Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале
1.1. Философский аспект раскрытия сущности музыкальных способностей личности 12
1.2. Развитие музыкальных способностей дошкольников как проблема психолого-педагогического исследования 19
1.3. Социокультурная роль якутских народных инструментов как средства развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 55
Выводы по первой главе 78
ГЛАВА II. Содержание и технология развития музыкальных способностей детей 5 — 7 лет на этнокультурном материале
2.1. Модель развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале 80
2.2. Формы, методы и приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале 106
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 123
Выводы по второй главе 127
Заключение 129
Библиография 132
Приложение 152
- Философский аспект раскрытия сущности музыкальных способностей личности
- Развитие музыкальных способностей дошкольников как проблема психолого-педагогического исследования
- Модель развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале
- Формы, методы и приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале
Введение к работе
Актуальность исследования. В культурно-образовательных процессах современной жизни с особой остротой актуализируется значимость обучения и воспитания подрастающего поколения на этнокультурном материале, обеспечивающем духовное становление личности, развитие его способностей как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.
Педагогическая теория и дошкольная практика наглядно свидетельствует о том, что старший дошкольный возраст в силу своей высокой эмоциональной отзывчивости на непосредственные впечатления является достаточно сензитивным в приобщении к общечеловеческим ценностям и идеалам. Особую роль здесь играет этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, представления народа о мире и человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве.
В настоящее время сложился новый уровень философского и психолого-педагогического осмысления совокупности вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Среди философских направлений наиболее значимыми являются идеи философии гуманизма (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев и др.), экзистенциальной сущности человека и его потенциальных возможностей (А.С.Богомолов, О.Ф.Больнов, В.С.Соловьев и др.), положение герменевтики о выстраивании образования как процесса понимания (X.-Г.Гадамер, Г.Д.Тульчинский, М.Хайдеггер и др.), синергетическое представление о человеке как сложно организованной системе (И.Р.Пригожин, И.Стенгрес, Е.Н.Князева и др.).
Теоретический анализ проблемы воспитания музыкальной культуры детей в системе дошкольного образования показывает, что вопросам эстетического развития личности отечественная педагогическая наука всегда уделяла значительное внимание (Н.Л.Грозденская, Б.Т.Лихачев, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий и др.).
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.В.Назайкинского, Г.С.Тарасова, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина и др., раскрывающие деятельностный аспект развития музыкальных способностей.
Вопросы развития музыкальных способностей дошкольников рассмотрены в работах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, Д.Б.Кабалевского, О.П.Радыновой и др.
Региональные аспекты проблемы развития музыкальных способностей
изучаются такими учеными-исследователями, как Г.Г.Алексеева, Э.Е.Алексеев,
В.Ф.Афанасьев, В.Г.Бойко, Г.С.Виноградов, М.К. Иванова, Л.В.Кузнецова,
Ю.В.Максимов, Т.В.Антонова, А.Г.Ларионова, В.С.Никифорова,
Н.А.Пархоменко, О.Г.Яковлева и др.
Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста показывает, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость современных методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном, связанные с разработкой конкретных средств, форм и методов обучения.
Актуальность и востребованность исследуемой темы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- необходимостью теоретического осмысления этнопедагогического богатства
культурно-исторического наследия и снижения интереса к нему со стороны
семьи и педагогов;
- широким подходом философских, искусствоведческих, педагогических
исследований к этнопедагогическому наследию и отсутствием методических
разработок по его включению в систему дошкольного образования;
- потенциальными возможностями народной музыки как средства развития
музыкальных способностей дошкольников и недостаточной разработанностью
теории и практики их реализации.
Таким образом, необходимость разрешения выявленных противоречий обусловила выбор темы нашего исследования «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале».
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: совокупность педагогических условий, способствующих развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале и обосновать педагогические условия его осуществления.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале может быть наиболее эффективным, если:
- включить в его содержание все компоненты музыкальных способностей (чувство музыкального ритма, певческо-интонационный слух, музыкальную память, игру на народных музыкальных инструментах) с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
разработать и апробировать технологию развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале, который строится на принципах природосообразности, народности, связи музыки с жизнью, культуросообразности, вариативности и импровизационности, эмоциональности и эстетизации, синкретизма и включает в себя три этапа: подготовительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный, обеспечивающие динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке (от эмоциональной оценки к оценке, приобретающей эмоционально-интеллектуальный, познавательно-творческий характер).
создать этнокультурную музыкальную образовательную среду, позволяющую детям прочувствовать и воспринять духовно-нравственные истоки окружающего этнокультурного пространства.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1 .Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале.
2. Раскрыть сущность и содержание развития музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале.
3. Определить критерии, показатели и уровни развития музыкальных
способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических
условий развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного
возраста на этнокультурном материале.
5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-
практические рекомендации по развитию музыкальных способностей детей
старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале.
Методологической основой исследования является совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития музыкальных способностей личности; положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка в период дошкольного детства, о роли общей и музыкальной культуры во всестороннем развитии личности; концепция возрождения этнокультурных ценностей.
Теоретической основой исследования явились идеи развития музыкальных способностей (Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, С. Сишор, Б.М. Теплов, Г. Ривеш, и др.); развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста как процесса отражения действительности во всем многообразии свойств и признаков (Ю.Б.Алиев, Л.И. Божович, Е.В.Боякова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, В.В.Медушевский, О.П.Радынова, С.Л. Рубинштейн и др.); взаимосвязи развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с духовным развитием (Л.А.Баренбойм, В.К.Белобородов, И.А. Джидарьян, Д.Б.Кабалевский, О.В. Лармин и др.); этнопедагогические теории (Г.Н. Волков, У.А. Винокурова, А.А. Григорьева, Е.П. Жирков, Л.В. Кузнецова, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев и
ДР-)-
Методы исследования: теоретический анализ философской,
социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально
складывающегося опыта через анкетирование, наблюдение, беседу,
интервьюирование, тестирование; теоретическая и методическая интерпретация
педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы с детьми
старшего дошкольного возраста; математическая и статистическая обработка
результатов исследования.
Научная новизна исследования:
1. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена
значимость этнокультурного материала в развитии музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста.
Выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале, построенные на принципах природосообразности, народности, связи музыки с жизнью, культуросообразности, вариативности и импровизационности, эмоциональности и эстетизации, синкретизма.
Предложена модель развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале.
Определены критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработан и апробирован комплекс педагогических условий,
обеспечивающих эффективность развития музыкальных способностей детей
старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, модели развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале, в обосновании научных подходов к данному процессу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале, разработанная авторская программа «Саха охсон оонньонор инструменнарыгар уерэтэр пособие» («Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на якутских ударных музыкальных инструментах»), диагностический материал, методические рекомендации по теме исследования могут быть реализованы в воспитательно-образовательном процессе
дошкольных образовательных учреждений, школ, гимназий. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей и вузов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.
Достоверность результатов исследования подтверждается
методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора,
теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы
с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям
и задачам исследования; воспроизводимостью результатов
и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
теоретические положения и результаты исследования обсуждались
на совещаниях педагогических коллективов школ Горного улуса
(1998-2002 гг.), республиканских педагогических чтениях округа «Лена»
(1998 г.), научно-практических конференциях (2001-2002 гг.), заседаниях
кафедры педагогики дошкольного воспитания ФПНО ПИ Якутского
государственного университета (2003-2006 гг.); Шадринских чтениях
(2004г.); межрегиональной научно-практической конференции
«Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования» (2004г.); республиканской научно-практической конференции «Дети Севера в культуре мира» (2005 г.).
Внедрение результатов исследования осуществлялось путем
выступления с докладами на улусных и городском методобъединениях;
в рамках лекционной работы для музыкальных руководителей; в ходе
организации опытно-экспериментальной работы в дошкольных
образовательных учреждениях.
Базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения Горного, Мегино-Кангаласского, Таттинского, Усть-Алданского, Хангаласского улусов Республики Саха (Якутия).
Исследование проводилось с 1994 по 2006 гг.
I этап (1994-1998 гг.) - поисково-теоретический. Изучение и анализ
научной проблемы по теме исследования. Проведен поиск возможных
педагогических условий развития музыкальных способностей детей старшего
дошкольного возраста на этнокультурном материале.
этап (1998-2003 гг.) - опытно-экспериментальный. Проверка эффективности комплекса педагогических условий развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале.
этап (2003-2006 гг.) - обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
Музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста выступают формирующимся личностным качеством, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, в том числе к народным инструментам, проявляющееся в признании ее красоты, потребности слушать и первоначальных оценках музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей является предпосылкой формирования духовной культуры личности.
Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале базируется на принципах природосообразности, народности, связи музыки с жизнью, культуросообразности, вариативности и импровизационности, эмоциональности и эстетизации, синкретизма.
Эффективность процесса развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале обеспечивают
следующие педагогические условия: приобщение детей к этнической музыкальной культуре; создание этнокультурной музыкальной образовательной среды, позволяющей детям прочувствовать и воспринять духовно-нравственные истоки окружающего этнокультурного пространства; проведение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленной на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с включением в ее содержание, гуманистического, культурологического, этнопедагогического, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, активных форм и методов обучения и воспитания; обогащение эмоционально-нравственной сферы детей содержанием произведений этнокультурной специфики; разнообразными жанрами, видами и формами этнокультурного музыкального материала.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Философский аспект раскрытия сущности музыкальных способностей личности
Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.
В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем возрасте. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но, чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего детства развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Музыкальное воспитание - необходимая часть жизни человека. Музыка -это его душа. Можно сказать, что люди, чувствующие музыку, познают мир душой, тонко его чувствуют, умеют видеть прекрасное в окружающей жизни, слышать мир во всем его многообразии. Музыка, выступая как объект эстетического воспитания, в то же время является предпосылкой для освоения и созидания личностью ценностей, приобщения человека к музыкальной культуре общества. Главной особенностью музыки является ее интонационная природа, смысл которой глубоко раскрыт в работах Б.В. Асафьева [14,с.26]. Его теория интонации лежит в основе решений многих вопросов музыкознания. Музыка становится близкой и понятной в силу сходства с интонациями человеческой речи.
Интонируя, человек выражает свои чувства, эмоции, мысли. Б.В. Асафьев называл музыку «искусством интонируемого смысла», главное в котором -восприятие музыкального произведения как опосредованную связь с речью, а через нее с мыслями и чувствами [15,с.8].
Музыка не обладает конкретными, непосредственными формами отражения жизни, как живопись, архитектура. Не может собственными средствами выразить идеи, мысли, как наука, философия, но она способна, как ни один из видов искусств, ярко, глубоко и разнообразно передать адекватно внутренний мир человека, его переживания, чувства, эмоционально-психологические состояния, их динамику, самые тончайшие, сокровенные стороны души человека. Мир без музыки не существует, он наполнен музыкой с первых дней рождения до последних дней жизни [173,с.96].
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Первые ростки науки музыкальной психологии мы находим в работах античных философов. Одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм в жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речи.
Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», античный человек мог войти в ритм жизни своего города, затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль.
По мнению другого греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство с полисной общиной.
Музыку, как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Он разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором развивались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества [195,с. 164].
Когда же в процессе глубокого переживания он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в общем, и до настоящего времени, разумеется, при наличии самых разнообразных конкретных методических приемов, ведущих к нравственному и психическому здоровью.
Древние греки именовали необразованного человека словом ахореутос, что в переводе означало индивида, не умеющего петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте и, следовательно, непригодного для участия в хорейе - так называлось древнее музыкально-хореографическое действо, объединявшее всех жителей древнегреческого полиса в единое целое.
У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия на психическое состояние человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана
Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов. Демокрит, известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. Когда Платон предлагал своим пациентам лекарства, надо было обязательно слушать магические песни - считалось, что иначе лекарство действовать не будет [192,с.42].
В библейской истории также можно найти примеры воздействия музыки на человека. Так, библейский пророк Давид вылечил царя Саула от уныния и тоски своим пением и игрой на кифаре. В Древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. Китайское определение благородного мужа (изюнь - цзы) как человека, наделенного всеми качествами высокого достоинства - знанием ритуала, чувством долга, проявлением человечности, относилось, прежде всего, к человеку образованному. «Благородный муж» никогда не расставался с музыкальными инструментами. Наличие такового считалось его видовым признаком. Известно, что Конфуций, например, играл на цине (китайский музыкальный инструмент типа цитры) в минуты крайней опасности, демонстрируя непоколебимую твердость духа и самообладание перед лицом смертельной угрозы [212, с.45].
Развитие музыкальных способностей дошкольников как проблема психолого-педагогического исследования
Проблемы музыкальной психологии получили широкую разработку в трудах Б.Г.Ананьева [7], В.В. Медушевского [167], Е.В. Назайкинского [182], К.В. Тарасова [210], Б.М. Теплова [211]. Наиболее разработанная область музыкальной психологии - это психология музыкальных способностей. В разработку этой проблемы внесли большой вклад отечественные как музыковеды и теоретики - Б.В. Асафьев [14], В.В. Медушевский [167], Е.В. Назайкинский [182], О.П. Радынова [202], так и психологи А.Н.Леонтьев [152], В.Н.Мясищев [180], Б.М. Теплов [212], С.Л.Рубинштейн [205]. Из исследований, выполненных в последние годы, здесь следует отметить все работы Ю.Б. Алиева [5], В.К. Белобородовой [19], Н.А. Ветлугиной [38], которые рассматривали эту проблему в педагогическом аспекте.
Исследуя состояние проблемы музыкальных способностей личности в теоретических источниках, подчеркивающих сложность, многоаспектность данного явления, мы пришли к выводу о необходимости определения сущностной характеристики музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Проблема музыкальности и музыкальных способностей - одна из центральных и исконных в психолого-педагогических исследованиях. Первоначально в своей непосредственной целостности музыкальность предстает как чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено: человек постепенно привыкал различать в звуках человеческой речи, в звуках природы различные свойства - их высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации, на основе которых возникали простейшие музыкальные образы, формировались музыкальные лады. В процессе этой деятельности формировались, создавались музыкальные способности.
Музыкальность характеризуется единством биосоциальных элементов. Ее качество зависит не только от сочетания специальных способностей, но и от особенностей субъекта как целостной личности. В процессе возникновения и развития общественных формаций сложились музыкальные системы, способствующие лучшей ориентировке субъекта в их сложных формах.
Музыкальность выступает в форме своеобразной ориентировки в музыкальных явлениях. Музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Следовательно, и музыкальность с необходимостью включает в себя разнообразие свойств, начиная от простейших, слуховых дифференцировок до высших творческих проявлений. Определение понятия музыкальности, которое дается в психологической и музыкально педагогической литературе, подчеркивает ее комплексность и многосоставность.
Музыкальность — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, обеспечивающих успех музыкальной деятельности [209, с.43]. Существуют многочисленные исследования, изучающие природу музыкальности. Психолог В.Н.Мясищев выделяет социальную обусловленность музыкальности, рассматривая ее во взаимодействии с общим развитием ребенка. Главный признак музыкальности, по Б.М.Теплову, - способность эмоционально отзываться на музыку. Ученый выделяет специальные (ладовое чувство, способность к музыкально-слуховым представлениям и чувство ритма) и общие способности (творческое воображение, внимание, вдохновение, чувство природы и т.д.).
Современные исследования в области музыкальной психологии, проведенные учеными музыковедами В.В.Медушевским [167], Е.В.Назайкинским [182], К.В. Тарасовым [205], значительно обогатили теорию музыкальных способностей субъекта. Музыкальность в современной теории рассматривается как определенная структура, в которой выделяются отдельные способности и устанавливается их тесная взаимосвязь. «Музыкальность у детей - это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности у ребенка», - пишет Н.А.Ветлугина [38,с.84].Существуют различные подходы к изучению этой комплексности. Известны, например, суждения Г. Ревеша [249], понимающего музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. В известном же исследовании С. Сишора [250], наоборот, проведена тщательная классификация многочисленных отдельных музыкальных способностей. В современной американской литературе эта классификация поддерживается многими авторами.
О роли и значимости музыкальных способностей в жизни людей свидетельствуют многочисленные исследования ученых. Психолог В.Н. Мясищев выделяет социальную обусловленность музыкальности, рассматривая ее во взаимодействии с общим развитием ребенка [183].
Современные исследования в области музыкальной психологии, проведенные учеными музыковедами В.В. Медушевским [167], Е.В. Назайкинским [182], К.В. Тарасовым [210], значительно обогатили теорию музыкальных способностей субъекта. Музыкальность в современной теории рассматривается как определенная структура, в которой выделяются отдельные способности, и устанавливается их тесная взаимосвязь. «Музыкальность у детей - это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности у ребенка», - пишет Н.А.Ветлугина [39,с.110].
Под музыкальной способностью личности Ю.Б. Алиев подразумевает: индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей;
- интегративное свойство личности ребенка, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям) [6, с.22].
Модель развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале
Теоретический анализ научно-исследовательской литературы, изучение практики внедрения народных традиций в учебно-воспитательную работу ДОУ показали, что данная проблема актуальна и в настоящее время недостаточно разработана, а также позволили определить основные подходы, концептуальные положения, идеи, принципы, составляющие методологическую основу организации опытно-экспериментальной работы:
- деятельностный подход, определяющий этнокультурный материал как основу развития музыкальных способностей человека, как способ бытия человека. Человек формирует способности, а способность, в свою очередь, создает, воспроизводит человека. Данный подход предполагает формирование музыкальных способностей, умений и навыков;
- гуманистический подход, ориентация на развитие музыкальных способностей личности, его существенных возможностей, признание человека наивысшей ценностью;
- этнопедагогический подход, включающий учет музыкальных традиций народа, этнопедагогических ценностей в воспитании, сформированных этнопсихологических особенностей личности как представителя определенного этноса;
- культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности;
- личностно-ориентированный подход, предполагающий содействие становлению ребенка как личности, развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности ребенка. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!».
При разработке модели (см.схему 1) нами были теоретически обоснованы целостный педагогический процесс и его основные компоненты (содержание, методы и приемы, средства, формы, технологии), представлены специфические принципы музыкальных способностей старших дошкольников:
1. Принцип природосообразности предполагает сделать ребенка с его конкретными особенностями и уровнем развития, ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов. Главными факторами воспитательных отношений становятся психофизиологические особенности детей. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие - главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека. Суть этого принципа предполагает рассмотрение ребенка как неотъемлемой части Матери-природы, помимо этого воспитание эстетического отношения, уважения к природе, преклонения, любви, бережного отношения к природному окружению.
2. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное образовательное учреждение. Содержание воспитания выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.
3. Принцип народности. Народная педагогика проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках, этноэтикете и во многих других элементах народной жизни. Народная мудрость стимулирует все сферы жизнедеятельности детей на различных стадиях их развития. Традиции обладают свойством устойчивости и действенности в сохранении определенного ритма поведения многих поколений. Необходимо методически грамотно использовать основное ядро музыкальной культуры народа саха, имеющей самобытный национальный колорит. Этот принцип активизирует чувства, эмоции ребенка, создает условия для осмысления жизни народа.
4. Принцип вариативности и импровизационности выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения и воспитания; предусматривает использование разнообразных жанров, видов и форм этнокультурного музыкального материала.
5. Принцип связи музыки с жизнью предполагал постоянное соответствие музыкальных произведений с уровнем понимания детей, общего развития и степени музыкальной подготовки, осознание детьми собственных многообразных переживаний на основе восприятия музыки как специфического отражения явлений окружающей жизнью. Музыкально-эстетические переживания не должны оставаться изолированными, а связывались со всей духовной и физической жизнью ребенка (А.А. Шеншин).
6. Принцип эмоциональности и эстетизации предполагает погружение ребенка в эмоционально-эстетическую среду, предполагающую своего эмоционального состояния и языка эмоций другого человека в музыке (А.В. Шумакова); обеспечивает наполнение жизни детей палитрой их переживаний от соприкосновения с прекрасным, овладения языком музыкального искусства.
7. Принцип синкретизма предполагает взаимосвязь разных видов музыкально-эстетической деятельности. Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению выразительности языка музыки, других искусств (О.П.Радынова).
Указанные принципы в процессе воспитания детей соблюдаются в едином комплексе, взаимопроникая и взаимодополняя. Ведущая идея включения регионального компонента в содержание музыкальных способностей детей дошкольного возраста - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии личности. Важным моментом для осуществления музыкальных способностей на этнокультурном материале мы считаем определение цели и задачи музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров), выполнение музыкально-ритмических движений-проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.). Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.
Формы, методы и приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале
На развитие поколений людей определенной национальности, живущих в условиях конкретного этноса, влияет национальный духовный склад народа - менталитет, являющийся результатом его (народа) исторического развития.
В Российской Федерации каждый этнос обладает собственным менталитетом, складывающимся в социокультурных условиях жизни определенного народа. И поэтому одной из приоритетных задач музыкального воспитания сегодня (наряду с традиционным приобщением к музыкальному искусству) стоит задача нейтрализации отрицательных черт надэтнического менталитета, который был приобретен людьми в ходе проживания в условиях тоталитарного государства.
Стремление к интернационализации музыкальных вкусов, интересов, потребностей и идеалов молодого поколения, вместе с тем, никоим образом не может означать денационализации социально-художественных связей, тотальной нивелировки национально-обусловленных особенностей индивидуальной музыкальной культуры.
В нашей работе мы выделяем этнокультурный материал как средство формирования музыкальных способностей личности. Содержание, формы, традиции народов Якутии формировались веками, в них отражена национальная самобытность, представления об идеале красоты. Якутский и другие северные народы придавали этой стороне жизни большое значение. В народе всегда культивировалось чувство прекрасного, отраженного в сказаниях, песнях, игре на музыкальных инструментах. В них выражен национальный характер, национальное сознание, самосознание, образ мышления, народная философия, система взглядов, идеалов, составляющих основу духовности народа.
Социальная функция данного вида этнокультурных материалов характеризуется: - целью музыкального воспитания детей, приобщение их к миру прекрасного; - формированием этнокультурных представлений, взглядов, вкусов; - развитием музыкальных способностей; - формированием практических умений и навыков.
Воспитатель и музыкальный руководитель детского сада, учитель-музыкант признаны подмечать позитивные сдвиги в музыкальной культуре воспитанников, происходящее в процессе знакомства с инонациональной музыкой, что открывает пути к взаимообогащению музыкальных культур, развитию черт интернационализма в духовной культуре ребенка. Другими словами, стоит задача самореализации личности ребенка в аспекте ее национальных и интернациональных общественных связей. Практически каждый ребенок как член национальной или иной социально-этнической общности в той или иной мере является носителем как общечеловеческого, так и национального самосознания [5].
Мы определяем музыкальную способность детей старшего дошкольного возраста как интегративное личностное качество, развивающееся в процессе обучения и воспитания, которое включает в себя активную музыкальную деятельность ребенка, музыкальное мышление и элементы музыкально-эстетического сознания. Освоение детьми фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих «корней» и первоистоков как исторической памяти.
Формирующий этап проводился с 1998 по 2003 гг. Цель фольклорных занятий детей в ДОУ - приобщение к якутским ударным музыкальным инструментам.
Формирующий эксперимент показал, что развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста происходит путем развития активного восприятия музыки в процессе творческой деятельности. Нами была разработана специальная программа по обучению детей игре на якутских ударных музыкальных инструментах, включающая разнообразные методы и формы работы, творческие задания, эмоционально-оценочные ситуации, коллективно-творческие дела (приложение 10).
Исследования отечественных психологов и педагогов [51, 79, 98, 99] убеждают, что детям старшего дошкольного возраста доступны элементарные формы теоретического мышления - анализ, сравнение, обобщение, классификация, синтез.
Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения употребляются как синонимы и характеризуют обучение, погруженное в процесс общения людей. Интерес к активным формам и методам обучения и воспитания вызван острой необходимостью оптимизации учебно-воспитательного процесса, улучшения современной дидактической системы.
Как отмечает Е.И. Голубева, оптимизация методов обучения является одним из важнейших элементов процедуры оптимизации процесса обучения и предусматривает осознанный выбор методов, такое их сочетание и соотношение, которое бы позволило получить наилучшие для данных условий учебно-воспитательные результаты за минимально необходимое время.
Для решения поставленных задач по развитию музыкальных способностей детей на этнокультурном материале использовалась система методов:
1. Информационно-поисковый метод предполагает создание художественно-эстетических и проблемных ситуаций. О.М. Доронина выделяет условия продуктивного использования этого метода: - поскольку в основе художественно-эстетической ситуации лежит эстетическое переживание, педагог обязательно сам должен включаться в эмоциональное сопереживание, создавать соответствующую обстановку; - учет индивидуальных особенностей дошкольников, их эмоционального настроя; - информация должна представлять новизну и вместе с тем должна быть доступной.
2. Метод контрастного сопоставления способствует осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляет эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает воображение и творчество детей. О.П. Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения в пределах одного жанра, одного настроения пьесы с одинаковым названием, определение оттенков, интонации музыки и речи, различные варианты интерпретации одного произведения [202, с. 17].
3. Метод размышления о музыке Д.Б. Кабалевский считал одним из важнейших путей развития восприятия. Этот метод опирается не только на процесс эмоционально-эстетического переживания музыки, по но и на продуктивное мышление, позволяющее осуществить развитие музыкальных способностей на более высоком уровне.
4. Метод семантического слышания направлен на формирование у детей умения проводить связь между чувствами, выраженными в поэтических строках и своими собственными. Музыка стихотворения, единство его содержания и формы вызывают у детей адекватные эстетические переживания, которые объяснялись детьми на уровне слова.
5. Метод внушаемого переживания преследует цель формирования умения идентифицировать свои собственные переживания с эмоционально-образным содержанием стихотворения и точную передачу динамики чувств в игре на детском музыкальном инструменте (Т.Г. Зайцева).
6. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б. Кабалевский) направлен на формирование у детей целостного представления о народной музыке.
7. Устно-слуховой и устно-подражательный методы обусловлены самими формами народных песен.