Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Гридчин Олег Валерьевич

Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения)
<
Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гридчин Олег Валерьевич. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Орел, 2001 187 c. РГБ ОД, 61:01-13/1683-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.Теоретические основы развития музыкальности детей. 10

1.1. Психолого-педагогические и искусствоведческие аспекты проблемы формирования музыкальности . 10

1.2. Музыкальность как интегративная характеристика личности дошкольника: ее структура и особенности развития. 24

1.3.Диагностика музыкальности дошкольников. 40

1.4. Модель развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств. 62

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств. 72

2.1.. Состояние сформированности музыкальности детей в условиях традиционной системы воспитания дошкольников . 72

2.2. Реализация модели развития музыкальности детей . 83

2.3. Эффективность реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств. 106

Заключение. 127

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследований. Современный этап развития общества характеризуется не всегда позитивными условиями для формирования личности. Одним из негативных факторов является приоритет радио и телевидения в распространении массовой культуры, подменяющей истинные духовные ценности конъюнктурными притязаниями. В результате теряются ориентиры для разграничения оценки высокохудожественных явлений, произведений среднего уровня и низкопробных поделок. В то же время, испокон веков подлинно художественные творения возвышали не только художника и человека высокой культуры, но и людей, имеющих потребность в образовании, стремящихся к истинно прекрасному. Знакомство с истинными произведениями искусства нередко подталкивало людей к самодеятельному творчеству, что красноречиво говорит об изначально заложенном в человеке чувстве красоты и гармонии. Но природную тягу человека к творчеству необходимо развивать, иначе жизнь каждого из людей и общества в целом грозит стать серой и бесцветной, порождая бездеятельность и пассивность.

Обеднение духовной жизни человека приводит и к другим еще более уродливым социальным явлениям, таким как агрессивность, бесчувственность и чисто прагматическое отношение к действительности. Поэтому остро встает вопрос о необходимости дать человеку возможность прикоснуться к непреходящим ценностям, а что он впоследствии выберет - зависит уже от него самого. Вместе с тем, как доказывает педагогический опыт, начинать реализовывать эту цель воспитания необходимо как можно раньше, с дошкольного возраста.

Однако мало просто поставить детей перед фактом существования истинного искусства, мало воспитать в них художественный вкус и научить разбираться в культурном наследии человечества. Главное - это духовное обогащение личности через активизацию творческих задатков посредством искусства.

Воспитание, на наш взгляд, достигнет своей цели в том случае, если во главу угла будет поставлено развитие в ребенке целостного восприятия себя и

мира, ощущение единой гармонии человека и природы. Эти задачи предполагается реализовывать через образную систему разных видов искусств (музыка, живопись, хореография и прочее).

Следует подчеркнуть, что в отличие от взрослого человека, для которого музыка и движение могут существовать раздельно, психологии ребенка чужда подобная дискретность. Поэтому мы предполагаем, что задачи музыкального воспитания наиболее успешно могут быть решены при комплексном подходе.*

В повседневной жизни у ребенка основной формой познания мира, его

Ф освоения и отображения является игра. Это дает возможность предположить,

что художественно-музыкальные способности детей будут лучше развиваться

в условиях синтеза искусств, влияющего на их гармоничное развитие в целом.

В данном контексте важным является тот факт, что современное музыкальное воспитание дошкольников и их театрально-игровая деятельность существуют в некотором разрыве. Рассматривая эту проблему на примере утренников и тематических праздников, можно констатировать следующее. Зачастую, работникам детского сада из-за нехватки времени на подготовку таких мероприятий и недостатка методической оснащенности, приходится репетировать, доходя в прямом смысле слова до "дрессировки" детей. При этом многие навыки, в особенности творческие, приобретенные на музыкальных занятиях, не получают своего проявления на празднике. Ребенок с трудом запоминает, где ему нужно пройти, куда встать и что спеть.

В предлагаемой же методике упражнения, облекаемые в сказочно -сюжетную форму, выполняют не только воспитательно - формирующую роль, но и имеют основной целью гармоничное развитие ребенка. Применение данной методики ведет к тому, что открытые мероприятия становятся

*Комплексная система обучения (от лат. comptexus - связь, сочетание) - способ построения содержания

обучения и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (напр.,области детских интересов и склонностей, знакомства с определенным кругом жизненных явлений, изучения родного края, выполнения практич. заданий).(1)0)

средством выявления накопленного детьми в ходе обучения. Так, например, музыкально-пластические игры, упражнения на развитие звуковысотного слуха и чувства ритма становятся целыми сценками в будущих постановках.

Облекаемые в сказочно-сюжетную форму упражнения продолжают играть свою воспитательно - формирующую роль и в спектакле, имея основной целью гармоничное развитие ребенка.

Анализ условий, влияющих на гармоничное развитие личности ребенка в целом и его музыкальности в частности, позволил определить основное противоречие. Это противоречие между необходимостью развития музыкальности ребенка и плохо функционирующими на практике ранее разработанными средствами данного вида воспитания.

Музыкальность понимается нами как комплекс способностей, отвечаю -щих за успешное выполнение музыкальной деятельности (Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина и др.).

Цель исследования - разработать научно-педагогические и методические основы развития музыкальности детей средствами комплексного взаимодействия искусств.

Объект исследования - процесс художественного воспитания дошкольников.

Предмет исследования - развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств.

Гипотеза исследования строится на предположении, что развитие музыкальности дошкольников будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:

организация процесса обучения на основе комплексного взаимодействия искусств, включающего музыку, театр и пластику;

интеграция музыки, театра и пластики на основе игровой деятельности;

- развитие музыкальности как интегративной характеристики структуры
личности средствами образной системы комплекса искусств;

- ориентация на высоко-художественные образцы музыкальной культуры при
подборе материала для обеспечения процесса обучения.

6 Задачи исследования:

проанализировать теоретические основы развития музыкальности детей как одного из направлений эстетического воспитания дошкольников;

выявить основные компоненты структуры музыкальности как интегративной характеристики личности дошкольника;

изучить возможности интеграции различных видов искусств в процессе развития музыкальности дошкольников с целью разработки модели экспериментальной работы;

проверить эффективность реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств опытно-экспериментальным путем.

Методологической основой исследования являются:

- философские труды о роли искусства в формировании личности (Пифагор,
Боэций, И. Кант, Г. Гегель, А. Лосев, П. Флоренский и др.);

- выводы психологии о формировании творческих способностей в
деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Б.М. Теплов);

психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме восприятия искусства (Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин и др.);

- концепции о развитии творческих способностей у детей в процессе
художественного воспитания в целом и музыкального в частности (Н.А.
Ветлугина, А.И. Зимина, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, Э.П. Костина, О.П.
Радынова, Н.И. Сац, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая и др.).

Для реализации поставленных задач избраны следующие методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической
и музыкально-педагогической литературы;

обобщение собственного и передового педагогического опыта;

методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ педагогических ситуаций, сравнительный анализ занятий и другие;

- проведение констатирующего эксперимента, предусматривающего
выявление уровня музыкальности детей;

- і проведение формирующего эксперимента, включающего разработку
содержания и системы средств музыкального воспитания дошкольников на
основе синтеза искусств.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1994 по 2000 г.г. в несколько этапов, в процессе которых проводилось целенаправленное изучение исследуемой темы с разработкой её основных компонентов и апробацией их на практике. Первый этап (1994-1996) носил поисково-эмпирический характер. В рамках этого периода изучалась литература по проблеме исследования, производился анализ данных, полученных в результате наблюдений, разрабатывалась модель будущей экспериментальной работы.

Второй этап - констатирующий эксперимент (1997-1998) включал в себя продолжение анализа теоретических основ исследуемой проблемы (философия, психология, педагогика), и состояние её освещённости в специальной литературе. Разрабатывался понятийный аппарат, гипотеза, цель, задачи, методы исследования. Проводились наблюдения, контрольные тесты детей и их родителей с целью выявления проблемы сформированности музыкальности детей как основного исходного условия для начала следующего этапа эксперимента.

Третий этап - формирующий эксперимент (1998-1999) ставил своей целью апробацию на практике и выявление результативности разработанной модели развития музыкальности детей средствами комплексного взаимодействия искусств (музыки, театра и пластики).

Четвертый, заключительный этап (2000) был посвящен обработке данных, полученных в ходе экспериментальной работы и оформлению ее результатов в диссертационное исследование.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается: - в развитии понятия «музыкальность» применительно к детям дошкольного возраста;

в разработке теоретической модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств;

в определении педагогических условий эффективного функционирования разработанной модели развития музыкальности детей на практике.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях комплексного взаимодействия искусств. Разработанная методика и нотно-песенный материал могут быть использованы и в работе по музыкальному воспитанию в младших классах общеобразовательной школы, в творческих объединениях и художественных кружках.

Достоверность результатов исследования. Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на фактическом материале, полученном в опытно-экспериментальной работе. Достоверность результатов и выводов подтверждается математической обработкой и качественным анализом полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из направлений художественного воспитания дошкольников
является развитие их музыкальности. Музыкальность - это не только комплекс
способностей, отвечающих за специфические виды деятельности, но и
интегративная характеристика личности, участвующая в процессе ее
гармонизации.

2. Основой модели развития музыкальности дошкольников должен являться
комплекс дисциплин, объединяющий музыку, театр и пластику, т.к.
музыкальное воспитание в данном виде более эффективно и способствует
гармоничному развитию личности, затрагивая внутренний мир ребенка и
внешние его проявления, основой которых является игра.

3. Эффективность методики развития музыкальности основывается на
следующих компонентах: а) восприятие музыкального образа; б) его
выявление и развитие на вербальном уровне; в) пластическое отображение
образов; г) соединение накопленного образно-эмоционального опыта и
соответствующих навыков в единую театрально — музыкальную форму.

4. Важнейшим условием, влияющим на эффективность развития музыкальности детей, является вариативность каждого из предложенных элементов системы процесса обучения, которые могут видоизменяться по форме и по содержанию (может изменяться очередность этих элементов: сюжет предлагается детям уже готовый, а они выбирают из прослушанных музыкальных отрывков, наиболее подходящий для его иллюстрации).

Таким образом, собственно музыкально-драматическая постановка является не самоцелью, а лишь частью процесса гармонизации личности, его логическим продолжением, то есть имеет обобщающий характер. Весь процесс музыкально-театрального воспитания в целом направлен на наиболее полное раскрытие индивидуальности ребенка как творческой личности, расширение сферы его образного мышления с основной целью — научить сознательно оперировать результатами впечатлений и приобретенными навыками в процессе самовыражения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась

в педагогической практике автора в качестве педагога дополнительного образования в ДОУ № 23 «КАПЕЛЬКА» г. Орла в период с февраля 1994 г. по настоящее время;

в лекциях по дисциплине «музыкальное воспитание дошкольников» для студентов факультета «Педагогика и психология дошкольного воспитания» ОГУ;

в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах;

в выступлениях на заседаниях кафедры музыки ОГУ;

в публикациях по теме исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.

Психолого-педагогические и искусствоведческие аспекты проблемы формирования музыкальности

Основная задача педагогики на современном этапе - найти пути гармоничного развития человека, преодолев разрыв, создавшийся в результате отчуждения человека от им же созданного искусства. Необходимо, опираясь на научные концепции и методические разработки, определить направление воспитания человека будущего. Очевидно, что воспитание разносторонней личности должно начинаться как можно раньше, предшествуя узко профессиональной стадии в образования.

Полезно вспомнить опыт Древней Греции, где физическое воспитание не затмевало ни гуманитарного, ни художественного (Боэций, Пифагор). Речь идёт о синкретичности как основе педагогического процесса. Гармоничное сочетание всех его элементов, их взаимное проникновение должно стать основным средством воспитания. Это диктуется самой детской психологией, в которой отсутствует дискретное мышление. Для детей мир целостен, как он и есть на самом деле, взрослый же человек с его разноуровневым и плоскостно-ориентационным мышлением воспринимает окружающее раздельно, осознавая лишь часть целого в каждый конкретный момент.

Комплексный подход в воспитании должен помочь ребёнку в будущем, уже в процессе усвоения конкретных знаний и навыков, не абстрагироваться от целостного бытия, а ощущать себя его частью. И потому воспитание должно формировать в ребенке совокупность мировосприятия, мироощущения и творческой деятельности. Другими словами, гармоничное воспитание - это стремление дать возможность детям существовать в гармонии, ощущать и творить гармонию. И потому основная цель воспитания прекрасным - пробудить желание к сотворчеству изначально заложенное в любом ребёнке. Вослриятие-основа любого вида воспитания. Абстрактный вид искусства, каковым является музыка, требует восприятия посредством слушания. И ни какой, даже самый красочный рассказ о музыке не заменит живого звучания произведения.

Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет - это значит суметь отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Дж.Брунер определил восприятие как "процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, относя сигналы к определенной категории" (30а, с. 75). Восприятие же музыки может осуществляться уже тогда, когда ребенок еще не может включиться в другие виды музыкальной деятельности. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех периодах дошкольного детства.

Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Известный музыкант - психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, какой состоялся психический процесс. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие, прочувствованное и осмысленное. "Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический феномен". В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, "как нечто слышимое и действующее на орган слуха"(94, с.36 - 41).

Важно формировать именно музыкальное восприятие - восприятие, "адекватное музыке, ее художественному смыслу" (95, с. 91). Музыкальное восприятие - это активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях.

Состояние сформированности музыкальности детей в условиях традиционной системы воспитания дошкольников

Констатирующий эксперимент, проводившийся в 1997 - 1998 учебном году в ДОУ № 23 "КАПЕЛЬКА", ставил целью выявление уровня музыкальности у детей средней и старшей групп. В ходе проводившейся работы был выявлен ряд факторов, влияющих на объективность результатов исследования. Таковыми стали прежде всего корректность применения методики диагностики, т. е. ее соответствие методам воспитания. В связи с этим встал вопрос о поиске или разработке необходимой системы тестирования.

Из уже существующих и апробированных на практике методик диагностики музыкальных способностей мы выбрали наиболее приемлемую в данном случае методику, разработанную К.В.Тарасовой (см.1.3.). Но в ходе работы был выявлен еще ряд факторов, влияющих на "чистоту" эксперимента, на его объективность. Таковыми являются: время проведения занятия (до обеда или после него, день недели), загруженность детей другими занятиями в течение дня, привычность обстановки (в каком зале, с каким из воспитателей проводится занятие) вплоть до того какое настроение в этот день у лидера группы.

Учет вышеперечисленных и ряда других условий потребовал уже на первоначальном этапе работы педагогической гибкости и помощи руководства ДОУ, где проводился эксперимент.

Данные наблюдений имеют практическую ценность для всякого начинающего педагога-дошкольника. Очень важно вовремя выявить основные факторы, влияющие на активность детей на занятии, их внимание и желание сотрудничать с педагогом. Последнее также является важнейшим условием в работе с дошкольниками. Только педагогика сотрудничества может дать в работе с детьми искомый результат. Даже поддержание элементарной дисциплины на занятии должно являть собой синтез знаний возрастной психологии, дидактических принципов и методики воспитания. Причем каждая группа, как и каждый ребенок в отдельности имеют свой характер и свое лицо. Даже погодные условия (на всех по-разному) могут повлиять на ход занятия.

Очень важным является понимание родителями целей и задач музыкально-эстетического воспитания их детей. Чаще всего приходится сталкиваться с пассивно- положительным отношением. Родителям нравится, когда их дети в ярких костюмах танцуют и поют со сцены, но не более того. Однако цель воспитания, как уже неоднократно было сказано, не музыкальная сказка, поставленная с участием детей, а развитие у них музыкальности. Ведь заученная посредством частых повторений "схема" ничего, кроме чувства "надоедливости", детям не дает.

С целью выявления отношения и понимания родителями необходимости выше названного вида воспитания, была разработана анкета для родителей (см. приложение 2).

После обработки полученных данных мы получили следующие результаты:

-на первую группу вопросов все участники ответили "положительно", т. е. все родители понимают смысл работы и приветствуют ее; -на вторую группу вопросов были более разнящиеся между собой ответы: 50% выбрали "а" вариант т.е. решили помочь в проведении эксперимента, 30% -"б" т.е. решили сами как считают необходимым воспитывать своих детей, и только 20% считают это делом педагогов; результаты по третей группе вопросов были таковы: 70% считают что в будущем это поможет их детям справляться с проблемами в жизни, 30% думают о пользе музыкально-театральных занятий в освоении будущей профессии. Последний вариант ответа не выбрал никто.

Подобные результаты анкетирования родителей только подтвердили наше предположение о необходимости экспериментальной работы. Впоследствии родители проявляли интерес к эксперименту, помогая в подборе костюмов и с удовольствием приходили досмотреть на успехи своих детей. По всей видимости, полученные результаты этой части констатирующего эксперимента являются показателем общей тенденции в семейном воспитании.

Реализация модели развития музыкальности детей

Игра не является "обыденной" жизнью. Она выходит из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую собственную направленность. Даже малое дитя знает, что оно играет лишь "как будто взаправду", что все происходящее в игре - "понарошку". Данное свойство игры дает прекрасную возможность "проживать" то, что пока просто невозможно либо недопустимо в реальной жизни, или предполагает многократное "проживание" каких-либо ситуаций. Игра лежит за рамками непосредственного удовлетворения нужд и страстей человека, то есть имеет незаинтересованный характер. Игра удовлетворяет потребность человека в коммуникации, "общежитии", то есть совместном проживании. Именно поэтому люди так тянутся друг к другу во время игры (А.С.Прутченков).

Игра обособляется от "обыденной" жизни местом действия и продолжительностью. Именно изолированность составляет один из отличительных признаков игры. Она "разыгрывается" в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. Это свойство игры необходимо учитывать при ее разработке и проведении, специально создавая игровое пространство, внутри которого царит собственный порядок. Игра творит этот порядок. В несовершенном мире и сумбурной жизни она создает временное, ограниченное совершенство, которое хорошо чувствует играющий человек. Порядок, устанавливаемый игрой, имеет непреложный характер, малейгаее отклонение от него расстраивает игру, лишает ее собственного характера и обесценивает. Свойство игры давать пусть временное ощущение совершенства и гармонии с миром очень ценно для педагогики, для практики общения с детьми и взрослыми людьми (104, с. 7-16).

Игра заканчивается в определенный момент, когда она сыграна, но пока она длится, в ней царит движение, подъем и спад, чередование, завязка и развязка. И будучи сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, то есть становится культурной формой, поэтому дети надолго запоминают то, что происходит во время игры, мысленно обращаются к минутам и часам, проведенным за игрой.

Повторяемость, которая характеризует не только игру в целом, но и ее внутреннюю структуру, есть одно из существеннейших свойств игры. Элементы повтора, рефрена, чередования встречаются во всех развитых игровых формах.

Игра имеет склонность быть красивой. Этот эстетический фактор тождествен стремлению творить, что оживляет игру во всех ее видах. Она исполнена двух благороднейших качеств: ритма и гармонии.

Особое место в игре занимает напряжение, которое связано с чувством неуверенности, неустойчивости, дает некий шанс или возможность. Чтобы нечто "удалось", требуются усилия. Игра приобретает соревновательный характер, который в азартной игре может достичь крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость и удаль, выносливость и духовные силы. Это прекрасная возможность для всесторонней диагностики ребенка, и ее следует использовать с максимальной отдачей.

У каждой игры есть свои правила, которые диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры безусловно обязательны. Стоит их нарушить, и все здание игры тотчас же рушится, а игра становится невозможной, перестает существовать. Это следует помнить организаторам игры (13 8, с. 17-22).

И.Хейзинга дает обобщающее определение игры: "свободная деятельность, которая осознается как "не взаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющими, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не имеет пользы, — свободная деятель-ность, которая совершается внутри намеренно ограниченного про-странства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам" (138, с.24)

Похожие диссертации на Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (На материале дошкольного обучения)