальных школ (Базиков А.С., Вазина К.Я., Сухомлинский В.А., Крившенко Л.П., Бондарева В.В., Воротникова Е.Н., Иванченко В.Н., Кабалевский Д.Б., Макаренко Л.С., Сорока-Росинский В.Н.); положения об особенностях музыкально-творческих проявлений детей школьного возраста (Алексеев А.Д., Ананьев Б.Г., Анисимов В.П., Гафитулин М.С., Зимина А.Н., Матюшкин А.М., Мид М., Рензули Дж., Симановский А.Э., Шевченко Л.Л., Юдина Е.Н.).
Для решения задач исследования использовался комплекс взаимо-дополняющих методов.
Теоретических:
анализ научной литературы по проблеме исследования;
анализ массовой и передовой педагогической практики;
проектирование структурно-функциональной модели формирования музыкально-творческих способностей у учащихся;
моделирование воспитательных внешкольных и внеклассных ситуаций.
Эмпирических:
- беседы,
- педагогическое наблюдение,
- анкетирование,
- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Методы обработки результатов исследования: математические, графические.
База исследования – Учреждения дополнительного образования (Детские музыкальные школы и Детские школы искусств) г. Волгограда.
На разных этапах исследования в опытной работе задействовано 555 учащихся, 555 родителей и 70 преподавателей.
Организация исследования. Исследование осуществляется в три этапа:
Первый этап (2000-2002) – поисково-теоретический.
На первом этапе анализировалось философская, психологическая, мето-дическая и педагогическая литература, представляющая интерес для данного исследования; разрабатывались методические и теоретические основы исследования; определялись проблема, объект, предмет и цель исследования; разрабатывалось необходимое методическое обеспечение для проведения исследования.
Второй этап (2003-2007) – опытно-экспериментальный.
На этом этапе для проверки гипотезы была проведена серия экспери-ментов. Экспериментальной базой исследования являлась Детская музы-кальная школа № 1 города Волгограда, методическое объединение Дет-ских музыкальных школ и школ искусств при Управлении культуры го-рода Волгограда. Всего в экспериментальной работе участвовало 555 детей, 70 преподавателей и 555 родителей.
Третий этап (2007-2009) – теоретико-обобщающий.
На третьем этапе проводилось теоретическое обобщение, анализ и интер-претация полученных результатов исследования, оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
-
Обобщены основные научные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования.
-
Определены основные показатели критерия формирования музыкально-творческих способностей учащихся, которые расширяют возможности диагностики развития музы-кально-творческих способностей и эмоционально-волевой сферы учащихся:
-
Обоснована и экспериментально проверена модель фор-мирования музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности.
-
Впервые разработана программа содержания деятельности Детской музыкальной школы по формированию му-зыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы Учреждения дополнительного обра-зования (Детская музыкальная школа).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты дополняют соответствующие разделы теории педагогики и музыкального образования в плане развития способностей учащихся, повышения качества музыкального образования, охвата большего количества детей для участия в музыкально-образовательном процессе, культурно-просветительской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации авторской программы и методики построения внеклассной работы как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся Детских музыкальных школ и социализации личности. Полученные результаты существенно дополняют имеющиеся в педагогической науке представления о внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования и могут быть необходимой основой для дальнейших теоретических и практических исследований.
На защиту выносятся следующие положения:
Показатели критерия сформированности музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе, которые расширяют возможности диагностики развития музыкально-творческих способностей и эмоционально-волевой сферы учащихся:
1) познавательные музыкальные способности;
2) творческие способности;
3) способность к интегративному творчеству.
Научное обоснование того, что в условиях внеклассной воспитательной деятельности Учреждения дополнительного образования особого внимания и педагогической поддержки требует работа с одарёнными детьми.
Модель формирования музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности детской музыкальной школы. Обращение к внеклассной работе, как педагогическому средству, способствующему формированию музыкально-творческих способностей учащихся, вполне обоснованно, так как возможности внеклассной и внешкольной работы Детской музыкальной школы еще недостаточно используются в массовой практике;
Программа содержания деятельности Детской музыкальной шко-лы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы активно развивает их творческий потенциал, профессиональные и интеллектуальные умения и навыки в области общей и музыкальной культуры.
Достоверность и обоснованность проводимой работы обеспе-чивается теоретическим подтверждением заявленных позиций, исполь-зованием теоретических и экспериментальных взаимодополняющих ме-тодов исследования, а также успешной реализацией разработанной модели в условиях Учреждения дополнительного образования (Детская музы-кальная школа г. Волгограда). Также достоверность результатов прове-дённого исследования была обеспечена его методологической обос-нованностью, широтой и комплексностью вовлечения членов педаго-гического персонала в опытную работу и в диагностику получаемых результатов, использованием методов (теоретических, эмпирических, методов обработки результатов исследования), достаточным количеством испытуемых и пролонгированностью основного эксперимента.
Апробация результатов исследования осуществлялась в 2005-2008 гг. в ходе экспериментальной работы и обсуждения материалов иссле-дования на заседаниях методических объединений преподавателей Учреждений дополнительного образования (музыкальные школы и школы искусств) г. Волгограда, проводились лекции, семинары-практикумы с преподавателями музыкальных школ № 1, 2, 13, 14 г. Волгограда. В ходе исследования была разработана Программа по внеклассной работе Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа), на которую дана положительная рецензия и рекомендация для внедрения Методическим центром Комитета по культуре Администрации г. Волго-града.
Результаты исследования внедряются в практику работы Учреждений дополнительного образования (Детские музыкальные школы) г. Волгограда и Волгоградской области. Основные результаты исследования представлены, доложены и обсуждены в материалах:
1) II Международной научной конференции «Наука, искусство, образование в III тысячелетии.// Проблемы интуиции в философии и психологии» (г. Волгоград, апрель 2006г).
2) Региональной научно-практической конференции «Особенности организации работы по воспитанию студентов в социуме трёхступенчатого образовательного комплекса вуза искусств и культуры: школа – училище – институт// Организация внеклассной работы Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа)» (г. Волгоград, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, кафедра психологии и педагогики, март 2007г).
3) Научно-теоретической конференции студентов, аспирантов, преподавателей МГОУ.// Формирование творческих способностей учащихся учреждения дополнительного образования (г. Москва, апрель 2007г.).
4) Региональных педагогических чтениях «Гуманно-личностное сопровождение пространства семьи в рамках 21 века» (г. Волгоград, но-ябрь 2008г.).
5) Межвузовской научно-практической конференции «Образова-тельное пространство как фактор единения светской и православной культуры// Взаимодействие семьи и школы в рамках дополнительного образования» (г. Волгоград, февраль 2009г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии из 210 наименований и приложения. По теме диссертации опубликовано 15 работ, в том числе три в изданиях ВАК.
Цель, основные задачи и принципы работы преподавателя по формированию музыкально-творческих способностей учащихся
Для того чтобы говорить о формировании музыкально-творческих способностей у учащихся, необходимо знать природу этого явления. Поэтому надо выяснить, что такое музыкально-творческая деятельность и музыкально-творческая1 деятельность учащихся, в чём её специфика: Необходимо также определить какую роль играют в проявлении- и развитии способностей к музыкальному творчеству заложенный природой. потенциал и окружающая ребёнка среда.
Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. Мировая наука- значительно продвинулась вперёд в изучении этой человеческой способности (Н.Бердяев [15], П.К.Энгельгеймер[197], ЛіЄ.Вьіготский[36], Н.Ю.Ермилова[65],Ф.В:Константинова[91], В.Р.Ирина, А.А.Новиков; А.С.Кармин, Е.П.Хайнин, М.Бунге, И.Кант,[107] и др.) Внастоящее время-различными- аспектами проблемы творчества занимаются психология; педагогика, социология; кибернетика- и другие науки. Формируется и специальный раздел науки - теория творчества (эвриология, креатология).
Одной из культурологических концепций, обосновывающих необходимость формирования творческих способностей у современного человека, является концепция Маргарет Мид [119]. Она делит все культуры.на три типа. Первый тип - постфигуративный, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, второй тип культур — конфигуративньт, где и дети1 и взрослые учатся у сверстников, и третий тип культур — префигуративный, где взрослые учатся также у своих детей.
По мнению МіМид, постфигуративная культура — это такая культура, где каждое изменение: протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорождённых внуков, не: могут представить себе никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого.. Поэтому в постфигуративных культурах старики являются законченным образцом: жизнш и могут передавать свой опыт молодым поколениям. Примером: таких культур сегодня являются племена;, населяющие Новую Гвинею, Самоа, Австралию; Совершенствование производственных технологий? вызвало изменение быта, привычек и образа: жизни? людей;. Переход к новому образу жизни, требующему приобретения: новых: умений: и форм поведения; порождает конфигуративную культуру. Пршэтом формируется нуклеарная семья- состоящая: только: из: родителей: ш детей: 0на: представляет собой гибкую социальную- группу, могущую быстро-приспособиться к меняющимся! социальным условиям:. Происходит постепенное вытеснение стариков- из общественной- жизни: Это? ведет к постепенному ослаблению контактов? старшего поколения с младшим- и: потере влиянияюдного-поколенияша другое.
Современное евро-американское общество представляет собой конфигуративный тип: культуры, в которой: людям: надо; учиться быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Если ещё совсем. недавно, пишет М Мйд, старшие, могли говорить: "Послушай я был молодым, а ты- никогда не. был старым", то сегодня молодые могут ответить: "Ты никогда не был молодым в.мире, где молод.я; ишикогда им не; будешь".. Ві будущем в европейской: цивилизации сформируется: префигуративная? культура;, в» которой большое значение будет иметь способность не только быстро приспосабливаться; но и способность к предвидению; возможных изменений: Таким; образом; необходимость, творчества является естественной реакцией на- быстрые изменения: в окружающей среде. [ 119]
Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. В творчестве не только создаётся нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является её естественным и необходимым дополнением.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность, человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности. В? процессе творчества принимают участие все духовные силы-человека, в том числе воображение, а также обретаемое в. обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления, творческого замысла". Так определяют творчество в Философском словаре под редакцией И.Т. Фролова. [187] Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя- из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития.
Работа педагога учреждения дополнительного образования с одарёнными детьми в условиях внеклассной деятельности
Есть множество способов передачи ученику знаний учителя? Среди прочих хотелось бьъ затронуть два; основных метода. Это научно-теоретический; или аналитический; метод, и метод эмпирический. Оба-метода соотнесены с разными; уровнями мышления.Выделяют эти методы обучения по различным видам обобщения;. возникающим и используемым в процессе учёбы. В реальной практике методы применяются чаще всего в смешанном виде. Мыслительная операция: сравнения; сопоставления/ и выделения- общего - это основа получения? эмпирического обобщения: Такое обобщение абстрактно, даёт первичное представление о некоторых свойствах предметов или явлений, по которым они собраны Bt группу. Технология получения научно-теоретического; обобщения» принципиально; иная: Мыслительная операция "анализ" помогает отвести все несущественные признаки и добраться до исходного в котором заложено то первичное противоречие, которое является причиной возникновения и источником дальнейшего развития. Полученное исходное есть обобщение научно-теоретического вида. Процесс развития исходного, и связь исходного с результатом развития есть то, что называют сутью. В генезисе уже заложены возможные варианты развития и все возможные проявления, к которым развитие приведёт.
Научно-теоретическое обобщение называют обобщением содержательным. В отличие от эмпирического абстракта, оно конкретно, предметно. Вскрывая суть, содержательное обобщение даёт не первичное представление о некоторых чувственно воспринимаемых свойствах предмета или явления, но глубинное, научное понятие. Если в своём рассказе учитель вскрывает не внешние, а внутренние, существенные связи, то, поняв суть, ученик обретает понятие, эту суть отражающее. Его уже не спровоцирует обманчивое чувственное разнообразие предметов. Он понимает связи, скрытые от внешней чувственности. В таком способе введения в знание используется обобщение принципиально иного вида — обобщение содержательное. Метод обучения с применением содержательного обобщения характеризуется, как научно-теоретический, или аналитический. Он соотнесён с высшими формами мышления.
Важно осознать сущность, значение и задачи собственной педагогической деятельности, её цели, уметь постоянно соотносить текущие педагогические задачи с перспективными (вспомним планирование "завтрашней радости" у А.С. Макаренко[108]).Если этого нет, то педагог может быть хорошим (точнее- приличным) исполнителем, но вряд ли поднимется до уровня творчества. Музыкальное творчество предполагает высокий уровень самостоятельности во всех аспектах музыкальной деятельности - от целеполагания до оценки результатов. Объективные критерии достоинств или недостатков педагогического процесса в каждом конкретном случае вывести сложно. Для полной картины динамичных личностных изменений быстро растущего ребёнка нужен целостный, постоянно меняющийся и углубляющийся анализ всей его деятельности. Исчерпывающе провести таковой попросту нереально. В качестве показателей утвердились объём и качество полученных на уроке знаний. На ограниченном отрезке времени и деятельности ребёнка передача знаний по предмету обрела самодовлеющее значение и стала самоцелью. При обобщении педагогической практики ошибка может быть заложена в основу эмпирически складывающейся системы образования которая потребует, от педагога подмены цели средствами со всеми-. возможными негативными последствиями для развития творческой личности учащегося. Є.О. Мильтонян пишет, что в подобной ситуации "Учитель, призванный нести ребёнку мировую культуру, выступает теперь, как. личность, способная? ради более высокого балла деформировать и подавлять в-процессе.обучения другую личность."[121]
Учение - процесс двусторонний. Здесь сопряжены передача знанийі учителя; ученику и приём этих;знаний последним.. Для учителя ученик.-прежде; всего? объект педагогического воздействия. Учитель — субъект деятельности. Он в= ней активен. Однако1 для- успеха дела активности; одного лишь учителя; недостаточно: В учебной; деятельности; и ученик должен быть активным. Потребность в развитии, присвоении культуры изначально заложена в нём природой. Именно в активности заключается специфика позиции субъекта деятельности. Если по каким-либо причинам ученик лишается прав субъекта деятельности, то неизбежно теряет активность, а с ней и возможность проявить свою индивидуальность. Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие прищипы деятельности преподавателя, способствующих формированию музыкалъно-творческих.способностей учащихся:
Принцип построения процесса формирования : и развития способностей к творчеству у музыканта на основе развивающего обучения выражается» в выдвижении задач развития учащегося-музыканта (т.е. формирования его художественного сознания, общего и специального кругозора, общих и музыкальных способностей) как специальной цели музыкальной подготовки.
Принцип диалогического характера отношений, когда учитель и ученик - равноправные субъекты процесса обучения: соратники в работе, совершающие совместные открытия, что выражается в восприятии ученика в качестве субъекта своей музыкальной деятельности, а следовательно, своего музыкального развития, и использования специфических для искусства методов и средств обучения, соответствующих логике художественно-творческого процесса выражается в воспитании отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе, в создании, творческой ситуации на уроке, во внеклассной деятельности, делающей невозможным обыденное отношение ученика к музыке, моделирование учащимися- музыкально-творческого процесса своего преподавателя или зрелого, известного музыканта.
Экспериментальная работа по формированию и развитию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования
В условиях Детской музыкальной школы, где основная форма работы - индивидуальное обучение в классе по специальности, ответственным за воспитание учащихся, формирование у них музыкально-творческих способностей в первую очередь является педагог по специальности. Однако индивидуальные занятия не имеют в то же время целого ряда возможностей" воздействия педагога на ученика, доступных при- коллективных занятиях, где сила коллектива активно сказывается товарищами. Кроме того, большинство учебно-воспитательных мероприятий нецелесообразно проводить с каждым учеником отдельно; ряд ценных качеств и навыков легче привить учащимся, через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, умение владеть собой, добиваться общей цели. Важное значение в-обучении приобретает среда - набор стимулов и ресурсов, предоставляющий возможности для развития. Воспитательная среда должна быть "человекосообразной", в процессе обучения учителю необходимо создавать у учащегося ощущение комфорта, внутренней безопасности.
Педагог инструментального класса — основной воспитатель учащегося. Именно он в первую очередь призван формировать вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте. В практика лучших педагогов эстетическое воспитание имеет самые различные формы - от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений концертов, театров; музеев с последующим их обсуждением. Эстетические представления учащихся формируются на репертуаре, который они изучают, в какой-то мере работа над ним ориентирована на их подлинно художественное воспитание. В решении своих проблем музыкальная методика опирается на психологию. Например, поступление ребёнка сразу в две школы (общеобразовательную и музыкальную) вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребёнка больших психических и физических усилий.
Ребёнок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далёкий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре . Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их музыкально-творческие наклонности. С её помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, то есть любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально-образное содержание. Важно так "выстроить" игру, чтобы, в её ходе ребёнок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. То есть в каждом конкретном случае при освоении тех или иных исполнительских приёмов следует наводящими вопросами подвести ребёнка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться. На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребёнку психологическую комфортность, уверенность в своих силах, возможностях.
Столкнувшись с большим объёмом школьных заданий и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение -прежде всего труд, требующий от них большого- терпения, внимания; умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих их них наступает разочарование. Педагог должен предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребёнка желание учиться в музыкальной школе. Если всё же замечается падение интереса ученика к занятиям, необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним.
Изучение развития музыкального восприятия, музыкально творческих способностей невозможно без знания закономерностей психики ребёнка, её проявлений и развития, без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая деятельность. Опираясь на это, педагог решает вопросы доступности учащимся того или иного материала, его объёма, а также эффективности используемых методов. Современное развитие науки убедительно- доказывает, что пренебрежение закономерностями, характерными для, каждой отдельной возрастной группы учащихся, ведёт к неудаче. Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает основной дидактический принцип "доступности и последовательности в обучении", вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций. Яркий эмоциональный, тонус создаёт наиболее благоприятные условия для1 образования рефлекторных навыков. Если у маленького ребёнка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются, а уже возникшие — не закрепляются. Важно, чтобы каждый педагог сочетал в себе триединство качеств: а) выступать носителем новой информации; б) быть эмоционально привлекательным для своих подопечных; в) умел держать преподавательскую дистанцию, не скатываться, до панибратства с учащимися. Воспитатель - соучастник в образовании, сопереживающий, поддерживающий обучающегося. Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка, единства аффекта и интеллекта, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребёнка.[83,132]
Оценка эффективности и результативности экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих способностей у учащихся
Очень важна социальная позиция педагога по вопросу внеклассной, внешкольной деятельности учреждения дополнительного образования, и его умение привлечь, заинтересовать учащихся изучать классическое искусство. Эта позиция передается и учащимся, при этом мы согласны с утверждением А.С. Базикова, что «нет необходимости доказывать, что эмоциональный фактор может способствовать успешности обучения, повысить «коэффициент полезного действия» учебной работы, либо действовать прямо в противоположном направлении. Это, можно сказать, положение всеобщего, универсального характера, распространяющееся на все сферы.и области педагогики".[9]
Но особенно актуальным становится это положение тогда, когда речь заходит о дисциплинах художественно-эстетического цикла, в частности, в преподавании музыки. Bt своём исследовании Г.М. Цыпин пишет что, не будем забывать о цели музыкального1 образования - становлении музыкальной, культуры школьников как важный неотъемлемой части всей их духовной культуры.[191]
Научно-методический анализ педагогической литературы-убедительно доказывает (иллюстрирует), что внеклассная работа есть» неоспоримый фактор развития музыкального творчества учащихся.
В Положении о детской музыкальной, художественной и школе искусств системы Министерства культуры. Российской Федерации говорится, что "задачами детских музыкальных, художественных и школ искусств являются: давать учащимся общее музыкальное, художественное и хореографическое образование, приобщать детей к искусству, воспитывая их эстетический вкус на лучших образцах классического и современного русского и зарубежного искусства; воспитывать активных участников художественной самодеятельности, пропагандистов эстетических знаний; подготавливать наиболее одарённых детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения."[132]
В программе Министерства культуры Российской Федерации для музыкальных школ по специальности - "Музыкальный инструмент -фортепиано" сказано: "За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, траспонирования, игры в различных ансамблях. В работе над репертуаром, педагог должен добиваться различной степени завершённости исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи — влорядке ознакомления."[132]
В Примерных образовательных программах[132] по видам искусства для детских музыкальных, художественных школ и школ искусств говорится: "Важной задачей Детских музыкальных школ и Детских школ искусств на современном этапе является также энергичное развёртывание массовой художественно-просветительской работы, пропаганда всего» наиболее ценного, значительного- в искусстве, борьба за очищение вкусов людей от воздействия отрицательных явлений псевдокультуры. Педагогам школ необходимо включиться в эту работу и увлечь ею своих учеников, развернуть её среди населения, в общеобразовательных школах, среди родителей. Осуществление её принесёт большую пользу развитию нашей музыкально-художественной культуры и сыграет плодотворную роль в совершенствовании воспитательной работы в самих музыкальных школах".
И далее: "Внимание педагогов в настоящих методических указаниях сконцентрировано на главной задаче современной музыкальной педагогики - совершенствовании всестороннего комплексного воспитания учащихся. Важнейшую роль в этом процессе должна сыграть перестройка преподавания на основе широкого использования методов обучения, способствующих в возможно большей мере развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их музыкально-творческих сил. В, современных условиях музыкальная школа должна быть очагом поисков прогрессивных методик и проведения соответствующих педагогических экспериментов-Суметь возглавить и организовать эти поиски — долг администрации и ведущих педагогов школы". Там же говорится, что "Детские музыкальные школы и школы искусств, призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая, общее, музыкальное образование всем учащимся, музыкальные школы- вместе с тем готовят кадры для средних учебных заведений". Сегодня задача общего музыкального образования выходит на первый-план, и только в рамках организованной внекласснойфаботы она может быть наилучшим образом решена.
ВЮбразовательной программе[132] для Детских музыкальных школ по истории, теории и сочинению музыки (музыкальная- литература) говорится: "Основными задачами- музыкальных школ являются: формирование- у детей любви; и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического- и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка- активных слушателей и пропагандистов, музыки. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями, крупнейших композиторов-классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства, с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучения учащихся, детских музыкальных школ. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развиваетсяі музыкальное мышление / и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу".
В программе Министерства культуры Российской- Федерации, для? детских музыкальных школ и школ искусств- по специальности -"Оркестровый, класс (класс ансамбля народных инструментов)" сказано:
"Занятия в ансамблях и оркестрах должны способствовать развитию гармонического слуха и музыкальной памяти. Большое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика: она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности а также служит благородной цели популяризации русских народных инструментов .
Анализ-действующих программ Детских: музыкальных школ и школ-Искусств, приводит к: следующим-: выводам: программы;этих учреждений! предъявляют высокие требования? к: учащимся в, области знаний; умений;. навыков; в области репертуара: Но1 ни в одной; из них не предполагается! закрепление этих, знаний; умений;, навыков;. т. освоением дополнительного репертуара; дополнительных способов: освоения; инструмента- через внеклассную и внешкольнук»раб6ту. Мы считаем, что без участия ребёнка. во внеклассной работе, музыкант, даже любительского уровня; изшего не