Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические особенности преодоления социальной дезадаптации подростков в условиях детской театральной студии Голуб Владимир Львович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голуб Владимир Львович. Педагогические особенности преодоления социальной дезадаптации подростков в условиях детской театральной студии: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Голуб Владимир Львович;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2013

Введение к работе

Актуальность исследования. В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года (№ 761) особо подчеркнута роль детей как субъектов реализации данной стратегии.

Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Поэтому основным содержанием нового понимания социализации является перевод ребёнка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать и реализовывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов.

Однако в современных психо лого-педагогических исследованиях отмечается, что в развитии современных детей четко проявляются противоречия, реально отражающие переходное состояние общества. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентации, возросшее стремление к самоутверждению, резко изменилась личностная направленность.

Театр как самостоятельное явление культурной жизни общества, представляет собой не только увлекательное зрелище, но, прежде всего, это своеобразная панорама человеческой жизни, своеобразный диалог поколений. Достигая подросткового и раннего юношеского возраста, дети не теряют потребности в игре, но приобретают активный интерес к театру, зрелищам. То, что М.М.Бахтин называл «карнавальной культурой», граничащей с субкультурой и являющейся ее отражением.

В психолого-педагогической науке наметились два направления в изучении психологических явлений в асоциальных подростково-молодежных группах: индивидуально-психологическое, или общепсихологическое - и криминально-социологическое. Этот подход означает, что центром профилактического воздействия является личность участника группы, ее индивидуально-психологические свойства, психические свойства и состояния.

Степень научной разработанности проблемы.

Психофизиологические и психологические предпосылки

трудновоспитуемости и дезадаптации рассматривались в трудахА.С.Макаренко, С.А. Беличевой, Т.Д. Молодцовой, М. Раттера, В.А.Сухомлинского, и др. Исследования И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, Н.Н. Толстых, И. Лангмейера, 3. Матейчека, и др. раскрывают особенности влияния эмоциональных и сенсорных деприваций на психическое развитие детей и подростков.

Вопросы педагогической реабилитации детей и подростков, имеющих проблемы здоровья и обучения нашли отражение в публикациях Б.Н. Алмазова,

С.А. Беличевой, Н.Ф. Головановой, Т.А. Елисеевой, Л.Я. Жилиной, Т.Д. Молодцовой, A.M. Руденко, СИ. Самыгина, О.И. Шудеговой, Т.О.Ушаковой.

Социальное творчество рассматривается как основа раскрытия потенциала личности; фактор успешной самореализации; важнейший механизм развития как личности, так и общества; социально-духовный феномен, регулирующий взаимодействие людей в обществе через организацию добровольческой деятельности и социального служения молодежи (Л.В. Байбородова,, В.М.Басова, В.Н.Иванченко, С.Ю.Канина, А.Г.Кирпичник, Р.А.Литвак, М.И. Рожков, Е.Н. Сорочинская ,И.И.Фришман).

Детский театр рассматривается как своеобразная экспериментальная площадка, моделирующая жизненные ситуации и предлагающая пути решения актуальных социальных проблем (О.А.Антонова, Е.Р.Ганелин, Ю.П. Кустов, СИ. Лебедева, С.В.Никитин, Е.В.Кузнецов, Т.В. Лаврова, Г.Г.Майорова, М.С.Смирнова).

Вместе с тем отметим, что проблема преодоления и профилактики дезадаптации воспитанников детских творческих коллективов еще ждет своего разрешения. Слабо изученными являются уровни комплексной дезадаптации подростков. Остается малоисследованной проблема педагогически эффективной диагностики дезадаптации и педагогической интерпретации получаемых результатов, отсутствуют разработки личностно ориентированных моделей и педагогических технологий работы с воспитанниками

Мы разделяем точку зрения, что социальная дезадаптация подростка -это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды, возникающий вследствие неблагоприятных факторов, влияющих на развитие и условия существования индивида.

Предпринятый нами анализ научной литературы обусловил ряд принципиальных противоречий между:

- возможностями и необходимостью комплексного подхода к
профилактике и преодолению социальной дезадаптации подростков
средствами воспитательного пространства детской театральной студии и
отсутствием научного похода к решению данной проблемы;

построением отношений между всеми субъектами педагогического процесса, предполагающей индивидуальный и дифференцированный подходы, и неразвитостью технологий развития социальных компетенций в театрально-художественной деятельности;

актуализацией процесса внедрения социальных проб и ситуаций в контексте жизненных знаний подростков и низким уровнем мотивации воспитанников в деятельности детской театральной студии во включение в решение этих ситуаций;

необходимостью широкого использования в деятельности детской театральной студии игровой деятельности как средства самопроявления юных артистов и недооценкой этого процесса.

Сформулированные выше противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке модели профилактики социальной дезадаптации подростков в условиях детской театральной студии.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические особенности преодоления социальной дезадаптации подростков в условиях детской театральной студии.

Объект исследования: деятельность детской театральной студии по профилактике и преодолению социальной дезадаптации детей подросткового возраста.

Предмет исследования: содержание, формы и методы деятельности детской театральной студии, направленные на профилактику социальной дезадаптации подростков.

Гипотезы исследования:

- процесс профилактики и преодоления социальной дезадаптации
подростков может быть разработан и внедрен в практику детской театральной
студии как педагогическая модель профилактики и преодоления социальной
дезадаптации подростков на основе специальных технологий «погружения» в
воспитательное пространство театра;

специальные педагогические технологии «погружения» в воспитательное пространство театра могут способствовать раскрытию потенциальных возможностей технологий профилактики социальной дезадаптации юношества в процессе театрально-художественной деятельности; использование в реальной практике педагогической модели профилактики и преодоления социальной дезадаптации подростков способно актуализировать в практике детского театрального коллектива комплексную диагностику подростковой дезадаптации, через организацию совместной творческой деятельности, взаимодействия субъектов педагогического и творческого процессов, дифференцированного и индивидуального подходов в отборе и внедрении технологий развития социальных компетенций подростков;

- целесообразно разработать систему методических рекомендаций по
использованию модели профилактики и преодоления социальной дезадаптации
подростков на основе специальных технологий «погружения» в
воспитательное пространство театра в массовом педагогическом опыте.

В соответствии с поставленными объектом, предметом, целью и гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать историю создания детских театров в России и особенности влияния детского театра на процесс социализации подростков.

  2. Уточнить понятие «дезадаптация», рассмотреть процесс социальной дезадаптации подростков как системного, комплексного явления, его ведущие направления и уровни.

  3. Выявить психолого-педагогические возможности детской театральной студии как фактора социализации и профилактики дезадаптации подростков.

  1. Обосновать диагностику социальной дезадаптации подростков в процессе театрально-художественной деятельности.

  2. Разработать и внедрить модель профилактики социальной дезадаптации подростков в деятельности детской театральной студии, на основе отбора вариативных педагогических и специальных технологий.

Методологическую основу исследования составили системный, аксиологический, культурологический, средовый, личностно-деятельностный подходы в анализе психолого-педагогических и социальных явлений; философские идеи гуманизма, положения о биосоциальной сущности человека как личности, его социализации и адаптации в социуме; идеи социальной обусловленности развития личности ребенка, положения о взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, социальной деятельности и творческой сущности подростков и юношества.

Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные положения философии, психологии, педагогики: концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (А.А. Анцыферова, О.А. Ахвердова, А.В. Беляев, Н.Н. Волоскова, В.Н. Гуров, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.); концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Д. Днепров, И.Д. Зверев, И.А. Зеньковский, В.А. Караковский, С.А. Козлова, Г.Б. Корнетов, И.А. Колесникова, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.); концепции личностно ориентированной воспитательной парадигмы (И.В. Абакумова, Е.В. Бондаревская, П.Н. Ермаков, В.В. Сериков и др.); труды, посвященные анализу психологии подростков и свойственных этому возрастному периоду трудностей (Л. С. Выготский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина,А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн и др.); работы, в которых реализуется структурно-содержательный анализ дезадаптации подростков, ее уровни и диагностика; концепции театральной педагогики (В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, З.Я. Карагодский, М.О. Кнебель, В.И. Немирович-Данченко, СВ. Образцов, Н.И. Сац, А.И., и др.); теоретико-методологические основы педагогической технологии (Г.К. Селевко, А.Г. Хуторской и др.).

Для выполнения намеченной исследовательской программы использовались методы: теоретические - анализ, синтез, интерпретация, концептуализация и моделирование; эмпирические - наблюдение, тестирование, анкетирование, обобщение результатов, опытно-экспериментальная работа, обобщение педагогического опыта, изучение творческих работ воспитанников.

Эмпирическую базу исследования составляют данные опытно-
экспериментальной работы, проведенной на базе образцового
художественного самодеятельного коллектива детской театральной студии
«Веселая компания» г. Геленджика, а также во Всероссийском детском центре
«Орленок». Всего приняло участие в исследовании 400 подростков.

Исследовательская работа проходила с 2001 по 2013 гг. и условно может быть разделена на этапы.

Первый этап (2001-2003 гг.) был связан с поиском методологических и-теоретических оснований для разработки модели и личностно ориентированной педагогической технологии профилактики и преодоления дезадаптации подростков, воспитывающихся в условиях детских театральных коллективов. Изучалась философская, педагогическая, психологическая, социологическая, культурологическая литература с целью выработки методологически обоснованного и комплексного подхода к заявленной проблеме.

На втором этапе (2003-2008 гг.) проводился а) отбор методик диагностики комплексной дезадаптации подростков; б) разрабатывалась стратегия реабилитации воспитанников детской театральной студии на основе полученных диагностических данных; в) разрабатывалась комплексная теоретическая модель и педагогические технологии профилактики и преодоления дезадаптации воспитанников средствами художественной деятельности.

Третий этап (2008-2013 гг.) был посвящен опытно-экспериментальной проверке выдвинутых в нашем исследовании положений.

Достоверность полученных результатов обеспечена исходными методологическими позициями, соответствующими цели и задачам исследования, адекватностью использованных методов исследования, соотнесением результатов различных методик; согласованием количественного и качественного анализа эмпирических данных, а также применением статистических методов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Теоретически и эмпирически обоснована совокупность организационно-педагогических условий профилактики и преодоления социальной дезадаптации воспитанников детской самодеятельной театральной студии;

- обоснована необходимость и доказана возможность использования
детской самодеятельной театральной студии как фактора профилактики и
преодоления социальной дезадаптации юношества в единстве с педагогическим
влиянием семьи и школы;

- на основе культурологического, аксиологического, личностно-
деятельностного и средового подходов спроектирована модель процесса
профилактики и преодоления социальной дезадаптации воспитанников детской
самодеятельной театральной студии, отражающая возможность влияния
участия в творческой деятельности на развитие социальных компетенций,
адекватных умений и навыков, дополняющих, развивающих и корректирующих
процесс социализации в подростково-юношеском возрасте;

формирование позитивной мотивации воспитанников, способствующих их социальной адаптации и преодоления дефектов

социализации; средствами театрально-художественной и просоциальной деятельности;

создание и обогащение социокультурного пространства, способствующего созданию совместного продукта творческой деятельности детей и взрослых;

- развитие социальной компетентности воспитанников, в процесс
участия в театрально-художественной деятельности и являющейся средством
профилактики социальной дезадаптации в среде;

овладение педагогом детского театрального коллектива и родителями технологиями развития социальной компетентности детей;

разработка и апробация диагностического инструментария оценки сформированности социальной компетентности воспитанников средствами творческой деятельности, в основу которых положены такие критерии, как эмпатия, сотрудничество и взаимодействие, ответственность, самодисциплина, познавательная активность.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: расширены теоретические представления о профилактике и преодолении социальной дезадаптации как комплексного явления;

уточнена сущность понятия «социальная дезадаптация подростков», понимаемого как процесс и результат внутренней и (или) внешней дисгармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности и поведения, дисгармонии системы личных и общественных отношений;

теоретически обоснован и содержательно раскрыт генезис развития детского театра в России и его вклад в социализацию детей, подростков и юношества в России;

теоретически обоснована структурно-функциональная модель профилактики и преодоления социальной дезадаптации воспитанников детской самодеятельной театральной студии, представляющей собой сложное системное образование, результатом которого является коррекция осложненного поведения подростков и юношества;

теоретически обоснован комплекс педагогический условий профилактики социальной дезадаптации воспитанников детской самодеятельной театральной студии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания, форм и методов социальной дезадаптации подростков и юношества в условиях самодеятельного театрального коллектива; диагностического инструментария позволяющего определить эффективность реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешности процесса профилактики и преодоления социальной дезадаптации подростков и юношества.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального учреждения культуры «Автоклуб» г. Геленджик, на базе

которого функционирует детская театральная студия , Всероссийском детском центре «Орленок». Отдельные положения диссертации апробированы в деятельности детских театральных коллективов гг. Казани, Ростова-на-Дону. Положения, выносимые на защиту: -процесс профилактики и преодоления социальной дезадаптации подростков как педагогическая модель на основе специальных технологий «погружения» в воспитательное пространство театра отражает возможность влияния участия в творческой деятельности на развитие социальных компетенций, адекватных умений и навыков, дополняющих, развивающих и корректирующих процесс социализации в подростково-юношеском возрасте;

-специальные педагогические технологии «погружения» в воспитательное пространство театра обеспечивают ценностно-смысловое отношение подростков к ситуации собственной жизни и актуализацию собственных усилий личности в ее изменении и способствуют преодолению социальной дезадаптации;

-теоретическая модель и педагогическая технология предупреждения дезадаптации воспитанников детской театральной студии основывается на необходимости приоритета личности и индивидуальности, необходимости стимулирования и развития мотивационно-смысловых детерминант творческой активности, свободу выбора способов самоактуализации и самореализации в театральном творчестве;

- диагностические данные об уровнях комплексной дезадаптации воспитанников детской театральной студии должны быть использованы как основания для отбора адекватных социальных проб и ситуаций психолого-педагогических средств реабилитации в рамках педагогических технологий, реализации индивидуального и дифференцированного подходов, налаживания диалогического характера взаимодействий в художественном и социализирующих процессах, а также для оценки педагогической эффективности этих взаимодействий; в разработке модели и технологии профилактики дезадаптации в условиях детской театральной студии.

-разработанная модель и педагогические технологии профилактики и преодоления социальной дезадаптации подростков на основе специальных технологий «погружения» в воспитательное пространство театра могут быть использованы в реальной педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Данные, полученные в исследовании, обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики и молодежной политики факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2008-2012); в ходе чтения лекций перед педагогами и слушателями педагогического колледжа ВДЦ «Орленок» (2008-2011), студентов филиала Сочинского государственного университета (2010-2012), краевой конференции «Школа: проблемы и поиск путей решения» (Краснодар, 2010), открытой общегородской учительской конференции «Инновационные формы дополнительного

образования» (Геленджик, 2011), III Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2013).

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе Южного федерального университета, школы педагогических работников ВДЦ «Орленок», филиала Сочинского государственного университета при проведении лекций, практических и семинарских занятий со студентами, а также в учреждениях дополнительного образования г. Ростова-на-Дону при проведении факультативных занятий и кружков «Основы сценического искусства» для старшеклассников.

Публикации. Результаты исследования нашли отражение в 11 публикациях общим авторским объемом 3,3 печатных листа, из них 3 - в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками.

Похожие диссертации на Педагогические особенности преодоления социальной дезадаптации подростков в условиях детской театральной студии