Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие креативности подростка в семейной студии Лившиц Борис Рудольфович

Развитие креативности подростка в семейной студии
<
Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии Развитие креативности подростка в семейной студии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лившиц Борис Рудольфович. Развитие креативности подростка в семейной студии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Воронеж, 2003 212 c. РГБ ОД, 61:04-13/273-2

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКА

В СЕМЬЕ 14

  1. Креативность как научная проблема 14

  2. Компонентная природа креативности 43

  3. Влияние родительско-детских отношений на развитие креативности подростка 65

Выводы по первой главе 85

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКА В СЕМЕЙНОЙ
СТУДИИ 89

  1. Модель психолого-педагогических условий развития креативности подростка в семейной студии 89

  2. Формы и методы создания психолого-педагогических условий развития креативности в семейной студии 116

  3. Опытно-экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития креативности подростка в семейной студии 138

Выводы по второй главе 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

БИБЛИОГРАФИЯ 166

ПРИЛОЖЕНИЯ 181

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация настоятельно диктует качественное изменение оценки человека как члена общества. Этот процесс затрагивает все социальные слои и особенно сказывается на становлении еще несформировавшейся личности, на детях и подростках.

Динамика событий жизни, спрессованных в небольшом временном отрезке, подразумевает в человеке творческий и продуктивный подход к любым изменениям. Актуальной становится проблема создания условий для становления личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические и художественно-эстетические ценности. Человек, способный противодействовать навязываемым формам поведения и общения, активно искать и вырабатывать индивидуальные формы социально-психологической адаптации к действительности, должен быть Личностью. Личностью Творческой, способной адекватно и гибко решать встающие перед ней проблемы, познающей и уважающей себя, но умеющей ценить и уважать других, способной полноценно жить в человеческом обществе.

Решение такой задачи ведет к пересмотру ключевых педагогических позиций. Изменение подхода к обучению и воспитанию как психолого-педагогическим феноменам порождает несвойственные ранее характеристики этих процессов: ценностно-смысловую направленность, диалогичность, сотворчество субъектов образовательного процесса. В традиционной педагогике (в том числе и семейной) преобладает субъект-объектное отношение к ребенку (Я.А.Коменский, И.-Ф.Гербарт), которому отводится роль объекта, обреченного пассивно воспринимать накопленный опыт старших поколений (родителей, учителей). В современной педагогике все чаще ребенок выступает в качестве субъекта учебной деятельности, как личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации. Уделяется повышенное внимание творческому потенциалу человека, созданию среды,

4 способствующей его саморазвитию. Такой подход требует ответа на вопросы: что характеризует подростка как целостную личность? Какие условия для этого являются оптимальными? Поиск ответов на эти вопросы должен осуществляться не вопреки, а вследствие организованной педагогической системы развития, воздействия на ребенка.

Специфика сегодняшней ситуации в области воспитания зачастую определяется инерционным следованием традиционным подходам. Их основными показателями являются: ориентация на накопление знаний, умений и навыков посредством передачи и воспроизведения готового опыта; опора (чаще скрытая) на авторитарный подход, в результате чего в сознание воспитанника внедряется единственно возможный способ поведения, мышления; сохранение методической реализации целей и содержания учебно-воспитательного процесса с использованием все более маскируемых авторитарных стилей педагогического «руководства».

Но сегодня необходимы иные условия формирования личности подростка. От него требуется творческое, самостоятельное мышление, умение принимать нестандартные решения, действовать решительно, но не нанося ущерба окружающим.

Поиск альтернативных подходов, подразумевающих создание условий для боле целостного проявления, развития и саморазвития индивида, привел к идее личностно - ориентированного образования. В этой педагогической системе предполагается актуализация и развитие личностных функций индивида; в ее содержании образовательный стандарт органически сочетается с личным опытом обучающегося; технологии стимулируют личностные структуры сознания и обеспечивают субъектную позицию ученика и его саморазвитие. Это подразумевает высокую степень самоактуализации (по Маслоу), в основе которой - реализация творческого потенциала креативной личности.

Современный уровень развития психолого-педагогической науки предполагает успешное рассмотрение проблемы развития креативности

5 личности, способной к творческому саморазвитию. В частности разработаны теоретические положения о сущности и структуре креативности и творческого процесса (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, А.М.Матюшкин, С.Медник, Я.А.Пономарев, Е.П.Торранс); создана психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности, закономерностей ее формирования как системы отношений (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Е.Л.Яковлева); рассматривается природа творческой одаренности (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков, Б.М.Теплов); рассмотрены условия возникновения творческой активности (А.Г.Маслоу, К.Р.Роджерс, Н.В.Хазратова, М.А.Холодная); условия самореализации и социализации личности, ее саморазвития (И.С.Кон, И.Б.Котова, А.В.Мудрик, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов); исследованы различные аспекты развития творческого потенциала в процессе обучения (В.Н.Дружинин, Е.А.Крюкова, В.И.Лещинский, Б.Эдвардс); разработаны основные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Ф.Каптерев, Д.Б.Эльконин). В последнее время значительно возрос интерес науки к психолого - педагогической роли различных форм искусства во внутренней гармонизации личности и раскрытию ее творческого потенциала средствами арт-терапии, драма-терапии, сказко-терапии и т.д. (Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, А.И.Копытин, А.А.Мелик-Пашаев, Б.Эдвардс).

Историко - философский аспект данной проблемы рассматривается в трудах философов прошлого и настоящего (Г.С.Батищев, Н.А.Бердяев, И.Кант, М.Мамардашвили, М.Монтень, Ж.П.Сартр, В.С.Соловьев, К.Г.Юнг).

Особого внимания требует изучение условий, влияющих на развитие креативности подростка. Известно, что процесс формирования личности не происходит в изолированной среде (даже при стремлении создать такую), он осуществляется в контексте активного общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой информации. В

6 результате личность развивается, усваивая духовную культуру, ее гуманистические ценности, приобретает навык сопереживания с другими.

Создание воспитательных условий, среды, в которой могла бы развиваться творческая личность - задача чрезвычайно сложная. Такая среда - явление многокомпонентное. Но определяющее влияние на формирование личности ребенка оказывает взрослый человек, в первую очередь - самый близкий, т.е. родители. Их отношение, поддержка и одобрение составляют необходимое условие гармонизации ребенка с окружающей средой. Зачастую отмечается неумение, неспособность родителей адекватно реагировать на проявление ребенком креативных качеств, без которых не может состояться творческая личность. Остается доминирующей инерция авторитарного подхода в построении семейных взаимоотношений. Такой подход, как правило, порождает проблемы в отношениях между родителями и детьми: с одной стороны, родительско-детские отношения определяют становление личности ребенка, в том числе и его творческих способностей, с другой, у родителей отсутствует опыт создания этих взаимоотношений.

В результате возникает несоответствие между осознанной необходимостью создания условий для развития личности и неспособностью, неумением их реализации на уровне первичного личностного пространства, т.е. в семье.

Следует отметить, что при всем многообразии появившихся в последние годы психолого-педагогических исследований, недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется педагогике внутрисемейных отношений. Особенно с точки зрения их влияния на развитие креативности ребенка. При этом подробнее рассматриваются условия творческого развития дошкольника. Но в этом возрасте и в семье ребенку уделяется пристальное внимание, которое сохраняется практически до конца начальной школы, т. е. до начала подросткового возраста. После этого развитие ребенка очень часто перекладывается на учителей и педагогов. Это приводит к тому, что область семейных отношений чаще исследуется в психотерапевтическом аспекте. Рассматриваются стадии, в которых уже

7 проявился конфликт, дискомфорт во взаимоотношениях родителей и детей. Анализируются критические состояния ребенка, требующие психотерапевтического, психолого-коррекционного вмешательства. Востребованность большого количества разработок в данном направлении еще в большей мере актуализирует поиск форм педагогического воздействия с целью предотвращения кризисных ситуаций. Необходимо учитывать и то, что подростковый возраст рассматривается психолого-педагогиеской наукой как сензитивный период для развития творческих способностей, творческого мышления. Поэтому сегодня нужна практика обучения родителей адекватному восприятию собственного мнения ребенка, умению оставлять за ним право личностного выбора, становясь при этом примером в поиске неординарного, творческого решения той или иной проблемы.

Работа в данном направлении сопряжена с рядом трудностей: нет однозначности в определении понятия «креативность», недостаточно определена ее структура; отсутствуют методические разработки по работе с родителями с целью приобретения ими навыка организации креативной среды; не разработан способ определения результативности психолого-педагогического взаимодействия в рамках семьи.

Исследование семейных взаимоотношений с точки зрения их влияния на креативность ребенка позволяет выделить следующие противоречия: -между важностью влияния семейной среды на развитие творческих способностей ребенка и недооценкой этого влияния в практике семейной педагогики; -между необходимостью реализации родительского потенциала в развитии креативности подростка и отсутствием практической системы обучения и вовлечения родителей в этот процесс; -между тем новым значением, которое приобретает в современных условиях развитие креативности у подростков и попыткой его осуществить старыми авторитарными методами.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы психолого-педагогичесие условия, способствующие включению семейной среды в процесс развития креативности подростка?

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие креативности подростка в семейной студии.

Объект исследования - процесс работы семейной Студии творческой экспрессии Воронежского еврейского общинного центра «Бейт Мишпаха Дом семьи».

Предмет исследования - развитие креативности подростка во взаимоотношениях с родителями.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что семейное взаимодействие, со-творческая деятельность могут стать определяющим фактором и действенным стимулом в развитии креативности подростка, если: -в процессе групповой работы складываются отношения, основанные на принципах свободы, принятия, понимания и правдивости, направленные на гармонизацию родительско-детского взаимодействия; -создается креативная среда на принципах диалогизации, безопасности, добровольности, активности, включающая образцы креативного поведения, способствующая формированию творческой мотивации; - использована групповая форма работы, в ходе которой активизируются сопутствующие креативному процессу личностные структуры -мотивационная, волевая, эмоциональная и т. д. -содержанием занятий в семейной студии становятся творческие задания, предполагающие совместную деятельность подростков и родителей, при умении воспринимать индивидуальность, самостоятельность, оригинальность другого каждым из них.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

9 -систематизировать отечественные и зарубежные научные взгляды на проблему творчества и природу креативности; - выявить особенности влияния семейных взаимоотношений на развитие креативности подростка в процессе работы семейной студии; -разработать и научно обосновать модель психолого - педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие креативности подростка в семейной студии; - экспериментально проверить модель психолого-педагогических условий развития креативности подростка в семейной студии.

Общетеоретической и методологической базой исследования являются: концептуальные положения философии о сущности творчества (Г.С.Батищев, Н.А.Бердяев, М.Мамардашвили); психологический анализ природы и структуры креативности, закономерностяей ее формирования и развития (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, Т.Рибо, Б.М.Теплов, Е.П.Торренс); положения педагогики о значении и путях развития творческих способностей (А.А.Мелик-Пашаев, В.А.Сластенин, Б.Эдварде); концепции психоаналитического направления (А.Адлер, А.Фрейд, З.Фрейд, Э.Фромм); концепции гуманистического направления (А.Маслоу, Л.А.Петровская, К.Роджерс, В.Франки); исследования в области гуманизации учебно-воспитательного процесса, педагогики сотрудничества, личностно - ориентированного образования, диалогического общения (О.Газман, Е.А.Крюкова, В.И.Лещинский, В.В.Сериков); исследования в области средового влияния на развитие креативности (В.Н.Дружинин, Н.В.Хазратова); роли семьи в формировании творческой личности (И.В.Бестужев-Лада, А.Б.Боссарт, Т.Гордон, Л.Демоз, П.Ф.Каптерев, В.Сатир, Э.Фромм); арт - педагогика (Б.Болл, А.И.Копытин, Х.Б.Ландгартен, М.Милнер, Ю.АПолуянов, Г.Шоттенлоэр).

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; обобщение и анализ

10 педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; педагогическое моделирование; диагностические (тестирование, анкетирование, собеседование, самооценивание); целенаправленное педагогическое наблюдение; анализ продуктов художественно - изобразительной деятельности; экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты); статистические методы обработки материалов.

Опытно - экспериментальной базой исследования стала работа семейной Студии творческой экспрессии Воронежской городской общественной организации «Еврейский Общинный центр «Бейт Мишпаха -Дом семьи»; работа выездных (зимних и летних) семейных лагерей в 2000 -2002 годах. Исследованием было охвачено 114 семей (полных 63, неполных 51, с одним ребенком -76, с двумя и более детьми 38). Всего - 329 человек.

Научно — исследовательская работа проходила в период с 1997 по 2002 год и состояла из четырех этапов.

Первый этап И 996 - 1998 г.) - анализ философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, формирование цели, гипотезы, задач исследования, определение структуры работы.

Второй этап И 998 - 1999 г.) - поиск методов и форм работы с детьми и семьями, подбор и разработка методик диагностики креативности. Разработка программы «Актуализация креативного потенциала в семейном взаимодействии»;

Третий этап (1999 - 2001 г.) - комплексное психолого-диагностическое исследование, постановка эксперимента, анализ эффективности используемых методик и упражнений. Коррекция программы «Актуализация креативного потенциала в семейном взаимодействии».

Четвертый этап (2001 - 2002 г.) - систематизирование и обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - впервые проведены анализ и обобщение педагогического и психолого- педагогического опыта гармонизации семейных взаимоотношений с целью исследования семейного влияния на развитие креативности подростка; -выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия целенаправленного развития креативности подростка под влиянием среды, в первую очередь - семейной, через систему творческих заданий и актуализацию личностных креативных компонентов; -создана целостная система развития креативности подростка в семейной студии; - впервые развитие креативности подростка рассматривается в процессе семейного взаимодействия, гармонизации родительско-детских отношений; - анализируется и уточняется компонентная природа креативности; -теоретический подход к креативности с точки зрения компонентного содержания позволяет процесс ее развития сделать личностно-ориентированным; -создана модель психолого-педагогических условий развития креативности подростка в семейном взаимодействии, разработаны различные формы ее эффективного применения в реальной действительности.

Практическая значимость исследования: -разработаны структура и содержание занятий, развивающих потенциальные творческие возможности детей и гармонизирующие родительско-детские отношения; -выявлены и экспериментально апробированы критерии определения уровня развития креативности при совместной и индивидуальной творческой деятельности; -разработанная методика развития креативности, содержание и формы занятий применимы в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования.

Практическая ценность исследования определена возможностью непосредственного внедрения его результатов в практику работы педагогов с семьями, руководителей семейных студий и выездных тематических сессий. Результаты исследовательского эксперимента показывают возможность актуализации, развития творческих способностей родителей. Это определяет

12 перспективу использования материалов исследования в работе с различными возрастными группами.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных данных, аргументирована с позиции результатов научного поиска и анализа фактических материалов, полученных в ходе проведенного эксперимента; применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам исследования; сопоставляемостью данных, полученных разными методами исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

Продуктивное развитие креативности подростка возможно при гармонизации родительско-детских отношений в семейном взаимодействии, основанном на принципах свободы, понимания, принятия и правдивости.

Процесс развития креативности подростка в семье эффективным делает креативная среда, включающая в себя творческое взаимодействие, основанная на принципах диалогизации, безопасности, добровольности и активности.

Подход к креативности с точки зрения компонентного содержания позволяет процесс развития творческих способностей сделать личностно-ориентированным, а их диагностику более объективной.

Развитию креативности подростка способствуют психолого-педагогические условия, включающие в себя как гармонизацию родительско-детских отношений и создание креативной среды, так и систему творческих заданий, актуализирующих компонентные составляющие креативности.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили с 1999 по 2003 год в семейной Студии творческой экспрессии Воронежского еврейского общинного центра «Бейт Мишпаха Дом семьи»; с 2001 года разработанная программа используется в работе Московского еврейского общинного дома (МЕОД); материалы исследования широко используются в работе Ярославского еврейского культурного центра «ЦеУльмад».

Основные результаты исследования отражены в публикациях автора в межвузовских сборниках научных трудов; излагались на всероссийской научно-практической конференции «Одаренность: рабочая концепция» (Воронеж, 2002); на российской научно-практической конференции «Историко-педагогическое наследие П.Ф.Каптерева и проблемы современного образования» (Воронеж, 2002).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. В тексте диссертации содержится 6 таблиц, 5 схем. Библиография включает 196 источников. В приложении приводятся тексты используемых методик и упражнений.

Похожие диссертации на Развитие креативности подростка в семейной студии